«ЧИСТАЯ ПЛАНЕТА ДЛЯ НАШИХ ДЕТЕЙ»
проект по обж (средняя группа)

Домина  Елена  Владимировна

Это долгосрочный проек по экологии. работа над ним осуществляется весь год.

Скачать:


Предварительный просмотр:

МБДОУ  Детский сад "Кораблик"

Республики Карелия  г. Костомукша

Педагогический проект

«ЧИСТАЯ ПЛАНЕТА ДЛЯ НАШИХ ДЕТЕЙ»

Автор  проекта:

Воспитатель:  Домина Елена Владимировна

Участники проекта:

Дети средней  группы

Родители детей

г. Костомукша

2017 - 2018 г.

Паспорт проекта

  • Вид проекта: познавательно-экологический.
  • Продолжительность: долгосрочный (1 год)
  • Участники проекта: дети средней группы, воспитатели группы, музыкальный руководитель,  родители воспитанников.
  • Образовательные области:

 познание, художественное творчество, музыка, безопасность

Актуальность разработки и реализации

 педагогического проекта

С  самого рождения детей  окружают различные явления неживой природы: летним днем они видят солнце и ощущают теплый ветер; зимним вечером с удивлением смотрят на луну, темное небо в звездах, чувствуют, как мороз пощипывает щечки... Собирают камни, рисуют на асфальте мелом , играют с песком и водой  -  предметы и явления неживой природы входят в их жизнедеятельность,  являются объектами наблюдений и игры. Это обстоятельство делает возможным систематическое и целенаправленное ознакомление дошкольников с  явлениями неживой природы. Более того это просто необходимо.

В природе все взаимосвязано: растения, животные, почва, реки, воздух и др. находятся в неразрывном единстве  -  живая природа не может обходиться без неживой. Растение существует только благодаря тому,  что корнями пронизывает землю и впитывает из нее влагу и питательные вещества, стеблем тянется вверх, а листьями разворачивается к солнцу,  поглощая его свет  и тепло. Растению нужны воздух, нужны влага и тепло в таких благоприятных условиях оно хорошо себя чувствует: растет, цветет, дает плоды и радует глаз человека.

То же можно сказать и о животных: они, как и растения, обладают жизненными потребностями, многие из которых  можно удовлетворить  лишь с помощью неживой природы. Таким образом,  у животных как части живой природы свои особые взаимоотношения с неживой природой.

У человека связь с неживой природой еще сильнее , чем у растений и животных. Люди нуждаются в свежем воздухе, для жизни и хозяйства им необходима вода, но не любая, а только чистая - природная или специально очищенная. Человечество и достигло  потому таких высот  в развитии цивилизации, что научилось использовать природные ресурсы: добывать уголь, нефть, руду, использовать глину и песок в строительстве, изготовлении предметов быта...

Таким образом, все явления неживой природы, которые окружают дошкольника, являются предметом единой системы экологического  воспитания. 

Понимая, какое значение имеет поисковая деятельность в развитии познавательной активности детей, их интеллектуальных способностей одним из видов деятельности я выбрала детское экспериментирование.

Пословица гласит: «Расскажи – и я забуду, покажи – и я запомню, дай попробовать – и я пойму». Усваивается все прочно и надолго, когда ребенок слышит, видит и делает сам. Вот на этом и основано активное внедрение детского экспериментирования в практику работы детских дошкольных учреждений.

Новизна проекта

Экологическое образование – огромный потенциал всестороннего развития ребенка. Наряду с традиционными методами экологического образования в проекте предполагается использование нетрадиционных технологий:  организация экспериментальной деятельности детей. Блок совместной деятельности педагога и детей является основным в формировании экологической культуры у детей.

 Только при полноценном использовании наблюдений, опытов, экспериментов, бесед, экологических игр, чтения художественной литературы экологического содержания, включая труд в природе в повседневную жизнь детей мы можем говорить о формировании экологической культуры у детей среднего дошкольного возраста.

 Вследствие этого ребенок естественным образом усваивает различные сложные представления о явлениях природы и закономерностях. Использование интегрированного подхода в экологическом образовании дошкольников через различные виды деятельности формирует осознанное отношение к природе.

Реализация проекта предполагает интегрирование работы по нравственно- экологическому воспитанию, здоровьесбережению и художественно- эстетическому развитию воспитанников. Работа по проекту осуществляется в тесном сотрудничестве воспитателя и родителями воспитанников.  

Тема проекта

Познавательное развитие детей дошкольного возраста в процессе экспериментирования с объектами неживой природы.

Цель проекта

Формирование основ экологического мировоззрения и культуры детей среднего   дошкольного возраста посредством  установления взаимосвязи между  явлениями,  характерными признаками неживой  и  объектами живой природы путем  вовлечения детей в опытно -  экспериментальную деятельность.

Объект исследования

Процесс формирования основ экологического мировоззрения и культуры детей среднего   дошкольного возраста посредством вовлечения детей в опытно -  экспериментальную деятельность.

Предмет исследования:

Развитие познавательно - творческого потенциала воспитанников путем вовлечения их в опытно - экспериментальную деятельность как средство формирования экологической культуры детей среднего дошкольного  возраста.

Гипотеза:

Процесс формирования экологического мировоззрения  у детей среднего  дошкольного возраста будет более эффективным при целенаправленном вовлечении их в познавательно - поисковую деятельность.

Задачи проекта

1. Развивать наблюдательность и любознательность детей в процессе ознакомления с явлениями, особенностями, свойствами, характерными признаками неживой  природы, их связью с объектами живой природы.

2. Использовать интегрированный подход в экологическом воспитании дошкольников через различные виды деятельности.

3. Обогащать развивающую среду по экологическому направлению в группе.

4. Повысить педагогическую компетентность родителей по вопросам экологического воспитания.

 5. Формировать элементарные естественно- научные представления;

 6.  Расширять перспективы развития познавательно - поисковой  деятельности  детей путем включения их в мыслительные, моделирующие и преобразующие действия;

7. Развивать творческое воображение, фантазию.

8.Формировать познавательную активность, логическое мышление,  самостоятельность.

Задачи для педагога:

  1. Анализ и сбор информации из различных источников.
  2. Разработка перспективного и тематического планирования по проекту.
  3. Создание предметно-развивающей среды.
  4. Мониторинг результатов.

Ожидаемые результаты:

- развитие личности неравнодушной, с эмоционально-ценностным эстетическим отношением к миру, в которой сочетаются качества нравственности, эстетического вкуса, коммуникативных навыков, эмпатии, образного мышления, творческих способностей.

-формирование осознанно - правильного отношения к объектам неживой природы, экологического мышления;

-развитие умственных способностей детей, которые проявляются в умении экспериментировать, анализировать, делать выводы;

- развитие желания общаться с природой и отражать свои впечатления через различные виды деятельности;

- развитие у ребенка фантазии, эмоциональности;

- активизация словарного запаса;

- расширение знаний детей о свойствах неживой природы и их роли в окружающем мире;

- накопление детьми эмоционально позитивного опыта общения с природой;

- сотрудничество родителей, педагога и детей в реализации проекта;

- получение детьми удовольствия от выполненной работы в коллективе.

Рефлексия деятельности:

         Познавательно-исследовательская деятельность обнаруживает себя и в разнообразном творчестве, а также, в творчестве, происходит отражение полученных впечатлений.  В изобразительной деятельности активно используются различные по фактуре и свойствам природные материалы, что, в свою очередь, развивает творческое воображение и эстетический вкус детей.

        В проводимых играх-экспериментированиях и опытах,  дети сами устанавливают причины явлений, связей и отношений между предметами и явлениями, мир природы раскрывается в полной мере, ведь только экспериментируя, дети видят, насколько сильно мы влияем на природу, и важно донести на своём примере истину, правильность, заботу, внимание и доброту.

        Взаимодействие с детьми обязательно строится по принципу субъектных отношений. Педагог и ребёнок взаимодействуют, как партнёры. К мнению детей стараемся относиться уважительно.

        Раскрыть перед ребёнком красоту природы и научить увидеть её - дело сложное. Для этого мы должны уметь жить в гармонии с природой, а дети, они очень наблюдательны и внимательны, хорошо отличают положительное и отрицательное в действиях взрослых. Экологическая воспитанность, искренняя любовь к природе означает не только определённое душевное состояние, восприятие её красоты, но и её понимание и познание.

     Итак, мы видим, что важнейшим условием успешной реализации проекта является создание среды, в которой взрослые личным примером демонстрируют детям правильное отношение к природе и активно, по мере своих возможностей, вместе с детьми участвуют в познавательно-исследовательской деятельности.

Краткое описание проекта по этапам.

Тип проекта: групповой, познавательно - экологический.

Продолжительность проекта: долгосрочный  1 год.

Сроки реализации проекта: сентябрь  2013 г. -  август 2014 г.

I Подготовительный этап. 

  1. Определение педагогом темы, целей и задач, содержания проекта, прогнозирование результата.
  2. Обсуждение с родителями проекта, выяснение возможностей, средств, необходимых для реализации проекта, определение содержания деятельности всех участников проекта.

II Основной этап реализации проекта.

1. Выполнение  плана работы по всем видам деятельности с детьми;

2. Взаимодействие с родителями для решения поставленных задач.

- Создание клуба «Неизведанное   рядом».
- Один раз в квартал проводятся совместные "заседания"  клуба  ( родители и дети)  в форме  развлечений, игр - занятий, досугов, консультаций.
- Создание информационного пространства (информационный стенд; оформление папки - передвижки).


3. Подборка художественных произведений, дидактических игр по данной теме

III . Заключительный этап.

Диагностика и подведение результатов работы.

  • подведение итогов работы над проектом;
  • анкетирование родителей по теме: «Чему научился Ваш ребёнок? »;
  • мониторинг качества освоения материала детьми;
  •  открытое занятие - развлечение для родителей  "Чему мы научились"  (по итогам проекта)
  • презентация проекта для педагогов ДОУ, сообщение из опыта работы по проекту.

 Предварительная работа:

  • Приобретение оборудования для проведения опытно-экспериментальной деятельности детей

  • Выявление уровня знаний детей по теме проекта.

  • Беседа с родителями детей о целях проекта, их роли в успешном осуществлении проекта.

  • Изучение методической литературы  по теме проекта.

Методы работы:

  • исследовательские: опыты, проблемные вопросы, наблюдения;
  • наглядные
  • словесные: беседы, чтение литературы, объяснения, указания, словесные инструкции;
  • технология моделирования
  • релаксация;
  • игровой: (сюрпризный момент, игры)
  • творческие

Формы работы:

1. Проведение с родителями бесед, консультаций о необходимости формирования представлений у детей о ценности природы.

 2. Проведение занятий по ознакомлению с окружающим миром,  художественному творчеству

3. Целевые прогулки,  экскурсии с детьми .

4. Игры - занятия в опытно - экспериментальном  уголке и уголке природы.

5. Проведение занятий-опытов.

Взаимодействие с родителями 

Осознанно-правильное отношение детей к природе строится на чувственном ее восприятии, эмоциональном отношении к ней и знании особенностей жизни, роста и развития отдельных живых существ, некоторых биоценозов, знании приспособительных зависимостей существования живых организмов от факторов внешней среды, взаимосвязей внутри природных сообществ. Такие знания в процессе общения ребенка с природой обеспечивают ему понимание конкретных ситуаций в поведении животных, состоянии растений, правильную их оценку и адекватное реагирование.

Одним из условий успешного воспитания основ экологической культуры является не только работа  с детьми, но и с их семьями. Экологическое образование дошкольников можно рассматривать как процесс непрерывного воспитания родителей, направленный на формирование экологической культуры всех членов семьи. Экологическое образование (просвещение) родителей – одно из крайне важных и в то же время одно из наиболее сложных направлений работы дошкольного учреждения.

Формы работы с родителями

В совместной работе с родителями мы широко используем: консультации для родителей, родительские собрания, беседы, тематические выставки, смотры-конкурсы, анкетирование, развлечения, праздники, конкурсы.     

ПЕРСПЕКТИВНЫЙ ПЛАН КЛУБА                      

  "НЕИЗВЕДАННОЕ РЯДОМ"

Месяц

Тема

Содержание

Октябрь

2017 г.

Открытое игра - занятие «Осеннее путешествие к Песочной фее»

Дети совместно с родителями продолжают знакомиться с некоторыми явлениями неживой природы осенью: ветром; учатся устанавливать причинные связи по приметам; учатся использовать свойства песка  с целью развития  интереса к природным явлениям, логического мышления, внимания, чувства цвета  и мелкой моторики  ребенка

Январь

2018 г.

Консультация «Развитие наблюдательности и любознательности ребенка-дошкольника посредством опытно -  экспериментальных игр в домашних условиях»

Информирование родителей, как правильно обеспечить полноценное  экологическое воспитание ребенка среднего дошкольного возраста. Продолжать знакомить с играми для изучения свойств объектов и явлений  неживой природы, которые будут использоваться родителями в домашних условиях

Апрель

2018 г.

Досуг                            "Спешит весна.               Звенит капель."

Продолжаем в нетрадиционной форме (развлечение: совместно с детьми) знакомить родителей с возможностью использования элементарных опытов дома для расширения представлений детей о некоторых свойствах такого явления неживой природы как вода и ее значении для человека, животных, растений.

Июль

 2018 г.

«Природа Волшебница»

(итоговое)

Совместное  игровое занятие - путешествие проводится на улице (на участке). Родители вместе с детьми учатся,  используя полученные ранее знания  о явлениях, особенностях, свойствах, характерных признаках неживой  природы,   создавать образы природы из природного материала  с  целью развития творческого мышления, воображения, эмоционального восприятия картин природы .

          Опираясь на концептуальные подходы и, принимая во внимание особенности детей, мной разработан и апробирован цикл развивающих мероприятий.  Практическая значимость заключается в использовании разработанного материала в различных видах  и образовательных областях детской деятельности.

Содержание проекта предполагает комплексный подход к развитию ребенка на эмоциональном, психофизиологическом и интеллектуальном уровнях через знакомство с природой в различных видах работы с детьми (например, наблюдения, труд в природе, занятия и праздники интегрированного характера, развлечения, опытно - экспериментальная деятельность).

Выбор приоритетной формы работы с детьми зависит от сезонности, интереса детей к предлагаемой деятельности, их возрастных особенностей, условий.

ПЕРСПЕКТИВНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ С ДЕТЬМИ      

                                 

Месяц  

Раздел образовательной деятельности

Темы игр-занятий

Цель

Сентябрь

Познание.

Опытно - экспериментальная деятельность

"Песочные часы"

Выявить свойства пека и глины

"Посадим дерево"

(Наблюдение на прогулке)

Определить свойства песка и глины: сыпучесть, рыхлость.

Познание.

Ознакомление с окружающим миром.

"Солнце по небу гуляет"

Расширять знание детей о временах года, основных приметах осени. Формировать временные понятия: сутки, части суток.

Художественное творчество.

Рисование.

"Образы земли. Дорожка из осенних листьев."

Познакомить детей с приемами рисования методом мозаичного мазка, примакивания. (Упал  листок на землю - упал мазок на лист). Закрепить знания детей о временах года:  осень.

Октябрь

Познание.

Опытно - экспериментальная деятельность

"Какой вода имеет цвет?"

Определить свойства воды. Вода может нагреваться и нагревать другие предметы. Вода - растворитель пахучих и красящих веществ.

"Какие бывают камни"

(Наблюдение на прогулке)

Познакомить с разнообразием камней, их свойствами.

Познание.

Ознакомление с окружающим миром.

"Тайны осеннего леса"

Формировать у дошкольников интерес к явлениям неживой природы: солнцу, месяцу, звездам. Побуждать устанавливать  взаимосвязи    явлений неживой  и живой природы.

Художественное творчество.

Рисование.

Образы неба

"Дождь"

Учить детей образно отражать в рисунках впечатления от окружающей жизни, передавая образ дождя.

Ноябрь

Познание.

Опытно - экспериментальная деятельность

"Где можно найти воздух"

Обнаружить воздух в предметах

"Где можно найти воздух" (Наблюдение  на прогулке)

Дать детям представление о воздухе,  о том, что он повсюду вокруг нас.

Познание.

Ознакомление с окружающим миром.

"Ветер, ветер ты могуч"

Познакомить детей с явлением: ветер. Побуждать детей устанавливать причинные связи по приметам.

Художественное творчество.

Рисование.

"Образы земли.

Ковер  из осенних листьев."

Продолжать знакомить детей с приемами рисования методом мозаичного мазка, примакивания.     ( Рука двигается вверх - вниз). Закрепить знания  об объектах и явлениях неживой природы  осенью.

Декабрь

Познание.

Опытно - экспериментальная деятельность

"Взаимодействие воды и снега"

Познакомить  с двумя агрегатными состояниями воды (жидким и твердым). Сравнить свойства снега и воды; проверить способность снега под действием тепла превращаться в жидкое состояние.

"Нужен ли растениям зимой снег"

(Опыт  на прогулке)

Определить  зависимость  состояния  растений от условий природы.

Познание.

Ознакомление с окружающим миром.

"Где зимуют снежные бабы"

Формировать у дошкольников представление о времени года : зима. Устанавливать простые связи между временами года и погодой.

Художественное творчество.

Рисование.

"Образы зимнего неба. Какое бывает небо зимой?  

Краски неба."

Показать приемы работы гуашью для получения разных оттенков неба. Закрепить  у детей представления о явлениях неживой природы зимой.

Январь

Познание.

Опытно - экспериментальная деятельность

"Волшебная рукавичка"

Познакомить детей с магнитом, выявить его способность притягивать некоторые предметы.

"Как  согреть руки"

(Опыт на прогулке)

Выявить условия, при которых руки могут согреваться: трение,  движение, сохранение тепла.

Познание.

Ознакомление с окружающим миром.

"Огонь - друг, огонь - враг"

Познакомить детей с противоречивым явлением природы - огонь. Сформировать правильное отношение к нему. Рассмотреть разные варианты обращения с огнем.

Художественное творчество.

Рисование.

"Образы зимнего неба.

Облака"

Продолжать знакомить с приемами работы с гуашевыми красками при изображении облаков, закрепить знания о некоторых явлениях неживой природы - ветре

Февраль

Познание.

Опытно - экспериментальная деятельность

"Почему на небе разные звезды?"

Понять зависимость освещенности предмета от силы источника и удаленности от него. дать детям понятие о звездах.

"Свет вокруг нас"

(Опыт  на прогулке)

Дать детям представление о том, что источники света могут принадлежать к природному и рукотворному миру.

Познание.

Ознакомление с окружающим миром.

"Лютень"

Продолжать знакомить детей с явлениями неживой природы: февраль - месяц лютень. Закреплять знания о приметах времен года.

Художественное творчество.

Рисование.

"Образы деревьев.

Ель умывается снежком".

Познакомить с приемами смешения синей и желтой красок  для получения  зеленой.  Напомнить способы нанесения красок методом мозаичного мазка.  Уточнить представления детей о явлении неживой природы:  снеге.

Март

Познание.

Опытно - экспериментальная деятельность

"Где быстрее?"

Выявить условия изменения агрегатных состояний жидкости          (лед - вода,            вода - лед)

"Где появятся первые проталинки"

(Опыт  на прогулке)

Установить зависимость изменений  в неживой природе с  сезонными изменениями.

Познание.

Ознакомление с окружающим миром.

"Спешит капель, звенит капель"

 Познакомить детей с признаками весны  и устанавливать простейшие взаимосвязи: солнышко светит, звенит капель, появляются проталины...Воспитывать любовь к природе, желание оберегать ее.

Художественное творчество.

Рисование.

" Образы неба ранней весной.

Красно солнышко".

Познакомить  с приемами работы красной и желтой  гуашевыми красками, обратить внимание на то,  что при смешении они превращаются в оранжевую.  Закрепить  знания дошкольников о признаках весны.

Апрель

Познание.

Опытно - экспериментальная деятельность

"Когда это бывает?"

Продолжать устанавливать зависимость освещенности предмета от силы источника.

"Зачем растениям нужен свет" (Опыт  в уголке природы)

Показать детям,  что для роста растения необходим свет.

Познание.

Ознакомление с окружающим миром.

"Световой день"

Расширять представление дошкольников о  явлениях неживой природы и рукотворном мире:  солнечный свет, осветительные приборы. Побуждать детей дифференци-ровать  предметы рукотворного мира и природы

Художественное творчество.

Рисование.

"Образы деревьев. Дерево разговаривает с солнышком".

Познакомить  с приемами работы рисовальным углем, изображая на белом листе бумаги деревья разной высоты.  Закрепить приемы работы красной и желтой  гуашевыми красками;   знания о некоторых явлениях неживой природы весной.

Май

Познание.

Опытно - экспериментальная деятельность

"Какие бывают камни"

Продолжать знакомить дошкольников  с разнообразием камней, их свойствами и особенностями.

"Где спряталась вода"      (Опыт  на прогулке)

Закрепить знания детей о том, что песок и глина по разному впитывают воду.

Познание.

Ознакомление с окружающим миром.

"Вода помощница"

Продолжать знакомить детей с явлениями неживой природы - водой. Расширять представления о свойствах воды  и ее значении для человека. побуждать детей проводить с водой элементарные опыты.

Художественное творчество.

Рисование.

Образы природы.  Обобщающее занятие. Любование картинами природы.

Природа художница".

 Создать атмосферу  эмоционального восприятия картин  природы, вызвав у детей восхищение от увиденного          ( привлечение музыкальных и поэтических образов). Показать приемы работы с природными материалами.                          

В ходе работы над проектом мы стараемся обобщать и обогащать опыт детей в сфере экологического воспитания.

В период работы над проектом особое внимание уделяем  обогащению  словаря и пополнению словарного запаса, а так же развитию познавательной активности детей, их творческого потенциала.

В ходе экспериментальной деятельности  у детей развивается воображение, мышление, формируются  навыки элементарной исследовательской деятельности.

                                 Перспектива на будущее:

 Разработать проект “Радуга открытий” для  детей старшей и подготовительной групп.

Хотя в мыслительном развитии ребенка самое существенное происходит на этапе раннего возраста, целенаправленно заниматься опытно - экспериментальной деятельностью необходимо и  на следующих этапах личностного формирования малышей.

Продолжая и в дальнейшем развитие познавательно - творческой активности посредством вовлечения дошкольников в  исследовательскую работу, воспитатель подготавливает детей к очень трудному этапу в их жизни - школьным годам.

                 Методическое обеспечение проектной деятельности:

1.     Бондаренко Т.М. Экологические занятия с детьми 5 - 6 лет. Практическое пособие для воспитателей и методистов ДОУ. – Воронеж: ТЦ «Учитель», 2008

2.     Дошкольное воспитание № 7 2000 г.

3.   Дошкольное воспитание № 10  2003 г.

2.    Дошкольное воспитание № 11  2003 г.

5.     Евдокимова Е. С. Технология проектирования в ДОУ. – М.: ТЦ Сфера, 2008.

6.     Николаева С.Н. Воспитание экологической культуры в дошкольном детстве.- М.: Новая школа. 1995.

7.     Карпухина Н. А.Конспекты занятий в средней группе детского сада . Знакомство с окружающим миром. – Воронеж, 2009.

8.     Дыбина  О. В., Рахманова Н. П.  и др. Неизведанное рядом.  Занимательные опыты и эксперименты для дошкольников.  – М.:  Творческий центр, 2004.

9.  Рыжова Н.А. Волшебница вода. Учебно – методический комплект по экологическому образованию дошкольников. – М.: ЛИНКА – ПРЕСС, 1997.

10.  Соломенникова О.А. Занятия по формированию элементарных экологических представлений средней группе детского сада. Конспекты занятий. – М.: Мозаика – Синтез, 2008

11.  Интернет ресурсы.



Предварительный просмотр:

МБОУ КГО СОШ № 2 им. А.С.Пушкина

Республики Карелия  г. Костомукша

Педагогический проект

«Особенности питания подростков»

Автор  проекта:

Воспитатель:  Домина Елена Владимировна

Участники проекта:

7 – е  классы

г. Костомукша

2020 – 2021г

Паспорт проекта

  • Вид проекта: познавательно- оздоровительный
  • Продолжительность: долгосрочный (1 год)
  • Участники проекта: дети седьмых классов, родители, классные руководители.

 

Особенности питания подростков

В  исследовательском проекте по биологии на тему «Особенности питания подростков» учениками была изучена теория о здоровом питании, роли питания в формировании здорового организма и крепкого иммунитета в подростковом возрасте.

Подробнее о работе:


В процессе ученической исследовательской
работы по биологии «Особенности питания подростков» было рассмотрено соответствие питания подростков требованиям рационального питания, определена роль режима питания в подростковом возрасте, дано определение понятия "режим питания".

Учебный проект по биологии на тему «Особенности питания подростков» содержит в себе информацию о составляющих здорового питания подростков, о суточной потребности подростка в продуктах питания, приводит подробное описание принципов здорового питания для детей в подростковый период.

Материалы исследовательского проекта могут быть использованы в качестве дополнительного при подготовке к урокам и экзаменационным работам по биологии, а также для самостоятельного изучения по теме с целью расширения кругозора в области биологии.

Оглавление

Введение
1. Понятие о здоровом питании.
2. Режим питания подростков.
2.1.Что такое режим питания?
2.2. Суточная потребность подростка в продуктах питания.
3. Принципы здорового питания.
4. Результаты исследования.
Заключение
Источники информации
Приложение

Введение

Здоровье полностью зависит от питания. Как говорил Сократ:« Мы живем не для того, чтобы есть, а едим для того, чтобы жить.» Термин правильное питание стали употреблять древние греки, которые уже 3000 лет назад писали целые тома о разнообразных режимах питания.


Правильное питание - основа здоровья человека. Именно пища, которую мы принимаем, обеспечивает развитие и постоянное обновление клеток и тканей организма, является источником энергии, которую наш организм тратит не только при физических нагрузках, но и в состоянии покоя. Состав пищи, ее свойства и количество определяют рост и физическое развитие, трудоспособность, заболеваемость, нервно-психическое состояние, продолжительность жизни.

Мы выбрали эту тему, потому-то посчитали ее достаточно актуальной в наше время. В возрасте 10-14 лет дети проходят через множество изменений как в образе жизни подростка, так и в психологической, эмоциональной и физиологической сферах.

Школьники проводят вне дома намного больше времени и становятся менее зависимы от родителей. Постепенно ребенок совершает множество открытий и учится принимать решения: пойти на урок или прогулять; съесть в столовой плов или купить чипсы на автобусной остановке.

Всё чаще вместо полноценного обеда просто быстро перекусывают на ходу. Быстро перекусить и насытиться «этим удовольствием» не всегда бывает полезно. Подростки питаются не правильно! Мы едим то, что является полезным и вкусным по нашему мнению, часто предпочитая продукты в ярких упаковках и знакомых с экрана телевизора.

Сегодня проблема здорового сбалансированного питания школьников, является одной из приоритетных.

Объектом настоящего исследования являлись аспекты питания школьников.

Предметом исследования стали особенности питания учащихся 6- 8 классов.

В качестве гипотезы выступило предположение, что если соблюдать режим и характер питания школьников, то можно избежать серьезных проблем со здоровьем.

Наш проект поможет выяснить, как на самом деле должны питаться подростки, ля того чтобы получить необходимую норму полезных веществ. Эта информация является важной как для нас, так и для одноклассников и их родителей.

Цель проекта: Выяснить соответствие питания подростков требованиям рационального питания.

Задачи:

  1. Изучить информацию по данному вопросу.
  2. Провести анкетирование и наблюдение по данной теме
  3. Проанализировать свой рацион в течении трёх дней.
  4. Составить памятку о правилах питания.

Методы исследования:

  1. анализ теоретического материала
  2. анкетирование учащихся
  3. наблюдение.

Режим питания подростков

Что такое режим питания?

Режим питания второе важнейшее условие правильного питания. Рeжим питaния включaeт в ceбя:

  • Чиcлo пpиeмoв пищи
  • Bpeмя пpиeмoв пищи и интepвaлы мeжду ними
  • Pacпpeдeлeниe paциoнa пo энepгeтичecкoй цeннocти (кaлopийнocти), xимичecкoму cocтaву, пo мacce и пpoдуктoвoму нaбopу нa oтдeльныe пpиeмы пищи
  • Oбpaз дeйcтвий чeлoвeкa или eгo пoвeдeниe вo вpeмя eды.


Необходимо соблюдать определенный режим питания, правильно его организовать: постоянные часы приема пищи, соответствующие интервалы между ними, распределение суточного рациона в течение дня. Принимать пищу следует всегда в определенное время.

Предпочтительнее четырехразовое питание, при котором повышается усвоение пищевых веществ, в частности белков, не ощущается чувство голода в промежутках между отдельными приемами пищи и сохраняется хороший аппетит. (1) Рекомендуется ужинать за 3 ч до сна. Наиболее целесообразным является распределение калорийности по приемам пищи следующим образом

1 вариант
Завтрак 25%
Обед 35-40% 2-й
Полдник 10-15%
Ужин 25%
Итого 100%

2 вариант
1-й завтрак 25%
завтрак 10-15%
Обед 35-40%
Ужин 25%
Итого 100% 

Промежуток в 4-5 часов между отдельными приемами пищи будет наиболее оптимальным и физиологичным. А время от последнего приема пищи до сна должно составлять не меньше трех-четырех часов.

Немаловажное значение в обеспечении рационального питания имеет правильное составление меню основных приемов пищи. Первый прием пищи должен обеспечить подростку энергию на весь день, поэтому завтракать нужно в обязательно порядке (бутерброд с маслом и сыром; какао, чай; йогурт; яичница или омлет; каши на молоке; запеканки).


Второй прием пищи обязательно должен содержать жидкую пищу. Юношам в подростковом возрасте нужен комплексный обед с первыми и вторыми блюдами. Обед, обычно состоит из четырех блюд: закуска, 1-е горячее блюдо, 2-е горячее блюдо, сладкий напиток или сладкое блюдо. Каждое из перечисленных блюд выполняет свою функцию.

Закуска должна вызывать аппетит, улучшать отделение желудочного сока. Закуски могут быть из гастрономических продуктов, салатов и винегретов. Оптимальный вариант — салаты из сырых или отварных овощей, заправленные растительным маслом.

Варианты полдника: кефир и другие молочные изделия; фрукты; крекер или хлебцы. Этот прием пищи также важен, поскольку предотвращает переедание за ужином. Последний прием пищи должен быть максимально легким, так как во второй половине дня метаболические процессы организма замедляются. Варианты ужина: запеканка; легкая каша с ягодами; омлет. Перед сном рекомендуется выпить стакан молока с медом.(1)

Следует учитывать, что при составлении суточного меню необходимо соблюдать ассортимент блюд; блюда, продукты и напитки не должны повторяться в течение дня.

Для составления меню суточного рациона и расчета его химического состава используют справочные таблицы содержания основных пищевых веществ и энергетической ценности пищевых продуктов».

Р

  • Мясо, рыба, птица и бобовые — источники белка, который отвечает за мышечный каркас и все клетки внутренних органов.
  • Овощи, фрукты и корнеплоды — содержат клетчатку, основной задачей которой является очищение организма от шлаков и токсинов. Кроме того, данные продукты защищают клетки от разрушения, поскольку содержат в себе антиоксиданты.
  • Орехи, растительные масла — содержат полезные жиры, необходимые для укрепления волос и ногтей, а также для здоровья сосудов и суставов.
  • Молочные продукты — источники кальция. Недостаток этого элемента в подростковом возрасте развивает множество проблем в опорно-двигательном аппарате ребенка.
  • Чистая питьевая вода. Для нормальной работы организма нужно выпивать в сутки количество воды из расчета 30 мг на 1 кг массы тела.

Суточная потребность подростка в продуктах питания

П

  • Мясо – примерно 200 грамм;
  • Творог - 60 грамм;
  • Молочные продукты – около 500 мл;
  • 1 яйцо;
  • Сыр – примерно 10-15 грамм ежедневно;
  • Рыба – от 60 до 70 грамм;
  • Сладости – до 100 грамм;
  • Хлеб – от 300 до 400 грамм (в том числе ржаной хлеб в количестве до 150 грамм);
  • Макаронные изделия или крупы – около 60 грамм (один раз в неделю заменяют бобовые в том же количестве);
  • Овощи - 300-350 грамм;
  • Свежие фрукты – от 150 до 300 грамм;
  • Сушеные фрукты – около 25 грамм;
  • Сливочное масло – от 30 до 40 грамм;
  • Растительное масло – от 15 до 20 грамм.

В этот период все силы организма подростка расходуются на активный рост. Именно поэтому в этот период подростку требуется повышенное количество кальция, так как его недостаток может спровоцировать заболевания опорно-двигательного аппарата, такие как сколиоз и остеохондроз.

Питание должно быть регулярным, поэтому важно организовать режим приемов пищи, который подросток будет соблюдать каждый день. Меню подростка должно быть максимально разнообразным, чтобы ребенок получал и заменимые, и незаменимые компоненты в нужном количестве. Белки в дневном рационе подростка минимум на 50-60% должны быть представлены продуктами животного происхождения.

Жиры подросток должен получать из растительного масла, сметаны, орехов, сыра, сливочного масла и других продуктов. Желательно, чтобы около 70% всех потребляемых жиров в сутки были растительными. Углеводы ребенок должен получать в большем количестве, чем другие компоненты. Оптимальное соотношение углеводов к белкам – 4 к 1.

Источники быстрых углеводов (сладкие блюда) должны составлять до 20% от всех употребляемых подростком углеводов. Сложные углеводы ребенок будет получать из злаков, блюд из картофеля, хлеба. Для приготовления мучных блюд рекомендуется отдавать предпочтение муке с грубым помолом. Рыба должна присутствовать в меню подростка минимум 1-2 раза в неделю. Такие же рекомендации даются и в отношении красного мяса.

Каждый день подростку следует съедать по 5 порций фруктов и овощей. Одна порция представляет собой фрукт средней величины (например, яблоко или апельсин), два маленьких фрукта (например, абрикоса), 50 г салата из овощей, стакан свежевыжатого сока, три столовые ложки овощей после тепловой обработки. Молочные продукты должны быть в меню подростка ежедневно в виде трех порций.

Ребенок может употреблять жирную и сладкую пищу в небольшом количестве, но такие блюда не должны заменять полезные продукты, так как они содержат слишком мало полезных элементов. Лучшими видами тепловой обработки продуктов называют отваривание и тушение, а также запекание.

В рационе подростков нежелательны продукты с пищевыми добавками, маргарины, магазинные соусы, не сезонные овощи, сырокопченые колбасы, очень острые блюда, жареные во фритюре продукты, пакетированные соки, леденцы, блюда быстрого питания, жвачки. Также стоит ограничивать потребление белого хлеба и сахара.

Познакомившись с различными источниками информации, мы подобрали меню для питания подростков на неделю.

Результаты исследований о питании подростков

В процессе работы мы использовали наблюдение, опрос (20 человек) и анкетирование (55учеников 6-8 классов).


Нами в течение 3 дней были проведены наблюдения в школьной столовой. 76% от общего числа учащихся питаются в школьной столовой, более 30 % из них дети получающие льготное питание. 50% детей покупают выпечку и кондитерские  изделия промышленного производства.

C:\Users\ea.doroshkevich\Desktop\pitanie_1.gif

Вторая половина – покупают вторые блюда. В меню столовой каждый день представлены овощные салаты, компоты и соки, мясные блюда, что соответствует правилам здорового питания. Молочные блюда представлены кашами, которые дети не съедают.

Так же мы попросили одноклассников в свободной форме проанализировать свой рацион питания в течение 3 дней. Основной объем принимаемой пищи приходится на вторую половину дня, что прегружает пищеварительную систему в ночное время и не обеспечивает организм достаточным количеством энергии днем.

 По результатам анкетирования оказалось ,что более половину учеников не завтракают. А завтрак состоит из чая с бутербродом, только 3 человека из опрошенных (0,05%) на завтрак едят каши и омлет.

C:\Users\ea.doroshkevich\Desktop\pitanie_2.gif

Перерывы между приемами пищи могут достигать до 5 часов.

C:\Users\ea.doroshkevich\Desktop\pitanie_3.gif

По результатам анкетирования 80% опрошенных считают, что их рацион в течение недели отличается разнообразием блюд. Подросткам необходимы свежие фрукты и овощи – источники минеральных солей, витаминов, клетчатки и других необходимых пищевых веществ.

Молоко – полезный продукт, необходимый для школьника, являющийся источником кальция. Кисломолочные продукты обладают антимикробным действием: подавляют рост болезнетворных бактерий в кишечнике.

К ним относятся: простокваша, ацидофилин, кефир, йогурт, творог и творожные изделия, сметана. Особенно полезны натуральные йогурты, содержащие живые бактерии. Однако в ежедневном рационе фрукты и овощи присутствуют только у 43% учеников, а молочные продукты только у половины.

C:\Users\ea.doroshkevich\Desktop\pitanie_4.gif

Важным в организации правильного питания является использование парвильно приготовленной пищи, в том числе вареной или паровой, подростки же часто выбирают жареную и маринованую еду

C:\Users\ea.doroshkevich\Desktop\pitanie_5.gif

Важной составной часть питания подростков являются сложные углеводы, которых много в продуктах растительного происхождения. Они могут содержаться в черном хлебе и крупах.

C:\Users\ea.doroshkevich\Desktop\pitanie_6.gif

Зерновые продукты помогают нам получать больше энергии. В продуктах из цельного зерна – таких, как цельнозерновой хлеб, коричневый рис, овсянка, — как правило, намного больше питательных веществ, чем в продуктах из переработанного зерна. К тому же они дают большее ощущение сытости при меньшем количестве, употребленном в пищу. Поэтому будет очень правильно, если в рационе подростков цельнозерновые продукты займут достойное место.

C:\Users\ea.doroshkevich\Desktop\pitanie_7.gif

Потребность в углеводах у детей подросткового возраста выше, чем в другие возрастные периоды. Углеводы являются важными энергетическими компонентами пищи, но перегрузка организма избыточным количеством сахара, конфет, тортов, сладких напитков, варенья, повидла, джема, мёда и других очень сладких продуктов недопустима, так как чревата опасностью возникновения кариеса, сахарного диабета, ожирения, аллергических и других заболеваний. Но 46% учащихся не регулируют употребление сладкого.

C:\Users\ea.doroshkevich\Desktop\pitanie_8.gif

  • Примерно 42% учащихся придерживаются правил здорового питания
  • Главным помощником в организации питания являются родители
  • Придерживаются здорового питания в основном ученики, имеющие хронические заболевания.
  • В меньшей степени следят за питание мальчики.
  • Наблюдаются большие перерывы между приемами пищи, т.к. многие не питаются в школе. Основной объем пищи приходится на вечернее время, что ведет к повышенной утомляемости, а в дальнейшем может привести к развитию серьезных заболеваний.

Требуется информирование подростков о правилах здорового питания. Может быть разработан цикл занятий «Школа здорового питания».

Заключение


Вопросы, раскрытые в данной работе, являются актуальными в повседневной жизни каждого подростка и их родителей. Современные подростки находятся в постоянном состоянии «
информационного стресса», у них сложная школьная программа, практически неограниченный доступ в интернет, плюс могут быть дополнительные нагрузки в виде секций, кружков, талант студий, музыкальной школы и т.д. Всё это приводит к тому, что питаются дети, где придется и как придется. Часто слишком загруженные дети «кусочничают».

Здоровье же человека зависит от тех привычек питания, которые у него вырабатывались в детстве, особенно, в подростковом возрасте. Поэтому, если ребенку с детства прививать основы полноценного, правильного питания, позже, уже перейдя из возраста подростка во взрослую жизнь, человеку будет просто выполнять эти несложные правила.

Здоровое питание означает, что ты заботишься о получении правильного баланса всех питательных веществ, в которых твой организм нуждается каждый день. Каждый подросток должен знать о пользе здоровой пищи и уметь отличать полезные продукты, которые необходимы ему каждый день

Источники информации

  1. Апанасенко Г. Л. Здоровый образ жизни.- Л., 2008.

Приложение 1. https://burenka33.ru/wp-content/uploads/3/e/2/3e24d952ebfe7863e9cdf67e848370e1.jpeg


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Образовательная деятельность по экологии на тему: « Чистая планета – наше будущее» (подготовительная группа).

Образовательная деятельностьпо экологии на тему:« Чистая планета – наше будущее»(подготовительная группа)....

Конспект совместной деятельности с детьми старшего дошкольного возраста по социально - коммуникативному развитию. Экологический досуг "Чистый город - чистая планета".

Конспект совместной деятельности с детьми старшего дошкольного возраста по социально - коммуникативному развитию. Экологический досуг "Чистый город - чистая планета"...

Мусору - нет! или Чистое будущее для наших детей!

Мусор – это одно из величайших изобретений человечества. Люди старательно производят мусор и распространяют его по земному шару. Он плавает во всех мировых океанах, вмерзает в антарктический лед...

Участие в областном конкурсе "Чистый воздух, чистая планета".

Цель конкурса:формирование экологической культуры подрастающего поколения, популяризация бережного отношения к природе....