Методическая разработка Статья "Трудовое воспитание во второй младшей группе"
методическая разработка по окружающему миру (младшая группа)
Ознакомление с трудовой деятельностью взрослых имеет решающее значение для формирования у ребёнка первоначальных представлений о роли труда и значимости профессий в жизни общества.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
statya_oznakomlenie_mladshih_doshkolnikov_s_trudom_vzroslyh.docx | 17.4 КБ |
Предварительный просмотр:
Знакомство детей младшего дошкольного возраста с трудом взрослых
Введение
Труд – центральное социальное явление. Все ценности, воплощенные в предметах материальной и духовной культуры, созданы трудом человека. На протяжении всего периода детства дети материально зависимы от взрослых, которые заботятся о них, включаясь в разные виды деятельности на производстве и в быту.
Мир профессий в обществе – сложная, динамичная, постоянно развивающаяся система. Социологи в своих исследованиях выявили социальную действительность, общественную значимость, целенаправленность профессии, определили ее как общность людей, занятых определенным видом труда.
К сожалению, очень часто не только дошкольники, но и дети школьного возраста имеют весьма смутное представление о мире профессий взрослых, не знают даже, кем работают и каким делом заняты их родители.
Взрослые шьют одежду, строят дома, варят еду, работают на заводах – их трудовая деятельность состоит из множества разнообразных трудовых процессов. Педагогическим условием воспитания у дошкольников ценностного отношения к труду взрослых, его результатам является формирование системных знаний о трудовом процессе как единице труда.
Ознакомление младших дошкольников с трудом взрослых
Одна из главных задач трудового воспитания младших дошкольников – ознакомление с трудом взрослых, воспитание уважения к нему. Начиная с детского сада, дети учатся обращаться с простейшими инструментами, изучают свойства различных материалов, приобретают навыки самообслуживания, следят за чистотой и порядком в группе, ухаживают за цветами, помогают накрывать на столы, убирать игрушки. Дома они помогают родителям, выполняя как постоянные, так и временные посильные поручения. Важную роль в трудовом воспитании детей играет семья, сила примера родителей. Благоприятные условия трудового воспитания создаются в тех семьях, где родители успешно трудятся по своей специальности, любят свою профессию, рассказывают детям о работе.
Ознакомление с трудовой деятельностью взрослых имеет решающее значение для формирования у ребенка первоначальных представлений о роли труда и значимости профессий в жизни общества.
Однако необходимо продуманное руководство процессом развития у детей знаний о труде взрослых.
Педагоги готовят детей к тому, чтобы они в свое время (каким бы далеким сейчас это время ни казалось) могли смело вступить в самостоятельную жизнь. Поэтому в перспективе ставятся следующие цели:
- знакомство с представителями тех или иных профессий, спецификой их работы: выполняемыми ими трудовыми операциями, орудиями труда, специальной техникой;
- формирование осознания того, что труд, работа занимают в жизни людей очень важное место, что труд – это по сути основа жизни;
- развитие трудовых способностей детей;
- воспитание чувства уважения к людям труда и результатам их деятельности.
Ознакомление детей с трудом взрослых и отдельными профессиями должно осуществляться не на уровне отдельной задачи, а как целостный органический процесс. Социализация ребенка-дошкольника проводится в большей степени через игру как самый близкий, доступный, интересный для детей вид деятельности. Решение задач по ознакомлению с трудом взрослых строится на игровой основе.
Игра является ведущей деятельностью в младшем дошкольном возрасте. Наряду с сюжетно-ролевыми нами используются дидактические игры по ознакомлению детей с трудом взрослых, с профессиями. Цель дидактических игр – способствовать усвоению, укреплению у детей знаний, умений, развитию умственных способностей.
Как известно, дидактические игры используются в разных видах деятельности детей (непосредственно образовательная деятельность, самостоятельная деятельность ребенка).
Дидактическая игра – это не просто заполнение свободного времени детей, а спланированный и целенаправленный педагогический прием для расширения и закрепления знаний. В дидактической игре как в универсальной мини-лаборатории, дети не только получают определенный объем знаний, но и учатся владеть этими знаниями, «вооружаются навыками умственной работы».
Представления о труде взрослых у младших дошкольников могут быть сформированы через определенную работу в условиях специального обучения, носящего целенаправленный характер посредством дидактической игры. В дидактической игре, прежде всего, привлекает то, что в ней дети не только получают определенный объем знаний, но и учатся владеть этими знаниями, «вооружаются навыками умственной работы». В игре репрезентируются, исполняются, проигрываются различные ситуации, фантастические проекты, переживания, состояния. В игровой форме достигается наибольшая возможность для их «варьирования и перекомбинирования». Творческие возможности в игре превращаются в способности.
Дидактическая игра является игровым методом обучения. Она осуществляет обучающие задачи, но имеет свои особенности. Одна из них - обучение средствами активной и интересной для детей игровой деятельности. Наполненность обучения эмоционально-познавательным содержанием – особенность дидактической игры.
Каждая дидактическая игра включает в себя несколько элементов, а именно: дидактическую задачу, содержание, правила и игровые действия.
Решение дидактической задачи требует от ребенка определенной умственной работы. Важно развить у детей следующие умения: сравнивать предметы, отгадывать и загадывать загадки, обобщать предметы, быстро запоминать, точно определять.
Содержанием дидактических игр является окружающая действительность (предметы, люди, их взаимоотношения).
Большая роль в дидактической игре принадлежит правилам. Они определяют, что и как должен делать в игре каждый ребенок, указывают путь к достижению цели. Они воспитывают у детей умение сдерживаться, управлять своим поведением. Для игры важно, чтобы правила соответствовали возрастным особенностям и компенсировались занимательной деятельностью.
Немаловажная роль в дидактических играх принадлежит игровому действию. Игровое действие - это проявление активности детей в игровых целях. Игровые действия составляют основу дидактической игры: без них невозможна сама игра. Они являются как бы рисунком сюжета.
Значение дидактических игр – способствовать усвоению, укреплению у детей знаний, умений, развитие умственных способностей. Дидактическая игра является средством всестороннего развития ребенка.
Многие дидактические игры формируют у детей уважение к трудящимся, вызывают интерес к труду взрослых, желание самим трудиться.
Заключение
Подводя итог, можно сказать, что представления о трудовых процессах, о профессиях у младших дошкольников могут быть сформированы через определенную работу посредством дидактической игры. Также, дидактическая игра является одним из эффективных средств ознакомления дошкольников с трудом взрослых. Потребность в игре и желание играть у дошкольников необходимо использовать и направлять в целях решения определенных образовательных задач.
Таким образом, дидактическая игра является важнейшим средством развития, обучения и воспитания дошкольников, является неотъемлемым средством знакомства детей с трудом и профессиями взрослых.
Игра будет являться средством воспитания, если она будет включаться в целостный педагогический процесс.
Список литературы:
1. Бондаренко А.К. Дидактические игры в детском саду: Кн. для воспитателя детского сада. – М.: Просвещение, 1985.
2. Детство: Примерная основная общеобразовательная программа дошкольного образования/ Т.И Бабаева, А.Г.Гогоберидзе, З.А.Михайлова и др. – СПб.: ООО «ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2011.
3. Крулехт М.В. Дошкольник и рукотворный мир. – СПб.: «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2002.
4. Крулехт М.В., Крулехт А.А Образовательная область «Труд». Как работать по программе «Детство»: учебно-методическое пособие/науч. ред. А.Г.Гогоберидзе. – СПб.: ООО «ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2012.
5. Сорокина А.И. Дидактические игры в детском саду (старшие группы). Пособие для воспитателя детского сада. – М.: Просвещение, 1982.
6. Шаламова Е.И. Реализация образовательной области «Труд» в процессе ознакомления детей старшего дошкольного возраста с профессиями. – СПб.: ООО «ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2012.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методическая разработка родительского собрания во второй младшей группе детского сада На тему: «Давайте познакомимся!»
Актуальность проблемы адаптации детей к ДОУ занимает в дошкольной педагогике ведущее место. Это связано с тем, что детский сад – новый период в жизни ребенка и поступление в него сопряжено с тяжелыми ...
Методическая разработка "Конструирование у детей второй младшей группы с использованием конструктора «Самоделкин (Фермер)»"
Данная разработка включает в себя:- описание используемого конструктора- примеры построек...
Методическая разработка интегрированного занятия во второй младшей группе «Овощи и фрукты-полезные продукты!»
Методическая разработка интегрированного занятия во второй младшей группе«Овощи и фрукты-полезные продукты!»...
Методическая разработка: Конспект ООД во второй младшей группе по рисованию "Светит солнышко"
Конспект ООД во второй младшей группе по рисованиюТема: «Светит солнышко»Программное содержание:Продолжать учить детей внимательно слушать сказку, следить за развитием действия, сопережив...
Методическая разработка. Конспект НОД во второй младшей группе с использованием ИКТ. Тема: "Сказка в гости к нам пришла"(по сюжету русской народной сказки "Репка").
Методическая разработка включает в себя конспект НОД во второй младшей группе по теме "Сказка в гости к нам пришла" и презентацию,состоящую из красочных анимированных слайдов. Если нет возможности исп...
Методическая разработка. Конспект НОД во второй младшей группе с использованием ИКТ. Тема: "Сказка в гости к нам пришла"(по сюжету русской народной сказки "Репка").
Методическая разработка включает в себя конспект НОД во второй младшей группе по теме "Сказка в гости к нам пришла" и презентацию,состоящую из красочных анимированных слайдов. Если нет возможности исп...
Методическая разработка по ПДД во второй младшей группе «Дети знакомят зайчика с ПДД»
Данная методическая разработка представляет собой конспект занятия по ПДД для детей 3-4 лет. Разработка адресована в первую очередь воспитателям младших групп, но так же и организаторам разных меропри...