Милости просим
план-конспект занятия по окружающему миру (старшая группа)

Чепкасова Галина Николаевна (Новосёлова)

Конспект занятия для дошкольников 5-7 лет. В ходе занятия обогащаются и углубляются знания детей о быте русского человека, воспитывается уважение к старшему поколению, развивается интерес к народным традициям и играм.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл russkaya_gornitsa.docx22.68 КБ

Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

ГОРОДА НИЖНЕВАРТОВСКА ДЕТСКИЙ САД №71 «РАДОСТЬ»

Конспект

 непосредственной образовательной деятельности

по познавательному развитию на тему:

«В русской горнице»

для детей старшего дошкольного возраста.

Составил: воспитатель МАДОУ г. Нижневартовска

ДС № 71 «Радость»

Чепкасова Галина Николаевна

Нижневартовск

2020

Цель: Формирование представлений детей об историей русского народа: его быте и обычаях.

Задачи:

-  Продолжать с устным народным творчеством: пословицами, поговорками и прибаутками

- Обогащать словарь названиями предмета быта: самовар, веретено, печь, лапти и т.д.

- Воспитывать любовь и бережное отношения к предметам старины.

Образовательные области:

- коммуникация

- социализация

- познание

- музыка

- художественное творчество

- труд

- чтение

Ход занятия

Звучит русская народная мелодия. Воспитатель с детьми приветствуют гостей. Одевает шаль, приглашает детей в русскую избу.

Русь деревянная - края дорогие,

Здесь издавна русские люди живут

Они прославляют жилища родные,

Раздольные русские песни поют.

Звучит русская народная песня.

Моя изба встречает вас красивыми деревянными углами.

Дети отвечают на приветствие известными им пословицами:

«Домом жить – не лукошко шить»

«Хозяюшка в дому, что оладушек в меду»

«Домом жить – обо всем тужить»

«Что есть в печи – на стол мечи»

«Много гостей – Много новостей»

Хозяюшка просит объяснить детей, о чем говорят некоторые пословицы, затем сама подводит итог.

- А вы знаете почему Русь называли деревянной?

(Выслушивает ответы детей)

- Давным-давно, на Руси люди строили себе жилища из бревен. Такие дома называют избами. И все-то в избе было сделано из дерева: и пол, и потолок, и стены, и мебель и многое другое.

- А о каком предмете я сейчас вам загадаю загадку?

- «Всех кормлю с охотою, а сама безротая» (ложка)

Дети отгадывают загадку. Один из детей (заранее подготовленный) рассказывает про деревянную ложку: «Если есть деревянной ложкой, пища становится ароматней и вкуснее. Кушая деревянной ложкой, никогда не обожжешься. По форме деревянные ложки глубокие, потому что на Руси основным блюдом был суп или жидкая каша. На стол ставили котелок, каждый член семьи черпал из него и с помощью хлеба подносил ко рту. Ложки мастера изготавливали из осины, березы и клена».

(Воспитатель и дети благодарят ребенка за рассказ.)

- А еще деревянные ложки на Руси были музыкальным инструментом.

В-ль предлагает детям взять деревянные ложки и поиграть на них. (Звучит песня «Ах, вы, сени мои сени»)

- Но не только на Руси плясали и пели, но и трудиться умели.

В-ль предлагает детям отгадать загадку:

«Верчусь по горнице сработаю моею

Чем больше я верчусь, тем больше я толстею»

                         (веретено)

Дети отгадывают загадку, подходят к другому в-лю, который рассказывает и показывает, что такое веретено и как на Руси пряли пряжу.

- А еще в избе, кроме веретена, было много предметов-помощников, которые хозяюшки использовали почти каждый день (раздает карточки с названиями предметов и загадывает загадки. Дети должны отгадать загадку и прикрепить название к предмету).

  • Стоит толстячок, блестит бочок

Шипит, кипит, всем чай пить велит.    (Самовар)

  • Он по горнице гуляет

Пыль и мусор собирает.             (Веник)

  • В лесу родился, на руках крестился, на ногах умер.   (Лапоть)
  • То назад-то вперед ходит-бродит пароход

Остановишь – горе! Продырявит море.       (Утюг)

  • Тело бело, душа льняная, маковка золотая.     (Свеча)

Хозяюшка хвалит детей.

- В старину темными зимними вечерами люди собирались в большой избе, где они пели, водили хороводы, рассказывали сказки. Такие вечера назывались посиделками.

Хозяюшка предлагает детям поиграть в хороводную игру «Арина».

(Играющие встают в круг, в середине водящий – Арина.

Ей завязывают глаза.

Все поют:

Дорогая Арина, встань выше овина,

Рученьки сложи, чье имя укажи!

Арина ходит, напевая:

Хожу, гуляю вдоль караваю,

Вдоль по караваю, кого найду, узнаю!

Затем, коснувшись одного из играющих, старается отгадать его имя. Чье имя отгадает, тот будет Ариной).

— Вот в такой обстановке наши предки сидели в одной из изб и пряли шерсть, вязали, плели лапти.  А еще стряпали всякие вкусности: пряники, булочки, пироги.

А я вам предлагаю сделать крендельки к чаю.

В это время помощники выкладывают на стол тесто, досточки и лист для крендельков.

(Звучит легкая Русская народная песня)

-Ребята, перед вами доски, тесто и лист для крендельков. Сейчас мы с вами раскатаем крендельки (вспоминают последовательность изготовления). Дети выполняют не сложную работу.

Когда крендельки слеплены, они укладываются на лист и лист устанавливают в печь, где уже стоит лист с готовыми крендельками.

- А пока наши крендельки пекутся мы узнаем много интересного о русской печи. (Подготовленный ребенок рассказывает про русскую печь. «В старину русская печь заменяла кровати целому семейству. Печь использовали вместо бани. Залезал  прямо в нее, там парились и мылись! Она всегда стояла в центре дома». Я знаю много сказок, где упоминается русская печь: Емеля, разъезжающий на печке; Баба Яга грела свои косточки на печи; «Гуси - лебеди»; А Илья Муромец вообще 33 года на печи пролежал.)

Хозяюшка благодарит ребенка.

Из печи достаются готовые крендельки, включается русская народная музыка, дети угощают гостей и угощаются сами.  


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Милости просим в нашу светлицу"(фольклорное представление)

Театрализованное фольклорное представление с участием родителей....

Авторское интерактивное пособие - презентация по развитию речи с использованием малых фольклорных форм "Милости просим" для старших дошкольников

Возраст целевой группы: старшие дошкольники 5-7 лет.Цель пособия: Развитие лексико-грамматических категорий и связной речи дошкольников с  использованием малых фольклорных форм. Задачи пособ...

Знакомствот с устройством русской избы "Милости просим,гости дорогие"

Данная образовательная деятельность направлена на знакомство детей с русской народной культурой с их бытом, традициям....

КОНСПЕКТ ПРАЗДНИКА «Милости просим к нам на именины»

Сезонные именины проводятся в зале, украшенном в народном стиле, в вечернее время, в среду. Приглашаем родителей, готовим сладкий стол с самоваром....

"Милости просим"

интерактивное пособие по развитию речи для старших дошкольников...

Милости просим в нашу избу

«Милости просим в нашу избу» Цель: Познакомить детей с историей русского народа:  бытом, обычаями, гостеприимством.Задачи:-  Знакомство с устным народным творчеством: пословицами, ...

Методическая разработка к тематическому педсовету «Милости просим, а хлеб-соль по старинному»

Цели: Закреплять знания об истории русской кухни;Закреплять знания о традициях, особенностях, самобытном опыте русского народа....