Конспект НОД по познавательному развитию на тему "В мире насекомых" в младшей группе
календарно-тематическое планирование по окружающему миру (младшая группа)

НОД по познавательному развитию «В мире насекомых» в младшей группе в рамках комплексно-тематической недели «Насекомые»

Интеграция образовательных областей: «Познавательное развитие», «Речевое развитие», «Социально-коммуникативное», «Физическое развитие».

Цель: формировать у детей знания о насекомых.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_nod_v_mire_nasekomyh_v_mladshey_gruppe.docx25.33 КБ

Предварительный просмотр:

Образовательная деятельность осуществляется в соответствии с образовательной программой дошкольного образования ГБДОУ детский сад №12.

НОД по познавательному развитию «В мире насекомых» в рамках комплексно-тематической недели «Насекомые»

Интеграция образовательных областей: «Познавательное развитие», «Речевое развитие», «Социально-коммуникативное», «Физическое развитие».

Цель: формировать у детей знания о насекомых.

Задачи:

Образовательные

-уточнить и расширить знания о насекомых, об образе их жизни, о пользе приносимой ими в природе.

-дать знания о пользе и вреде насекомых для человека;

Развивающие

-активизировать и расширять словарный запас;

-продолжать развивать умения детей отгадывать загадки.

-способствовать развитию наблюдательности, внимания, памяти, мышления.

Воспитательные

-прививать бережное отношение ко всему живому;

-воспитывать понимание и соблюдение правил поведения при встрече с разными насекомыми.

Форма проведения: практическое занятие

Форма организации работы: фронтальная, индивидуальная

Предварительная работа: Наблюдение за насекомыми в повседневной жизни. Чтение художественной литературы К.Ушинский «Капустная бабочка», В.Бианки «Муравейник зашевелился», Т.Н. Нуждина «Мир насекомых». Маршак С.Я. «Муха цокотуха», Заходер Б. «Муха чистюха». Рассматривание иллюстраций по теме «Насекомые», загадки о насекомых, дидактическая игра «Чей домик?».

Оборудование: 

Иллюстрация луга, муравейника, плоскостные бумажные цветы, муляжи и иллюстрации насекомых (бабочка, пчела, божья коровка, муравей, кузнечик)

Методические приемы:

Наглядные: показ и демонстрация.

Словесные: объяснение, беседа, вопросы.

Практические: дидактическая игра, упражнения.

Использованные технологии:

Игровая: игровой сюжет.

Личностно-ориентированная;

Здоровьесберегающая: физминутки «Бабочка», «Кузнечики», пальчиковая гимнастика «Божья коровка».

Планируемые результаты: дети расширяют свои знания о насекомых, об образе их жизни, о пользе приносимой ими в природе, о пользе и вреде насекомых для человека; у детей развивается умение отгадывать загадки;

развивается наблюдательность, внимание, память, мышление; сформировано бережное отношение к миру насекомых.

Литература:

Методическая: Н.С.Голицына «Конспекты комплексно-тематических занятий для второй младшей группы группы». Т.И.Бабаева, А.Г. Гогоберидзе, О.В.Солнцева и др. Программа «Детство», Планета животных, Михеев А.М., 2014. О.А.Соломенникова «Ознакомление с природой в детском саду».

Рекомендованная детям: Бианки В. «Как муравьишка домой спешил».

Ход занятия

Воспитатель: Ребята, какое время года наступило?

Правильно, наступила весна, теплая весна! Солнышко с каждым днём греет всё ярче, вся природа расцветает! Предлагаю вам сейчас отправиться в лес на лесную полянку.

Все готовы….

Глазки все мы закрываем

Раз, два, три

Вокруг себя покрутись

И на лугу ты окажись!

Вот на какой красивый луг мы свами попали, смотрите какие красивые здесь цветы растут белые, желтые, красные, синие.

А вокруг цветов и травы живут разные насекомые, чтобы узнать, кто живет на этой полянке, необходимо отгадать загадки.
Загадки.
Коровка эта не мычит и копытом не стучит,
А ползет по пальцу, крошка,
В сарафанчике с горошком.
(Божья коровка)

Достаю жучка и рассматриваем вместе с детьми

Воспитатель: молодцы, отгадали загадку! Божья коровка – это симпатичный маленький жук. Они очень хорошо летают. Из-за такой яркой окраски их никто  не ест. А божьи коровки поедают тлю и этим приносят огромную пользу людям, потому что тля высасывает сок из листьев деревьев, растений и растения погибают. Божью коровку называют санитаром садов и огородов.  На зиму они прячутся в коре деревьев или зарываются в земле. (Ставлю божью коровку на луг-иллюстрация большого формата).

Пальчиковая гимнастика «Божья коровка»

По цветку ползет букашка (выставить из левого кулака указательный палец и мизинец – это «усы» «божьей коровки») -
На ней красная рубашка.
Накрыть спинку «божьей коровки» правой ладонью.
Маленькая крошка
(правой рукой погладить «божью коровку»)
На спине горошки.
(указательным пальцем правой руки «ставить» точки на «спинке» «божьей коровки»)

Воспитатель: ребята, отгадайте следующую загадку
Во фраке зелёном маэстро,
Взлетает над лугом в цвету.
Он-гордость местного оркестра,
И лучший прыгун в высоту.
(Кузнечик)
Заметить поющего кузнечика в зарослях травы очень нелегко, он такой же зеленый как листья и стебли растения. У кузнечика длинное тело, очень длинные усы и мощные задние ноги, которыми он отталкивается и прыгает на большие расстояния. А ушки у кузнечика находятся на ногах. Кузнечики живут в зарослях травы, питаются   листьями и соком растений, мягкими семенами, личинками, мелкими насекомыми, поэтому его тоже называют хищником. А ещё кузнечик издаёт интересные звуки,  он трет одно крылышко о другое и получается такая песня кузнечика. Мы говорим, что он не поет, а что делает? (Стрекочет) (ставлю на «луг»)

Физминутка

Поднимайте плечики 1,2,1,2,
Прыгайте кузнечики
Прыг - сок, прыг - скок
Сели травушку покушали
Тишину послушали,
Тише, тише высоко
Прыгать на носках легко.

Воспитатель: ребята, отгадайте следующую загадку

Живет собою землю украшая,

Порхая с лепестка на лепесток!

При этом тишину не нарушая,

Она сама – летающий цветок! (Бабочка)

-Правильно отгадали! Бабочки удивляют нас необыкновенно красивыми яркими крыльями. У бабочки есть длинный тонкий изогнутый хоботок, который она опускает внутрь цветка и пьёт сладкий нектар. А еще у бабочки есть усики, голова, брюшко, лапки.

Физминутка.
Утром бабочка проснулась,
Потянулась, улыбнулась,
Раз – росой она умылась,
Два – изящно покружилась.
Три – нагнулась и присела,
На четыре – улетела.

Воспитатель: Послушайте следующую загадку
В лугах без устали летает,
Нектар цветочный собирает.
Немного времени пройдёт,
И приготовит вкусный мёд (пчела)
Воспитатель: да, это пчела, она летит собирать сладкую пыльцу с первых цветов, чтобы потом у нас был вкусный… (мёд)
Воспитатель: Ребята, посмотрите, как ярко пчела окрашена. Как вы думаете, почему?
Воспитатель: Умнички, пчела как бы говорит: «Не подходи! Ужалю!» Трогать пчёлку очень опасно, она может ужалить. Что есть у пчелы? (Крылья, лапки, тело, голова, усики). С древних времен пчела стала полезным насекомым для человека. Пчелы дают человеку мед и воск.  Дикие пчелы строят свои домики в дупле дерева, а люди строят для пчел специальные домики, которые называются ульями. 

Воспитатель: ребята, кто выглядывает из-под цветка? (Муравей)
Воспитатель: правильно, давайте его рассмотрим. Что это у муравья?
(Усики, голова, лапки, тело)
-Как называется его дом? (Муравейник)
Воспитатель: Муравей великий строитель. Муравейник – это просторный дом, в котором есть и кухня, и комнаты, и даже детская. Муравьи содержат свой дом в чистоте. Они живут большой и дружной семьей. В самом начале весны муравейник больше похож на кучу мусора и старой хвои, чем на муравейник (показ модели муравейника). Но как только сойдёт снег, муравьи вылезут погреться на солнышке. После долгого зимнего сна они совсем обессилили. Но пройдёт ещё несколько дней, и муравьи примутся за работу. Муравейники не нужно тревожить. 

Теперь мы поиграем в игру «Кого не стало?»
Вот наши насекомые, вы закрываете глаза, а я убираю одного из них. А вы должны мне сказать кого же я убрала, кого не стало?
- Ребята, а кто мне скажет, какие же жители этой маленькой полянки здесь обитают? (перечисляют)
- А как можно их назвать одним словом? (насекомые)
Вы знаете, что если исчезнут насекомые с нашей планеты, то исчезнут растения, животные, птицы. Они не могут существовать друг без друга. Насекомые – это часть природы. Поэтому нельзя убивать насекомых, а только их беречь, любить и охранять.

Воспитатель: ребята, наше путешествие подошло к концу и нам пора возвращаться в детский сад.

От лесной полянки вышли,
Поднимайте ноги выше,
Через кустики и кочки,
Через ветки и пенёчки,
Вот как ловко мы шагали,
Не споткнулись? Не упали?

Воспитатель: Ребята, где мы с вами сегодня побывали? Что мы делали? Вам понравилось наше путешествие?


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект комплексного занятия (познавательное развитие- ручной труд)во второй младшей группе по теме "Путешествие с Лунтиком на его родную планету."

Вступительная часть.Организационный момент.Привлечь внимание детей, поздороваться с гостями, настроить на дальнейшую работу.Беседа.- Ребята, завтра очень важный праздник – День космонавтов и соз...

конспект НОД по познавательному развитию "Поможем птичке невеличке" 1 младшая группа

целью данной непосредственно образовательной деятельности является формирование у детей представления о жизни птиц зимой,  систематизация и закрепление  знаний детей о зимующих птицах, об их...

Конспект занятия по познавательному развитию «Чудесное дерево» во второй младшей группе

1.     Закрепить представление детей о геометрических фигурах, умение распознавать на ощупь геометрические фигуры круг, квадрат, треугольник.2.     Закрепить зн...

Конспект занятия по познавательному развитию и рисованию в 1 младшей группе "Нарисуем ежику колючки"

Программное содержание: учить внимательно, слушать и наблюдать, формировать способность детей к диалогической речи; учить отвечать на вопросы словом и предложениями, состоящими из 3-4 слов; обога...

конспект НОД по познавательному развитию (РЭМП) для детей второй младшей группы

конспект НОД по математике с использованием развивающих игр В.В. Воскобовича...