В сказочном лесу
план-конспект занятия по окружающему миру

Наталья Алексеевна Белоусова

Конспект

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл v_skazochnom_lesu.docx23.73 КБ

Предварительный просмотр:

Тема: Путешествие в сказочный лес

Цель: Развивать у детей математические способности, познавательные интересы.

Задачи:

  1. Закрепить умение отсчитывать предметы из большого количества в пределах пяти. Учить на основе счёта устанавливать равенство (неравенство) групп предметов.
  2. Развивать представление детей о геометрических фигурах: шар, куб, цилиндр, круг, квадрат, треугольник, прямоугольник. Учить выделять особые признаки фигур с помощью зрительного анализа (наличие или отсутствие углов, устойчивость, подвижность).
  3. Формировать умение устанавливать размерные отношения между 5-ю предметами разной высоты, длины, ширины, располагать их в определённой последовательности - в порядке убывания или нарастания величины.
  4. Совершенствовать умение определять направление от себя, двигаться в заданном направлении (вперёд - назад, налево - направо). Познакомить с пространственными отношениями: далеко - близко, высоко - низко.
  5. Расширять представление детей о частях суток, их последовательности (утро, день, вечер, ночь). Раскрыть на конкретных примерах временные понятия («было», «есть», «будет») (зима - была, сейчас - весна, лето - будет).
  6. Развивать логическое мышление.
  7. Воспитывать желание заниматься в коллективе.

Актуальность: развивать у детей логическое мышление, воображение, фантазию, поисковую активность, умение проявлять свою индивидуальность, стремление к новизне (использование нетрадиционных методов работы с учетом ФГОС).

Продолжительность занятия: 20 минут, возраст детей 4 – 5 лет.

Индивидуальная работа: добиваться полного ответа на вопрос (по мере необходимости).

Предварительная работа

  • Упражнение детей в порядковом счете от 0 до 5; в ориентировке в пространстве, во времени;

- Дидактические игры на умение различать и называть форму предметов; уравнивать неравные группы предметов двумя способами (добавляя или убирая один предмет);

    - Решение логических задач

Ход  НОД

Дети входят в зал и встают вокруг воспитателя.

Воспитатель: Дети, сегодня в нашу группу пришло письмо от зайчика. Давайте узнаем, что он нам пишет (читает) .

«Дорогие ребята, помогите выгнать лису из моего домика, а то я один с ней не справлюсь. Я живу в лесу, план леса прилагаю».

Воспитатель: Ну что, ребята, поможем Зайчику?

Дети: Да!

Воспитатель: Догадайтесь, на чем мы поедем в сказочный лес: (загадывает загадку)

В поле лестница ежит,

Дом по лестнице ежит.

Дети: Поезд!

Воспитатель: Как вы догадались, что это поезд?

Дети: Лестница - это рельсы, дом - это вагоны.

Воспитатель: Но, прежде чем мы отправимся выручать Зайца, давайте, определим время суток с помощью дидактической игры, которая называется «Стрелка, стрелка покрутись, время суток покажись!».

Воспитатель: Утро очень хорошее время для поездки. Ребята, садитесь в поезд и с весёлой песней мы отправляемся в путь.

Дети поют песню: «Паровоз» сл. О.Высоцкой, муз. З. Компанейца.

Воспитатель: Ребята, посмотрите, навстречу нам движется паровозик! Какой он по размеру?

Дети: Маленький!

Воспитатель: А почему он нам кажется маленьким?

Дети: Потому что он едет далеко от нас.

Воспитатель: Вот паровоз поравнялся с нами. Посмотрите, ребята, пассажиру в нем животные. Назовите их.

Дети называют животных (бык, баран, свинья, кот и петух).

Воспитатель задает вопросы:

• Сколько всего животных едет на поезде?

  • В котором по счету вагоне едет баран?
  • Кто едет в четвертом вагоне?
  • Кто едет в красном вагоне?
  • Кто из животных справа от поросенка?
  • Кто слева от барана?

Воспитатель: задает детям логическую задачу:

В этом поезде едет и мышка, но она спряталась и её не видно. Отгадайте, в каком вагоне мышка, если мы знаем, что она едет не с быком, не с бараном и не с поросёнком.

Дети: Мышка едет с петухом, так как кот может съесть мышку.

Воспитатель: Дети, из какой сказки эти животные?

Дети: Из сказки «Зимовье зверей».

Воспитатель: Ребята, мы с вами как раз приехали на эту станцию. Выходите из своих вагонов и помогите животным добраться до их «Зимовья».

Дети выходят из поезда, рассматривают план леса, определяют направление движения к домику животных (направо), построенного из крупного строительного материала.

Воспитатель:  Снег, да снег.

                          Всю избу занесло.

            Снег белеет кругом по колено

             Так морозно, светло и бело. (И.А.Бунин)

Воспитатель: В какое время года мы опали?

Дети: В зиму!

 Воспитатель: А сейчас какое время года?  

 Дети: Весна!

 Воспитатель: Зима уже прошла, но в этой сказке звери построили себе дом зимой, из каких геометрических фигур он состоит?

Дети: Из кубиков, цилиндров, шаров. Дети определяют форму, цвет, величину геометрических фигур, сравнивают цилиндр с шаром, с кубом. Определяют сходства (шар и цилиндр можно катать, куб и цилиндр можно поставить) и различия фигур (цилиндр в отличие от шара можно поставить, а в отличие от куба его можно катать).

Воспитатель: Молодцы, ребята, вы помогли животным добраться до их «Зимовья», но нас ждет Зайчик. Давайте определим по карте дальнейший свой маршрут к домику Зайца .

Дети: От «Зимовья» зверей к домику Зайца надо идти прямо по узкой дорожке.

Воспитатель: Солнце ярко светит в небе, нам пора в дорогу, дети. Какое время суток сменяет утро?

Дети: День!

Воспитатель: А что мы днем делаем?

Дети: Гуляем!

Воспитатель проводит Физкультминутку «Весна зовет».

Собирайся, детвора!        (Дети хлопают в ладоши)

Лес зовет: «Гулять пора!»

Будем по лесу гулять                            (Маршируют на месте)

Свежим воздухом дышать                    (Поднимают руки вверх - вдох,      

                                                                 опускают - выдох)

На носочках по тропинке          (Идут друг за другом на носочках,

Друг за другом мы пойдем.          держа руки на поясе)

Ручейки мы перепрыгнем          (Делают несколько прыжков с  

                                                                  продвижением вперед)

Ну, а лужи обойдем.          (Идут высоко поднимая колени и

держа руки за спиной)

   Встали ёлки на пути,

   Надо нам их обойти.

Игра «Расставь ёлочки по высоте»                                                                                                                             Воспитатель предлагает расставить 5 ёлочек по высоте в возрастающей последовательности, начиная с самой низкой и заканчивая самой высокой. После выполнения задания дети рассказывают о высоте ёлочек, используя слова: самая низкая, повыше, ещё выше, самая высокая. 

Воспитатель: Ребята, посмотрите, сразу за ёлочками домик Зайца стоит.

Воспитатель надевает на руку кукольного зайчика и ведет диалог с детьми от имени Зайчика.        

Заяц: Здравствуйте, ребята!

Дети; Здравствуй Зайчик! Что с тобой случилось?

Заяц: Была у меня избушка лубяная, а у лисы ледяная. Пришла лиса и

выгнала меня из избушки.

Воспитатель: Ребята, а где же избушка лисы?

Дети: Растаяла!

Воспитатель: Почему?

Дети: Потому что сейчас у нас весна, солнышко пригревает и снег тает.

Воспитатель: Не плачь, Заинька, мы тебе поможем. Ребята, давайте лису прогоним.

Дети: Один, два, три, четыре, пять! Мы пришли тебя прогнать!

 Один, два, три, четыре, пять! Ты должна, лиса, бежать!

Лиса (кукольная): Ну что же, я уйду, если вы правильно ответите на мои вопросы;

Ручей узкий, а река        (широкая)

Дорога широкая, а тропинка        (узкая)

Река глубокая, а ручей .... (мелкий)

Зима холодная, а лето        (жаркое)

Медведь большой, а заяц        (маленький)

Ёлка высокая, а цветок .... (низкий)

Лиса: Ухожу! Вы правильно ответили на мои вопросы. До свидания! Зайчик опять плачет.

Воспитатель: А теперь о чем, Заинька, плачешь?

Заяц: Купил я себе новые шорты и рубашку, но пока от лисы бежал, зацепился за куст, все вещи порвал. (Показывает шорты и рубашку из картона)

Воспитатель: Не плачь, Зайчик, мы тебе поможем. Дети, давайте подберем заплатки и залатаем дыры. На что похожи дырки на шортах и рубашке?

Дети: На треугольники, квадраты, круги, прямоугольники.

Воспитатель: Правильно. Дети подходят к столам, выполняют задание. Воспитатель спрашивает у каждого ребенка, какого цвета заплатку он поставил, на какую геометрическую фигуру она похожа? (Ответы детей).

Воспитатель: Сравните круг и квадрат, чем  отличаются?

Дети: У квадрата есть углы, а у круга нет. Круг катится, а квадрат не

может.

Воспитатель: А теперь сравните квадрат и треугольник:  

       Сколько углов у треугольника? (Три)

  • Сколько углов у квадрата? (Четыре)
  • Сколько сторон у квадрата? (Четыре)
  • Сколько сторон у треугольника? (Три)

Воспитатель:  Правильно! У треугольника три угла, поэтому он называется треугольник. А как можно назвать фигуру, у которой четыре угла?

Дети: Четырехугольник.

Воспитатель: Является прямоугольником. Чем прямоугольник отличается от квадрата? (ответы детей).

Заяц: Спасибо, ребята. Я приготовил вам сладкий приз, но спрятал его от лисы на полянке под кустом. Полянку вы легко найдете по карте. Дети определяют дальнейший маршрут: от домика зайца надо идти по узкой дорожке и затем свернуть направо на широкую дорогу. Дети под музыку идут на полянку (фото 8).

Воспитатель: Какие красивые цветы растут на поляне. Ребята, в какое время года мы попали?

Дети: В лето!

Воспитатель: Да, лето скоро наступит, вслед за весной. Сосчитайте, сколько цветов растет на полянке?

Дети: Четыре!

Воспитатель: А сколько бабочек кружит вокруг них?

Дети: Пять!

Воспитатель: Хватит ли бабочкам цветов?

Дети: Нет, не хватит одного цветка!

Воспитатель: Как можно уравнять количество цветов и бабочек, чтобы их было поровну?

Дети: Можно добавить один цветок и тогда цветов и бабочек будет

по пять или убрать одну бабочку и тогда их будет по четыре.

Воспитатель: Молодцы, ребята! Давайте искать сладкий приз. Дети находят под кустом гриб, а в нём конфеты.

Воспитатель хвалит детей за хорошие ответы, сообразительность, находчивость и предлагает вернуться на поезде в детский сад.

Рефлексия: Вот и закончилось наше путешествие в сказочный лес. Вам понравилось, как вы занимались? Что особенно понравилось во время путешествия? Я думаю, вы расскажите дома своим родителям о своих впечатлениях.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Приключения в Сказочном лесу" (конспект, средняя группа, с блоками Дьенеша)

Конспект занятия по математике с использованием блоков Дьенеша в средней группе (конец учебного года).Программное содержание:·         Закреплять представления ...

Совместная интегрированная образовательная деятельность в подготовительной группе (этикет, ОБЖ, развитие речи, рисование) Тема: "Прогулка в сказочном лесу"

На занятии в игровой форме  закрепляются умения  детей вести себя в соответствии с правилами этикета, а также дети упражняются в изображении предметов в перспективе. ...

Викторина по экологии "Путешествие по сказочному лесу"

Привлечь детей к бережному и правильному отношению к природе....

Методическая разработка по развитию речи (старшая группа): Занятие в старшей группе "В сказочном лесу"

Данное занятие я показывала на методическом объединение. Занятие по развитию речи в (Старшей группе)...

Прогулка в сказочном лесу

Прогулка для старшей группы.Цель:обобщить представление о зимних явлениях в природе....

Сценарий детско-родительского досугового мероприятия в лесу (тур выходного дня) Тема: «В гостях у сказочного леса»

Очень редко в детских садах воспитатели устраивают детско-родительские мероприятия за пределами детского сада в выходной день. А зря - совместное, веселое времяпровождение воспитателей, родителей и де...