Занятие по экспериментированию "Мир тканей" в старшей группе
план-конспект занятия по окружающему миру (старшая группа)

Ляля Рифовна Мухамадеева

Формирование основ экспериментальной деятельности детей старшего дошкольного возраста через интеграцию образовательных областей: «Познавательное развитие детей», «Речевое развитие», «Художественно – эстетическое развитие», «Социально – коммуникативное».

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon tkani.doc1021 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное

учреждение «Детский сад» № 2 «Золотой ключик»

п.Энергетик Новоорского района Оренбургской области

Конспект занятия

по экспериментированию

в старшей группе

«Мир тканей».

                                                                              Воспитатель I квалификационной категории

                                                                                                         Мухамадеева Ляля Рифовна

Цель: формирование основ экспериментальной деятельности детей старшего дошкольного возраста через интеграцию образовательных областей: «Познавательное развитие детей», «Речевое развитие», «Художественно – эстетическое развитие», «Социально – коммуникативное». 

Задачи по образовательным областям:

Познавательное развитие детей - расширять представления детей об окружающем мире, формировать у детей представление о натуральных и искусственных видах ткани, их свойствах и применении. Развивать внимание, память, мышление, формировать коммуникативные умения детей.

Речевое развитие -  активизировать словарь детей словами – названиями: одежда, виды тканей, профессий, связанных с пошивом одежды.

Социально – коммуникативное - прививать умение работать в коллективе. Способствовать развитию творческих способностей и свободы самовыражения. Воспитывать бережное отношение к вещам, как результату труда людей, воспитывать интерес к познавательной деятельности.

Художественно – эстетическое развитие – уметь видеть  и замечать красоту в природе, в вещах, сделанными людьми

Вид занятия: организованная образовательная детская деятельность совместно со взрослыми.

Место занятия в Образовательной программе: основная образовательная программа

Участники совместной деятельности: воспитанники старшей группы, воспитатель

Методы и приемы организации детской деятельности:

мотивация деятельности,

коммуникация,

стимулирование интереса к занятию через электронные образовательные ресурсы, наглядность, сюрпризный момент, экспериментирование, дидактические игры проблемные ситуации;

технологии личностно – ориентированного взаимодействия педагога с детьми.

Интеграция образовательных областей:  «Познавательное развитие детей», «Речевое развитие», «Художественно – эстетическое развитие», «Социально – коммуникативное».

Детские виды деятельности: коммуникативная, речевая, музыкальная, игровая, познавательная.

Используемые педагогические технологии: Информационно – коммуникационные технологии – мультимедийная презентация «Ткани».

Технологии личностно – ориентированного взаимодействия педагога с детьми – свободное перемещение детей во время занятия, поддержка инициативы и самостоятельности  детей в специфических для них видах деятельности;

возможность выбора детьми участников для совместной деятельности и общения;

построение образовательной деятельности на основе взаимодействия взрослых с детьми, ориентированной на интересы и возможности каждого ребенка и учитывающей социальную ситуацию его развития.

Творческая деятельность в коллективе – наблюдения и выводы.

Проблемное обучение –  наличие проблемных ситуаций и вопросов в ходе занятия.

Развивающее обучение – в процессе решения проблемных ситуаций и творчества ребенок развивает мыслительные процессы (воображение, память, внимание), учится делать выводы, предвидеть результат, осознавать свою роль в результатах коллективного труда, регулировать свое поведение со сверстниками.

Интеграционное обучение – интегрированный подход (образовательных областей и детских видов деятельности) дает возможность развивать в единстве познавательную, эмоциональную и практическую сферы личности ребенка, создает целостное видение картины мира, а не разрозненных ее участков.

Здоровьесберегающие технологии – физкультминутки, смена видов деятельности.

Предварительная работа: 

- проект «Профессии»;

- изготовление рефератов о различных профессиях родителей;

- рассматривание иллюстраций о профессиях;

- изготовление дидактической игры «Профессии» и игра;

- посещение кастелянши и знакомство с ее профессией.

Демонстрационный материал: 

1. Посылка с предметными картинками (иголка, нитки, ножницы); лоскут ткани. Картинка «Швея», «Портной». Загадки.

2. Презентация на тему: «Ткани».

3. Материал для экспериментирования: разные виды тканей, пипетка, стакан с водой, бумага, ножницы.

 

Формы организации совместной деятельности.

Ход занятия

Создание мотивации к занятию.

1. – Здравствуйте ребята, сегодня утром я пришла к Вам в детский сад и принесла посылку! Давайте откроем её и узнаем, что внутри. Из посылки по очереди достаются предметные картинки, ребята называют, что на них нарисовано (игла, нитки, ножницы, лоскут ткани).

-Ребята, а как вы думаете, человеку какой профессии эти предметы  могут принадлежать? (швея, портной). Достается следующая картинка.

-Вы знаете, кто такой портной (швея)? (профессия, специалист которой занимается изготовлением одежды)

Включение презентации.

2.- Чтобы познакомиться,  я Вам предлагаю поиграть в игру. Хотите?

 – игра «Доскажи словечко» (активизация речевой деятельности).

Я Вам буду загадывать загадки, а Вы внимательно слушайте и отгадывайте, а отгадки вы увидите на картинке.

-В садик сына нарядили,

Вещи новые купили.

Выбрали Аркашке

Галстук и … (рубашку)

     - Мы воспитаны - и руки
     Никогда не прячем в …(брюки)

- Мама утром складки гладит,

Собирает дочку в садик.

Надевай-ка, Любочка,

Новенькую… (юбочку)

- Носят все мальчишки

Короткие штанишки.

Даже бегемотики

Надевают… (шортики)

- Взяли мы на полочке

Ниточки, иголочки.

Интересное занятье –

Сшили нашей кукле… (платье)

- Ребята, а как можно назвать все эти картинки одним обобщающим словом?

 (Одежда)

3. Постановка проблемной ситуации.

- Для чего нужна одежда?  (Одежда защищает человека от холода, жары, пыли, различных травм, одежда украшает человека).  Подводим итог на презентации.

- Одежда защищает человека от холода.

- Одежда защищает человека от жары.

- Одежда защищает человека от пыли, различных травм.

- Одежда украшает человека.

-Из чего одежда делается? Ткань

-А как Вы думаете, ткань должна обладать одинаковыми или разными свойствами? Разными

 -Почему? Одежда бывает разной.

- А где же можно узнать про свойства тканей, чтобы выбрать ткань для одежды? Правильно, в  лаборатории.

Презентация, картинка лаборатории.

4. Решение проблемы.

-Я Вам предлагаю на некоторое время превратиться в ученых и отправиться в лабораторию. Вы этого хотите?

 Звучит музыка. Детям предлагается надеть рабочие халаты, подходят к воспитателю.

Еще в давние времена первобытные люди, спасаясь от холода и мороза, мастерили себе одежду из шкуры убитого животного. Потом появилась ткань. Ее делали из волокон  крапивы, льна. А уже в наши времена ученые придумали искусственные ткани. 

Итак,  ткани бывают: натуральные и искусственные. Презентация.

Натуральные

- лен, хлопок, шелк, шерсть (картинки).

Искусственные, их много. Мы рассмотрим широко используемую ткань

- болонья (картинка).

 Картинка лаборатории.

- Предлагаю Вам подойти к столам и провести с вами эксперименты.

На столах у Вас лежат 4 вида тканей, бумага, пипетка, вода в стакане, ножницы.

Опыт №1.   Из чего состоит ткань.

 Попробовать выдернуть из образца нить. Где-то нить выдергивается легко - ситец, где-то тяжело - болонья.

Вывод: Ткань состоит из переплетенных нитей.

Опыт №2. Проверяем ткань на ощупь.

Есть ткань легкая, тонкая (лен, ситец). Есть теплая, тяжелая (драп). Есть ткань легкая, плотная (болонья).

Вывод: Ткани разные и предназначены для пошива одежды для разных времен года.

Опыт №3. Проверка водой.

Капнуть с помощью пипетки на все лоскутки, какая -  то ткань впитывает воду быстро (лен, ситец), другая долго впитывает воду (драп), с другой капли воды скатываются (болонья).

Вывод: Некоторые ткани впитывают воду, а некоторые нет.

Опыт №4. Проверка на разрыв.

Дети берут кусочек ткани и кусочек бумаги. Пробуют порвать и то, и другое.

Вывод: Ткань прочнее бумаги, бумага порвалась, а ткань нет.

Опыт №5. Разрезание ножницами.

Техника безопасности при обращении с ножницами. Дети берут лен, ситец, драп, болонью и пытаются разрезать их ножницами.

Вывод: Чем тоньше ткань, тем легче ее порезать ножницами.

- Молодцы, ребята. Опыты с тканью мы провели. Вам было интересно?

Физразминка.

- А теперь, предлагаю, встать в круг.

Сейчас мы с вами поиграем в одну очень веселую и подвижную игру, она называется «Кто самый внимательный?».

- А теперь слушайте внимательно, что я буду говорить.

Если назову, что-то из обуви, то вы ТОПАЕТЕ.

Если что-то из одежды – ХЛОПАЕТЕ.

Если я назову головной убор - ПРЫГАЕТЕ.

Будьте внимательны.

Воспитатель: кофта, сандалии, шуба, кроссовки, сапоги, джемпер, валенки, юбка, платье, туфли, футболка….

Молодцы.

Рефлексия.

- Ребята, предлагаю Вам вернуться в лабораторию.

Мы сегодня узнали что-то новое, закрепили уже знакомое.

Я хочу у Вас спросить:

- О чем беседовали?

- Чем занимались на занятии?

- Что больше всего запомнилось? Дети отвечают на вопросы.

И в конце занятия я предлагаю свои  знания показать  в игре.

Дидактическая игра «Сделай верно»

- У Вас на картинке нарисованы 4 образца одежды, как и количество образцов тканей. Пожалуйста, положите 1 лоскут ткани на ту одежду, которой она, по вашему мнению, соответствует (из которой можно бы было ее сшить).

Дети выкладывают образцы тканей на рисунки одежды.

Сегодня мы с Вами интересно провели время, спасибо Вам за работу.

                       

     

   


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

План-конспект занятия по развитию речи (старшая группа) Интегрированное занятие по ознакомлению с окружающим миром в старшей группе на тему: «Домашние животные»

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение«Детский сад №57»  Конспект непосредственно образовательной деятельности по развитию речи:«Домашние животные»...

Конспект занятия по математике в старшей группе по ФГОС «Порядковый счет до 10» Конспект занятия по математике в старшей группе по ФГОС «Порядковый счет до 10»

Ведущая образовательная область: познавательнаяЦель: Создать условия для закрепления порядкового счета до 10.Задачи:Образовательная: Совершенствовать навыки количественного и порядковог...

Занятие по экологическому воспитанию детей в старшей группе Тема: «Весна в лесу». план-конспект занятия по окружающему миру (старшая группа)

Занятие по экологическому воспитанию детей в старшей группе Тема: «Весна в лесу».Тема: «Весна в лесу» Занятие по экологическому воспитанию детей в старшей группе....

Конспект открытого занятия по развитию речи в старшей группе "Путешествие в сказочную страну". план-конспект занятия по развитию речи (старшая группа)

Конспект открытого занятия по развитию речи в старшей группе "Путешествие в сказочную страну". план-конспект занятия по развитию речи (старшая группа)...