"Огород на подоконнике".
проект по окружающему миру (подготовительная группа)
Огород на подоконнике. Выращивание томатов в комнатных условиях.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
vyrashchivanie_tomatov.docx | 102.21 КБ |
Предварительный просмотр:
Оглавление
Введение…………………………………………………………………………….……3
1. Основная часть…………………………………………………………………….........5
1.1. Биологическая характеристика томата……………………………………………5
1.2. Сведения о растении………………………………………………………………….5
1.3. История выращивания томата……………………………………………………….6
1.4. Применение в медицине и народном хозяйстве……………………………………8
2. Практическая работа и рекомендации по выращиванию томатов………………….8
Заключение……………………………………………………………………………..11
Список использованной литературы…………………………………………………...12
Введение
Зеленые растения являются источником основных продуктов питания. Видовое разнообразие овощных растений чрезвычайно богато. Овощные растения играют важную роль в структуре питания. Являясь источником белков, они вносят разнообразие при постоянном использовании в пищу риса и крахмалоносов. Употребление овощей повышает в диете содержание соединений кальция и железа, обеспечивает организм человека витаминами.
Для повышения урожайности овощных культур увеличивается использование минеральных удобрений, использование химических средств для борьбы с болезнями и вредителями. Таким образом, мы уже получаем не совсем чистый экологический продукт.
Исходя из вышесказанного, мы считаем, что тема нашего исследования «Огород на подоконнике. Выращивание томатов в комнатных условиях» актуальна.
Актуальность изучения данной темы обусловлена тем, что каждый из нас любит этот овощ и использует его дома в пищу, так он является очень полезным продуктом питания. Но в связи со сложной экономической обстановкой у нас в стране, цены на этот вид продукта очень высокие, и не каждый человек сможет купить экологически чистые помидоры на рынке или в магазине.
Проблема данного исследования: Можно ли вырастить экологически чистый томат в комнатных условиях?
Цель проекта: раскрыть и изучить этапы и особенности роста томата в домашних условиях.
Задачи проекта:
- сформировать представление о томате как биологическом виде;
- составить биологическую характеристику данного растения;
- изучить научную и учебную литературу об исследуемом растении;
- изучить условия выращивания томатов в домашних условиях;
- провести практическую работу по выращиванию томатов в комнатных условиях;
- провести поэтапное наблюдение за исследуемым растением;
- развивать умения видеть проблему и наметить пути её решения;
- воспитывать трудолюбие, ответственность ребёнка.
Гипотеза исследования: если при выращивании томатов в комнатных условиях использовать определенные семена, соблюдать правила посадки и уход за растением, создать благоприятные условия для выращивания овощной культуры, то можно получить экологически чистый урожай томатов.
Исследование осуществлялось в 4 этапа:
- 1 этап - «Погружение» в проблему. На этом этапе мы установили, что томат является самой распространенной овощной культурой, которая, к сожалению, не всегда доступна.
- 2 этап - Поисково-теоретический. На данном этапе мы изучили литературу об исследуемом растении.
- 3 этап - Осуществление деятельности. На этом этапе провели практическую работу и наблюдения по выращиванию томатов в комнатных условиях.
- 4 этап - Обобщающий. Результаты получения продукта. Общие рекомендации.
Наш проект мы назвали «Огород на подоконнике. Выращивание томатов в комнатных условиях». Но наряду с томатами росли на подоконнике и другие овощные культуры, которые обеспечивали нас витаминами круглый год.
1. Основная часть
1.1. Биологическая характеристика томата
- Царство – Растения
- Отдел – Покрытосемянные (цветковые)
- Семейство – Паслёновые
- Род – Томат (травянистые растения)
- Вид – «Момент».
1.2. Сведения о растении
Томат является наиболее распространенным овощным растением в мире. Он широко используется в пище. Томаты едят сырыми, жареными, варёными, консервированными, в виде соусов, отдельно или вместе с другими блюдами. Плоды широко используются для консервирования: из них готовят пасты, соки, соусы, порошки. По своей питательности томаты занимают одно из первых мест среди овощей. Не напрасно их называют «золотыми яблоками».
Плоды томатов содержат: воду, белки, жиры, углеводы, клетчатку, органические кислоты, витамины А, С, РР и другие. Сведения о происхождении томата и его ранней истории весьма скудны, однако большинство исследователей считают, что родина этого растения - горные районы Перу и Эквадора. Отсюда дикий предшественник томата как сорняк проник в другие тропические районы Южной Америки.
Томат чаще всего возделывают как однолетнее травянистое растение. Кусты имеют либо толстые прямостоячие стебли, либо полегающие. Стебли сильно опушены, волоски, покрывающие их, при повреждении издают характерный запах. На каждом побеге в нескольких узлах образуются листья, а заканчивается он соцветием. От количества цветков в соцветии, а также от числа соцветий на растении зависит его продуктивность. Плод томата – многосемянная ягода. При созревании каждый плод проходит несколько фаз, во время которых меняется его окраска – от зелёной до розовой, бурой, красной. В культуре наиболее распространены три разновидности томата: обыкновенный, штамбовый, крупнолистный.
Продуктивность томатов в значительной степени зависит и от устойчивости растений к различным заболеваниям. Самая распространенная болезнь – бактериальное увядание может привести к гибели урожая. Серьёзный ущерб томатам наносит фитофтороз. Подвержен томат и вирусным заболеваниям.
Важный резерв повышения урожайности томатов – использование гибридов. Помимо высокой продуктивности гибридные растения также обладают повышенной устойчивостью к болезням, экологической пластичностью. Растения могут расти на опорах и без них, используются вбитые в землю колья или шпалеру. Томаты отличаются сравнительно высоким водопотреблением вплоть до плодообразования. Во время роста растение подкармливают.
1.3. История выращивания томатов
Появление Томата в Европе относится к эпохе Великих географических открытий. На кораблях конкистадоров, гружённых грабленым золотом, в Старый Свет плыли и семена диковинных растений. Томат – это растение с красивыми резными листьями темно-зелёного цвета и яркими круглыми плодами. На языке инков помидоры назывались «томатль» (что означает «крупная ягода»). Вот откуда второе название помидора – томат. Родина помидоров – Южная Америка. Именно там, в непроходимой сельве, были обнаружены плоды самого древнего томата – маленького сладкого помидорчика на вьющемся стебле (этот помидор мы называем сегодня Черри-томатом.
В летописях говорится, что томаты были завезены на наш континент Эрнаном Кортесом в 1523 году. Первое упоминание о возделывании нового растения в Европе сделано итальянским ботаником Пьеро Андреа Маттиоли в 1554 году. В Азию на Филиппины томат завезли испанцы. Это произошло уже через несколько лет после открытия Филиппинских островов Магелланом в 1521 году. Пути дальнейшего распространения томата в Китай, Японию и Индию совпадают с путями торговых караванов, шедших в эти страны из Филиппин. Появление томата в Великобритании зафиксировано Джерардом в 1579 году. В этой стране растение получило название «яблоко любви». Англичане, голландцы и французы завезли томат в свои азиатские колонии. В конце XVIII века томат попал из Европы в Соединенные Штаты Америки.
Первые упоминания о появлении томата в России относятся ко второй половине XVIII века. Его описание можно найти в работах Андрея Болотова. Томат сначала разводили в окрестностях Бахчисарая, из Крыма растение начало распространяться по югу нашей страны. Более известное в нашем быту название томата – помидор – происходит от итальянского «золотое яблоко». Такое название, очевидно, объясняется тем, что первые томаты в Европе были желтоплодными.
Хотя томаты были известны как вкусное лакомство ещё древним индейским цивилизациям, в новое время их долго не употребляли в пищу, так как считали несъедобными. В XVI – XVII веках в Европе томат был обитателем лишь ботанических садов и аптекарских огородов. Томаты разводили лишь как садовое украшение ради пышной зелени и красочных плодов. Помидоры в горшках в Европе царили на подоконниках среди других комнатных растений. В голландских книгах XVI века о них упоминается как о лучшем украшении садов Антверпена. Во Франции томаты высаживали вокруг беседок, в Англии выращивали томаты в оранжереях. Особым спросом пользовались цветки томата у европейских модниц. Появится на светском рауте с соцветием томата, прикреплённым к корсажу, считалось для дамы высшим шиком.
Саму мякоть этого полезного плода долгое время считали ядовитой. Дело в том, что в зелёных частях растения и недозрелых плодах обнаружены гликоалкалоиды (томатины) – сложные органические соединения с активными физиологическим действием. Считалось, что в больших количествах они могут вызвать галлюцинации и даже отравление.
Опасение относительно ядовитых свойств томата оказались напрасными. Первыми распробовали томаты европейцы. В 1811 году в российском Ботаническом словаре пишут «…Хотя томат и считают ядовитым растением, но в Италии его едят с перцем, чесноком и
маслом, в Португалии и Богемии уже делают из него соусы, отличающиеся крайне приятным кисловатым вкусом». В России помидоры полюбили, благодаря замечательному агроному екатерининских времен А.Т. Болотову, который сам был горячим поклонником томатов и блюд из них.
1.4. Применение в медицине и народном хозяйстве
В народной медицине томаты используют при нарушениях кровообращения, обмена веществ, солевого обмена; при различных формах анемии. Порошком из сушёных помидоров излечивают кишечное расстройство. Помидоры полезны для страдающих наличием песка в почках, больным артритом, безвредны для больных диабетом и язвой желудка.
В лечебных целях рекомендуют пить несоленый томатный сок. В сыром соке или консервированном виде помидоры сохраняют свои витамины. Поэтому томаты являются полезной незаменимой пищей. В пищу употребляются не только зрелые плоды, но и плоды-зеленцы. В некоторых странах Юго-Восточной Азии и Западной Европы такие плоды консервируют. Из томатов также готовят соусы, пасты, порошки, маринады и подливы.
Томат может стать и предметом экспорта. Мировое производство томатов в настоящее время занимает одно из ведущих мест в народном хозяйстве. Этой культуре отводится важная роль в улучшении питания населения планеты. Выращивание томатов способствует увеличению занятости населения.
2. Практическая работа и рекомендации по выращиванию томатов
Оборудование: почва, семена, посадочный инвентарь, фотоаппарат.
Ход работы:
Дата | Деятельность | Общие рекомендации |
( ) ( ) | Подготовка грунта, дренажа, выбор семян «Момент», наиболее подходящие низкорослые сорта. Первая стадия – проращивание семян. Для обеззараживания семена завернуть и поместить на полчаса в слабый раствор марганца. После чего семена промыть в проточной воде и поместить их на хорошо увлажнённой тряпочке в стеклянную ёмкость с крышкой. Посев семян, полив. Опытные образцы поставили на подоконник. | Необходимо выбрать почвогрунт для рассады в горшочки, выбрать семена сортов для закрытого грунта (самоопыляющиеся) и имеющие не слишком длинный стебель. Семена заделывают на глубину 1,5-2 см, при температуре 250С, осуществить умеренный полив. Будущую рассаду следует поставить на юго-восточные окна. |
( ) | Наблюдение за образцами. Появились первые ростки, из 10 семян дали всходы 8 растений. Осуществили рыхление, полив. | Важно на данном этапе роста растения соблюдать температурный режим (не переохлаждать растение!), умеренный полив, следить за здоровьем растения. |
( ) | Наблюдение и уход за растениями. Появились настоящие первые листочки. Провели первую подкормку растения комплексным удобрением. | Следить обязательно за температурным режимом, за режимом влажности почвы. Подкормку лучше всего осуществлять, используя специальное комплексное водорастворимое минеральное удобрение «Аэлита - овощное» или жидкое минеральное удобрение «Идеал», которые обеспечивают необходимое питание овощным культурам. |
( ) | Провели первое пикирование рассады. На растении образовались три настоящих листочка. Ведем дальнейшее наблюдение за растение, осуществляем своевременный уход. | Пикирование заключается в том, что надо отрезать кончик корешка, чтобы растение пустило боковые корни. То есть, пикирование делается для того, чтобы пошёл рост стебля, а не корня. При первой пикировке желательно стебель заглублять до семядольных листочков (самые первые). Уход заключается в прополке, рыхлении, поливе и подкормке. Полив следует осуществлять после захода солнца теплой водой. За время роста растения провести необходимо 2-3 подкормки. |
( ) | Провели второе пикирование рассады. Установили шпалеру. | При второй пикировке готовят опять отдельные горшочки или общий ящик. В ямку при пикировке осторожно опускается растение, держать его надо аккуратно за листики, присыпают землёй. Почва должна быть достаточно влажной. Можно слегка полить, но не заливать, а сверху присыпать сухой землёй. Сначала поставить растения в тень, а как только приживутся поставить на солнышко. Подкармливать спустя десяти дней, если рассада хорошо прижилась. Желательно выбрать шпалеру из экологически чистых материалов. Ежедневно проверять растение на наличие вредителей и болезней. |
( ) | Наши растения выпустили первые цветочки. | - |
( ) | Обильное цветение растения, появление завязи. Наблюдаем и ухаживаем за нашими растениями. Проводим вторую подкормку растения комплексным удобрением. | Следить обязательно за температурным режимом, за режимом влажности почвы. Подкормку лучше всего осуществлять, используя специальное комплексное водорастворимое минеральное удобрение «Аэлита - овощное» или жидкое минеральное удобрение «Идеал», которые обеспечивают необходимое питание овощным культурам. Подсыпаем древесную золу. |
( ) | Получили продукт - первый помидорчик. | Желательно плоды снимать с растения аккуратно, не повредив само растение. |
( ) | Осуществляем сбор урожая, по мере созревания плодов. Ведем дальнейшее наблюдение за растение, осуществляем своевременный уход. | Рекомендуем сбор урожая осуществлять по мере созревания плодов. |
Заключение
Обычно комнатные растения не рассматривают как источник продуктов для стола, но, тем не менее, в комнатных условиях можно вырастить овощные культуры. Это доказало наше исследование. Проводить исследование мне понравилось, поэтому в следующем году я буду продолжать выращивать овощные культуры в комнатных условиях и сохранять свой огород на окошке.
В будущем планируем создать цветочную клумбу, которая радовала бы нас своей красотой круглый год. Ведь значение растений довольно велико. Они не только радуют нас своей красотой, своими плодами, но и очищают воздух от пыли и грязи, обогащают кислородом, повышают его влажность.
Проводя исследование, мы создали зеленую лабораторию, в которой еще ближе познакомились с живой природой, приобрели много полезных знаний и навыков по уходу. И за подаренную любовь и постоянную заботу растения отблагодари нас своим здоровым видом, яркой окраской листьев и, конечно же, своими плодами, выращенных в экологически чистых условиях.
Список использованной литературы
- Воронцов В.В. комнатные растения. Новое руководство по уходу. − М.: ЗАО «Фитон +», 2010.
- Домашнее консервирование: Изд. 2-е, Сост. Л.В. Иванова. – Смоленск: Русич, 2007.
- Надеждина Н.А. Вокруг света по стране Легумии: научно-художеств. лит-ра/− М.: Дет. лит., 2014.
- Карлхайнц Якоби Комнатные растения//Иллюстрированная мини-энциклопедия. − Словакия: фирма OFA sprl, 2015.
- Консервирование: Сборник/ Сост. О. Татарникова. − М.: Лабиринт-Пресс, 2010.
- Мир культурных растений. Справочник/В.Д. Баранов, Г.В. Устименко. − М.: Мысль, 2014
- Хессайон Д.Г. Всё о комнатных растениях. − М.: «Кладезь-Букс», 2010.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Проект "Огород на подоконнике "Во саду ли, в огороде..."
Проблема:Дети младшего дошкольного возраста в недостаточной степени имеют представления о растениях, о том, где они растут, о необходимых условиях их роста, их интерес к познавательно-исследовательско...
Экологический проект «Огород на подоконнике» Тема: «Мы сажали огород» (Возраст детей 2-3 года)
Актуальность проблемы: Дети раннего возраста в недостаточной степени имеют представления о растениях, о том, где они растут, о необходимых условиях их роста, их интерес к познавательно-исследовательск...
Фотоотчет "Огород на подоконнике" "Огород в Простоквашино"
Фотоотчет "Огород на подоконнике" "Огород в Простоквашино"...
Отчёт -описание по смотру -конкурсу на лучший учебно -опытный участок дошкольных образовательных учреждений в номинации «Огород на подоконнике» («Выращивание томатов Черри на подоконнике»)
Отчёт -описание экспериментальной деятельности...
Конспект познавательно-исследовательского досуга в рамках проекта «Огород на подоконнике» для детей средней группы с использованием песочной терапии Тема: « Мы ходили в огород»
Интеграция образовательных областей: познавательное развитие, речевое развитие, социально-коммуникативное развитие, физическое развитиеИспользуемые технологии: игровая, сказкотерапия...
Экология "Огород у нас хорош!" в рамках реализации проекта в подготовительной группе "Огород на подоконнике"
Конспект занятие по экологическому воспитанию детей "Огород у нас хорош!"Презентация проекта "Огород на подоконнике"...