22 апреля - День Земли
план-конспект занятия по окружающему миру (старшая группа)
Предварительный просмотр:
План-конспект проведения непрерывной образовательной деятельности по познавательному развитию
в старшей группе
Воспитатель ГБОУ СОШ с.Курумоч
СП «Детский сад «Белочка»»
Колпакова Наталия Анатольевна
Тема : «22 апреля – День Земли»
Интеграция образовательных областей: «Познавательное развитие», «Речевое развитие», Вид деятельности: познавательно-исследовательская деятельность
«Социально - коммуникативное развитие», «Физическое развитие», «Художественно - эстетическое развитие»
Задачи:
1. Развивать у детей экологическое мышление, способность осознавать последствия своих действий по отношению к окружающей среде; эстетических чувств, умение видеть красоту природы, восхищаться ею.(«Познавательное развитие»)
2. Формировать у детей знания норм поведения в природном окружении и желание соблюдать их в практической деятельности и в быту. («Познавательное развитие»)
3. Привлекать детей к посильному участию по охране и защите природы.
(«Познавательное развитие»)
4. Воспитывать бережное отношение к миру природы. («Социально-коммуникативное развитие»)
5.Развивать фантазию и творческие способности ребёнка путем изготовления книжки-малышки. («Художественно-эстетическое развитие»)
6.Активизировать словарь по теме «Природы» («Речевое развитие»)
7.Развивать умение поддерживать беседу («Речевое развитие»)
8.Совершенствовать диалогическую форму речи. Поощрять попытки высказывать свою точку зрения («Речевое развитие»)
9. Упражнять в использовании существительных в соответствии с их значением и целью высказывания («Речевое развитие»)
10.Способствовать закреплению умений детей выполнять движения в соответствии с текстом («Физическое развитие»)
Методы и приемы:
Практические - физкультминутка, дидактическая игра, рисование, эксперимент
Наглядные - предметные картинки- правила поведения в природе;
- природоохранные знаки;
- как изготовить книжку-малышку .
Словесные - беседа, ответы на вопросы.
Материалы и оборудование:
магнитная доска, магниты, природоохранные знаки, сказочный герой, название «22 апреля – День Земли», альбом, фломастеры и цветные карандаши, клей, ножницы, миска с почвой, вода, бумажная салфетка, лупа, плакаты с изображением природы, музыкальный центр.
Формы организации совместной деятельности
Детская деятельность | Формы и методы организации совместной деятельности |
Двигательная | Физминутка «Насекомые» |
Игровая | дидактическая игра «Кто где обитает? |
Познавательно-исследовательская | Экспериментирование с почвой. |
Коммуникативная | Беседа, вопросы, |
Изобразительная | Рисование « природоохранные знаки» |
Конструирование | Изготовление «Книжки-малышки» |
Логика образовательной деятельности
Деятельность воспитателя | Деятельность воспитанников | Ожидаемые результаты |
1. Организационный момент. Ребята, к нам на занятие пришел почтальон Печкин и принес письмо. Давайте посмотрим, что в нем написано (открывает конверт) «Уважаемые ребята, приглашаю вас на день рождения. Земля». Итак, сегодня мы отправляемся в гости к Земле. А что такое Земля? совершенно верно, это планета, на которой мы живем, это наша природа, наша Родина. . | Слушают, делают вывод, что бывает день рождение у земли. Это планета. Весь земной шар. | Проявляют интерес к предстоящей деятельности. |
2. Основная часть. Беседа: У нас у всех есть день рождения и у нашей Земли он тоже есть. 22 апреля – День Земли. Кто не знает слов маленького принца героя Сент-Экзюпери: встал поутру, умылся, привел себя в порядок – и сразу же привел в порядок свою планету. А что же это на самом деле – привести в порядок свою планету, у нас мало кому известно. Как и то что 22 апреля весь мир отмечает День Земли. В 1969 г. произошла страшная экологическая катастрофа возле американского города Санта – Барбара. Тогда миллионы тонн нефти, вылившейся из скважин, погубили множество пеликанов, журавлей, уток, погибли растительности, была отравлена вода. С тех пор ведущую роль в праздновании стали играть охрана окружающей среды, экологическое образование и просвещение. Через несколько лет праздник стал всемирным. Начиная с 1990 г. в празднование включились и российские организации. Воспитатель: Ребята, а как вы думаете, была бы возможна жизнь на Земле, если бы вдруг не стало или почвы, или воды, или воздуха? Почему? Действительно без воды, почвы, воздуха, растительного и животного мира жизнь на Земле была бы невозможна, Трудно представить, что это все вдруг исчезло. Мы должны постоянно помнить, что вода, воздух, почва могут менять свое качество, и оно зависит от человека. Послушайте рассказ о том, как отдыхали дети на природе (см. приложение № 1). Как вы думаете, правильно или нет, вели себя дети? Что неправильно, что правильно?
| Нет.невозможна жизнь без почвы.без воды. Благодаря почве и воде растут растения которыми мы люди питаемся. А воздухом мы дышим и живём на земле. | Заинтересованы историей появления дня Земли. |
Беседа обязанностях: : Итак, где бы мы с вами не находились, мы должны соблюдать какие-то правила: в саду,дома, в гостях, на проезжей части. В гостях у природы мы также должны неукоснительно соблюдать определенные правила. А какие, как вы думаете? Правильно (см. приложение № 2).зачитываю по одному правилу и комментирует его.
| Дети отвечают на вопросы | Имеют представление об правилах. Умеют поддерживать беседу, высказывать свою точку зрения. |
Предлагает детям отправиться в лабораторию на машине, где выставлено панно Чтобы все эти правила было легче запомнить, придумали природоохранные знаки. Как вы думаете, что это такое? Правильно, это знаки с изображением того, что нельзя делать в гостях у Земли. Знакомство со знаками (см. приложение № 3). | Имитируют управление машиной | Проявляют интерес к предстоящей деятельности. |
Предлагает детям рассмотреть знаки с изображением правил поведения. | Рассматривают и обьясняют какой знак относится к какому правилу. | Имеют представление о том, что правила необходимо соблюдать. Умеют соотносить ответы с картинками( знаками) |
Предлагает отдохнуть Физкультминутка (см. приложение № 4). | Выполняют движения согласно тексту | Умеют выполнять движения в соответствии с текстом |
Предлагает провести исследование плодородной почвы: В миске находится почва. Рассмотрите из чего состоит почва? Проводится эксперимент с водопроницаемостью, если на почву положить бумажную салфетку и плотно прижать руками ,то можно заметить влажное пятно. | Дети рассматривают почву. В ней есть частички тёмного цвета, сухие листочки, веточки, песчинки, камешки. Она рыхлая, мягкая. | Умеют проводить опыты и делать выводы в ходе эксперимента – что почва хорошо пропускает влагу, но умеет её сохранять. |
Предлагает пои грать в дидактическую игру «Кто где обитает? Воспитатель бросает детям по очереди мяч и называет слово « воздух»- должен назвать птицу. «земля» -животное обитающее на земле. « вода»-обитателей рек,морей,озёр и океанов. | Ребенок, поймавший мяч отвечает на вопрос. | Умеют использовать существительные в соответствии с их значением. |
Чтобы вам лучше запомнить все правила и знаки, и познакомить своих друзей с ними,мы сделаем книжки-малышки с этими знаками (см. приложение № 5). Во время изготовления книжек звучит инструментальная музыка. | Дети придумывают книжки и рисуют в них знаки в соответствии с правилами поведения.. | Умеют передавать в работах свой замысел и фантазию |
Приложение
Приложение № 1
Ребята отдыхали на живописной поляне у реки. Они развернули свои завтраки, поели, потом поиграли, искупались. Саня подтягивался на низкой ветке сосны, которая потом под ним поломалась. Вася собирал шишки и швырял их в воду. После того, как он перекидал их все, взял жестяную консервную банку и хотел тоже бросить, но Андрей остановил его:
- Сам же ногу порежешь, когда купаться будешь.
Но Вася не послушал и бросил банку.
Девочкам стало скучно, и они включили магнитофон на всю громкость. Мальчики играли в догонялки, потом кто-то предложил поставить в ряд бутылки и сбивать их палкой, но Андрей сказал:
- Эта игра не годится. Если разобьем бутылку, будет битое стекло. Кому это нужно?
- А куда их девать? Пусть бьются,- доказывал Гена.
- Неужели не понимаешь, что битое стекло – это и опасно, и безобразно? Сам не захочешь потом отдыхать здесь,- настаивал Андрей.
Но над ним посмеялись и стали сбивать бутылки.
- Посмотрите, что я нашла!- закричала вдруг Нина.
Ребята подбежали к ней и увидели на траве птенца, не умеющего летать. Они поискали вокруг гнездо, из которого он выпал, но не нашли и решили взять его с собой.
Скоро собрались уходить домой. На поляне валялись клочки бумаги, прозрачные пакеты, бутылки из-под воды, оставшаяся еда.
- Ребята, давайте уберем за собой, - предложил Андрей.
- Какой ты правильный! Тебе надо, ты и убирай! – возразил Вася.
Андрей собрал в пакет бумагу, бутылки, кульки.
Когда дети возвращались домой, то увидели небольшой пруд, где плавали кувшинки. Девочки стали просить мальчиков, чтобы они сорвали их. Мальчики выполнили просьбу.
Радостные и довольные дети вышли из леса. На одном из последних деревьев Вадик вырезал звездочку.
- Пусть все знают, что мы здесь были,- сказал он с гордостью.
На улице было жарко и все кувшинки у девочек завяли. Они без сожаления выбросили их и довольные своим отдыхом пошли домой.
Приложение № 2
Правила поведения в природе
1. Не ломай ветви деревьев и кустарников.
2. Не повреждай кору деревьев.
3. Не собирай березовый сок, это вредит дереву.
4. Не рви в лесу и на лугу цветов. Пусть красивые растения остаются в природе. Помни, что букеты можно составлять из тех растений, которые выращены человеком.
5. Из лекарственных растений можно собирать только те, которых в вашей местности много.
6. Съедобные ягоды, орехи собирай так, чтобы не повредить веток.
7. Не сбивай грибы, даже несъедобные. Помни, что грибы очень нужны природе.
8. Не обрывай в лесу паутину и не убивай пауков.
9. Не лови бабочек, шмелей, стрекоз, других насекомых.
10. Не разоряй гнезда шмелей.
11. Не разоряй муравейник.
12. береги лягушек, жаб и головастиков.
13. Не убивай змей, даже ядовитых.
14. Не лови диких животных и не уноси их домой.
15. Не подходи близко к гнездам птиц. По твоим следам их могут отыскать и разорить хищники. Если случайно окажешься возле гнезда, не прикасайся к нему, сразу же уходи. Иначе птицы-родители могут насовсем покинуть гнездо.
16. Не разоряй птичьи гнезда.
17. Если у тебя есть собака, не пускай ее гулять в лесу или парке весной, в начале лета. Она легко может поймать летающих птенцов и беспомощных детенышей зверей.
18. Не лови здоровых птиц и не уноси их домой. Детенышей животных тоже. В природе о них позаботятся взрослые животные-родители.
19. В лесу старайся ходить по тропинкам, чтобы не вытаптывать траву и почву. От вытаптывания погибают многие растения, насекомые.
20. Не шуми в лесу, в парке. Шумом ты отпугнешь животных, помешаешь им, а сам увидишь и услышишь гораздо меньше.
21. Не разводи огонь. Весной с сухой травой обгорают ростки молодой травки, погибают подземные части многих растений, в результате некоторые из них исчезают с лугов. Погибают от огня многие насекомые, гнезда шмелей, птиц. Пожар может перекинуться на лес.
22. Не оставляй в лесу, в парке, у реки, на лугу мусор.
23. Не бросай мусор в водоемы.
Приложение № 3
Природоохранные знаки
Приложение № 4
Физкультминутка «Насекомые»
Прилетела к нам вчера
Полосатая пчела (частые взмахи руками),
А за нею шмель-шмелек (взмахи редкие)
И веселый мотылек (взмахи руками от плеча).
Два жука и стрекоза (руки в одну сторону, затем в другую)
Как фонарики, глаза.
Пожужжали, полетали (жужжат и делают взмахи руками)
От усталости упали (сели на корточки).
Приложение № 5
Этапы изготовления книжки-малышки
1. Взять два альбомных листа.
2. Согнуть листы пополам.
3. Соединить получившуюся книжку клеем.
4. На передней обложке написать название в середине, вверху автора ( с помощью воспитателя).
5. На задней обложке год издания, место издания( с помощью воспитателя)..
6. В середине нарисовать природоохранные знаки.
Рекомендация для педагога: количество страниц и размер книжки зависит от возраста ребенка
Приложение № 6
Стихотворение о природе (для педагога)
Нам жить в одной семье,
Нам жить в одном кругу,
Идти в одном строю,
Лететь в одном полете…
Давайте сохраним
Ромашку на лугу,
Кувшинку на реке
И клюкву на болоте.(Н. Старшинов)
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
"22 апреля - День Земли"
Познавательный материал для родительского уголка."Береги свою планету, ведь другой на свете нету!"http://dfiles.ru/files/f0u9ipq9...
Календарный план в подготовительной группе на 22 апреля - День Земли
Приведен ежедневный план воспитательно-образовательной работы в подготовительной группе на 22 апреля (День Земли)....
развлечение 22 апреля -День Земли
развлечение...
Конспект открытого занятия по экологии в подготовительной группе для педагогических работников дошкольного учреждения.Тема: «22 апреля — День Земли».
Цель воспитателя на данном занятии - познакомить детей с датой 22 апреля, который проходит под знаком дня Земли.Объяснить детям, что Земля -это общий дом, о котором надо заботиться сообща. На занятии ...
Конспект занятия по познавательно-исследовательской деятельности в старшей группе «22 апреля – День Земли»
Цель: воспитание любви и бережного отношения к Земле и жителям Земли...
Досуг «22 апреля – День Земли»
Познакомить с историей праздникаВоспитывать бережное отношение к природе...
22 апреля - День Земли
Конспект открытого занятия в подготовительной группе Познание ( познавательно-исследовательская)ДЕНЬ ЗЕМЛИ.Цели: Продолжать знакомить с понятием « Земля - наш общий дом»,Cистематизиро...