Экологический проект в старшей группе "Будь природе другом"
проект по окружающему миру (старшая группа)

Бережное отношение к природе, осознание важности ее охраны и восстановления, формирование экологически целесообразного поведения в природе необходимо воспитывать с ранних лет. Именно с дошкольного возраста закладывается позитивное отношение к природе. Самая актуальная проблема нашего времени – проблема взаимодействия человека с природой. Этот чрезвычайно важный аспект экологии не может остаться в стороне от участия педагогов. Дошкольное детство – начальный этап формирования личности ребенка, его экологической культуры и экологического сознания. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл proekt_po_ekologii.docx108.88 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение

 «Детский сад №42»

                                                                                                           

Экологический проект

 в старшей группе

«Будь природе другом»

                                     

                                                                                                             

                                                                                                                Выполнила:

Новикова С.М.

Саранск

2022

Проект по экологическому воспитанию

в старшей группе.

Тема проекта: «Будь природе другом»

Автор проекта: воспитатель МАДОУ «Детский сад №42» Новикова С.М.

Участники проекта: воспитанники группы №4, педагоги, родители

База исследования проекта : МАДОУ «Детский сад №42

Сроки реализации проекта:  краткосрочный, одна неделя

Вид проекта: Информационно – творческий

Тип проекта ознакомительно-ориентировочный

Актуальность

Бережное отношение к природе, осознание важности ее охраны и восстановления, формирование экологически целесообразного поведения в природе необходимо воспитывать с ранних лет. Именно с дошкольного возраста закладывается позитивное отношение к природе. Самая актуальная проблема нашего времени – проблема взаимодействия человека с природой. Этот чрезвычайно важный аспект экологии не может остаться в стороне от участия педагогов. Дошкольное детство – начальный этап формирования личности ребенка, его экологической культуры и экологического сознания. 

Новизна проекта 

Представленный проект отражает творческие подходы к решению данной проблемы, представляет целенаправленную спланированную работу всего коллектива образовательного учреждения.

Гипотеза проекта

Если в детском саду будут обеспечены благоприятные условия для воспитания гуманного отношения к природе с учетом возрастных особенностей дошкольников, к которым относятся впечатлительность и эмоциональная отзывчивость, через сострадание, сопереживание, которые помогают ребенку почувствовать чужую боль как свою собственную, то будут достигнуты высокие результаты в социально – нравственном развитии детей.

Цель проекта

 ознакомление с разнообразием живой природы и формирование осознанно – правильного отношения к представителям растительного и животного мира.

Задачи проекта

 Образовательные: закрепить и расширить знания детей об охране природы края; познакомить с разнообразием животного и растительного мира его малой родины, показать неповторимость, величие, силу и красоту природы;

Развивающие: способствовать развитию понимания ребёнком неразделимого единства человека и природы, понимание общечеловеческой ценности природы; развивать сплоченность коллектива, логическое мышление, смекалку, в процессе игровой деятельности;

 Воспитательные: воспитывать чувства привязанности и любви к окружающему миру, воспитывать навыки экологически безопасного поведения в природе

Интеграция образовательных областей

ОО «Познавательное развитие»

 – знакомство с разнообразием животного и растительного мира его малой родины

ОО «Социально-коммуникативное развитие»

– дать представление детям об окружающей среде, взаимодействии и влияние человека на окружающую нас природу

ОО «Речевое развитие»

 – обогащение активного словаря; развитие связной, грамматически правильной диалогической и монологической речи; развитие речевого творчества.

ОО «Художественно – эстетическое развитие»

Организация мероприятий по экологии

ОО «Физическое развитие» 

Отработка движений посредством разнообразных форм двигательной деятельности, развитие активности

Предварительная работа

Подбор методической и художественной литературы,

изготовление наглядного материала, презентации по темам «Чистая водичка», «Берегите природу», изготовление настольно-печатных и дидактических игр, пополнения экологического уголка ;

Методы и приемы реализации проекта

-метод обследования, наглядности;

-словесный (объяснение, беседа, рассказ, чтение худ. литературы, стихотворений);

- практический (самостоятельная деятельность при выполнении работы);

-мотивационный (убеждение, поощрение)

-экологические беседы;

-практический (рассматривание);

-игровой (сюжетно-ролевые игры, дидактические игры) метод обучения.

Проект построен на основе методических принципов:

-учет возрастных особенностей детей;

-доступность материала;

-постепенность его усложнения.

Ресурсное обеспечение проекта: ресурсы интернета (картинки, презентации, информация), компьютер, телевизор, литература, настольные и дидактические игры.

Ожидаемые результаты проекта

1. Вырастить отзывчивых, добрых, милосердных детей, экологически грамотных, воспитывать гуманное отношение ко всему живому.

2. Включение родителей в процесс экологического воспитания дошкольников.

3. Повышение экологической культуры всех участников проекта.

4. Пополнить знания об охране природы родного края

Поэтапный план реализации проекта:

Этапы реализации проекта

Этап I Организационный

Изучение методической, научно-популярной, художественной литературы.

Дидактическое и методическое оснащение проекта.

Групповая консультация для родителей о целях и задачах проекта; анкетирование родителей.

Этап II практический.

Мероприятия по реализации проекта с детьми.
Привлечение родителей к работе по реализации проекта.
Мероприятия с родителями.

Этап III Обобщающий

- соотнесение результатов с поставленными целями, задачами;

- обобщение и распространение опыта работы на педагогических сайтах;

Рекомендации родителям.

Дни недели

Виды деятельности в течении дня

Задачи

День 1

«Будь природе другом!»

Беседа «Зачем нужно беречь природу?»

Подвести детей к пониманию того, что в природе все

взаимосвязано; формировать эмоционально-положительное

 отношение к окружающему миру, понимать

зависимость  его состояния от действий человека;

 воспитывать любовь к природе.

Чтение х/л: Б. Заходер «Про все на свете»

Активизировать и дополнить знания о лесе, его

обитателях; формировать умение пересказывать

содержание сказки с опорой на вопросы,

иллюстрации; поддерживать интерес к чтению,

 познавательный интерес.

Прослушивание музыки: П. И. Чайковский «Времена года».

Обогащать знания детей о музыке и

классических произведениях, обучать

«слышать прекрасное» в музыке.

Д/и «Хорошо - плохо», «Дары природы».

Формировать представления о пользе и

значимости природных явлениях в жизни человека,

о значимости вклада человека в природу нашей планеты.

День 2

«Вода – источник жизни»

Беседа «Что мы знаем о воде?»

Познакомить детей со свойствами воды

 (цвет, вкус, запах, текучесть); уточнить

 значение воды для всего живого; активизировать

словарь детей по теме (прозрачная, безцветная, безвкусная,

жидкость); развивать любознательность, мышление,

 речь детей; воспитывать бережное отношение к воде.

Работа в детской лаборатории: экспериментирование «Волшебница-вода».

Уточнить представления детей о свойствах воды;

 познакомить с таким свойством, как способность

растворять различные вещества; учить опытным путем

 выявлять растворимые и нерастворимые вещества;

формировать умение выдвигать предположение, проверять

его, делать вывод.

Беседа «Правила поведения на воде»; рассматривание иллюстраций.

Ситуативный разговор о правилах поведения на природе,

во время отдыха; закрепить знание правил безопасного

 поведения около водоемов в разное время года.

П/и «Море волнуется раз», «Солнышко и дождик».

Учить детей находить выразительный образ, реагировать

 на сигнал; развивать фантазию, воображение; воспитывать

выдержку.

День 3

«Царство животных»

Беседа «Царство животных»; рассматривание фотоальбома «Животные нашего края».

Подвести детей к пониманию, что в природе есть

 удивительный мир животных; учить различать и

называть диких и домашних животных; познакомить с

животными, обитающими в Курской области; воспитывать

 бережное отношение к братьям нашим меньшим,

познавательный интерес.

Чтение х/л: Д. Мамин-Сибиряк «Лесная сказка».

Систематизировать и дополнить знания детей о лесе,

его обитателях; формировать умение пересказывать

содержание сказки с опорой на вопросы, иллюстрации;

 поддерживать интерес к чтению.

Загадки, пословицы и поговорки о животных.

Учить узнавать животных по описанию характерных

 для них признаков; активизировать словарный запас детей,

учить аргументировать свой ответ.

Д/и «Чей детеныш?»

Закрепить знания о животных и их детенышах,

расширять представления о животном мире; учить различать

диких и домашних животных; активизировать в речи детей

 названия детенышей животных.

Образные упражнения «Угадай, кого покажу».

Учить детей передавать характерные движения животных,

их повадки; развивать фантазию детей, артистические

способности; способствовать созданию позитивного

 настроя детей.

День 4

«Путешествие в лес»

Беседы «Что мы знаем о лесе?», «Правила поведения в лесу».

Дать детям представления о лесе, как об экосистеме;

подвести к пониманию того, что в природе все

взаимосвязано; закрепить знания детей о правилах

поведения в лесу; учить детей рассуждать, обосновывать

 свое мнение; воспитывать бережное отношение к природе.  

Чтение х/л: Т. Шорыгин «Прогулка в лес», К. Ушинский «Спор деревьев», И. Бродская «Упавшие листья».

Обогащать словарный запас детей; формировать знание

правил поведения в лесу; активизировать в речи названия

лесных деревьев; развивать слуховое восприятие,

 внимание; воспитывать бережное отношение

 к природе, интерес к художественной литературе.

Д/и «С какого дерева листок?», «Назови плод», «Отгадай растение».

Обогащать знания детей о растениях, местах

их произрастания; учить различать растения,

 находить сходства и различия.

Рассматривание атласа «Царство растений»; образовательная ситуация «Почему в лесу нельзя ничего пробовать?».

Пополнять знания детей о растениях; дать понятие

«лекарственные растения» и «ядовитые растения»;

формировать навыки безопасного поведения в природе.

Трудовая деятельность: уборка опавшей листвы.

Уточнить у детей значение данной трудовой

операции; учить правильно пользоваться детскими граблями,

 метелками; развивать соответствующие трудовые навыки

и умения; воспитывать трудолюбие, желание помогать.

День 5

«Знатоки природы»

Прослушивание звуков природы; д/и «Угадай, что за звук?».

Учить находить различие между звуками произносимыми

 животными, птицами, называть природные явления;

развивать внимание, слуховое восприятие; прививать

любовь к прослушиванию звуков природы.

КВН «Знатоки природы».

Формировать положительное отношение к природе;

обобщить знания детей о природных сообществах;

 продолжать формировать связную речь, учить связно,

 лаконично отвечать на поставленные вопросы; воспитывать

 чувство товарищества, уважение к партнерам и соперникам

по игре; воспитывать бережное отношение к природе.

Наблюдение на прогулке «Птицы на участке детского сада», кормление птиц.

Продолжать учить различать и называть зимующих птиц;

уточнить у детей, зачем нужно кормить птиц в холодное

 время года; учить быть внимательными ко всему, что нас

 окружает; воспитывать бережное отношение к братьям

нашим меньшим.

Чтение х/л: Л. Есенина  «Богатства Земли»; загадывание загадок о природе.

Учить детей понимать образные выражения, сравнения,

 слышать мелодику поэтического ритма; поддерживать

 интерес к художественной литературе.

Вывод

Для определения результативности будет  проведен диагностический мониторинг, который позволил сделать вывод об успешности реализации проекта.

Сформировать интерес к  окружающей природе, мире растений и животных.

Сформировать навыки экологически грамотного и безопасного поведения в природе и желание заботится о ней.

Воспитатели являются первыми людьми, уделяющими особое внимание природе, признакам природы, прогулкам, посадкам растений, рассматриванию и обсуждению природных явлений. Так же воспитатели и др. сотрудники детского сада закрепляют полученные знания с помощью заучивания стихов, прослушивания и обсуждения рассказов о природе нашего края, исследовательско-экспериментальных опытов и посильного труда.

Предложенный проект является попыткой сплотить детей родителей и воспитателей, научить детей бережно относиться к природе.

 

Использованная литература:

1.Бобылева Л., Дупленко О. О программе экологического воспитания старших дошкольников // Дошкольное воспитание. - 2005. - N 7. - с. 36-42.

2. Виноградова Н. Ф. «Умственное воспитание детей в процессе ознакомления с природой»// Москва, «Просвещение», 2001.

3. Васильева А.И. Учите детей наблюдать природу. - М.: Просвещение, 1972. - 126 с.

4. Дыбина О. В. «Ребенок и окружающий мир. Программа и методические рекомендации» // Москва: Мозаика – Синтез, 2006.

5.Дрязунова В. А. Дидактические игры для ознакомления дошкольников с растениями: Пособие для воспитателя дет. Сада. - М. : Просвещение, 1981.- 80 с., ил. Веракса Н.Е., Веракса А.Н. Проектная деятельность дошкольников.

















По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Экологический проект в старшей группе «Будь природе другом!»

Цель проекта: ознакомление с разнообразием живой природы и формирование осознанно – правильного отношения к представителям растительного и животного мира....

Проект по экологическому воспитанию на тему: «Будь природе другом!»

- прививать любовь к родной природе, подводить к пониманию ее хрупкой красоты, формировать к ней бережное отношение; - воспитывать любовь к Родине, расширять кругозор, передавая знания об истории, до...

Экологический проект в старшей группе «Будь природе другом!»

ознакомление с разнообразием живой природы и формирование осознанно – правильного отношения к представителям растительного и животного мира....

Экологический проект в старшей группе «Будь природе другом!»

Экологический проект в старшей группе «Будь природе другом!»...

Экологический проект в старшей группе «Будь природе другом!»

Экологический проект в старшей группе «Будь природе другом!»...

Экологический проект в старшей группе «Будь природе другом!»

Паспорт проекта   Тема проекта: «Будь природе другом!» Вид проекта: информационно-творческийУчастники: дети 5-6 летСрок реализации проекта: 12 месяцевПроблема: зачем необход...

Экологический проект на тему: «Будь природе другом»

Экологический проектна тему: «Будь природе другом»...