НОД по окружающему миру по патриотическому воспитанию
план-конспект занятия по окружающему миру (старшая группа)

НОД по окружающему миру для старшей группы. Дети знакомятся с Саратовским калачом

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt.docx19.16 КБ

Предварительный просмотр:

Цель:

расширить кругозор детей, о хлебе и народных традициях; воспитывать чувство любви и гордости за свою страну.

Задачи:

- познакомить детей с историей «Саратовского калача»;

- пополнить и углубить знания детей о хлебе, о народных традициях;

- воспитывать в детях любовь к родному краю и чувство гордости за свою малую Родину.


Ход занятия

Орг. Момент

Ребята, давайте поздороваемся с нашими гостями.

Нежные, добрые девочки,

Сильные, смелые мальчики

Встаем в круг, за руки возьмемся,

И радостно друг другу улыбнемся!

Стих о Родине

За околицей цветут

Белые ромашки.

Тут и жаворонки поют

Над широкой пашней.

Теплый ветер принесет

Аромат смородины.

Так чего дороже нет?

Нет дороже …. (Родины)

Да, ребята! Родина – это место, где вы родились, сделали первые шаги, живете со своей семьей, играете во дворе со своими друзьями, ходите в свой детский сад.

Наш Саратовский край – это наша малая Родина на берегу Великой русской реки Волги.

А в нашей стране очень много городов у которых есть своя визитная карточка, свой отличительный от других знак. Например, Тульский край славится самоварами и пряниками, Вологодский край – маслом, Оренбургский край – пуховыми платками.

А вы знаете, чем славится Саратовский край? (Ответы детей)

Как же мы сможем узнать, чем же все -  таки славится Саратовский край?(Спросить у взрослых, из книги)

Конечно,  ребята нам в этом поможет книга о Саратовском крае. Мы с вами знаем, каким наш край был в давние времена. Не раз говорили о природе, (показать страницу) птицах, животных. А сейчас пришла пора узнать о чем - то новом.

Ребята, посмотрите! В нашей книге не хватает страницы.

Ребята, я вижу  здесь подсказку. Эта стихотворение - сказка послушав, которое мы узнаем, что же было изображено на потерянной странице.

Стихотворение - сказка о калаче.

Зернышко в землю весною упало –

Чуть полежало и чуть подремало,

В теплой земельке проснулось, очнулось —

К солнышку нежным ростком потянулось!

Шли дни за днями себе чередою –

Дождик поил его чистой водою,

Нежный росточек крепчал, подрастал

И колоском налитым вскоре стал!

Мышкин тотчас зазвучал голосок:

— Спрячу я в норку тебя, колосок,

Зернышки лягут в мои закрома,

Будет запас, когда грянет зима!

Из-под земли вылез сразу же Крот:

— Рыл к колоску я усиленно ход,

Не уступлю, колосок будет мой,

Он пригодится голодной зимой!

Мышка расстроилась, Крот разозлился,

Но, тут как тут, Хлебороб появился,

В руки он взял золотой колосок,

Зернышки после умело извлек.

Зерна посыпались желтой рекою,

Стали на мельнице зерна мукою,

Чистой они белизной засветились

И на пекарне в калач превратились!

Так и рождается, милые дети,

Хлеб самый вкусный на всем белом свете!

Выносим калач. Ребята! Я для вас приготовила сюрприз. Подходите, посмотрите,  аромат его вдохните! Это настоящий калач! (Положить на стол)

Саратовский край издавна славился знаменитыми калачами – сдобным хлебом с превосходным вкусом, ароматом. Саратовский калач считался самым вкусным хлебом в России. Продавали его на ярмарках и торгах, где всегда продавцы расхваливали свой товар.

Давайте и мы расхвалим наш калач. Д/И «Похвали калач»( ароматный, румяный, душистый, круглый, красивый, вкусный)

Ребята, а вы хотите узнать о Саратовском калаче? И почему именно он  является  одним из символов нашего края? (Презентация) Тогда присаживайтесь и смотрим на экран.

1 слайд. Итак, ребята Саратовский калач по праву считается символом нашего края.

2 слайд. Впервые продемонстрировали калач саратовские хлебопеки на Нижегородской ярмарке 110 лет назад. Они испекли из фирменной муки огромный калач. И разрешили всем желающим сидеть на нем и даже прыгать как на батуте. Особенность этого калача была в том, что он вновь принимал первоначальную форму. Так в чем же был его секрет?

3 слайд. Особый сорт пшеницы – знаменитая саратовская белокурка, которая росла только в некоторых районах Саратовской губернии, где сочетаются особенные природные факторы, которых нет ни где в России.

4 слайд. Для саратовского калача использовался особый помол пшеницы, который хранили в тайне наши земляки – мукомолы. Мука эта была очень дорогая. Поставщики муки для пекарен охотились за этой мукой и переплачивали за нее дороже.

5 слайд. Рецепт изготовления калача пекари никому не рассказывали. Этот хлеб был таким вкусным, что его начали заказывать из разных городов.

6 слайд. В наше время уже не так часто в магазинах можно купить калач. Его пекут на праздники и торжества. Ежегодно проходит фестиваль «Саратовский калач», где можно попробовать калач с душистым чаем, медом и вареньем.

7 слайд. А сколько пословиц придумал русский народ о калаче.

«С калача – бело личико»

«Хочешь есть калачи – не сиди на печи»

«Вольному помогает врач, а голодному - калач»

Вопросы;

  1. В чем был секрет калача? (Особый сорт зерна)
  2. Где и как продавали калач? (На торгах и рынках, пекли только в нашем крае)
  3. Где мы с вами можем попробовать саратовский калач?(Фестиваль Саратовский калач)

Вывод:  теперь мы с вами знаем почему саратовский калач является символом нашего края.

Давайте с вами поиграем  в парах Физминутка: Ай, качи качи качи

Ай качи, качи, качи

Глянь баранки, калачи

Глянь баранки, калачи

С пылу, с жару, из печи

С пылу, с жару, из печи

Все румяны, горячи

Налетели вдруг грачи

Подхватили калачи.

Раз, два, три – собирайтесь калачи.

Игра «Что сначала, что потом») Ребята, а  калач это хлебобулочное изделие? Возьмите картинки, рассмотрите. Мы сейчас с вами вспомним какой долгий путь проходит хлеб, прежде чем  попадает к нам на стол. Поворачивайся к друзьям и расскажи им с чего же начинался путь хлеба. Что же происходит дальше, расскажи что на ней изображено? Таким же образом к нам на стол попадает калач.

Теперь мы можем вернуть страницу в книгу. Берегите, ребята книги – они источник наших знаний, как для взрослых, так и для детей.

Ребята рецепт Саратовского калача дошел до нас из далеких времен. Как же люди узнают, о том как жили наши предки? Чем занимались? Какими предметами быта пользовались? (Ответы детей)

Сегодня я предлагаю вам побыть в роли самых настоящих археологов. Подходите ребята к столу, берем кисточки.

Ребята, что же вы нашли? (Ответы детей )

А чем так славится Саратовская гармошка, мы с вами узнаем в следующий раз.

Давайте скажем нашим гостям «До свидания!»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

План работы по единой тематической теме «Формирование личности ребёнка, его ценностных ориентаций в окружающем мире через экологическое воспитание»

В перспективном плане представлена система работы по формированию личности ребенка через экологическое воспитание, поэтапную работу предлается проводить в течение трех лет....

Консультация для родителей по окружающему миру на тему: "Воспитание экологического сознания дошкольников в семье"

Взаимодействие человека с природой - чрезвычайно актуальная проблема современности. Очень близко по своему содержанию к понятию "экологическое сознание" подходит понятие "экологическая культура". Рабо...

Проект Непосредственно образовательной деятельности по экологическому воспитанию Познание окружающего мира посредством экологического воспитания. «Деревья наши друзья»

Познание окружающего мира посредством экологического воспитания. «Деревья наши друзья»Экологическое образование детей дошкольного возраста чрезвычайно актуальная проблема настоящего времен...

Методический материал по окружающему миру и экологическому воспитанию "Русский лес: сирень и тополь"

Данный материал предназначен для педагогов дошкольного образования, работающих со старшими дошкольниками, а так же для родителей.Данные методические разрабтки не только облегчат подготовку воспит...