Познавательно-исследовательский проект "Магниты"
проект по окружающему миру (старшая группа)
Магнит - это природный камень, который умеет притягивать железо, и который создает магнитное поле. Магниты состоят из миллионов молекул, объединенных в группы, которые называются доменами. Каждый домен ведет себя как минеральный магнит, имеющий северный и южный полюс. Железо имеет множество доменов, которые можно сориентировать в одном направлении, то есть намагнитить.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 41.43 КБ |
![]() | 41.43 КБ |
Предварительный просмотр:
муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад комбинированного вида №39»
Проект
«Магниты»
(старший возраст группы компенсирующей направленности)
Информационная карта проекта.
Вид проекта: познавательно-исследовательский
Продолжительность: долгосрочный
Участники: педагоги группы, родители, воспитанники группы
Возраст детей: 5-6 лет.
Актуальность.
Дети активно работают с различными материалами и не задумываются о их свойствах, истории появления, о значимости в жизнедеятельности человека.
В дошкольном возрасте в процессе развития познавательной деятельности у ребёнка формируется стремление узнать и открыть для себя как можно больше нового.
Тема магнитов актуальна тем, что в образовательном процессе опыты являются тем методом обучения, который позволяет ребенку моделировать в своем сознании картину мира, основанную на собственных наблюдениях, опытах, установлении взаимозависимостей, закономерностей.
Дети активно работают с магнитами, не задумываясь о его свойствах, истории появления, о значимости в жизнедеятельности человека. Ни один ребенок не останется равнодушным к такому интересному и любопытному предмету как магнит!
Проблема.
Магнит - доступный и универсальный материал, но редко используется в детской деятельности, так как ребенок имеет недостаточно знаний о его свойствах и использовании.Что можно сделать, чтобы ребенок начал создавать чудо игры и игрушки с использованием магнита?Ребята предложили провести опытно-исследовательскую деятельность с магнитами и выяснить, какие тайны хранит он в себе и можно ли использовать магниты в игровой и опытнической деятельности.
Цель. Развивать познавательную активность детей в процессе знакомства со свойствами магнита.
Задачи.
Образовательные:
- Познакомить детей с понятием «магнит».
- Формировать представление о свойствах магнита притягивать предметы, выяснить, через какие материалы воздействует магнит.
- Выявить области использования магнита человеком.
- Познакомить с историей открытия магнита.
- Формировать умения у детей искать возможные пути решения проблемных ситуаций во время экспериментальной деятельности, делать выводы, фиксировать результаты этой проверки, делать обобщения в процессе анализа результатов экспериментальной деятельности.
- Закреплять умение соблюдать правила безопасности во время опытно-исследовательской деятельности.
- Способствовать расширению словарного запаса по теме. Активизировать в речи детей слова и словосочетания: притягивает, намагничивает, отталкивает, магнитные силы, магнитное поле, северный полюс магнита, южный полюс магнита, компас.
Развивающие:
- Развивать познавательную активность ребенка в процессе знакомства со скрытыми свойствами магнита.
- Развивать связную речь, устойчивое внимание, логическое мышление, любознательность, память.
Воспитательные:
- Воспитывать желание приходить на помощь другим, способствовать воспитанию уважительного отношения к сверстникам во время работы группой и подгруппой.
- Воспитывать чувство коллективизма.
- Воспитывать трудолюбие, аккуратность, усидчивость, терпеливость, умение доводить начатое дело до конца.
Гипотеза.
Предположим, что магнит – объект, которое создаёт магнитное поле, обладает свойством притягивать другие предметы и широко используется в жизни человека.
Предполагаемый результат:
Для детей:
- развитие познавательной деятельности дошкольников в ходе совместной практической деятельности с воспитателем и родителями;
- расширение кругозора детей и закрепление их представлений о магните и его свойствах;
-развитие любознательности, наблюдательности, внимания;
-приобретение практических навыков работы с опасными, тяжелыми, металлическими предметами;
- обогащение активного словаря детей;
- развитие связной речи;
-чтение наизусть стихотворений о магнитах.
Для педагогов:
реализация основной цели проекта, ее полное отражение в проекте;
повышение уровня представлений детей по теме;
Для родителей:
установление эмоционального контакта с детьми;
- продуктивное взаимодействие родителей с детьми в процессе совместной деятельности.
Итоговое мероприятие
Оформление фотоколлажа
Выставка магнитов.
Продукты проекта
Для детей:
-рисунки, магниты, опыты, дидактические игры;
Для педагогов:
- изготовление дидактической игры;
- коллекция магнитов.
Для родителей:
– участие в оформлении выставки.
Педагогические технологии:
- Игровая
- Здоровьесберегающая
- Познавательно-исследовательская
- ИКТ (использование компьютерных технологий)
Процесс реализации проекта.
Этапы проекта | Действия детей | Действия педагогов | Действия членов семья |
Подготовительный | Осознают и личностно воспринимают проблему, эмоционально реагируют на проблемные вопросы. Предлагают варианты решения проблемы. Принимают задачи проекта. Прогнозируют результаты проекта. Мы узнаем: «Что такое магнит» | Создают проблемную ситуацию и описывают ее. Используют модель 3-х вопросов. Формулируют проблемные вопросы. Определяют задачи. Собирают литературу: стихи, загадки, сказки, рассказы. Составляют картотеку опытов. Делают объявление для родителей с целью привлечения их к участию в проекте. Создают проблему для осуществления проекта. Подготовка практического материала для проведения опытов | Принимают проблему «Участвуем в проекте». Помогают собирать литературу, коллекцию магнитов. Беседуют с детьми о магнитах и помогают им в решении проблемной ситуации. Проводят опыты. |
Деятельностный | Планируют деятельность при помощи педагога и определяют средства реализации проекта. Систематизируют предложенную информацию. Выполняют проект (игры, опыты) при дифференцированной помощи взрослых. Готовятся к итоговому мероприятию | Организуют совместную деятельность с детьми. Разучивают с детьми загадки, пальчиковые игры, игры, стихи, читают им сказки и рассказы. Контролируют развитие проектной деятельности детей. Оказывают дифференцирован ную помощь детям при проведении проектной деятельности. | Принимают участие в оформлении выставки магнитов. Принимают участие в оформлении уголка экспериментирования. |
Завершающий | Проводят итоговое мероприятие. Обсуждают результаты проектной деятельности, выясняют причины успехов и неудач. | Помогают в организации итогового мероприятия. Участвуют в обсуждении результатов проектной деятельности. Совместно с детьми определяют перспективы развития проекта |
Модель « трёх вопросов».
Что мы знаем | Что мы хотим узнать | Где мы можем это узнать? |
Магнит притягивает предметы. | Что такое магнит. Какие предметы магнит притягивает и не притягивает. Зачем нужен магнит. | Найти в интернете. Посмотреть по телевизору. Спросить у родителей, воспитателей. Проводить опыты. |
Вопросы содержательного направления проекта:
- Какие предметы притягивает магнит?
- Чем притягивает магнит?
- Какие предметы не притягивает магнит?
- Как магнит применяет человек?
Системная паутинка по проекту.
Познание | Чтение художественной литературы | Развитие речи |
Схемы, иллюстраций на тему «Опыты, экспериментирование с магнитом»; Проведение опытов с магнитом. Презентация «Ознакомление с природным происхождением магнита». Презентация «Магниты» Магнитный конструктор. Использование счетного материала на магнитах. Совместная деятельность «Этот удивительный магнит!» Видеофильмы «Почему магнит не притягивает животных?», «Что такое магнит?», «Почему магнит притягивает?» | Чтение познавательной сказки о магните «Приключения магнитика». Чтение рассказа Л. Толстого «Магнит» Чтение стихов о магните. Загадки. Чтение легенды о магните. | Игры с магнитной азбукой Беседа «Использование свойств магнита человеком» Дидактическая игра «Назови лишний» |
Социализация | Труд | Художественное творчество |
Настольная магнитная игра «Рыбалка». Просмотр мультфильма «Фиксики», «Смешарики», «Лунтик и его друзья» Театр на магнитах «Сказка «У страха глаза велики» | Изготовление коллажа «Где используется магнит». Материал к проведению экспериментов. | Рассматривание декоративных магнитов. Игры с магнитной мозаикой. Рисование «Веселый магнитик» |
Безопасность | Формы взаимодействия с семьей и социальными партнерами | Физическая культура |
Беседа «Вспомним правила безопасности работы в волшебной лаборатории». | Участие в оформлении выставки магнитов. Участие в оформлении уголка экспериментирования. Информация «Домашняя лаборатория» - опыты с магнитами». | Подвижная игра «Плюсики и минусики». Игра на развитие мелкой моторики «Собери фигуру» (цветные стеклышки на магнитах). Пазлы на магнитах. |
Итог | ||
Итоговое мероприятие-выставка коллекции магнитов. Фотоколлаж «Наша группа» |
Выводы:
В результате проведенной работы можно отметить:
Дети имеют представление о магнитах, о свойствах магнита, приобрели новый познавательный опыт.
Знакомы с художественными произведениями о магнитах.
Дети проявляют интерес к проведению опытов.
Имеют представления, где применяется магнит.
Словарный запас пополнился новыми словами – определения свойства магнита.
Знакомы с правилами безопасного поведения во время проведения опытов.
Собрана коллекция магнитов.
Организована выставка магнитов.
Разработаны рекомендации для родителей «Домашняя лаборатория».
Повышение процента родителей, проявляющих интерес к жизни детского сада.
Определение перспектив в данном направлении
• Продолжать работу по теме «Магнит»
Предварительный просмотр:
муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад комбинированного вида №39»
Проект
«Магниты»
(старший возраст группы компенсирующей направленности)
Информационная карта проекта.
Вид проекта: познавательно-исследовательский
Продолжительность: долгосрочный
Участники: педагоги группы, родители, воспитанники группы
Возраст детей: 5-6 лет.
Актуальность.
Дети активно работают с различными материалами и не задумываются о их свойствах, истории появления, о значимости в жизнедеятельности человека.
В дошкольном возрасте в процессе развития познавательной деятельности у ребёнка формируется стремление узнать и открыть для себя как можно больше нового.
Тема магнитов актуальна тем, что в образовательном процессе опыты являются тем методом обучения, который позволяет ребенку моделировать в своем сознании картину мира, основанную на собственных наблюдениях, опытах, установлении взаимозависимостей, закономерностей.
Дети активно работают с магнитами, не задумываясь о его свойствах, истории появления, о значимости в жизнедеятельности человека. Ни один ребенок не останется равнодушным к такому интересному и любопытному предмету как магнит!
Проблема.
Магнит - доступный и универсальный материал, но редко используется в детской деятельности, так как ребенок имеет недостаточно знаний о его свойствах и использовании.Что можно сделать, чтобы ребенок начал создавать чудо игры и игрушки с использованием магнита?Ребята предложили провести опытно-исследовательскую деятельность с магнитами и выяснить, какие тайны хранит он в себе и можно ли использовать магниты в игровой и опытнической деятельности.
Цель. Развивать познавательную активность детей в процессе знакомства со свойствами магнита.
Задачи.
Образовательные:
- Познакомить детей с понятием «магнит».
- Формировать представление о свойствах магнита притягивать предметы, выяснить, через какие материалы воздействует магнит.
- Выявить области использования магнита человеком.
- Познакомить с историей открытия магнита.
- Формировать умения у детей искать возможные пути решения проблемных ситуаций во время экспериментальной деятельности, делать выводы, фиксировать результаты этой проверки, делать обобщения в процессе анализа результатов экспериментальной деятельности.
- Закреплять умение соблюдать правила безопасности во время опытно-исследовательской деятельности.
- Способствовать расширению словарного запаса по теме. Активизировать в речи детей слова и словосочетания: притягивает, намагничивает, отталкивает, магнитные силы, магнитное поле, северный полюс магнита, южный полюс магнита, компас.
Развивающие:
- Развивать познавательную активность ребенка в процессе знакомства со скрытыми свойствами магнита.
- Развивать связную речь, устойчивое внимание, логическое мышление, любознательность, память.
Воспитательные:
- Воспитывать желание приходить на помощь другим, способствовать воспитанию уважительного отношения к сверстникам во время работы группой и подгруппой.
- Воспитывать чувство коллективизма.
- Воспитывать трудолюбие, аккуратность, усидчивость, терпеливость, умение доводить начатое дело до конца.
Гипотеза.
Предположим, что магнит – объект, которое создаёт магнитное поле, обладает свойством притягивать другие предметы и широко используется в жизни человека.
Предполагаемый результат:
Для детей:
- развитие познавательной деятельности дошкольников в ходе совместной практической деятельности с воспитателем и родителями;
- расширение кругозора детей и закрепление их представлений о магните и его свойствах;
-развитие любознательности, наблюдательности, внимания;
-приобретение практических навыков работы с опасными, тяжелыми, металлическими предметами;
- обогащение активного словаря детей;
- развитие связной речи;
-чтение наизусть стихотворений о магнитах.
Для педагогов:
реализация основной цели проекта, ее полное отражение в проекте;
повышение уровня представлений детей по теме;
Для родителей:
установление эмоционального контакта с детьми;
- продуктивное взаимодействие родителей с детьми в процессе совместной деятельности.
Итоговое мероприятие
Оформление фотоколлажа
Выставка магнитов.
Продукты проекта
Для детей:
-рисунки, магниты, опыты, дидактические игры;
Для педагогов:
- изготовление дидактической игры;
- коллекция магнитов.
Для родителей:
– участие в оформлении выставки.
Педагогические технологии:
- Игровая
- Здоровьесберегающая
- Познавательно-исследовательская
- ИКТ (использование компьютерных технологий)
Процесс реализации проекта.
Этапы проекта | Действия детей | Действия педагогов | Действия членов семья |
Подготовительный | Осознают и личностно воспринимают проблему, эмоционально реагируют на проблемные вопросы. Предлагают варианты решения проблемы. Принимают задачи проекта. Прогнозируют результаты проекта. Мы узнаем: «Что такое магнит» | Создают проблемную ситуацию и описывают ее. Используют модель 3-х вопросов. Формулируют проблемные вопросы. Определяют задачи. Собирают литературу: стихи, загадки, сказки, рассказы. Составляют картотеку опытов. Делают объявление для родителей с целью привлечения их к участию в проекте. Создают проблему для осуществления проекта. Подготовка практического материала для проведения опытов | Принимают проблему «Участвуем в проекте». Помогают собирать литературу, коллекцию магнитов. Беседуют с детьми о магнитах и помогают им в решении проблемной ситуации. Проводят опыты. |
Деятельностный | Планируют деятельность при помощи педагога и определяют средства реализации проекта. Систематизируют предложенную информацию. Выполняют проект (игры, опыты) при дифференцированной помощи взрослых. Готовятся к итоговому мероприятию | Организуют совместную деятельность с детьми. Разучивают с детьми загадки, пальчиковые игры, игры, стихи, читают им сказки и рассказы. Контролируют развитие проектной деятельности детей. Оказывают дифференцирован ную помощь детям при проведении проектной деятельности. | Принимают участие в оформлении выставки магнитов. Принимают участие в оформлении уголка экспериментирования. |
Завершающий | Проводят итоговое мероприятие. Обсуждают результаты проектной деятельности, выясняют причины успехов и неудач. | Помогают в организации итогового мероприятия. Участвуют в обсуждении результатов проектной деятельности. Совместно с детьми определяют перспективы развития проекта |
Модель « трёх вопросов».
Что мы знаем | Что мы хотим узнать | Где мы можем это узнать? |
Магнит притягивает предметы. | Что такое магнит. Какие предметы магнит притягивает и не притягивает. Зачем нужен магнит. | Найти в интернете. Посмотреть по телевизору. Спросить у родителей, воспитателей. Проводить опыты. |
Вопросы содержательного направления проекта:
- Какие предметы притягивает магнит?
- Чем притягивает магнит?
- Какие предметы не притягивает магнит?
- Как магнит применяет человек?
Системная паутинка по проекту.
Познание | Чтение художественной литературы | Развитие речи |
Схемы, иллюстраций на тему «Опыты, экспериментирование с магнитом»; Проведение опытов с магнитом. Презентация «Ознакомление с природным происхождением магнита». Презентация «Магниты» Магнитный конструктор. Использование счетного материала на магнитах. Совместная деятельность «Этот удивительный магнит!» Видеофильмы «Почему магнит не притягивает животных?», «Что такое магнит?», «Почему магнит притягивает?» | Чтение познавательной сказки о магните «Приключения магнитика». Чтение рассказа Л. Толстого «Магнит» Чтение стихов о магните. Загадки. Чтение легенды о магните. | Игры с магнитной азбукой Беседа «Использование свойств магнита человеком» Дидактическая игра «Назови лишний» |
Социализация | Труд | Художественное творчество |
Настольная магнитная игра «Рыбалка». Просмотр мультфильма «Фиксики», «Смешарики», «Лунтик и его друзья» Театр на магнитах «Сказка «У страха глаза велики» | Изготовление коллажа «Где используется магнит». Материал к проведению экспериментов. | Рассматривание декоративных магнитов. Игры с магнитной мозаикой. Рисование «Веселый магнитик» |
Безопасность | Формы взаимодействия с семьей и социальными партнерами | Физическая культура |
Беседа «Вспомним правила безопасности работы в волшебной лаборатории». | Участие в оформлении выставки магнитов. Участие в оформлении уголка экспериментирования. Информация «Домашняя лаборатория» - опыты с магнитами». | Подвижная игра «Плюсики и минусики». Игра на развитие мелкой моторики «Собери фигуру» (цветные стеклышки на магнитах). Пазлы на магнитах. |
Итог | ||
Итоговое мероприятие-выставка коллекции магнитов. Фотоколлаж «Наша группа» |
Выводы:
В результате проведенной работы можно отметить:
Дети имеют представление о магнитах, о свойствах магнита, приобрели новый познавательный опыт.
Знакомы с художественными произведениями о магнитах.
Дети проявляют интерес к проведению опытов.
Имеют представления, где применяется магнит.
Словарный запас пополнился новыми словами – определения свойства магнита.
Знакомы с правилами безопасного поведения во время проведения опытов.
Собрана коллекция магнитов.
Организована выставка магнитов.
Разработаны рекомендации для родителей «Домашняя лаборатория».
Повышение процента родителей, проявляющих интерес к жизни детского сада.
Определение перспектив в данном направлении
• Продолжать работу по теме «Магнит»
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Доклад «Методы организации познавательно-исследовательской деятельности на прогулке» к педагогическому совету на тему «Развитие познавательно-исследовательской деятельности через организацию детского экспериментирования»
Доклад «Методы организации познавательно-исследовательской деятельности на прогулке» к педагогическому совету на тему «Развитие познавательно-исследовательской деятельности через организацию детского ...
![](/sites/default/files/pictures/2014/10/15/picture-499393-1413398185.jpg)
Использование технологии исследовательского обучения в развитии познавательно- исследовательской деятельности старших дошкольников
В ФГОС отмечено, что комплексное оснащение образовательного процесса строится на использовании образовательных технологий деятельностного типа. Суть технологий деятельностного типа заключаются как раз...
![](/sites/default/files/pictures/2022/09/18/picture-91262-1663515006.jpg)
Познавательно - исследовательский проект «Формирование опытно-исследовательской активности дошкольников в совместной деятельности с семьёй»
Создание условий для развития экспериментальной деятельности детей во взаимодействии с семьёй....
![](/sites/default/files/pictures/2018/01/04/picture-812332-1515079174.jpg)
ПЛАН-КОНСПЕКТ непосредственно образовательной деятельности по познавательно-исследовательской деятельности "Кёрлинг" (исследовательская деятельность по методике А.И. Савенкова) в старшей группе
Цель: учить детей организации и проведению самостоятельной исследовательской деятельности.Задачи:Образовательные:познакомить детей с общей схемой исследовательской деятельности;развивать исследователь...
![](/sites/default/files/pictures/2020/10/26/picture-1265962-1603706107.jpg)
Семинар-практикум для воспитателей "Развитие познавательно-исследовательской деятельности детей дошкольного возраста в контексте ФГОС ДО" . Доклад на тему: " «Развитие познавательно-исследовательской деятельности детей дошкольного возраста» 22 октября 2
На протяжении дошкольного возраста, на ряду с игровой, огромное значение в развитии личности ребенка имеет исследовательская деятельность, в процессе которой идет обогащение памяти ребенка, активизиру...
Конспект по познавательно - исследовательской деятельности в подготовительной группе по познавательно-исследовательской деятельности на тему: «Тайны снега и льда».
Создание условий для развития познавательной активности детей в процессе экспериментирования со снегом и льдом....
План проведения познавательного ликбеза по теме "Развитие познавательно-исследовательской деятельности в форме организации исследовательской лаборатории"
Документы, подтверждающие организацию и проведение познавательного ликбеза...