Занятие Как зимуют звери в лесу
план-конспект занятия по окружающему миру

Шарифуллина Альмира Мирдаяновна
Задачи:
- Способствовать формированию представлений детей о жизни диких животных в зимних условиях;
- Упражнять детей в умении определять приспособленческие признаки животных к зиме;
- Развивать любознательность, умение употреблять разные типы предложений;
- Воспитывать, бережное отношение ко всему живому.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл конспект занятия15.84 КБ
PDF icon презентация занятия2.05 МБ

Предварительный просмотр:

Конспект занятия «Как звери зимуют в лесу».

Воспитатель: Шарифуллина А.М.

Цель:

Расширить знания детей о жизни диких животных в зимних условиях.

Задачи:

- Способствовать формированию представлений детей о жизни диких животных в зимних условиях;

- Упражнять детей в умении определять приспособленческие признаки животных к зиме;

- Развивать любознательность, умение употреблять разные типы предложений;

- Воспитывать, бережное отношение ко всему живому.

Материалы: презентация с изображением зимнего леса, лесных животных,  с изображением следов животных и их жилищ;  морковка, капуста, орешки, сено; костюмы с масками (заяц, белка);  угощение для детей;  имитация сугроба.

 

Ход занятия.

Воспитатель: С каждым днем все холоднее,
                         Греет солнце все слабее,
                         Всюду снег, как бахрома, —
                         Значит, к нам пришла…

Дети: Зима.

Воспитатель: Ребята, за что вы любите зиму? (Ответы детей)

Воспитатель: Сегодня я предлагаю вам отправиться в зимний лес. Сначала мы пойдем по дорожке (дети идут спокойным шагом), снегу становится все больше и больше, теперь мы идем по глубокому снегу, поднимаем ноги высоко, в коленях сгибаем (дети идут, высоко поднимая ноги).

Воспитатель: Вот и очутились мы с вами в лесу. Посмотрите, какой красивый лес! Весь лес засыпан снегом, который сверкает, словно серебро.

Как красиво в лесу, спокойно, тихо, а какой в лесу свежий воздух.

Упражнение на дыхание «Вдохнем свежий воздух».

Исходное положение –ноги врозь, руки вдоль туловища. Вдох- через стороны поднять руки вверх; выдох-руки плавно опустились, произнести: «Ах!».

Воспитатель: Ребята, может быть, в лесу никого нет? С приходом зимы исчезли все звери и птицы. Смотрите! Вот чьи-то следы! Как вы думаете, кто здесь побывал?

Дети: Заяц.

Ребенок, одетый в маску зайчика, прячется за деревом.

Воспитатель: Вот он и сам. Как вы думаете, от кого он прячется?

Дети: Волк, лиса, сова.

Воспитатель: Как заяц спасается от врагов?

Дети: Белая шкурка помогает спасаться от врагов, на снегу он становится незаметным.

Воспитатель: Чем питается зимой заяц? (Ответы детей)

Воспитатель: Трудно зайчику зимой в лесу, голодно, холодно, давайте поможем ему, какой гостинец оставим ему? (Морковку, капусту, сено)

Воспитатель: Давайте послушаем стихотворение Е. Шеламановой «Зайчик и снежок».
Запрыгал зайчишка 
По тропке лесной, 
Увидел: снежинки 
Лежат под сосной. 
Ах, как хорошо, что 
Нападал снежок, 
Теперь он – 
Мой белый пушок. 
Теперь не увидит 
Ни волк, ни лиса, 
Где прыгает зайчик 
По снежным лесам. 

В сугробе под ёлочкой 
Можно поспать, 
Поглубже запрятаться 
И не дрожать. 
Поспал – пробежался 
По лесу кружок. 
Спасибо, что выручил
Зайца, снежок!

Воспитатель: Ребята, смотрите, падает снег с пушистой ветки, кто-то здесь хозяйничает?

Дети: Белка.

Ребенок, в маске белочки, ходит вокруг дерева, затем прячется за деревом.

Воспитатель: Чем питается зимой белка?

Дети: Ягодами, грибами, плодами деревьев и кустарников.

Воспитатель: Как нужно вести себя в лесу, чтобы не испугать белочку?

Дети: Не кричать, не шуметь.

Воспитатель: Какого цвета шубка у белочки зимой? (Серая.)

Воспитатель: Как вы думаете почему, белка меняет шубку?

Дети: Серый цвет шубки делает ее неприметной среди веток деревьев.

Воспитатель: Где устраивает своё жилище белочка?

Дети: В дупле, гнезде.

Воспитатель: Ребята, как вы думаете, почему, когда очень холодно, белка не выходит из дупла.

Дети: В дупле тепло.

Воспитатель: В дупле у белки сухо, тепло, все дырочки мхом законопатила. Белочка – очень хорошая хозяйка, аккуратная и запасливая. Забирается белка в дупло, сворачивается клубочком и закрывает хвостом носик. А еще ей хвост нужен для того, чтобы она перелетала с ветки на ветку, а хвост служит ей и рулем, и парашютом.

Воспитатель: Как белка от врагов спасается?

Дети: Быстро передвигается по деревьям, прыгает с дерева на дерева.

Воспитатель: Живет в дупле, имеет серо-серебристый мех, острые когти, пушистый хвост, может легко лазить по деревьям.

Воспитатель: Давайте и белочку угостим, что мы оставим полакомиться ей?

Дети: Орехи, грибы.

Физкультминутка.

Зарядкой белочке не лень

Заниматься целый день.                                    

С одной ветки, прыгнув влево,

На сучке она присела.                                         

Вправо прыгнула потом,

Покружилась над дуплом.              

Влево - вправо целый день

Прыгать белочке не лень.                                                                      

(Дети выполняют движения в соответствии с текстом)

Воспитатель: Ребята, посмотрите, а вот нора, интересно, чья она? Как вы думаете, кто там живет?

Дети: Лиса.

Воспитатель: Днём лиса прячется в глубокой норе, которую устраивает в глухом лесу. Но она может и занять чужую нору. Ребята, а как вы думаете меняет ли окраску шерсти на зиму лиса?

Дети: Нет.

Воспитатель: Рыжая хозяйка по лесу прошла, стёжки – дорожки хвостом подмела. Как вы думаете, зачем лисе такой пушистый хвост?

Дети: Согревает, следы заметает.

Воспитатель: Кончик хвоста у лисы белый для того, чтобы в темноте лисята не потеряли мать, когда бегут за ней. Лисица проворный и осторожный зверь. Знает лисонька - лиса, в шубе вся её краса. Шубы нет в лесу рыжей, зверя нет в лесу хитрей. Ребята, как вы думаете, кого лиса под снегом вынюхивает?

Ребенок, в маске лисы, ходит вокруг дерева, ищет себе по кушать, вынюхивает добычу.

Дети: Мышей.

Воспитатель: Зимой жизнь в лесу замирает, и главным лисичкиным кормом становятся мыши. Лисица охотится на мышей. Бродит она по полю и прислушивается, где пищат мыши в своих норках под снегом, а как услышит, спасайтесь тогда мыши, ведь у кумушки лисы зубки остры! Что помогает лисе выискивать добычу?

Дети: Хороший слух и нюх.

Воспитатель: Посмотрите, ходят, рыщут, что-то ищут серые… 

Дети: Волки.

Воспитатель: Что согревает волка зимой?

Дети: Густая, плотная, тёплая шерсть.

Воспитатель: На кого охотятся волки?

Дети: Волки охотятся на крупных животных: оленей, лосей.

Воспитатель: Как вы думаете, что помогает охотиться волкам?

Дети: Длинные сильные ноги.

Воспитатель: Недаром говорят, что волка ноги кормят. Волки охотятся стаей, они окружают добычу и нападают на неё. Спят волки на снегу, укрывают нос и лапы своим пышным хвостом. В волчьей стае всегда есть вожак. Это самый сильный, умный и опытный волк. Другие слабые волки ему подчиняются. В зимнюю пору волки чаще появляются, вблизи жилья человека, чтобы полакомиться домашним скотом. Бывает, даже собаку схватят.

Воспитатель: Ребята, посмотрите, чьи это следы на полянке?

Дети: Это следы лося.

Воспитатель:

Чуть копытами касаясь,

 Ходит по лесу красавец,

 Ходит смело и легко,

Рога раскинув широко.

Лось - большое животное, высокое, имеет длинные ноги, сильные копыта, рога. Лоси умеют легко бегать по глубокому снегу. Защищаются сильными копытами и рогами. Чем питается лось?

Дети: Лось питается ветками деревьев.

Воспитатель: Но после сильного снегопада трудно кормиться животным. Кустарники и низкие деревца оказываются под снегом, и ни лось, ни заяц не могут их достать. И тут на помощь животным приходят люди – лесники.

Воспитатель: Как лесники помогают лосям?

Дети: Они подкармливают животных и птиц.

Воспитатель: Раскладывают веники берёзовые и осиновые, сено, делают кормушки. Давайте и мы поможем лосю, что оставим ему? (Сено)

Воспитатель: Ой, ребята, смотрите, здесь есть чьи-то следы. Это следы маленькой лесной мышки. Посмотрите, это мышиная нора.

Послушайте стихотворение про мышей.
Как у мышки, у полёвки 
Целых тридцать три кладовки. 
В каждой семечки лежат 
Для мышат, для малышат. 

Мышки семечки грызут 
И растут, растут, растут. 
Ешьте, детки, ешьте вволю: 
Много семечек на поле.

Воспитатель: Долго мы с вами по лесу бродили, но почему-то не встретили следов медведя?

Дети: Медведь зимой спит в берлоге.

Воспитатель: Почему медведь зимой спит?

Дети: Зимой медведю трудно найти пропитание.

Воспитатель: Как же он всю зиму спит и ничего не ест?

Дети: Нет.

Воспитатель: С наступлением холодов медведь начинает готовить себе берлогу. Обычно он устраивает её под корнем упавшего дерева. Выроет яму, прикроет её хворостом, ветками и мхом — вот и готова спальня. Но прежде чем залечь на зиму, медведь запутывает свои следы, петляет, как заяц. Если лето было голодным и медведь досыта не наелся, он не засыпает в берлоге, а всю зиму бродит по лесу. Такой медведь называется шатун, голод делает его злым и очень опасным. Давайте не будем здесь шуметь, а то разбудим косолапого, пусть спит до весны.

Игра «Наш мишутка крепко спит».                                      

Водящий ребенок садиться в сугроб, остальные дети подходят к нему тихим шагом напевая песенку:

Наш мишутка крепко спит,     

На ребяток он не глядит                                                                                       

А ребятки тихо встали                                                                          

Быстро к мишке подбежали   

Стали ножками стучать                                                                                 

Стали громко хохотать                                                                  

Мишка, мишка ты вставай         

И ребяток догоняй.

Воспитатель: Ребята, посмотрите-ка, какой нам подарок оставил мишутка в сугробе (достает угощение). Пришла пора нам возвращаться в детский сад.

Ноги поднимаем высоко, в коленях сгибаем. (Дети идут, высоко поднимая ноги). Вот и вышли на чистую дорожку.

Воспитатель: Ребята, понравилась вам прогулка в зимний лес? (Ответы детей).      

Воспитатель: Спасибо вам, ребята, вы порадовали меня своими знаниями. 

 

.


Предварительный просмотр:

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Занятие "Как зимуют звери в лесу" для детей средней группы.

Конспект занятия по формированию словарного запаса и грамматического строя речи в средней группе на тему "Как зимуют звери в лесу"....

Конспект занятия "Как зимуют звери в лесу"

Знакомим детей с зимующими дикими животными....

Конспект занятий в младшей группе Тема:" Как зимуют звери в лесу""

Цель:- учить детей развивать речь, формировать словарный запас и грамматический строй речи;- закреплять навыки полных ответов; развивать интерес к природе родного края....

Конспект игрового экологического занятия "Как живут звери в лесу зимой?"

Уточнить представления детей о внешнем виде: зайца, лисицы, волка, белки. Дать детям понятия "звери". Развивать умение понимать смысл загадок о знакомых животных....

Как зимуют звери в лесу зимой

Данная презентация предназначена для детей подготовительной группы Цель: Закрепление знаний детей о том, как зимуют дикие звери. Задачи: Формировать представления детей о том, как дикие...

План конспект беседы о зимовье зверей с использованием ИКТ в средней группе на тему «Как зимуют звери в лесу»

План конспект беседы о зимовье зверей с использованием ИКТ в средней группена тему: «Как зимуют звери в лесу» Задачи:Обучающие: уточнить представления детей о том, как зимуют звериРаз...