Проект "Мы - друзья природы"
проект по окружающему миру (старшая группа)

Кренева Татьяна Ивановна
Проект по экологии

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл proekt_my_druzya_prirody.docx37.5 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад № 4 «Радуга»

Поспелихинского района, Алтайского края

Проект

«Мы – друзья природы»

муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад № 4 «Радуга» (дополнительный адрес «Ракета»)

С. Поспелиха, ул. Алтайская 33

                                                                                                                  Разработчик: Кренева Татьяна Ивановна

воспитатель высшей квалификационной категории,

Мамон Светлана Александровна

МКДОУ «Детский сад №4 «Радуга»

(дополнительный адрес  «Ракета»)

с. Поспелиха

2022 г.

Содержание

Актуальность проекта.

В настоящее время  на одно из первых по значимости мест выдвинулась проблема усиления экологической грамотности каждого жителя нашей планеты. Потерялся непосредственный контакт с природой, люди берут от неё всё, ничего не давая взамен. Варварское отношение как взрослых, так  детей ко всему живому ведёт к экологической катастрофе.

Современное содержание воспитательно  –  образовательной работы с детьми дошкольного возраста предполагает гуманизацию всего педагогического процесса. На сегодняшний день экологическая грамотность, бережное и любовное отношение к природе

стали залогом выживания человека на нашей планете. В. А. Сухомлинский писал: «Мир, окружающий ребёнка, - это, прежде всего, мир природы с безграничным богатством явлений, с неисчерпаемой красотой. Здесь, в природе, вечный источник детского разума».

В дошкольном возрасте ребенок воспринимает окружающее наиболее эмоционально, он способен сочувствовать сопереживать, искренне удивляться, на этой основе возможно и необходимо развивать в детях любовь к природе, ее обитателям.

  При разработке проекта  использовались документы:

  • Закон об образовании 2013 - федеральный закон от 29.12.2012 N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации"
  • Приказ Минобрнауки России от 17.10.2013 N 1155
    "Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования"  (Зарегистрировано в Минюсте России 14.11.2013 N 30384)
  • Санитарно-эпидемиологическими требованиями к устройству, содержанию и организации режима дошкольных образовательных учреждений. СанПин 2.4.1.3049-13 от 15 мая 2013г. №26.
  • Образовательная программа муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения «Детский сад №4 «Радуга».
  • Устав МБДОУ и другие локальные акты учреждения.

Цель: создать условия, раскрывающие интеллектуальный и творческий потенциал  обучающихся, ориентированный  на экологическое воспитание.

      Задачи:

  • Закрепить  и обобщить знания обучающихся о жизни животных, птиц, растений;
  • познакомить детей с правилами поведения в природе;
  •  расширить знания детей об охране природы;
  • развивать логическое мышление, внимание, память, обогатить словарный запас;
  • воспитывать желание беречь природу.

Срок  реализации проекта: 15 февраля – 15 апреля.

 Тип проекта: информационно – практико - ориентированный.

Участники проекта: педагоги, обучающиеся старшей  группы, семьи воспитанников.                        

Предполагаемый результат.

        -Активированы знания обучающихся о жизни и развитии животных, птиц, растений;

- знают правила поведения в природе;

- сформировано бережное отношение к природе;

- развит познавательный интерес к природе;

- активировано участие родителей в жизни дошкольного учреждения.

Принципы реализации проекта

1. Доступность:

• учет возрастных особенностей детей;

• адаптированность материала.

2. Систематичность и последовательность:

• постепенная подача материала от простого к сложному;

• частое повторение усвоенных знаний, правил и норм.

3. Наглядность и занимательность:

• предлагаемый материал должен быть понятным, нести занимательное начало, быть игровым или с элементами игры, сюрприза.

4. Динамичность:

• интеграция проекта в разные виды деятельности.

5. Дифференциация:

• создание благоприятной среды для усвоения, предложенного к изучению материала каждым ребенком.

Формы и методы работы с детьми.

  • Проведение бесед и НОД по теме проекта.
  • Отгадывание загадок по теме.
  • Организация настольно-печатных, дидактических, подвижных, словесных, пальчиковых игр.
  • Чтение и рассказывание художественной литературы, рассматривание иллюстраций в книгах.
  • Театрализация.
  • Раскрашивание иллюстраций.
  • Просмотр мультфильмов.
  • Просмотр презентаций.
  • Привлечение родителей к сотрудничеству над проектом. Составление памяток, консультаций, рекомендаций.
  • Домашние задания для родителей и детей (квест-игра).

Этапы проекта:

Подготовительный этап:

  • Постановка цели, определение актуальности и значимости проекта.
  • Изучение и анализ научно-исследовательской, методической литературы, интернет – ресурсов по данной проблеме; подбор программно-методического обеспечения по данной проблеме; наглядно-демонстрационного, раздаточного материала.
  • Подготовка печатной информации.
  • Анкетирование родителей «Экологическое воспитание дошкольников».
  • Подбор и изготовление  дидактических игр по данной теме.
  • Изготовления лепбука по теме.
  • Обогащение  уголка природы  в группе.
  • Взаимодействие с родителями в рамках проекта. Определение тематики бесед.
  • Разработка содержания проекта: «Мы  друзья природы».

Основной Этап:

     Сроки

  Содержание деятельности

     Результат

февраль 2022

  1. С. Н. Николаева «Эколог в детском саду», Издательство Мозаика – Синтез Москва 2004.
  2. С. Н. Николаева «Юный эколог», Издательство Мозаика – Синтез Москва 2004.
  3. С. Н. Николаева «Любовь к природе воспитываем с детства », Издательство Мозаика – Синтез Москва 2004.

февраль - апрель

Социально – эмоциональное развитие

  • Дежурство в уголке природы.
  • Труд в природе «Ухаживаем за комнатными растениями», «Посадки для «Огорода на окне»».

март

март

март

апрель

апрель

февраль - апрель

Познавательное развитие

  • Нод «Пернатые друзья».
  • Нод «Весенняя страда».
  • Нод «Мы друзья природы».
  • Нод «Водные ресурсы земли».
  • Нод «Этот загадочный космос».
  • Беседы: «Природа и рукотворный мир», «Живая и не живая природа», «Правила поведения в природе», «Защитим природу», «Растения – лёгкие Земли».
  • Рассматривание иллюстраций «Деревья», «Домашние животные», «Дикие животные», «Птицы», «Насекомые», «Рыбы», «Правила поведения в природе».    
  • Дидактические игры: «Хорошо – плохо», «Живая – неживая природа», «  Бывает – не бывает», «Природа и человек», «Закончи  предложение», «Узнай,  с какого дерева лист», «Что за птица», «Что умеют делать звери?»,  «Так бывает или нет?», «Где я был?», «Звери, птицы, рыбы»,  «Когда, это бывает?».
  • Настольные игры: «Гнездо, улей, нора», «Лото. Угадай животных», «Фрукты, овощи, ягоды», «Лото. Мир животных», «Дары природы», «Времена года», «Животные России».
  • Наблюдение за всходами лука, посаженными в почву и поставленными в воду.
  • Знакомство с разведением комнатных растений отводками и листьями.

февраль

февраль

март

март

февраль - март

Речевое развитие

  • Нод «Пересказ сказки А. Н. Толстого «Ёж»».
  • Рассказывание по картине «Зайцы».
  • Нод «Составление рассказа по картинкам «Купили щенка».
  • Чтение рассказов из книги Г. Снегирева «Про пингвинов».
  • Разгадывание загадок о животных, растениях, птицах.
  • Словесные  игры  «Какая, какой, какое», «Кто знает пусть продолжит», «О чем еще так говорят», «Скажи по - другому», «Отгадайте, что за птица», «Отгадайте, что за растение», «Кто больше вспомнит».
  •  Чтение произведений: А. Прокофьев «Берёзка», Н. Некрасов «Зелёный шум», И. Токмакова «Дуб», А. Твардовский «Лес осенью»,  «Прогулка в лес» Т. А. Шорыгина, Б. Заходера «Про всех на свете», «Девочки в лесу» по В.А. Сухомлинскому,  В. Бианки «Приключения Муравьишки», «Теремок», «Приключение мышонка Пика».                                                                                          

февраль

февраль

март

апрель

Художественно – эстетическое развитие

  • Рисование «Красивое развесистое дерево зимой».
  • Рисование «Деревья в инее».
  • Аппликация «Весенний ковер».
  • Лепка «Зайчик».

 

февраль - апрель

           Физическое развитие

  • Подвижные игры: «Воробышки и автомобиль», «Дети и волк», «Перелет птиц».
  • Физкультминутки: «Хомка, хомка, хомячок», «Выросли деревья в поле», «Деревцо», «Птички – невелички», «На водопой», «Белочке не лень», «На болоте две лягушки», «Три медведя».
  • Пальчиковая гимнастика «Снежок», «Весна», «Цветок», «Пчела», «Стайка». «Пальчиковая игра с природным материалом (шишкой).

февраль

февраль

март

март

март

март

март

март

март

Взаимодействие с родителями воспитанников

  • Анкетирование «Экологическое воспитание дошкольника».
  • Акция «Покормим птиц зимой».
  • Консультации « Учим детей любить природу», «Экологическое воспитание ребенка в семье».
  • Наглядная информация «Игры экологического содержания», «Правила поведения в природе».
  • Памятка «Экологическое воспитание в природе».
  • Квест – игра «Задание Лесовичка».
  • Показ отчетной презентации «Мы друзья природы».

март - апрель

ППС

  1. Настольные игры: «Игры с фонариком «Весна», «Лото «Времена года», «Пищевые цепочки».
  2. Лепбук «Земля – наш общий дом».
  3. «Огород на окне».
  4. Наборы картин «Птицы», «Насекомые».


Заключительный этап:

  • Выставка творческих обучающихся воспитанников.
  • Обновление предметно – развивающей среды.
  • Проведение нод  «Мы друзья природы».
  • Отчет для родителей, презентация проектной деятельности «Мы  друзья  природы».
  • Обобщение результатов работы на основе собственных наблюдений.
  • Подведение итогов проектной деятельности.

                   Результативность проекта.

В процессе реализации проекта «Мы – друзья природы» использовались: технология проектной деятельности,   здоровьесберегающие технологии, технология личностно-ориентированного взаимодействия, игровые технологии, информационно-коммуникативные технологии.

 Воспитанникам  была интересна и близка тематика проекта, поэтому дети с удовольствием принимали участие во всех видах проектной деятельности.

Привлечены к участию в проекте родители воспитанников. Ведь именно от взаимодействия семьи и детского сада зависит и результат проекта. Основная цель проекта –  создать условия, раскрывающие интеллектуальный и творческий потенциал  дошкольников, ориентированный  на экологическое воспитание, достигнута.

Методическое обеспечение:

  1. Основная образовательная программа дошкольного образования «От рождения до школы» под редакцией Н. Е. Веракса, Т.С.Комаровой, М.А.Васильевой.
  2. Основная образовательная программа МБДОУ «Детский сад № 4 «Радуга»  2021 г.
  3. О. А. Соломенникова «Экологическое воспитание в детском саду», Издательство Мозаика – Синтез Москва 2005.
  4. А. И. Иванова «Экологические наблюдения и эксперименты в детском саду», Творческий Центр Сфера Москва 2005.
  5. Н. В. Коломина «Воспитание основ экологической культуры в детском саду», Творческий Центр Сфера Москва 2003.
  6. С. Н. Николаева «Эколог в детском саду», Издательство Мозаика – Синтез Москва 2004.
  7. С. Н. Николаева «Юный эколог», Издательство Мозаика – Синтез Москва 2004.
  8. С. Н. Николаева «Любовь к природе воспитываем с детства », Издательство Мозаика – Синтез Москва 2004.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Интегрированное занятие по экологии в старшей подгруппе МБДОУ «Крутогорский д/с» (тематическая неделя «Мы друзья природы» - с 17.04. по 21.04.) «Жалобная книга природы»

Цель: Расширять представления детей о предметах и явлениях природы, растительном и животном мире, взаимосвязи природы и человека.Задачи: развивать познавательный интерес к миру природы;формировать пер...

Познавательно – исследовательский проект для детей старшей группы на тему «Друзья природы» в номинации «Мы оберегом станем для природы»

Познакомить дошкольников с Красной книгой Саратовской области, умение ценить и создавать красоту, воспитывать бережное отношение к природе....

Конспект непосредственной образовательной деятельности по ознакомлению с природой в подготовительной группе «Мы – друзья природы»

Цель: Систематизировать представления детей о многообразии природы.Задачи:1)       Выявить знания о птицах,  животных, деревьях;2)...

Занятие по ознакомлению с миром природы "Мы друзья природы"

Занятие по ознакомлению с миром природы...

Интегрированное занятие по экологии в старшей подгруппе МБДОУ «Крутогорский д/с» (тематическая неделя «Мы друзья природы» - с 17.04. по 21.04.) «Жалобная книга природы»

Цель: Расширять представления детей о предметах и явлениях природы, растительном и животном мире, взаимосвязи природы и человека.Задачи: развивать познавательный интерес к миру природы;форми...

Конспект ООД по познавательному развитию в старшей группе №9 на тему: «Мы друзья природы природы»

Цель: обобщить знания детей об окружающем мире, в форме проведения экологической викторины.Программное содержание:Образовательные:- продолжать уточнять и обобщать знания детей о растительном и жи...

Сценарий мероприятия "Мы друзья природы" раздел Безопасность в природе

Предлагается конспект сценария мероприятия для детей старшего дошкольного возраста "Мы друзья природы"....