Социальный мир «Уроки этикета»
план-конспект занятия по окружающему миру (средняя группа)

Адема Сериковна

Цель:

  • познакомить с понятием «этикет»
  • учить находить правильные решения в проблемной ситуации;
  • совершенствовать культуру диалогической речи: выслушивать собеседника, отвечать на вопросы полными предложениями и фразами;
  • упражнять в использовании вежливых слов;
  • воспитывать культуру общения и культуру поведения;
  • развивать мыслительную деятельность у детей.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл etiket.docx19.31 КБ

Предварительный просмотр:

Тема: «Уроки этикета»

Цель:

  • познакомить с понятием «этикет»
  • учить находить правильные решения в проблемной ситуации;
  • совершенствовать культуру диалогической речи: выслушивать собеседника, отвечать на вопросы полными предложениями и фразами;
  • упражнять в использовании вежливых слов;
  • воспитывать культуру общения и культуру поведения;
  • развивать мыслительную деятельность у детей.

Материал:

  • иллюстрации с изображением различных этических ситуаций;
  •  «цветок этикета»;
  •  аудиозаписи детских песен, запись «звуки леса»;
  • ширма; игрушечные медведь, заяц.

Ход занятия

— Ребятки, когда мы при встрече говорим: «Здравствуйте», что мы желаем этим приветствием?

— Правильно, здоровья всем. Если произнести это слово приветливо и улыбнуться, то мы доставим человеку радость. Он обязательно улыбнется в ответ. Вот какое это волшебное слово.

Воспитатель: Во все времена верхом невоспитанности и неуважения к окружающим считалось, если человек уклонялся от приветствия или не отвечал на него.

ПРИВЕТСТВИЕ - это одно из самых важных правил этикета.

Что такое «этикет»?
Мы сейчас дадим ответ.
Это правила такие,
Надо знать их с малых лет!

Что сказать, когда войти,
Как в гостях себя вести,
Что с волшебными словами
Делать дома и в пути.

Если вежливыми стать
И воспитанными быть,
То всегда и всюду будут, 
Уважать вас и любить!

Воспитатель: Так что же такое этикет? Ребята, мы с вами знаем, что правил этикета очень много. Их можно собрать в один большой цветок. Мы сейчас попробуем вместе собрать цветок этикета.

Скажите, где необходимо соблюдать правила поведения, (но хочу вам напомнить, что нельзя перебивать друг друга и говорить надо по одному).

(Цветок-ромашка, дети называют: в детском саду, в театре, на улице, в транспорте, в гостях, в больнице.)

Воспитатель. Ребята, бывает ли такое, что вы ссоритесь?

Ответы детей.

Проблемная ситуация.

Воспитатель

И так самая частая причина ссор — когда вы не можете поделить что – то или, когда хотите делать одно и то же.

Ребята. к нам в гости пришли Медвежонок и Зайчик, (аудиозапись-звуки природы, показ кукольного театра)

 с ними произошла вот такая ситуация:

Инсценировка стихотворения 

В тихом лесу среди кустов и дорожек

Жили два друга, Медведь и Зайчонок.

Как – то они на прогулку пошли

И через речку мостик нашли.

Медвежонок вперед побежал,

А Зайчик отстал.

Зайчик догнал медвежонка и в спину толкнул.

Заяц: Я первый!

А Медвежонок: Нет. Я!

Заяц обиделся:

«Значит, ты, Медвежонок, мне как товарищ совсем не хорош».

Медвежонок ответил: «И ты не хорош, не буду дружить я больше с тобой»

Обсуждение проблемы, поиск путей ее решения.

Воспитатель. Почему Медвежонок решил не дружить с Зайчиком? Зайчик хорошо поступил?

Дети. Зайчик толкнул его в спину. Зайчик поступил плохо.

Воспитатель. Как вы считаете, стоит ли из – за этого ссориться друзьям?

Дети. Нет.

Воспитатель. Как помирить друзей, сделать так, чтобы ссоры не было? Давайте еще раз прочитаем стихотворение, но уже с веселым концом, когда Зайчик с Медвежонок договорились.

В тихом лесу средь кустов и дорожек

Жили два друга, Медведь и Зайчонок.

Как – то они на прогулку пошли

И через речку мостик нашли.

Медвежонок вперед побежал,

И Зайчонка на мосту подождал.

За руки взялись они

 и по мостику вместе пошли.

Воспитатель. Ребята, что нужно делать, чтобы не ссориться?

Дети.  Уметь договариваться, быть доброжелательными друг к другу.

Ребятки, давайте поиграем в игру «Вежливый зайчик»

«Вежливый Зайка»

Зайчик в огород прискакал

Дайте капусты кочанчик другой! (махать двумя руками к себе)

Разве так прося? Подумай, косой. (повороты в сторону)

Дайте, пожалуйста, - вспомнил Зайчишка, - (наклоны вперед руки вперед)

И, если можно, с большой кочерыжкой! (показать большой круг)

Вот, молодец, ему лапу пожали (пожать ладошки)

И самых вкусных кочанчиков дали… (погладить живот)

Заяц и Медвежонок: Хорошо у вас в детском саду, но нам пора домой. Ладно, мы пошли домой.

Воспитатель: Зайчик и Медвежонок вы забыли что-то сказать нам.

Заяц и Медвежонок: Что мы не сказали? Мы и не знаем, что сказать?

Воспитатель: Что не сказали Зайчик и Медвежонок?

Дети: Они не сказали до свидания.

Заяц и Медвежонок: Спасибо ребятки, до свидания!

Воспитатель: К сожаленью мы часто забываем говорить вежливые слова, а они так нам всем необходимы. Ребята, а вы знаете вежливые слова?

Дети: Да.

Воспитатель: Я загадаю вам загадки, а вы отгадаете. Нужно вставить вежливые слова.

1.Встретив зайку, ёж-сосед,

Говорит ему ... (Привет!)

А сосед ушастый,

Отвечает: «Ёжик...  (Здравствуй!)

2.Старшим людям не грубите
Им при встрече говорите
Не «привет», а…
(Здравствуйте)

3. К Осьминожке  Камбала,  

В понедельник заплыла,

А во вторник на прощанье,

Ей сказала …. (До свиданья!)

4. Неуклюжий пёсик Костик

Мышке наступил на хвостик,

Поругались бы они,

Но сказал он … (Извини!)

5.Толстая корова Мула,

Ела сено и чихнула,

Что бы не чихала снова,

Мы ей скажем … (Будь здорова!)

6.Друг другу на прощание

Мы скажем… (До свидания)

7.Вкусным обедом нас накормили,

Скажем мы повару …(Спасибо)

Воспитатель: Молодцы, ребята!

Сейчас я предлагаю вам поиграть.

Я буду называть поступки, а вы, молча, сидя на своих местах, будете показывать руками. Если поступок хороший руки вытягиваете вперед, а если плохой – скрещиваете на груди.

  1. Забирать игрушки у друзей.
  2. Помогать взрослым.
  3. Кричать, громко разговаривать.
  4. Не ссорься с друзьями, играть дружно.
  5. Бегать по группе.
  6. Убирать игрушки на место после игр.
  7. Взрослому человеку говорить «ты».
  8. Говорить до свидания уходя домой.
  9. Драться, толкаться, обзываться.
  10. Соблюдать правила этикета.

Воспитатель: Молодцы ребята.

Сотни правил в этикете
Все не выучите враз.
Но, пожалуйста, уж, дети,
Вы не огорчайте нас!
Подрастая, изучайте,
Изучайте этикет.
Изучая, подрастайте,
И живите много лет!
В жизни Ваше воспитание
Ждут большие испытания.

Сейчас я хочу вам подарить подарки, пусть они вам напоминают о правилах этикета.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Уроки этикета.

Создать условия для систематизации знаний детей о понятии этикет.Учить детей анализировать поступки персонажей на иллюстрации, устанавливать причинно-следственную связь поступков и эмоций.Формир...

Уроки этикета.

Создать условия для систематизации знаний детей о понятии этикет.Учить детей анализировать поступки персонажей на иллюстрации, устанавливать причинно-следственную связь поступков и эмоций.Формир...

Консультация для воспитателей на тему: «ЭТИКЕТ В ПРОЦЕССЕ ОВЛАДЕНИЯ ДОШКОЛЬНИКАМИ СОЦИАЛЬНОЙ РОЛЬЮ. СТОЛОВЫЙ ЭТИКЕТ»

Приступая к изучению этикета, необходимо выяснить сущность основных понятий поведенческой культуры. Само понятие поведенческой культуры весьма разностороннее и включает в себя обычаи, традиции, нравы,...

Конспект НОД для средней группы по социально-эмоциональному развитию «Уроки этикета»

Конспект НОД для средней группы по социально-эмоциональному развитию «Уроки этикета»Программное содержание:·...

Конспект организованной образовательной деятельности по социально-коммуникативному развитию для детей средней группы Тема: «Уроки этикета»

Цель: Обобщение знаний ребят о правилах поведения принятых в обществе.Задачи:·              учить находить правильные решения в ...