Проектная деятельность «Насекомые. Национальный парк Хвалынский» для детей старшего дошкольного возраста.
проект по окружающему миру
Проект "Насекомые. Национальный парк Хвалынский"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
proekt_nasekomye_1.docx | 21.59 КБ |
Предварительный просмотр:
Проектная деятельность
«Насекомые. Национальный парк Хвалынский»
для детей старшего дошкольного возраста
в рамках социально-значимого проекта
«Подарим красоту окружающего мира на полотнах детям»
Подготовили:
воспитатели
МДОУ «Детский сад № 155»
Капкова Л.Ж.,
Четверова И.В.
2022г
Занятие – экскурсия: «Насекомы. Национальный парк Хвалынский».
Цель: на примере Национального парка Хвалынский расширить знания детей о насекомых их роли в природе.
Задачи: воспитать у детей бережное отношение к природе, развить умение видеть красоту окружающего мира, формировать у дошкольников экологические знания.
Оборудование: фотопейзажи «Божья коровка семиточечная», «Муравейник на экологической тропе», «Весна (пчела)», «Богомол», «Стрекоза», «Бабочка крапивница», «Бабочка Павлиний глаз». Все фотографии сделаны в Национальном парке Хвалынский.
Ход занятия: помещение делится на игровую и галерейную зоны. В центре игровой лежит «коробка открытий», в которой находится «Баночка меда» (настоящая или нарисованная). Дети встают вокруг «коробки открытий». После приветствия, педагог рассказывает детям, что утром в детский сад принесли посылку, предлагает посмотреть от кого она. На посылке надпись: «Город Хвалынск. Чудесное средство от всех болезней». Предложите детям отгадать загадку, узнать, что находится в посылке:
Нет полезней в мире средства
Знаем мы его все с детства
Он здоровье нам несет
Наш тягучий, сладкий…(Мед)
Обсудите с детьми, кто мог прислать такую посылку. Выяснив, что это могла сделать пчела, дети с педагогом переходят в галерейную зону.
Наша большая планета Земля очень гостеприимна . Она вмещает в себя миллионы созданий. Всюду, куда не посмотришь, живут насекомые – наши маленькие незаметные соседи. Впрочем, такие ли они незаметные? Они одни из первых появились на нашей планете, и было это за несколько тысяч лет до динозавров! Давайте познакомимся с некоторыми из насекомых поближе…
«Пчела». Это одно из тех насекомых, которые приносят неоценимую пользу человеку. Они всемирно признаны самыми трудолюбивыми насекомыми. Пчелы дают человеку вкусный и полезный мед. Их мохнатое тельце покрыто ворсинками и имеет полосатый окрас. С помощью длинного хоботка пчелы высасывают нектар из растений. Они перерабатывают его и превращают в мед. Мед пчелы хранится в сотах – специальных ячейках. В холодное время мед служит для пчел пищей. Чтобы обеспечить себе сытую зиму, пчелы неустанно трудятся всю весну и лето. Живут пчелы большими семьями. Раньше пчелы были только дикими и чтобы добыть мед, человеку приходилось искать пчелиные дома в лесу. А после люди стали строить для пчел специальные домики - ульи – и заселять туда пчел. Пчелиный город из ульев называется пасека. Люди получают мед так, чтобы не навредить пчелам. Для того, чтобы собрать всего 1 килограмм меда, пчеле необходимо посетить 10 миллионов цветков.
У любой пчелы есть жало, которое находится в задней части туловища, служит оно для защиты. Когда пчела вонзает свое жало во врага, то жало остается в жертве, а пчела погибает. Не нужно бояться пчел, но относиться к ним стоит с осторожностью и уважением.
Угадайте, что мы видим у тропинки:
Возле ели вырос дом.
Миллион хозяев в нем.
Каждый должен здесь трудиться,
лишь на троне спит царица. (Муравейник)
«Большой муравейник». Домик муравьёв выглядит как земляной холм, усыпанный листьями и хвойными иголками. Муравейник только с виду кажется кучей веточек и хвои. Муравьи – великолепные строители, посмотрите, какой прекрасный терем построили. Муравейник – это многоэтажный дом: теплый, уютный, с кладовочками, со спальнями, с детскими комнатами и, даже, с царскими покоями. Муравьи живут в своем доме большой дружной семьей. Каждый взрослый житель в муравейнике имеет свою профессию: есть муравьи-рабочие, строители, няни, разведчики, солдаты, врачи, пастухи, которые пасут тлю, производящую молочко для питания муравьёв. Население в одном муравейнике - несколько сот тысяч жителей. Как целый город! Муравьи приносят огромную пользу лесу: уничтожают вредных насекомых, которые обгрызают листву и кору с деревьев, переносят семена растений. За помощью к муравьям обращаются даже птицы – муравьи чистят птичьи перышки от мелких паразитов с помощью особого вещества – муравьиной кислоты. Поэтому их называют помощниками и спасателями леса. Не разоряйте муравейники, оберегайте их.
«Божья коровка».Божья коровка – распространенное насекомое. Наверняка каждый летом сажал божью коровку на руку и приговаривал: «Божья коровка, лети на небо, принеси нам хлеба, черного и белого, только не горелого». Как же жучок получил свое имя? Издавна, людей добрых и безобидных называли «божьими». Именно таким – добрым и безобидным казался человеку этот жучок. А почему же коровка? Да потому, что ядовитую желтую жидкость, которую выделяет жучок в случае опасности, называли «молочком». Так и получилось «божья коровка». Жук божья коровка – любимец всех детей, потому что она яркая, красивая. С божьей коровкой дружит даже самый маленький ребенок. Некоторые ошибочно считают, что, сколько точечек на божьей коровке, столько ей и лет. Это неверно. Точки говорят не о возрасте, а о том, к какому виду принадлежит коровка: две точки—двуточечная, пять точек – … (пятиточеченая), семь точек – … (семитотечная).Обычно насекомые наряжаются в неприметные наряды, чтобы их не заметили птицы, и другие любители полакомиться жуками. А божья коровка не прячется, а наоборот – нарядилась в «яркий костюм» - не боится жучок, есть у него своя хитрая защита: птицы знают, что на вкус божья коровка едкая и противная (из-за молочка); а стоит взять божью коровку в руки, как она тут же замрет, упадет как бы в обморок, притворится мертвой, ну а когда опасность минует, жучок «оживет» и продолжит свои дела.
Это маленькое существо приносит огромную пользу. Божья коровка – неутомимый хищник: она является врагом для тли (самой вкусной для божьей коровки) и других вредителей сада. Так что растениям есть за что сказать «спасибо» божьим коровкам. Да и нам тоже: ведь не будь божьих коровок, тли могли бы уничтожить весь урожай. Польза божьей коровки известна с давних времен - земледельцы бережно развозили и расселяли божьих коровок по всему миру для спасения своих садов и полей. Посмотрите, что получается – мы, большие и сильные люди, зависим от маленькой божьей коровки.
Педагог предлагает детям перейти в игровую зону.
«Раз, два, три, четыре, пять, начинаю колдовать! Превращайтесь, дети, в божьих коровок!». У нас на ковре рассыпаны мелкие зеленые кружочки – это тли. Летите скорее и их соберите. Но помните, что божьи коровки добродушные жучки, не толкайтесь, не выхватывайте друг у друга «тлей». (После возвращения на места с «добычей», дети подсчитывают количество собранных зеленых кружочков – «тлей»).
Если нет возможности поиграть, проведите физминутку «Бабочка».
Утром бабочка проснулась, улыбнулась, потянулась!
Раз – росой она умылась, два – изящно покружилась,
Три – нагнулась и присела, на четыре улетела.
«Лимонница» и «Павлиний глаз». Сколько бабочек вы видите? Одну из них с первого взгляда разглядеть непросто. Это бабочка-лимонница. Лимонницей бабочку прозвали за окрас крылышек. Сами крылья имеют необычную заостренную форму, как будто их обрезали чем-то острым. Необычная форма крыльев и цвет бабочки-лимонницы – это превосходная маскировка от врага. В сложенном виде бабочка похожа на листочек – она прекрасно прячется в листве.
Другая бабочка – Павлиний глаз. Её несложно отличить от других бабочек по яркому окрасу и выразительным пятнам на крыльях, напоминающим четыре огромных голубых глаза. Крылья «Павлиньего глаза» имеют насыщенный красно-коричневый цвет. На таком фоне яркие голубые и белые пятна особенно заметны. Бабочка обзавелась таким рисунком неспроста. «Глаза» отпугивают от бабочки птиц и других животных, которые могут её съесть.
Как только начинает пригревать весеннее солнышко, бабочки раскрывают свои крылья над первыми цветами, принося им большую пользу: пока другие насекомые ещё спят, бабочки опыляют первые цветочки. Крылья бабочки красивые, но очень хрупкие: чешуйки, которые их окрашивают, очень ломкие, и, если бабочку взять в руки, то бабочка может погибнуть. К сожалению, с каждым годом бабочек становится все меньше: люди на полях используют удобрения, распахивают поляны – от этого бабочки погибают.
«Богомол».На этой фотографии замаскировалось в зелени еще одно насекомое – найдите его! А вы знаете, кто это? – Богомол. Свое название богомолы получили за необычный внешний вид. Они складывают передние лапки, будто в молитве. Богомолов нельзя назвать крупными (в длину они достигают 10-12 см), но можно назвать бесстрашными: в момент угрозы они не убегают, а остаются на месте и пытаются выглядеть крупнее - распускают крылья, разводят передние лапы и тянутся вверх, раскачиваясь в стороны. Так он выглядит очень грозно. Питаются богомолы насекомыми, поедают даже ядовитых пауков. Для человека богомолы безопасны, но если их разозлить, то могут сильно цапнуть.
«Стрекоза». Стрекозы – очень древние, и одни из самых красивых насекомых. Их можно увидеть солнечным летним днем над водой. Они бывают разных цветов: синие, зеленые, белые, черные… Стрекоза имеет 4 крыла, два из которых немного длиннее, они служат ей управлением, буквально, как руль в автомобиле, и летают они со скоростью автомобиля – до 140 км/ч- невероятно быстро. Стрекозы способны молниеносно менять направление своего движения: они могут лететь вперед, назад, в стороны и зависать на месте. Почти всю жизнь они проводят в полете, их лапы вообще не приспособлены для ходьбы. Глаза стрекозы занимают почти все пространство головы, переливаются всеми цветами радуги и, состоят они из маленьких глазок. Их примерно 28 тысяч! Оказывается, стрекоза видит мир, состоящим из миллиона кусочков – как мозаика ,при этом она абсолютно ничего не слышит и не ощущает запаха. Стрекоза имеет удивительно хороший аппетит, за час она может съесть около 40 мух. Для человека стрекозы весьма полезны: они во множестве уничтожают не только мух, но и кровососущих насекомых (комары, мошки), вредителей лесов и полей. Кроме того, стрекоза – насекомое опылитель, и трудится, помогая размножаться растениям, наравне с пчёлами и бабочками.
Скажите, можно ли представить нашу жизнь без насекомых? Они окружают нас везде: и в природе, и даже дома. Многие насекомые прячутся от нас под листьями деревьев, в коре дерева или же под землей. Все они – часть нашей замечательной планеты Земля и без них наша планета не была бы такой прекрасной.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Опыт работы "Проектная деятельность как средство развития познавательной активности детей старшего дошкольного возраста"
Проектная деятельность – сложноорганизованный процесс, предполагающий не частые изменения в методике проведения отдельных занятий, а системные преобразования всего учебного и воспитательного процесса....
Инновационная исследовательская проектная деятельность. Формирование связной монологической речи у детей старшего дошкольного возраста.
Содержание Введение………………………………………………………………….1Концепция деятельности………………………………………………..2Теоретическая и эмпирическая база……………………………………6Система работы……………………………………………………..…..12Предъявление опыт...
Методическая разработка Использование проектного метода при формировании культуры безопасности у детей старшего дошкольного возраста
Культура безопасности – это сложное интегральное качество личности, включающее в себя знания, умения и навыки по правилам дорожного движения, физическое, интеллектуальное, нравственно – эстетическое, ...
Проектная деятельность как метод формирования толерантности у детей старшего дошкольного возраста с ОНР
Выступление на семинаре-практикуме для работников дошкольных учреждений "Проектная деятельность как метод формирования толерантности у детей старшего дошкольного возраста с ОНР"...
Использование проектных технологий как средств развития связной речи детей старшего дошкольного возраста в процессе художественно-эстетической деятельности.
Статья для педагогов дошкольного образования...
Отчет проектной деятельности «Насекомые. Национальный парк Хвалынский» для детей старшего дошкольного возраста.
Отчет проектной деятельности "Насекомые. Национальный парк Хвалынский"...
Отчет проектной деятельности «Насекомые. Национальный парк Хвалынский» для детей старшего дошкольного возраста.
Отчет проектной деятельности "Насекомые. Национальный парк Хвалынский"...