Занятие по экспериментированию "Мир тканей" в старшей группе
план-конспект занятия по окружающему миру (старшая группа)
Формирование основ экспериментальной деятельности детей старшего дошкольного возраста через интеграцию образовательных областей: «Познавательное развитие детей», «Речевое развитие», «Художественно – эстетическое развитие», «Социально – коммуникативное».
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
tkani.doc | 1021 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное
учреждение «Детский сад» № 2 «Золотой ключик»
п.Энергетик Новоорского района Оренбургской области
Конспект занятия
по экспериментированию
в старшей группе
«Мир тканей».
Воспитатель I квалификационной категории
Мухамадеева Ляля Рифовна
Цель: формирование основ экспериментальной деятельности детей старшего дошкольного возраста через интеграцию образовательных областей: «Познавательное развитие детей», «Речевое развитие», «Художественно – эстетическое развитие», «Социально – коммуникативное».
Задачи по образовательным областям:
Познавательное развитие детей - расширять представления детей об окружающем мире, формировать у детей представление о натуральных и искусственных видах ткани, их свойствах и применении. Развивать внимание, память, мышление, формировать коммуникативные умения детей.
Речевое развитие - активизировать словарь детей словами – названиями: одежда, виды тканей, профессий, связанных с пошивом одежды.
Социально – коммуникативное - прививать умение работать в коллективе. Способствовать развитию творческих способностей и свободы самовыражения. Воспитывать бережное отношение к вещам, как результату труда людей, воспитывать интерес к познавательной деятельности.
Художественно – эстетическое развитие – уметь видеть и замечать красоту в природе, в вещах, сделанными людьми
Вид занятия: организованная образовательная детская деятельность совместно со взрослыми.
Место занятия в Образовательной программе: основная образовательная программа
Участники совместной деятельности: воспитанники старшей группы, воспитатель
Методы и приемы организации детской деятельности:
мотивация деятельности,
коммуникация,
стимулирование интереса к занятию через электронные образовательные ресурсы, наглядность, сюрпризный момент, экспериментирование, дидактические игры проблемные ситуации;
технологии личностно – ориентированного взаимодействия педагога с детьми.
Интеграция образовательных областей: «Познавательное развитие детей», «Речевое развитие», «Художественно – эстетическое развитие», «Социально – коммуникативное».
Детские виды деятельности: коммуникативная, речевая, музыкальная, игровая, познавательная.
Используемые педагогические технологии: Информационно – коммуникационные технологии – мультимедийная презентация «Ткани».
Технологии личностно – ориентированного взаимодействия педагога с детьми – свободное перемещение детей во время занятия, поддержка инициативы и самостоятельности детей в специфических для них видах деятельности;
возможность выбора детьми участников для совместной деятельности и общения;
построение образовательной деятельности на основе взаимодействия взрослых с детьми, ориентированной на интересы и возможности каждого ребенка и учитывающей социальную ситуацию его развития.
Творческая деятельность в коллективе – наблюдения и выводы.
Проблемное обучение – наличие проблемных ситуаций и вопросов в ходе занятия.
Развивающее обучение – в процессе решения проблемных ситуаций и творчества ребенок развивает мыслительные процессы (воображение, память, внимание), учится делать выводы, предвидеть результат, осознавать свою роль в результатах коллективного труда, регулировать свое поведение со сверстниками.
Интеграционное обучение – интегрированный подход (образовательных областей и детских видов деятельности) дает возможность развивать в единстве познавательную, эмоциональную и практическую сферы личности ребенка, создает целостное видение картины мира, а не разрозненных ее участков.
Здоровьесберегающие технологии – физкультминутки, смена видов деятельности.
Предварительная работа:
- проект «Профессии»;
- изготовление рефератов о различных профессиях родителей;
- рассматривание иллюстраций о профессиях;
- изготовление дидактической игры «Профессии» и игра;
- посещение кастелянши и знакомство с ее профессией.
Демонстрационный материал:
1. Посылка с предметными картинками (иголка, нитки, ножницы); лоскут ткани. Картинка «Швея», «Портной». Загадки.
2. Презентация на тему: «Ткани».
3. Материал для экспериментирования: разные виды тканей, пипетка, стакан с водой, бумага, ножницы.
Формы организации совместной деятельности.
Ход занятия
Создание мотивации к занятию.
1. – Здравствуйте ребята, сегодня утром я пришла к Вам в детский сад и принесла посылку! Давайте откроем её и узнаем, что внутри. Из посылки по очереди достаются предметные картинки, ребята называют, что на них нарисовано (игла, нитки, ножницы, лоскут ткани).
-Ребята, а как вы думаете, человеку какой профессии эти предметы могут принадлежать? (швея, портной). Достается следующая картинка.
-Вы знаете, кто такой портной (швея)? (профессия, специалист которой занимается изготовлением одежды)
Включение презентации.
2.- Чтобы познакомиться, я Вам предлагаю поиграть в игру. Хотите?
– игра «Доскажи словечко» (активизация речевой деятельности).
Я Вам буду загадывать загадки, а Вы внимательно слушайте и отгадывайте, а отгадки вы увидите на картинке.
-В садик сына нарядили,
Вещи новые купили.
Выбрали Аркашке
Галстук и … (рубашку)
- Мы воспитаны - и руки
Никогда не прячем в …(брюки)
- Мама утром складки гладит,
Собирает дочку в садик.
Надевай-ка, Любочка,
Новенькую… (юбочку)
- Носят все мальчишки
Короткие штанишки.
Даже бегемотики
Надевают… (шортики)
- Взяли мы на полочке
Ниточки, иголочки.
Интересное занятье –
Сшили нашей кукле… (платье)
- Ребята, а как можно назвать все эти картинки одним обобщающим словом?
(Одежда)
3. Постановка проблемной ситуации.
- Для чего нужна одежда? (Одежда защищает человека от холода, жары, пыли, различных травм, одежда украшает человека). Подводим итог на презентации.
- Одежда защищает человека от холода.
- Одежда защищает человека от жары.
- Одежда защищает человека от пыли, различных травм.
- Одежда украшает человека.
-Из чего одежда делается? Ткань
-А как Вы думаете, ткань должна обладать одинаковыми или разными свойствами? Разными
-Почему? Одежда бывает разной.
- А где же можно узнать про свойства тканей, чтобы выбрать ткань для одежды? Правильно, в лаборатории.
Презентация, картинка лаборатории.
4. Решение проблемы.
-Я Вам предлагаю на некоторое время превратиться в ученых и отправиться в лабораторию. Вы этого хотите?
Звучит музыка. Детям предлагается надеть рабочие халаты, подходят к воспитателю.
Еще в давние времена первобытные люди, спасаясь от холода и мороза, мастерили себе одежду из шкуры убитого животного. Потом появилась ткань. Ее делали из волокон крапивы, льна. А уже в наши времена ученые придумали искусственные ткани.
Итак, ткани бывают: натуральные и искусственные. Презентация.
Натуральные
- лен, хлопок, шелк, шерсть (картинки).
Искусственные, их много. Мы рассмотрим широко используемую ткань
- болонья (картинка).
Картинка лаборатории.
- Предлагаю Вам подойти к столам и провести с вами эксперименты.
На столах у Вас лежат 4 вида тканей, бумага, пипетка, вода в стакане, ножницы.
Опыт №1. Из чего состоит ткань.
Попробовать выдернуть из образца нить. Где-то нить выдергивается легко - ситец, где-то тяжело - болонья.
Вывод: Ткань состоит из переплетенных нитей.
Опыт №2. Проверяем ткань на ощупь.
Есть ткань легкая, тонкая (лен, ситец). Есть теплая, тяжелая (драп). Есть ткань легкая, плотная (болонья).
Вывод: Ткани разные и предназначены для пошива одежды для разных времен года.
Опыт №3. Проверка водой.
Капнуть с помощью пипетки на все лоскутки, какая - то ткань впитывает воду быстро (лен, ситец), другая долго впитывает воду (драп), с другой капли воды скатываются (болонья).
Вывод: Некоторые ткани впитывают воду, а некоторые нет.
Опыт №4. Проверка на разрыв.
Дети берут кусочек ткани и кусочек бумаги. Пробуют порвать и то, и другое.
Вывод: Ткань прочнее бумаги, бумага порвалась, а ткань нет.
Опыт №5. Разрезание ножницами.
Техника безопасности при обращении с ножницами. Дети берут лен, ситец, драп, болонью и пытаются разрезать их ножницами.
Вывод: Чем тоньше ткань, тем легче ее порезать ножницами.
- Молодцы, ребята. Опыты с тканью мы провели. Вам было интересно?
Физразминка.
- А теперь, предлагаю, встать в круг.
Сейчас мы с вами поиграем в одну очень веселую и подвижную игру, она называется «Кто самый внимательный?».
- А теперь слушайте внимательно, что я буду говорить.
Если назову, что-то из обуви, то вы ТОПАЕТЕ.
Если что-то из одежды – ХЛОПАЕТЕ.
Если я назову головной убор - ПРЫГАЕТЕ.
Будьте внимательны.
Воспитатель: кофта, сандалии, шуба, кроссовки, сапоги, джемпер, валенки, юбка, платье, туфли, футболка….
Молодцы.
Рефлексия.
- Ребята, предлагаю Вам вернуться в лабораторию.
Мы сегодня узнали что-то новое, закрепили уже знакомое.
Я хочу у Вас спросить:
- О чем беседовали?
- Чем занимались на занятии?
- Что больше всего запомнилось? Дети отвечают на вопросы.
И в конце занятия я предлагаю свои знания показать в игре.
Дидактическая игра «Сделай верно»
- У Вас на картинке нарисованы 4 образца одежды, как и количество образцов тканей. Пожалуйста, положите 1 лоскут ткани на ту одежду, которой она, по вашему мнению, соответствует (из которой можно бы было ее сшить).
Дети выкладывают образцы тканей на рисунки одежды.
Сегодня мы с Вами интересно провели время, спасибо Вам за работу.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
План-конспект занятия по аппликации, лепке (старшая группа) по теме: Конспект занятия в старшей группе по аппликации на тему: "Птица счастья".
Как сделать объемную аппликацию...
План-конспект занятия по развитию речи (старшая группа) Интегрированное занятие по ознакомлению с окружающим миром в старшей группе на тему: «Домашние животные»
Муниципальное дошкольное образовательное учреждение«Детский сад №57» Конспект непосредственно образовательной деятельности по развитию речи:«Домашние животные»...
Конспект занятия по математике в старшей группе по ФГОС «Порядковый счет до 10» Конспект занятия по математике в старшей группе по ФГОС «Порядковый счет до 10»
Ведущая образовательная область: познавательнаяЦель: Создать условия для закрепления порядкового счета до 10.Задачи:Образовательная: Совершенствовать навыки количественного и порядковог...
Занятие по экологическому воспитанию детей в старшей группе Тема: «Весна в лесу». план-конспект занятия по окружающему миру (старшая группа)
Занятие по экологическому воспитанию детей в старшей группе Тема: «Весна в лесу».Тема: «Весна в лесу» Занятие по экологическому воспитанию детей в старшей группе....
Конспект занятия по развитию речи в старшей группе. Викторина "Веселые ребята" план-конспект занятия по развитию речи (старшая группа)
Конспект занятия по развитию речи в старшей группе. Викторина "Веселые ребята"...
Конспект открытого занятия по развитию речи в старшей группе "Путешествие в сказочную страну". план-конспект занятия по развитию речи (старшая группа)
Конспект открытого занятия по развитию речи в старшей группе "Путешествие в сказочную страну"...
Конспект открытого занятия по развитию речи в старшей группе "Путешествие в сказочную страну". план-конспект занятия по развитию речи (старшая группа)
Конспект открытого занятия по развитию речи в старшей группе "Путешествие в сказочную страну". план-конспект занятия по развитию речи (старшая группа)...