Паспорт мини музея "Лесные домишки"
проект по окружающему миру (младшая группа)
Предварительный просмотр:
Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение –
детский сад комбинированного вида № 3 «Радуга»
города Асино Томской области
Паспорт мини – музея
«Лесная сказка»
В. Бианки.
(вторая младшая группа)
Авторы мини – музея:
Подузова Ольга Николаевна
воспитатель высшей кв. категории,
Королёва Ольга Юрьевна
Воспитатель
Асино 2017
Содержание:
Сведения об авторском коллективе ……………………………… 1 стр .
Паспортные данные мини-музея……………………………………1-2 стр.
Аспекты музейной деятельности……………………………………2- 3 стр.
План работы по созданию мини-музея «Лесная сказка» …………… 4-5 стр.
Характеристика мини-музея………………………………………… 5-6 стр.
Тематический план занятий в мини- музее…………………………… 7-9 стр.
Список литературы………………………………………………… 10-11 стр.
Приложение…………………………………………………………
Сведения об авторском коллективе:
Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение – детский сад
комбинированного вида № 3 «Радуга» города Асино Томской области
ФИО воспитателя:
Подузова Ольга Николаевна
Образование: высшее«Томский Государственный Педагогический Университет»
Должность: воспитатель
Педагогический стаж: 21 год
ФИО воспитателя:
Королева Ольга Юрьевна
Образование:высшее «Томский Государственный Педагогический Университет»
Должность: воспитатель
Педагогический стаж: 1г.
Паспортные данные
Наименование мини-музея: мини-музей «Лесная сказка» В. Бианки
Профиль музея: познавательный.
Цель: формирование начал экологической культуры, представлений о диких животных дошкольников через произведения Виталия Бианки.
Задачи:
Образовательные:
способствовать формированию у детей эмоционально-образного восприятия произведений через художественное описание образов
Развивающие:
развивать любознательность, активный интерес к жизни природы, а также интерес к художественной литературе познавательного направления;
Воспитательные:
содействовать воспитанию нравственных основ личности дошкольника через восприятия произведений В. Бианки посредством театрализованной деятельности
на основе сказок и рассказов В. В. Бианки воспитывать любовь и уважение к природе, умение удивляться красоте родной природы, понимать её законы и особенности.
В основу решения этих задач положены следующие принципы:
принцип учета возрастных особенностей дошкольников;
принцип опоры на интересы ребенка;
принцип осуществления взаимодействия воспитателя с детьми при руководящей роли взрослого;
принцип наглядности;
принцип последовательности;
принцип сотрудничества и взаимоуважения.
Совет мини-музея:2 человека.
Характеристика помещения:групповая комната площадью 48кв.м.
Площадь, занятая под экспозицию:1,25 кв.м
Руководитель мини-музея:
Структура управления мини-музеем: Руководитель мини-музея планирует, координирует, контролирует работу в мини-музее.
АСПЕКТЫ МУЗЕЙНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Мини-музей, предназначен для формирования первичных представлений о музеях, для познавательного развития детей, развития художественных, изобразительных навыков.
В настоящих музеях трогать ничего нельзя, а вот в мини – музее не только можно, но и нужно! Его можно посещать каждый день, самому менять, переставлять экспонаты, брать их в руки и рассматривать. Каждый мини-музей – результат общения совместной работы воспитателя детей и их семей. Мини- музей постоянно пополняется новыми экспонатами. Здесь же размещаются детские работы, выполненные вместе со взрослыми.
Формы деятельности:
- поисковая;
- экспозиционная;
- познавательная.
«Что надо сохранить от ребенка в душе взрослого?
Широко раскрытые на мир глаза.
Непосредственность.
Горячую на все отзывчивость.
Чистоту помыслов. Мечту. Доверчивость»
В. Бианки
Актуальность:
Слушая рассказы детей о тех впечатлениях, наблюдениях, которые они получают от родителей, от просмотра телевизора, в детском саду выяснилось, что чаще всего дети рассказывают о животных. У ребят появляется много вопросов о жизни животных, ответы на которые мы вместе ищем в научной и художественной литературе, из личных наблюдений и личного опыта. Считаю, что благодаря разработке и внедрению мини-музея «Лесная сказка», дети познакомятся с описанием жизни, повадок животных в природе; получат научно-достоверные знания о животном мире; обогатиться их речь, пополнится словарный запас.
Сказки у Виталия Бианки особенные – познавательные, в них все – правда. В этих сказках нет волшебников, фей, злых духов. В них описаны интересные и самые настоящие приключения с птицами, насекомыми, зверями. В каждой сказке рассказано, как по-разному живут и действуют ее герои. Читая сказки Бианки, хочется идти в лес, на реку, на луг и наблюдать, наблюдать, наблюдать...
Оформление мини-музея: музейные экспонаты собраны в соответствии с возрастом детей. Коллекции мини-музея располагаются на полках стенки в групповой комнате.
Разделы и экспонаты:
Раздел «Театр»
В этом разделе собраны различные виды театров (би – ба – бо, кукольные, пальчиковые, конусные) по сказкам: «Колобок-колючий бок», «Теремок» и т.д. Все виды театра находятся в прямом доступе для воспитателя и детей. Их можно брать, рассматривать, использовать для совместных игр и образовательной деятельности.
Раздел «Библиотека»
В этом разделе собраны книги со сказками, картотека загадок, иллюстрации к сказкам, раскраски, дидактические игры. Все материалы этого раздела используются для образовательной и индивидуальной деятельности и находятся не прямом доступе.
Раздел «Игротека»
Включает в себя различные игры и атрибуты, маски – шапочки, костюмы персонажей сказок, ширма, и расположены на нижней полке мини – музея. Дети могут использовать их в процессе самостоятельной игровой деятельности или вместе с педагогом в процессе образовательной деятельности.
Раздел «Сами своими руками»
В разделе «Сами своими руками» экспонаты данной коллекции выполнены детьми, родителями.
ПЛАН РАБОТЫ ПО СОЗДАНИЮ МИНИ-МУЗЕЯ
«ЛЕСНАЯ СКАЗКА» В. БИАНКИ
№ | Название этапа | Содержание работы | Сроки реализации | Ожидаемый результат |
Подготовительный | 1.Родительское собрание 2.Определение видов панно, для создания новых экспозиций. 3. Выбор инициативной группы. 4.Подбор художественной литературы. Картотека пальчиковых, подвижных, дидактических игр. Картотека: Артикуляционные упражнения на тему «Дикие животные». Мультфильмов и аудиозаписей по произведениям В.Бианки | Сентябрь 2017г | Выбрана инициативная группа. Родители принимают участие в пополнение мини-музея экспонатами. Принимают участие в совместных мероприятиях по исследовательской деятельности | |
Практический | 1.Сбор экспонатов. 2. Проведение экскурсий, занятий. | Октябрь2017г- апрель2018г | Оформлены макеты: «Как Муравьишка домой спешил», «Мышонок Пик», «Пальчиковый театр- «Теремок», Панно «Кто чем поет», Макет «Рыбий дом», Д/И «Чей домик?» | |
Подведение итогов | Итоговое Развлечение | Апрель 2018 | Викторина «Из какой сказки герой» |
Экспонаты мини-музея
№ п/п | Название экспоната | Дата поступления | Постоянное/ временное хранение | Ф. И. О предоставившего экспонат |
1 | Макет «Как муравьишка домой спешил» | 05.09.2017 | постоянное | Семья Вики Меркуловой |
2 | Макет «Мышонок Пик» | 21.09.2017 | постоянное | Семья Даши Накидкиной |
3 | Пальчиковый театр «Лесной колобок-колючий бок» | 09.10.2017 | постоянное | Семья Варвары Пожидаевой |
4 | Макет «Оранжевое горлышко» | 11.10.2017 | постоянное | Семья Максима Захарова |
5 | Макет «Лесные домишки» | 16.10.2017 | постоянное | Семья Дениса Крестинина |
6 | Вязаный пальчиковый театр «Лис и Мышонок» | 20.10.2017 | постоянное | Семья Даши Накидкиной |
7 | Макет «Голубые Лягушки» | 24.10.2017 | постоянное | Семья Риты Жуковой |
9 | Подборка литературы «Сказки В.В. Бианки» | 13.10.2017 | постоянное | Методический кабинет ДОУ |
10 | Дидактическая игра «Угадай чей хвост» | 24.10.2017 | постоянное | Воспитатель Королёва О.Ю. |
11 | Разрезные картинки «Узнай птицу» | 20.10.2017 | постоянное | Воспитатель Подузова О.Н. |
12 | Персонажи сказок для показа кукольного театра | 18.10.2017 | постоянное | Воспитатель Королёва О.Ю. |
13 | Ширма для показа кукольного театра | 18.10.2017 | постоянное | Методический кабинет ДОУ |
14 | Маски - шапочки | 19.10.2017 | постоянное | Воспитатель Подузова О.Н. |
15 | Театр би – ба - бо | 19.10.2017 | постоянное | Воспитатель Подузова О.Н. |
16 | ||||
17 | ||||
18 |
ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН ЗАНЯТИЙ В МИНИ-МУЗЕЕ
на 2017-2018гг.
№ | Тема экскурсий | Интеграция образовательных областей | Задачи | месяц |
1 | Экскурсия –знакомство «Лис и мышонок» В. Бианки. | «Познавательное развитие» «Речевое развитие» «Социально- коммуникативное развитие | Познакомить детей с автором произведений о животных и птицах В. Бианки, и содержанием сказки «Лис и мышонок» Приучать внимательно слушать литературные произведения без наглядного сопровождения, формировать способность детей к диалогической речи. | Октябрь 2017г |
2 | Экскурсия – знакомство «Лесные домишки» | «Познавательное развитие» «Речевое развитие» «Социально- коммуникативное развитие Художественно- эстетическое развитие | Сформировать Понятие детей О том, что в лесу есть свои дома у зверей и птиц. Закреплять умение рисовать домики животных и птиц. | Октябрь 2017г |
3 | Экскурсия беседа по рассказу «Купание медвежат» | «Познавательное развитие» «Речевое развитие» «Социально- коммуникативное развитие | Совершенствовать умение целостно и эмоционально воспринимать произведение с природоведческим содержанием. | Ноябрь2017г |
4 | Экскурсия беседа «Лесной колобок – колючий бок» | «Познавательное развитие» «Речевое развитие» «Социально- коммуникативное развитие Художественно- эстетическое развитие | Воспитывать в детях добрые чувства к животным; учить договариваться между собой, помогать, оказывать поддержку Умение рассказывать сказку по ролям | Ноябрь2017г |
5 | Экскурсия беседа «Первая охота» | «Познавательное развитие» «Речевое развитие» «Социально- коммуникативное развитие | Развивать у детей внимание, воображение, умение мыслить, рассуждать логически. Воспитывать интерес к художественной литературе, любовь к природе. | Декабрь-2017г |
6 | Экскурсия загадка «Теремок» | «Познавательное развитие» «Речевое развитие» «Социально- коммуникативное развитие. Художественно- эстетическое развитие | Учить детей эмоционально и активно воспринимать сказку, участвовать в игре-драматизации, брать на себя роль, обыгрывать ее, передавать содержание сказок в процессе игры, продолжать учить детей отгадывать загадки | Декабрь-2017г |
7 | Экскурсия – знакомство «Оранжевое горлышко» | «Познавательное развитие» «Речевое развитие» «Социально- коммуникативное развитие Художественно- эстетическое развитие | Учить детей эмоционально и активно воспринимать сказку, быть добрыми и заботливыми. Лепить птиц. | Январь 2018г |
8 | Экскурсия-загадка «Как муравьишка домой спешил?» | «Познавательное развитие» «Речевое развитие» «Социально- коммуникативное развитие Художественно- эстетическое развитие | Развитие познавательной активности детей, систематизация полученных знаний о насекомых, умение лепить муравья. | Январь 2018г. |
9 | Экскурсия знакомство-«Голубые лягушки» | «Познавательное развитие» «Речевое развитие» «Социально- коммуникативное развитие Художественно- эстетическое развитие | Уточнить и обобщить представления детей о лягушке, о её характерных признаках, обогатить и активизировать словарь детей по теме, делать аппликацию лягушки | Февраль-2018г |
10 | Экскурсия знакомство «Музыкант» | «Познавательное развитие» «Речевое развитие» «Социально- коммуникативное развитие Художественно- эстетическое развитие | Уточнить и обобщить представления детей о жизни диких животных, о медведи, как о реальном герое произведения. | Февраль-2018г |
11 | «Хитрый лис и умная уточка» – экскурсия- знакомство | «Познавательное развитие» «Речевое развитие» «Социально- коммуникативное развитие. | Совершенствовать умение целостно и эмоционально воспринимать произведение с природоведческим содержанием. | Март-2018г. |
12 | «Мышонок Пик» – экскурсия- беседа. | «Познавательное развитие» «Речевое развитие» «Социально- коммуникативное развитие | Продолжить знакомство с творчеством и произведениями В.В.Бианки. Воспитывать бережное отношение к братьям нашим меньшим. | Март-2018г. |
13 | Экскурсия – путешествие «Путешествие по сказкам» | «Познавательное развитие» «Физическое развитие» «Социально – коммуникативное развитие» «Речевое развитие» | Вспомнить и закрепить с детьми уже известные им сказки, персонажей сказок. Развивать речь, умение общаться, выслушивать воспитателя и друг друга. | Апрель-2018г. |
14 | Экскурсия-викторина «Из какой сказки герой» | «Познавательное развитие» «Речевое развитие» «Социально- коммуникативное развитие | Развитие познавательных способностей через произведения В.Бианки | Апрель-2018г. |
Работа с родителями в мини-музее:
№ | Мероприятие | Цель | Срок |
1. | Пополнение мини-музея экспонатами. | Настроить родителей на плодотворную совместную работу. Привлечь к оформлению мини- музея. | В течении года |
2. | Изготовление книжек- малышек «Наши лесные друзья» | Совместная деятельность и сотворчество родителей с детьми. | Декабрь 2017 |
3. | Конкурс «Птичья столовая» | Изготовление и установка кормушек на участке, для прикорма птиц зимой. | Январь 2018 |
4. | Оформление фотовыставки рисунков «По дорогам сказок». В.В. Бианки | Совместная деятельность и сотворчество родителей с детьми. | Март 2018 |
5. | Экскурсии для родителей в мини- музей «Лесная сказка» В.В. Бианки. | Познакомить родителей с задачами развития ребенка через музейную педагогику. Способствовать культурному росту семьи. | Апрель 2018 |
Список литературы:
Литература для педагогов:
Гр. Гроденский «Виталий Бианки». Критико-биографический очерк. Москва Издательство «Детская литература», 1966год.
Виталий Бианки «Рассказы и сказки»
Казань, Татарское книжное издательство, 1981.
Дмитриев Ю. «Рассказы о книгах Бианки»
Москва «Книга», 1973.
Бианки В.В. Лесная газета
«Я познаю мир. Детская энциклопедия: Литература»
М.: Издательство АСТ-ЛТД, 1997
Литература для детей:
Виталий Бианки «Хвосты»
Виталий Бианки «Лесные домишки»
Издательство Москва «Малыш» 1983Рисунки М.Митурича
Виталий Бианки «Лесные домишки»
Ленинградское отделение Художественного фонда РСФСР Комбинат Графического искусства 1973.
Виталий Бианки «Лесные домишки»
Бианки «Рыбий дом»
Москва «Детская литература» 1984
Бианки «Теремок»
Бианки «Где раки зимуют?»
Виталий Бианки «Приключения муравьишки»
Ленинград «Художник РСФСР» 1987г.
Виталий Бианки «Как Муравьишка домой спешил»
Саратов Приволжское книжное издательство 1989.
В. Бианки «как муравьишка домой спешил»
Москва издательство «Детская литература» 1965г.
В.Бианки «Лис и мышонок»
Издательство «Самовар» Серия «Школьная библиотека»
Тула «Родничок» Москва АСТ Сатрель, 2012г Художник И.Цыганков
Интернет ресурсы:
Записи мультфильмов: «Лесные домишки», «Первая охота», «Синичкин календарь»,
«Оранжевое горлышко», «Как муравьишка, домой спешил», «Купание медвежат».
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Паспорт мини-музея "Птичий двор".
В материале описаны цели и задачи мини-музея, формы работы и оформление, план работы, экспонаты, разделы мини-музея и их особенности....
Паспорт мини-музея "Мой город"
Цели:: реализация комплексного подхода к развитию ребенка и осуществление интеллектуального, нравственного, физического развития дошкольников посредством ознакомления со своей малой Родиной...
Паспорт мини -музея "Русская изба"
Средствами мини - музея осуществляется воспитание, обучение, развитие и социализация воспитанников ДОУ....
Паспорт мини-музея "Животные мира".
Презентация о мини-музее в подготовительной группе "В мире животных"....
паспорт мини - музея "Мы милашки - куклы неваляшки"
паспорт мини - музея "Мы милашки - куклы неваляшки"...
Презентация: паспорт "Мини-музея кошек"
В презентации содержится материал, который Вам поможет сделать паспорт мини-музея....