Дидактический материал по лексической теме "Транспорт"
учебно-методический материал по окружающему миру (подготовительная группа)
Данный материал подходит для работы с детьми по развитию познавательных знаний в области транспорта, знакомит с различными видами транспорта. Материал содержит словарную часть по развитию речи, содержит загадки, речевые игры, пословицы и поговорки.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
didakticheskiy_material_transport.docx | 236.1 КБ |
Предварительный просмотр:
ТРАНСПОРТ
Транспорт бывает: наземный, воздушный, водный и подземный.
Наземный транспорт — это грузовые и легковые машины, автобусы, троллейбусы, трамваи, поезда, электрички и др.
Легковые автомобили предназначены для перевозки людей, грузовые для перевозки грузов. Основные части машины: кабина, кузов (салон), колёса, фары, мотор, руль, тормоза. Управляет автомобилем шофёр.
В общественном транспорте люди ездят на работу, в гости и по другим делам. В автобусах и троллейбусах в кабине за рулём сидит водитель, в трамвае - вагоновожатый. В каждой из этих машин есть салон с сиденьями и поручнями, за которые держатся пассажиры. Трамвай и троллейбус работают на электрическом токе; автобус - на топливе. У трамвая колёса железные, он ездит по рельсам; у троллейбуса и автобуса колеса резиновые, ездят они по асфальту.
В общественном транспорте пассажиры платят за проезд, получая билет от кондуктора. В салонах во время поездки дети должны вести себя спокойно, не кричать, уступать место старшим.
В другие города можно поехать на поезде, электричке, предварительно взяв билет в кассе вокзала. Поезд состоит из нескольких вагонов, которые тянет за собой тепловоз или электровоз; ведёт состав машинист. Поезд на своём пути останавливается на железнодорожных станциях, где одни пассажиры выходят из вагонов, другие входят (нельзя говорить: «залезают», «слезают»). Поезда и электрички ходят (не «ездят») по рельсам. В поезде в каждом вагоне есть проводник, который проверяет билеты, выдает постельное бельё пассажирам, подаёт чай и т. д.
Существует и специальный транспорт, например машины «Скорой помощи» и пожарной охраны.
Воздушный транспорт: самолёты, вертолёты, ракеты; их части: корпус, кабина пилота, салон для пассажиров, крылья, шасси, пропеллер, сопло (у ракеты). Аэродром - огромное поле, где самолёты и вертолёты взлетают и садятся. Когда пассажиры поднимаются по трапу на борт само-лёта, их встречает бортпроводница (стюардесса). Она помогает пассажирам найти своё место в салоне, пристегнуть ремни, приносит газеты и журналы... Управляет самолётом лётчик (пилот). Пассажиры перед полётом покупают билеты в кассах аэропорта.
Ракеты с космонавтами на борту стартуют с космодрома.
Водный транспорт: корабли, катера, яхты, лодки - подводные, моторные, парусные, вёсельные.
Части корабля: палуба, каюты, рубка и т. д. Управляет кораблём капитан, ему подчиняются матросы. Корабли причаливают к пристани, где бросают якорь. Когда же собираются отчалить, капитан даёт команду: «Поднять якорь!»
Подземный транспорт - метро. Линии метрополитена прокладываются в туннелях под землёй. По ним ходят электропоезда, которыми управляют машинисты. Спускаться и подниматься на станцию можно по движущейся лестнице - эскалатору. Метро - скоростной транспорт. Воспользовавшись им, пассажиры могут быстро добраться из одного конца города в другой.
План рассказа о транспортном средстве
1. Вид транспорта.
2. Части машины.
3. Из чего сделана машина и какого она цвета?
4. На каком топливе работает машина?
5. Кто управляет машиной и обслуживает пассажиров?
6. Для чего предназначена машина?
7. Правила поведения в транспорте.
8. Как следует обходить машину?
Примерный рассказ об автобусе Автобус относится к наземному транспорту. Его части:
кабина, салон, руль, мотор, фары, тормоза, колёса. В салоне — сиденья, поручни. Автобус делан из металла, работает на бензине. За рулём сидит водитель.
Билеты пассажирам продаёт кондуктор. Каждый автобус идёт по определённому маршруту, по пути делает остановки, где одни пассажиры выходят, а другие входят. Люди едут на работу, в школу и т. д. Детям входить в автобус надо впереди взрослых, а выходить после них, чтобы не попасть под проходящую машину. По той же причине обходить автобус следует сзади и обязательно посмотреть налево, чтобы убедиться в отсутствии идущей машины.
(Трамвай надо обходить спереди, при этом обязательно надо посмотреть направо, нет ли встречного трамвая.)
Примерный словарь
Существительные: пассажир, автобус, троллейбус, маршрут, водитель, кондуктор, поручень, салон, трамвай, рельсы, вагоновожатый, такси, маршрутка, поезд, электровоз, машинист, проводник, вагон, купе, тамбур, перрон, вокзал, станция, билет, плата за проезд; самолёт, вертолёт, аэробус, ракета, корпус, крылья, пропеллер, шасси, парашют, сопло, космодром, аэродром, космонавт, пилот, стюардесса; корабль, катер, яхта, парус, пристань, причал, лодка, вёсла, палуба, каюта, борт, мачта, мель, якорь, капитан, матрос; метро, эскалатор, электропоезд, касса, туннель.
Прилагательные: грузовая, легковая, моечная, железная (машины), спасательный (круг), наземный, подземный, воздушный, водный (транспорт), моторная, парусная, вёсельная, подводная (лодки), резиновое, железное (колесо), асфальтированная (дорога).
Глаголы: отъехать - приехать, улететь - прилететь, взлететь - приземлиться, отчалить - причалить, входить - выходить, садиться - вставать, отдать - поднять (якорь), отдать - убрать (конец), стартовать, грести, пропускать (пассажиров), уступать (место), обходить.
Наречия: быстро - медленно, высоко - низко, впереди - сзади, тихо - громко, спокойно, вежливо, налево - направо, справа - слева.
Дидактические игры
1. «Назови транспорт».
Наземный — трамвай, поезд ...; водный — катер, яхта ...
2. «Какой транспорт?»
Метро — подземный, автобус — наземный ...
3. «Что двигается по ...?»
По рельсам - трамвай, поезд, электричка; по асфальту (земле) -троллейбус; по воздуху - ..., по воде - ...
4. «Как двигается?
Поезд - по рельсам; лодка - ..., автобус -..., трамваи - ...
5. «Что нужно транспортному средству?»
Автобусу - бензин; самолёту - специальное топливо (горючее); электровозу - электрический ток ...
6. «Назови части». Автобуса, поезда, самолёта ...
7. «Это часть какой машины?»
Пропеллер — самолёта и вертолёта, шасси — самолёта, сопло — ракеты, палуба — корабля.
8. «Кто обслуживает пассажиров?»
В автобусе — кондуктор, в самолёте — стюардесса, в поезде — проводник...
9. «Кто управляет?»
Автобусом — водитель, самолётом — лётчик, кораблём — капитан ...
10. «Чем управляет?»
Капитан — кораблём; лётчик — самолётом ...
11. «Что общего?»
У автобуса и троллейбуса — ходят по асфальту, резиновые колёса, за рулём водитель; у троллейбуса и трамвая — работают на электричестве; у самолёта и вертолёта — ...; у велосипеда и мотоцикла — ...
12. «Чем различаются?»
(Те же и другие пары машин.)
13. «Для чего предназначены эти машины?»
Аварийная — ...; «Скорая помощь» — ..., пожарная — ...
14. «Какая нужна машина?»
Во время аварий — ...; при пожаре — ...
15. «Сложи целое из частей».
Картинка с изображением машины разрезана на несколько частей, её нужно сложить.
16. «Чего не хватает?»
Предлагаются картинки или игрушки: машинка без кабины, мото¬цикл без руля, поезд без колёс.
17. «Земля. Вода. Воздух».
Земля — трамвай, автобус ...
18. «Что там?»
Под землёй — метро; под водой — подводные лодки; в космосе — ракеты.
19. «„Дом" для транспорта».
Грузовик — гараж, автобус — автобусный парк, трамвай — трамвайное депо, самолёт — ангар, лодка — пристань, причал.
20. «Для кого этот „домик"?»
Гараж — для легковых машин, мотоциклов, грузовиков.
21. «Опиши машину».
Надо составить рассказ о машине по плану (смотри выше).
22. «Отгадай по описанию».
Ребёнку предлагают по устному описанию транспортного средства угадать, что это за машина.
23. «Чудесный мешочек»:
а) определить игрушку на ощупь;
б) назвать части машины;
в) определить её назначение;
г) ответить на заданные вопросы.
24. «Назови марки легковых машин».
«Жигули», «Мерседес»...
25. «Выставка автомобилей».
Ребенок-экскурсовод рассказывает о машине, дети-экскурсанты зада¬ют ему вопросы, затем экскурсоводом становится другой малыш.
Речевые подвижные игры: «Мчится поезд», «Теплоход», «Самолет», «Ракета», «Машины».
Скороговорки и стихи
1. Я вчера летал в ракете, на далёкой был планете.
Там обедал в синеве, а под вечер был в Москве.
2. Дом на рельсах тут как тут,
Всех умчит он в пять минут.
Ты садись и не зевай — отправляется трамвай.
3. Мы построили ракету, улетаем в ней сейчас.
Пусть высоко и далёко понесёт ракета нас!
Космонавты захотят — и на звёзды полетят!
Космонавты, космонавты, вам привет от всех ребят!
4. Без разгона ввысь взлетает, стрекозу напоминает,
Отправляется в полёт наш красивый вертолёт.
5. Лодки по морю плывут, люди вёслами гребут.
6. Флот плывёт к родной земле, флаг на каждом корабле.
7. Вёз корабль карамель, наскочил корабль на мель,
И матросы две недели карамель на мели ели.
8. Загудел паровоз и вагончики повёз: —
Чу-чу-чу, чу-чу-чу, далеко я укачу.
9. В час, когда на небе синем утром солнышко встаёт,
Интересная машина выезжает из ворот.
Серебристою струёй пыль смывает с мостовой,
Подметает, подбирает все соринки до одной.
Как проедет — чисто станет, и метлы не надо брать...
Вот такую б нашей маме, чтобы дома подметать.
(С. Баруздин)
10. На площади, на улице красивый теремок,
А каждый им любуется, спешит на огонёк.
Горит большая буква «М» — входите, дверь открыта всем!
Вхожу — и мне не верится: во сне ли, наяву,
На лестнице-чудеснице не еду я — плыву.
Плыву, спускаюсь плавно я — лишь ветерок сквозной...
А вот и чудо главное стоит передо мной.
Не конь-огонь, не белый слон, а лёгкий голубой вагон!
Открылся он, меня впустил и покатил что было сил.
Мигнул я — и не верится: плыву по новой лестнице!
Уже не вниз, а вверх плыву — и в город выхожу, в Москву!
(И. Векшегонова)
Загадки
1. Лом по улице идёт, на работу всех везёт,
Не на курьих тонких ножках, а в резиновых сапожках.
2. На четыре ноги надевали сапоги.
Перед тем, как надевать, стали обувь надувать.
3. Этот конь не ест овса, вместо ног — два колеса.
4. Железные избушки прицеплены друг к дружке,
Одна из них — с трубою, ведёт всех за собою.
5. В поле лестница лежит, дом по лестнице бежит.
Летит птица-небылица, а внутри народ сидит,
Меж собою говорит.
6. Без разгону ввысь взлетает, стрекозу напоминает,
Отправляется в полёт с аэродрома...
7. Не летает, не жужжит, жук по улице бежит.
И горят в глазах жука два блестящих огонька.
8. Чудо-дворник перед нами: загребущими руками
За одну минуту сгрёб преогромнейший сугроб.
9. По прямым стальным дорожкам ходят красные дома,
Спозаранку за окошком стук, и звон, и кутерьма.
10. Железный нос в землю врос, роет, копает, зеркалом сверкает.
11. Чудо-птица, алый хвост, прилетела в стаю звёзд.
12. Я в любое время года и в любую непогоду
Очень быстро в час любой провезу вас под землёй.
13. Ходит город-великан на работу в океан.
14. Паровоз без колёс! Вот так чудо-паровоз!
Не с ума ли он сошёл? Прямо по морю пошёл!
15. Когда он нужен, его выбрасывают,
Когда не нужен, его поднимают.
16. Едет воз без колёс и следов не оставляет.
17. Под водой железный кит, днём и ночью кит не спит.
Днём и ночью под водой охраняет твой покой.
18. Сам вагон открыл нам двери, в город лестница ведёт!
Мы своим глазам не верим: всё стоит, она идёт.
Отгадки: 1. Автобус, троллейбус. 2. Колёса (шины). 3. Велосипед. 4, 5. Поезд. 6. Самолёт. 7. Вертолёт. 8. Автомобиль. 9. Снегоочистительная машина. 10. Трамвай. 11. Ракета. 12. Метро. 13. Корабль. 14. Пароход. 15. Якорь. 16. Лодка. 17. Подводная лодка. 18. Эскалатор.
Пословицы и поговорки
1. Большому кораблю большое плавание.
2. Телега впереди коня не ходит.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Дидактический материал к лексическим темам
материал поможет подготовиться к занятиям....
Дидактический материал по лексической теме "Деревья"
Подборка дидактических игр и художественного слова по лексической теме "Деревья"...
Дидактический материал по лексической теме "ДЕРЕВЬЯ"
Подборка словесных игр, загадок, сказок по лексической теме "Деревья"...
Дидактический материал по лексической теме "Школа" в детском саду.
Данный материал включает в себя подборку стихотворений, загадок, художественной литератуы, подвижных и дидактических игр конспектов занятий по лексической теме "Школа"....
Дидактический материал по лексической теме "Космос"
Материал содержит подборку стихотворений, художественной литературы, загадок, физминуток, конспектов занятий и бесед, дидактических игр по теме "Космос"...
Дидактический материал к лексической теме "Наш детский сад"
Данный материал представляет собой подбоку стихотворений, загадок, физминуток, дидактичеких игр по лексической теме "Наш детский сад"...
Дидактический материал к лексической теме "Посуда"
В материале содержатся дидактиеские игры, , стихотворения, конспект занятия по развитию речи, загадки, художественная литература, физминутки по лексической теме "Посуда"...