Эксперимент – наблюдение за ростом лука
проект по окружающему миру (старшая группа)
Цель исследования:
формирование основ исследовательской и трудовой деятельности у дошкольников в процессе посадки лука и наблюдения за его ростом.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
poznavatelno_-_tvorcheskiy_proekt_rost_luka_v_raznyh_usloviyah_.docx | 287.06 КБ |
Предварительный просмотр:
Эксперимент – наблюдение за ростом лука |
Актуальность темы:
-Деятельность, связанная с экспериментированием и наблюдением, играет большую роль в развитии психической сферы ребенка – в развитии мышления (операции анализа и синтеза, сравнения, умение обобщать и делать выводы), памяти, воображения, внимания.
-Кроме того, ребенок приучается к аккуратности, обращает внимание на детали, не упускает из виду общую картину.
- Дети испытывают огромный интерес к подобной деятельности, склоняются к самостоятельному наблюдению за объектами живой природы.
-Ценность экспериментирования и наблюдения для развития познавательной сферы ребенка давно доказана!
Цель исследования:
-формирование основ исследовательской и трудовой деятельности у дошкольников в процессе посадки лука и наблюдения за его ростом.
Задачи:
-Развивать любознательность, интерес к исследовательской деятельности, экспериментированию.
- Расширять представления детей об условиях, необходимых для роста и развития растения ( влага, тепло, свет).
- Воспитывать желание производить трудовые действия.
- Формировать чувство ответственности при уходе за луком.
- Формировать партнерские взаимоотношения между педагогом, детьми и родителями.
Объект исследования: репчатый лук
Участники проекта: дети старшей –логопедической группы, воспитатели, родители.
Формы реализации проекта:
Формы работы с детьми: наблюдения, эксперименты, организованная деятельность, беседы с рассматриванием картинок, чтение художественной литературы.
Формы работы с родителями:
Индивидуальные беседы, рекомендации.
Этапы проекта:
1.Этап. Аналитический:
Выявление знаний детей о луке.
2. Этап подготовительный, теоретический:
- подбор иллюстраций, художественной литературы;
- составление плана работы;
- подготовка земли, луковиц для посадки.
3. Этап практический:
- НОД по экологическому воспитанию «Посадка репчатого лука на перо»;
-Организация эксперимента «Наблюдение за ростом лука».
4. Этап заключительный:
- Оформление дневника наблюдений за луком.
Результаты проекта:
- Дети научились сажать и ухаживать за луком.
- У детей сформировались знания и представления о росте зеленого лука в разных условиях.
- Научились сравнивать, анализировать, делать выводы.
- Получили удовлетворение от совместной деятельности, радость переживания, сознание собственных умений.
- Улучшился эмоциональный контакт между детьми, родителями, педагогами.
- Родители получили полезную информацию о содержании работы в ДО.
Организация эксперимента – «наблюдение за ростом лука» |
Наблюдение – это целенаправленное восприятие и сложный познавательный процесс. На основе совместной деятельности детей и воспитателя, формируются конкретные знания, которые развивают мышление и речь детей.
- Наше наблюдение совмещается с экспериментом, оно будет длительным. Длительное наблюдение требует обязательной зарисовки (дневник) и фотофиксации каждого этапа наблюдения.
- Выбираем четыре одинаковые луковицы и помещаем в разные условия.
Первый день наблюдения
Обратить внимание детей на то, что луковицы гладкие и твердые.
Вопрос: Что нужно растению для роста?
(Вода, тепло и свет)
Для каждого природного явления выбрать свой символ: вода - синий круг, тепло – красный, свет – желтый
Первую луковицу ставим в банку с синим, красным и желтым кружками. Для нее созданы все условия для роста.
Вторую луковицу ставим в банку с красным и синим кругами. Отсутствие света мы обозначим черным кругом. Накрываем ее колпачком из черной бумаги – светонепроницаемой.
Третью луковицу ставим в банку без воды, но в тепле и на свету. На банку наклеим белый круг – отсутствие воды. Красный – наличие тепла и желтый - наличие света.
Четвертую луковицу ставим в холодильник, где отсутствуют все природные условия, кроме холода. У нее нет тепла, света и воды.
В первый день эксперимента, делаем зарисовки лука, и фотографии.
Седьмой день наблюдения
Через семь дней предложить детям рассмотреть луковицы и выяснить, какие изменения произошли с ними, сделать зарисовки в дневник наблюдений:
- - я луковица
- Воды стало меньше. Появились маленькие корни.
2 – я луковица
- Вода стала грязной.
3 – я луковица
- На дне банки появились маленькие капельки воды.
4 – я луковица
- Нет изменений.
Четырнадцатый день наблюдения
1-я луковица
- листики стали выше
- корни стали больше. воды – меньше
2 – я луковица
- вода грязная
- появился неприятный запах
- корней нет, зеленых листьев нет
3 – я луковица
- появились маленькие листья
- выросли корни
- капельки воды на дне банки
4 – я луковица
- нет никаких изменений
Двадцать первый день наблюдения
Через двадцать один день видим следующие изменения:
1- я луковица
- хорошие зеленые ростки, какие должны быть у лука
- сильные, длинные корни, они пили много воды
- стрелки у лука выросли крепкие, зеленые и сочные
2 – я луковица
- корешки выросли, но они более слабые
- стрелочки есть, но они бледные, маленькие и желтые
3- я луковица
- корни не появились
- ростки не выросли
- луковица стала мягкой и вялой
- вода грязная и пахнет плохо
4- я луковица
- никаких изменений не произошло
Выводы:
- Для роста растений, для того чтобы они правильно развивались и давали плоды, необходимы: свет, тепло и вода.
- А вот чтобы овощи, в частности лук, не портились и хорошо хранились, необходима прохлада. Это показала нам последняя луковица, которая великолепно сохранилась, ничуть не изменилась, в холодильнике.
Полезность зеленого лука
- Для нас с вами лук - самый обычный овощ, однако его состав не так прост как кажется с виду.
- Зеленый лук защищает от вирусных инфекций. Салат с зеленым луком защитит от простуды и гриппа. Перо лука полезно для кроветворения.
- Свежая зелень лука возбуждает аппетит, делает любое блюдо более привлекательным. Свойства зеленого лука способствуют пищеварению и процессу усвоения пищи.
- Зелёный лук полезен при авитаминозе, упадке сил, сонливости, головокружении, весеннем утомлении.
- Зеленый лук содержит цинк в большем количестве, чем остальная зелень. Недостаток этого элемента может вызвать выпадение волос и ломкость ногтей. К тому же цинк участвует в формировании иммунитета. В зеленом луке содержатся вещества, укрепляющие сердечную мышцу и стенки сосудов, так что сердечникам и просто ослабленным людям необходимо обратить на него внимание.
- Богат лук и кальцием и фосфором, что очень благотворно для состояния зубов.
- Лук,рекомендуется есть как можно больше в свежем виде - добавлять в салаты, заправлять им супы, щи, борщи, окрошку, приправлять тушеные овощи, посыпать картофельное пюре или отварной молодой картофель. Введение лука в блюда витаминизирует их и улучшает вкус. Кроме того, зеленый лук улучшает внешний вид блюд, особенно в сочетании с такими овощами, как свекла, морковь, помидоры, картофель. Он используется для украшения салатов, различных закусок, первых и вторых мясных, рыбных и овощных блюд.
- Зеленый лук необходим человеческому организму круглый год, а особенно зимой и ранней весной.
Загадки про лук.
И зелен, и густ — (Зеленый лук) Сидит старый дед, (Лук) Никого он не огорчает, Но плакать всех заставляет. (лук)
Пришёл с грядки, Весь в заплатках, Взглянешь на него, Заплачешь все равно. (лук)
Пришла Аня в жёлтом сарафане: Стали Аню раздевать, Сразу плакать и рыдать. (луковица)
| Сидит дед, во сто шуб одет, Кто его раздевает, Тот слезы проливает. (лук)
Под землей сидит не велик В золотой шубке старик (лук)
Заставит плакать всех вокруг, Хоть он и не драчун, а ... (лук)
Хоть он горький - но полезный! Защищает от болезней! Микробам разным он не друг - Потому что это - ... (лук) На нашей грядке сидит Игнатка, Кафтан Игнатки весь в заплатках. Если ты Игнатку тронешь, То всегда слезу обронишь. (лук)
Не умеет он смеяться, И не любит раздеваться. Кто с него кафтан снимает, Слёзы часто проливает. (лук) |
Пословицы и поговорки о луке.
Пословицы про лук появились в устной народной речи давно. Есть на Руси такой «Луков день». В Луков день на многих площадках начинался торг репчатым луком – некимиплетеницами. Красны девицы заплетали из лука косички и привешивали плетеницы к потолку. Так он и хранился.
В старые времена авторами некоторых интересных изречений об этой важной культуре были лукоторговцы. Чтобы выгодно продать свой товар, они придумывали меткие выражения. Со временем, мудрые изречения вошли в обиход как пословицы и поговорки про лук.
«Горе ты моё, луковое» — так говорили на Руси о человеке, совершающем какие-либо несуразные поступки. Нет возможности без слёз смотреть на то или иное неразумное действие, совершаемое человеком.
Сидит Ермолка на грядке – сам весь в заплатках.
Лук во щах – и голод прощай.
Сидит тупка в семи юбках; кто ни глянет, всяк заплачет.
Вырастишь лук от семи недуг.
Лук – добро и в бою и во щах (имеется в виду, что лук – это еще и метательное оружие, стрельба стрелами).
Лук да баня все правят.
Хрен да редька, лук да капуста лихого не допустят.
Лук с чесноком родные братья.
Лук с чесноком родные братья.
Стихи о луке
Е. Жуковская Ох, уж этот злющий лук! С ним узнаешь столько мук! Жжет глаза и жжет язык, Заставит плакать в один миг. И. Ефремов У меня есть друг, Он – от семи недуг! Это - вкусный и полезный, Желто - золотистый лук! Хе Лена Лук растёт на огороде, Он большой хитрец в природе, В сто одёжек он одет, Ребятишки на обед Не хотят его срывать, Зачем слёзы проливать!? Е. Попова | А. Тесленко О. Ефимова |
Дневник
наблюдения за ростом лука
Первый день наблюдения
Обратить внимание детей на то, что луковицы гладкие и твердые. Для каждого природного явления выбрать свой символ: вода - синий круг, тепло – красный, свет – желтый
1 | 2 | 3 | 4 | 5 |
Первую луковицу ставим в банку с синим, красным и желтым кружками. Для нее созданы все условия для роста.
Вторую луковицу ставим в банку с красным и синим кругами. Отсутствие света мы обозначим черным кругом. Накрываем ее колпачком из черной бумаги – светонепроницаемой.
Третью луковицу ставим в банку без воды, но в тепле и на свету. На банку наклеим белый круг – отсутствие воды. Красный – наличие тепла и желтый - наличие света.
Четвертую луковицу. ставим в банку с синим, красным, черным и желтым кружками Для нее созданы все условия для роста.
Пятую луковицу ставим в холодильник, где отсутствуют все природные условия, кроме холода. У нее нет тепла, света и воды
В первый день эксперимента, делаем зарисовки лука, и фотографи
Наблюдение за ростом лука
Дата посадки | дата | дата | дата | дата | дата | дата | дата |
изменения | изменения | изменения | изменения | изменения | изменения | изменения | |
1 | |||||||
2 | |||||||
3 | |||||||
4 | |||||||
5 |
Литература:
1.В е р а к с а Н. Е., В е р а к с а А. Н. Проектная деятельность дошкольников.
2.В е р а к с а Н. Е., Га л и м о в О. Р. Познавательно-исследовательская
деятельность дошкольников (4–7 лет).
3.О.А. Соломенникова, Ознакомление детей с природой в детском саду в cтаршей группе, Москва, 2014
4.С.Н.Николаева Парциальная программа «Юный эколог» система работы в старшей группе детского сада, Москва,2017
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Эксперимент - наблюдение за ростом лука.
Экспериментальная деятельность играет большую роль в развитии психической сферы ребёнка, приучает его к аккуратности, обращать внимание на детали и не упускать из виду общую картину....
Презентация на тему: "Эксперимент-наблюдение за ростом лука".
Исследовательский краткосрочный проект (февраль-март)"Эксперимент-наблюдение за ростом лука"...
Эксперимент наблюдение за ростом лука. Дневник наблюдения.
Актуальность темы: • Деятельность, связанная с экспериментированием и наблюдением, играет большую роль в развитии психической сферы ребенка – в развитии мышлен...
Эксперимент "Наблюдение за ростом лука"
Наглядная демонстрация роста лука....
Познавательно-исследовательский проект "Эксперимент-наблюдение за ростом лука"
Деятельность, связанная с экспериментированием и наблюдением, играет большую роль в развитии психической сферы ребенка – в развитии мышления (операции анализа и синтеза, сравнения, умение обобща...
"Организация эксперимента "наблюдение за ростом лука" для развития познавательных навыков." (возраст 5-6 лет)
Методическая разработка по управлению деятельностью дошкольника предметно-пространственной среде ДОУ по теме: "Организация эксперимента " наблюдение за ростом лука" для развития познава...
Презентация "Организация эксперимента "наблюдение за ростом лука" для развития познавательных навыков." (возраст 5-6 лет)
Презентация к методической разработке " Организации эксперимента "наблюдение за ростом лука"для развития познавательных навыков." (возраст 5-6 лет)...