проект в старшей группе
проект по окружающему миру (старшая группа)
Ознакомление дошкольников с природой является одной из важнейших задач в работе с детьми. При этом очень важно, чтобы получаемые знания не были преподнесены изолированно, без привязки к целому комплексу явлений, окружающих предмет изучения. Дети всегда должны видеть связь отдельного вида с окружающей средой, его влияние на эту среду, они должны понимать, что растения и животные зависят друг от друга и от среды обитания.
Экологическое воспитание - одно из основных направлений в системе образования, это способ воздействия на чувства детей, их сознания, взгляды и представления. Дети испытывают потребность в общении с природой. Они учатся любить природу, наблюдать, сопереживать, понимать, что наша Земля не сможет существовать без растений, так как они не только помогают нам дышать, но и лечат от болезней.
Цветы – это не только красота, но и часть живой природы, которую надо беречь и охранять, и, конечно же, знать. Знать строение цветка, его внешний вид, особенности, целебные свойства.
Сорвать цветок может каждый, а вот сказать – какой цветок сорвал, далеко не все.
Образовательная область – оптимизация мыслительной активности детей через сотрудничество педагогов и родителей.
Участники. Воспитатели, дети 4 -6 лет, родители.
Взаимодействие педагогов: музыкальный руководитель, воспитатели, родители.
Вид проекта: творческий, информационно – исследовательский, среднесрочный, коллективный, индивидуальный (совместно с родителями).
Проблемный вопрос: «Какие бывают цветы и зачем они на Земле?»
Цель: Активизация познавательной и творческой деятельности детей,
развитие творческого потенциала воспитанников и педагогов, активное вовлечение родителей в воспитательно-образовательный процесс.
Задачи:
- Дать понятие, что такое цветок.
- Учить детей классифицировать цветы по месту их произрастания (луг, сад, поле, дом).
- Познакомить детей с профессиями людей, связанных с цветоводством.
- Учить детей правильно сажать и выращивать цветы.
- Отметить значение, роль цветов для жизни и деятельности человека, животных, насекомых.
- Развивать конструктивные, изобразительные способности детей в изготовлении цветов, применяя разные материалы и технические средства.
- Развивать умение сравнивать и анализировать.
- Развивать воображение, мышление в процессе наблюдения, исследования природных объектов.
- Развивать умение передавать свои чувства от общений с природой в рисунках и поделках. Пополнение и обогащать словарный запас детей и их знания о цветах лесных, луговых, садовых, комнатных.
- Воспитывать бережное отношение к цветам, умение заботиться о них.
- Воспитывать коммуникативные навыки, самостоятельность, трудолюбие, наблюдательность и любознательность ко всему живому.
Методы проекта:
- исследовательские: опыты, проблемные вопросы, наблюдения;
- самостоятельное наблюдение;
- коллективное наблюдение;
- словесные: беседы, чтение литературы, консультации для родителей, объяснения, указания, словесные инструкции;
- технология моделирования;
- релаксация;
- ароматерапия;
- слушание музыки.
Формы организации проекта:
- Познавательная непосредственно-организованная деятельность (аппликация, рисование, лепка, музыка, развитие речи, природный и социальный мир);
- Экскурсии;
- Дидактические игры;
- Трудовая деятельность детей;
- Экологические викторины.
Ресурсное обеспечение проекта.
- Уголок природы в группе, цветник на участке детского сада.
- Методический инструментарий.
- Материально – техническое (компьютер, фотоаппарат, канцелярские принадлежности, фонотека, стеклянная посуда для экспериментов, горшочки, баночки, лупа, пластмассовые ножи для опытов, индивидуальные блюдца для экспериментов, салфетки, садово-огородный инвентарь, рассадники, спортивный инвентарь)
- Наглядный материал:
а) цветы живые, на иллюстрациях, сделанные из разных материалов;
б) настольно-печатные игры;
в) дидактические игры по экологии;
г) библиотечка юного цветовода, альбом «Легенды о цветах».
- Оснащение природным и бросовым материалом.
Сроки реализации проекта: 1 месяц.
Ожидаемый результат: развитие познавательного интереса детей, расширение представлений о луговых, лесных, садовых и комнатных цветах. Положительно-эмоциональное и осознанное отношение к природе, к цветам, которые окружают ребенка. Цветы являются не только украшением Земли, но и целителями. Готовность участвовать в практических делах по улучшению природной среды (посадка, уход за цветами). Сформировались навыки культурного поведения в природе, умение беречь и заботиться о ней.
Этапы проекта.
1 этап. Целеполагание (выявление проблемы).
2 этап. Разработка проекта.
3 этап. Выполнение проекта (организация совместной работы детей и педагогов над проектом).
4 этап. Подведение итогов.
Содержание.
1. Комнатные растения
2. Садовые цветы
3. Луговые и лесные цветы
6. Бал цветов.
7. Выставка рисунков, фотовыставка и цветочный коллаж.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
проект по экологическому воспитанию | 78.7 КБ |
Предварительный просмотр:
Дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад №1 г. Улыбка»
Экологический проект
«Цветы вокруг нас».
Автор проекта: Гальцева Анна Николаевна
Озинки 2021
Актуальность проекта.
Ознакомление дошкольников с природой является одной из важнейших задач в работе с детьми. При этом очень важно, чтобы получаемые знания не были преподнесены изолированно, без привязки к целому комплексу явлений, окружающих предмет изучения. Дети всегда должны видеть связь отдельного вида с окружающей средой, его влияние на эту среду, они должны понимать, что растения и животные зависят друг от друга и от среды обитания.
Экологическое воспитание - одно из основных направлений в системе образования, это способ воздействия на чувства детей, их сознания, взгляды и представления. Дети испытывают потребность в общении с природой. Они учатся любить природу, наблюдать, сопереживать, понимать, что наша Земля не сможет существовать без растений, так как они не только помогают нам дышать, но и лечат от болезней.
Цветы – это не только красота, но и часть живой природы, которую надо беречь и охранять, и, конечно же, знать. Знать строение цветка, его внешний вид, особенности, целебные свойства.
Сорвать цветок может каждый, а вот сказать – какой цветок сорвал, далеко не все.
Образовательная область – оптимизация мыслительной активности детей через сотрудничество педагогов и родителей.
Участники. Воспитатели, дети 4 -6 лет, родители.
Взаимодействие педагогов: музыкальный руководитель, воспитатели, родители.
Вид проекта: творческий, информационно – исследовательский, среднесрочный, коллективный, индивидуальный (совместно с родителями).
Проблемный вопрос: «Какие бывают цветы и зачем они на Земле?»
Цель: Активизация познавательной и творческой деятельности детей,
развитие творческого потенциала воспитанников и педагогов, активное вовлечение родителей в воспитательно-образовательный процесс.
Задачи:
- Дать понятие, что такое цветок.
- Учить детей классифицировать цветы по месту их произрастания (луг, сад, поле, дом).
- Познакомить детей с профессиями людей, связанных с цветоводством.
- Учить детей правильно сажать и выращивать цветы.
- Отметить значение, роль цветов для жизни и деятельности человека, животных, насекомых.
- Развивать конструктивные, изобразительные способности детей в изготовлении цветов, применяя разные материалы и технические средства.
- Развивать умение сравнивать и анализировать.
- Развивать воображение, мышление в процессе наблюдения, исследования природных объектов.
- Развивать умение передавать свои чувства от общений с природой в рисунках и поделках. Пополнение и обогащать словарный запас детей и их знания о цветах лесных, луговых, садовых, комнатных.
- Воспитывать бережное отношение к цветам, умение заботиться о них.
- Воспитывать коммуникативные навыки, самостоятельность, трудолюбие, наблюдательность и любознательность ко всему живому.
Методы проекта:
- исследовательские: опыты, проблемные вопросы, наблюдения;
- самостоятельное наблюдение;
- коллективное наблюдение;
- словесные: беседы, чтение литературы, консультации для родителей, объяснения, указания, словесные инструкции;
- технология моделирования;
- релаксация;
- ароматерапия;
- слушание музыки.
Формы организации проекта:
- Познавательная непосредственно-организованная деятельность (аппликация, рисование, лепка, музыка, развитие речи, природный и социальный мир);
- Экскурсии;
- Дидактические игры;
- Трудовая деятельность детей;
- Экологические викторины.
Ресурсное обеспечение проекта.
- Уголок природы в группе, цветник на участке детского сада.
- Методический инструментарий.
- Материально – техническое (компьютер, фотоаппарат, канцелярские принадлежности, фонотека, стеклянная посуда для экспериментов, горшочки, баночки, лупа, пластмассовые ножи для опытов, индивидуальные блюдца для экспериментов, салфетки, садово-огородный инвентарь, рассадники, спортивный инвентарь)
- Наглядный материал:
а) цветы живые, на иллюстрациях, сделанные из разных материалов;
б) настольно-печатные игры;
в) дидактические игры по экологии;
г) библиотечка юного цветовода, альбом «Легенды о цветах».
- Оснащение природным и бросовым материалом.
Сроки реализации проекта: 1 месяц.
Ожидаемый результат: развитие познавательного интереса детей, расширение представлений о луговых, лесных, садовых и комнатных цветах. Положительно-эмоциональное и осознанное отношение к природе, к цветам, которые окружают ребенка. Цветы являются не только украшением Земли, но и целителями. Готовность участвовать в практических делах по улучшению природной среды (посадка, уход за цветами). Сформировались навыки культурного поведения в природе, умение беречь и заботиться о ней.
Этапы проекта.
1 этап. Целеполагание (выявление проблемы).
2 этап. Разработка проекта.
3 этап. Выполнение проекта (организация совместной работы детей и педагогов над проектом).
4 этап. Подведение итогов.
Содержание.
1. Комнатные растения
2. Садовые цветы
3. Луговые и лесные цветы
6. Бал цветов.
7. Выставка рисунков, фотовыставка и цветочный коллаж.
Период | Мероприятия |
I. Подготовительный этап | |
июнь |
|
Этапы реализации проекта
II. Основной этап | |
июнь
2 неделя
|
Цель: знакомство с цветами нашего края и детского сада.
цель: Формирование основ музыкальной культуры для детей. «Кактус – ёж», «Ромашки» Вихаревой
Трудовая деятельность на участке, в группе – посадка цветов, поливка цветников, рыхление почвы, уход за комнатными цветами.
Работа с родителями:
Художественно-творческая деятельность:
«Цветок – твой талисман»;
Работа с родителями:
|
3 неделя |
|
III. Заключительный этап | |
4 неделя |
|
В ходе проекта:
мы обобщили и обогатили опыт детей в сфере экологического воспитания путем применения научных методов и приемов. Мы собрали бесценный материал о цветах, систематизировали его и обобщили как опыт работы в данном проекте. У детей появились: интерес к узнаванию природы, особенностям жизни и развитию растений; желание самостоятельно выполнять поручения по уходу за растениями; навыки наблюдения и экспериментирования в процессе поисково-познавательной деятельности.
В период работы над проектом дети обогатили словарь и пополнили словарный запас, если к началу работы над проектом дети знали 3-4 названия цветка то к концу – более 10. В ходе экспериментальной деятельности мы у детей развивали воображение, мышление, сформировали навыки элементарной исследовательской деятельности.
Познакомились с растениями и научились передавать свои чувства в рисунках и поделках из природного материала.
Взрослые стали более активно участвовать в создании условий для реализации творческих и познавательных способностей у детей, в организации и проведении экологических мероприятий, конкурсов.
Список использованной литературы:
- Мир природы и ребенок (Методика экологического воспитания дошкольников): Учебное пособие для педагогических училищ по специальности «Дошкольное образование» / Под редакцией Л.М. Маневцовой, П.Г. Саморуковой. – СПб.: АКЦИДЕНТ, 1998.
- Е.А. Алябьева “Тематические дни и недели в детском саду”, “Итоговые дни по лексическим темам” 2006 год.
- Л.А. Владимирская “От осени до осени” 2004 год.
- А.И. Иванова “Живая экология”, “Экологические наблюдения и эксперименты в Д/С 2005 год.
- “Мы” - программа экологического воспитания детей 2005 год.
- А.В. Кочергина “Сценарий занятий по экологическому воспитанию дошкольников” 2005 год.
- С.Н. Николаева “Юный эколог” 2002 год.
- Н.А. Рыжова Экологическое образование в детском саду: лекции 1 – 8. – М.: Педагогический университет «Первое сентября», 2006.
- Н.А. Рыжова Экологический проект «Дерево». Журнал «Обруч». – N 2. – 1997.
Приложение 1.
Конспект непосредственно-организованной деятельности в Образовательная область «Познавательное развитие».
Тема: «Тайны комнатных растений».
Задачи:
- продолжать формировать у детей интерес к растительному миру.
- подвести к пониманию, что комнатные растения живой организм,
требующий определенного ухода;
- дать детям представления об особенностях комнатных растений;
- закрепить знания детей о частях растения.
- воспитывать любовь к растениям, желание ухаживать за ними, радоваться результатам своего труда.
Интеграция образовательных областей:
«Познание», «Коммуникация», «Социализация», «Чтение художественной литературы».
Материалы и оборудование: Кукла Незнайка, иллюстрации комнатных растений, атрибуты к дидактической игре «Собери правильно», фонограмма Поль Мариа Джеймс Ласт – одинокий пастух.
Предварительная работа:
- наблюдение за ростом и развитием растений в группе;
- рассматривание частей растения в процессе пересадки.
- уход за комнатными растениями в уголке природы (полив, рыхление, опрыскивание, протирание листьев.)
- Дидактические игры: «Угадай по описанию», «Чего не хватает?», «Найди, что порошу», «Что лишнее?».
- Словесные игры: «Опиши комнатные растения», «Магазин Цветов».
Ход НОД.
- Ребята я загадаю вам трудную загадку
«Ни рук не ног, а двигается,
Нет носа, а дышит,
И рта нет, а пьет и ест?»
- Правильно растение
- Как двигается растение? (поворачивается к свету).
- А как оно дышит? (через листья и корни.)
- А как оно пьет и ест? (корнями.)
- Ну а где же пища для них хранится? (в земле, почве.)
- Правильно ребята, растения питаются не как человек и если его лишить почвы, оно не сможет жить и что произойдет? (погибнет.)
- Ребята, а раз растения могут питаться, дышать и двигаться, что можно о них сказать? (они живые как мы.)
- А сейчас внимательно посмотрите на растения (аспарагус, фикус, герань, ландыш, бегония, герань). Какое из них лишнее? (ландыш.)
- Почему? (ответы детей.)
- Верно, ландыш растет на улице, а все остальные только в помещении и поэтому они называются? (комнатные растения.)
- Знаете ребята, я сегодня расскажу о тайнах комнатных растений. Первую мы уже узнали только что. (комнатные растения живут только в домашних условиях.)
А еще некоторые из них могут лечить людей. (демонстрация Алоэ, «живое дерево», герани.)
- Алоэ затягивает и обеззараживает ранки, «живое дерево» лечит насморк, оно вызывает и чихание и болезнетворные микробы просто «вылетают» из носа;
- Листочки герани успокаивают боль в ушах.
- А чтобы узнать еще одну тайну, я предлагаю посмотреть на эти иллюстрации (клумба, цветущая летом и комнатные растения на подоконнике, то же, но зимой.)
- Что можно сказать? (комнатные растения живут круглый год, а садовые, луговые, лесные погибают;
Но ведь комнатные растения тоже вырастают большими, или теряют листья.
- Как они выживают? ( появляются отростки, рассаживаем.)
- Правильно
- Еще одну маленькую тайну мы узнаем чуть позже, а я превращаю всех в цветы.
Физминутка «Цветы».
Я прошу тебя цветочек
Подними свой лепесточек,
Вылез из горшочка
Топни три разочка,
И головкой покачай
В окне солнце повстречай
Стебель наклони слегка
- вот зарядка для цветка,
Вымой ты свой корешок,
И опять залазь в горшок
Шевелятся листья все
День встречай в своей красе!
(дети выполняют действия согласно тексту.)
- Превращаю всех в детей!
- Посмотрите, какие все стали красивые! Ребята мы можем зимой любоваться красотой цветения, зеленью.
- На улице? (нет.) В доме? (да.) Комнатные растения как кусочек лета греют нас и радуют.
- Ребята, кто-то здесь непорядок устроил, разбросал карточки.
- Ах это ты Незнайка! А что ты такой грустный?
- Давайте поможем Незнайке правильно собрать картинку!
- Дидактическая игра «Собери правильно» ( Цветочный горшок, корень, стебель, листья, цветок, если растение цветет.)
- Молодцы ребята, Незнайка очень рад и вас благодарит. Незнайка, а ты знаешь, в каких детских художественных произведениях речь идет о комнатных растениях?
- Ребята давайте вспомним и подскажем ему (ответы детей: «Снежная королева» «Дюймовочка», и.т.д.)
- Теперь ты тоже знаешь! Куда торопишься? (Незнайка убегает к своим друзьям рассказать обо всем ).
- А мы с вами присядем на ковер и представим, что мы маленькие комнатные растения.
Психогимнастика « Я растение». (под музыку).
- Вас посадили в теплую, мягкую землю, вы еще ростки, беззащитные и хрупкие, но чьи то добрые руки поливают вас, рыхлят землю, чтобы ваши корни дышали, моют ваши листья. Вы начинаете расти, стебель становится крепче, вы тянетесь к свету. Вам так хорошо жить на подоконнике с другими комнатными растениями.
-А теперь все встанем и послушаем стихотворение Е. Благининой.
(читает ребенок.)
«Прыгают синицы
Под окном моим.
Радуются птицы –
Ведь приятно им
Посмотреть на это
Милое окно,
Где зимою – лето,
Где цветов полно».
- Мы с вами будем продолжать узнавать о комнатных растениях новое, будем ухаживать за ними.
Рефлексия:
- Что Вам понравилось сегодня?
- Почему вам нравится ухаживать за комнатными растениями?
- Вспомните «тайны» комнатных растений.
Беседа «Условия, необходимые для жизни комнатных растений».
Цель беседы:
- Продолжать формировать у детей представления об уходе за комнатными растениями.
- Углубить знания о приёмах по уходу за растениями.
- Воспитывать гуманное отношение к комнатным растениям, как к объектам природы.
Воспитатель. Дети, сегодня мы будем продолжать учиться ухаживать за комнатными растениями. Давайте вспомним, что для этого надо делать? (Дети перечисляют приемы и порядок ухода) .
Чему вы недавно научились? (рыхлить землю.) для чего нужно рыхлить землю? (Чтобы хорошо уходила вода и, чтобы корням было легче расти в рыхлой земле.) Чем вы рыхлите землю? Пояснить: ближе к стеблю рыхлить неглубоко, а дальше от стебля поглубже.
Как узнать, что растение нужно полить? (Земля сухая на ощупь, светлая.) Какой водой мы поливаем (теплой, которая стоит в лейках со вчерашнего дня.) Как надо мыть растения (крупные листья протирать тряпочками, растения с мягкими листьями их пульверизатора.)
Для чего мы ухаживаем за растениями? (ответы детей)
Дети, за растениями нужно не только ухаживать, но и подкармливать, их нужно удобрять. Для этого есть специальное удобрение (воспитатель показывает).Такими растворами подкармливают растение раз в неделю после его поливки, чтобы раствор лучше впитывался в почву. На моем столе лежит все необходимое для ухода за растениями. Вы сейчас будете самостоятельно ухаживать за растением.
(дети выполняют практическое задание. На столе стоят горшки с комнатными растениями фикус, которому нужно протереть листья, толстянка с сухой почвой, герань с увядшими листьями.)
Воспитатель. С какими трудностями вы столкнулись во время выполнения задания.(ответы детей.)
Как вы догадались, что фикусу нужно протереть листья?
Почему вы полили толстянку?
А почему вы решили убрать у герани увядшие листья, может быть ее нужно полить? Сейчас ребята давайте подведем итог нашей беседы и еще раз повторим правила ухода за комнатными растениями ( ответы детей).
Если ты возьмешь росточек и в горшок земли сыпнешь
Посади, полей цветочек, знаешь, что потом поймешь,
Что трудился не напрасно, появилась в том горшочке,
Шапка листиков зеленых в обрамлении цветочков!
Приложение 2.
Конспект непосредственно-организованной деятельности Образовательная область «Чтение художественной литературы».
Тема «Золотой луг» (по Пришвину)
Интеграция областей. «Чтение художественной литературы», «Здоровье», «Физическая культура», «Познание», «Социализация», «Коммуникация».
Задачи:
- познакомить детей с писателем М. Пришвиным и его рассказом «Золотой луг»; - расширить и уточнить знания детей об одуванчике;
- познакомить с понятиями: промысел, идти в пяту, фукать;
- развивать умение эмоционально откликаться на красоту природы и содержание литературного произведения;
- воспитывать основы экологического мировоззрения.
Оборудование:
Портрет М. Пришвина, книга М. Пришвина с рассказом «Золотой луг», фото или картинки с изображением одуванчиков, «одуванчики» из бумаги и кусочки ваты для дыхательного упражнения.
Ход НОД:
Воспитатель - Ребята, сегодня нам предстоит знакомство с удивительным человеком. Больше всего он любил детей и природу. Взгляните на его портрет. (Показ). Это портрет писателя Михаила Пришвина. Я прочту вам рассказ писателя Михаила Пришвина, который называется «Золотой луг». А вот кто будет главным героем рассказа, вам подскажет загадка.
Загадка про одуванчик
Был цветочек золотой
За неделю стал седой
А денечка через два облысела голова (одуванчик).
Воспитатель - Какие слова в загадке подсказали вам правильный ответ? Так какое растение будет героем рассказа «Золотой луг»? А что вы знаете об этом цветке? В рассказе вам встретятся незнакомые слова. Давайте сразу выясним, что они означают, чтобы все было вам понятно. Промысел – добывание чего-нибудь. Каким промыслом могли занимать ребята в лесу, что могли добывать там? Идти в пяту – идти друг за другом. Фукать – дуть. Попробуйте сами дунуть, издавая при «фу».
Воспитатель - Располагайтесь поудобнее и слушайте внимательно.
Чтение рассказа Михаила Пришвина «Золотой луг».
«У нас с братом, когда созревают одуванчики, была с ними постоянная забава. Бывало, идем куда-нибудь на свой промысел - он впереди, я в пяту.
«Сережа!» - позову я его деловито. Он оглянется, а я фукну ему одуванчиком прямо в лицо. За это он начинает меня подкарауливать и тоже, как зазеваешься, фукнет. И так мы эти неинтересные цветы срывали только для забавы. Но раз мне удалось сделать открытие.
Мы жили в деревне, перед окном у нас был луг, весь золотой от множества цветущих одуванчиков. Это было очень красиво. Все говорили: «Очень красиво! Луг – золотой». Однажды я рано встал удить рыбу и заметил, что луг был не золотой, а зеленый. Когда же я возвращался около полудня домой, луг был опять весь золотой. Я стал наблюдать. К вечеру луг опять позеленел. Тогда я пошел, отыскал, одуванчик, и оказалось, что он сжал свои лепестки, как все равно, если бы у вас пальцы со стороны ладони были желтые и, сжав в кулак, мы закрыли бы желтое. Утром, когда солнце взошло, я видел, как одуванчики раскрывают свои ладони, и от этого луг становился опять золотым.
С тех пор одуванчик стал для нас одним из самых интересных цветов, потому что спать одуванчики ложились вместе с нами, детьми, и вместе с нами вставали».
Дыхательное упражнение «Подуй на одуванчик»
Носит одуванчик
Желтый сарафанчик.
Подрастет нарядится в беленькое платьице.
Легкое воздушное ветерку послушное.
(Дети дуют на лепестки одуванчика с разной силой и наблюдают за интенсивностью движения лепестков.)
Белым шариком пушистым
Красовался в поле чистом.
На него подуй слегка,
Был цветок – и нет цветка.
(Затем дуют на ватку-«одуванчик», не раздувая щек.)
Вопросы по содержанию рассказа:
1. Какая забава с одуванчиками была у братьев?
2. Где жили братья?
3. Каким был луг рано утром? В полдень? Вечером?
4. С чем автор сравнивает лепестки одуванчика?
5. Почему одуванчик стал для ребят интересным цветком?
6. Как, по-вашему, почему Михаил Пришвин назвал свой рассказ «Золотой луг»?
А как еще можно было бы назвать этот рассказ?
Физминутка «Одуванчик»
Одуванчик, одуванчик!
(Приседают, потом медленно поднимаются)
Стебель тоненький, как пальчик.
Если ветер быстрый-быстрый
(Разбегаются в разные стороны)
На поляну налетит,
Все вокруг зашелестит.
(Говорят «ш-ш-ш-ш-ш»)
Одуванчика тычинки
Разлетятся хороводом
(Берутся за руки и идут по кругу)
И сольются с небосводом.
Рефлексия. Что нового вы сегодня узнали?
Где растут одуванчики?
Что вам больше всего запомнилось?
Беседа «Одуванчик полевой».
Цель. Закреплять знания детей о растении луга, его полезности для человека.
Воспитатель - Одуванчик одним из первых появляется весной, словно желтое солнышко в молодой зеленой траве.
Утром на солнечной полянке без часов можно узнать время. В 5-6 часов встает солнышко, и одуванчики раскрываются. К вечеру желтые огоньки гаснут и закрываются.
Одуванчик так любит солнышко, что не отводит от него взгляда – поворачивает вслед за ним сою головку-цветок. Но не всегда одуванчики желтые, похожие на солнышко. Проходит время, и желтые лепестки сменяют белые пушинки. Белые пушинки - это семена. Дует ветер, разлетаются семена далеко-далеко в разные стороны. Падают на землю и прорастают. Появляются новые цветы.
Одуванчик – лекарственное растение. Лекарственное растение – это такое растение, которое используют в медицине для лечения. Для лечения кашля и улучшения аппетита используют листья и корни одуванчика.
А из цветков одуванчика люди варят очень вкусное варенье. И не только люди пользуются одуванчиками. К одуванчикам любят прилетать пчелы, шмели и бабочки. Они едят одуванчиковый сладкий нектар. А пчелы потом из него делают одуванчиковый мед – густой и ароматный.
Воспитатель - Давайте не будем срывать одуванчики и сохраним красоту. Да и пчелки нам спасибо скажут, что сберегли для них цветы. А будем любоваться красотой этого цветка, да и всей природы, как умел это делать писатель Михаил Пришвин. Вам еще предстоит познакомиться со многими его произведениями, но в каждом из них он видит удивительное и красивое в природе. Вся природа у Михаила Пришвина становится живой: одуванчики, как люди засыпают по вечерам и просыпаются по утрам, лес умеет шептать, а животные и птицы разговаривать, гриб, точно богатырь выбивается из-под листьев. Но не только любоваться природой призывает своих читателей Михаил Пришвин, но и защищать ее. Никогда герои Пришвина не обижают беззащитных и безвредных. Наоборот, защищают их: в рассказе «Лягушонок» человек спасает лягушонка-путешественника, в рассказе «Журка» выращивает журавля, а в рассказе «Хромка» лечит хромую утку.
Рефлексия.
– С чем мы сегодня познакомились? Что узнали нового? Что вам больше всего запомнилось? Понравилось?
Приложение 3.
Конспект непосредственно-организованной деятельности Образовательная область «Познание».
Тема: «Бархатцы — садовые цветы».
Интеграция областей: «Познание», «Коммуникация», «Социализация», «Труд», «Художественное творчество».
Программные задачи:
- Закрепить умение видеть особенности растений, отраженные в народных названиях;
- Учить передавать это в рисунках;
- Закреплять умение составлять короткий описательный рассказ о цветке;
- Воспитывать эстетические чувства;
- Воспитывать в детях уважение к труду человека, бережное отношение к природе.
Оборудование и наглядный материал: Разные сорта бархатцев; акварель, восковые мелки или кусочки парафина, цветные карандаши, бумага и стаканы с водой для цветов, кусочек бархатного материала.
Ход НОД:
Воспитатель: Сегодня я решила сделать вам подарок из своего сада. Я принесла букет цветов, чтобы украсить им нашу группу. Кто знает, как называются эти яркие, разноцветные садовые цветы?
Дети: Бархатцы
Воспитатель: Что привлекает вас в этом букете? (Ответы детей)
Воспитатель: Почему это растение называют бархатцы, бархотки? Приглядитесь повнимательней, потрогайте их лепестки, осторожно погладьте.
Воспитатель ставит перед каждым ребенком по цветку (в стакан с водой). Дети обследуют лепестки. Нюхают.
Дети: У бархатцев лепестки нежные, похожие на бархат.
Воспитатель предлагает потрогать кусочек бархатной ткани, сравнивая на ощупь и на вид ткань и лепестки.
- Имеют ли запах эти растения?
Дети: У них резкий запах.
Воспитатель: Какие листья у бархатцев?
Дети: Темно-зеленые, резные, красивые.
Воспитатель: Рассмотрите внимательно цветы, обратите внимание на окраску лепестков, форму, величину цветков. Опишите их. (Дети составляют рассказы.)
У лепестков яркая окраска. Бархатцы не закрываются в пасмурную погоду, поэтому и в пасмурный день клумба выглядит очень ярко. В Германии за это назвали бархатцы солнечным цветком, а на Украине — чернобровиками. Почему?
Дети: У цветка на лепестках есть черные пятна.
Воспитатель: А еще их называют цыганочками. Почему?
Дети: У цыганок яркие платья. Бархатцы тоже яркие.
Воспитатель: Рассмотрите внимательно цветки и нарисуйте. Постарайтесь отразить их бархатистость. Какие материалы вам потребуются? Чем вы будете рисовать гладкие листья?
Дети: Акварелью, карандашами.
Воспитатель: А как вы отразите бархатистость лепестков? (Ответы детей)
- Сначала можно нарисовать цветки акварелью, карандашами, а потом покрыть их парафином.
Воспитатель предлагает детям нарисовать клумбы из бархоток: одним — из солнечных цветков, другим — из чернобровиков, третьим — из цыганочек.
Беседа «Что необходимо цветам для жизни».
Виды детской деятельности: игровая, коммуникативная, познавательно-исследовательская, восприятие художественной литературы.
Цель: дать элементарные представления об условиях жизни растений.
Задачи:
- Закреплять знания детей о садовых цветах и растениях луга, о том, как человек заботится о цветах;
- Закреплять умение отвечать на вопросы по содержанию художественного произведения, высказывать свою точку зрения;
- Воспитывать доброжелательное отношение со сверстниками во время игры.
Содержание организованной деятельности детей:
- Введение игрового момента
- Ребята, я хочу с вами поиграть.
2. Дидактическая игра. Лото «Что где растет»
Играющие делятся на три команды. Маленькие карточки с изображением растений и цветов лежат в коробке. У воспитателя на столе три большие карты, на которых нарисованы луг, сад и огород, соответственно для первой, второй и третьей команды. По сигналу воспитателя игроки выбегают к столу находят картинку, соответствующую рисунку на большой карте, называют растение и закрывают пустые клетки на карте. Выигрывает та команда, чьи игроки быстро закрыли все пустые клетки и правильно назвали растение.
- Что отличает садовые цветы от луговых растений?
- Кто ухаживает за луговыми растениями?
-А кто ухаживает за растениями сада и огорода?
- Расскажите, как заботится о садовых цветах человек? (Ответы детей)
3. Условия для роста и развития растений и цветов.
- Послушайте сказку «Кто что любит». Перевод с французского Г. Остера.
- Цветы, - сказал дядя Цезарь, - любят, когда их поливают.
- А я нет, - подумал Пиф, поливая цветы под дождем. – Был бы я цветком – непременно завел бы себе маленький непромокаемый зонтик.
Воспитатель показывает иллюстрацию к произведению.
- Прав ли Пиф?
- Правильно ли он понял дядю Цезаря?
- Когда необходимо поливать цветы?
С одной стороны растения требуют постоянного полива, а с другой – избыток влаги вреден для них. Во время дождя нет необходимости поливать растения. А если во время не полить растение что будет?
- Зачем растению нужна вода?
- Какие еще условия необходимы растению, чтобы расти и развиваться? (свет, тепло, почва)
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методическая разработка (Современная образовательная технология: проект) Познавательно-исследовательский проект в старшей группе «Город, в котором я живу»
Цель проекта - развитие познавательной активности детей, повышение интереса к истории и культуре нашего города, формирование чувства патриотизма; формирование интереса к коллективной, игровой, п...
Проект в старшей группе «Моя родословная» Срок проекта: с 01.10.2019г-31.10.2019г.Участники проекта: дети 25, родители 10, 2 воспитателя.
Проект в старшей группе «Моя родословная» Срок проекта: с 01.10.2019г-31.10.2019г.Участники проекта: дети 25, родители 10, 2 воспитателя....
Проект для детей старшего дошкольного возраста «Культура питания» ПРОЕКТ В СТАРШЕЙ ГРУППЕ «Паровозик» «Культура питания»
Актуальность проекта обусловлена возросшим интересом к возрождению культуры поведения за столом, обучению правилам хорошего тона детей старшего дошкольного возраста.Проблема: В ходе наб...
Проект в старшей группе "Блинная неделя" в старшей группе
Масленица - веселый старинный праздник проводов зимы и встречи весны, который с удовольствием отмечают как дети, так и взрослые....
Познавательно-творческий проект в старшей группе : «Профессии нашего детского сада» (в рамках методического обьединения воспитателей групп старшего возраста)
Познавательно-творческий проек в старшей группе: "Профессии нашего детского сада"...
Познавательно-творческий проект в старшей группе : «Профессии нашего детского сада» (в рамках методического обьединения воспитателей групп старшего возраста)
Познавательно-творческий проек в старшей группе: "Профессии нашего детского сада"...