В сказочном лесу
план-конспект занятия по окружающему миру
Предварительный просмотр:
Тема: Путешествие в сказочный лес
Цель: Развивать у детей математические способности, познавательные интересы.
Задачи:
- Закрепить умение отсчитывать предметы из большого количества в пределах пяти. Учить на основе счёта устанавливать равенство (неравенство) групп предметов.
- Развивать представление детей о геометрических фигурах: шар, куб, цилиндр, круг, квадрат, треугольник, прямоугольник. Учить выделять особые признаки фигур с помощью зрительного анализа (наличие или отсутствие углов, устойчивость, подвижность).
- Формировать умение устанавливать размерные отношения между 5-ю предметами разной высоты, длины, ширины, располагать их в определённой последовательности - в порядке убывания или нарастания величины.
- Совершенствовать умение определять направление от себя, двигаться в заданном направлении (вперёд - назад, налево - направо). Познакомить с пространственными отношениями: далеко - близко, высоко - низко.
- Расширять представление детей о частях суток, их последовательности (утро, день, вечер, ночь). Раскрыть на конкретных примерах временные понятия («было», «есть», «будет») (зима - была, сейчас - весна, лето - будет).
- Развивать логическое мышление.
- Воспитывать желание заниматься в коллективе.
Актуальность: развивать у детей логическое мышление, воображение, фантазию, поисковую активность, умение проявлять свою индивидуальность, стремление к новизне (использование нетрадиционных методов работы с учетом ФГОС).
Продолжительность занятия: 20 минут, возраст детей 4 – 5 лет.
Индивидуальная работа: добиваться полного ответа на вопрос (по мере необходимости).
Предварительная работа
- Упражнение детей в порядковом счете от 0 до 5; в ориентировке в пространстве, во времени;
- Дидактические игры на умение различать и называть форму предметов; уравнивать неравные группы предметов двумя способами (добавляя или убирая один предмет);
- Решение логических задач
Ход НОД
Дети входят в зал и встают вокруг воспитателя.
Воспитатель: Дети, сегодня в нашу группу пришло письмо от зайчика. Давайте узнаем, что он нам пишет (читает) .
«Дорогие ребята, помогите выгнать лису из моего домика, а то я один с ней не справлюсь. Я живу в лесу, план леса прилагаю».
Воспитатель: Ну что, ребята, поможем Зайчику?
Дети: Да!
Воспитатель: Догадайтесь, на чем мы поедем в сказочный лес: (загадывает загадку)
В поле лестница ежит,
Дом по лестнице ежит.
Дети: Поезд!
Воспитатель: Как вы догадались, что это поезд?
Дети: Лестница - это рельсы, дом - это вагоны.
Воспитатель: Но, прежде чем мы отправимся выручать Зайца, давайте, определим время суток с помощью дидактической игры, которая называется «Стрелка, стрелка покрутись, время суток покажись!».
Воспитатель: Утро очень хорошее время для поездки. Ребята, садитесь в поезд и с весёлой песней мы отправляемся в путь.
Дети поют песню: «Паровоз» сл. О.Высоцкой, муз. З. Компанейца.
Воспитатель: Ребята, посмотрите, навстречу нам движется паровозик! Какой он по размеру?
Дети: Маленький!
Воспитатель: А почему он нам кажется маленьким?
Дети: Потому что он едет далеко от нас.
Воспитатель: Вот паровоз поравнялся с нами. Посмотрите, ребята, пассажиру в нем животные. Назовите их.
Дети называют животных (бык, баран, свинья, кот и петух).
Воспитатель задает вопросы:
• Сколько всего животных едет на поезде?
- В котором по счету вагоне едет баран?
- Кто едет в четвертом вагоне?
- Кто едет в красном вагоне?
- Кто из животных справа от поросенка?
- Кто слева от барана?
Воспитатель: задает детям логическую задачу:
В этом поезде едет и мышка, но она спряталась и её не видно. Отгадайте, в каком вагоне мышка, если мы знаем, что она едет не с быком, не с бараном и не с поросёнком.
Дети: Мышка едет с петухом, так как кот может съесть мышку.
Воспитатель: Дети, из какой сказки эти животные?
Дети: Из сказки «Зимовье зверей».
Воспитатель: Ребята, мы с вами как раз приехали на эту станцию. Выходите из своих вагонов и помогите животным добраться до их «Зимовья».
Дети выходят из поезда, рассматривают план леса, определяют направление движения к домику животных (направо), построенного из крупного строительного материала.
Воспитатель: Снег, да снег.
Всю избу занесло.
Снег белеет кругом по колено
Так морозно, светло и бело. (И.А.Бунин)
Воспитатель: В какое время года мы опали?
Дети: В зиму!
Воспитатель: А сейчас какое время года?
Дети: Весна!
Воспитатель: Зима уже прошла, но в этой сказке звери построили себе дом зимой, из каких геометрических фигур он состоит?
Дети: Из кубиков, цилиндров, шаров. Дети определяют форму, цвет, величину геометрических фигур, сравнивают цилиндр с шаром, с кубом. Определяют сходства (шар и цилиндр можно катать, куб и цилиндр можно поставить) и различия фигур (цилиндр в отличие от шара можно поставить, а в отличие от куба его можно катать).
Воспитатель: Молодцы, ребята, вы помогли животным добраться до их «Зимовья», но нас ждет Зайчик. Давайте определим по карте дальнейший свой маршрут к домику Зайца .
Дети: От «Зимовья» зверей к домику Зайца надо идти прямо по узкой дорожке.
Воспитатель: Солнце ярко светит в небе, нам пора в дорогу, дети. Какое время суток сменяет утро?
Дети: День!
Воспитатель: А что мы днем делаем?
Дети: Гуляем!
Воспитатель проводит Физкультминутку «Весна зовет».
Собирайся, детвора! (Дети хлопают в ладоши)
Лес зовет: «Гулять пора!»
Будем по лесу гулять (Маршируют на месте)
Свежим воздухом дышать (Поднимают руки вверх - вдох,
опускают - выдох)
На носочках по тропинке (Идут друг за другом на носочках,
Друг за другом мы пойдем. держа руки на поясе)
Ручейки мы перепрыгнем (Делают несколько прыжков с
продвижением вперед)
Ну, а лужи обойдем. (Идут высоко поднимая колени и
держа руки за спиной)
Встали ёлки на пути,
Надо нам их обойти.
Игра «Расставь ёлочки по высоте» Воспитатель предлагает расставить 5 ёлочек по высоте в возрастающей последовательности, начиная с самой низкой и заканчивая самой высокой. После выполнения задания дети рассказывают о высоте ёлочек, используя слова: самая низкая, повыше, ещё выше, самая высокая.
Воспитатель: Ребята, посмотрите, сразу за ёлочками домик Зайца стоит.
Воспитатель надевает на руку кукольного зайчика и ведет диалог с детьми от имени Зайчика.
Заяц: Здравствуйте, ребята!
Дети; Здравствуй Зайчик! Что с тобой случилось?
Заяц: Была у меня избушка лубяная, а у лисы ледяная. Пришла лиса и
выгнала меня из избушки.
Воспитатель: Ребята, а где же избушка лисы?
Дети: Растаяла!
Воспитатель: Почему?
Дети: Потому что сейчас у нас весна, солнышко пригревает и снег тает.
Воспитатель: Не плачь, Заинька, мы тебе поможем. Ребята, давайте лису прогоним.
Дети: Один, два, три, четыре, пять! Мы пришли тебя прогнать!
Один, два, три, четыре, пять! Ты должна, лиса, бежать!
Лиса (кукольная): Ну что же, я уйду, если вы правильно ответите на мои вопросы;
Ручей узкий, а река (широкая)
Дорога широкая, а тропинка (узкая)
Река глубокая, а ручей .... (мелкий)
Зима холодная, а лето (жаркое)
Медведь большой, а заяц (маленький)
Ёлка высокая, а цветок .... (низкий)
Лиса: Ухожу! Вы правильно ответили на мои вопросы. До свидания! Зайчик опять плачет.
Воспитатель: А теперь о чем, Заинька, плачешь?
Заяц: Купил я себе новые шорты и рубашку, но пока от лисы бежал, зацепился за куст, все вещи порвал. (Показывает шорты и рубашку из картона)
Воспитатель: Не плачь, Зайчик, мы тебе поможем. Дети, давайте подберем заплатки и залатаем дыры. На что похожи дырки на шортах и рубашке?
Дети: На треугольники, квадраты, круги, прямоугольники.
Воспитатель: Правильно. Дети подходят к столам, выполняют задание. Воспитатель спрашивает у каждого ребенка, какого цвета заплатку он поставил, на какую геометрическую фигуру она похожа? (Ответы детей).
Воспитатель: Сравните круг и квадрат, чем отличаются?
Дети: У квадрата есть углы, а у круга нет. Круг катится, а квадрат не
может.
Воспитатель: А теперь сравните квадрат и треугольник:
Сколько углов у треугольника? (Три)
- Сколько углов у квадрата? (Четыре)
- Сколько сторон у квадрата? (Четыре)
- Сколько сторон у треугольника? (Три)
Воспитатель: Правильно! У треугольника три угла, поэтому он называется треугольник. А как можно назвать фигуру, у которой четыре угла?
Дети: Четырехугольник.
Воспитатель: Является прямоугольником. Чем прямоугольник отличается от квадрата? (ответы детей).
Заяц: Спасибо, ребята. Я приготовил вам сладкий приз, но спрятал его от лисы на полянке под кустом. Полянку вы легко найдете по карте. Дети определяют дальнейший маршрут: от домика зайца надо идти по узкой дорожке и затем свернуть направо на широкую дорогу. Дети под музыку идут на полянку (фото 8).
Воспитатель: Какие красивые цветы растут на поляне. Ребята, в какое время года мы попали?
Дети: В лето!
Воспитатель: Да, лето скоро наступит, вслед за весной. Сосчитайте, сколько цветов растет на полянке?
Дети: Четыре!
Воспитатель: А сколько бабочек кружит вокруг них?
Дети: Пять!
Воспитатель: Хватит ли бабочкам цветов?
Дети: Нет, не хватит одного цветка!
Воспитатель: Как можно уравнять количество цветов и бабочек, чтобы их было поровну?
Дети: Можно добавить один цветок и тогда цветов и бабочек будет
по пять или убрать одну бабочку и тогда их будет по четыре.
Воспитатель: Молодцы, ребята! Давайте искать сладкий приз. Дети находят под кустом гриб, а в нём конфеты.
Воспитатель хвалит детей за хорошие ответы, сообразительность, находчивость и предлагает вернуться на поезде в детский сад.
Рефлексия: Вот и закончилось наше путешествие в сказочный лес. Вам понравилось, как вы занимались? Что особенно понравилось во время путешествия? Я думаю, вы расскажите дома своим родителям о своих впечатлениях.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
"Приключения в Сказочном лесу" (конспект, средняя группа, с блоками Дьенеша)
Конспект занятия по математике с использованием блоков Дьенеша в средней группе (конец учебного года).Программное содержание:· Закреплять представления ...
Совместная интегрированная образовательная деятельность в подготовительной группе (этикет, ОБЖ, развитие речи, рисование) Тема: "Прогулка в сказочном лесу"
На занятии в игровой форме закрепляются умения детей вести себя в соответствии с правилами этикета, а также дети упражняются в изображении предметов в перспективе. ...
Викторина по экологии "Путешествие по сказочному лесу"
Привлечь детей к бережному и правильному отношению к природе....
Методическая разработка по развитию речи (старшая группа): Занятие в старшей группе "В сказочном лесу"
Данное занятие я показывала на методическом объединение. Занятие по развитию речи в (Старшей группе)...
Прогулка в сказочном лесу
Прогулка для старшей группы.Цель:обобщить представление о зимних явлениях в природе....
Сценарий детско-родительского досугового мероприятия в лесу (тур выходного дня) Тема: «В гостях у сказочного леса»
Очень редко в детских садах воспитатели устраивают детско-родительские мероприятия за пределами детского сада в выходной день. А зря - совместное, веселое времяпровождение воспитателей, родителей и де...