Конспект НОД "Мой дом - моя крепость"
план-конспект занятия по окружающему миру (подготовительная группа)
Конспект НОД для детей подготовительной к школе группы "Мой дом - моя крепость"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
moy_dom_-_moya_krepost.docx | 20.54 КБ |
Предварительный просмотр:
Конспект НОД
Тема: «Мой дом – моя крепость»
Воспитатель Ярошевич Т.Г.
Программные задачи:
● Расширять знания об истории станицы, быте первых поселенцев.
● Познакомить детей с жилищем казаков переселенцев (курень, хата-мазанка),
с предметами быта.
● Побуждать выражать в речи свои знания, впечатления, полученные во время
экскурсий.
● Закрепить знание домашнего адреса.
● Воспитывать чувство гордости, любви к «малой» родине.
Предшествующая работа: Экскурсия в музей.
Целевые прогулки: «Достопримечательности станицы»,
«Старинные и современные здания станицы»
Рассказы: О быте казачьей семьи. О традициях.
Отгадывание загадок «О предметах быта»
Чтение: стихов кубанских поэтов Т. Голуб, В. Бакалдина, И. Варавы.
Знакомство с пословицами и поговорками.
Рассматривание: Илл. «Моя Кубань», буклетов «Краснодар»,
«По Краснодарскому краю»
Рисование «Мой дом»
Материал: Иллюстрации казачьего куреня, хаты, современного дома.
- Макет казачьей комнаты.
- Предметы быта: утюг, рубель, деревянные ложки, глиняный кувшин.
- Илл. предметов быта старинных и современных.
- Мольберт, 2 наборных полотна для игры.
Ход занятия. Воспитатель. Ребята, Мы уже говорили с вами о том, что такое род, родители, Родина, с чего начинается Родина. Послушайте отрывок стихотворения Вадима Неподобы.
У каждого на свете есть, наверное,
Любимый уголок земли, такой,
Где листья по-особому на вербе
Склонились над задумчивой водой.
Где небо выше и просторы шире
И так привольно и легко дышать,
Где ко всему в прекрасном этом мире
По-детски чисто тянется душа.
- Так с чего же начинается Родина для каждого из нас? (Ответы детей).
Правильно! С родного дома, станицы, поселка, города. С веселого шума деревьев на улицах нашего детства. С золотого моря пшеницы на бескрайних кубанских полях. С задорной казачьей песни. С рассказов дедушек и бабушек.
Воспитатель. «Мой дом – моя крепость»- говорили в старину люди. Как вы
понимаете эту пословицу? (Дом – это защита, там живут родные люди, в нем тепло и уютно.)
- Что для вас значит ваш дом? (Это место где я живу со своими родителями. Здесь находятся мои книжки, игрушки.)
- А какие пословицы о доме вы знаете?
Дом – полная чаша.
Дома и солома едома.
Дома и стены помогают
Домой придешь – хлеб-соль найдешь.
Всякий дом хозяином держится.
Молодцы! Дом там, где мы живем. А мы с вами живем на Кубанской земле. Наша «малая» Родина – это Кубань, Краснодарский край.
Дома бывают разными, в этом мы убедились, когда были на экскурсиях, прогулках. Знакомились со старинными зданиями станицы. Каждый дом имеет свои тайны. Хотели бы вы узнать тайны этих домов?
Выставляется илл. «Курень», «Хата мазанка»
- Кто знает, как назывался этот старинный казачий дом? (Курень)
Да в старину казачий дом назывался куренем. Курень по-монгольски значит «круглый».
- Почему курени были округлой формы? (Казаки строили дома так, чтобы можно было переходить из одной комнаты в другую по кругу, при внезапном нападении врага).
Правильно! Спустя много лет казаки стали строить хаты мазанки.
Рассказ воспитателя.
Хату казаки строили из местного материала, который находили в природе: камыш, солому, хворост, глину. По углам будущей хаты казаки закапывали в землю большие и малые «сохи и «подсошки», которые переплетались лозой. Как только каркас был готов, созывали родственников для мазки.
На первой мазке - глину, перемешанную с соломой, забивали кулаками в плетень. Через неделю делали вторую мазку - глину, смешанную с половой или резаной соломой, вминали и разглаживали пальцами. Третья мазка - в глину добавляли полову и кизяк (навоз, смешанный с соломенной резкой). На четвертой мазке «размазывали» стены тряпкой, нанося на них тонким слоем глину. Затем хату белили побелкой (белой глиной). Для четырёхскатной крыши заготовлялся сухой, чистый камыш, который вязали в снопы и накрывали хату.
Со строительством дома были связаны специальные обряды. Так на место строительства дома бросали клочки шерсти домашних животных, перья - «чтобы все водилось». Сволок – деревянные брусья, на которые настилали потолок, - поднимали не голыми руками, а на полотенцах, «чтобы в доме не было пусто». И обязательно звали в новое жилище домового, или как говорили на Кубани, «хозяина».
Воспитатель. Казаки были очень гостеприимными и набожными людьми. В каждой хате в «красном» углу всегда висела икона. По воскресеньям казаки со всем семейством ходили в церковь. А затем угощались любимыми блюдами.
- Вы знаете любимые блюда казаков? Давайте вспомним! (Борщ, суп- лапша, вареники с творогом и вишней, холодец (студень), уха, узвар).
- А за каким столом ели казаки? На чем сидели? (Ели за деревянным столом, у которого стояли лавки).
- В чем готовили казачки? (Готовили в печи. Печь растапливали сухой травой, соломой, кизяком затем клали дрова или хворост).
- На чем готовят ваши мамы? (На газовой плите, в микроволновке).
- Вспомните, какую посуду вы видели в музее? (Посуда была глиняная. Из глины делали чашки, миски, кувшины разной формы и разного размера. Ложки были деревянные. Борщ, суп готовили в чугунке).
- Какая традиция была у казаков во время еды? (Перед едой была короткая молитва. Ели из одной общей миски. Есть начинали по старшинству; кто хотел пролезть без очереди, мог получить ложкой по лбу).
Воспитатель. Собираясь в детский сад, в гости, даже играя дома, у вас всегда наглаженная одежда.
- Какой предмет использует для этого ваша мама? (Утюг).
Правильно! Электрический утюг. Но в те времена электричества не было, и не появились даже утюги.
- Как вы думаете, чем гладили белье казачки? (Ответы детей)
До появления утюгов одежду казачки гладили вот этим предметом.
(показывает «рубель»).
Это рубель (доска с зубцами) ещё его называют рубилом. При помощи валика и рубила гладили одежду: наматывали её на валик и по ней прокатывали рубилом. Затем одежду аккуратно складывали в сундуки.
Много позже появились утюги.
- Посмотрите на этот утюг, и расскажите, как им можно было гладить? (Это железный утюг, который может открываться, в середину клали раскаленные угли и гладили).
- Какие ещё предметы быта, мебели были в казачьем доме? (Кровати, лавки, люлька для малыша. В каждом доме была прялка).
Спали казаки на топчанах, на лавках. Кровати появились гораздо позже. Кровать была украшением хаты.
- Чем ее застилали? (Пуховое одеяло шила сама казачка. А верх делала из цветных лоскутков. Получалось лоскутное одеяло. На кровати было много разных подушек, которые складывали горкой и накрывали накидками).
- Для чего казачки использовали прялку? (Прясть из шерсти нитки и вязать из неё одежду).
Воспитатель. Мы вспомнили и поговорили о многих предметах быта, а сейчас я предлагаю вам размяться, поиграть.
Игра: «Чья команда быстрее обустроит свой дом».
Дети делятся на 2 команды. На отдельном столе вперемежку лежат картинки с изображением современных и старинных предметов быта. На другом конце группы 2 наборных полотна с картинками Дома и Хаты. По сигналу воспитателя, дети по очереди выбирают нужную картинку и выставляют возле своего дома. Побеждает команда выполнившая задание без ошибок.
Молодцы! Хорошо справились с заданием.
Воспитатель. Каждый казак строил свой дом там, где хотел. В результате поселение состояла из множества домов, расселенных по берегу реки Еи. Улицы, улочки, тупики – все перемешалось.
Большое поселение также называлось куренем. На берегу нашей реки поселились запорожские казаки Щербиновского куреня. Поэтому и курень носил название - Щербиновский. Спустя почти сто лет, курени стали называться станицами. Станицы стали большими, улицам стали давать названия.
- А как называется улица, по которой вы живёте? (Ответы детей).
- Кто из вас может полностью назвать свой домашний адрес?
(Предложить 5-7 детям назвать полный адрес).
- Кто назовет полный адрес нашего детского сада?
Адрес: Россия. Краснодарский край. Щербиновский район станица Старощербиновская, улица Советов 106
Воспитатель. Вот мы и узнали тайны старинных казачьих домов и их предметов.
- Чем же отличается наше современное жилище от куреня казаков? (Сейчас строят дома многоэтажные, из кирпича. В домах много электрических приборов, а раньше их не было. В наших домах горит электричество, а казаков были свечи, лампадки).
Верно! Молодцы! И очень хорошо, что сейчас возрождаются казачьи обычаи и традиции.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект занятий по теме «Петропавловская крепость»
Краткий рассказ детям об истории строительства крепости в устье НевыЦели и задачи. Закрепить дату рождения города – 1703 г.Познакомить с понятиями «чертеж», «схема».Рассказать детям историю...
Конспект интегрированного НОД по ОБЖ «Мой дом – моя крепость»
Познакомить детей с правом каждого человека на жилье и его неприкосновенность.Познакомить с правилами пользования бытовыми электроприборами, острыми предметами, лекарствами.Закреплять представления де...
конспект занятия "Петропаловская крепость"
конспект занятия...
конспект занятия "Петропаловская крепость"
конспект занятия...
Конспект занятия по ознакомлению дошкольников с окружающим миром для средней группы «Мой дом – моя крепость». (Право на жилье и его неприкосновенность.)Цели: Познакомить детей с правом на жилье и его неприкосновенность. Воспитывать уважение к людям, прож
Цели:Познакомить детей с правом на жилье и его неприкосновенность. Воспитывать уважение к людям, проживающим рядом, учить соблюдать элементарные правила гигиены. Словарь:Неприкосновенность, жилье...
Конспект НОД "Приключения в крепости Форд Боярд".
Непосредственно образовательная деятельность по речевому развитию...
Конспект экскурсии в Петропавловскую крепость
Экскурсия выходного дня направлена на формирование представлений воспитанников об истории возникновения Петропавловской крепости, ее значении для дальнейшего развития города на Неве....