Паспорт Экологической тропы в МБДОУ "Каменский детский сад"
методическая разработка по окружающему миру (средняя группа)
Экологическая тропа в МБДОУ "Каменский детский сад"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
паспорт экологической тропы | 343.51 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Каменский детский сад»
Паспорт
Экологической тропы МБДОУ
«Каменский детский сад»
с.Каменки, 2022г.
Содержание
- Инструкция по организации охраны жизни и здоровья детей
на «Экологической тропе»
- Пояснительная записка
- Актуальность
- Основные характеристики экологической тропы
- Маршрут экологической тропы
- Описание объектов экологической тропы.
- ИНСТРУКЦИЯ
по организации охраны жизни и здоровья детей
на «Экологической тропе»
1. Общие требования безопасности
1.1. Педагог дошкольного учреждения обязан:
1.1.1.Знать, что несёт личную ответственность за сохранение жизни и здоровья детей.
1.1.2.Знать содержание инструкции по оказанию первой медицинской помощи и при необходимости, уметь оказать такую помощь детям при ушибах, кровотечениях, отравлениях, вывихах, переломах, солнечных ударах до прибытия медицинского работника.
1.1.3.Строго соблюдать санитарные правила, утверждённые Минздравом России.
1.1.4.Находиться с детьми и не оставлять детей без присмотра.
1.2. Требования безопасности к оснащению территории:
1.2.1.Оборудование, расположенное на территории «Экологической тропы» (малые игровые и архитектурные формы, пособия для экспериментальной и исследовательской деятельности, физкультурные пособия и др.), должно быть в исправном состоянии: без острых выступов, углов, гвоздей, шероховатостей и выступающих болтов.
2. Требования безопасности перед выходом на «Экологическую тропу»
2.1. Педагог ДОУ обязан:
2.1.1.Перед выходом на Экологическую тропу осмотреть территорию «Экологической тропы», не допуская наличия на ней травмоопасных предметов: сломанных кустарников, сухостойных деревьев, металлических предметов, битого стекла и др.
2.1.2.Проверить исправность и устойчивость оборудования, находящегося на «Экологической тропе», надёжность крепления оборудования, безопасность водоёмов, пеньков.
3. Требования безопасности во время нахождения на «Экологической тропе»
3.1. Педагог дошкольного учреждения обязан:
3.1.1.Обеспечить комфортные условия пребывания воспитанников на «Экологической тропе», исключающие психоэмоциональное напряжение, с использованием занимательного игрового и развивающего оборудования и материалов.
3.1.2.Обеспечить в целях профилактики травматизма контроль и непосредственную страховку ребёнка во время пребывания на тропе.
3.1.3.Не допускать лазания воспитанников по ограждениям забора, перилам мостиков и деревьям.
3.2.Хождение воспитанниками босиком по траве, песку, гравию разрешается только после осмотра и подтверждения безопасного состояния территории.
3.3.Проведение игр с песком допускается только при условии ежедневной перекопки и ошпаривания песка кипятком.
3.4.Во избежание перегрева в жаркое время года дети должны носить лёгкие головные уборы.
4. Требования безопасности в чрезвычайных ситуациях
4.1. Педагог дошкольного учреждения обязан:
4.1.1.При возникновении чрезвычайной ситуации организовать эвакуацию воспитанников с территории «Экологической тропы» в безопасное место. Сообщить о случившемся руководителю учреждения.
4.1.2.При получении воспитанником травмы оказать ему первую медицинскую помощь до прибытия медицинского работника.
5. Требования безопасности по выходу с территории «Экологической тропы»
5.1. Педагог дошкольного учреждения обязан:
5.1.1.Организовать гигиенические процедуры воспитанников.
5.1.2.В случае необходимости организовать очистку одежды от грязи и песка.
Заведующий МБДОУ, С.А. Хагина
Примечание: Лист ознакомления с Инструкцией см. «Журнал инструктажей по охране жизни и здоровья воспитанников»
2. Пояснительная записка
Обострение экологической проблемы в стране диктует необходимость интенсивной просвещенческой работы по формированию у населения экологического сознания, культуры природопользования. Эта работа начинается в детском саду – первом звене системы непрерывного образования.
Экологическое воспитание дошкольников можно рассматривать как процесс формирования осознанно – правильного отношения детей к объектам природы, с которыми они непосредственно контактируют. Такое отношение включает интеллектуальный, эмоциональный и действенный компоненты.
Началом работы по экологическому воспитанию детей в детском саду является правильная организация развивающей среды.
Природная зона включает в себя помещения и участок дошкольного учреждения: групповые уголки природы, озелененная территория детского сада, экологическая тропа.
Значение тропы разнообразно: проведение воспитательно- образовательной работы с детьми, просветительская работа с населением, работниками дошкольных учреждений и родителями детей. Она выполняет познавательную, развивающую и оздоровительную функцию.
Экологическая тропа ДОУ – специально оборудованная в образовательных и воспитательных целях природная территория; маршрут, проходящий через различные природные объекты, имеющие эстетическую, природоохранную ценность, на котором дошкольники получают информацию об этих объектах.
В качестве объектов выбраны различные виды дикорастущих и культурных растений, лекарственные растения, клумбы, различные виды деревьев, растения края.
При выборе объектов стремились к тому, чтобы они были типичными для местной природы и информационно содержательными.
Экологическая тропа рассчитана преимущественно на организованное прохождение. При выборе маршрута учитывались доступность, эмоциональная насыщенность и информационная емкость.
Тематика экскурсий, проводимых на экологической тропе различна, и зависит от целей работы и возрастного состава детей.
Во время прогулок, экскурсий по экологической тропе дети играют, экспериментируют, наблюдают. Получают навыки ориентирования во времени и в пространстве, делают зарисовки с натуры. У них развиваются память, речь, мышление. А самое главное – появляется чувство прекрасного, воспитывается любовь к природе, желание ее беречь и сохранять.
3. Актуальность
«Охраняйте природу! Она не имеет ни
кулака, ни зуба, чтобы защищаться
от недругов. Её сокровища вверены
нашей совести, справедливости, уму и
благородству»
Л. Леонов
Последние десятилетия ознаменовались выраженным интересом к проблемам экологического образования подрастающего поколения.
Что означает слово «экология» и откуда оно происходит? «Экология» произошло от греческого oikos — дом, жилище, родина + logos — понятие, учение. В основном и первоначальном своём значении — одна из биологических дисциплин, наука, изучающая многочисленные связи населяющих землю организмов, как между собой, так и с окружающей средой.
Можно ли в наше время переоценить важность и необходимость экологического воспитания? Его основная и конечная цель — вернуть людям нормальное, естественное экологическое чутье. И начинать это воспитание необходимо, безусловно, с самого раннего возраста, с детского сада. Эффективная работа ДОУ по формированию основ экологической культуры детей и родителей требует грамотного подхода в этом направлении со стороны педагогов детского сада. Надо тренировать в детях наблюдательность, сочувствие, сопереживание. Каждый выход на улицу для ребёнка должен оборачиваться увлекательной прогулкой, дающей возможность наблюдать, познавать, запоминать! Важно формировать у детей потребность в самостоятельном изучении природы.
Осуществить эту задачу можно, создавая развивающую среду экологического направления, в которой ребёнок мог бы познать окружающий мир, самостоятельно выделять связи и зависимости, существующие в природе, наблюдая за объектами и явлениями неживой и живой природы и активно взаимодействуя с ними.
Один из важнейших компонентов экологической развивающей среды в детском саду — Экологическая тропа, которая позволяет дошкольнику наглядно познакомиться с разнообразными процессами, происходящими в природе, изучить живые объекты в их естественном природном окружении, получить навыки простейших экологических исследований, определить на элементарном уровне местные экологические проблемы и по-своему
решить их. Экологическая тропа — это специально разработанный или специально оборудованный маршрут в природу.
Работу на экологической тропе можно построить интересно и содержательно, чтобы решить практически все задачи экологического образования детей дошкольного возраста. Именно экологическая тропа позволяет понять общую связь живого организма с внешней средой, наблюдать жизнь живых организмов в экосистемах, их взаимное влияние друг на друга и т. д.
Планирование работы на экологической тропе возможно осуществлять с учётом сезонных изменений и местных условий. Важно сочетать ознакомление детей с яркими объектами растительного и животного мира, сезонными явлениями и видами труда в природе.
Учитывая особенности возраста, а также специфику этой развивающей среды, при организации работы на экологической тропе можно использовать разнообразные формы: экскурсии, занятия-опыты, занятия-наблюдения, экологические игры, конкурсы, викторины, праздники.
Экологическая тропа — это средство нравственного, эстетического, трудового воспитания. Таким образом, с помощью экологической тропинки можно грамотно использовать земельный участок детского сада в экологическом образовании детей. В идеале эта территория должна быть зоной максимальной экологической безопасности, обеспечивая на современном уровне следующие функции:
- оздоровительную;
- рекреационную;
- учебно-просветительскую.
Общими усилиями можно сделать каждый детский сад действительно цветущим садом.
4. Основные характеристики экологической тропы
Вид тропы: экологическая.
Местонахождение: МБДОУ «Каменский детский сад»
Год закладки: 2018г.
Состояние тропы: хорошее.
Протяженность: 90 метров
Режим пользования: теплый период.
Назначение экологической тропы:
- прогулки для общения детей с природой ближайшего окружения и оздоровление детей на свежем воздухе;
- наблюдение за живой и неживой природой, установление простейших взаимосвязей в природе;
- проведение исследовательской, игровой, театрализованной и других видов деятельности.
Цель: формирование экологической культуры, под которой понимается совокупность экологического сознания, экологических чувств и экологической деятельности.
Задачи:
- воспитание любви к природе через прямое общение с ней, восприятие её красоты и многообразия;
- формирование знаний о природе;
- развитие сопереживания к бедам природы, желание бороться за её сохранение;
- формирование у детей основных природоведческих представлений и понятий о живой и неживой природе;
- развитие понимания взаимосвязей в природе и места человека в них;
- воспитание бережного отношения ко всему живому на Земле, любви к природе;
- вовлечение детей в разнообразные виды деятельности в природе и по её охране;
- формирование навыков экологически грамотного, нравственного поведения в природе;
- развитие первоначальных географических представлений, знакомство с
простейшими способами ориентирования на местности.
Общие рекомендации по работе с детьми на экологической тропе детского сада:
– Использовать прогулки для общения детей с природой ближайшего окружения и оздоровления детей на свежем воздухе.
– Использовать наблюдения за живой природой для развития сенсорных качеств каждого ребёнка.
– Познакомить с разными объектами живой природы и показать её взаимосвязь с окружающим миром.
– Сделать общение ребёнка с природой безопасным для ребёнка и самой природы.
– Формировать чувства близости к природе и сопереживанию всему живому, заботы и бережного отношения к природе.
– Формировать умение передавать свои впечатления от общения с природой в рисунках, поделках, рассказах и других творческих работах.
– Проводить на тропе наблюдения в разные времена года, игры, экскурсии, исследования.
Предполагаемые результаты:
- озеленение территории растениями;
- оснащение детской игровой площадки новыми объектами, пригодными для игры;
- создание зон: «птичья столовая», «рябина», «мельница», «ель», «цветник», «пасека», «домашнее подворье», «пруд», «дуб», «зеленая аптека», «клен», «метеостанция», «береза», «лесная опушка».
Конечный результат:
комплексная эколого-развивающая среда, каждый компонент которой отвечает принципу функционального комфорта и основным этапам развития детской деятельности.
Возможные варианты работы на тропе:
- проведение занятий, сезонных экскурсий
- мини-субботники
- исследования на тропе
- фенологические наблюдения за растениями в природе (по сезонам)
- развешивание кормушек
- наблюдения за перелётными и зимующими птицами (по сезонам)
- оформление гербария
- фотографирование
- рисунки, плакаты, поделки
- сбор природного поделочного материала (шишки, листья...)
Формы и методы работы с детьми на экологической тропе:
- экологические беседы;
- наблюдения в природе;
- уроки доброты;
- целевые прогулки;
- познавательные вечера;
- решение экологических ситуативных задач;
- чтение художественной литературы;
- детские проекты;
- обсуждение и проигрывание ситуаций;
- труд в природе;
- «Красная книга Природы»;
- «Зеленая аптека» (рассматривание иллюстраций и беседы с детьми, поиск лекарственных растений на участке, беседы о правилах сбора растений);
- выставки и экспозиции;
- экологические сказки.
Формы и методы работы с родителями на экологической тропе:
- взросло-детские проекты;
- изготовление поделок, рисунков;
- субботники по облагораживанию территории детского сада;
- участие в конкурсах;
- фотовыставки;
- изготовление экологической газеты.
5. Маршрут экологической тропы
1. Объект экологической тропы «Рябина»
«Дрозд, снегирь, другая птица
Могут ею насладиться.
Как усилиться мороз,
Возрастет на пищу спрос»
(рябина)
Это стройное, высокое и листопадное дерево. Растет повсюду. Неприхотливая, привычна к русским морозам. Рябина очень красивое дерево, особенно осенью когда созревают плоды. Содержит витамин С. Едва прихватит рябину морозом и ее ягоды становятся вкусными и мягкими. Рябину любят и звери и птицы. Из ягод рябины варят варенье и джемы, а рябиновый мед душистый и полезный. Живет рябина до 150 лет.
2. «Птичья столовая»
Дети наблюдают за птицами, прилетающими к кормушке, поилке, скворечнику в разное время года, слушают их пение, отгадывают загадки о зимующих и перелетных птицах, узнают их на картинках.
Педагог обращает внимание детей на объекты «птичьего городка» (скворечник, кормушки, поилки, фигурки птиц), беседует с детьми о птицах, их особенностях, о том, чем они питаются, какую пользу приносят природе, о том, как человек может помочь птицам; предлагает насыпать корм, наполнить водой поилки, помогает сформулировать детям правила поведения в «птичьем городке».
Что едят пернатые?
Насыпать в кормушку можно:
- семечки подсолнечника, но только нежареные; пшено, просо, овес, раскрошенные сухарики из белого хлеба; несоленое сало (является лакомством для птиц); можно давать вареные яйца, вареный картофель. У каждой птички свои предпочтения, например, снегири любят полакомиться ягодами рябины, калины и бузины
Но! Птицам нельзя:
- ячмень, фасоль, горох, рис, черный хлеб (он закисает в зобу птиц, плохо переваривается), соленые и сладкие орешки, чипсы. Ничего жареного или с химическими добавками.
Загадки
Избушка новая,
Для всех столовая,
Зовёт обедать,
Крошек отведать.
(Кормушка)
В ней для птиц всегда уют,
Люди зёрнышки кладут.
Дом без окон, но с макушкой,
Называется ... (Кормушкой)
Крепкий деревянный дом
С круглым маленьким окном.
Он стоит на длинной ножке,
Чтобы не залезли кошки.
(Скворечник)
На шесте весёлый дом
С круглым маленьким окном.
Чтобы уснули дети,
Дом качает ветер.
На крыльце поёт отец
Он и лётчик, и певец.
(Скворечник и скворец)
На шесте - дворец,
Во дворце - певец.
(Скворечник и скворец)
Чей на дереве домишко?
Строил я и мой братишка.
Дверь - кружок, нет окна.
В доме пусто, тишина...
(Скворечник)
Стихи.
Попрошу сегодня папу
В гости к другу не ходить,
Чтобы сообща скворечник
Нам для птиц соорудить!
Смастерить для птичек домик
Совершенно нам не трудно.
Будем очень мы стараться,
Чтоб им было в нём уютно.
Прилетев из стран далёких
Голосистые скворцы
Прощебечут нам: "Спасибо! "
Ведь мы с папой молодцы!!!
Розбицкая Н.
Мы с братишкою моим
Птицам домик мастерим.
Небольшой, опрятный внешне.
Называется скворечник.
Окон нет. Есть только лаз,
Да жердинка - напоказ.
Прилетят весной скворцы,
Скажут: "Ай, да молодцы!"
Будет радость и веселье,
Птицы справят новоселье,
Натаскают пух, солому.
К своему привыкнут дому.
Будем с братом наблюдать,
Как птенцы начнут летать.
А потом сойдутся в стаю
И простятся, улетая.
Новикова Регина
*****
Опустел скворечник -
Улетели птицы,
Листьям на деревьях
Тоже не сидится.
Целый день сегодня
Всё летят, летят...
Видно, тоже в Африку
Улететь хотят.
Токмакова Ирина
3. Обьект экологической тропы «Мельница»
На горе-горушке стоит старушка.
Руками машет, хлеба просит;
Дашь ей хлеба - назад отдаёт.
(Мельница)
Конечно, это мельница. Дует ветер, крутит мельничные крылья, вот и кажется, что кто-то на горе руками машет. Сильнее дул и быстрее мельницу крутил.
Дуйте, дуйте, ветры в поле,
Чтобы мельницы мололи,
Чтобы завтра из муки
Испекли нам пирожки!
Внутри мельницы есть большие круглые камни, они жерновами называются. Крылья вертятся и заставляют шевелиться жернова, а между жерновами зерна в муку растираются. Мельницы разные бывают. Этой мельнице ветер работать помогает, крылья ей крутит, поэтому она называется ветряная.
Рядом с мельницей поля засеяны пшеницей и овсом. Вдоль полей протекает река, поэтому сеянцам всегда хватает влаги. По краю поля растет настоящий полевой василек. Смолотит мельник зерно на мельнице и загрузит телегу мешками с мукой. Отвезет ослик муку в пекарню. Пекари жду свежую муку чтобы испечь ароматный и вкусный хлеб.
Без хлеба — нет обеда.
Хлеб — батюшка, вода — матушка.
Будет хлеб — будет и песня.
Много света — много хлеба.
4. Обьект экологической тропы «Ель»
«Что же это за девица.
Не швея, не мастерица.
Ничего сама не шьет,
А в иголках круглый год?
(ель)
Ель — хвойное вечнозеленое дерево семейства сосновых. Это про нее загадка: «Зимой и летом одним цветом».
Ёлка — это стройное дерево, которое может вырастать высотой до 35 метров. Первые 10 лет растёт очень медленно — по несколько см в год, потом скорость роста увеличивается, но через 100-120 лет опять замедляется. Имеет треугольную крону с острой верхушкой. Ветви расположены густо по всему стволу. Его часто трудно увидеть за еловыми лапами. Хвоинки тёмно-зелёные и блестящие, острые и колючие. Иголки имеют длину до 3 см. Корневая система ели расположена близко к поверхности, поэтому сильный ветер может повалить дерево.
Ель — долгожительница, она живёт 250-300 лет.
Чтобы ель хорошо росла, ей нужны такие условия:
- Тень. Это дерево не очень любит солнце, молодые ёлочки часто получают солнечные ожоги на открытых местах.
- Достаточное увлажнение. Ёлка плохо переносит засуху.
- Умеренный климат. Дерево холодостойкое, не боится морозов, но оно плохо растет в южных регионах, где слишком жаркое и долгое лето,
- Почва должна быть не слишком плотная, в меру плодородной.
Ель — размножается семенами, всхожесть которых очень хорошая. Шишки раскрываются в конце ноября — начале декабря, семена выпадают, их подхватывает ветер и разносит далеко по окрестности.
Еловые насаждения очень часто можно увидеть в санаториях. Потому что их хвоя выделяет фитонциды, очищающие и обеззараживающие воздух.
Из этого дерева делают качественные музыкальные инструменты. Из мягкой древесины изготавливают бумагу, искусственный шелк, бездымный порох. Получают смолу, деготь, канифоль, скипидар.
Еловые шишки широко используются в народной медицине.
Лесную гостью ждут на Новый год ребятишки.
5. Объект Экологической тропы «Цветник»
«Цветок на лугу я сорвал на бегу,
Зачем это сделал, сказать не могу.
В стакане цветок постоял и завял,
Но сколько бы он на лугу простоял.
Здесь у нас растут цветы небывалой красоты.
Все цветочки разные – белые и красные,
Жёлтые и синие – все цветы красивые.
Как прекрасен каждый цвет!
Лучше нашей клумбы нет!»
Информация об объекте:
«Цветник» - это участок, ограниченная территория (клумба), где выращиваются различные декоративные растения: травянистые цветковые растения и кустарники. Цветники используют для украшения и улучшения садов, парков, территории.
Объекты для наблюдения:
многолетние цветущие растения: крокусы, тюльпаны, маргаритки, ирисы, нарциссы, ромашки, лилии, флокс, хризантема, мальва, роза, жасмин.
однолетние цветущие растения: бархатцы, циннии.
Рекомендации по организации работы с детьми:
- пассивный труд с детьми, наблюдение за трудом взрослых: подготовка клумб, посадка новых растений, полив, рыхление, прополка, сбор семян;
- наблюдение за цветами: биологические особенности, сравнение разных цветов по внешнему виду, способам ухода, способам размножения, связь с насекомыми;
- сенсорное развитие детей во время прогулок на цветники;
- беседы о роли человека в жизни растений (уход, помощь, любование);
- проведение исследований о взаимосвязи цветов с окружающей средой;
- видеть красоту и неповторимость каждого цветка;
- формировать чувство близости к природе и сопереживание всему живому,
желание помогать и заботиться.
Формы организации детской деятельности:
-Прогулки по территории детского сада с целью изучения цветов на цветнике.
-Наблюдения за цветами: биологические особенности, сравнение разных цветов по внешнему виду, способам ухода, способам размножения, связь с насекомыми.
-Проведение исследований о взаимосвязи цветов с окружающей средой.
-Рассматривание иллюстраций цветов.
-Познавательные беседы с детьми о росте и развитии растений, об умении ухаживать за ними.
-Чтение художественной литературы, заучивание стихов,
-Разучивание песен о цветах.
-Дидактические игры «Найди такой же», «Угадай растение по описанию», «Что изменилось?»,
-Подвижная игра «Чей кружок скорее соберется?», игра « Садовник».
Виды растений
В цветниках собраны растения, с разными требованиями к условиям обитания.
- Растут тенелюбивые растения, такие, как разнообразные примулы (примула высокая, примула безстебельная и др.), различного вида хосты, разные сорта лилейников, а также ландыши.
- Собраны солнцелюбивые цветы, такие как пионы, маргаритка и другие растения.
Цветы с различными сроками цветения, и жизненным циклом.
Цветы – первоцветы: крокусы, нарциссы, тюльпаны. Первоцветы – вестники весны, которые не только выглядят очень мило, но и являются лечебными. Первоцветами называют все раннецветущие растения. Они зацветают сразу после того, как сошел снег.
Объекты наблюдения: Крокусы, нарциссы, тюльпаны.
Тюльпан.
Вырастают тюльпаны из луковицы. Обычно высаживают эти луковицы под осень. Ранней весной появляется из земли зеленая стрелка и выпускается красивый цветок. Считается, что Родиной тюльпанов является – Голландия. Их там выращивают и размножают. Но в настоящее время, эти цветы очень часто встречаются и в нашей стране. Они растут на каждой даче, бывают разного размера, цвета и формы.
Однолетние цветы
Цель: знакомство с садовыми однолетними цветами, закреплять знания и умения по уходу за растениями.
Цветы: Бархатцы, циннии.
Бархатцы.
Своим названием эти великолепные цветы обязаны, вероятнее всего, бархатистым красно-коричневым лепесткам. Бархатцы, иначе тагетес – неприхотливое однолетнее быстрорастущее растение.
Сильноветвистое, но компактное, растение достигает в высоту от 20 до 100 см. Цветы простые либо махровые, в диаметре достигают 10 см и больше.
Бархатцы – это не только красивые декоративные растения в саду. Выращивая на своем участке бархатцы, их цветы не только облагораживают вид участка, но и приносят немалую пользу другим растениям.
Цветки обладают многочисленными лечебными свойствами, их применяют в народной медицине, в кулинарии.
Многолетние цветы
- Цель: знакомство с садовыми многолетними цветами, закреплять знания и умения по уходу за растениями.
- Цветы: флокс, хризантема, лилия азиатская, лилейник, тюльпаны, ирисы, нарциссы, ромашки, маргаритки, пион, ландыш, роза, мальва.
Маргаритки
Цветы маргаритки – разноцветные цветки декоративного растения. Маргаритка являет собой небольшой цветок. Цветы маргаритки распускаются только в солнечную погоду, а в дождь или ночью закрываются. Маргаритки предчувствуют изменения погодных условий, это можно увидеть, наблюдая за цветами. Плоды у этого растения представляют собой продолговатые семянки.
Пион.
Пион является одним из самых роскошных цветочных растений. Это красивый весенний цветок, ведь первые пионы цветут именно в мае.
Ещё до нашей эры пион был известен в Греции и Китае как декоративное и лекарственное растение, обладающее магическими свойствами и защищающее от злых духов. Цветок этот считается царём цветов, который по своей роскоши он может сравниться только с красавицей розой.
Пион — это многолетний кустарник. У пиона крупные, заостренные зеленые листья, с блестящей поверхностью. Цветут пионы с мая до июля. Красивые, объемные цветы пионов имеют приятный аромат, они могут быть разной формы, и разного цвета.
Флокс.
Флокс – это многолетний, декоративный цветок. Неприхотлив. Цветет с июня по сентябрь. Имеет обильное и продолжительное цветение, приятный аромат и необычайно яркую окраску цветков. На высоком стебле может быть расположено несколько крупных шаровидных и других форм цветков чистых или пестрых тонов, белоснежного, красного, малинового, сиреневого цвета. Флоксы любят за нежный аромат шмели, бабочки и пчелы.
Загадки и стихотворения о цветах
Этот цветок – самый прекрасный! Он может быть и белым, и красивым,
Может быть желтым иль розовым цветом, Словно духи ароматный при этом.
Только вот веточка колет шипами. Что за цветок? Догадайтесь-ка сами!
(Роза)
Пышный куст в саду расцвел,
Привлекая ос и пчел.
Весь в больших цветах махровых -
Белых, розовых, бордовых! (Пион)
В саду есть петушок -
Лиловый гребешок,
А хвостик - боевой,
Сабелькой кривой (Ирис)
Есть у весеннего цветка
Приметы, чтоб не ошибиться:
Листик — как у чеснока,
А корона — как у принца! (Нарцисс)
6. Объект экологической тропы «Пасека» (беседа)
«Мастерица золотая
С песней по садам летает.
Над подсолнухом звенит,
В домике пыльцу хранит…»
(Пчела)
Вос-ль: Мы с вами оказались на пасеке. Пасека – это пчелиный город, где много пчелиных домиков. Как называются домики, в которых живут пчёлы?
Дети: Ульи.
Вос-ль:
Пчёлки в домиках живут, улей – домик их зовут.
Сёстры, братья – целый рой, все гудят наперебой.
Пчёлы пользу нам приносят, опыляют огород.
Сок с цветочков в дом приносят, превращая его в мёд.
Вос-ль: В каждом улье живёт пчелиная семья. Видите, возле входа стоят пчёлы, которые не заходят в улей и не улетают от него. Как вы думаете, что делают эти пчёлы?
Дети: Это охранники, они охраняют вход в улей, чтобы чужая пчела, или оса, не смогла проникнуть в дом.
Вос-ль: Смотрите, одна пчела выходит из домика и куда-то собирается улететь. Как вы думаете, куда? Давайте за ней проследим. Смотрите, как далеко она улетает от своего дома. Пчёлы могут очень далеко улетать от своего дома и никогда не заблудятся. Почему?
Дети: Потому что перед тем, как вылететь, хорошо изучают территорию.
Вос-ль: В полете пчела с удивительной точностью замечает мелькающие внизу цветы. Как вы думаете, пчела видит так же как мы с вами, или как-то по-другому? Как?
(Ответы детей).
Вос-ль: Синий, желтый, белый и черный цвета пчела различает. А вот, красный цвет ей кажется скучным, серым. Поэтому, пчела узнает цветы не только с помощью зрения, но и по запаху. Для этого у неё есть специальные усики .
Наша пчела села на цветок. Она что-то собирает, а мы пока с вами поиграем на цветочной поляне.
Вос-ль: Пчела уже что-то собрала, посмотрите. Как вы думаете, что у неё в лапках?
(Ответы детей).
Вос-ль: Это нектар. Нектаром называют прозрачную густую жидкость, сладкую на вкус. Много ли в одном цветке нектара?
(Ответы детей)
Вос-ль: Всего одна капелька. Нектар жидкий и пчёла смешивает его с сухой цветочной пыльцой. Пыльца у вас всегда остаётся на носу, когда вы нюхаете цветы. С помощью пыльцы нектар становится твёрдым, и пчела может взять его в лапки. Смотрите, наша пчела собрала нектар и летит обратно в улей (слайд). Как вы думаете, пустят ли в улей пчелу?
(Ответы детей).
Вос-ль: Отправимся за ней. Сколько тут пчёл?
Дети: Много.
Вос-ль: Все эти пчёлы – большая семья. Как вы думаете, у них есть мама? (Ответы детей)
Вос-ль: Матка, самая длинная из всех пчёл. Матка откладывает яйца, из которых затем появляются молодые пчёлки. Матка никогда не выходит из улья. Как вы думаете, почему?
(Ответы детей).
Вос-ль: Она может погибнуть от ветра или внезапного дождя и тогда вся огромная семья останется без мамы и тоже погибнет. Посмотрите, наша пчела закладывает нектар в ячейку. Кто знает, как называются эти ячейки? (Ответы детей).
Вос-ль: Соты. Почему они так называются?
(Ответы детей).
Вос-ль: Их много, сотни. Как вы думаете, откуда пчёлы берут соты?
(Ответы детей).
Вос-ль: Соты делают сами пчёлы из воска. У пчел есть восковые железы, которые выделяют воск. У вас есть слёзные железы, и когда вам больно, то слёзы льются из глаз, потому что работают такие каналы в нашем организме, которые называются железами. У пчел тоже есть такие каналы, только они выделяют не капельки слёз, а капельки воска. Давайте посмотрим, на экран (соты, воск) Какого цвета воск?
Дети: Зелёный, коричневый.
Вос-ль: Чем пахнет воск?
Дети: Мёдом.
Вос-ль: Посмотрите на ячейки, какой они формы?
(Ответы детей).
Вос-ль: Когда ячейка сот заполняется нектаром, то пчёлы запечатывают её воском. Что происходит дальше? И вот тут я вам открою один секрет: в запечатанной ячейке происходит превращение нектара в мёд. А как же люди берут мёд у пчёл, ведь они кусаются?
(Ответы детей).
Вос-ль: Мёд у пчёл забирает специальный человек, который ухаживает за пчёлами и работает на пасеке. Как называется профессия этого человека? (Ответы детей).
Вос-ль: Пчеловод, пасечник.
-Посмотрите, у пчеловода специальная одежда, может кто-нибудь знает из чего она состоит? Его одежда состоит из штанов, рубахи и шляпы с сеткой.
- Как вы думаете, зачем нужна сетка? (Защита от пчел)
- А вы знаете, почему пчеловода не жалят пчелы? Потому что он всегда ходит чистым, опрятным, любит своё дело и очень ласков по отношению к пчелам!
Для чего нам нужен мёд?
(Ответы детей (лакомство, лекарство, мед используют ухода за лицом, в кулинарии).
Вос-ль: Как вы думаете, легко ли получить мёд? Чтобы получилась ложка мёда, 200 пчёлам нужно целый день летать за нектаром на цветочную поляну. Как можно сказать про пчёл, какие они?
Дети: Трудолюбивые.
Вос-ль: Есть такая поговорка: «Трудится как пчёлка!» О каком человеке так говорят?
(Ответы детей).
Вос-ль: Вот сколько пользы пчёлы приносят человеку! А что мы можем сделать для пчёл полезного?
Дети: Не срывать цветы, сажать больше цветов.
Вос-ль: Где мы с вами сегодня побывали? Что узнали нового? Что было бы, если бы не было пчёл?
7. Объект Экологической тропы «Домашнее подворье»
«Врать, ребята, я не стану,
Нам дает корова Маша
Утром чистую сметану,
А в субботу - простоквашу!»
Н.Тарасов
Цель: знакомить детей с домашними животными и их детенышами, домашней птицей; учить называть и сравнивать их по величине; развивать любознательность, память, внимание, речь; обогащать словарный запас; воспитывать любовь к животным
Задачи:
- научить детей различать по внешнему виду и называть наиболее распространенных домашних животных;
- развивать речь, мышление, память, внимание, наблюдательность;
- воспитывать любовь к домашним животным, их значимости в жизни человека, любознательности.
Загадки
Есть бородка, шерсть и ножки,
Ушки, хвост, а также рожки.
Хоть я блею, не пою -
Молоко тебе даю.
Я такая егоза!
И бодаюсь, я ...(коза)
Молоко её полезно,
В огород она залезла,
И глядит "во все глаза" –
Длиннорогая ... (коза)
Ест траву, жуёт, молчит…
А потом полдня мычит:
- Мне погладите бока –
Дам парного молока!
(Корова)
У неё рога, копыта,
И на всех глядит сердито,
Но добрей она щенка,
И нальёт нам молока.
(корова)
Будто облако резвилось
И на травку опустилось.
Спинка вся в густых колечках,
Бродит по траве... (Овечка)
Съем червя, попью водицы,
Хлебных крошек поищу,
А потом снесу яичко,
Ребятишек угощу.
(Курица)
На коротких красных лапках
Вперевалочку идёт.
Любит в озере поплавать
И покрякать у ворот.
(Утка)
Ходит важно, вперевалку
Эта птица на рыбалку.
Я нисколько не боюсь,
Хоть и злючка этот…
(Гусь)
8. Объект Экологической тропы «Пруд»
Пруд — искусственный водоём для хранения воды с целью водоснабжения, орошения, разведения рыбы (прудовое рыбное хозяйство) и водоплавающей птицы, а также для санитарных, противопожарных и спортивных потребностей.
Стрекоза.
Стрекозы имеют стройное длинное тело, широкую грудь и две пары прозрачных крыльев с жилками в виде сетки. У крупных видов крылья всегда распростерты в стороны, у мелких – могут складываться вместе. На крупной, очень подвижной голове расположены фасеточные глаза, которые состоят из отдельных глазков. Такое строение глаз обеспечивает стрекозе отличное зрение. У стрекоз длинные ноги, направленные вперед. Передние ноги короче задних, что облегчает захват и удерживание добычи. В окраске у стрекоз преобладают зеленые, синие, желтые, коричневые цвета. Крылья бывают с пятнами. Самки бледнее самцов.
Лягушка— это бесхвостая амфибия, которую далеко от воды никогда не встретишь. Обычно она прячется на берегу в траве или сидит на большом плавающем листе. При малейшей тревоге лягушка ныряет в воды и скрывается на дне водоема, где долго отсиживается, прежде чем в новь вынырнуть. Ей даже не нужно задерживать дыхание, потому что под водой она дышит кожей.
Лягушка бывает активной и днем, и ночью, но летом, охотясь на насекомых, червей и моллюсков, которыми она питается, предпочитает ночные часы. Летающих насекомых она ловит, высунув наружу длинный, клейкий язык.
Осенью лягушки впадают в зимнюю спячку. Одни виды лягушек зимуют в иле на дне водоема, другие забираются в ямки на берегу.
Камыш.
«Он высокий, бархатистый,
Если отцветёт – пушистый,
И растёт на речке,
В низеньком местечке.
Ты ответь скорей, малыш.
Что же здесь растёт?
- (камыш)»
Камыш имеет высокие стебли до 2,5 метра в высоту с крупными початками коричневого цвета.
Камыш можно встретить на любом озере или болоте по всей европейской части России, а также в западной Сибири, Казахстане и Прибалтике. Предпочитает стоячие водоемы, образуя целые заросли. Зачастую стебель погружается в воду до 1 метра, поэтому еще нужно запастись резиновыми сапогами и перчатками, чтобы добыть камыш.
9. Объект экологической тропы «Дуб»
Вы помните, как выглядит дуб зимой? Толстый, мощный ствол, тёмная кора, покрытая глубокими извилистыми трещинами. Чем старше дуб, тем более глубокими становятся эти трещины-морщины. И ветви дуба не прямые, не ровные, их линии изломанные, угловатые, резкие, как будто они никогда не тянулись вверх, к свету и теплу.
Эти деревья напоминают людей, проживших трудную и тяжёлую жизнь, вынесших многие невзгоды и преодолевших их.
Дубы высокие, до 55 м деревья с толстым стволом. Дубы очень любят свет, и их побеги меняют направление роста несколько раз в сезон, в зависимости от освещения. Поэтому и ветви у старых дубов имеют такие причудливые изгибы.
Листья и цветки на дубах появляются одновременно, в мае. Но плоды дуба жёлуди начинают расти и формироваться только в начале августа. Жёлуди созревают со второй половины сентября по ноябрь. Плюска ("шапочка" на жёлуде), которая раньше защищала основание растущего жёлудя, больше не удерживает на дереве созревший плод, и жёлудь падает на землю.
Жёлуди - любимая еда многих лесных жителей: кабана, оленей, медведей. На большие расстояния разносят жёлуди голуби, фазаны, сойки. Особенно любят их сойки и мыши. Свои запасы они закапывают в землю, и те часто прорастают.
Дубовый лес называется дубравой. Здесь очень легко дышится, ведь дубы выделяют много кислорода. В дубраве вы чаще всего можете встретить белый гриб.
10. Объект экологической тропы «Зеленая аптека»
На аптекарской грядке у нас растут: календула, ромашка аптечная,
подорожник, мята с мелиссой, мать - и - мачеха, чистотел, одуванчик.
Дети любуются растениями, называют их части, узнают о них лечебных
свойствах. Они исследуют форму, цвет, размер, запах листьев и цветков,
проводят тактильные обследования.
В старшем возрасте проводят сенсорное обследование частей и семян растений, с биологическими и лечебными свойствами, правилами сбора этих растений, а также с тем, какие именно части растений применяются для лечения болезней.
Объекты для наблюдений:
1 Мята перечная, лимонная.
2 Мелисса.
3 Мать-и-мачеха.
4 Календула.
6 Ромашка аптечная.
7 Подорожник.
8 Чистотел.
9. Одуванчик
Рекомендации по организации работы с детьми:
- Прогулка и наблюдение за появлением растений в весеннее время, ростом, цветением,
- рассматривание цветов, листьев, сравнение разных растений на протяжении весенних и летних месяцев.
- Рассматривание и сбор семян растений.
- Труд на грядке: посадка новых растений, полив, прополка, рыхление, подготовка грядки к зиме.
- Беседы с детьми о целебных свойствах каждого растения.
- Игры с детьми: «Мы растения», «Чем полезна», «Чей листочек».
- Сенсорное развитие детей.
Ромашка
Биологические особенности:
• Цветок, относится к семейству сложноцветковых, потому что множество мелких листьев составляют один крупный сложный цветок. Белые лепестки ромашки обрамляют ярко-желтый глазок. Сердечко ромашки снизу похоже на блюдечко, только не гладкое, а чешуйчатое, покрытое мелкими листочками. А сверху желтый кружочек состоит из множества маленьких столбиков.
Многолетнее растение. Размножается семенами и делением корневища.
Цветет июль - август.
Где растет:
- В природе растет на солнечных лесных опушках, полянках, вырубках, в лугах и полях.
- Человек выращивает на клумбах.
Ромашка и животные:
Пчелы, бабочки, шмели видят ромашку издалека и летят к ней за медом. Они опускаются на крупные белые лепестки, пьют сок из маленьких желтых цветочков, собранных в крупную розетку в центре ромашки.
Загадки и стихи о ромашке:
Стоят в поле сестрички,
Как, ромашка, ты мила!
Желтый глазок,
Твоя кофточка бела,
Белые реснички.
Воротник золотой,
На нас смотрит с добротой!
Мать и мачеха
Биологические особенности:
Распускается раньше всех трав. Невысокий стебель, покрытый мягким пушком, защищающим цветок от холода, к стебельку плотно прижаты похожие на чешуйки бурые острые листики. Настоящие крупные листья появляются позже, в середине лета, когда цветов уже нет. Листья эти крупные, темно-зеленые. Нижняя часть листа покрыта густыми белыми волосками. Если погладишь ее рукой, ощутишь мягкость и тепло, словно приласкала тебя ласковая матушка; верхняя часть листа гладкая, холодная, словно прикосновение суровой мачехи. Цветы собраны в крупное соцветие, потому что каждый цветок в отдельности слишком мал и хрупок, чтобы противостоять ненастью. Когда цветок мать-и-мачехи отцветет, он превратится в белую пушистую шапочку. Каждое семечко снабжено природой маленькой воздушной пушинкой-парашютиком, который
помогает семечку улететь подальше.
Цветы открываются утром, а закрываются перед ненастьем и на ночь - берегут капельку сладкого драгоценного нектара.
Где растет:
- На солнечных глинистых оврагах.
- На грядке.
Мать - и - мачеха и животные:
Недавно проснувшиеся после долгой суровой зимы пчелы и шмели летят к цветам мать-и-мачехи за медом и, перелетая с цветка на цветок, опыляют их.
Целебные свойства:
Полезно пить настой (чай) для очищения легких.
- Листья, приложенные к груди, вытягивают жар.
- Положенные на нарывы листья вытягивают жар, красноту и вредные вещества.
- Порошок из сушеных листьев можно добавлять в пищу.
Мята перечная
Биологические особенности:
Многолетнее травянистое растение высотой до 100 сантиметров, с четырехгранными прямостоячими стеблями и довольно мощным ветвистым корневищем. Листья супротивные короткочерешковые, зубчатые по краю, удлиненно-яйцевидные, длиной 3-8 см и шириной 1,5-2 см. Сверху листья темно-зеленые, снизу более светлые. Бледно-фиолетовые мелкие цветки собраны в сложные мутовки. Зацветает в июле.
Целебные свойства:
- Мята полезна при ряде желудочных заболеваний.
- Препараты мяты назначают при спастических колитах, энтероколитах, заболеваниях печени и желчного пузыря.
- Заготавливают верхушки мяты с листочками в период бутонизации или начала цветения.
Одуванчик
Биологические свойства:
Вначале появляются зеленые розетки удлиненных неправильно выемчатых листьев с хорошо заметной срединной жилкой. После развития листовой розетки из ее середины начинает расти и быстро удлиняться трубчатый цветонос с бутоном на конце. Летом золотистые соцветия одуванчика превращаются в белые пушистые шарики - это на созревших семенах появились летучки-«парашютики». Листья нежны и богаты витаминами.
Салат из листьев одуванчика стимулирует выделение желчи и улучшает аппетит.
Где растет:
- На лугах, в садах, на газонах парков, вдоль дорог.
Целебные свойства:
- Используют в основном высушенные корни.
- Настой корней применяют для возбуждения аппетита, при запорах, как желчегонное средство.
- Корни собирают в сентябре-октябре.
Календула
Биологические особенности:
Однолетнее травянистое растение высотой 50-60 см, семейства сложноцветных. Цветок ярко-оранжевого цвета с желтой серединкой. Лепестки мелкие и собраны в чашечку, слегка опушены. Размножается семенами. Неприхотливо, но любит плодородную, увлажненную почву и хорошо освещенные участки. Цветки заготавливают в течение всего лета. Собирают свежераспустившиеся корзинки.
Целебные свойства :
- Благодаря спазмолитическим свойствам это растение расслабляет гладкую мускулатуру желудка, кишечника.
- Наружно препараты и настои используют в виде полосканий и примочек при воспалении и кровоточивости десен, пародонтозе, а также при ангине и тонзиллите.
- Свежий сок рекомендуют при ушибах и ожогах.
- Внутрь препараты и настои назначают как противовоспалительное, заживляющее, спазмолитическое средство.
Подорожник
Биологические особенности:
Лист подорожника большой, продолговатый с толстыми прожилками.
В начале лета над листьями подорожника станут подыматься стрелочки-стебельки. На верхушке каждой такой стрелочки мелкие цветочки, собранные в узкий колосок. Цветочки эти совсем неприметны, затем в колосках созреют семена. Многолетнее травянистое растение, высотой 40 см.
Где растет: назвали подорожник так за то, что селится по разным дорогам, не боится жары.
Целебные свойства:
- Лист подорожника используют в виде примочек для заживления ран.
- Препараты из листьев подорожника оказывают противовоспалительное болеутоляющее действие, стимулируют секрецию желудка.
- Назначают при заболеваниях органов дыхания в качестве отхаркивающего средства.
Целебные свойства:
- Рекомендуется при перебоях в работе сердца, при заболеваниях желудка, селезенки и почек.
- Целебные свойства растения сконцентрированы в подземной части растения, которая состоит из короткого корневища с много численными тонкими корнями.
- Корневища заготавливают осенью.
11. Обьект экологической тропы «Клен»
«Клен встречает самым первым
Осени приход.
Кружит в воздухе веселый
Листьев хоровод.
Землю быстро укрывает
Золотым ковром —
Пусть родная засыпает
Долгим зимним сном»
Клён любит хорошо освещённую местность. Он имеет прямой ствол и пышную, густую крону. Клен легко отличить от других деревьев по большим узорным листьям с пятью острыми концами. Особенно красив клен осенью. Листочки на клене окрашиваются в разные цвета: желтый, красный, оранжевый, багряный, золотистый. Дерево преображается, становится таким нарядным, что глаз не отвести. Сложно удержаться и не собрать букет из листьев.
12. Объект экологической тропы «Метеоплощадка»
Метеоплощадка - это специальный участок местности на территории детского сада, на котором установлено метеорологическое оборудование для элементарного прогнозирования погоды.
Цель работы: создание элемента экологической тропы -метеоплощадки , как части развивающей предметно-пространственной среды для развития познавательно-исследовательских способностей дошкольников.
Задачи:
1.Познакомить детей с метеоплощадкой и специальными приборами : компасом, термометром, дождемером, ветряным рукавом, флюгером, солнечными часами;
Обучать детей снятию показаний приборов;
3. Формировать представление о значении погоды в жизни человека, растительного и животного мира;
4.Формировать представления о четырех частях света;
5. Познакомить детей с профессией гидрометеоролога.
Перечень имеющегося оборудования:
Солнечные часы
Метеобудка
Компас
Термометр
Термометр тематический с передвижной шкалой
Прибор «Дождеметр»
Флюгер (стрела со сторонами света)
Ветрометр (анометр)
Ветровой рукав
Определитель облаков
Указатель погоды
Указатель «Времена года»
Дневник наблюдений за погодой
Солнечные часы - прибор для определения времени.
Солнечные часы - прибор для определения времени по изменению длины тени от стрелки (гномона) и еѐ движению по циферблату (кадрану). Горизонтальные солнечные часы находится строго горизонтально земле. Стрелка (гномон) представляет собой треугольник , один из углов - прямой (90 градусов), второй - широта местности (то есть в с.Каменки, Богородского района Нижегородской обл., это будет треугольник с углами 90 и 56 градусов). Гномон относительно циферблата находится перпендикулярно. Прямой угол гномона направлен строго на север, острый угол - на юг. Деление циферблата на часы-сектора производится механически.
Метеобудка
Будка состоит из двух жалюзийных стенок, двух закрытых стенок, пола, крыши, укрепленных на деревянной остове. На передней стенке укреплена на петлях дверца. Будка установлена на метеоплощадке так, чтобы вокруг нее был свободный обмен воздуха. Укреплена на деревянной подставке прочно, не
должна колебаться даже при сильном ветре.
Внутри метеобудки находится компас - прибор для определения сторон света.
Термометр спиртовой служит для определения температуры
воздуха. Он состоит из шкалы и стеклянной трубки с окрашенной
жидкостью. На шкале есть деления. Каждое деление обозначает один
градус. Цифры, стоящие около делений, показывают число градусов.
Ноль—граница между градусами тепла и градусами холода. Отсчет
температуры ведут от 0 Вверх от 0 отсчитывают градусы тепла, вниз—
градусы холода. Конец столбика подкрашенной жидкости показывает
число градусов. Температуру записывают с помощью условных знаков.
Например, пять градусов тепла записывают так: +50, а пять градусов
холода так: - 50 .
Приобретенный в магазине обыкновенный термометр позволит с помощью воспитателя детям определить температуру окружающего воздуха и изучить такие понятия как «холодно», «тепло», «жарко» и обозначить их на самостоятельно изготовленном тематическом термометре с передвижной шкалой, который находится на внешней стороне метеобудки.
Прибор «Дождеметр»
На другой стороне домика установили детский дождемер, который служит для измерения количества осадков. Выполнен он из воронки с трубочкой и прозрачного пластикового ведерка со шкалой. Местоположение прибора выбрано таким образом, чтобы измерительная шкала, в нашем случае три полоски разного цвета, находилась на уровне глаз ребенка.
Флюгер (установлен на крыше метеобудки) в форме вращающейся на опорной оси «стрелки» позволяет наглядно показывать направление ветра по размещенному неподвижно у его основания указателю сторон света.
Флюгер состоит из неподвижного вертикального стержня и подвижной части— флюгарки, которая вращается на стержне и устанавливается по ветру так, что положение стрелки показывает то направление, откуда дует ветер. Флюгарка состоит из лопасти и стрелки, укрепленных на трубке. На нижней части стержня находятся штифты для ориентировки направлений по сторонам света. К штифтам прикреплены буквы (С-Ю-З-В), для лучшей ориентировки детям. Ориентировка флюгера по сторонам света выполнена с помощью компаса.
Ветровой рукав (установлен на крыше метеобудки) – это метеорологический прибор для определения силы ветра. Длина рукава 33 см и устанавливается на вращающейся опорной оси. Ветряной рукав позволяет определить силу ветра: Штиль - листья на деревьях неподвижны, рукав не устанавливается по ветру. Тихий ветер - колышутся отдельные листья, колеблется рукав. Легкий ветер – слегка колеблется рукав, листья временами шелестят. Слабый ветер – листья и тонкие ветки деревьев постоянно колышутся, ветер развевает рукав. Умеренный ветер – ветер приводит в движение тонкие ветки деревьев, вытягивается рукав. Свежий ветер – качаются ветви и тонкие стволы деревьев. Вытягивается рукав. Сильный ветер – качаются толстые сучья деревьев, шумит лес. Рукав вытянут.
Ветрометр (анометр) (установлен на крыше метеобудки)- определитель скорости ветра. Чашечный анемометр имеет самую простую конструкцию: подвижный элемент с четырьмя лопастями. Как только ветер на них воздействует, ось начинает вращаться. Чем сильнее ветер, тем быстрее начинает вращаться анометр.
Бесприборные наблюдения за ветром.
Для оценки направления и скорости ветра при неисправности флюгера, ветряного рукава, ветрометра используются султанчики и вертушки. А также можно использовать народные приметы, например, можно наблюдать по дыму, движению легких предметов в воздухе, наклону травы, ветвей деревьев.
Определитель облаков (находится внутри будки)- рамочка с фотографиями каждого типа облаков с надписями. По ней можно определить тип облаков, сравнив картинку и облака на небе.
Указатель погоды (на крыше метеобудки) позволяет определить, какая погода в данный момент. Для обеспечения наглядности и доступности понимания показаний прибора для детей круг выполнен в виде аппликации из непромокаемого материала, который отражает 7 видов погодных условий:
ясно | пасмурно | дождь и солнце | дождь | гроза | ветер | снег |
Указатель Времена года (на крыше метеобудки) – позволяет определить время года в данный момент.
Дневник наблюдений за погодой (внутри метеобудки)- предназначен для ежедневного ведения детьми наблюдений за состоянием погоды.
С целью формирования представлений детей о взаимосвязи растительного мира и погоды можно наблюдать на территории прогулочного участка за некоторыми «растениями –предсказателями погоды».
Цветочные часы.
Большинство растений просыпается очень рано, вместе с солнцем. Чем выше оно поднимается по небосводу, тем больше навстречу ему раскрывается цветков. Медленно солнце начинает клониться к закату, и так же вслед за ним медленно закрываются цветок за цветком.
В 5 ч—раскрывает цветки шиповник
6 часов—одуванчик, полевая гвоздика
7 часов—колокольчик, картофель
8 часов—бархатцы, вьюнок
9—10 часов—календула, мать-и-мачеха, кислица, лесная фиалка, ноготки.
20 часов—табак душистый
21 час—маттиола
В полдень закрывает свои цветки осот полевой
13—14 часов—картофель
14—15 часов—одуванчик
15—16 часов—мак
16—17 часов—календула
17—18 часов—мать-и-мачеха
18—19 часов—лютик
19—20 часов—шиповник
«Растения - предсказатели погоды»:
1. Ноготки развернули венчики рано утром - ожидается ясная погода, после полудня - дождь, гроза.
2. Одуванчик сжимает свой шар - быть дождю.
3. Вьюнок закрывает свой венчик перед дождем, а накануне солнечного дня обязательно раскрывает его даже в пасмурную погоду,
Деревья – предсказатели:
1. Ветер поворачивает листья на деревьях верхней стороной вниз - к дождю.
2. Листья клена начинают "лить слезы" ещё за 3-4 суток. Выделяя капельки сока у основания черенков.
3. Ветки елки книзу – к дождю.
Предсказывать погоду помогают животные – барометры:
При изменении погоды кошки становятся более вялыми и много спят,
Собаки также наделены предсказателями погоды. Собака сворачивается
и лежит клубочком – к холоду. Много спит и мало ест – к дождю.
Предсказывают погоду вороны.
Если вороны летом летают высоко,
поднимаются под тучи — к ненастью.
Ворона прячет «нос» под крыло — к холоду.
Каркает зимой — к метели.
Летом ворона купается - к дождю.
А если вороны купаются ранней весной - к теплу.
Воробьи в хорошую погоду они веселые, подвижные, порой драчливые.
Летом воробьи в пыли купаются — тоже часто к дождю.
Если зимой воробьи прячутся и под крыши домов – будет мороз или метель.
А дружно расчирикались — к потеплению.
Солнечные часики
Я у солнышка спросила -
Сколько времени сейчас?
Солнце палку осветило,
Показало? Вот те раз?
Но потом я догадалась!
Палочку воткнула в грунт,
Круг вокруг нарисовала,
Числа, циферки - все тут!
Тень от палочки мгновенно.
Показала мне тот час!
Только помнить нужно – север.
На двенадцати у нас!
О. Шалимова.
Осторожно ветер
За калитку вышел (руки вверх, махи вправо, влево)
Постучал в окошко (стучим пальцем)
Пробежал по крыше (бег на месте)
Покачал тихонько ветками черемух (руки вверх, махи вправо, влево)
Пожурил за что-то (пальчик)
Воробьев знакомых (крылья).
И расправив гордо молодые крылья.
Полетел куда – то в перегонку с пылью (руки в стороны, махи руками).
Загадки о погоде с ответами
Он давно по окнам лупит,
Видно капли из-за штор.
Если мама зонтик купит –
Я смогу пойти во двор. (Дождь)
Он с утра уже метет,
Бьется в окна спаленки.
Ваня погулять идет –
Надевает валенки. (Снег)
Он спустился утром рано,
Белый-белый и густой.
Воздух вымазал сметаной.
Отгадай, кто он такой. (Туман)
Страшно выйти на крылечко –
Он сегодня просто лют.
Льдом сковал и нашу речку,
И большой соседний пруд.
А теперь задам вопрос –
Кто зимой нам щиплет нос? (Мороз)
Летний гость все раскалил,
Стал асфальт, как печка.
"Ох, скорей бы дождь полил!" –
Просит наша речка.
"Сохнуть я уже устала,
Из-за гостя мельче стала!" (Зной)
С крыши льет, как из ведра,
Но не дождик это.
Уходи, зима, пора!
Ждем весну и лето!
Мне ответит и малыш -
Что же в марте льется с крыш? (Капель)
С зимним ветром прилетела
И снежинки завертела.
Закружилась каруселью
Белая особа. И машину еле-еле
Видно из сугроба. (Метель, вьюга, пурга)
Ох, сегодня очень скользко!
Поскользнулся бедный Колька!
И барахтался на льду
У девчонок на виду.
Чтоб никто не падал с ног,
Сыпят дворники песок. (Гололед)
Град она крупой бросает,
И грохочет, и гремит,
Снопы молний выпускает,
Словно в небе динамит. (Гроза)
Он усилился сегодня,
Начался - вчера.
Очень белый, новогодний
Облик у двора. (Снегопад)
Сад в июле припорошен
Белым крошевом горошин.
Все горошки изо льда.
Кто забросил их сюда? (Град)
Он вчера совсем не дул,
Флигель даже отдохнул.
А теперь он просто шквал!
Как бы флигель не сломал! (Ветер)
Он в любое время года
Может предсказать погоду.
Зонтик брать или не брать?
Нужно ль шапку надевать?
Круглый год, зимой и летом,
Слушайте его советы! (Метеоролог, синоптик)
Это важный показатель,
Градусник - ее приятель.
Если жарко - высока,
А в мороз она низка. (Температура)
Ты повесь его снаружи -
И узнаешь, зной иль стужа.
Тонкий столбик спиртовой
В нем гуляет, как живой. (Термометр)
Меряет его прибор,
Родственник термометра.
Людям служит с давних пор
Стрелочка барометра.
Если низкое оно,
То стучится дождь в окно.
Если вверх оно идет,
То дождя никто не ждет. (Атмосферное давление)
Стихотворения о Природных явлениях
Круговорот
Туча словно тесто дышит,
Капли падают на крышу.
Капли прыгают по ветке,
По забору, по беседке.
В хороводе капли кружат
И ныряют прямо в лужу.
Солнце теплое выходит
И лучом по луже водит.
Золотого солнца жар
Превращает воду в пар.
Над землей, кружась легко,
Пар взлетает высоко.
Знаем мы наверняка,
Пар сгустится в облака.
Ветер их сгоняет в кучу,
Превращает снова в тучу.
Загремит веселый гром,
Туча выпадет дождем.
(И. Гурина)
Откуда берётся вода
Вода появляется из ручейка,
Ручьи по пути собирает река,
Река полноводно бежит на просторе,
Пока, наконец, не вливается в море.
Моря пополняют запас океана:
Сгущается влага над ним как сметана,
Она поднимается выше... Пока
Не превращается в облака.
А облака, пролетая над нами,
Дождем проливаются, сыплют снегами.
Снега превратятся весной в ручейки,
Ручьи побегут до ближайшей реки...
Все это и зовут в народе:
КРУГОВОРОТ ВОДЫ В ПРИРОДЕ.
ПР.ПР.Ч.: Воду дают не одни родники,
тают весною в горах ледники.
(А. Усачёв)
От чего зависит погода?
От места, в котором находишься ты:
Его высоты, широты, долготы...
От времени, ветра, давления...
А также – от настроения.
(А. Усачёв)
Живой барометр
Какая завтра
Погода –
Ответит людям
Природа.
Стелется утром
Туман по воде –
Значит, будет
Погожий день.
Если ж висит
Пеленой сплошною –
Значит, гулять
Не пойдём с тобою.
Солнце заходит
В красные тучи –
Скоро примчится
Ветер могучий.
Радуга встала
Над нашим краем –
Завтра погоду
Мы ожидаем.
Веточка
С дерева
Тихо слетела –
Жди, скоро дождик
Возьмётся за дело.
Голуби воркуют –
День хороший
Чуют.
На деревьях
Паутинка –
Утро будет, что картинка.
Прячется в гнездо
Сорока –
Хмурый дождик
Недалёко.
(В. Лукша, пер. с белорусского П. Кошель)
Серый дождик затяжной
Нет, чтоб дождик проливной,
Дождь весёлый, озорной,
Или, скажем,
Дождь сквозь солнце,
Называется — грибной.
Ну так нет же!
Всю неделю
Скучной
Серою стеной
Сеет,
Сеет, как сквозь сито,
Серый дождик затяжной.
Я проснусь, с постели встану,
Погляжу — опять стоит.
Меленький,
Бесперестанный
Мышью серенькой шуршит.
Вымокли
И луг, и поле.
Сникли
Травы, колоски.
На реке,
В воде по пояс,
Мокнут тёмные мостки.
Почернел забор, сараи.
В лужах сад и огород.
Только дождь,
Не утихая,
Всё идёт, идёт, идёт...
(С. Козлов)
Радуга
Солнышко, играя
В капельках дождя,
Радугой сверкает.
В небо уходя,
Связывает вместе
Речки берега
Мостик поднебесный –
Радуга-дуга!
(Л. Громова ■)
Туман
Плыл над озером туман.
Положил себе в карман
Утку он
С утятами,
Бережок с ребятами,
Мокрый луг и рыбака,
Спрятал даже облака.
Стало нам обидно –
Ничего не видно!
(М. Шаповалов)
Профессии Ветров
Каждый знает – у Ветров
Множество профессий.
Ветер тёплою весной
Радостен и весел –
Очищает небо он:
Тучи разгоняет.
Ветер-дворник – так его
Солнце называет.
Ветер-доктор от жары
Вылечит в два счёта,
Летом нужная для всех
У него работа.
Полетят осенним днём
Листья с Ветром вместе –
Учит листья танцевать
Ветер-балетмейстер.
В декабре всегда Земле
Холодно до дрожи.
Ветер-кровельщик снега
На неё уложит,
Ну а Ветер-музыкант
Успокоит песней...
Каждый знает – у Ветров
Множество профессий.
(Г. Ильина ■)
Почему снег не цветной, а белый?
Снег кружится над землёй –
Тихий и несмелый.
– Почему он не цветной?
Почему он белый?
– Среди холода и льда
снег не расцветает,
Расцветает он, когда
Солнце припекает.
Вот когда весна придёт,
Грянет соловьями,
Он повсюду расцветёт
Яркими цветами.
(В. Орлов)
Равноденствие
Коротким был Денёк зимой,
К весне подрос и возмужал.
И, наконец-то, стал такой,
Что Ночь размерами догнал!
Сегодня нет у них войны.
Такой в природе есть Указ.
Как близнецы, они равны,
Ведь Равноденствие у нас!
А завтра будет продолжать
Денёк расти, как на дрожжах,
Себе минутки прибавлять,
Вселяя в Ночь безумный страх.
Он к лету вырастит большой
И станет длинным, тёплым Днём.
Ох, как же будет хорошо!
Мы с нетерпеньем лета ждём!
(Н. Родивилина ■)
Народные приметы на погоду
Когда ранней весной ночью сильный ветер, то это говорит о скором потеплении, но большом количестве осадков в будущем.
Если идет дождик и дует ветер, а на улице температура со знаком «+», это говорит о том, что скоро осадки прекратятся и погода станет теплее.
Если ранней весной утром гремит, то в ближайшие дни можно ждать возвращение холодов.
Если первый гром грянет, когда ветер дует с северной стороны, это символизирует приближение холодной весны.
Если же при сухой погоде дует восточный ветер, то он символизируют мокрую весну.
Если ночью на небе много туч, а ветер становится сильнее, можно не ожидать заморозков.
Когда весной жаворонки уже вернулись с юга, это говорит о том, что наступает тепло. Грачи, вернувшиеся с юга рано, также приносят людям весть о теплой ранней весне.
Если раскрываются лесные фиалочки, пролески и подснежники, это к долгожданной весне. Если бутоны этих лесных цветочков закрываются, то это к плохой погоде.
Крупные капли апрельского дождя говорят о том, что дождь не будет долгим.
Если утром на траве висят капли росы, то днем будет дождик.
Если ночь тихая и светлая, а утром нет росы – это говорит, что днем будет дождь.
Чем сильнее на улице ветерок, тем меньше вероятность того, что будут заморозки.
Цветки маргаритки перед ненастьем опускают свои головки очень низко, практически касаясь земли.
Если небо хмурое-хмурое, но при этом цветочки лютиков открыты, то дождя точно не будет. Если в солнечную погоду эти бутоны закрылись, то точно быть дождю.
Где-то за сутки до дождя цветочки жимолости начинают выделять сладкий нектар и невероятно сильно пахнуть.
Перед осадками акацию усиленно посещают пчелки и другие насекомые.
Цветочки земляники никнут перед дождиком и бурей.
Одуванчики перед осадками тоже прячут свои яркие желтые цветочки.
Если непогода где-то близко, то пчелы будут вылетать из улья, но не будут отлетать от него далеко.
Перед хорошим и ясным деньком соловей будет петь всю ночь.
Если журавли летят быстро и низко, а при этом еще молчат, это говорит о наступлении плохой погоды.
Когда ласточки высоко в небе летают, то быть дню хорошему и ясному. Если ласточки низко летают, то это только к дождю.
Когда жаворонки долго и сладко поют, можно ожидать хорошего дня без дождя. Если утром пение этой птицы не слышно, то погода в течение дня будет плохой.
Если в апреле много дождей, то в мае все будет зелено-зелено.
Если на небе радуги, нужно надеяться на продолжительный теплый дождик.
Когда ночью на летнем небе множество звезд, то погодка на следующий день предстоит ясная.
Молния на западе указывает на скорый дождь.
Как понять, что ночью будет гроза? Нужно присмотреться к погоде вечером: роса не выступит, тумана не будет.
Ветерок становится вечером сильнее? Утром будет плохая погода.
Первейший признак ясной погоды в будущий летний денек – это вечерняя роса.
Если иголочки чертополоха не колются, то быть дождю.
Перед хорошей погодкой листики папоротника будут закручиваться вниз, а перед ненастной становятся прямыми.
Когда воробушки начинают купаться в пыли, это говорит о скором дожде.
В хорошую погоду кукушки поют.
Если барабанной дробью дятел стучит по деревьям, то вскоре и погода изменится.
Когда голубки воркуют, то стоит ожидать только хорошую погоду.
Когда появился жук навозник, то за ним придет хорошая погода.
Если скоро будут осадки, то слепни особенно больно и часто начинают кусаться.
Из водички будет выскакивать рыбка перед дождиком. Клев прекратится. Что касается сомов, они покинут глубины и постараются максимально подняться на поверхность.
Если вороны громко каркают, то это к наступлению сильных морозов. Когда же вороны сидят на земле – это к теплой погодке.
На одной ноге стоит курочка? Значит, скоро будет мороз!
Лошади стоя спят тоже к морозу, а вот к теплу ложатся на землю
13. Обьект Экологической тропы «Береза».
Береза - очень широко распространенное в северном полушарии дерево. Белые стройные стволы с черными пятнами, зеленые острые листья, гибкие ветви - березу в северных широтах найти не сложно. Корневая система мощная и разветвленная, обычно уходит глубоко в почву. Изредка встречаются поверхностные корни. Уходящие вниз корни разветвляются на глубине, обрастая множеством тонких корешков.
«Если б дали березке расческу,
Изменила б березка причёску:
В речку, как в зеркало, глядя,
Расчесала бы кудрявые пряди,
И вошло б у неё в привычку
По утрам заплетать косичку»
Живет красотка на поляне,
В бело-черном сарафане,
Сережки носит, их бережет,
Кто дерево мне это назовет?
(березка)
Зелёные серёжки,
Да белый сарафан
Одет на тонкий стан
У дерева… (березка)
14. Объект экологической тропы «Лесная опушка»
Представляет собой «Уголок леса» с полянкой для отдыха.
Цель: учить детей различать деревья и кусты по внешним признакам;
- закрепить названия деревьев и кустов, их строение, внешние признаки;
- систематизировать представления о хвойных и лиственных деревьях;
воспитывать бережное отношение к растениям.
Описание зоны: зона включает разные породы деревьев смешанного
леса (береза, черемуха, клен и др., фигуры животных -
обитателей леса (ёжик, белка), полянку с пеньками для отдыха и лужайкой насекомых. На лесной полянке высажена земляничная поляна. Рядом находиться муравейник.
Организация работы: дети рассматривают и наблюдают за деревьями,
травами и кустарниками, сравнивают их, отыскивают различных насекомых
в траве, под пнями, отдыхают, сидя на пнях и вдыхая лесной воздух, собирают природный материал для поделок (листья, семена, т. д.).
Педагог беседует с детьми об обитателях леса (растениях, животных, насекомых, загадывает загадки о них. Закрепляет знания детей о правилах поведения в лесу с помощью экологических знаков, расположенных по периметру полянки для отдыха, организует словесные и подвижные игры. («Угадай дерево», «Я знаю пять названий животных, насекомых леса», «Раз, два, три – к дереву беги», «Кто быстрей займет пенек» и т. д.).
«Земляничная поляна»
Дети знакомятся с земляникой, наблюдают за тем, как она растет и цветёт,
пробуют ее душистые плоды. Педагог предлагает отгадать загадку о землянике, беседует с детьми о ней (части растения, этапы роста, польза для природы и человека)
Лишь стоит нам поднять листок.
Увидим ягодку, цветок.
И ягодка та не без лика.
Зовут её все…
(Земляника)
«Муравейник»
Цель: Уточнить представления о муравьях, их образе жизни;
- сформировать представления о роли муравьёв в жизни леса;
- воспитывать бережное отношение к муравьям
Муравьи строят себе жилища-муравейники в прелой или гнилой древесине, в почве и под мелкими камнями. Мураве́йник - это название гнезда муравьёв, которое, как правило, заметно своей надземной частью, представляющей собой кучу из кусочков листьев, хвои, веточек и земли (является надземной частью муравьиного гнезда, которое состоит из сложной системы ходов и миниатюрных сооружений).
Размер муравейника у разных видов может быть от жёлудя до двухметровых куполов лесных муравьёв. Муравейники бывают земляные, древесные (в пнях и стволах, из растительных остатков (хвоинки, веточки), из живых листьев. Срок существования муравейника может быть от нескольких лет до веков. Как правило, муравейник сооружён из еловых иголок, листьев и мелких веток. Подземная часть сооружения с ходами и камерами уходит в землю на глубину до двух метров. Под вечер для сохранения тепла выходы проходов закупориваются смолой. Муравейники очень хрупки.
Муравьи – насекомые с долгой историей и фантастически высокой самоорганизацией. Эти маленькие жители встречаются во всех уголках Земли и известны всем без исключения детям и взрослым. Существует три группы муравьев: самки, самцы и рабочие, причем распределение обязанностей, отношения между собой у них очень развиты. Эти маленькие насекомые живут своей семьей как единым целым организмом, способны совместно решать сложные задачи и передавать информацию друг другу. Интересно, что в течение всего одного года муравейник полностью сменяется новыми особями, а вот их королева может жить и двадцать лет. У муравьев нет начальника, но они всё равно непрерывно работают. Муравей – символ трудолюбия, взаимопомощи, про него написано много загадок, пословиц и стихов.
«Тащит он соломинку
К маленькому домику.
Всех букашек он сильней
Наш трудяга…
На поляне возле ёлок
Дом построен из иголок.
За травой не виден он,
А жильцов в нём миллион.
Про тех, кто любит трудиться говорят:
Трудолюбив как муравей.
Мал муравей телом, да велик делом.
Средь букашек и зверей
Самый мелкий – муравей!
Очень важно поучиться
У него нам всем трудиться.
Не знакома ему лень,
Он работает весь день.
Вдоль дорог, тропинок, просек
Он добро в свой домик носит.
Вот взвалил себе на спину
Он огромную травину.
Под травиною, друзья,
Не видать и муравья.
Работящий и мобильный,
Он в природе самый сильный!
Он не скажет, что устал,
Хоть размером очень мал!
Этот крошка-карапуз
Переносит тяжкий груз.
А по весу груз, друзья,
Больше веса муравья!
Для него построить важно
Дом большой, многоэтажный.
Чтобы было в нём не тесно,
А тепло и интересно.
В нём имеет муравей
Много преданных друзей.
Дом, в котором те живут,
Муравейником зовут.
Я скажу вам так, друзья,
Уважайте муравья!
Муравейник, это знайте,
Никогда не разоряйте!
Муравьѐв называют санитарами леса. Если много муравейников в лесу, значит лес здоровый
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Паспорт экологической тропы МБДОУ ЦРР Детский сад №21
Паспорт экологической тропы МБДОУ ЦРР Детский сад №21.Знакомство детей с природой на территории детского сада....
Паспорт экологической тропы МБДОУ ЦРР Детский сад №21
Паспорт экологической тропы МБДОУ ЦРР Детский сад №21...
Паспорт экологической тропы детского сада
Паспорт экологической тропы детского сада...
Паспорт Экологической тропы МБДОУ «Шварихинский детский сад»
ПаспортЭкологической тропыМБДОУ «Шварихинский детский сад»...
Паспорт экологической тропы в детском саду
В целях экологического образования на территории детского сада создана экологическая тропа, которая выполняет познавательную, развивающую и оздоровительную функцию. В паспорте собран материал, который...
Паспорт Экологической тропы МБДОУ «Каменский детский сад»
Паспорт Экологической тропы МБДОУ «Каменский детский сад»Обострение экологической проблемы в стране диктует необходимость интенсивной просвещенческой работы по формированию у нас...
Паспорт Экологической тропы МБДОУ «Каменский детский сад» 2024 год
Паспорт Экологической тропы МБДОУ «Каменский детский сад»...