Конспект экскурсии в Петропавловскую крепость
план-конспект занятия по окружающему миру (старшая группа)
Экскурсия выходного дня направлена на формирование представлений воспитанников об истории возникновения Петропавловской крепости, ее значении для дальнейшего развития города на Неве.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konspekt_vyezda_v_krepost.docx | 22.36 КБ |
konspekt_vyezda_v_krepost.docx | 22.36 КБ |
Предварительный просмотр:
Экскурсия выходного дня
в Петропавловскую крепость
г. Санкт – Петербурга
с детьми старшего дошкольного возраста
Участники экскурсии: дети, воспитатели.
Цель: формирование представлений воспитанников об истории возникновения Петропавловской крепости, ее значении для дальнейшего развития города на Неве.
Задачи:
- формировать представления детей о Петропавловской крепости - сердце нашего города;
- воспитывать интерес к истории города Санкт-Петербурга, к персоне Петра Великого;
- способствовать развитию познавательной активности детей;
- развивать образное мышление, творческое воображение, память;
- пополнять словарь по теме «Архитектура» и развивать связную речь;
- формировать личностно-ценностное отношение к своей Родине;
- закрепить правила поведения в транспорте и общественных местах;
- закреплять навык культуры поведения: здороваться и прощаться, благодарить;
Ожидаемые результаты:
Посещение Петропавловской крепости познакомит детей с ядром нашего города, обогатит их знания по программе Петербурговедения, поможет воспитать гражданскую позицию и ответственное отношение к памятникам культурного наследия. Здесь каждый ребенок сможет получить яркие и незабываемые впечатления, расширить свой кругозор, развивать мыслительные процессы: память, внимание, речь, а также чувство эстетического наслаждения и объективного восприятия мира.
Предварительная работа с детьми в ДОУ:
- рассматривание иллюстраций и альбомов по теме «Санкт-Петербург», фотографий Петропавловской крепости;
- проведение бесед «Откуда все начиналось?», «Кто основал наш город?», «Заячий остров», «Что такое крепость?»
- просмотр презентации «Бастионы Петропавловской крепости»
Ход экскурсии:
Вводная беседа воспитателя:
- Дети, мы находимся сейчас в самом центре нашего города – в Петропавловской крепости, ровеснице Санкт-Петербурга. Она была заложена в 1703 году на Заячьем острове по велению Петра I.
Жил давно в России царь,
Очень мудрый государь.
Он на троне не сидел,
Делал за день по сто дел.
Одержал побед немало,
Мореходом был бывалым;
Он и плотник, и кузнец,
Кто был царь тот удалец?
- Этот царь – Петр Первый! Он правил нашей страной более 300 лет назад, и он решил отвоевать эту землю у шведов, чтобы у России был выход к Балтийскому морю для торговли с другими странами. И Петру Первому это удалось, земля была отвоевана, и нужно было на ней укрепиться. Один из помощников царя посоветовал Петру построить большую крепость с корабельной гаванью - это место для стоянки кораблей, со складами для еды и оружия, с казармами для солдат. В такой крепости можно было бы разместить очень много солдат и направлять их отсюда против шведов. И вот, наконец, царь решил построить большую каменную крепость, а вокруг крепости город. Думал-думал царь Петр, в каком месте бы построить такой город, чтобы все его задумки исполнились, плавал в своей лодке по реке Неве, присматривал такое место, и нашел. Называлось это место Заячий остров, оно и сейчас так называется.
- А вы знаете, почему остров назвали Заячьим? Заячьим его назвали, потому, что там действительно было много зайцев. Есть история, которая говорит о том, что плотники, строившие крепость, работали медленно, и разгневанный Петр приплыл на остров, чтобы наказать их. Когда он выходил из лодки, ему на сапог вдруг прыгнул зайчик и так развеселил царя, что он не стал наказывать плотников, а остров назвал Заячьим. Около Заячьего острова со стороны Иоанновского моста, есть маленький памятник тому зайчику.
- День, когда была заложена Петропавловская крепость, вошел в историю как день рождения великого города на Неве. Через месяц на острове заложили собор святых Петра и Павла, поэтому крепость стала называться Петропавловской. Ее постройкой руководил архитектор Д. Трезини.
Дети с воспитателями рассматривают стенд с планом-схемой Петропавловской крепости, знакомятся с ее устройством: стены – куртины соединяют между собой шесть бастионов: Государев, Нарышкин, Меншиков, Головкин, Зотов, Трубецкой. Под крепостными стенами устроены подземные ходы.
Дети узнают, что сперва стены крепости были деревянными, а затем их перестроили в камне. Крепость занимает почти весь остров, по форме она похожа на вытянутый шестиугольник. Петропавловская крепость никогда не участвовала в военных действиях. Сейчас на ее территории расположен Музей истории Санкт-Петербурга. Сюда входят Ботный домик, Комендантский дом, тюрьма Трубецкого бастиона и Петропавловский собор, который является самым высоким зданием в городе.
Далее дети слушают рассказ о прогулочном маршруте «Невская панорама», проложенном по крепостной стене от Государева до Нарышкина бастиона, который украшает Флажная башня. С этого бастиона ежедневно в полдень раздается символический выстрел из пушки. Эта традиция дошла до нас еще со времен Петра Первого.
Стреляет в полдень пушка,
Скрывается в дыму.
Когда стреляет пушка,
Не страшно никому!
Шумит волна речная
У крепостной стены,
А пушка ведь
ручная:
Она не для войны.
- Ребята, на территории крепости построен Монетный двор, это одно из старейших промышленных предприятий Санкт-Петербурга – его основал Петр Первый. Здесь и сейчас выпускают монеты, в том числе памятны и юбилейные из драгоценных металлов, а также ордена и медали.
- В Инженерном доме открыта постоянная выставка «Улица времени». Она оформлена в виде старинной улицы, на которой есть торговый порт, швейная мастерская, кабинет министра и комната прабабушки. Тут проходят праздники и занимательные занятия, разворачиваются удивительные события.
- Гуляя по территории Петропавловской крепости, через Невские ворота мы с вами попадем на Комендантскую пристань. Посмотрите, пожалуйста, вокруг, кто мне скажет: «Как называется река, которая так величественно несет свои воды?». Правильно – это Нева. Под аркой Невских ворот мы с вами увидим отметки самых больших подъёмов воды в разные годы. Это так называемая «Летопись катастрофических наводнений».
Есть в нашем городе река,
Ее зовут Нева,
И широка и глубока
Речная синева.
Далее воспитатель знакомит детей с новой традицией – символической церемонией развода почетного караула. Парад и вынос флага России и флага Санкт – Петербурга – самые яркие моменты церемонии.
Рефлексия. Ребята, мы с вами познакомились с самой первой постройкой нашего города. Понравилась ли вам наша экскурсия? Что вам сегодня запомнилось больше всего? Давайте вспомним некоторые факты:
Кто основатель Петропавловской крепости и нашего города?
На каком острове началось строительство?
Какая река окружает крепость?
С какими традициями вы сегодня познакомились?
Предварительный просмотр:
Экскурсия выходного дня
в Петропавловскую крепость
г. Санкт – Петербурга
с детьми старшего дошкольного возраста
Участники экскурсии: дети, воспитатели.
Цель: формирование представлений воспитанников об истории возникновения Петропавловской крепости, ее значении для дальнейшего развития города на Неве.
Задачи:
- формировать представления детей о Петропавловской крепости - сердце нашего города;
- воспитывать интерес к истории города Санкт-Петербурга, к персоне Петра Великого;
- способствовать развитию познавательной активности детей;
- развивать образное мышление, творческое воображение, память;
- пополнять словарь по теме «Архитектура» и развивать связную речь;
- формировать личностно-ценностное отношение к своей Родине;
- закрепить правила поведения в транспорте и общественных местах;
- закреплять навык культуры поведения: здороваться и прощаться, благодарить;
Ожидаемые результаты:
Посещение Петропавловской крепости познакомит детей с ядром нашего города, обогатит их знания по программе Петербурговедения, поможет воспитать гражданскую позицию и ответственное отношение к памятникам культурного наследия. Здесь каждый ребенок сможет получить яркие и незабываемые впечатления, расширить свой кругозор, развивать мыслительные процессы: память, внимание, речь, а также чувство эстетического наслаждения и объективного восприятия мира.
Предварительная работа с детьми в ДОУ:
- рассматривание иллюстраций и альбомов по теме «Санкт-Петербург», фотографий Петропавловской крепости;
- проведение бесед «Откуда все начиналось?», «Кто основал наш город?», «Заячий остров», «Что такое крепость?»
- просмотр презентации «Бастионы Петропавловской крепости»
Ход экскурсии:
Вводная беседа воспитателя:
- Дети, мы находимся сейчас в самом центре нашего города – в Петропавловской крепости, ровеснице Санкт-Петербурга. Она была заложена в 1703 году на Заячьем острове по велению Петра I.
Жил давно в России царь,
Очень мудрый государь.
Он на троне не сидел,
Делал за день по сто дел.
Одержал побед немало,
Мореходом был бывалым;
Он и плотник, и кузнец,
Кто был царь тот удалец?
- Этот царь – Петр Первый! Он правил нашей страной более 300 лет назад, и он решил отвоевать эту землю у шведов, чтобы у России был выход к Балтийскому морю для торговли с другими странами. И Петру Первому это удалось, земля была отвоевана, и нужно было на ней укрепиться. Один из помощников царя посоветовал Петру построить большую крепость с корабельной гаванью - это место для стоянки кораблей, со складами для еды и оружия, с казармами для солдат. В такой крепости можно было бы разместить очень много солдат и направлять их отсюда против шведов. И вот, наконец, царь решил построить большую каменную крепость, а вокруг крепости город. Думал-думал царь Петр, в каком месте бы построить такой город, чтобы все его задумки исполнились, плавал в своей лодке по реке Неве, присматривал такое место, и нашел. Называлось это место Заячий остров, оно и сейчас так называется.
- А вы знаете, почему остров назвали Заячьим? Заячьим его назвали потому, что на нем, действительно, было много зайцев. Есть история, которая говорит о том, что плотники, строившие крепость, работали медленно, и разгневанный Петр приплыл на остров, чтобы наказать их. Когда он выходил из лодки, ему на сапог вдруг прыгнул зайчик и так развеселил царя, что он не стал наказывать плотников, а остров назвал Заячьим. Около Заячьего острова со стороны Иоанновского моста, есть маленький памятник тому зайчику.
- День, когда была заложена Петропавловская крепость, вошел в историю как день рождения великого города на Неве. Через месяц на острове заложили собор святых Петра и Павла, поэтому крепость стала называться Петропавловской. Ее постройкой руководил архитектор Д. Трезини.
Дети с воспитателями рассматривают стенд с планом-схемой Петропавловской крепости, знакомятся с ее устройством: стены – куртины соединяют между собой шесть бастионов: Государев, Нарышкин, Меншиков, Головкин, Зотов, Трубецкой. Под крепостными стенами устроены подземные ходы.
Дети узнают, что сперва стены крепости были деревянными, а затем их перестроили в камне. Крепость занимает почти весь остров, по форме она похожа на вытянутый шестиугольник. Петропавловская крепость никогда не участвовала в военных действиях. Сейчас на ее территории расположен Музей истории Санкт-Петербурга. Сюда входят Ботный домик, Комендантский дом, тюрьма Трубецкого бастиона и Петропавловский собор, который является самым высоким зданием в городе.
Далее дети слушают рассказ о прогулочном маршруте «Невская панорама», проложенном по крепостной стене от Государева до Нарышкина бастиона, который украшает Флажная башня. С этого бастиона ежедневно в полдень раздается символический выстрел из пушки. Эта традиция дошла до нас еще со времен Петра Первого.
Стреляет в полдень пушка,
Скрывается в дыму.
Когда стреляет пушка,
Не страшно никому!
Шумит волна речная
У крепостной стены,
А пушка ведь
ручная:
Она не для войны.
- Ребята, на территории крепости построен Монетный двор, это одно из старейших промышленных предприятий Санкт-Петербурга – его основал Петр Первый. Здесь и сейчас выпускают монеты, в том числе памятные и юбилейные из драгоценных металлов, а также ордена и медали.
- В Инженерном доме открыта постоянная выставка «Улица времени». Она оформлена в виде старинной улицы, на которой есть торговый порт, швейная мастерская, кабинет министра и комната прабабушки. Тут проходят праздники и занимательные занятия, разворачиваются удивительные события.
- Гуляя по территории Петропавловской крепости, через Невские ворота мы с вами попадем на Комендантскую пристань. Посмотрите, пожалуйста, вокруг, и скажите: «Как называется река, которая так величественно несет свои воды?». Правильно – это Нева. Под аркой Невских ворот мы с вами увидим отметки самых больших подъёмов воды в разные годы. Это так называемая «Летопись катастрофических наводнений».
Есть в нашем городе река,
Ее зовут Нева,
И широка и глубока
Речная синева.
Далее воспитатель знакомит детей с новой традицией – символической церемонией развода почетного караула. Парад и вынос флага России и флага Санкт – Петербурга – самые яркие моменты церемонии.
Рефлексия. Ребята, мы с вами познакомились с самой первой постройкой нашего города. Понравилась ли вам наша экскурсия? Что вам сегодня запомнилось больше всего? Давайте вспомним некоторые факты:
Кто основатель Петропавловской крепости и нашего города?
На каком острове началось строительство?
Какая река окружает крепость?
С какими традициями вы сегодня познакомились?
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Экскурсия по Петропавловской крепости
У самых вод раскастистой Невы, лицом к лицу с нарядною столицейТемнеет в грозной памяти молвы, гранитный вал с внушительною спицей.С. Андреевский Работа с родителями:Консультации для ...
Конспект занятий по теме «Петропавловская крепость»
Краткий рассказ детям об истории строительства крепости в устье НевыЦели и задачи. Закрепить дату рождения города – 1703 г.Познакомить с понятиями «чертеж», «схема».Рассказать детям историю...
экскурсия по Петропавловской крепости и окрестностям (игра-путешествие)
Данная карта-игра разработана для индивидуального посещения Петропавловской крепости в г. Санкт-Петербурге родителей с детьми для закрепления темы "Петропавловская крепость" и составлена на осно...
Конспект по Петербурговедению на тему:"Петропавловская крепость" средняя группа.
Петербург – город с удивительной судьбой, хранитель замечательных исторических и культурных традиций. Его духовное возрождение немыслимо без воспитания в каждом юном петербуржце чувства любви к родном...
КОНСПЕКТ НОД с детьми старшего дошкольного возраста «Путешествие по Петропавловской крепости» с использованием образовательных технологий (игровой, исследовательской и ИКТ)
КОНСПЕКТНОД с детьми старшего дошкольного возраста«Путешествие по Петропавловской крепости»с использованием образовательных технологий(игровой, исследовательской и ИКТ)...
Экскурсия для детей и родителей "Петропавловская крепость"
Экскурсия для детей и родителей "Петропавловская крепость"...
Экскурсия-квест " Миссия выполнима. Петропавловская крепость." Авторы- Киселева М.В., Ракова О.С.
Квест предназначен для детей 5-10 лет.Продолжительность -2 часа.Легенда квеста.С началом нового учебного года в некоторых школах города стали происходить странные вещи.В одной из школ, дети забыли таб...