Паспорт мини-музея "Русский быт"
проект по окружающему миру (старшая группа)
Предварительный просмотр:
Муниципальное автономное дошкольное образовательное
учреждение – детский сад комбинированного
вида №3 «Радуга»города Асино Томской области
Паспорт мини-музея
«Русский быт»
(старшая группа)
Авторы мини-музея:
Подузова Ольга Николаевна,
Сусолина Елена Александровна,
Воспитатели
Содержание
Сведения об авторском коллективе ………………………………… - 3 стр.
Паспортные данные мини-музея…………………………………… - 3 стр.
Приказ……………………………………………………………………. - 3 стр.
Аспекты музейной деятельности………………………………… - 3 стр.
План работы по созданию мини-музея «Русский быт»………… - 4 стр.
Характеристика мини-музея………………………………………- 4-12 стр.
Тематический план занятий в музее……………………………- 12-14 стр.
Перспектива развития мини-музея……………………………….- 14 стр.
Список литературы…………………………………………………- 14 стр.
Сведения об авторском коллективе:
Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение - детский сад
комбинированного вида № «Радуга» города Асино Томской области ФИО воспитателя: Подузова Ольга Николаевна
Образование: высшее
Должность: воспитатель
Пед.стаж: 15 лет
ФИО воспитателя: Сусолина Елена Алексеевна
Образование: Томский педагогический колледж
Должность: воспитатель
Пед.стаж:3 года
Паспортные данные:
Наименование мини-музея: мини-музей «Русский быт»
Профиль музея: познавательный.
Цели: Знакомство детей с культурными традициями русского народа, бытом, обычаями, фольклором, праздничным календарем. Осознание смысла и значения исторической и духовной ценности музейных предметов.
Задачи:
Расширять и углублять представление детей о жизнедеятельности людей на Руси.
Развивать способность к эстетическому видению и осмыслению простоты, самобытности, гармоничности древне-русского быта, традиций славянской культуры.
Воспитывать любовь и привязанности к своей семье, дому, воспитывать бережное отношение к культурному наследию своей страны, развивать чувство гордости за свой народ.
В основу решения этих задач положены следующие принципы:
принцип учета возрастных особенностей дошкольников;
принцип опоры на интересы ребенка;
принцип осуществления взаимодействия воспитателя с детьми при руководящей роли взрослого;
принцип наглядности;
принцип последовательности;
принцип сотрудничества и взаимоуважения.
Совет мини-музея: 2 человека.
Характеристика помещения: групповой комнаты площадью (?)кв.м.
Площадь, занятая под экспозицию: 1,25 кв.м.
Руководители мини-музея: Сусолина Е А, Подузова О.Н, воспитатели старшей группы
Структура управления мини-музеем Руководители мини-музея планируют, координируют, контролируют работу в мини-музее.
АСПЕКТЫ МУЗЕЙНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Мини-музей предназначен для формирования первичных представлений о музеях, для познавательного развития детей, развития художественных, изобразительных навыков.
Формы деятельности:
- поисковая;
- фондовая;
- научная;
- экспозиционная;
- познавательная.
Примечание.
Каждая народность на Земле имеет свою культуру (обычаи, народное творчество и традиционные промыслы), бережёт и передает последующим поколениям накопленную веками мудрость, самобытность и неповторимость.
Родная культура должна стать частью души ребенка, послужить основой формирования личности.
Оформление мини-музея: музейные экспонаты собраны в соответствии с возрастом детей.
Для удобства просмотра и восприятия вся экспозиция музея размещена по тематическим блокам:
«Мебель»: стол, лавки, сундук, люлька.
«Как Марьюшка семью кормила»: миски, крынки, чаши, ложки деревянные.
«Хозяйкины помощники»: кочерга, веник-голик, сечка, корытце, кадка рукомойник, ведро.
«Как Марьюшка бельё стирала и гладила»: рубель, корыто, доска, паровой, жаровой утюг, коромысло.
«Кухонная утварь»: квашня, чугунки, горшки, самовары, ухват, сковородник, сито, решето, совок, скалка, крынка, мутовка.
«Одежда и обувь»: русские народные костюмы, лапти и поршни.
«Освещение жилища»: лучина, свеча, лампа.
«Мастера и мастерицы»: прялка, веретено, плетеные, вязаные, тканые изделия) дорожки, рушники, подзоры, скатерти.
«Изделия плетеные из бересты и лыка»: короб, лукошко, корзины
«Как Марьюшка да Иванушка детей растили»: люлька, зыбка, народные игрушки.
«Как Марьюшка да Иванушка наряжались, детей своих одевали»(русские национальные костюмы, одежда деток).
макет «Русская изба», «Скотный двор».
Коллекции мини-музея располагаются на полках стенки в групповой комнате. Например, макеты русская изба, скотный двор располагаются на нижней полке стенки, поэтому всегда доступны для детских игр. Коллекция изделий для убранства дома, лежат на верхних полках, в целях безопасности и используются при работе с детьми только совместно с воспитателе. На нижней полке представлена детская литература, подборки картинок о русском быте, дидактические игры, «Пазлы», альбом «Убранство избы русской», макет «Скотный двор», игра «Наряди девушку».
Отдельно оформлен уголок русской горницы, где находятся кровать, красный угол, предметы кухонной утвари.
Разделы мини-музея, особенности использования
Экспонаты данных коллекций находятся в свободном доступе у детей и используются ими для сюжетно-ролевых игр, для театральной деятельности. Игрушки могут быть использованы в процессе образовательной деятельности, конкретно в образовательных областях «Познавательное развитие», «Социально- коммуникативное развитие», «Художественно- эстетическое развитие» воспитателями. Экспонаты могут быть применены в процессе организации образовательной деятельности в образовательных областях «Социально-коммуникативное развитие», «Познавательное развитие», «Художественно- эстетическое развитие», «Речевое развитие».
«Сами своими руками» экспонаты данной коллекции выполнены детьми, родителями,
«Галерея» оформлена в виде небольших полотен в рамках, где расположены детские рисунки, аппликации. Фотографии после некоторого времени переносятся с полотна в фотоальбом. Экспонаты галереи могут быть использованы в процессе непосредственно образовательной деятельности в образовательных областях «Художественно - эстетическое развитие», «Социально- коммуникативное развитие».
«Библиотека»
Здесь собраны загадки, стихи , поговорки, о русской избе и традициях на Руси, которые могут быть использованы как в непосредственно образовательной деятельности, так и в самостоятельной игровой деятельности детей.
«Игротека»
Игры и атрибуты для игр расположены на низкой полке. Дети могут использовать их самостоятельно в процессе самостоятельной игровой деятельности или вместе с педагогом в процессе непосредственно образовательной деятельности. Здесь находятся : пазлы, дидактические игры.
ПЛАН РАБОТЫ ПО СОЗДАНИЮ МИНИ-МУЗЕЯ
«Русский быт»
N | Название этапа | Содержание работы | Сроки реализации | Ожидаемый результат |
1 | Подготовительный этап. | Родительское собрание | 23.09.2015г. | 1.Определение темы и названия музея. |
2 | Практический этап. | 1.Сбор экспонатов. |
октябрь 2015 г апрель-2016г. | Создания мини-музея «Русский быт». |
3 | Подведение итогов | 1.Создание альбомов «Русский быт», «Русские народные костюмы» 2. Организация экскурсии для детей групп ДУ. | апрель-2015г | Тематические альбомы «Русский быт», «Русский народный костюм» Выставка книжек-малышек. Коллективных работ. |
ХАРАКТЕРИСТИКА МИНИ-МУЗЕЯ
Экспонаты мини-музея
№ | Название экспоната | Дата поступления | Постоянное временное хранение | Ф.И.О. представившего экспонат |
1 | Рушник | 11.09.15 | постоянно | Подузова О.Н воститатель |
2. | Утюг | 11.09.15. | постоянное | Спраговская О.В логопед |
3. | Вышивка гладью | 11.09.15. | постоянное | Спраговская О.В. логопед |
4. | Старинное фото в рамке | 14.09.15. | постоянное | Спраговская О.В. |
5. | Вышивка на вафельном полотенце | 15.09.15. | постоянное | Спраговская О.В. |
6. | Коромысло | 16.09.15. | постоянное | Подузова О.Н. воспитатель |
7 | Икона бисером «Николай угодник» | 16.09.015 | постоянное | Подузова О.Н воспитатель |
8. | Кайма ажурная | 1.10.15 | постоянное | Подузова О.Н воспитатель |
9. | Кукла в русском народном костюме | 2.10.15 | постоянное | Семья Кирилла Сусолина |
10. | Прялка с колесом | 5.10.15 | постоянное | Ивашкова ОА. завхоз |
11. | Крынка | 6.10.15 | постоянное | Шемерянкина И.В. воспитатель |
12. | Колодец деревянный | 6.10.15 | постоянное | Ратегова Е.А. воспитатель |
13. | Лапоть | 6.10.15 | постоянное | Ратегова Е.А. воспитатель |
14. | Фарфоровый чугунок | 7.10.2015 | постоянное | Подузова О.Н. воспитатель |
15. | Веретено | 7.10.2015. | постоянное | Подузова О.Н. Воспитатель |
16. | Берестяной туесок | 19.10.2015 | постоянно | Семья Артёма Копытина |
17. | Игрушка «Коняжка» | 2.11.2015 | постоянно | Сусолина. Е.А. |
18. | Ковш деревянный банный | 2.11.2015 | постоянно | Ратегова. Е. А. |
19. | Ведро деревянное | 2.11.2015 | постоянно | Сусолина Е.А. |
20. | Чугунок | 3.11.2015 | постоянно | Карпов Кирилл |
21. | Ложки деревянные в ассортименте | 3.11.2015 | постоянно | Карпов Кирилл |
22. | Кружка деревянная | 3.11.2015 | постоянно | Карпов Кирилл |
23. | Кукла в национальном костюме с кокошником | 3.112015 | постоянно | Подузова о.Н. |
24. | Посуда фарфоровая | 10.12.15. | постоянно | Шемерянкина И.В. |
25. | Ступка | 10.12.15 | постоянно | Сусолина Е.А. |
26. | Икона старинная дерево | 11.12.15 | постоянно | Сусолина Е.А. |
27. | Печь макет | 14.12.15. | постоянно | Шемерянкина И.В. |
Фото по разделам
№ | Тема цикла занятий | Образовательная область | Цель занятия | месяц |
1. | Объяснение ,что такое мини- музей, знакомство с музеем. | Познавательное развитие | Познакомить детей с правилами в мини- музее. Закрепить представление о мини- музее. | Октябрь-2015г. |
2. | «Двор, что город, изба что терем» | Познавательное развитие | Формировать представление детей об облике русской деревни; закрепить знания детей о дереве, как традиционном материале русских построек. | Октябрь-2015г. |
3. | «Русская изба». | Познавательное развитие Социально- коммуникативное развитие | Знакомить детей с предметами обихода русской избы, о быте и народных традициях. | Ноябрь-2015г. |
4. | «Убранство избы» | Познавательное развитие | Познакомить детей с убранством русской избы, определенным порядком , расположения предметов внутри избы. | Ноябрь-2015г. |
5. | «Русская печь» | Познавательное развитие Социально- коммуникативное развитие | Познакомить детей с избой- жилищем крестьянской семьи, русской печью Обогатить словарь детей новыми словами (ухват. чугун, кочерга) | Декабрь-2015г. |
6. | Домашняя утварь: глиняный горшок, ложка. | Познавательное развитие Ручной труд | Сформировать знание детей о кухонной утвари на Руси. | Декабрь-2016г. |
7. | «Чудо- прялка» | Познавательное развитие Социально- коммуникативное развитие | Познакомить детей с особенностями труда и быта на Руси. Формировать представления о русской народной вышивке и ткачества. | Декабрь-2016г. |
8. | «Озорные Святки». | Познавательное развитие Социально- коммуникативное развитие | Знакомство детей с праздниками, которые отмечают в период зимних Святок (Рождество, Новый год), познакомить с обычаями этих праздников. | Декабрь-2016г. |
9. | «Бавушки -деткам игрушки | Познавательное развитие Художественно- эстетическое развитие | Знакомство- с историей возникновения игрушки на Руси, изготовление тряпичной куклы. | Январь-2016г. |
10. | «Знакомство с рушником» | Познавательное развитие | Рассказать из чего делали, как украшали (вышивка, отделка кружевами); о символике орнамента вышивки, вести в словарь детей слова: холст, вышивка, орнамент, рушник. | Январь-2016г. |
11. | «Сошьём Дуне сарафан» Появление ткачества. Русская национальная одежда. | Познавательное развитие | Сформировать знания детей о старинной русской одежде крестьян, показать её функциональное значение. | Февраль-2016г. |
12. | 1.«Ждём весну, готовимся к Масленице». 2. «Праздник Масленица». (досуг) | Познавательное развитие Художественно- эстетическое развитие | Закрепить знания о Масленице, как проводили масленичную неделю. Создание радостного праздничного настроения, закрепление хороводных , игр, потешек, закличек.
| Февраль-2016г. |
13. | Как крестьянин хлеб выращивал. Сказка «Как курочка хлеб испекла» | Познавательное развитие | Сформировать знания детей о том, как произошёл хлеб, какие сорта хлеба выращивались на Руси. | Март-2016г. |
14. | Мельница и жернова Сказка «Петушок –Золотой гребешок и чудо- масленка. | Познавательное развитие | Сформировать знания детей как крестьянин научился молоть муку и с помощью чего. | Март -2016г. |
15. | 1.Старинные девичьи женские и головные уборы». 2.«Эх, лапти мои, лапти липовые». | Знакомство детей с разнообразием головных уборов женщин, девушек (венец, платок, кокошник). Закрепление знания детей о предметах народного быта; рассказать об обуви наших предков – лаптях. | Апрель-2016г. | |
16. | «Пасха». | Художественно- эстетическое развитие Познавательное развитие | Знакомство детей с праздником Пасхи, его значением. Изготовление и росись пасхальных яиц. | Апрель-2016г. |
17. | Первые музыкальные инструменты на Руси. « Делу время- потехе час» | Художественно- эстетическое развитие Познавательное развитие | Ознакомление с появлением первых музыкальных инструментов на Руси, особенностями народно- бытовой музыкальной культурой славян. Заучивание поговорок и пословиц, песен. | Апрель-2016г. |
18. | « Белая берёзонька , ходи с нами гулять!» (досуг) | Художественно- эстетическое развитие Социально- коммуникативное развитие | Ознакомление с древнерусскими обрядами, связанными с культом растительности рисование берёзы. | Май-2016г |
19 | «Здоровому все здорово!» | Познавательное развитие | Ознакомление с традициями древнерусского целительства. | Май-2016г. |
20. | «Человек без Родины, что соловей без песни». | Познавательное развитие Социально- коммуникативное | Воспитание любови к своей Родине, к своим родителям, близким; воспитывать гордость за свой народ, уважение к традициям. | Май-2016г. |
1.Н.Н.Яковлева.Использование образовательного пространства мини-музея «Русская изба»- СПб.:ООО «ИЗДАТЕЛЬСТВО» ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2014г.
2.В.И.Даль «Поверья, суеверья и предрассудки русского народа.- М.: Эскмо, 2008г.
3.
4. Л.В.Любимовой «Поэтика народной культуры», Князевой О.Л., Маханевой М.Д. «Приобщение детей к истокам русской народной культуры».
5.Музейная педагогига «Из опыта методической работы/ под ред. А.Н. Морозовой О.В. Мельниковой-: Свера,2006-416с.-(Программа развития)
6. Музей в детском саду: беседы, экскурсии, творческие мастерские/под ред. Н. В. Микляевой, Н.Ф.Лягутиной.-М:. ТЦ Сфера,2011.-128с.(Библиотека воспитателя). (5).
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Паспорта комнатных растений.
В данной презентации представлен готовый материал для составления паспорта растений для уголка природы для каждой возрасной группы в детском саду. Каждый файл посвящен одному р...
Социальный паспорт ДОУ
Социальный паспорт ДОУ общая информация....
методические рекомендации по оформлению паспорта здоровья
использование методических рекомендаций, позволит педагогам составить полную картину физического и психического состояния ребенка, учитывая анамнез его развития от рождения до настоящего возраста, раз...
методические рекомендации по оформлению паспорта здоровья
использование методических рекомендаций, позволит педагогам составить полную картину физического и психического состояния ребенка, учитывая анамнез его развития от рождения до настоящего возраста, раз...
Паспорт экологической тропы детей старшего дошкольного возраста
методическая разработка на тему экология...
Экологический паспорт детского сада
Описаны цели и задачи составления экологического паспорта, экологическая ситуация, характеристика территории учреждения, здания, влияние ДОУ на окружающую среду, профессиональная и методическая п...