Проект "Счастливые дети на чистой планете"
проект по окружающему миру (средняя группа)
Планета Земля – наш общий дом, каждый человек, живущий в нём, должен заботливо и бережно относиться к нему, сохраняя все его ценности и богатства.
Наиболее эффективный способ реализации задач экологического образования – это организация проектной деятельности. Участие в экологических акциях, субботниках, озеленении, работа по природоохранным проектам – уникальная возможность для детей и родителей проявить себя, принести пользу окружающей природе района, города, страны, планеты в целом.
Актуальность выбранной темы проекта «Счастливые дети на чистой планете», состоит в следующем: отходы, мусор – это изделия и материалы, которые утратили свои потребительские свойства в результате физического и морального износа. Как только люди стали образовывать достаточно большие поселения, возникла проблема отходов, так как жизнь человека и его деятельность всегда сопровождалась их образованием.
Что же делать с этой массой отходов? Конечно, надо развивать технологии, позволяющие использовать промышленные отходы. Но, кроме этого, важно воспитать поколение, которое будет думать об охране окружающей среды, поэтому необходимо начинать эту работу уже сейчас, то есть включать подрастающее поколение в различные виды деятельности.
Ежедневно во время прогулки дети принимают участие в уборке территории своего участка и каждый раз у них возникают вопросы: «Почему нужно убирать мусор?», «Зачем нам бросать мусор в разные контейнеры?», «Куда отвозят мусор?». Чтобы ответить на эти недетские вопросы и попытаться решить “мусорную проблему”, разработан проект «Счастливые дети на чистой планете», реализованный с 1 по 25 марта. В проекте приняли участие воспитатель, дети, родители.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
proekt_schastlivye_deti_na_chistoy_planete.docx | 26.35 КБ |
Предварительный просмотр:
муниципальное бюджетное образовательное учреждение «Детский сад комбинированного вида №1» городского округа Самара
Проект
«Счастливые дети на чистой планете»
Автор:
воспитатель
Пасаман Г.Ф.
Самара, 2022
Паспорт проекта
Направление | Познавательное развитие |
Название проекта | «Счастливые дети на чистой планете» |
Вид проекта | Информационно - творческий |
Разработчики проекта | Воспитатель Пасаман Г.Ф. |
Продолжительность проекта | Краткосрочный (март) 2022 г. |
Участники проекта | Воспитанники средней группы № 44 компенсирующей направленности для детей с ТНР, родители (законные представители), педагог. |
Актуальность | Вопрос ребенка: «Зачем нам бросать мусор в разные контейнеры?» |
Гипотеза | Предположим, что если создать необходимые условия, познакомить дошкольников с целесообразностью раздельного сбора твёрдых бытовых отходов, с возможностью их вторичного использования, то это будет способствовать повышению экологической культуры детей. |
Цель проекта | Повышение экологической культуры дошкольников. |
Основные задачи проекта | 1.Познакомить детей с взаимозависимостью мира природы и деятельностью человека, как хозяйственной, так и природоохранной. 2. Познакомить детей с принципами сбора и утилизации бытовых отходов. 3.Формировать представления о целесообразности вторичного использования бытовых и хозяйственных отходов. 4. Развивать познавательную активность, мышление, внимание, воображение. 5. Развивать умение детей взаимодействовать друг с другом, понимать друг друга и договариваться. 6.Развивать связную речь, лексико-грамматический строй, мелодико-интонационную выразительность посредством драматизации и сочинения экологических сказок. 7.Способствовать развитию чувства эмоциональной отзывчивости, чувства сопричастности к живой природе. 8.Обучать навыкам сотрудничества и партнерства родителей и детей в совместной деятельности. |
Ожидаемые результаты проекта | 1. Повышение уровня экологической культуры дошкольников. 2. Осознание детьми важности и необходимости раздельного сбора твёрдых бытовых отходов. 3. Расширение общего кругозора детей, развитие их творческих способностей. 4. Организация развивающей среды, способствующей нравственно – экологическому развитию детей. 5. Повышение компетентности родителей в вопросах экологического воспитания детей. |
Планирование деятельности | 1. Знакомство с темой «Счастливые дети на чистой планете». 2. Подбор иллюстраций, дидактических игр, экологических сказок, рассказов, загадок, мультфильмов. 3. Создание экологических сказок и их иллюстрация. 4. Создание развивающей предметно – пространственной среды по теме. 5. Взаимодействие с родителями: анкетирование №1, беседы, консультации, рекомендации. |
Технологии и методики используемые в работе | 1. Здоровьесберегающие технологии (зарядка, пальчиковая гимнастика, дыхательная гимнастика, психологические этюды). 2. Информационно – коммуникативные (беседы, наблюдения, целевые прогулки, чтение экологических сказок). 3. Игровая (дидактические игры, интерактивные игры, игры - аттракционы). 4. ЭОР (Электронный образовательный ресурс). |
Характер контактов | Внутри ДОУ, в контакте с семьями воспитанников. |
Продукт проектной деятельности | 1.Театрализация экологической сказки «Дедушкин огород» для детей 4-5 лет. 2. Пособие лэпбук «Экология для дошколят». 3. Интерактивная игра по экологии для дошкольников 4-5 лет «Природа – твой друг». 4. Выставка поделок из бросового материала «Чудеса из мусорной корзины" (родители). 5. Пособия-тренажеры для развития речевого дыхания, выполненные своими руками из бросового материала. 6. Презентация проекта на педагогическом совете. |
Анализ и оценка результата проекта | Анализ выполнения проекта, достигнутых результатов (успехов и неудач). Участие в коллективном анализе проекта, самооценка. |
Перспективы развития проекта | Данный проект может быть использован для работы с дошкольниками, с целью формирования экологической культуры детей, а также познавательного и речевого развития. |
I этап
Предварительный
Содержание работы:
1. Подбор наглядных и дидактических материалов: сюжетные картинки «Природа и человек», подбор дидактических игр «Сортировка мусора», пальчиковая и дыхательная гимнастика по теме проекта.
2.Подбор литературы и предварительное чтение:
И. Лаврухина, М. Иванская «Наш общий дом Земля» экологическое воспитание;
В. Бианки «Сказки о животных».
3. Подбор экологических сказок, экологических этюдов.
4.Подготовка материалов для совместной деятельности педагогов и детей.
5.Введение в тему проекта:
анкетирование родителей по проблеме сортировки мусора;
размещение информации о предстоящей выставке «Чудеса из мусорной корзины» на информационном стенде нашей группы.
6.Папка – передвижка:
«Смотрим, читаем и обсуждаем – рекомендации по чтению экологических сказок дома с ребенком».
II этап
Основной
Содержание работы | Срок реализации | |
Образовательная деятельность | -Информационно-коммуникативная беседа с детьми: «Берегите растения и животных», «Чистая планета – здоровые и счастливые жители», «Мусору не место в лесу и водоеме», «Сохраним природу». - Чтение книг: И. Лаврухина, М. Иванская «Наш общий дом Земля» экологическое воспитание; В. Бианки «Сказки о животных»; -Чтение энциклопедий: «Большая энциклопедия вопросов и ответов», «Птицы», «Животные России», «Насекомые». -Пальчиковая гимнастика «Наш дом» (о родном крае), «Моя Земля». - Дыхательная гимнастика по теме проекта. -Заучивание с детьми стихов о цветах, насекомых, птицах, животных. -Упражнение: «Отгадай загадку». - Проблемные ситуации: «Турист», «Чистые улицы нашего города», «Вторая жизнь мусора». - Просмотр презентаций: «Разнообразие природы», «Экологические знаки». -Дидактические игры по экологии: «Самые редкие растения», «Чего не следует делать в лесу», «Редкие и исчезающие виды животных», «Собери цепочку», «Что означают эти знаки», «Живая и неживая природ», «Самый главный», «Летает, плавает, прыгает», «Отсортируй мусор», «Экологические знаки», «Третий лишний», «Найди пару», «Как прекрасен этот мир», «Такие разные животные», «Юный знаток леса», «Природа и человек». - Создание пособий - тренажеров для развития речевого дыхания, выполненные своими руками из бросового материала. -Игра - лабиринт «Помоги ребятам найти дорожку к контейнерам с мусором». -Проигрывание экологических этюдов: «Веселые зайчата»; «Воробей»; «Бедный котенок»; «Солнышко». - Проигрывание экологической сказки «Зайчонок и Мишка». -Коллективная работа над Экологическим плакатом. - Интерактивная игра «Природа – твой друг». | 01.03.2022г.-25.03.2022г. |
Образовательная деятельность в режимные моменты | -Настольно-печатные игры: «Парное лото», Лото «Животный мир», «Насекомые», «Птицы», «Рыбы», «Магазин цветов», «В гостях у сказки», «Узнай и назови», «Найди по описанию». - Игра «Перерабатывающая мусор станция». - Подвижная игра «Звери шли на водопой». - Просмотр мультфильмов: «Маленькое большое море», «Муравьишка-хвастунишка», «Лесные путешественники», «Приключения муравьишки», «Чьи в лесу шишки». -Экскурсия к контейнерам по сбору мусора. | 01.03.2022г.-25.03.2022г. |
Самостоятельная деятельность детей | - Рассматривание иллюстраций по теме проекта. -Упражнение «Собери картинку», пазлы, рисование, упражнения для развития графомоторных навыков (штриховки, раскраски и т.д.). | 01.03.2022г.-25.03.2022г. |
Взаимодействие с семьями воспитанников | -Консультация «Экологические сказки - важное средство коррекции речи» (папка - передвижка). - Консультация «Смотрим, читаем, обсуждаем» рекомендации по чтению экологических сказок дома с ребенком (папка - передвижка). -Выставка совместных работ родителей и детей «Чудеса из мусорной корзины». - Знакомство с экологическими сказками для детей и их иллюстрирование. Экологические сказки Елены Ульевой «Откуда взялись фантики», «Отчего заболела березка», «Кто испортил воду в реке?», «Как животные спасали свой дом», «Сказка о живой планете», «Почему исчезли цветы». Резякова Н. «История одной ёлочки». -Анкетирование. | 01.03.2022г.-25.03.2022г. |
III этап
Заключительный
Данный проект нашел эмоционально-познавательный отклик не только у детей, но и у нас, взрослых. Проведенная работа, по экологическому воспитанию, позволила прийти к следующим результатам:
- дети стали больше интересоваться окружающей природой, миром растений и животных;
- сформировались первоначальные представления о себе - части природы, о самоценности природы.
Реализация деятельности по проекту, способствовала развитию представлений детей об ответственном отношении к своему здоровью и состоянию окружающей природы, началу формирования экологической культуры, которая проявляется в эмоционально-положительном отношении к природе, окружающему миру.
Вся совместная работа, в ходе реализации проекта, была подчинена единой теме, были решены все сформулированные в работе задачи, что позволило:
- педагогам повысить свое профессиональное мастерство по экологическому воспитанию дошкольников;
- повысить уровень экологической культуры дошкольников;
- организовать развивающую среду, способствующую нравственно – экологическому развитию детей;
-повысить компетентность родителей в вопросах экологического воспитания детей.
Продуктом проектной деятельности стали:
-Театрализация экологической сказки «Дедушкин огород» для детей 4-5 лет.
-Пособие лэпбук «Экология для дошколят».
-Интерактивная игра по экологии для дошкольников 4-5 лет «Природа – твой друг».
-Выставка поделок из бросового материала «Чудеса из мусорной корзины" (родители).
-Пособия-тренажеры для развития речевого дыхания, выполненные своими руками из бросового материала.
Литература
1. Аксенова, З.Ф. Войди в природу другом. Экологическое воспитание дошкольников.– Москва: ТЦ Сфера, 2011. – 128 с. – (Библиотека воспитателя).
2. Андриенко, Н.К. Игра в экологическом образовании дошкольников // Дошкольная педагогика. - 2007. - № 1.- С.10-12.
3. Воронкевич, О.А. «Добро пожаловать в экологию» - современная технология экологического образования дошкольников // Дошкольная педагогика. - 2006. - № 3.- С. 23-27.
4. Ульевой Е. «Порядок вокруг »: экологические сказки для детей- Ростов - на – Дону: Феникс, 2020. – 46 с.
5. Лаврухина И., Иванская Л. «Наш дом Земля».-Ростов - на – Дону: Издательский дом «Проф-Пресс» 2021.-32 с.
6. Лопатина, А.А. Сказы матушки земли. Экологическое воспитание через сказки, стихи и творческие задания / А. А.Лопатина, М.В. Скребцова. - 2-е изд. - Москва: Амрита-Русь, 2008. - 256 с.
7. Николаева, С.Н. Экологическое воспитание младших дошкольников. Книга для воспитателей детского сада. - Москва: Мозаика-Синтез, 2004. - 96с.
8.Рыжова Н. «Наш дом – природа». Программа экологического воспитания дошкольников // Дошкольное воспитание. 1998. № 7. С. 26–34.
9. Федотова, А.М. Познаем окружающий мир играя: сюжетно-дидактические игры для дошкольников. – Москва: ТЦ Сфера, 2015. – 112 с.
10. Экологические стихи и сказки клубов друзей WWF. / Сост. Е. Кузнецова. - Москва: Всемирный фонд дикой природы, 2006. - 104 с.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Экологический проект "На чистой планете - счастливые дети!"
Экологический проект в ДОУ...
«ЧИСТАЯ ПЛАНЕТА ДЛЯ НАШИХ ДЕТЕЙ»
Это долгосрочный проек по экологии. работа над ним осуществляется весь год....
Мастер-класс для родителей детей младшего и среднего дошкольного возраста по экологическому воспитанию «Чистая планета»
Развитие и воспитание у детей и родителей бережного и целостного отношения к природе....
Конспект совместной деятельности с детьми старшего дошкольного возраста по социально - коммуникативному развитию. Экологический досуг "Чистый город - чистая планета".
Конспект совместной деятельности с детьми старшего дошкольного возраста по социально - коммуникативному развитию. Экологический досуг "Чистый город - чистая планета"...
Конспект занятия на тему: «Хотят все дети жить на чистой планете»
Конспект занятия для детей с ОВЗ...
Паспорт проекта по экологии "Счастливые дети на чистой планете"
Отношение ребенка к природе должно быть не только осознанным, но и правильным. Уже в детстве нужно объяснять детям, что «экология» в переводе с греческого означает «наука о доме&raqu...
Участие в областном конкурсе "Чистый воздух, чистая планета".
Цель конкурса:формирование экологической культуры подрастающего поколения, популяризация бережного отношения к природе....