ОО «Познавательное развитие» «Русский народный костюм» средняя группа
план-конспект занятия по окружающему миру

ОО «Познавательное развитие» «Русский народный костюм» средняя группа.

Скачать:


Предварительный просмотр:

ОО «Познавательное развитие» «Русский народный костюм» средняя группа

Цель: расширить представления детей о праздничном русском народном костюме.

Задачи:

1. Формировать представления о русской культуре и традициях.

2. Дать представление о символике в украшении русского костюма и творчестве русского народа.

3. Расширять кругозор, развивать любознательность.

4. Воспитывать интерес к прошлому русского народа.

4. Поддерживать положительное эмоциональное отношение от встречи с гостями.

5. Обогащать и активизировать словарь детей (сарафан праздничный, женская рубаха, кокошник, платок, брюки (штаны, орнамент, косоворотка, кепка).

Материал: две куклы в русских национальных костюмах (мальчик и девочка, предметы русской народной одежды и обуви (сарафан праздничный, женская рубаха, кокошник, платок, косоворотка, брюки, кепка).

Ход НОД:

Вводная часть (организационный момент):

Воспитатель:

- Посмотрите (обращает внимание детей на кукол, мальчика и девочку, в русских костюмах) вы уже заметили, что сегодня у нас в гостях куклы (воспитатель говорит от их имени).

Куклы:

- Здравствуйте, люди добрые! Низкий вам поклон!

Воспитатель:

- Какие интересные гости к нам пожаловали! И одеты чудно, и здороваются по – особенному.

- Никто из вас не догадался, откуда они к нам пришли?

- Давайте спросим у кукол, откуда они пришли.

Куклы:

- Мы пришли к вам прошлого, из Древней Руси.

Воспитатель:

- Ребята, когда-то страна наша называлась Русью. От этого и произошло ее сегодняшнее название – Россия. Похожи эти названия? Давным - давно на Руси все люди так одевались, и была особая манера разговора.

Женщин на Руси звали сударынями, сударушками, а мужчин – «сударями».

Основная часть:

Воспитатель:

- Ребята, хотите узнать, как зовут наших гостей, спросите вежливо кукол, как их зовут? Только спросите так, как раньше на Руси говорили.

Куклы:

- Меня зовут Любава, а моего братца - Добрыня.

Воспитатель:

- Что можно сказать про имена наших гостей, какие они?

Воспитатель:

- Правильно, имена ласковые, чисто русские. Обратите внимание на внешность Любавы и Добрыни.

-Какого цвета у них волосы? (темно-русые)

-Какого цвета кожа? (светло-розовая, белая)

-А какие глаза? (карие)

Воспитатель:

- Давайте посмотрим, во что одета Любава.

Дети:

- Одета она в красную рубаху и сарафан до пят, на ногах – сапожки. Волосы у Любавы в косу заплетены.

Воспитатель:

- На Руси был обычай: когда девушка замуж выходила, одну косу расплетали на две, укладывали вокруг головы и должна была она всегда носить головной убор.

Воспитатель:

- Во что же одет Добрыня?

Дети:

- В рубаху, штаны, сапоги; рубаха подпоясана поясом самотканым.

Куклы:

- Вы заметили, какой интересный узор вышит на нашей одежде? Он называется орнаментом. В орнаменте каждый элемент имеет определенный смысл.

Каждый цвет в одежде обозначает что-то свое:

Красный – благополучие, (хорошую жизнь)

Желтый – тепло и ласку,

Синий – радость,

Черный – богатство.

Воспитатель:

- Посмотрите и в костюмах наших гостей есть эти цвета.

(Рассматривают костюмы)

Воспитатель:

- Чтобы вышивать русские красавицы разминали свои пальчики:

Физминутка:

Вышивали, вышивали, (Симметричные круговые движения руками)

Наши пальчики устали (Сжимание и разжимание кулачка)

А теперь мы отдохнем, (Ладони положить под щечку)

И опять играть пойдем. (Шевеление пальцами обеих рук) .

Воспитатель:

- Посмотрите на экран!

Одежда на Руси была свободной, длинной и необычайно красивой. Самой нарядной считалась одежда из красной ткани. Праздничная одежда имела сложное декоративное оформление, где важную роль играла вышивка и кружевная отделка. Поэтому по обычаю девочку с малых лет начинали обучать этим непростым, но увлекательным видам творчества.

Наибольшей яркостью всегда отличалась женская праздничная одежда молодых женщин. Костюмы украшались вышивкой и кружевом.

Рубаха – основа женского народного костюма. Считалось, чем богаче украшена рубаха, тем счастливее и удачливее ее хозяйка.

Сарафан одевали поверх рубахи, украшали спереди узорной полосой, тесьмой, серебряным кружевом, узорными пуговицами.

Женские головные уборы.

Костюм крестьянина на Руси состоял из портов (брюки - штаны) и рубахи - косоворотки. Рубахи носили навыпуск и подпоясывали узким поясом или цветным шнуром. Порты (штаны – брюки) шились неширокие, суженные к низу, до щиколотки, завязывались на талии шнурком – гашником.

Праздничная мужская одежда украшалась вышивкой. Традиционная русская рубаха - косоворотка. Русская обувь: летом лапти и зимой валенки и сапоги.

Мужской головной убор – кепка.

Воспитатель:

- сейчас разделимся на две команды и попробуем одеть бумажных кукол в русские народные костюмы. Первая команда одевает сударя в праздничный русский костюм, а вторая команда одевает сударыню в праздничный русский народный костюм. Готовы? Начали.

Завершение образовательной деятельности

(Беседа, подвижная игра):

Воспитатель:

- Молодцы, наигрались. Много нового мы сегодня узнали!

- Кого мы видели?

- Какие слова новые узнали?

- Ребята, раньше на Руси люди любили и поиграть! И мы с вами поиграем в игру.

Подвижная русская народная игра «Горелочки с платочком».

Цель: Развивать у детей умение действовать по сигналу, упражнять в беге.

Ход игры: Игроки стоят парами друг за другом. Впереди водящий, он держит в руке над головой платочек.

Все хором:

Гори, гори ясно,

Чтобы не погасло.

Посмотри на небо,

Птички летят,

Колокольчики звенят!

Раз, два, три!

Последняя пара беги!

Дети последней пары бегут вдоль колонны (один справа, другой слева). Тот, кто добежит до водящего первым, берет у него платочек и встает с ним впереди колонны, а опоздавший “горит”, т. е. водит.

- А теперь, пора прощаться с гостями, им пора возвращаться, но они непременно к нам еще заглянут и проверят, узнали ли вы что-нибудь новое о Руси, о традициях нашего народа.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад комбинированного вида № 34» « Русский народный костюм» ОО «Познавательное развитие» средняя группа Выполнила: воспитатель Глущенко Татьяна Николаевна первая квалификационная категория г. Златоуст – 2018 г.

Слайд 2

У русской национальной одежды — многовековая история. Общий ее характер, сложившийся в быту многих поколений, соответствовал внешнему облику, образу жизни, географическому положению и характеру труда народа.

Слайд 3

Женский русский костюм

Слайд 4

Мужской русский костюм

Слайд 5

Женский головной убор

Слайд 6

Мужской головной убор

Слайд 7

Спасибо за внимание!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия по познавательному развитию (нравственно-духовное воспитание) средняя группа «Русские обычаи, традиции и народное творчество»

Знакомить детей с традициями и творчеством русского народа в доступной для детей форме.Познакомить с историей игрушки формировать интерес и бережное отношение к ней.Расширять кругозор детей, развивать...

Проект "История русского народного костюма" подготовительная группа

2014-2015 учебном году в подготовительной группе "Васильки" был релизован проект "История русского народного костюма".  Несомненно, на сегодняшний день тема  очень актуальна. В то время, как...

Открытое занятие на тему: «Сказки, как средство развития связной речи детей 4-5 лет» по мотивам русских народных сказок. (средняя группа)

Конспект занятия: «Сказки, как средство развития связной речи детей 4-5 лет» по мотивам русских народных сказок.Цель: закрепить знания детей о русских народных сказках.Задачи:- совершенствовать умение...

интегрированное занятие "Русский народный костюм" старшая группа

в рамках проведения недели "Народы  Крыма", мною был состален конспект "Русский народный костюм"...

ПРЕЗЕНТАЦИЯ ФОТООТЧЁТ Проект «История русского народного костюма». старшая группа

Проблема :Знакомы ли наши дети и родители с особенностями и традициями русского народного костюма ?Многие люди  забывают  о своих русских ценностях.Проектная деятельность позволяет...

Конспект непосредственно образовательной деятельности познавательного развития "Русская народная сказка «Хаврошечка»" (старшая группа)

Конспект непосредственно образовательной деятельности познавательного развитияТема: Русская народная сказка «Хаврошечка»Возраст: старшая группа (5-6 лет)Тип: комплексное занятиеВид: заняти...