Конспект НОД "Москва - столица России"
план-конспект занятия по окружающему миру
Конспект НОД "Москва - столица России". Цель: дать представление о столице нашей Родины - Москве, как о сердце России; познакомить с достопримечательностями Москвы.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Конспект НОД "Москва - столица России" | 19.98 КБ |
Предварительный просмотр:
Непосредственная образовательная деятельность по теме:
«МОСКВА - СТОЛИЦА РОССИИ»
Образовательная область «Познавательное развитие»
(формирование целостной картины мира)
Цель: дать представление о столице нашей Родины - Москве, как о сердце России; познакомить детей с достопримечательностями Москвы, с ее гербом, как символом защиты, победы добра над злом, c гербом России; развивать устную речь, активизировать словарь; учить детей высказывать свою точку зрения, развивать связную речь; воспитывать чувство патриотизма; расширять детский кругозор.
Виды детской деятельности: социально-коммуникативное, художественно-эстетическое, речевое развитие.
Материалы и оборудование: иллюстрации достопримечательностей Москвы; запись колокольного звона, аудиозапись гимна Москвы в исп. Олега Газманова; презентация «Россия – ты судьба моя!», черно-белые иллюстрации «Москва» для раскрашивания, цветные карандаши.
- Вводное слово воспитателя.
Города - удивительное творение рук, ума, таланта человека. Поэт В. Маяковский так написал: «Начинается земля, как известно, от Кремля». Как вы понимаете смысл этих слов? Давайте совершим увлекательное путешествие по столице нашей Родины - Москве. Послушайте стихотворение:
Москва, Москва! люблю тебя как сын,
Как русский, - сильно, пламенно и нежно!
Люблю священный блеск твоих седин
И этот Кремль зубчатый, безмятежный.
Напрасно думал чуждый властелин
С тобой, столетним русским великаном,
Померяться главою и обманом
Тебя низвергнуть. Тщетно поражал
Тебя пришелец: ты вздрогнул - он упал!
Вселенная замолкла... Величавый,
Один ты жив, наследник нашей славы. М. Лермонтов
- Беседа на тему «Москва - столица России».
Сегодня мы отправимся в город, о котором говорят так: «Москва - белокаменная, златоглавая, красно-звонная, хлебосольная да приветливая». Давайте пройдем по самому центру Москвы, по Кремлю и Красной площади.
Москва по-особенному разговаривает с горожанами и своими гостями. (Педагог включает запись колокольного звона, боя часов на Спасской башне, хода часов.) На что похож голос города? (На биение большого сердца.) Вот теперь мы сможем ответить, что значат слова о Москве. Почему Москву назвали белокаменной, златоглавой, красно-звонной, хлебосольной.
Москва - столица России. Кто знает, что значит слово «столица»? (Столица - главный город страны.) Как вы думаете, справедливо ли то, что какой-то один из городов называют главным? Все города хороши, но как в семье бывает кто-то, кого больше всех слушаются, так и в стране должен быть город, в котором принимаются важные для всей страны решения. Иначе была бы неразбериха. Но на главном городе и самая большая ответственность, от него ждут помощи и защиты.
Физминутка. Давайте представим, что мы идем по улицам Москвы. (Песня О. Газманова «Москва звенят колокола).
Ребята, Москва – город очень древний, старый. Было время, когда на этом месте, где сейчас Москва, стоял дремучий лес. Сейчас я расскажу вам, как возник этот город. Это было много-много лет назад. В городе Киеве жил-был князь Юрий по прозвищу Долгорукий. Однажды позвал он к себе мудрого старца и говорит: «Старею я, а перед смертью хочу навестить родные места». Собрал князь дружину и отправился в путь. Долго ехал князь со своею дружиною. И вот заехал в такие места, где густые леса чередовались с полянами, а по берегам реки раскинулись луга. В лесах много зверья и птицы, в реке множество рыбы. Места холмистые, овраги глубокие. Залюбовался князь Юрий этой дивной красотой и подумал, что если построить здесь город, то врагам будет трудно преодолеть холмы, овраги, реки, а для жителей здесь есть все необходимое.
Только подумал так Юрий и вдруг…видит между деревьями, над лесной поляной облако стало превращаться в какого-то неведомого зверя. Во многих походах бывала дружина, много диковин видывала, а такого зверя не видела: три головы, шерсть длинная, разноцветная. Не растерялся князь Юрий, поднял копье, замахнулся на зверя и, …чудо произошло – зверь начал таять и превратился в туман.
Когда все пришли в себя, спросил у мудреца князь, что всё это значит. Задумался старец и молвил:
- Явление этого чудесного зверя есть знак того, что быть на этом месте великолепному городу. Зверь был огромен, значит и город будет велик. У него было много голов, значит, и город будет главенствовать. Шерсть у зверя разноцветная, значит, город будет очень красивым.
- А как же назвать этот город? – спросил Юрий.
- А назови его по имени вот этой реки – Москва.
И приказал князь построить на этом месте город и имя ему дал – Москва. Предсказания старца сбылись. Сейчас Москва – огромный город, главный город России, а постройки и здания в Москве не только бело- и красно-каменные, а разноцветные и очень нарядные. А Юрию Долгорукому поставили памятник в Москве. Москвичи чтут его за то, что именно он приказал построить этот город. (Рассматривание иллюстрации памятника).
- Что на голове у князя?
- Чем защищено тело? Кольчуга
- А в левой руке у князя щит. Что такое щит? Для чего он нужен?
3. Словесно-дидактическая игра «Выбери слово» (подбор родственных слов)
Я буду называть слова, а вы, если услышите слова-родственники слова «щит», хлопайте в ладоши: Щит - защищать - щека - защитник - воин - солдат - защита - защелка.
4. Рассматривание герба Москвы. (Воспитатель вывешивает на доску изображение герба Москвы).
- На щите у Юрия Долгорукого изображен герб Москвы. Какого цвета щит? На какие качества характера указывает красный цвет? (мужество, бесстрашие, отвага, храбрость).
- А кто изображен на гербе? Всадник, пронизывающий копьем змея
- А что это за всадник и что он делает, я вам сейчас расскажу.
В некотором царстве, в некотором государстве случилось великое несчастье. Напал на него лютый змей – дракон. Поселился он в темной пещере недалеко от моря. Огнем жёг землю, разрушал дома. Взмолились жители того царств – государства. Змей же требовал, чтобы каждый день кормили его свежим мясом. Но чудовище было прожорливым, и вскоре не осталось ни у кого, ни коров, ни овец, ни кур, ни коз – всё съел змей. Тогда велел змей каждый день приводить ему на съедение человека. Бросили жребий, и выпало идти царской дочери. Привели её на морской берег и оставили там. А в это время проезжал мимо Георгий на своем белом коне. Не мог он оставить царевну в беде, сразился со змеем, поразил его своим копьем. За эту победу и назвали Георгия Победоносцем.
(Рассматривание иллюстрации Георгия Победоносца)
- Рефлексия.
- Посмотрите еще раз, краски какого цвета в гербе главные. (Белый, красный, синий, золотой.) Что они могут значить?
- Золотой - цвет хлеба, золото куполов;
- синий - цвет мирного неба;
- красный - цвет победы, силы;
- белый - цвет чистоты, добра.
А все вместе напоминает хлеб-соль на красной скатерти - знак уважения к гостям, открытой, щедрой души города. Москва - столица России. В каждой стране есть главный город, столица. Теперь мы знаем, чем интересна Москва, чем она примечательна.
(Раскрашивание иллюстраций с достопримечательностями Москвы)
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект НОД по ознакомлению с окружающим миром "Москва - столица России"
закрепить знания о главном городе России, познакомить с ее гербом и гимном; воспитывать чувство любви и гордости за столицу....
Конспект занятия по Окружающему миру "Москва - столица России"
Москва — столица России. Цель: создать у детей образ Москвы – столицы, главного города России, путем интеграции познавательной деятельности, речевого развития и рисования. Задачи: - закрепить понятие ...
Конспект занятия "Москва-столица России. Мой город-моя малая Родина"
Конспект занятия "Москва-столица России. Мой город-моя малая Родина" для детей старшего дошкольного возраста.Цель: Развивать устную речь; представить детям образ сердца России-Москвы, ...
Конспект занятия. Речевое развитие. «Москва-Столица России. Красная площадь Москвы»
Расширять и обогащать знания детей о Столице России городе Москве и достопримечательностях Красной площади....
Конспект занятия по теме "Столица России - Москва" с использованием ИКТ (презентация по теме)
Конспект познавательной беседы на тему "Столица России - Москва" с использованием ИКТ (для детей 6-7 лет)...
конспект в старшей группе "Знакомство столицей России-Москва"
Расширить представление детей о достопримечательностях города.Узнавать по иллюстрациям....
Конспект непосредственной образовательной деятельности по образовательной области «познавательное развитие» в старшей группе Тема: «Москва – столица России».
Программное содержание: расширить представление о столице нашей Родины -Москве, познакомить с её достопримечательностями; учить рассказывать о Москве, вызвать интерес к самому прекрасному городу нашей...