Развлечение "Герасим-грачевник" для старшего возраста
план-конспект занятия по окружающему миру (старшая, подготовительная группа)
Данный конспект мероприятия с интерактивными вставками поможет познакомить детей старшего возраста с народным весенним праздником.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
grachevnik.docx | 176.86 КБ |
Предварительный просмотр:
Сценарий интегрированного развлечения «Герасим-грачевник» для детей подготовительной к школе группы
Цель: Обобщение и систематизирование знаний детей о признаках ранней весны, о перелетных птицах и изменениях происходящих в их жизни весной.
Задачи:
- Расширять знания и представления детей о русских народных закличках на Весну, подвижных играх, обрядах, обычаях, праздниках.
- Обогащать и активизировать словарь (грачевник, заклички).
- Развивать у детей познавательный интерес, эмоциональную отзывчивость, эстетический вкус, коммуникативные способности.
- Воспитывать нравственные качества: доброту, отзывчивость, уважение к русским народным традициям, желание узнать новое и участвовать в разных видах деятельности на мероприятии.
- Формировать умение детей работать коллективно; поддерживать самостоятельность, творчество, инициативу. Совершенствовать умение работать с бумагой: сгибать лист вчетверо в различных направлениях, сглаживать сгибы, надрезать по сгибам.
Программное содержание: используя русский народный календарь, познакомить детей с традициями русского народа, с явлениями природы весной, деятельностью людей, связанной с этим днем. К этому дню (17 марта) появлялись первые проталины. С Герасимом – грачевником связывали много примет: «Коли грач прилетел, через месяц снег сойдет». «Если грачи прилетели на старые гнезда, то весна будет теплой». После этого дня начали готовить упряжь к пахоте. Используя наглядный и видеоматериал, предложить детям рассмотреть грача, отметить его внешний вид, повадки. Закрепить представления о нем через продуктивную деятельность – оригами.
Материал: компьютерная презентация «Грачи прилетели», аудиозапись голосов птиц, интерактивная игра «Посели перелетных птиц на дерево», интерактивная игра «Узнай птицу по голосу», бумага черного цвета, ножницы, клей.
Оформление зала в виде весенней поляны.
Ход
Дети свободно входят под весеннюю музыку в зал («голоса птиц»)
В зале появляется ведущая в русском национальном костюме.
Ведущая: Здравствуйте девицы – красавицы, да добры – молодцы! Собрались мы позабавиться, пошутить, посмеяться. Отгадайте мои загадки, чтобы узнать кто я!
1. Снег и лед на солнце тают. С юга птицы прилетают,
И медведю не до сна. Значит, к нам пришла...(Весна)
2. На лесной проталинке вырос цветик маленький.
Прячется в валежник беленький...(Подснежник)
3. Синяя сосулька плачет, но от солнца нос не прячет.
И весь день под птичью трель кап-кап-кап — звенит...(Капель)
4. Что за тонкие иголки зеленеют на пригорке?
Это, выросши едва, к солнцу тянется...(Трава)
5. Сиренью пахнет, небо ясно, трава нежна и зелена.
И в сарафане ярко-красном шагает по земле …(Весна).
Ведушая: Так кто же я? Конечно Весна! Давайте споем весеннюю песню (для детей выбирается известная песня, которую они разучивают на музыкальном занятии)
Песня «Весенняя»
Ведушая: А как вы поняли, что наступила весна? (солнце светит ярче, становится теплее, дни стали длиннее, звонче щебечут птицы, у стволов деревьев подтаивает снег)
Но ведь еще идет снег, по утрам гололед, и мы одеваем еще зимнюю одежду, может быть еще зима? (нет, уже март, началась ранняя весна)
А знаете ли вы праздники, которые отмечаются весной? (ответы детей: 8 Марта, День Победы, Праздник Весны и Труда, День птиц и т.д.)
А я хочу вас сегодня познакомить с праздником, который отмечали в старину по народному календарю. Он называется «Герасим – Грачевник». Отмечали его ранней весной 17 марта. А как вы думаете, почему «грачевник?» (предполагаемые ответы детей). Грач – первая весенняя птица, возвращающаяся в родные края. В старину люди верили, что святой Герасим первых вешних птиц – грачей из теплых стран впереди себя гонит. В этот день деревенские ребята бегали к роще, в которой были прошлогодние грачиные гнезда – «грачей следить». А старики знали много примет: «Увидел грача – весну встречай», «грач на горе – весна на дворе», «Тот, кто ранним утром первым заметил в небе грача, того ждет счастье и богатство», «Если рано прилетели грачи, но не спешат обновлять свои старые гнезда - весна ожидается холодной и затяжной».
Ребята, какие стихи вы знаете об этой чудесной птице?
1 ребенок – В березовой роще веселье
Справляют грачи новоселье.
Шумит и волнуется роща,
Как будто на празднике площадь.
2 ребенок – Подолгу веселье длится
В зеленой грачиной столице.
И гнезда, как шапки, взлетают
И там, на ветвях, повисают.
Появляется грач
Грач: Ох, слышу говорят обо мне дети, лечу, тороплюсь, весну на крыльях вам несу! Ребята, хочу узнать, каких еще перелетных птиц вы знаете.
Интерактивная игра «Посади перелетных птиц на дерево»
Подвижная игра «Грачи прилетели»
Как на мартовской неделе
С юга к нам грачи летели (машут руками – крыльями)
В поле отдыхали (присели)
Корм себе искали.
Грачи прилетели,
На деревья сели (качают руками)
Свои гнездышки нашли
В них порядки навели. (руками загребают, ворошат)
Будут птицы играть - («пружинки»)
Будет солнышко сиять.
Если раскричатся - (ладони открывают как клюв)
Нам дождя бояться. (стучат пальцем по раскрытой ладошке)
Грач на горе – весна на дворе (хлопают в ладоши)
Грач: Все вы знаете, как называются птичьи разговоры.
Интерактивная игра «Узнай птицу по голосу»
Уточняется с детьми, что синицы тинькают, вороны каркают, сороки стрекочат, голуби воркуют, воробьи чирикают, совы ухают.
А грачи?
Грачиный крик называется грай. Грачи граят. Эти птицы очень крикливые. Их хриплый грай доносится во время перелета из пролетающих высоко в небе огромных, иногда тысячных стай. Давайте посмотрим, как летит такая стая и послушаем грачиный грай.
Просмотр видеоролика про грачей
Очень не хочется расставаться с этими веселыми птицами. Давайте мы с вами тоже создадим своих птиц способом «оригами», и тогда грачи долго будут нашими гостями.
Дети проходят за столы. Во время работы воспитатель показывает как складывать птицу, дети работают по схемам, находящихся на столах.
Рефлексия
Ну, вот наши птички готовы. Я надеюсь, вам выло интересно изготовить птицу года своими руками. Ребята, если вам понравилось наше занятие поднимите своих птичек вверх. Ну а кому на занятии было скучно оставьте птичку на столе.
Готовых птиц дети помещают на березу, нарисованную на доске.
Список используемой литературы
1.Народный календарь - методическое пособие для педагогических работников к программе «С чего начинается Родина», Северск-2000г.
2.Погодой год припоминается, 1992г.
3.Программа «Наследие», журнал «Дошкольное воспитание». 1997-1998г.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Театральное представление "Зарядка и Простуда" подготовленное детьсми старшего возраста для детей младшего возраста.
Здоровье детей это самое главное. Дети сами могут рассказать как сохранить здоровье и сделать театральное представление для малышей. У нас это получилось, было очень интересно и ребятам старшего возра...
ГЕНДЕРНЫЕ АСПЕКТЫ РЕЧЕВОГО РАЗВИТИЯ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА Информационный проект в группе детей старшего возраста.
ГЕНДЕРНЫЕ АСПЕКТЫ РЕЧЕВОГО РАЗВИТИЯ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТАИнформационный проект в группе детей старшего возраста....
Конспект занятия по плаванию для детей среднего и старшего возраста "Формирование ЗОЖ у детей дошкольного возраста на занятиях по плаванию"
Занятие в бассейне для детей среднего возраста, на котором через игровые задания прививаются навыки ЗОЖ...
Развиваем эмоционально-волевую сферу и формируем высшие психические функции (старший возраст, старшая группа)
Развиваем эмоционально-волевую сферу и формируем высшие психические функции (старший возраст, старшая группа) по программе: «Давай познакомимся! Тренинговое развитие и коррекция эмоционального ми...
Методическая разработка по развитию речи в старшей группе. Особенности развития речи детей старшего возраста
Речь – инструмент развития высших отделов психики дошкольника. Обучая ребенка речи, мы, взрослые, одновременно способствуем развитию его интеллекта. А это – центральная задача в обучении и воспитании ...
Развлечение для детей старшего возраста "Зимние забавы". Развлечение для детей младшего возраста "Зимние забавы".
Стимулировать совместную музыкально-игровую деятельность, развивать эмоциональную отзывчивость. Побуждать детей активно участвовать в развлечении....