Дидактический материал по лексической теме "Школа" в детском саду.
учебно-методический материал по развитию речи (старшая группа) по теме
Данный материал включает в себя подборку стихотворений, загадок, художественной литератуы, подвижных и дидактических игр конспектов занятий по лексической теме "Школа".
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
leksicheskaya_tema_shkola.doc | 72.5 КБ |
Предварительный просмотр:
__________________________Лексическая тема Школа Загдки
Первокласснику семь лет.
За плечами ранец,
А в руках большой букет,
На щеках румянец.
Что за праздничная дата?
Отвечайте-ка, ребята!
(1 сентября, День Знаний.)
Город в бантиках, букетах.
До свиданья, слышишь, лето!
В этот день гурьбой весёлой
Дружно мы шагаем в школу.
(1 сентября.)
Стоит весёлый, светлый дом.
Ребят проворных много в нём.
Там пишут и считают,
Рисуют и читают.
(Школа.)
Открыла двери школа,
Впустила новосёлов.
Кто, ребята, знает,
Как их называют?
(Первоклассники.)
Он звонит, звонит, звонит,
Очень многим он велит:
То сядь да учись,
То встань, разойдись.
(Звонок.)
Меж двумя звонками срок
Называется… (Урок.)
Физкультурник нам сказал
Всем зайти в спортивный …(Зал.)
Школы – не простые здания,
В школах получают …(Знания.)
Распорядок этот дня
Был написан для меня.
Никуда не опоздаю,
Ведь его я соблюдаю. (Режим дня.)
__________________________Лексическая тема Школа. Художественная литература.
Придти я вовремя не смог –
Давно уж начался урок.
Учитель строгим сразу стал –
За что меня он наказал? (Опоздание.)
После срока ваш приход
Как учитель назовёт?
Будет наказание
Вам за … (Опоздание.)
Зимою в школу он бежит,
А летом в комнате лежит.
Как только осень настаёт,
Меня он за руку берёт. (Портфель.)
До чего же скучно, братцы,
На чужой спине кататься!
Дал бы кто мне пару ног,
Чтобы сам я бегать мог. (Ранец.)
Пишем в нём заданья на дом –
Ставят нам отметки рядом,
Коль отметки хороши,
Просим: «Мама, подпиши!» (Дневник.)
Всё на карте укажу -
Полюс, тундру и Аляску.
Я с учителем дружу.
Угадали? Я - ... (Указка.)
Вы цветным карандашом
Все рисуночки раскрасьте.
Чтоб подправить их потом,
Очень пригодится... (ластик)
Я весь мир слепить готов -
Дом, машину, двух котов.
Я сегодня властелин -
У меня есть... (пластилин)
Я большой, я ученик!
В ранце у меня...(дневник)
__________________________Лексическая тема Школа. Художественная литература.
Рюкзак
Собирала я рюкзак,
Что-то сделала не так:
Он штангисту-силачу
Получился по плечу!
Может, зонт не брать в поход?
Ну, а если дождь пойдет?
Может, лишняя подушка?
Сковородка? Раскладушка?
Может, вытащить утюг?
А помнется платье вдруг?
...Может, папу взять в поход?
Пусть он мой рюкзак несет!
****
Женя пришел домой из школы и спросил у мамы:
— У тебя есть новогодняя открытка?
— Нет, — ответила мама.
— Папа, а у тебя? — спросил Женя.
— По-моему, есть, — ответил папа. — А зачем тебе?
— А нам в школе сказали, что нужно поздравить родителей с Новым годом!
И все засмеялись!
Валя Ячменева, Холмск Сахалинской обл.
В камере хранения
Примите, прошу, на храненье
дурное мое настроенье
уроки учить нехотенье,
хотенье болтать ерунду
Готов заплатить за храненье,
Накиньте еще за продленье,
н верьте мне — ля полученья
навряд ли, пожалуй, приду...
Бездельники и понедельники
Все лодыри-бездельники
не терпят понедельники,
неделя начинается,
с работы и забот.
Желанье всех бездельников —
пожить без понедельников,
с одними воскресеньями
неделю напролет.
Сергей Погореловский
__________________________Лексическая тема Школа. Художественная литература.
На Новый год нашему классу поручили провести елку для малышей. Мы сочинили небольшую пьесу, где участвуют Дед Мороз, Снегурочка и Баба-Яга.
И вот начинается представление. На сцену выходит Дед Мороз (Витя Иванов) и громким голосом спрашивает:
— А где же Снегурочка? Куда она запропастилась?
Наконец появляется Снегурочка. Это была Маша Шапошникова, которая не успела выучить свою роль.
— Так где ты была, внученька? — опять спрашивает Дед Мороз.
— Где, где, слова учила! — сердито ответила Снегурочка.
И все засмеялись.
Инна Черновская, 5-й класс, с. Верхняя Слобода Черновицкой обл.
На уроке музыки мы слушали вальс из балета Прокофьева "Золушка". Сереже это было неинтересно, он вертелся и мешал другим.
Учительница вызвала его и спросила:
— Что мы сейчас слушали?
— Танец Золушки, — ответил после раздумья Сережа.
— А что же она танцевала?
— Брейк!
И все засмеялись!
На перемене
Если в школе перемена,
Значит, драка непременно!
Вот Попов тузит Петрова,
Треплет Кошкин Комарова,
Комаров уже пищит —
Форма новая трещит!
А на новой перемене
Выдал я Попову Гене,
А Комар напал на Кошку
И поддал ему немножко.
Для того и перемены,
Чтобы в драках были смены!
Римма Алдонина
Додумался...
Составить предложение
Со словом "МОЛОТОК"
Дошкольник даже может,
А Сидоров не смог!
Он весь урок вертелся,
Измучился и взмок,
И написал:
На голову свалился молоток!
__________________________Лексическая тема Школа. Художественная литература.
Ю. Макаров
После лета, после лета
Я лечу на крыльях в класс!
Снова вместе — Коля, Света,
Оля, Толя, Катя, Стас!
Сколько марок и открыток,
Бабочек, жуков, улиток.
Камни, стеклышки, ракушки.
Яйца пестрые кукушки.
— Это — ястребиный коготь.
— Вот гербарий! — Чур, не трогать!
...Я из сумки достаю,
Что б вы думали?.. Змею!
Где теперь и шум и смех?
Словно ветром сдуло всех!
Причины опозданий
Во вторник подвела постель –
Не смог я вовремя проснуться.
Позавчера забыл портфель
В нем был банан – пришлось вернуться.
В своих ошибках разобрался,
Сегодня в срок прийти хотел,
Но слишком сильно разогнался
И мимо школы пролетел.
Вячеслав Лейкин
Во папа дает!
Нашел я папин школьный
Потрепанный дневник
С таблицею футбольной,
С певицею гастрольной,
Страницею с контрольной,
Где жирный кол возник.
И я ходил довольный —
Дневник такой приКОЛьный!
Сергей Махотин
__________________________Лексическая тема Школа. Художественная литература.
Первоапрельская шутка
Когда сели ужинать, папа отложил в сторону газету и пристально посмотрел на Витю:
— Что-то ты сегодня подозрительно тихий. Неужели опять схватил по русскому трояк с минусом?
— Нет, не трояк, — с загадочной улыбкой ответил Витя. — Я получил по русскому двойку!..
Папа поперхнулся, а мама чуть не выронила из рук заварной чайник.
— Он еще улыбается! — закричали хором папа и мама.
— А чего? Я не виноват! Она придирается! Я всего-то сделал две ошибки... В одном предложении...
— Во-первых, не она, а учительница! — сказала мама. — А во-вторых, смотря какие ошибки!
— Она попросила написать на доске сегодняшнее число, а я написал "перьвое опреля". Всего две ошибки!
Мама схватилась за сердце.
— Подожди-ка, подожди, — сказал папа, — какое сегодня число? Первое апреля? Теперь понятно, почему ты так хитро улыбаешься! Ты решил нас разыграть? Ты все это выдумал?
— Ага, — кивнул Витя. — Я пошутил. Меня по русскому и не спрашивали! С первым апреля!
— Ну и шуточки! — рассердилась мама. — Я из-за тебя чуть чайник не разбила!
Витя допил чай и вышел из-за стола. "Слава Богу, — подумал он, — что папа ничего не спросил про математику! Ведь двойку я как раз по математике получил!"
К. Леонидов
Удивительные люди
В третьем "в" вошло в привычку —
Очень странная она:
Отзываются на кличку —
Позабыли имена!
Скажешь Рябчикову: "Витя!" —
Он решит: других зовут...
Ну, а — "Рябчик" — позовите —
Витя сразу тут как тут.
Помидоровой Татьяне
Скажешь: "Таня!" — тишина...
"Помидора!" — сразу станет
Вся внимание она.
Коля — Бантик,
Катя — Чудик,
Лена Струнова — Струна...
Удивительные люди:
Позабыли имена!
В. Торопыгин
__________________________Лексическая тема Школа. Художественная литература.
Первый урок
Я на уроке в первый раз.
Теперь я ученица.
Вошла учительница в класс,
- Вставать или садиться?
Как надо парту открывать,
Не знала я сначала,
И я не знала, как вставать,
Чтоб парта не стучала.
Мне говорят - иди к доске, -
Я руку поднимаю.
А как перо держать в руке,
Совсем не понимаю.
Как много школьников у нас!
У нас четыре Аси,
Четыре Васи, пять Марусь
И два Петровых в классе.
Я на уроке в первый раз,
Теперь я ученица.
На парте правильно сижу,
Хотя мне не сидится.
Валентин Берестов
С прогулки
Домой я с лыжной шел прогулки.
По просьбе мамы, по пути
Купил картошки, хлеба, булки,
Пришел домой часам к пяти.
Потом поужинал. Устало
Собрал портфель, залез под душ.
Теперь — скорей под одеяло!
Не спится что-то... Что за чушь?
Какая-то мешает мелочь...
Что недоделал? Не понять.
Ах, вспомнил, что забыл я сделать —
Забыл я лыжи... лыжи снять!
Игорь Шевчук
Непослушные ноги
Я шел к столу, чтоб сесть за стол
И выполнить уроки,
Но я два метра не дошел,
Как повернули ноги!
Иду к столу, чтоб сесть за стол
__________________________Лексическая тема Школа. Художественная литература.
И выполнить уроки,
Но я полметра не дошел,
Как повернули ноги!
Опять иду, чтоб сесть за стол,
И вновь свернули ноги:
Когда б я до стола дошел,
То сделал бы уроки!
Марина Тахистова
Перед контрольной
Сказал я Наташе: "Послушай, Петрова,
Сегодня ты выглядишь классно и клево!
Потрясная челка и хвостик прикольный!
Не дашь ли задачку списать на контрольной?"
Наташа рукой у виска повертела,
Но все же сказала: "А мне что за дело?
Пожалуйста, списывай — я не заплачу!"
И сунула мне на контрольной задачу.
...Полезно бывает в какой-то момент
Девчонке изящный сказать комплимент!
К. Леонидов
Новенькая
Это кто ж она такая?
Это что же за краса?
Золотая, завитая,
Теплым солнцем залитая,
На спине ее коса.
Вот уже почти что час
Класс разглядывает нас.
Мы на первой парте рядом.
Я сижу, как сноп огня.
Нестерпимо синим взглядом
Так и смотрит на меня.
Нет, не смотрит, чуть косит.
Только я по горло сыт.
Я взмолился: отсадите!
Хватит, кончено, пора!
Сесть готов я даже к Вите,
Хоть подрался с ним вчера.
Отсадите, говорю,
А не то совсем сгорю!
__________________________Лексическая тема Школа. Художественная литература.
Но и дома — нет покоя,
Вспомню — снова жарко мне.
Небо синее такое,
А еще, еще в окне —
Ветка ивы золотая,
Как косичка завитая.
Николай Рачков
Зачет по физкультуре
Был зачет по физкультуре.
Тройки — только мне и Юре,
Всем — четыре или пять.
Даже стыдно вспоминать,
Как на брусьях мы болтались
И бессмысленно смеялись.
А Алферова Наташа,
И краса и гордость наша,
Та на брусьях так вертелась —
На нее глядеть хотелось!
Ей решил в любви признаться
Прямо здесь — а что стесняться?
Людмила Фадеева
__________________________Лексическая тема Школа. Конспекты занятий
Конспект занятия по развитию речи, по теме «ШКОЛА»
Программные задачи
1.Уточнить знания по лексической теме.
2.Закрепить умения отвечать полным предложением.
3.Воспитывать активность, усидчивость.
Оборудование: картинки школьных принадлежностей, школы, дороги, ученика ,колокольчик, школьные принадлежности, мешочек, лист картона, ножницы, картинки и игрушки к составлению задач.
Орг. момент:
Дети, сегодня я вас приглашаю в школу, здесь будут настоящие уроки, парты, а вы будете настоящими учениками.
Ход занятия:
1. Приготовьтесь к первому заданию. К своему учителю подойдет тот ученик, кто ответит на вопрос:
Д\упражнение «Каким может быть этот предмет?»
Какой может быть карандаш?
Дети: карандаш может быть острым, поломанным, синим, желтым, обгрызанным, старым…
Тетрадь…., книга…, парта…
Молодцы, хорошо справились с первым заданием.
2. Звенит звонок на урок. Педагог приглашает детей в класс на урок.
1 урок. Математика.
1. Реши задачу.
2. Составь свою задачу.
3. Нарисуй на ветке листов на 1 больше, чем бабочек.
Звонок на перемену
Д\игра «Будь внимательным»
Дети под музыку бегают по группе, по сигналу они должны подобрать цыфру к обручу с таким же количеством предметов.
2 урок. Родная речь.
1. Составь предложение (картинки предметов)
Мел, ученик, доска. Дорога, ученик, школа….
2. Чья это вещь?
( Это пенал Пети. Чей это пенал? Это Петин пенал.)
По аналогии: Это стол учителя. Это карандаш Юли….
3. Скажи, какой?
Фломастер из пластмассы, какой? Пластмассовый.
Линейка из дерева какая? Деревянная…
3. Звонок на перемену
Д\игра «Волшебный мешочек» (школьные принадлежности)
3 урок. Труд.
Детям предлагается вырезать из блестящего картона цыфру 5.
Итог занятия.
__________________________Лексическая тема Школа. Конспекты занятий
Конспект занятия по развитию речи. Лексическая тема.«Школа»
Цели:уточнить знания детей о школе, закрепить названия и назначение учебных принадлежностей; образовывать существительные множественного числа, существительные с уменьшительно-ласкательными суффиксами; упражняться в составлении сложноподчиненных предложений и рассказа по картине; развивать словарь по данной теме.
Оборудование:демонстрационный материал — предметные картинки: портфель, ластик, карандаш, учебник, тетрадь, линейка; картина «Класс», мяч.
Ход занятия
1. Организационный момент
Логопед на фланелеграфе располагает картинки: парта, книга, тетрадь, ластик, пенал, мел и т.д. вверху, внизу, справа, слева, посередине. Дети запоминают, а логопед меняет их местами. Затем дети воссоздают первоначальный вариант, сопровождая высказываниями: Вверху была книга, и т.д.
2. Беседа о школе
Как вы думаете, о чем мы будем сегодня говорить? (О школе.)— Зачем дети ходят в школу?
В какое время года дети начинают учиться?
— Как называют детей, которые ходят в школу? (Ученики, ученицы, школьники, учащиеся.)
— Подберите к слову «учить» одинаково звучащие слова.
3. Игра «Собери портфель»
Логопед загадывает загадки, а дети отгадывают и кладут в портфель предметы.
Новый дом несу в руке,
Дверцы дома на замке.
Тут жильцы бумажные,
Все ужасно важные. (Портфель.)
В черном поле заяц белый Прыгал, бегал, петли делал. След за ним был тоже бел. Кто же этот заяц? (Ластик.) Кто альбом раскрасит наш? Ну, конечно, ... (Карандаш.) Языка нет, а рассказывает. (Книга.)
— Как называются книги, по которым учатся дети? (Учебники.)
То я в клетку, то в линейку, — Написать по ним сумей-ка, Можешь и нарисовать. Называюсь я ... (Тетрадь.)
Я люблю прямоту, Я сама прямая. Сделать новую черту Вам я помогаю. И прямую без меня Начертить сумей-ка. Угадайте-ка, друзья, Кто же я? (Линейка.)
тическая игра «Для чего нужен предмет»
Это ручка — она нужна для того, чтобы писать, и т.д.
__________________________Лексическая тема Школа. Конспекты занятий
Дидактическая игра «Назови несколько» (по картинкам).
Ручка — ручки, учебник — ... , портфель — ... , карандаш — ..., пенал — ... , рюкзак — ... , фломастер — ... , тетрадь — ... , линейка — ... , альбом — ... .
Дидактическая игра «Скажи ласково».
Карандаш — карандашик и т.д.
(Пенал, линейка, учебник, рюкзак, тетрадь, портфель, альбом.)
5. Физкультминутка (с мячом)
Логопед показывает предмет, дети называют, каким он может быть, перекидывая мяч.
Карандаш — длинный, короткий, толстый, тонкий, деревянный, заточенный и т.д.
(Линейка, пенал, тетрадь и т.д.)
6. Обсуждение картины «Класс» (Вопросы по картинке, затем дети составляют рассказы.)
Логопед знакомит детей с поговорками и пословицами.
Кто хочет много знать, тому мало надо спать.
Учи других — и сам поймешь.
Не выучит школа, выучит охота.
Кто много знает, с того много и спрашивают.
7. Итог занятия
__________________________Лексическая тема Школа. Дидактические игры
I. Уточнить знания детей о школе. Закрепить название и назначение учебных принадлежностей. Развивать словарь по данной теме.
II. Грамматический строй речи и словообразование.
1. Образование существительных множественного числа родительного падежа.
Например: книга — книги — книг.
2. Образование существительных с уменьшительно-ласкательными суффиксами.
Например: тетрадь — тетрадочка.
3. Образование прилагательных от существительных. Например: Пенал из пластмассы. Пенал какой? — Пластмассовый.
4. Согласование числительных с существительными. Дидактическая игра «Сосчитай».
5. Подбор слов-антонимов.
Например: тупой — острый, длинный — ... , толстый — ... , умный — ... , высокий — ... , веселый — ... и т.д.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Дидактический материал по лексической теме "Дикие животные" в детском саду
Дидактический материал по лексической теме "Дикие животные" в детском саду...
Дидактический материал по лексической теме "Животные Африки" в детском саду
Дидактический материал по лексической теме "Животные Африки" в детском саду...
Дидактический материал по лексической теме "Животные Севера" в детском саду
Дидактический материал по лексической теме "Животные Севера" в детском саду...
Дидактический материал по лексической теме "Зима" в детском саду
Дидактический материал по лексической теме "Зима" в детском саду...
Дидактический материал по лексической теме "Посуда" в детском саду
Дидактический материал по лексической теме "Посуда" в детском саду...
Дидактический материал по лексической теме "Овощи" в детском саду
Дидактический материал по лексической теме "Овощи" в детском саду...
«Мы играем на верандах» Дидактический материал для младших групп детского сада.
Ценность музыкально-дидактических пособий и игр состоит в том, что они воздействуют на ребенка комплексно, вызывают зрительную, слуховую и двигательную активность, тем самым расширяя музыкальное воспр...