Рабочая программа: "Маленький следопыт"
материал по окружающему миру (средняя группа)

Клауга Анна Михайловна

Маленький следопыт

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл malenkiy_sledopyt.docx37.24 КБ

Предварительный просмотр:

ПРИНЯТА        УТВЕРЖДАЮ

На педагогическом совете        Заведующий МБДОУ

МБДОУ «Детский сад №80                                                                                           «Детский сад №80 «Веснушка»

«Веснушка»        ____________Т.Ю.Сехина

Протокол от «     »                  г. №        (приказ от «   »               )№ 5

Рабочая программа дополнительного образования по экологическому воспитанию в средней группе №5

(2021-2022 учебный год)

Воспитатель:

                              Клауга Анна Михайловна

Смоленск 2020

Программа дополнительного образования по экологическому воспитанию

«Маленький следопыт»

для детей 4-7 лет

МБДОУ «Детский сад   №80 «Веснушка»

Возраст - 4-7 лет.

Срок реализации – 3 года.

Воспитатель:

Клауга Анна Михайловна

Город Смоленск 2020 год.

Пояснительная записка.

Дошкольный возраст – самоценный этап в развитии экологической культуры

личности. В этом возрасте ребенок начинает выделять себя из окружающей среды,

развивается эмоционально-ценностное отношение к окружающему, формируются основы нравственно-экологических позиций личности.

Традиционно в дошкольном воспитании в общий процесс освоение природы

включается и элемент её познания, выработка гуманного отношения к ней и

осознанного поведения в природной среде.

Напряженная экологическая обстановка, на наш взгляд, предполагает несколько иные подходы к образованию в области окружающей среды. Коллектив МБДОУ детский сад №80 «Веснушка» стремится к созданию нового культурного образа дошкольного учреждения, ориентированного на активное приобретение детьми навыков экологической культуры и повышение экологической грамотности всех субъектов экологообразовательного пространства.

Актуальность и научность. Проблемы формирования начал экологической

культуры у детей дошкольного возраста представляет собой процесс единства и взаимосвязи составляющих экологической культуры:

•формирование элементов экологического сознания;

•формирование практических навыков и умений по уходу за объектами

живой природы и некоторых способов охраны природы;

• воспитание культуры поведения и деятельности.

Поскольку мышление дошкольников является наглядно-действенным, и

наглядно-образным, основной упор автор программы делает на наблюдение,

эксперимент и собственную продуктивную деятельность детей в природе.

Современные проблемы взаимоотношений человека с окружающей средой

могут быть решены при условии формирования экологического мировоззрения

повышения экологической грамотности и культуры.

В настоящее время между целями и задачами экологического

воспитания дошкольников и его содержанием существует определённое

противоречие. Суть противоречий в следующем:

Декламируемые цели и задачи экологического воспитания базируются на

новой экологической парадигме биоэкоцентризме, а вот отбор содержания и

методов производятся на основе старой парадигмы – антропоцентрической.

Многие годы в нашем обществе преобладал антропоцентрический подход, в

котором человек считался мерой всех вещей, он выступал властелином природы,

способным изменить её для удовлетворений своих потребностей.

Целью новой парадигмы является тоже человек, но не он сам, как хозяин, а

через сохранение его среды обитания. Мы должны различать все действия человека

в окружающей среде и в природных условиях. Каждый ребенок должен понимать,

что помогать природе, улучшать её, можно в изменённой среде человеком: в

городе, детском саду, в уголке природы.

Вся деятельность человека должна строиться с учетом законов природы.

Детям необходимо показать уникальность природы, её красоту и

универсальность. Объяснить, что природа – это среда обитания всех живых существ,

включая человека. Мы должны охранять природу не потому, что она нам может что-то дать, а потому, что она самоценна.

Считаю данную проблему наиболее актуальной для экологического воспитания

детей в нашем детском саду и для меня, как педагога в частности.

Город Смоленск живописное место, вокруг леса, богатые

растительным и животным миром, прекрасные луга с разнотравьем. Экологосоциальная ситуация сегодняшнего дня выдвигает перед специалистами дошкольного

образования задачу поиска универсальных средств экологического воспитания в

современных условиях. Исходя, из всего этого наша группа взяла в качестве

дополнительного образования Экологический кружок «Маленький следопыт». Программа нацелена на развитие у дошкольников нравственных

чувств, воспитание любви и уважения к малой родине, родному

краю. Программа позволяет через дополнительное образование воздействовать на

эмоциональную сферу ребенка дошкольного возраста, на познавательную его

деятельность. Реализация данной программы помогает так организовать деятельность

дошкольников, чтобы они лучше изучили свой край, глубже поняли особенности

природы родного края. Дети дошкольного возраста получают знания через

рассматривание иллюстраций книг, картин местных художников, слушание

произведений художественной литературы, экскурсии и исследовательскую

деятельность.

Цель и задачи программы

Цель дополнительного образования – формирование человека нового типа с

новым экологическим мышлением, способного осознавать последствия своих

действий по отношению к окружающей среде и умеющего жить в относительной

гармонии с природой.

Задачи:

1. Приобщить детей дошкольного возраста к изучению родного края – малой

Родины.

2. Воспитывать экологическую грамотность дошкольника.

3.Способствовать развитию познавательной и творческой

активности детей дошкольного возраста, формирование у дошкольников желание в дальнейшем самостоятельно получать и приобретать знания о родном крае.

4. Формировать у детей представление о необходимости бережного и

созидательного отношения к природе через различные виды деятельности:

- познавательно-исследовательскую;

- чтение художественной литературы;

- коммуникативную;

- экспериментальную;

- продуктивную;

- трудовую;

- игровую.

5. Создавать условия для расширения представлений детей об окружающем

мире.

Отличительные особенности данной дополнительной

образовательной программы от уже существующих программ состоит в том, что работа с дошкольниками осуществляется в одном узком направлении, учитывается региональный компонент.

В реализации данной образовательной программы задействованы дети 4-7 лет.

Программа рассчитана на три года обучения детей дошкольного возраста.

Основные формы кружковой работы – интегрированные занятия, в

них включены: беседы, рассказы педагога, чтение художественной литературы; дидактические игры; составление творческих рассказов. А также наблюдения, эксперименты, экскурсии, целевые прогулки и развлечения.

Работа по дополнительному образованию, через организацию кружковой работы в

ДОУ ведет воспитатель дошкольного учреждения, имеется материально-техническая база, соответствующую основным санитарно-гигиеническим требованиям.

Для занятий кружка время и день строго определены, что соответствует требованиям

СанПину и программе «От рождения до школы» Н. Е. Вераксы.

Этапы экологического воспитания:

1 этап (с 4 до 5 лет) - интерес ребенка к объектам окружающего мира,

сопровождающийся попытками их анализировать; - участие в той или иной

деятельности вместе со взрослыми с проявлением самостоятельности и творчества; -

общение с представителями животного и растительного мира, вызванное заботой о

них; - выполнение ряда правил поведения в окружающей среде

2 этап (с 5 до 6 лет) - соблюдение правил поведения в окружающей среде; - контроль

ребенком своих действий и поведения в окружающей обстановке; - выраженная

потребность в заботе о представителях животного и растительного мира; -

способность самостоятельно выбирать объекты своей экологической деятельности; -

доброта и отзывчивость, внимание к окружающим животным, птицам, людям и

растениям, готовность оказать посильную помощь нуждающимся в ней.

3 этап (с 6 до 7 лет) - умение самостоятельно выявлять признаки того или иного

времени года, устанавливать причинно-следственные связи; - осознанное отношение

ко всем животным, понимание того, что вредных животных не бывает; - обобщенное

представление о типичных экологических системах (лес, луг, водоем); - отношение к

человеку, как к естественному объекту природы; - познавательный интерес к природе

и ее роли в жизни человека; - экологическое сознание на основе природоведческих

знаний о факторах окружающей среды и гуманного отношения к природе.

Занятия проводятся по 20 минут с детьми 4-5 лет и по 30 минут, с детьми 5-7 лет.

На занятиях применяются игровые и творческие задания, словесные и наглядные

методы, дидактические игры.

Ожидаемые результаты к концу года обучения детей 4-5 лет.

• Знать и называть некоторых домашних животных.

• Наблюдать за растениями, животными, птицами, рыбами.

• Делать элементарные выводы и делиться впечатлениями об окружающем мире.

• Правильно взаимодействовать с окружающим миром.

• Участвовать в наблюдениях за растениями, животными. Птицами, рыбами и в

посильном труде по уходу за ними; делиться своими познаниями о живом и

неживом; не рвать, не ломать растения, бережно относиться к живым

существам, не вредить им (не кормить собаку сладостями и т.п.)

Ожидаемые результаты к концу года обучения детей 5-6 лет.

• Знать и называть некоторых домашних животных.

• Наблюдать за растениями, животными, птицами, рыбами.

• Делать элементарные выводы и делиться впечатлениями об окружающем мире.

• Правильно взаимодействовать с окружающим миром.

• Участвовать в наблюдениях за растениями, животными. Птицами, рыбами и в

посильном труде по уходу за ними; делиться своими познаниями о живом и

неживом; не рвать, не ломать растения, бережно относиться к живым

существам, не вредить им (не кормить собаку сладостями и т.п.)

Ожидаемые результаты к концу года обучения детей 6-7 лет.

• Объяснять экологические зависимости; устанавливать связи и взаимодействия

человека с природой.

• Ухаживать за растениями и животными в уголке природы. Иметь представления о

различных природных объектах; о растительности леса, луга, сада, поля;

домашних и диких животных, птицах; Красной книге; природе родного края.

• Устанавливать причинно-следственные связи между состоянием окружающей

среды и жизнью живых организмов.

• Делать элементарные выводы и умозаключения.

• Устанавливать связи между свойствами и признаками разнообразных материалов

и их использованием.

• Иметь представление о родном крае.

• Уточнять представление детей о растениях (травы, деревья)

• Рассматривать комнатные растения (выделять листья, цветы)

• Наблюдать за домашними животными, знакомить с домашними птицами

(петушок, курочка с цыплятами)

• Знакомиться с птицами на участке детского сада (ворона, воробей, сойка, синица,

сорока, снегирь, голубь, дятел, поползень).

ОСНОВНЫЕ ТРЕБОВАНИЯ

К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ ВОСПИТАННИКОВ.

Дети средней группы должны знать:

• 3-4 вида домашних и диких животных и их детёнышей.

• части тела животных и их особенности

• виды растений

• основные части растений

• правила ухода.

• Должны уметь:

• устанавливать связи между способами передвижения и характером конечностей,

пищей и ротовым аппаратом животных,

• устанавливать связи между состоянием растений и необходимостью ухода.

Иметь представление:

• о приспособляемости животных и растений к сезонным изменениям в неживой

природе.

Дети старшей группы должны знать:

- 3-4 вида домашних и диких животных и их детёнышей

- части тела животных и их особенности

- виды растений

- основные части растений

- правила ухода.

Должны уметь:

- устанавливать связи между способами передвижения и характером конечностей,

пищей и ротовым аппаратом животных,

- устанавливать связи между состоянием растений и необходимостью ухода.

Иметь представление:

- о приспособляемости животных и растений к сезонным изменениям в неживой

природе.

Дети подготовительной к школе группы

Должны знать:

- животных основных классов

-особенности поведения, среды обитания, чем питаются, как передвигаются.

• виды растений

• стадии роста и развития растений

• что такое вода, воздух, солнце, почва

• Должны уметь:

• устанавливать связи между средой обитания и внешним видом, средой обитания и

образом жизни животных,

• различать и называть травянистые растения, кустарники, деревья, комнатные

растения.

• производить группировку «живое», «неживое».

• Иметь представление

О роли неживой природы в жизни человека.

Формы контроля достижений воспитанников кружка

- тесты-задания;

- диагностика;

- анкетирование родителей;

- опрос;

- открытое занятие по экологии,

- выставка работ детей.

Тематическое планирование по сезонам

Осень - 8 интегрированных образовательных занятий

Зима – 11 интегрированных образовательных занятий

Весна - 12 интегрированных образовательных занятий

Учебный план.

Учебный план дополнительной общеобразовательной программы проектирован на

основе Примерной основной общеобразовательной программы дошкольного

образования «От рождения до школы» под редакцией Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой,

М. А. Васильевой с учетом требований ФГОС ДО. Организация деятельности по

данной программе предполагает обеспечить выполнение требований к оптимизации

двигательно-познавательной нагрузки на ребенка в течении всего дня с учетом

возрастных и индивидуальных особенностей. Для этого составлено единое

расписание образовательной деятельности детей в режиме работы детского сада.

Образовательная деятельность (ООД) по программе дополнительного образования

осуществляется во второй половине дня, продолжительность занятий в соответствии

с возрастом.

Время проведения ООД:

 средняя группа с 15.30.15.50

 старшая группа с 16.00 -16.30

 подготовительная группа с 16.40 – 17.10

Основные принципы работы:

• Работа должна основываться на принципах доступности, прогностичности,

целостности.

• Необходимо использование блочной системы построения перспективного

плана занятий;

• В процессе работы в комплексе должны использоваться наблюдение,

эксперимент, решение игровых проблемных задач моделирование и

самостоятельная продуктивная деятельность детей;

• Работа с детьми не ограничена рамками занятий (предварительная работа,

разнообразные сопутствующие формы работы: праздники, развлечения,

конкурсы и викторины экологического содержания); 

Перспективный план работы кружка «Маленький следопыт»

на 2020-2021 год

Средняя группа № 8 ( 4-5 лет)

Октябрь

 «Листопад»

Учить определять приметы осени, уточнять и закреплять знания детей о сезонных изменениях в неживой природе, развивать умение ориентироваться в пространстве; развивать двигательные навыки; развивать память, внимание, мышление.

 «Осеннее дерево»

Закреплять и уточнять знания детей о признаках осени; упражнять в определении породы деревьев по внешнему виду листьев; включать в активный словарь названия деревьев и листьев (дуб, дубовый, клён, кленовый, берёза, берёзовый); учить детей создавать в рисунке сказочный образ; упражнять в умении передавать характерные особенности дерева: ствол, расходящиеся от него ветви длинные и короткие; совершенствовать способности и умения у детей в изобразительной деятельности с применением нетрадиционной техники.

 «Польза овощей и фруктов»

Уточнить знания детей о пользе фруктов и овощей, названиях, форме, вкусе, запахе твердости (мягкости); развивать речь, сенсорные способности, формировать умение объединять плоды по сходному признаку

 «Хлеб – всему голова»

Познакомить с процессом выращивания хлеба; дать представление о том, как хлеб пришел к нам на стол; обратить внимание на содержание труда людей, на их слаженность и взаимопомощь в работе, на механизацию труда; развивать мыслительную активность, учить разгадывать загадки; воспитывать бережное отношение к хлебу, уважение к человеческому труду

Ноябрь

 «Как звери к зиме готовятся»

Закрепить знания детей о диких животных; учить детей мыслить логично, ставить вопросы, делать правильные умозаключения; развивать у детей речевую активность, творческое воображение, наблюдательность, смекалку; воспитывать интерес к природе

 «Синичкин праздник – 12 ноября»

Расширять знания детей о птице - синице (питание, повадки, чем полезны); развивать воображение, внимание, мышление, целостное восприятие предметов; воспитывать заботливое и доброжелательное отношение к птицам

 «Покормим птиц зимой»

Углублять и конкретизировать представление об условиях жизни зимующих птиц; расширять знания детей о птицах нашего города, их питании, формировать познавательный интерес к жизни зимующих птиц, к наблюдению за зимними явлениями; активизировать словарный запас: корм, кормушка, холодно, голодно; вырабатывать силу голос, умение говорить «громко – тихо».

 «Кто в лесу главный»

Расширять представления детей о лесе: что в лесу живут разные животные (волк, заяц, лиса, медведь, белка, ежик), как животные к зиме готовятся, учить различать этих животных по особенностям внешнего вида; активизировать мыслительную деятельность через отгадывание загадок; развивать познавательный интерес к миру природы; воспитывать дружеские взаимоотношения, желание помогать, бережное отношение к животным.

 «Птицы тайги»

Закреплять и расширять знания детей о зимующих птицах: об их внешнем виде, о питании; развивать диалогическую речь детей, активизировать словарь детей по теме: «зимующие птицы»; учить отгадывать загадки; воспитывать доброе, бережное отношение к пернатым друзьям, закладывать основы экологического воспитания.

Декабрь

 «Зимушка-зима»

Уточнить и конкретизировать представления детей о характерных признаках зимы; учить устанавливать зависимость жизни растений и животных от изменений в неживой природе; познакомить детей с образом русской зимы, переданных в различных произведениях искусства, вызвать чувство любви к родной природе; воспитывать эстетическое отношение к природе

 «Снегопад. Снег и его свойство»

Уточнить и расширить знания детей о снеге; помочь детям понять, почему при изменении температуры снег изменяет свои свойства; вызвать радость от открытий, полученных из опытов; учить детей анализировать, делать выводы; развивать мышление, интерес к зимним явления неживой природы; учить грамотно формулировать свой ответ

 «Ёлочка. Защитите ель и сосну»

Формировать знания о том, что дерево - живой организм, которой нуждается в воде и тепле; дать представления о значении ели в жизни обитателей леса и использовании этого дерева человеком; уточнить представление детей о хвойных деревьях; закрепить умение детей рисовать методом тычка; воспитывать у детей бережное отношение к природе.

«Экспериментирование со снегом и льдом»

Расширять представления детей о свойствах воды, снега и льда; учить устанавливать причинно - следственные связи: снег тает и превращается в воду, на морозе вода замерзает и превращается в лёд; продолжать знакомить с осязаемыми свойствами снега и льда; обогащать чувственный опыт детей.

Январь

 «Снеговичок»

Выявить и расширить представления детей о свойствах снега; развивать речь, мышление, воображение; воспитывать интерес к явлениям неживой природы

 «Зимние узоры»

Закрепить и обобщить знания детей о зиме, явлениях природы, рисовать короткие штрихи и линии; проследить взаимосвязь живой и неживой природы, жизни человека и времен года; развивать познавательный интерес; формировать способность видеть красоту окружающего мира; воспитывать любовь к родной природе, экологическую культуру;

 «Человек – часть природы»

Формировать у детей представление о неразрывной связи человека с природой (человек и природа – единое целое); совершенствовать речь детей; развивать фантазию; воспитывать чистоплотность, аккуратность и желание быть здоровым

 «Воздух»

Формировать представления о свойствах воздуха: воздух прозрачный и невидимый, воздух есть внутри каждого человека, воздух можно поймать и запереть, воздух легкий, воздух есть везде, воздух может двигаться, а когда воздух движется, то получается ветер; развивать познавательную активность, побуждать детей мыслить, рассуждать, искать ответ самостоятельно, внимательно слушать вопросы; отвечать, не перебивая друг друга; пополнять словарный запас

Февраль

 «Экзотические животные»

Выявить имеющиеся у детей знания об экзотических животных; углубить представления детей о льве, тигре, слоне, обезьянах, кенгуру; развивать интерес к экзотическим животным, желание больше узнать о них; воспитывать доброе и чуткое отношение к животным; дать сведения о заповедниках и зоопарках

 «Посадка лука»

Учить детей подготавливать инструмент, рабочее место и убирать за собой; закреплять знания детей о строении луковицы, об условиях, необходимых для роста растения; развивать речь детей, активизировать словарь: корень, луковица, посадить, углубления, условия, стрелка; воспитывать желание добиваться результата, участвовать в общем деле

 «Растения лечат. Лекарственные растения»

Познакомить детей с лекарственными растениями, дать знания о простейших способах использования некоторых лекарственных растений для лечения, о правилах их сбора

 «Знакомимся с комнатными растениями»

Расширить представления детей о комнатных растениях: их пользе и строении; учить различать комнатные растения по внешнему виду

Март

 «Спешит весна»

Познакомить детей с признаками весны и устанавливать простейшие взаимосвязи: солнышко светит, на улице начинает звенеть капель, появляются проталины, а затем первые цветочки и трава; развивать наблюдательность, любознательность в трудовой работе; воспитывать любовь к природе, желание оберегать ее

 «Посадка цветов. Огород на окошке»

Расширять знания детей о весенних цветах (луке, их значении в жизнедеятельности; формировать умение правильно садить цветы на рассаду, дать знание об основных потребностях растений, условиях, которые необходимы для их роста (почва, влага, тепло, свет).

 «День воды. Вода помощница»

Дать детям простейшие представления о круговороте воды в природе через сказку; рассказать, что капельки воды в природе «ходят», движутся по кругу; уточнить представления о трех состояниях воды – пар, лед, снег; воспитывать доброе, заботливое отношение к природе, развивать наблюдательность, интерес к неживой природе.

 «Экспериментирование с водой»

Познакомить детей с некоторыми свойствами воды, обратить их внимание на то, что такой привычный объект, как вода таит в себе много неизвестного; через опыты – эксперименты закрепить понятия о том, что вода не имеет формы, запаха, находится в разнообразных состояниях; воспитывать бережное отношение к природе.

Апрель

 «День птиц – 1 апреля». Перелетные птицы»

Познакомить детей с праздником Днём птиц, многообразием пернатых; обобщить знания о перелётных птицах; прививать любовь и бережное отношение к родной природе; научить выделять признаки сходства и различия у птиц; активизировать и расширять словарь детей; воспитывать интерес к жизни перелётных птиц.

 «Русская березка»

Расширить и уточнить представления детей о русской березе; продолжать формировать интерес детей к родной природе; обобщать знания о березке; расширять представления детей об образе березы в поэзии, музыке, произведениях изобразительного искусства; воспитывать любовь к русской березке.

 «День Земли – 22 апреля»

Дать детям представления о том, что планета Земля – это огромный шар (большая часть Земного шара покрыта водой и океанами, кроме воды есть материки – твердая земля – суша, где живут люди); сформировать у детей понятие «космическое пространство»; закреплять знания детей о планете – как общем доме для растений, животных и человека; воспитывать любовь и бережное отношение к Земле и жителям Земли

 «Солнце – источник тепла и света»

Дать детям первоначальное знание о солнце; показать значение солнечного света и его свойство - способность отражаться от предметов; использование этого свойства человеком.

Май

 «Байкал»

Формировать представления детей о богатейшем и самом большом пресноводном озере – Байкал; обобщать знания о животном и растительном мире озера и сибирского края; продолжать воспитывать в детях любовь и бережное отношение к природе; развивать доказательную речь детей, пополнять словарный запас.

 «Огонь – друг, огонь – враг!»

Познакомить детей с машинами специального назначения – пожарная машина; сформировать правильное отношение к огню; рассмотреть разные варианты обращения с огнем, когда огонь – друг, огонь – враг; расширить знания детей о правилах обращения с огнем; закрепить знания детей о причинах возникновения пожара, о правилах пожарной безопасности и поведения в общественных местах, лесу; воспитывать культуру поведения со сверстниками и взрослыми

 «Мир насекомых»

Расширить знания и представления детей об особенностях внешнего вида и жизненных проявлениях насекомых; учить анализировать, устанавливать, устанавливать простейшие причинно-следственные связи, делать обобщения; учить отвечать на вопросы; активизировать память и внимание детей; обогащать словарный запас; развивать связную речь и логическое мышление, звукопроизношение

КВН «Мы – друзья природы»

Обобщать знания детей о диких животных, о среде их обитания, о птицах, о деревьях; активизировать в речи детей имена прилагательные, характеризующие времена года, особенности деревьев диких животных и птиц; развивать мыслительные операции: сравнивать, классифицировать, анализировать, обобщать; развивать внимание, память, мышление; воспитывать любовь, бережное отношение к природе и проявлять заботу и внимание ко всему живому.

Диагностика по экологическому воспитанию детей  средней группы.

Живая природа.

Задание  «Растительный мир»

 Цель: выяснить, что детям известно о растительном мире, о сезонных изменениях, происходящих с растениями.

Материал: картинки с разными растениями, овощами, фруктами.

1. Посмотри на картинку, на которой нарисовано дерево и куст и скажи, чем

     они отличаются.

2. Почему растения относят к живым объектам? Как ты об этом догадался?

3. Как растения приспосабливаются к сезонным изменениям в природе?

4. Какие овощи и фрукты тебе известны? Назови их и покажи на картинке.

5. Как нужно ухаживать за комнатными растениями?

6. Почему нужно беречь природу? Как вести себя в природе?

Инструкция к проведению:  проводится в виде беседы с использованием картинок.

Критерии оценки:

1 Ребёнок правильно отвечает на поставленный вопрос, понимает смысл

   говорящего – 3 балла.

2 Ребёнок затрудняется с ответом, может ответить только с помощью

   наводящих вопросов – 2 балла.

3  Ребёнок не может ответить на поставленный вопрос – 1 балл.

Высокий уровень – 15 – 18 баллов.

Средний уровень – 12 – 14 баллов.

Низкий уровень – 6 – 9 баллов.

Задание  «Животный мир»

Цель: выяснить знания детей о животном мире.

Материал: Картинки с животными  домашними и дикими, птицами, рыбами, насекомыми. Иллюстрации зимний лес, медведь в берлоге, заяц на снегу, деревенский двор.

1. Относятся ли животные к живой природе? Как ты это определил?

 2. Каких домашних животных ты знаешь? Почему их так называют?

 3. Каких диких животных ты знаешь? Почему их так называют?

 4. Какие сезонные изменения происходят с животными? Почему медведь

     засыпает зимой? Куда улетают птицы?

 5. Каких животных живущих в воде ты знаешь?

 6. Почему нужно охранять исчезающих животных?

Инструкция к проведению: Проводится беседа с использованием картинок.

Критерии оценки:

 1 Ребёнок правильно отвечает на поставленный вопрос, понимает смысл

    говорящего – 3 балла.

2 Ребёнок затрудняется с ответом, может ответить только с помощью

   наводящих вопросов – 2 балла.

3  Ребёнок не может ответить на поставленный вопрос – 1 балл.

Высокий уровень – 15 – 18 баллов.

Средний уровень – 12 – 14 баллов.

Низкий уровень – 6 – 9 баллов.

Характерные особенности времён года.

Задание  «Осень»

Цель: выяснить знания детей о приметах осени.

Материал: панно «Осень», картинки осенней природы, людей работающих в поле, на огороде.

1. Посмотри на картинку и  назови приметы осени.

 2. Что происходит с погодой осенью?

 3. Какие овощи и фрукты убирают с полей, огородов?

 4. Куда осенью улетают птицы?

 5. Как животные готовятся к зиме?

Инструкция к проведению: проводится в виде беседы, с использованием картинок. Ребёнок  рассматривает картинки и отвечает на вопросы воспитателя.

Критерии оценки:

1 Ребёнок правильно отвечает на поставленный вопрос, понимает смысл

   говорящего – 3 балла.

2 Ребёнок затрудняется с ответом, может ответить только с помощью

   наводящих вопросов – 2 балла.

3  Ребёнок не может ответить на поставленный вопрос – 1 балл.

Высокий уровень – 12 – 15 баллов.

Средний уровень – 8 – 10 баллов.

Низкий уровень – 4 – 6 баллов.

Задание  «Зима»

 Цель: выяснить знания детей о зиме, о сезонных изменениях, происходящих в природе.

Материал: панно «Зима», картинки зимней природы.

1. Посмотри на картинку и расскажи, что происходит с растениями зимой?

 2.  Расскажи, как животные проводят зиму?

 3. Какая погода зимой?

 4. Что ты любишь делать зимой на улице?

 5. Какой праздник мы отмечаем зимой?

Инструкция к проведению: проводится в виде беседы, с использованием картинок. Ребёнок  рассматривает картинки и отвечает на вопросы воспитателя.

Критерии оценки:

1 Ребёнок правильно отвечает на поставленный вопрос, понимает смысл

   говорящего – 3 балла.

2 Ребёнок затрудняется с ответом, может ответить только с помощью

   наводящих вопросов – 2 балла.

3  Ребёнок не может ответить на поставленный вопрос – 1 балл.

Высокий уровень – 12 – 15 баллов.

Средний уровень – 8 – 10 баллов.

Низкий уровень – 4 – 6 баллов.

Задание  «Весна»

 Цель:  выяснить знания детей о весне, об изменениях, происходящих в природе.

Материал: Панно «Весна», картинки весенней природы.

1. Посмотри на картинку и назови приметы весны.

 2. Как изменилась погода с приходом весны?

 3. Почему стали возвращаться птицы?

 4. Какие изменения происходят с растениями?

 5. Чем занимаются люди весной на своих участках?

Инструкция к проведению: проводится в виде беседы, с использованием картинок. Ребёнок  рассматривает картинки и отвечает на вопросы воспитателя.

Критерии оценки:

1 Ребёнок правильно отвечает на поставленный вопрос, понимает смысл

   говорящего – 3 балла.

2 Ребёнок затрудняется с ответом, может ответить только с помощью

   наводящих вопросов – 2 балла.

3  Ребёнок не может ответить на поставленный вопрос – 1 балл.

Высокий уровень – 12 – 15 баллов.

Средний уровень – 8 – 10 баллов.

Низкий уровень – 4 – 6 баллов.

Задание «Лето»

 Цель: выяснить узнают ли дети времена года, знают их характерные особенности, приметы, сезонные изменения, происходящие с растениями и животными.

Материал: панно «Лето», картинки летней природы, людей в поле, на огороде.

1. Посмотри на картинку и  назови приметы лета.

 2. Что делают животные летом?

 3. Чем занимаются птицы?

 4. Какая погода летом?

 5. Назови все времена года и покажи их на картинке.

Инструкция к проведению: проводится в виде беседы, с использованием картинок. Ребёнок  рассматривает картинки и отвечает на вопросы воспитателя.

Критерии оценки:

1 Ребёнок правильно отвечает на поставленный вопрос, понимает смысл

   говорящего – 3 балла.

2 Ребёнок затрудняется с ответом, может ответить только с помощью

   наводящих вопросов – 2 балла.

3  Ребёнок не может ответить на поставленный вопрос – 1 балл.

Высокий уровень – 12 – 15 баллов.

Средний уровень – 8 – 10 баллов.

Низкий уровень – 4 – 6 баллов.

Перспективный план работы кружка «Маленький следопыт»

2021-2022 год учебный год

старшая группа № 8 (5-6 лет)

сентябрь

«Цветы на осеннем участке»

Закрепить знания детей об осенних садовых цветах: отличие по внешнему виду, стадии созревания семян. Уточнить представления детей о садовых работах осенью. Активизировать словарь детей словами, означающими названия садовых цветов.

Загадывание загадок, д/игра «Угадай по описанию», наблюдение.

«Осенний урожай»

Закрепить знания детей об овощах и фруктах. Уточнить знания детей об уходе за овощами. Воспитывать трудолюбие. Активизировать словарь детей словами, обозначающими овощи и трудовые действия.

Чтение стихов «Здравствуй, осень!» Е.Благинина, наблюдение, беседа «Что растет на грядке?»

«Осень в белые туманы»

Уточнить знания детей о таком природном явлении, как туман. Развить познавательную активность. Активизировать словарь детей: туман, сыро, влажно, густой покров.

Беседа «Что это – туман?», чтение стихов, загадывание загадок, наблюдение.

«То березка, то рябинка»

Продолжить знакомство детей с характерными особенностями деревьев, сезонными изменениями. Воспитывать любовь к природе.

Чтение стихов: «Березонька», «Рябинка», д/игра «Опиши дерево», загадывание загадок, наблюдение

октябрь

«Растения и животные»

Подвести детей к пониманию того, что живая природа включает в себя как растительный, так и животный мир; выделить главные отличительные признаки растений и животных; учить детей придумывать отдельные условные обозначения растений и животных; развивать познавательный интерес к природе

Д/игра «Два царства»; поисковая деятельность; придумывание; Д/игра «Растение или животное?»; Д/игра «Путаница»

«Что растения под землёй прячут?»

Выяснить значение корня для растения; познакомить детей с видоизменениями корней в связи с условиями внешней среды; учить приёмам предметно – схематического моделирования посредством соотнесения корней разнообразных растений с условными знаками – символами.

Беседа; рассказ о разнообразии корней; Д/игра «Вершки и корешки»; рассматривание гербария; посадка лука.

«Зачем растениям стебель (ствол)?»

Расширять представления детей о стебле, его функциях и видоизменениях; познакомить со значением коры и способом определения возраста дерева; выявить отличительные особенности стебля и ствола; продолжать развивать способности к моделированию посредством соотнесения разнообразных растений с условными знаками – символами.

Беседа; чтение сказки «Чей стебель лучше?»; опыт «Запасливые стебли», поисковая деятельность.

«Тайна зелёного листа»

Расширять представления детей о значении листьев для растений и всего живого на Земле; познакомить с видоизменениями листьев в связи с условиями внешней среды; выявить причинную обусловленность природных явлений.

Беседа; опыт «Бережливые растения»; опыт «Как листья становятся питанием для растений?»; рассказ

ноябрь

«Письмо для Дедушки Дерева»

Уточнить представления детей о процессах, происходящих с деревьями в связи с сезонными изменениями; формировать способность выявлять обусловленность природных явлений; продолжать развивать способности детей к предметно – схематическому моделированию; воспитывать доброжелательность, бережное отношение к деревьям как живым существам; создание эмоционального комфорта и удовлетворения

Загадка; беседа; д/игра «Что сначала? Что потом?»; анализ; релаксация «Я – живое дерево»; чтение стихотворения Э.Мошковской «У Дедушки Дерева добрые руки»

«Для чего растениям цветы?»

Познакомить детей со строением цветка, его функциями, видоизменениями; дать детям понятие «опыление»; учить различать условные знаки – символы, обозначающие цветок.

Демонстрация иллюстрации цветов; знакомство с цветком; игра «Цветок»; рисование условных обозначений,; чтение стихотворения «Если я сорву цветок…»

«Семена – дети растений»

Показать детям чудо произрастающего семени, многообразие семян и способы их распространения; развивать умение моделировать условия, необходимые для прорастания семян.

Демонстрация коллекции семян; рассматривание проросшей фасоли; чтение рассказа «Цветок»; игра «Живая дорожка»

«Грибное царство»

Формировать представления детей о строении грибов, их значении в природе и жизни человека; продолжать учить распознавать съедобные и несъедобные грибы; сформулировать правила сбора грибов.

Беседа, загадывание загадок о грибах, чтение рассказа «Мухомор», правила сбора грибов, игра с мячом.

декабрь

«Гости из далёких стран»

Познакомить детей с родиной некоторых комнатных растений; дать представление о светолюбивых, влаголюбивых теневыносливых, засухоустойчивых комнатных растениях, их отличительных признаках; учить различать комнатные растения, запоминать их названия; уточнить правила ухода за комнатными растениями.

Наблюдение, беседа, д/игра «Найди растение», рассказ о разных комнатных растениях

«Зелёный доктор»

Познакомить детей с лекарственными свойствами растений, формировать умение детей отличать их от простых растений

Загадки, беседа, чтение стихотворения Л.Герасимова «Подорожник», рассматривание гербария

«Детки на ветке» (зимние ветки)

Выяснить вместе с детьми, как приспосабливаются деревья к зимним холодам; обратить внимание детей на сходство и различия между ветками разных деревьев, на цвет, форму и расположение почек на них.

Беседа, наблюдение и сравнение веточек разных деревьев, загадка, исследование «Строение почки»

«Лягушки»

Расширять представление детей об образе жизни лягушек; познакомить со стадиями развития лягушек, с пищевыми пристрастиями, ролью в природе; воспитывать доброжелательное отношение к земноводным

Беседа «Что вы знаете о жизни лягушек?», рассказ воспитателя о лягушках, физминутка «Мы весёлые лягушки», д/игра «Что сначала? Что потом?», д/игра «Продолжи фразу»

«Пернатые друзья»

Развивать умение детей различать птиц нашего региона по внешнему виду, группировать их «зимующие» и «перелётные»; уточнить представления о жизни зимующих птиц, их приспособленности к суровым условиям зимы; доказать необходимость заботы о птицах в это время года.

Рассматривание иллюстраций о наших птицах, д/игра «Какая птица?», чтение рассказа М.Богданова «О чём горевали птички?», беседа «Как помочь птицам зимой?», д/игра «Кому что по вкусу?»

январь

«Птичья столовая»

Развивать способности детей преображать ненужный бросовый материал в полезные вещи; приучать детей заботиться о птицах в зимний период года; дать возможность почувствовать значимость собственного труда.

Чтение стихотворения «Покормите птиц зимой», ручной труд, чтение стихотворения «Кормушка»

«Дятел»

Расширять представления детей о жизни дятлов: разнообразии видов, особенностях добывания пищи, обустройстве жилища; развивать познавательный интерес, способности к моделированию признаков и понятий; воспитывать любознательность.

Загадка о дятле, рассматривание иллюстрации «Дятел», чтение рассказа Т.Д. Нуждиной «Дятел», беседа «За что мне нравится дятел?»,

«Журавль и цапля»

Расширять представления детей о жизни болотных птиц: их образе жизни, особенностях добывания пищи, сезонных приспособлениях; учить различать птиц по внешнему виду; развивать способности к моделированию признаков и понятий; воспитывать любознательность.

Загадывание загадок, рассматривание иллюстраций, использование худ. слова, беседа об особенностях жизни

«Воробей и синица»

Расширять представления детей о жизни птиц – соседей человека – воробьёв и синиц: месте обитания, характере пищи, сезонных приспособлениях; развивать способности к моделированию признаков и понятий; воспитывать любознательность.

Загадки, рассматривание иллюстраций, беседа «Воробей – наш частый гость», рассказ воспитателя, чтение «Большая синица»

февраль

«Сова и попугай»

Углубить познания детей о жизни птиц; развивать аналитические способности детей путём сравнения внешнего облика птиц, объяснения причин местообитания, строения клюва, ног; воспитывать любознательность, доброжелательное и заботливое отношение к пернатому питомцу.

Загадка, рассматривание иллюстраций, наблюдение за попугаем. Чтение стихотворения Л.Новикова «Попугай», сравнение совы и попугая

«Кукушка»

Познакомить детей с кукушкой: особенностями жизни, характере пищи, отсутствием заботы о потомстве; доказать её принадлежность к перелётным птицам, обосновать роль птицы в природе; воспитывать нравственные качества

Д/игра «Отгадай по описанию», рассматривание иллюстраций, беседа «Что вы знаете о кукушке?», чтение рассказа «Кукушка» Т.Д.Нуждиной

«Мастера без топора»

Расширять представления детей о разнообразии птичьих гнёзд; познакомить со способами строительства гнёзд птицами и используемыми при этом материалами; разъяснить правила поведения при обнаружении гнезда; воспитывать экологическую грамотность.

Беседа, рассматривание иллюстраций, практическая работа

«Нелетающие птицы»

Расширять представления детей о птицах; познакомить с нелетающими птицами и их приспособленностью к условиям среды обитания; развивать навыки элементарной исследовательской деятельности, логическое мышление.

Беседа «Кто такие птицы?», рассматривание энциклопедии, рассказ воспитателя, д/игра «Угадай, что за птица?»

март

«Крылья, ноги и хвосты»

Обобщить представления детей о многообразии и функциональном предназначении для птиц крыльев, ног и хвоста, познакомить с видами и строением перьев, систематизировать представление детей о птицах.

Беседа «Для чего птицам крылья, ноги и хвост?», рассматривание перьев, рассказ воспитателя, д\игра «Крылья, ноги и хвост»

«Маленькие волшебники»

Закрепить знания детей об условиях, необходимых для роста растений, совершенствовать умения детей в посеве семян, выращивании рассады, воспитывать желание ухаживать за растениями.

Беседа, рассматривание семян, посев семян.

«Воздушный океан»

Уточнить и расширить представления детей о воздухе, его составе, о ветре, рассказать об основных причинах загрязнения воздуха, развивать логическое мышление.

Рассказ о воздухе, опыт «Свойства воздуха», беседа.

«Кому нужна вода?»

Уточнить и расширить знания детей о воде, её свойствах, роли в жизни человека и живых организмов, дать представления об основных причинах загрязнения воды, его последствиях.

Беседа по вопросам, рассматривание иллюстраций «Вода нужна всем», опыт, составление рассказа. Рисование природоохранных знаков

апрель

«Что такое почва?»

Показать сложность состава почв и многообразие типов, формировать представления о значимости плодородной почвы для произрастания растений, познакомить с животным миром почвы

Загадывание загадок, сравнение, беседа «Для чего нужна почва?», продуктивная деятельность

«Путешествие по глобусу»

Познакомить детей с глобусом – моделью земного шара – и картой, дать элементарные представления о доме человека и доме – природе, воспитывать бережное отношение к Земле – своему дому.

Беседа, рассматривание глобуса, рассказ воспитателя, знакомство детей с картой

«Сбережём удивительный мир растений и животных»

Закрепить знания детей о мире растений и животных, воспитывать у детей бережное отношение к растительному и животному миру, эмоциональную отзывчивость.

Беседа, д/игра «Какие деревья растут в лесу?», игра «Что? Для чего?», чтение стихотворения К.Бальмонта «За грибами»

«Солнышко на травке»

Уточнить знания детьми цветка, умение найти его по листьям, форме соцветия, формировать у детей интерес к работе с краской. Продолжать вызывать у детей интерес к живым цветам.

Чтение стихов, пальчиковая гимнастика, продуктивная деятельность

май

«Кто живёт в пруду?»

Познакомить детей с прудом – природным водоемом, его обитателями, растениями, формировать знания, что пруд не следует засорять; обобщить представления об основных факторах водной среды: природный слой почвы, вода, камни, растения, которые приспособились жить в воде.

Рассматривание картины «Водоем», игра «Создай свой водоем». беседа, игра «Подражание», конкурс «Кто готов сохранить водоем?»..

«Цветущие деревья»

Способствовать ознакомлению детей с особенностями весеннего состояния плодовых деревьев, формировать умения устанавливать простейшие связи: изменение условий в окружающей среде воспитывать интерес к растениям, бережное отношение и заботу.

беседа о яблони, вишни, сирени.

д/игра «От какого дерева цветок, игра - имитация «Собери нектар»

«Что такое облака, дождь, гроза?»

Дать понятие об испарении воды, образовании облаков, электрических разрядах в доступной форме. Познакомить детей с правилами поведения во время грозы.

Наблюдение,

рассматривание иллюстраций,

чтение.

«Песочные фантазии»

Расширять кругозор детей: познакомить с современным направлением в изоискусстве. Закрепить знания о свойствах песка. Упражнять детей в работе с моделями. Развивать образное и логическое мышление. Развивать тактильную чувствительность и мелкую моторику рук. Обогащать эмоциональную сферу детей

Чтение загадок, игра «Песочный телеграф», муз-но рит-кое упр-ние «Волна», пальчиковая гимнастика «На морском песке сижу», самостоятельная деятельность детей


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа "Маленькая страна - это моя семья"

программа содержит материал по формированию у дошкольников представлений о семье и родословной....

рабочая программа "Маленький пешеход"

quot;По обучению и формированию навыков безопасности дорожного движения"...

Рабочая программа «Маленькие исследователи»

Основываясь на целевые ориентиры основной образовательной программы дошкольного образования, рабочая программа «Маленькие исследователи» имеет цель: способствовать развитию у детей по...

Рабочая программа "Маленький пешеход"

Рабочая программа "Маленький пешеход"...

Рабочая программа «Маленькие исследователи» Образовательная область «Познавательное развитие» (для детей дошкольного возраста 3-7 лет)

На сегодняшний день в системе дошкольного образования появляется множество новых  методов работы с детьми. Вместе с этим меняются задачи и цели обучения. Образовательный процесс в ДОУ немыслим бе...

Рабочая программа "Маленькие дизайнеры" для старшей группы ДОУ

Программа направлена на проявление интереса, живой эмоциональный отклик к восприятию эстетических свойств предметов, желание детей взимодействовать с ними....

Рабочая программа «Маленькие исследователи» Образовательная область «Познавательное развитие»

Перспективное планирование по экспериментированию в старшей группе (5-6 лет)...