Экологический проект в старшей группе "Будь природе другом"
проект по окружающему миру (старшая группа)
Бережное отношение к природе, осознание важности ее охраны и восстановления, формирование экологически целесообразного поведения в природе необходимо воспитывать с ранних лет. Именно с дошкольного возраста закладывается позитивное отношение к природе. Самая актуальная проблема нашего времени – проблема взаимодействия человека с природой. Этот чрезвычайно важный аспект экологии не может остаться в стороне от участия педагогов. Дошкольное детство – начальный этап формирования личности ребенка, его экологической культуры и экологического сознания.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
proekt_po_ekologii.docx | 108.88 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад №42»
Экологический проект
в старшей группе
«Будь природе другом»
Выполнила:
Новикова С.М.
Саранск
2022
Проект по экологическому воспитанию
в старшей группе.
Тема проекта: «Будь природе другом»
Автор проекта: воспитатель МАДОУ «Детский сад №42» Новикова С.М.
Участники проекта: воспитанники группы №4, педагоги, родители
База исследования проекта : МАДОУ «Детский сад №42
Сроки реализации проекта: краткосрочный, одна неделя
Вид проекта: Информационно – творческий
Тип проекта : ознакомительно-ориентировочный
Актуальность
Бережное отношение к природе, осознание важности ее охраны и восстановления, формирование экологически целесообразного поведения в природе необходимо воспитывать с ранних лет. Именно с дошкольного возраста закладывается позитивное отношение к природе. Самая актуальная проблема нашего времени – проблема взаимодействия человека с природой. Этот чрезвычайно важный аспект экологии не может остаться в стороне от участия педагогов. Дошкольное детство – начальный этап формирования личности ребенка, его экологической культуры и экологического сознания.
Новизна проекта
Представленный проект отражает творческие подходы к решению данной проблемы, представляет целенаправленную спланированную работу всего коллектива образовательного учреждения.
Гипотеза проекта
Если в детском саду будут обеспечены благоприятные условия для воспитания гуманного отношения к природе с учетом возрастных особенностей дошкольников, к которым относятся впечатлительность и эмоциональная отзывчивость, через сострадание, сопереживание, которые помогают ребенку почувствовать чужую боль как свою собственную, то будут достигнуты высокие результаты в социально – нравственном развитии детей.
Цель проекта
ознакомление с разнообразием живой природы и формирование осознанно – правильного отношения к представителям растительного и животного мира.
Задачи проекта
Образовательные: закрепить и расширить знания детей об охране природы края; познакомить с разнообразием животного и растительного мира его малой родины, показать неповторимость, величие, силу и красоту природы;
Развивающие: способствовать развитию понимания ребёнком неразделимого единства человека и природы, понимание общечеловеческой ценности природы; развивать сплоченность коллектива, логическое мышление, смекалку, в процессе игровой деятельности;
Воспитательные: воспитывать чувства привязанности и любви к окружающему миру, воспитывать навыки экологически безопасного поведения в природе
Интеграция образовательных областей
ОО «Познавательное развитие»
– знакомство с разнообразием животного и растительного мира его малой родины
ОО «Социально-коммуникативное развитие»
– дать представление детям об окружающей среде, взаимодействии и влияние человека на окружающую нас природу
ОО «Речевое развитие»
– обогащение активного словаря; развитие связной, грамматически правильной диалогической и монологической речи; развитие речевого творчества.
ОО «Художественно – эстетическое развитие»
– Организация мероприятий по экологии
ОО «Физическое развитие»
– Отработка движений посредством разнообразных форм двигательной деятельности, развитие активности
Предварительная работа
Подбор методической и художественной литературы,
изготовление наглядного материала, презентации по темам «Чистая водичка», «Берегите природу», изготовление настольно-печатных и дидактических игр, пополнения экологического уголка ;
Методы и приемы реализации проекта
-метод обследования, наглядности;
-словесный (объяснение, беседа, рассказ, чтение худ. литературы, стихотворений);
- практический (самостоятельная деятельность при выполнении работы);
-мотивационный (убеждение, поощрение)
-экологические беседы;
-практический (рассматривание);
-игровой (сюжетно-ролевые игры, дидактические игры) метод обучения.
Проект построен на основе методических принципов:
-учет возрастных особенностей детей;
-доступность материала;
-постепенность его усложнения.
Ресурсное обеспечение проекта: ресурсы интернета (картинки, презентации, информация), компьютер, телевизор, литература, настольные и дидактические игры.
Ожидаемые результаты проекта
1. Вырастить отзывчивых, добрых, милосердных детей, экологически грамотных, воспитывать гуманное отношение ко всему живому.
2. Включение родителей в процесс экологического воспитания дошкольников.
3. Повышение экологической культуры всех участников проекта.
4. Пополнить знания об охране природы родного края
Поэтапный план реализации проекта:
Этапы реализации проекта
Этап I Организационный
Изучение методической, научно-популярной, художественной литературы.
Дидактическое и методическое оснащение проекта.
Групповая консультация для родителей о целях и задачах проекта; анкетирование родителей.
Этап II практический.
Мероприятия по реализации проекта с детьми.
Привлечение родителей к работе по реализации проекта.
Мероприятия с родителями.
Этап III Обобщающий
- соотнесение результатов с поставленными целями, задачами;
- обобщение и распространение опыта работы на педагогических сайтах;
Рекомендации родителям.
Дни недели | Виды деятельности в течении дня | Задачи |
День 1 | «Будь природе другом!» | |
Беседа «Зачем нужно беречь природу?» | Подвести детей к пониманию того, что в природе все взаимосвязано; формировать эмоционально-положительное отношение к окружающему миру, понимать зависимость его состояния от действий человека; воспитывать любовь к природе. | |
Чтение х/л: Б. Заходер «Про все на свете» | Активизировать и дополнить знания о лесе, его обитателях; формировать умение пересказывать содержание сказки с опорой на вопросы, иллюстрации; поддерживать интерес к чтению, познавательный интерес. | |
Прослушивание музыки: П. И. Чайковский «Времена года». | Обогащать знания детей о музыке и классических произведениях, обучать «слышать прекрасное» в музыке. | |
Д/и «Хорошо - плохо», «Дары природы». | Формировать представления о пользе и значимости природных явлениях в жизни человека, о значимости вклада человека в природу нашей планеты. | |
День 2 | «Вода – источник жизни» | |
Беседа «Что мы знаем о воде?» | Познакомить детей со свойствами воды (цвет, вкус, запах, текучесть); уточнить значение воды для всего живого; активизировать словарь детей по теме (прозрачная, безцветная, безвкусная, жидкость); развивать любознательность, мышление, речь детей; воспитывать бережное отношение к воде. | |
Работа в детской лаборатории: экспериментирование «Волшебница-вода». | Уточнить представления детей о свойствах воды; познакомить с таким свойством, как способность растворять различные вещества; учить опытным путем выявлять растворимые и нерастворимые вещества; формировать умение выдвигать предположение, проверять его, делать вывод. | |
Беседа «Правила поведения на воде»; рассматривание иллюстраций. | Ситуативный разговор о правилах поведения на природе, во время отдыха; закрепить знание правил безопасного поведения около водоемов в разное время года. | |
П/и «Море волнуется раз», «Солнышко и дождик». | Учить детей находить выразительный образ, реагировать на сигнал; развивать фантазию, воображение; воспитывать выдержку. | |
День 3 | «Царство животных» | |
Беседа «Царство животных»; рассматривание фотоальбома «Животные нашего края». | Подвести детей к пониманию, что в природе есть удивительный мир животных; учить различать и называть диких и домашних животных; познакомить с животными, обитающими в Курской области; воспитывать бережное отношение к братьям нашим меньшим, познавательный интерес. | |
Чтение х/л: Д. Мамин-Сибиряк «Лесная сказка». | Систематизировать и дополнить знания детей о лесе, его обитателях; формировать умение пересказывать содержание сказки с опорой на вопросы, иллюстрации; поддерживать интерес к чтению. | |
Загадки, пословицы и поговорки о животных. | Учить узнавать животных по описанию характерных для них признаков; активизировать словарный запас детей, учить аргументировать свой ответ. | |
Д/и «Чей детеныш?» | Закрепить знания о животных и их детенышах, расширять представления о животном мире; учить различать диких и домашних животных; активизировать в речи детей названия детенышей животных. | |
Образные упражнения «Угадай, кого покажу». | Учить детей передавать характерные движения животных, их повадки; развивать фантазию детей, артистические способности; способствовать созданию позитивного настроя детей. | |
День 4 | «Путешествие в лес» | |
Беседы «Что мы знаем о лесе?», «Правила поведения в лесу». | Дать детям представления о лесе, как об экосистеме; подвести к пониманию того, что в природе все взаимосвязано; закрепить знания детей о правилах поведения в лесу; учить детей рассуждать, обосновывать свое мнение; воспитывать бережное отношение к природе. | |
Чтение х/л: Т. Шорыгин «Прогулка в лес», К. Ушинский «Спор деревьев», И. Бродская «Упавшие листья». | Обогащать словарный запас детей; формировать знание правил поведения в лесу; активизировать в речи названия лесных деревьев; развивать слуховое восприятие, внимание; воспитывать бережное отношение к природе, интерес к художественной литературе. | |
Д/и «С какого дерева листок?», «Назови плод», «Отгадай растение». | Обогащать знания детей о растениях, местах их произрастания; учить различать растения, находить сходства и различия. | |
Рассматривание атласа «Царство растений»; образовательная ситуация «Почему в лесу нельзя ничего пробовать?». | Пополнять знания детей о растениях; дать понятие «лекарственные растения» и «ядовитые растения»; формировать навыки безопасного поведения в природе. | |
Трудовая деятельность: уборка опавшей листвы. | Уточнить у детей значение данной трудовой операции; учить правильно пользоваться детскими граблями, метелками; развивать соответствующие трудовые навыки и умения; воспитывать трудолюбие, желание помогать. | |
День 5 | «Знатоки природы» | |
Прослушивание звуков природы; д/и «Угадай, что за звук?». | Учить находить различие между звуками произносимыми животными, птицами, называть природные явления; развивать внимание, слуховое восприятие; прививать любовь к прослушиванию звуков природы. | |
КВН «Знатоки природы». | Формировать положительное отношение к природе; обобщить знания детей о природных сообществах; продолжать формировать связную речь, учить связно, лаконично отвечать на поставленные вопросы; воспитывать чувство товарищества, уважение к партнерам и соперникам по игре; воспитывать бережное отношение к природе. | |
Наблюдение на прогулке «Птицы на участке детского сада», кормление птиц. | Продолжать учить различать и называть зимующих птиц; уточнить у детей, зачем нужно кормить птиц в холодное время года; учить быть внимательными ко всему, что нас окружает; воспитывать бережное отношение к братьям нашим меньшим. | |
Чтение х/л: Л. Есенина «Богатства Земли»; загадывание загадок о природе. | Учить детей понимать образные выражения, сравнения, слышать мелодику поэтического ритма; поддерживать интерес к художественной литературе. |
Вывод
Для определения результативности будет проведен диагностический мониторинг, который позволил сделать вывод об успешности реализации проекта.
Сформировать интерес к окружающей природе, мире растений и животных.
Сформировать навыки экологически грамотного и безопасного поведения в природе и желание заботится о ней.
Воспитатели являются первыми людьми, уделяющими особое внимание природе, признакам природы, прогулкам, посадкам растений, рассматриванию и обсуждению природных явлений. Так же воспитатели и др. сотрудники детского сада закрепляют полученные знания с помощью заучивания стихов, прослушивания и обсуждения рассказов о природе нашего края, исследовательско-экспериментальных опытов и посильного труда.
Предложенный проект является попыткой сплотить детей родителей и воспитателей, научить детей бережно относиться к природе.
Использованная литература:
1.Бобылева Л., Дупленко О. О программе экологического воспитания старших дошкольников // Дошкольное воспитание. - 2005. - N 7. - с. 36-42.
2. Виноградова Н. Ф. «Умственное воспитание детей в процессе ознакомления с природой»// Москва, «Просвещение», 2001.
3. Васильева А.И. Учите детей наблюдать природу. - М.: Просвещение, 1972. - 126 с.
4. Дыбина О. В. «Ребенок и окружающий мир. Программа и методические рекомендации» // Москва: Мозаика – Синтез, 2006.
5.Дрязунова В. А. Дидактические игры для ознакомления дошкольников с растениями: Пособие для воспитателя дет. Сада. - М. : Просвещение, 1981.- 80 с., ил. Веракса Н.Е., Веракса А.Н. Проектная деятельность дошкольников.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Экологический проект в старшей группе «Будь природе другом!»
Цель проекта: ознакомление с разнообразием живой природы и формирование осознанно – правильного отношения к представителям растительного и животного мира....
Проект по экологическому воспитанию на тему: «Будь природе другом!»
- прививать любовь к родной природе, подводить к пониманию ее хрупкой красоты, формировать к ней бережное отношение; - воспитывать любовь к Родине, расширять кругозор, передавая знания об истории, до...
Экологический проект в старшей группе «Будь природе другом!»
ознакомление с разнообразием живой природы и формирование осознанно – правильного отношения к представителям растительного и животного мира....
Экологический проект в старшей группе «Будь природе другом!»
Экологический проект в старшей группе «Будь природе другом!»...
Экологический проект в старшей группе «Будь природе другом!»
Экологический проект в старшей группе «Будь природе другом!»...
Экологический проект в старшей группе «Будь природе другом!»
Паспорт проекта Тема проекта: «Будь природе другом!» Вид проекта: информационно-творческийУчастники: дети 5-6 летСрок реализации проекта: 12 месяцевПроблема: зачем необход...
Экологический проект на тему: «Будь природе другом»
Экологический проектна тему: «Будь природе другом»...