проект Этот загадочный космос
проект по окружающему миру (младшая группа)

Бойчак Лариса Александровна

Такой далекий и бесконечно притягательный космос! Не каждый взрослый до конца понимает всю полноту этого понятия, что уж говорить о детях. Давайте попытаемся рассказать про космос детям максимально понятно и интересно. 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Проект «Этот загадочный космос»

Подготовил воспитатель:

                                                                           Бойчак Лариса Александровна

Тип проекта: познавательно-творческий.
Вид проекта: краткосрочный (2 недели)
Участники проекта: воспитатели и дети 2 младшей группы
Цель: Познакомить детей с российским праздником - День космонавтики, с космосом, с первым космонавтом Ю.А.Гагариным
Задачи:
1. Дать  детям представления и знания о празднике - День космонавтики, о космосе, о первом космонавте Ю.А.Гагарине. Развивать творческое воображение, обучать активности, коллективизму.
2. Активировать слуховые и зрительные анализаторы ,  развивать у детей речь, воображение и мышление. Привлечь родителей к совместной деятельности.
3. Воспитывать уважение к людям, работающих в космосе. Прививать любовь. Воспитывать у детей умение слушать взрослых .
4. Активизировать словарь: планета, космос, созвездие, ракета, скафандр, луна, вселенная, космонавт.
Ожидаемые результаты: 
1.Заинтересованность детей темой о космосе.
2. Дать детям самостоятельно проявить инициативу: в рассматривании иллюстраций, участие в беседах, конструирование из строительного материала, проявить творчество в работе.
4.Участие в совместной деятельности родителей, празднования Дня космонавтики.
Продукт проектной деятельности: Оформление группы и раздевалки; выставка детских работ «Космическое путешествие»;

Этапы работы:

с 04.04.2022г.  по 12.04.2022 г.

Содержание проекта:

Подготовительный этап

  1. Подбор иллюстраций о космосе, космонавтах, солнечной системы.
  2. Составление картотеки подвижных игр, дидактических игр и сюжетно-ролевых игр и пальчиковой гимнастики на заданную тематику.
  3. Подготовка спортивного развлечения.
  4. Подбор дидактического материала, загадок и стихов о космосе.

Основной этап

Работа с детьми:

Беседы

  • 4 апреля - Беседа «Наша планета Земля»
  • 5 апреля - Беседа «Что такое космос?»
  • 6 апреля - Беседа о первом космонавте Ю. А. Гагарине.

НОД:

  • 7 апреля - Аппликация «Этот загадочный космос»;
  • 7 апреля - ФЭМП «Собери ракету»;
  • 8 апреля - ФЦКМ «Все мы – жители Земли»
  • 11 апреля – коллективная работа «Полет в космос»
  • 12 апреля – Спортивный праздник «Космическое путешествие»

Подвижные игры:

(приложение 1)

- «Ждут нас быстрые ракеты»

- «Солнышко и дождик»

- «Солнечные зайчики»

Пальчиковая гимнастика:

(приложение 2)

- игра «Астрономическая считалка»

- игра на развитие мелкой моторики «Ракета»

- Игра малой подвижности «Земля, Огонь, Вода, Воздух»

Сюжетно-ролевые игры:

(приложение 3)

- «Космонавты»

- «Планеты стройся!»

Дидактические игры 

(приложение 4)

- «Найди лишнее»

- «Куда летят ракеты»

- «Найди недостающую ракету»

Чтение Стихов о космосе

(приложение 5)

Загадки о космосе

(приложение 6)

Работа с родителями (Вовлечение родителей в проектную деятельность)

- консультация «Знакомим ребенка с космосом»

- беседа «Какие формы работы можно использовать при знакомстве детей с космосом, праздником «День космонавтики».

- изготовление поделок, рисунков на тему: «Космическое путешествие»

Итоговый этап

Выставка поделок, рисунков, стенгазета «Этот загадочный космос»

Приложение 1

«Ждут нас быстрые ракеты».

По залу раскладываются обручи-ракеты на один меньше, чем играющих.

Дети берутся за руки и идут по кругу со словами:


- Ждут нас быстрые ракеты
Для полёта на планеты.
На какую захотим,
На такую полетим!
Но в игре один секрет:
Опоздавшим места нет!


После последних слов дети разбегаются и занимают места в «ракетах» (если детей много, то можно усаживаться в одну ракету по два-три человека) и принимают разные космические позы.

Те, кому не досталось места в ракете, выбывают. Игра продолжается до тех  пор, пока не останется один участник – победитель.

Игра повторяется 2 – 3 раза.

«Солнышко и дождик»

Цель: Развивать умение детей бегать врассыпную, не наталкиваясь друг на друга, быстро реагировать на сигнал. 
Ход игры: Дети сидят на стульчиках. Когда воспитатель говорит солнышко – все гуляют, играют, дождик – быстро убегают на места.
Дождик, дождик, веселей,
Капай, капли не жалей, 
Только нас не замочи, 
Зря в окошко не стучи!

«Солнечные зайчики»
Цель: Учить выполнять разнообразные движения, развивать зрительные ощущения, формировать представления о свете и темноте.
Материал: зеркальце.
Ход игры: Выбрав момент, когда солнце заглядывает в окошко, поймайте с помощью зеркальца лучик и обратите внимание малышей на то, как солнечный зайчик прыгает по стене, потолку, стулья. Предложите дотронуться до светового пятна – поймать солнечного зайчика.
Солнечные зайчики,
Скачут по стене,
Солнечные зайчики, 
Скачут в тишине.
Яркий лучик солнышка
Зайчиков пустил.
Девочек и мальчиков
Лучик разбудил.

Приложение 2

«Астрономическая считалка»

Цель: развитие мелкой моторики через использование стихов по теме «Космос»

На Луне жил звездочет,

Он планетам вел подсчет.

Меркурий - раз, Венера - два,

Три - Земля, четыре - Марс.

Пять - Юпитер, шесть - Сатурн,

Семь - Уран, восьмой - Нептун,

Девять - дальше всех - Плутон.

Кто не видит - выйди вон.

Игра на развитие мелкой моторики «Ракета»

Цель: предложить детям выложить из палочек ракету. Развивать мелкую моторику рук, логическое мышление, усидчивость.

А давайте-ка, ребята,

Поиграем в космонавтов,

В космос с вами полетим!

Собираемся в полёт,

Строим новый звездолёт.

Игра малой подвижности «Земля, Огонь, Вода, Воздух» 

Цель: развивать двигательную активность детей, внимание.

По команде «Земля» нужно присесть, «Воздух» - подуть, «Вода» - делать движения, как будто плывут, «Огонь"» - руки вверх и повороты вокруг себя. Кто ошибается - выбывает из игры.

Приложение 3

Сюжетно-ролевые игры:

«Космонавты».

Игра проводится под сопровождение музыкального руководителя.
Цель: развитие подражания движениям и речи взрослого – повторение звука «У».
- Запускаем мы ракету « У-У-У!»: Руки над головой в форме конуса, 
- Завели моторы  «Р- р- р»: 
движение по кругу друг за другом
- Загудели: «У-у-у!»: Руки расставили в стороны.
- На  заправку полетели: 
присели -  руки вперёд,

- Заправились – руки опустили.
Игра повторяется несколько раз по желанию детей.

Подвижная игра «Планеты, стройся!»

Напротив каждой команды лежит большой мяч – это Солнце. Вокруг солнца раскладываются, удаляясь друг от друга, кружки для игры в серсо. Дети стоят за линией старта, у каждого в руках мяч. По сигналу воспитателя дети по очереди бегут к «орбитам планет» и кладут мяч – планету на «орбиту». Затем возвращаются к линии старта, передают эстафету следующему. После завершения игры капитаны команд называют последовательность планет.

Приложение 4

«Найди лишнее»

На карточке изображено 5 картинок.

4 картинки из одной группы, пятая лишняя.

Нужно найти лишнюю картинку и объяснить свой выбор.

«Куда летят ракеты»

Сосчитай, сколько ракет летит направо, сколько налево, вверх и вниз.

(картинки с изображением ракет, летящих в разные стороны)

«Найди недостающую ракету»

На картинке изображено 9 ракет. Соединить по 2 одинаковые ракеты, девятая будет лишняя. Нужно найти лишнюю картинку и объяснить свой выбор.

Приложение 5

Чтение стихов о космосе

Голубой метеорит
 Где-то в космосе
 Летит
 Голубой метеорит.
Ты идёшь,
 А он летит.
 Ты лежишь,
 А он летит.
 Ты заснул,
 Но всё летит
 В космосе 
 Метеорит.
Ты помалу подрастёшь,
 Станешь астрономом,
 И однажды вечером
 Ты пойдёшь к знакомым.
 Вдруг репродуктор 
 Говорит:
 "В тайгу упал метеорит".
 Весь мир взволнован,
 Мир шумит:
 - В тайгу упал метеорит!
 Наутро
 Скажешь ты друзьям,
 Простившись со столицей:
 "Я не приду сегодня к вам,
 Я в полдень вылетаю сам
 С одной из экспедиций".
...Тебе сегодня 
 Восемь лет,
 Перед тобой 
 Весь белый свет,
 Но где-то 
 Во Вселенной
 Летит,
 летит,
 летит,
 летит
 Твой голубой метеорит - 
 Подарок драгоценный.
Так вот:
 Пока он мчится,
 Поторопись учиться. 


ЛЕТИТ КОРАБЛЬ

Летит в космической дали
Стальной корабль
Вокруг Земли.
И хоть малы его окошки,
Всё видно в них
Как на ладошке:
Степной простор, 
Морской прибой,
А может быть
и нас с тобой!

Комета
 Какое роскошное диво!
 Почти занимая полсвета,
 Загадочна, очень красива
 Парит над Землёю комета.
 И хочется думать: 
 - Откуда
 Явилось к нам светлое чудо?
 И хочется плакать, когда
 Оно улетит без следа.
 А нам говорят:
 - Это лёд!
 А хвост её - пыль и вода!
 Неважно, к нам Чудо идёт,
 А Чудо прекрасно всегда!

Земля
 Есть одна планета-сад
 В этом космосе холодном.
 Только здесь леса шумят,
 Птиц скликая перелётных,

 Лишь на ней одной цветут
 Ландыши в траве зелёной,
 И стрекозы только тут
 В речку смотрят удивлённо...
 Береги свою планету -
 Ведь другой, похожей, нету!

Приложение 6

Загадки о космосе

Сверкая огромным хвостом в темноте,
Несется среди ярких звезд в пустоте,
Она не звезда, не планета,
Загадка Вселенной…
(Комета)

Освещает ночью путь,
Звездам не дает заснуть.
Пусть все спят, ей не до сна,
В небе светит нам…
(Луна)

Планета голубая,
Любимая, родная.
Она твоя, она моя,
А называется…
(Земля)

Бродит одиноко
Огненное око.
Всюду, где бывает,
Взглядом согревает.
(Солнце)

Рассыпалось ночью зерно,
А утром нет ничего.
(Звезды)

Человек сидит в ракете.
Смело в небо он летит,
И на нас в своем скафандре
Он из космоса глядит.
(Космонавт)

Чудо-птица-алый хвост
Прилетела в стаю звезд.
(Ракета)



Предварительный просмотр:

Как рассказать дошкольнику о космосе?

Бойчак Лариса

Космическая тема начинает интересовать многих детей уже в возрасте 3-х лет. Рано? Думаю, что нет. Люди, еще древние, впервые задумались о том, что находится за пределами того, что мы можем достать рукой, и куда мы можем добраться своими ногами, когда распрямились и подняли взгляд вверх — к Солнцу, Луне и звездам. Шутка, но ведь даже волк воет на Луну. Понимание нашего места во Вселенной необходимо для гармоничного развития ребенка также как и знание того, откуда берется товар на полках магазина, чтобы потом не увидеть недоумение в глазах ребенка, который вдруг узнал, что чеснок в земле растет, а не на дереве, ведь в магазине он продается таким чистым.  Поэтому рассказывать о космосе детям можно и нужно. Но как сделать так, чтобы это было малышу интересно малышу сейчас, и чтобы ему эта тема была интересна в будущем? Поделимся с вами идеями, которые легли в основу проекта «Большое космическое путешествие».  Оно, и правда, получилось большим и насыщенным, но обо всем по порядку.

Как рассказывать о космосе?

Конечно же, не нужно читать малышу учебник по астрономии. По правде говоря, большинство из нас, открыв его на произвольной странице, не сразу разберется, что к чему. А детям что нужно?

  1. всевозможные игры: подвижные, сюжетно-ролевые, настольные;
  2. красочные картинки с небольшими мамиными пояснениями;
  3. наглядные эксперименты.

С картинками все понятно — их в сети Интернет пруд пруди. И видео есть, и даже онлайн-трансляции с Международной космической станции и не только с нее. Но картинки на экране монитора и просмотренное видео, это не прожитая, не пропущенная ребенком информация. Скорее всего, по истечении какого-то времени она просто улетучится из головы. А сделанная поделка останется, и останутся эмоции и воспоминания о том, как они с мамой играли.

С чего начать и о чем рассказывать

  Начать знакомство лучше с Солнца. Это самая важная звезда в нашей солнечной системе, жизнь нашей планеты зависит от нее. Малышу трудно представить себе размеры Солнца, звезд, солнечной системы, планет и Земли тоже. Старайтесь объяснить все сложное на простых вещах, используя подручные средства. Возьмите фонарик или лампу – это солнце, а большой мяч – это Земля, мячик немного меньше – это Луна. Если у вас есть глобус – замечательно, это облегчает задачу! Вместе с ребенком вы можете провести опыт с глобусом или с подручными предметами, рассматривая вопросы смены дня и ночи, почему луну мы иногда видим полной, а иногда - только полумесяц. Расскажите, что мы видим только освещенную сторону Луны, а вторая сторона находится в тени. Поговорите о размере космических объектов. Почему мы видим звезды маленькими? Продемонстрируйте на любом предмете, как он уменьшается при удалении от нас, удобно это сделать на улице, взять с собой тот же мячик и использовать его в роли звезды или планеты. По этой причине мы видим звезды маленькими точечками, а ведь они огромные, просто находятся очень далеко от нас! Расскажите, что звезды излучают свет, а планеты отражают. Для этого удобно использовать фосфорицирующие предметы, наклейки или светоотражающую ленту. Царским подарком для ребенка будет, конечно, телескоп. Они бывают разного размера и продаются по разным ценам. Ребенок будет в восторге! Это ведь приблизит его к звездам!

Четырехлетний малыш уже наверняка не раз слышал слова космос и Вселенная. Поэтому мы предлагаем начать с объяснения, что такое Вселенная.

Солнечная система имеет такое название, потому что центром ее является Солнце, вокруг которого движутся 8 планет: Меркурий, Венера, Земля, Марс, Юпитер, Сатурн, Нептун и Уран. Путь, по которому они двигаются вокруг Солнца, называется орбитой.

Земля как планета Солнечной системы

После того, как познакомились со Вселенной в целом, стоит обратить внимание на ту планету, где мы с вами живем.

Начать можно с рассказа о том, что раньше люди представляли Землю, совсем не так, как мы сейчас.

Потом можно внимательнее посмотреть на нашу планету из космоса:

  • выяснить, что она вращается вокруг своей оси и вокруг Солнца,
  • и узнать, что из этого следует;
  • выяснить, что особенного у полярных областей;
  • и наконец, разобраться, а действительно ли Земля круглая.

Единственная планета, на которой на данный момент есть жизнь – это наша с вами Земля. Основное отличие Земли от других планет — наличие воды — источника жизни и атмосферы, благодаря которой на Земле есть воздух, которым мы дышим.

Сравнить размеры Солнца и Земли можно, используя тыкву и горошину. Если наша Земля – горошина, то Солнце – это тыква. Старайтесь все объяснить на конкретных простых примерах без неопределенности. В заключение вы можете посмотреть интересные видеоматериалы.

Постарайтесь ответить на все вопросы, которые возникнут у ребенка. Если вы чего-то не знаете, не отмахивайтесь, не уходите от ответа! Лучше вместе с ребенком поищите ответ в энциклопедии или в интернете. Ваш авторитет точно не пострадает, а наоборот, Вы покажете, что чего-то не знать – нормально, плохо – не стремиться знать больше.

Такой далекий и бесконечно притягательный космос! Не каждый взрослый до конца понимает всю полноту этого понятия, что уж говорить о детях. Давайте попытаемся рассказать про космос детям максимально понятно и интересно. Если у нас это получится, возможно, ребенок не просто заинтересуется астрономией на некоторое время, а по-настоящему ее полюбит и сможет в будущем совершить какое-нибудь грандиозное научное открытие. Рассказывая малышу о космосе, представьте, как он став взрослым, будет с улыбкой на лице вспоминать ваш рассказ. 

Игры на тему «Космос»

Мастерим ракету.

 Смастерите всей семьей ракеты и устройте соревнования «Чья ракета улетит дальше». Для работы понадобится лист тонкой бумаги А4. Не забудьте детали соединять клеем. Готовую ракету, установите на устройство для запуска. Хорошенько дунем – ракета летит в космос!

«Космическая считалка» .

Разучите с ребенком считалку. Используя ее можно определить очередность запусков ракет:

На Луне жил звездочёт

Он планетам вёл учёт:

Меркурий — раз,

Венера — два-с,

Три — Земля,

Четыре — Марс,

Пять — Юпитер,

Шесть — Сатурн,

Семь — Уран,

Восемь — Нептун,

Девять — дальше всех Плутон,

Кто не видит — выйди вон.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проект «Этот загадочный космос»

Значимая для детей проблема, на решение которой направлен проект: зачем человек полетел в космос? Родители уделяют недостаточное внимание празднику День космонавтики. Поэтому нужно развивать интерес д...

Проект "Этот загадочный космос"

Методическая разработка ОО «Познание»  Формирование целостной картины мира» (старшая группа) Проект «Этот загадочный космос»В данном материале представлен опыт работы по формированию предста...

Фотоотчёт к проекту "Этот загадочный космос"

Первые представления о космосе, можно и нужно давать детям уже в старшем дошкольном возрасте. Эта тема очень интересна и увлекательна. В ДОУ они получают представления о профессиях, связанных с космос...

Проект "этот загадочный космос"

Сформировать у детей представления о том, что мы живем в России на планете Земля, и что кроме Земли в космосе есть и другие планеты солнечной системы, должны знать, что первым человеком, поднявшимся в...

проект "Этот загадочный космос"

Объяснительная запискаПолёт апрельский небо озарил,рывок Земли в космические дали.Гагарин первым подвиг совершилприблизив то, о чем мы лишь мечтали.Мечта о космосе Мечта вчерашних мальчишек — стать ко...

проект "Этот загадочный космос"

Объяснительная запискаПолёт апрельский небо озарил,рывок Земли в космические дали.Гагарин первым подвиг совершилприблизив то, о чем мы лишь мечтали.Мечта о космосе Мечта вчерашних мальчишек — стать ко...

Исследовательский проект "Этот загадочный космос"

Краткое описание работы. Современные дошкольники задают много вопросов о космосе, звёздах, космонавтах. Так как тема как всё неведомое, непонятное, недоступное глазу будоражит детскую фантазию.В ...