Как мы помогали Лесовичку
план-конспект занятия по окружающему миру (средняя группа)
ООД по экологии способствует воспитанию у детей бережного отношения к растительному и животному миру леса
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
kak_my_pomogali_lesovichku.doc | 68.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Как мы помогали Лесовичку
Задачи:
- Формировать у детей знания о грибах и их видах, о ценности грибов для человека и животных.
- Уточнить представления об особенностях внешнего вида и местах произрастания грибов (боровик (белый гриб), подберёзовик, подосиновик, маслята, опята, лисички, мухомор, бледная поганка);
- Учить детей различать съедобные и несъедобные грибы, отгадывать загадки про грибы, по их характерным признакам;
- Закреплять знание строения грибов и правил их сбора;
- Уточнение, расширение и активизация словаря по теме « Грибы» (лес, гриб, ножка, шляпка, боровик, подосиновик, подберезовик, лисичка, опенок, маслёнок, мухомор, бледная поганка, собирать, заготавливать, ядовитый, съедобный, мягкая, мясистая, упругая, губчатая, вогнутая, волнистая, гладкая).
- Учить образовывать отглагольные прилагательные;
7. Развивать зрительное внимание и восприятие, наблюдательность, речевой слух, память, тонкую и общую моторику, координацию речи с движением.
8. Формировать навыки сотрудничества, взаимопонимания, доброжелательности, самостоятельности, инициативности, ответственности.
9. Воспитывать любовь и заботливое отношение к природе.
Оборудование:
- демонстрационные карточки «Правила сбора грибов»,
- разрезные картинки «Грибы» (по 2 шт. на каждого ребёнка),
- книга «Лесная грамота»,
- грибы (белые, подосиновики, подберёзовики, опята, лисички, маслята, бледные поганки, мухоморы) по 2-3 грибочка на каждого ребёнка.
- макеты деревьев (осина, берёза, дуб, ёлки),
- пенёк,
- корзина,
- старичок – Лесовичок (кукла),
- мольберт,
- магнитная доска,
- столы,
- стулья.
Ход:
В гости к детям прибегает белочка
Белочка: Ребята, мама белочка попросила собрать грибов в лесу, ведь скоро наступит зима, и если я не запасу хороших грибов, то буду голодать.
Воспитатель: Кто из вас был в лесу? (да) Что можно там делать? (гулять, собирать грибы, ягоду и т.д) А вы хотите сейчас очутиться в лесу? (да) Закройте глазки…
Звучит запись «Голоса леса». Воспитатель ставит несколько макетов деревьев. Дети открывают глаза.
Воспитатель: Вот и лес! Здравствуй лес, осенний лес, полный сказок и чудес. Ой, я слышу, чей-то плач? Посмотрите, на пенёчке сидит Старичок - Лесовичок.
– Почему ты плачешь?
Лесовичок: Меня и мой лес заколдовала злая Баба Яга, за то, что я добрый , забочусь о лесе, о его обитателях: животных, насекомых, деревьях, грибах, цветах, ягодах. Наступила грибная пора, мне нужно запасти грибочки на зиму, а в лесу нет ни одного грибочка и я совершенно забыл, какие грибы можно собирать, а какие нельзя!
Воспитатель: Хотите помочь Лесовичку наполнить лес грибами, вспомнить всё о них и сделать запасы на зиму? (да) Сможете? (да). Тогда отправляемся в путь.
мы в лес шли, шли, на полянку мы пришли
Вот мы и оказались в лесу.
Воспитатель: Сбор грибов называют «тихой охотой». Мы в лесу не хозяева, а гости. А коль уж пришли в гости – нужно уважать хозяев леса: растительный и животный лесной народ. Ребята, посмотрите на полянке расположены карточки. Это, наверно, подсказки от старичка – Лесовичка. Выберите карточки, на которых изображено, как правильно собирать грибы.
Нужные карточки прикрепляются на мольберт (фланелеграф и т.п.) и воспитатель дополнительно даёт объяснение к каждой, если ребёнок затрудняется в формулировке.
Пример объяснения:
- Грибы можно собирать только со взрослыми, которые хорошо знают лес;
- Срезать грибы аккуратно ножом, а не срывать их— можно повредить грибницу.
- Не раскапывать палкой грибницу—она может высохнуть, не покрытая листвой;
- Не собирать грибы у проезжей части (дороги);
- Не срывать старые и очень маленькие грибы.
Воспитатель: Молодцы! Мы напомнили Лесовичку правила сбора грибов. А теперь давайте поищем для него грибы! А что бы нам найти грибы, необходимо отгадать загадки.
За правильный ответ воспитатель отдает карточку с изображением гриба
На пеньке сидят братишки
Все в веснушках шалунишки.
Эти дружные ребята
Называются … (опята)
Ходят в рыженьких беретах
Очень дружные сестрички
Золотистые … (лисички)
Я не привыкла нравиться,
Кто съест меня – отравится… (поганка)
Воспитатель: Ребята, сложить грибочки для старичка-Лесовичка в корзинку.
Ребята, что это? Ой, кто – то грибы разбросал шляпка отдельно от ножки. Соберем грибочки? (да). (Например: ножки: белый гриб, подосиновик и шляпки от них. Грибочки у детей разные, попадаются и несъедобные грибы: мухомор, бледная поганка).
Молодцы! Какие красивые грибочки у вас получились. А из каких частей состоит гриб?
Воспитатель: Вы помните, что Старичок - Лесовичок хочет заготовить грибочков на зиму? А все ли из этих грибочков он может засушить? (Нет, только съедобные грибы.) Значит, какие грибочки мы ему отдадим для сушки? (ответы детей). Смогли мы договориться и выбрать только съедобные грибы? (Нет.) Почему не смогли? (Потому что не знаем точно, какие грибы – съедобные, а какие – несъедобные.)
Воспитатель: Как это можно узнать? (Спросить у того, кто знает, прочитать в книге...) Ребята, вы помните, что мы попали не в обычный, а сказочный лес! Грибы в нём растут на полянках, на опушках, под деревьями, в траве и даже на пнях. А вырастают они не после дождя, а после правильно отгаданных загадок, написанных в этой волшебной книге, которая называется «Лесная грамота». Эта книга поможет нам не только узнать много нового о грибах, но и расколдовать лес и наполнить его грибами для старичка-Лесовичка. Белый гриб растёт на вырубках, в хвойных лесах, близ дорог. Шляпка - мясистая, упругая. Низ шляпки, как губка - губчатый, у молодого гриба белого цвета, у зрелого - желтоватого с чуть зеленоватым оттенком. На изломе белый. Он ничем не пахнет, но если засушить, пахнет орехами.
Опята - грибы светло-коричневого цвета на тонких ножках с «воротничком». Растут «семьями». Где любят расти опята? Верно, на пеньках, особенно на берёзовых, сухих пеньках. Слово «опенок» происходит от слова «пень». С одного пенька целую корзинку опят можно насобирать.
Лисички бывают жёлтого и оранжевого цвета, с невысокой ножкой, шляпка вогнутая, волнистая. Растут семьями-кругами.
Маслята, уж до того дружные ребята, что целыми семьями из земли лезут. Маслята - сосновые детки. Это значит, что расти они, любят под какими деревьями?
Взгляните, к шляпкам маслят прилипли и травинка и хвоинка. Почему?
Да потому, что шляпка у них блестящая и липкая, как бы маслом смазана. Очень вкусные грибочки маслята.
Самый опасный из ядовитых грибов - бледная поганка. Его нельзя даже брать в руки. Это очень опасно. На них может остаться яд. Шляпка в центре как шар, по краям плоская, шелковистая, бледно-зелёного или серо-зелёного цвета. Ножка белая, длинная, тонкая, с кольцом на верху.
-Это самый известный ядовитый гриб. А почему его так называют?
-Потому что его мухи боятся, а если на него сядут, то падают замертво.
-Но есть животные, которые им лечатся от болезней.
-Правильно, это лоси. Они глотают гриб целиком.
Мы с вами помогли Лесовичку вспомнить какие грибы съедобные, а какие нет.
Возьмем ребята по грибочку и перенесём их в расколдованный вами лес!
Грибы ставятся на пол среди макетов деревьев. Воспитатель направляет детей, чтобы они правильно расположили грибы (белые - под ёлку, подберёзовики - под берёзу, опята - на пенёк и т.д.)
Посмотрите, какой наш лес стал красивый! В нём, с вашей помощью, опять выросли грибочки! Теперь старичок-Лесовичок может собирать их для заготовки на зиму
– Все грибы можно собирать?
- Какие можно? (Дети называют съедобные грибы)
– А какие нельзя? Почему? (Мухомор, бледную поганку, т.к. они ядовитые.)
- Молодцы ребята! Расколдовали лес и наполнили его грибами! Наш Лесовичок вспомнил многое о грибах! И мы можем добавить ещё два правила сбора грибов.
Воспитатель добавляет на мольберт (фланелеграф) 2 карточки.
- Не срывать, не топтать ядовитые грибы — они нужны многим жителям леса.
- Не собирать незнакомые грибы.
Воспитатель: Зайдём в наш сказочный лес!
Мы идем в осенний лес. Дети идут высоко поднимая колени
А в лесу полно чудес! Останавливаются в лесу
Дождь вчера в лесу прошел – Встряхивают кистями
Это очень хорошо. Хлопают в ладоши
Будем мы грибы искать Приставляют ладонь ко лбу
И в корзинку собирать. Приседают, собирают грибы
Вот сидят маслята Показывают рукой на маслята
На пеньке – опята. Показывают рукой на опята
Ну, а ты, мухомор, Грозят пальчиком в сторону мухомора.
Украшай осенний бор.
В процессе игры дети подходят к макетам деревьев и грибам, расставленным между ними. (съедобные грибы по 2 - 3 грибочка на каждого ребёнка).
Воспитатель: Ребята, а грибы после того как мы собрали можно ли есть сразу?
Правильно. Их нужно приготовить. Напомним старичку-Лесовичку как?
- Если грибы сварить, то они будут варёные,
- а если грибы пожарить, тогда они будут жареные,
- если засолить, они будут солёные,
- если замариновать, они будут маринованные,
- засушить- сушённые.
Воспитатель: Молодцы! Теперь Лесовичок приготовит себе множество вкусных грибных блюд!
Дети собираются около воспитателя.
Воспитатель: Кому вы сегодня помогли?
Ребята, мы расколдовали лес, наполнили его грибами, смогли помочь Старичку-Лесовичку вспомнить, как называются разные грибы, как они выглядят, где растут и запасти на зиму много вкусных, съедобных грибочков, потому что узнали, какие грибы съедобные, а какие несъедобные (ядовитые). Пора возвращаться в детский сад.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Интеграция в организации НОД по формированию целостной картины мира и развитию речи с детьми старшей группы «Как дети Лесовичку помогали»
Интегрированное НОД по развитии речи и ФКЦМ....
Конспект занятия в старшей группе на тему: «Эй, пожарные, бегите! Помогите! Помогите!
Выполнила: Казанцева Л.В.Конспект занятия в старшей группе на тему: «Эй, пожарные, бегите! Помогите! Помогите!Цель: Закрепить у детей понятие « пожарная безопасность», убедить в необходимости соблюден...
"Как Лесовичок помог дошколятам Осень встретить" Сценарий осеннего развлечения для детей старшей группы
Есть музыкальное сопровождение развлечения....
Дидактическая игра «Помоги геологу» или «Помоги геологу найти полезные ископаемые для творчества»
Дидактическая игра «Помоги геологу» или «Помоги геологу найти полезные ископаемые для творчества»Цель: Обогащение и расширение знаний детей о полезных ископаемых Республики Баш...
Конспект НОД "Как дети Лесовичку помогали"
Задачи: формировать познавательный интерес у детей к явлениям живой и неживой природы; закреплять знания детей о диких животных, их детенышах, о и...
Помогать , не помогать …
Не ДЕЛАЙТЕ РАБОТУ ЗА ДЕТЕЙ Ребенок пролил воду на пол – не спешите вытирать лужу, лучше напомните, где взять бумажное полотенце или тряпку. Чтобы ребенок научился принимать решения и делать...
Как Лесовичок помог Осень встретить
Осень! Ты шумишь сухой листвой!Осень! Наступает праздник твой!Это праздник увяданья рощ, полей, лугов, садов.Это с летом расставанье, ожиданье холодов!...