ПРОЕКТ: «Вода- это жизнь»
проект по окружающему миру (старшая группа)
Краткая аннотация проекта.
Вода - одно из главных богатств на Земле. Вода – это слово известно детям дошкольного возраста с самого рождения. Дети даже не задумываются о том, что она обозначает и что для них значит (вода течет из крана, в весеннем ручейке, вода растекается, её можно разлить). А ведь вода – это главная составляющая всего живого нашей планеты. Без воды никто и ничто на земле не сможет существовать. Наши предки пили только чистую, живую воду, и складывали о ней легенды и сказки. Невозможно представить, что стало бы с нашей планетой, если бы исчезла пресная вода. А такая угроза существует. Пресной воды в мире всего 3%. Эти запасы истощаются, пресной воды становится всё меньше и меньше.
Экологическое состояние нашей планеты и тенденция к его ухудшению требуют отныне живущих людей понимания сложившейся ситуации и сознательного к ней отношения.
Прогрессирующее ухудшение здоровья взрослых и детей способствуют различные загрязнения почвы, воды и воздуха, в результате чего люди питаются недоброкачественными продуктами, пьют плохую воду, дышат воздухом с большой примесью выхлопных газов.
Современное содержание воспитательно – образовательной работы с детьми дошкольного возраста предполагает гуманизацию всего педагогического процесса. Огромная роль в организации этой проблемы отводят экологическому образованию детей. На сегодняшний день экологическая грамотность, бережное отношение к природе стали залогом выживания человека на нашей планете. Кроме того, экологическое образование детей – это огромный потенциал их всестороннего развития.
Формирование у детей знаний о различных явлениях окружающей природы должно сочетаться с пониманием ценности природы для общества и человека, с овладением нормами поведения в природной среде. Это достигается путем решения задач воспитания экологической культуры дошкольников.
Воспитание экологической культуры – долгий путь формирования правильных способов взаимодействия с природой. Понимание элементарных связей, существующих в природе, чувство сопереживания всему, действенная готовность его созидать, восприятие красоты природы – вот составляющие экологической культуры. Детям необходимо прививать навыки экологически грамотного отношения в быту, научить бережно и экономно относиться к воде. Обратить внимание на то, что даже такой привычный объект, как вода, таит в себе много неизвестного. Все это подчеркивает актуальность данного проекта.
От загрязнённой воды страдает все живое вокруг. Поэтому вода- наше богатство. Мы решили узнать, как можно больше о воде. Для исследования мы выбрали тему: «Вода – это жизнь».
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
proekt_i_prilozhenie_malinka_voda.docx | 84.62 КБ |
proekt_i_prilozhenie_malinka_voda.docx | 84.62 КБ |
Предварительный просмотр:
МУНИЦИПАЛЬНОЕ КАЗЕННОЕ ДОШКОЛЬНОЕ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
города Новосибирска
«Детский сад № 401»
(383) 267-73-53
630089, г. Новосибирск ул. Кошурникова, 49/1
ИНН/КПП 5401140893/540101001 Л/счет 014.03.095.1
ПРОЕКТ:
«Вода- это жизнь»
Авторы проекта: Филина Наталья Васильевна воспитатель I кв. категории учитель – логопед высшей кв. категории |
Новосибирск 2022
Содержание проекта
1.Краткая аннотация проекта……………………………………………… 3.Ценность проекта для данного учреждения…………………………… 4. Постановка проблемы…………………………………………………… 6. Цель и задачи проекта ………………………………………………… 9. Перспективное планирование…………………………………………. 11.Критерии оценки эффективности проекта….……………………… Приложение ………………………………………………………………. | 3 |
3 | |
4 | |
5 | |
5 | |
5 | |
6 | |
13 | |
14 | |
19 | |
19 | |
20 | |
20 | |
20 21 22 23 |
1.Краткая аннотация проекта.
Вода - одно из главных богатств на Земле. Вода – это слово известно детям дошкольного возраста с самого рождения. Дети даже не задумываются о том, что она обозначает и что для них значит (вода течет из крана, в весеннем ручейке, вода растекается, её можно разлить). А ведь вода – это главная составляющая всего живого нашей планеты. Без воды никто и ничто на земле не сможет существовать. Наши предки пили только чистую, живую воду, и складывали о ней легенды и сказки. Невозможно представить, что стало бы с нашей планетой, если бы исчезла пресная вода. А такая угроза существует. Пресной воды в мире всего 3%. Эти запасы истощаются, пресной воды становится всё меньше и меньше.
Экологическое состояние нашей планеты и тенденция к его ухудшению требуют отныне живущих людей понимания сложившейся ситуации и сознательного к ней отношения.
Прогрессирующее ухудшение здоровья взрослых и детей способствуют различные загрязнения почвы, воды и воздуха, в результате чего люди питаются недоброкачественными продуктами, пьют плохую воду, дышат воздухом с большой примесью выхлопных газов.
Современное содержание воспитательно – образовательной работы с детьми дошкольного возраста предполагает гуманизацию всего педагогического процесса. Огромная роль в организации этой проблемы отводят экологическому образованию детей. На сегодняшний день экологическая грамотность, бережное отношение к природе стали залогом выживания человека на нашей планете. Кроме того, экологическое образование детей – это огромный потенциал их всестороннего развития.
Формирование у детей знаний о различных явлениях окружающей природы должно сочетаться с пониманием ценности природы для общества и человека, с овладением нормами поведения в природной среде. Это достигается путем решения задач воспитания экологической культуры дошкольников.
Воспитание экологической культуры – долгий путь формирования правильных способов взаимодействия с природой. Понимание элементарных связей, существующих в природе, чувство сопереживания всему, действенная готовность его созидать, восприятие красоты природы – вот составляющие экологической культуры. Детям необходимо прививать навыки экологически грамотного отношения в быту, научить бережно и экономно относиться к воде. Обратить внимание на то, что даже такой привычный объект, как вода, таит в себе много неизвестного. Все это подчеркивает актуальность данного проекта.
От загрязнённой воды страдает все живое вокруг. Поэтому вода- наше богатство. Мы решили узнать, как можно больше о воде. Для исследования мы выбрали тему: «Вода – это жизнь».
2. Описание учреждения
Детский сад № 401 является единственным Муниципальным казенным дошкольным образовательным учреждением в Дзержинском районе для детей с нарушением зрения. В детском саду функционируют десять дошкольных групп, из которых восемь групп для детей с нарушениями зрения и речи комбинированной направленности в возрасте от 3 до 7 лет и две группы общеразвивающей направленности для детей от 2-7 лет. В МКДОУ имеются музыкальный и физкультурный залы, кабинет тифлопедагогов, логопедический и офтальмологический кабинеты, методический кабинет, медицинский кабинет.
В учреждении работают 32 педагога, из них 16 имеет высшее образование, 16 имеют средне специальное образование, 5 педагога имеют высшую квалификационную категорию, 13 имеют первую квалификационную категорию, соответствие занимаемой должности 8 человек.
В настоящее время МКДОУ д/с № 401 посещают 93 детей со статусом ограниченные возможности здоровья. На основании заключения ТПМПК
г. Новосибирск данным детям были присвоены такие диагнозы как: амблиопия, косоглазие, миопия,гиперметропия,СНР I, II, III уровень речевого развития, ЗПР.
МКДОУ Д.С.№401 Старого образца, поэтому в нем нет зимнего сада, бассейна, сенсорной комнаты. К сожалению, современные дети, особенно городские, имеют весьма ограниченные возможности для общения с природой, поэтому экологическое образование должно начинаться с объектов ближайшего окружения. Это нас сподвигло в группе организовать экологический уголок. Основными идеям проекта являются: развитие познавательной активности детей; передача социального опыта в сфере влиянии воды на все живое; вовлечение детей в активное освоение окружающего мира через проведение занимательных опытов и эксперементов с водой; оказание помощи в овладении способами познания связей между предметами и явлениями; развитие любознательности в процессе активной позновательно-исследовательской и эксперементальной деятельности.
Филина Наталья Васильевна - воспитатель I кв. категории;
Гусева Светлана Юрьевна - воспитатель I кв. категории;
Бабушкина Елена Владимировна – учитель-логопед высшей кв. категории
3.Ценность проекта для данного учреждения
Проект может быть использован педагогами дошкольных учреждений, работающих в данном направлении. Он предназначен для активной деятельности самих детей с нарушением зрения и их родителей. Педагоги и дальше будут привлекать к этой проблеме родителей вновь поступивших детей с нарушением зрения, делая так, чтобы родители стали для них первыми союзниками и помощниками. Педагогами нашего ДОУ будет продолжена работа по совершенствованию структуры создаваемой системы работы, путем отбора наиболее эффективных методов, средств и форм организации работы с детьми, родителями и общественностью по данной проблеме.
Методы и приемы могут быть разнообразными, с учетом психологических особенностей дошкольника с нарушением зрения, в зависимости от цели и задач, включать в себя все виды деятельности, различные технологии и продуктивные методы. В ходе образовательно – воспитательного процесса выявилось, что у детей недостаточно развиты представления о свойствах воды, о значении воды в жизни человека и всех живых организмов, о бережном отношении к природным ресурсам. Поэтому решили внедрить в образовательный процесс познавательно – исследовательский проект «Вода – волшебница». Именно экспериментирование как специально-организованная деятельность способствует становлению целостной картины мира ребенка дошкольного возраста и основ культурного познания им окружающего мира.
4.Постановка проблемы
Отсутствие у детей представлений о значении воды в жизни человека, об основных источниках загрязнения воды, его последствиях, мероприятиях по предотвращению загрязнения воды. Выбранная нами тема в наше время очень актуальна. Человек влияет на окружающую среду очень негативно. Несмотря на то, что пресной воды остается на земле все меньше и меньше, люди не разумно используют ее, нарушая экологический баланс, не думая о будущих поколениях.Вода нужна людям каждый день, поэтому очень важно ее рационально и бережно ее расходовать, поскольку запасы ее на земле не так уж и безграничны.
5.Актуальность проблемы
Вода главный компонент жизни. Она необходима для жизни человека, животных и растений. Вода - уникальное по своим свойствам вещество которое существует в природе во всех трех агрегатных состояниях: в жидком, твердом и газообразном (вода, лед и водяной пар) Поэтому, необходимо ее изучение. По результатам бесед с детьми мы выяснили, что детям интересно узнать о том, какие свойства имеет вода, что происходит с водой в природе; какие у неё свойства; сможет ли человек и всё живое прожить без воды; сколько воды на земле; как вода попадает в наши квартиры.
6.Цель и задачи проекта:
Формирование у детей знания о значении воды в жизни всего живого на земле: вода-источник жизни, а также осознанного, бережного отношения к воде, как к важному природному ресурсу, то есть воспитание экологического сознания.
Задачи поставленные перед детьми:
Образовательные: Расширять представления о роли воды в жизни растений, животных, человека и ее влиянии на здоровье. Продолжать знакомить детей с самым важным компонентом природы – водой, без которой невозможна жизнь на планете Земля.Формировать представления о свойствах воды, о состояниях воды. Формировать осознанное, бережное отношение к воде как важному природному ресурсу, закладывать основы экологической культуры личности;
Развивающие: Развивать наблюдательность, интерес к познавательно-исследовательской деятельности, эмоционально – эстетические чувства, самостоятельность, активность, инициативность. Развивать умение работать в группе;
Воспитательные: Воспитывать интерес к явлениям в природе, бережное отношение к воде, экономному ее использованию. Воспитывать любознательность, доброжелательное взаимодействие детей друг с другом;
Задачи, поставленные перед родителями:
Привлечь родителей к изучению с детьми свойств воды и определению значения воды в жизни всего живого на Земле.
Установить тесный контакт в работе с родителями по внедрению проекта.
Привлечь родителей самостоятельно проводить опытно-экспериментальную работу в домашних условиях. Побуждать родителей к экономному использованию воды. повысить воспитательную компетентность родителей в экологическом образовании дошкольников
Сбор информации по данной теме, использовать такие направления как: телевидение, энциклопедии, компьютер.
Задачи, поставленные педагогами:
1. Создать предметно развивающую среду, способствующую формированию у детей знаний о воде её свойствах, и состоянии. во время опытов, экспериментов.
2.Разработать цикл мероприятий, направленных на формирование знаний о значении воды в жизни всего живого на земле;
3. Воспитывать бережное отношение к природным ресурсам.
7. Готовность к реализации проекта.
Место проведения: МКДОУ «Детский сад № 401»
Проект рассчитан на детей старшей группы с нарушением зрения.
Таблица 1.
№ | Метод | Компетенции, которые получат дети и родители |
Словесные: беседы, викторины, чтение рассказов, стихов, пословиц, загадок. Наглядные: просмотр презентации, мультфильмов, рассматривание альбомов.
- Подготовка материалов на компьютере; - Проведение исследования; - Анализ Практические: конструирование, дидактические игры, сюжетно – ролевые игры. Физминутки, гимнастика для глаз, пальчиковые игры, дыхательная гимнастика, психогимнастика. | Получение новых знаний, новой информации о воде свойствах, состояниях. Выявление уровня знаний детей о свойствах, состояниях воды. Заинтересовать детей и родителей данной темой. Знания, информация. Необходимы на каждом занятие, как минутка, направленная на снятие усталости, напряжения, на восстановление умственной работоспособности, это необходимый элемент в здоровьесберегающей деятельности. |
Подготовка методического материала для реализации проекта
№ | Направления в работе | Реализация (с помощью чего?) |
1. | НОД | Изучение материалов по теме. Беседы, рассматривание иллюстраций, плакатов, энциклопедий, презентаций, обучающих мультфильмов, картинок, альбомов по теме, интернет-ресурсы. |
2. | Познавательно-коммуникативная, речевая деятельность. | Введение в связную речь лексико-грамматических конструкций: прилагательные с существительными в роде, числе и падеже; предложно – падежных конструкций разных типов. Составление рассказов о свойствах воды, круговороте воды в природе по картинам. |
3. | Ознакомление с окружающим миром Рисование Конструирование | - Выставки рисунков «Где мы встречаем воду», «Счастливая посуда Федоры»; коллажа «Наша живая планета», запрещающий знак «Осторожно – вода», «Берегите воду», «Тучка» - коллективная работа; Аппликация: «Дождик лей, лей», «Приключение капельки», Конструирование: |
4. | Игры и упражнения | Проведение дидактических игр «Твердое, жидкое, газообразное», «Узнай, о чем я говорю»», «Разрезные картинки», «Вода – наш друг, вода – наш враг», «Что делает вода» (подбор слов – действий), «Какая вода» (подбор слов-признаков), «Ассоциации» (подбор ассоциаций к слову «вода»), «Где прячется вода», Сюжетно – ролевые игры: |
5. | Физминутки, гимнастика для глаз, пальчиковые игры, дыхательная гимнастика, психогимнастика. | ЕжедневноФизминутки:«Дождик», «Сосульки», «Ручеек», «Буратино», «Три медведя».Гимнастика для глаз: «Снежинки», «Анютины глазки», «Дождик», «Мотылек», «Стрекоза», электронные зрительные гимнастики. Дыхательная гимнастика:«Снегопад», «Шторм в стакане», «Кораблик», «Пурга» |
6. | Взаимодействие с педагогами Рассматривание иллюстраций и презентаций («Круговорот воды в природе») Беседы: Чтение художественной литературы | Учитель- логопед руководит работой по расширению, уточнению и активизации словарного запаса дошкольников на занятиях и в свободное от занятий время в рамках заданной темы, используя различные методы в работе. - Криотерапия (нетрадиционная методика – игры со льдом) - Составление рассказов о свойствах воды, круговороте воды в природе по картине. - Составление сказки «Жила была капелька»; -Изготовление буклета к Всемирному дню воды (22 марта 2022 года); - Логопедические игры с водой («Шторм», «Кораблики», «Морские камешки», «Два озера») - Изготовление экологического знака «Берегите воду!». Из бесед узнают: - какие водоемы бывают; - кому нужна вода; - Чтение стихов: А.С. Пушкина «О море», Я. Аким «Облака», Н. Михайлова «Пар», Е. Серов «Град», А. Барто «Дождь», Г. Ладонщиков «Лед», К. Чуковский «Мойдодыр», «Федорино горе», С. Погореловский «Родник иссяк, ручей ослаб…»; С. Маршак «Водопровод». - Чтение художественной литературы:«Сказки и были о морях и океанах», Е. Коларова «Почемучкины напитки», В. Белов «Родничок», Я. Аким «Где живет вода?» И. Бунин «Родник», «Первый снег» Н. Заболотский «На реке», Г. Х. Андерсен «Снежная королева», Л. Муур «Крошка Енот и тот, кто сидит в пруду», Сказка «Спор» С. Ю. Афонькин «Приключения в капле воды», Хуан де Лаиглесия «Крокодиловы слезы». - Чтение энциклопедий. |
7. | Взаимодействие с семьями воспитанников. | - Информирование родителей о проекте, его цели, задач, формах и методах работы с детьми; - Участие родителей в подборе информации (фотографий, иллюстраций, книг и т.д.) по теме проекта; - памятки для родителей. «Осторожно вода». |
8. | Создание предметно – развивающей среды для расширения опыта, эмоционально-практического взаимодействия дошкольника со взрослыми и сверстниками, стимулирует развитие самостоятельности, инициативности, помогает утвердиться в чувстве уверенности в себе. | - Распределение обязанностей для изготовления наглядных пособий, демонстрационного материала, игр, макетов, пособий. |
9. | Результат проекта | - Анализ сформированных навыков по разделам; - Оформление отчетной документации; - Обобщение опыта и публикация в печатном издании; - Книжка – малышка о воде с иллюстрациями воспитанников группы «Малинка»; - Создание дидактического пособия «Экологический коврик»; - Изготовление альбома «Волшебница вода»; - Изготовление кормушек птицам на зиму; - Изготовление снежных построек; - Плакат «Для чего нужна вода». - АРТ-поделка «Капелька». |
8. Этапы, содержание и методы реализации проекта
Реализация проекта рассчитана на 6 месяцев 2021-2022 учебный год и будет происходить в несколько этапов.
Этап (фаза) реализации | Действия воспитателей | Действия детей | Действия узких специалистов | Действия родителей |
Октябрь «Вода –источник жизни» | Беседы: « Где живет капелька» «Что будет если на нашей планете исчезнет вода? Чтение художественной литературы «Сказки и были о морях и океанах», стихи А.С. Пушкина «О море», Н.А. Рыжова Не просто сказки…Экологические рассказы, сказки» Эксперимент «Зачем растениям нужна вода?» Создание дидактического пособия «Экологический коврик» Викторина «Вода-это жизнь» | Создание коллективного коллажа: «Наша живая планета» Рисование «Земной шар» Коллективная работа — Изготовление «Тучки» с радужным дождем, со снежинками. | Подбор и изучение методической литературы. Подбор методической, научно-популярной и художественной литературы, иллюстративного и дидактического материала по данной теме. Консультация для родителей | Включение родителей в работу над проектом (на установочном собрании). Привлечь родителей к помощи в создании «Экологического коврика» Проведение консультаций по теме проекта. Изготовление альбома «Волшебница вода» Акция «Сбор макулатуры |
Ноябрь «Где мы встречаем воду?» | Беседы: «Вода вокруг нас» Д/игра «Где живет вода?» Чтение: Я. Аким «Где живет вода?» И. Бунин «Родник», «Первый снег» Н. Заболотский« На реке» Г Снегирев «К морю» Н Нуркенова «Туман» П/игры «Ходят капельки по кругу», «Море волнуется раз» Подбор художественной литературы: стихи, загадки, пословицы, поговорки, рассказы, сказки про воду; демонстрационного материала. Проведение дидактических игр. Чтение и разучивание с детьми стихов, загадок, поговорок о воде. | Рисование «Где мы встречаем воду» Художественное творчество (Аппликация)«Дождик лей, лей» Посмотрелимультфильм Секрет воды", "Что такое вода?". О. Колпакова «Знакомимся с окружайщим миром» работа в рабочей тетради. | Проведение дидактических игр, пальчиковых игр. Чтение и разучивание с детьми стихов, загадок, пословиц о воде чтение сказок о воде. | Подбор необходимого оборудования Акция «Птицы наши лучшие друзья» Конкурс кормушек. Акция помоги пушистикам. |
Декабрь «Свойства воды» | Беседа «Почему зимой не идет дождь» Д/И «Твердое, жидкое, газообразное».Опыты: «В мире воды»«Вода прозрачная», «У воды нет вкуса», «У воды нет запаха», «Лед – твердая вода», «Пар – тоже вода», «Вода жидкая, может течь», «В воде одни вещества растворяются, а другие – не растворяются», «Лед легче воды», «Вода бывает теплой, горячей, холодной», «Вода не имеет формы». Чтение: Я. Аким «Облака», Н. Михайлова «Пар», Е. Серов «Град», А. Барто «Дождь», Г. Ладонщиков «Лед», Г. Х. Андерсен «Снежная королева». Отгадывание загадок о различных состояниях воды Развитие речи: Рассказывание на тему «Свойства воды» (с опорой на мнемотаблицу). Конструирование из палочек «Снежинки». С/Р «В лаборатории». Изготовление игрушки капельки «Капитошки» Игры: «Выжми мочалку», «Кораблики» «Сквозь сито» | Рисование «Где мы встречаем воду» Налеп из пластилина «Капелька»Провели опыт со снегом. «Свойства воды. Наблюдения «СНЕГ» | Проведение дидактических игр «Узнай, о чем я говорю» (сосулька, снежинка, дождь, роса и т.д), «Интересные загадки о состоянии воды», «Скажи ласково». Психогимнастика, координация речи с движением.Изготовление лэпбука «Вода-это жизнь» | Вовлечение родителей в педагогический процесс группы, укрепление заинтересованности в сотрудничестве с детским садом. Изготовление снежных построек. Консультация для родителей Акция « Добрые крышечки» |
Январь «Водичка, водичка, умой мое личико» | Беседы: «Вода – наша помощница», «Чистота – залог здоровья».Чтение: К. Чуковский «Мойдодыр», «Федорино горе».Рассказывание по картине «Берегите воду!». | - Инструкции – алгоритмы «Моем руки правильно», «Как правильно чистить зубы. | Беседа «Вода вместо лекарства». | Консультация для родителей «Закрепление культурно гигиенических навыков» Выставка поделок из бросового материала. |
Февраль «Осторожно – вода!» | Беседы: «Правила безопасности на льду»Чтение:Л. Муур «Крошка Енот и тот, кто сидит в пруду».П/И «Ручеек».Д/И «Вода – наш друг, вода – наш враг». | Лепка «Снежинки».Рассматривание иллюстраций о безопасности на водоемах в зимний период. | Криотерапия (нетрадиционная методика - игры со льдом. «Достань игрушку» на 5-8 секунд; «Тает льдинка», «Пересчитай камешки». | Изготовить памятку для родителей. «Осторожно вода» Акция «Разделяй и сохраняй» |
Март «Берегите воду». | Беседа: «Возможна ли жизнь без воды?», «Зачем человеку нужна вода?», «Что загрязняет воду?», «Как экономно использовать воду?»Д/И: «Отгадай водоем по его описанию».Чтение: С.Погореловский «Родник иссяк, ручей ослаб…»; С. Маршак «Водопровод» Опыт: «Получение талой воды». Рассматривание иллюстраций с изображением реки, озера, моря. Беседа: «Круговорот воды в природе». Рассматривание капелек воды через лупу.Опыт: «Капельки» (получение капель воды из пара) П/И: «Ходят капельки по кругу», «Ручеек».Д/И: «Что делает вода» (подбор слов - действий), «Какая вода» (подбор слов – признаков), «Ассоциации» (подбор ассоциаций к слову «вода»), «Где прячется вода».Чтение: Сказка «Спор» С. Ю. Афонькин «Приключения в капле воды». Изготовление плаката «Круговорот воды» | Просмотр фильма «Красота воды в природе»Посадка огорода. Игра с экологическоим ковриком.Наблюдение «Сосульки на крыше».Составление рассказов по сюжетным картинкам «Для чего нужна вода?»«Растения пьют воду» Аппликация: «Капелька» | Логопедические игры с водой («Шторм», «Кораблики», «Морские камешки», «Два озера»). Консультация для родителей «Игры с водой развивают речь. Акватерапия». Составление сказки «Жила была капелька», | Создать картотеку правил по бережному отношению к воде. (Регулировать струю в кране, следить чтоб не капала вода из крана…..) Создание коллажа «Круговорот воды в природе» |
Этап завершения | Подведение итогов реализации проекта Итоговые мероприятия Анализ и обобщение результатов, полученных в процессе исследовательской деятельности детей. Реализация данного проекта анализировать, делать выводы. Развлечение: «Волшебница-Вода» | Оформление выставки рисунков, аппликаций, книжек. Дети приобрели опыт исследовательской деятельности с водой. | Викторина «Что мы знаем о воде», экологический знак «Берегите воду!» | Консультация по теме: «Занимательные опыты с водой и эксперименты для дошкольников». |
10. Прогнозируемые конечные результаты деятельности
При условии реализации данного проекта мы рассчитываем получить следующие результаты:
Полученные результаты у детей:
- Сформировали представление о воде как среде обитания растений, животных, человека.
- Научили устанавливать сходство и различие свойств воды в разных агрегатных состояниях.
- Дали представление о процессе перехода воды из одного агрегатного состояния в другое, о процессе конденсации.
- Расширили представление о значении воды в разных агрегатных состояниях для природы и человека (под снегом и льдом сохраняется тепло, достаточное для жизни)
Полученные результаты у родителей:
- Изготовление книжек – малышек.
- Создание альбома «Мир воды»
- Консультация для родителей «Эксперимент в детском саду».
- Создание коллажа «Круговорот воды в природе»
- Составление описания игр с водой
- Консультация по теме: «Занимательные опыты и эксперименты для дошкольников».
11. Практическая значимость результатов
Данный проект адресован воспитателям, учителям - логопедам, учителям-дефектологам.Педагоги, участвующие в работе считают, что такой подход к реализации проекта поможет воспитателям вызвать у детей интерес к данной проблеме.
Предлагаемые формы работы, могут быть адаптированы и использованы воспитателями, учителями - логопедами, учителями- дефектологами в работе с дошкольниками. Разработанный практический материал может быть эффективно использован образовательными учреждениями, работающими по данному направлению с детьми с нарушением зрения.
12. Возможные риски
Риски | Пути предотвращения |
Нежелание родителей участвовать в проекте. | Работа воспитателя с родителями по мотивированию взаимодействия родителей с ребенком и повышения психологического комфорта взаимоотношения в сем |
Отключение воды. | Перенос экспериментальной деятельности. |
Холодильник сломался, где лед. | Заменить другим опытом,где не требуется лед. |
Сломался компьютер, невозможно посмотреть призентацию« Круговорот воды в природе» | Ремонт компьютера, бумажный вариант презентации. |
13.Критерии оценки эффективности проекта.
Данный проект адресован воспитателям, логопедам, тифлопедагогам.
Предлагаемые формы работы, могут быть адаптированы и использованы воспитателями, логопедами, тифлопедагогами в работе с дошкольниками. Разработанный практический материал (перспективное планирование, анкеты) может быть эффективно использован образовательными учреждениями, работающими по данному направлению с детьми с нарушением зрения.
Анкетирование и составить диаграммки на начало и на конец
14. Ресурсы (в рублях)
Предполагаемые источники финансирования:
- спонсорские и изыскиваемые родительским комитетом старшей группы
На родительском собрании утверждается смета проекта.
№ п/п | Наименование | Количество | Имеющиеся средства | Требуемые |
1. | Изготовление дидактической игры: фетр, клей нитки, биссер, липы. | 1шт | - | 2000 |
2. | Плакат «Для чего нужна вода»:печать | 1шт. | 300 | 300 |
3.. | Изготовление книжек малышек на заданную тему | 3 шт. | 150 | 450 |
4. | Пряжа для вязаной игрушки «Капитошка» | 1шт. | 200 | 200 |
Средства необходимые для реализации проекта 2950 руб.
- Имеющиеся средства - 650руб.
- Недостающие средства – 1400 руб.
15. Функционал участников проекта.
№ п/п | Ответственные | Функционал обязанностей |
1 | Заведующий ДОУ | Создание условий для реализации и проведения мероприятий. Обеспечение материальной базы в рамках реализации проекта |
Старший воспитатель | Методическое сопровождение педагогов (консультации, семинары). | |
Воспитатели | Реализация совместной и самостоятельной деятельности с детьми. Разработка системы взаимодействия педагогов и функционала. Включение родителей в данный процесс. | |
Воспитанники старшей группы | Активные участники в проектной деятельности, выставках, праздниках, презентациях. | |
Учитель-логопед | Руководит работой по расширению, уточнению и активизации словарного запаса дошкольников на занятиях и в свободное от занятий время в рамках заданной темы, используя различные методы в работе. | |
Родители | 1.Активное участие родителей в проекте. | |
Медицинская сестра | Консультация для родителей. |
Тип проекта: познавательно-исследовательский
16. Список литературы:
1 Тугушева Г. П., Чистякова А. Е. «Экспериментальная деятельность детей
среднего и старшего дошкольного возраста»: Методическое пособие. –
СПб.: ДЕТСТВО – ПРЕСС, 2011.
2 Коломина И.В. Занятия по экологии в детском саду-М.:ТЦ Сфера, 2008-144
3.Виноградова Н. Ф. «Рассказы – загадки о природе: книга для детей 5- 6 лет / Н. Ф. Виноградова. – 2-е изд. дораб. – М.: Вентана – Граф, 2012.
4 Листок на ладони: Методическое пособие по проведению экскурсий с целью экологического и эстетического воспитания дошкольников. \Под ред. Л.М. Маневцевой: СПб Детство-ПРЕСС,2003-112 стр.
5..С. Н. Николаева «Воспитание экологической культуры в дошкольном детстве». Москва «Просвещение», 2005.
6. Горькова Л. Г., Кочергина А. В., Обухова Л. А. «Сценарии занятий по экологическому воспитанию: Средняя, старшая, подготовительная группы. – М.: ВАКО, 2008.
7. «Беседы о природных явлениях и объектах» Т.А. Шорыгина.
8. Скорлупова О. А. «Занятия с детьми старшего дошкольного возраста по теме: «Вода». – М., ООО «Издательство Скрипторий 2003», 2005.
9. Шорыгина Т. А. «Беседы о воде в природе» Методические рекомендации. – М., ТЦ Сфера, 201Конспект НОД
10. Брозаускас Л.Г. «Полезные игры и задания для дошколят», Санкт - Петербург «Литера» 2008 г.
14. Веракса Н.Е., Галимов О.Р. Познавательно-исследовательская деятельность дошкольников. – М.: «Мазаика-Синтез», 2012
15. Доскин, В. А. Растем здоровыми /пособие для воспитателей, родителей и инструкторов физкультуры /В. А. Доскин, Л. Г. Голубева–М: «Просвещение», 2002.
16. Дыбина О.В., Рахманова Н.П., Щетинина В.В. Неизведанное рядом: Опыты и эксперименты для дошкольников / Под ред. О.В. Дыбиной. – 2-е изд. испр. – М.: ТЦ Сфера, 2010
17. Зубкова Н.М. Воз и маленькая тележка чудес. Опыты и эксперименты для детей от 3 до 7 лет. / Автор – составитель: Зубкова Н.М. – СПб: Речь, 2006.
18. Иванова А.И. «Экологические наблюдения и эксперименты в детском саду». Творческий центр Москва 2008г.
19.Карепова Т.Г. Формирование ЗОЖ у дошкольников. – Волгоград, 2009
20. Максаков А.И., Тумакова Г.А. «Учите, играя», Москва, «Мозаика синтез» 2006 г.
21. Мартынова Е.А., Сучкова И.М. Организация опытно-экспериментальной экспериментальной деятельности детей 2-7 лет. – Волгоград: «Учитель», 2013
22. Марудова Е.В. Ознакомление дошкольников с окружающим миром. Экспериментирование – СПБ: «ДЕТСТВО ПРЕСС», 2011.
23.Малофеева Н.Н. Энциклопедия дошкольника. – М.: ЗАО «РОСМЭН –ПРЕСС», 2007.
24.Основная программа дошкольного образования «От рождения до школы» под редакцией Н.Е. Веракса, Т.С. Комаровой, М.А. Васильевой. М.: Мозаика-Синтез, 2013
25. Примерной основной программы дошкольного образования «Развитие +» под редакцией А.И. Булычевой. М.: НОУ «УЦ им. Л.А. Венгера «Развитие +», 2013
26. Скоролупова А. «Занятия с детьми дошкольного возраста по теме «Вода»». Скрипторий Москва
Предварительный просмотр:
МУНИЦИПАЛЬНОЕ КАЗЕННОЕ ДОШКОЛЬНОЕ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
города Новосибирска
«Детский сад № 401»
(383) 267-73-53
630089, г. Новосибирск ул. Кошурникова, 49/1
ИНН/КПП 5401140893/540101001 Л/счет 014.03.095.1
ПРОЕКТ:
«Вода- это жизнь»
Авторы проекта: Филина Наталья Васильевна воспитатель I кв. категории учитель – логопед высшей кв. категории |
Новосибирск 2022
Содержание проекта
1.Краткая аннотация проекта……………………………………………… 3.Ценность проекта для данного учреждения…………………………… 4. Постановка проблемы…………………………………………………… 6. Цель и задачи проекта ………………………………………………… 9. Перспективное планирование…………………………………………. 11.Критерии оценки эффективности проекта….……………………… Приложение ………………………………………………………………. | 3 |
3 | |
4 | |
5 | |
5 | |
5 | |
6 | |
13 | |
14 | |
19 | |
19 | |
20 | |
20 | |
20 21 22 23 |
1.Краткая аннотация проекта.
Вода - одно из главных богатств на Земле. Вода – это слово известно детям дошкольного возраста с самого рождения. Дети даже не задумываются о том, что она обозначает и что для них значит (вода течет из крана, в весеннем ручейке, вода растекается, её можно разлить). А ведь вода – это главная составляющая всего живого нашей планеты. Без воды никто и ничто на земле не сможет существовать. Наши предки пили только чистую, живую воду, и складывали о ней легенды и сказки. Невозможно представить, что стало бы с нашей планетой, если бы исчезла пресная вода. А такая угроза существует. Пресной воды в мире всего 3%. Эти запасы истощаются, пресной воды становится всё меньше и меньше.
Экологическое состояние нашей планеты и тенденция к его ухудшению требуют отныне живущих людей понимания сложившейся ситуации и сознательного к ней отношения.
Прогрессирующее ухудшение здоровья взрослых и детей способствуют различные загрязнения почвы, воды и воздуха, в результате чего люди питаются недоброкачественными продуктами, пьют плохую воду, дышат воздухом с большой примесью выхлопных газов.
Современное содержание воспитательно – образовательной работы с детьми дошкольного возраста предполагает гуманизацию всего педагогического процесса. Огромная роль в организации этой проблемы отводят экологическому образованию детей. На сегодняшний день экологическая грамотность, бережное отношение к природе стали залогом выживания человека на нашей планете. Кроме того, экологическое образование детей – это огромный потенциал их всестороннего развития.
Формирование у детей знаний о различных явлениях окружающей природы должно сочетаться с пониманием ценности природы для общества и человека, с овладением нормами поведения в природной среде. Это достигается путем решения задач воспитания экологической культуры дошкольников.
Воспитание экологической культуры – долгий путь формирования правильных способов взаимодействия с природой. Понимание элементарных связей, существующих в природе, чувство сопереживания всему, действенная готовность его созидать, восприятие красоты природы – вот составляющие экологической культуры. Детям необходимо прививать навыки экологически грамотного отношения в быту, научить бережно и экономно относиться к воде. Обратить внимание на то, что даже такой привычный объект, как вода, таит в себе много неизвестного. Все это подчеркивает актуальность данного проекта.
От загрязнённой воды страдает все живое вокруг. Поэтому вода- наше богатство. Мы решили узнать, как можно больше о воде. Для исследования мы выбрали тему: «Вода – это жизнь».
2. Описание учреждения
Детский сад № 401 является единственным Муниципальным казенным дошкольным образовательным учреждением в Дзержинском районе для детей с нарушением зрения. В детском саду функционируют десять дошкольных групп, из которых восемь групп для детей с нарушениями зрения и речи комбинированной направленности в возрасте от 3 до 7 лет и две группы общеразвивающей направленности для детей от 2-7 лет. В МКДОУ имеются музыкальный и физкультурный залы, кабинет тифлопедагогов, логопедический и офтальмологический кабинеты, методический кабинет, медицинский кабинет.
В учреждении работают 32 педагога, из них 16 имеет высшее образование, 16 имеют средне специальное образование, 5 педагога имеют высшую квалификационную категорию, 13 имеют первую квалификационную категорию, соответствие занимаемой должности 8 человек.
В настоящее время МКДОУ д/с № 401 посещают 93 детей со статусом ограниченные возможности здоровья. На основании заключения ТПМПК
г. Новосибирск данным детям были присвоены такие диагнозы как: амблиопия, косоглазие, миопия,гиперметропия,СНР I, II, III уровень речевого развития, ЗПР.
МКДОУ Д.С.№401 Старого образца, поэтому в нем нет зимнего сада, бассейна, сенсорной комнаты. К сожалению, современные дети, особенно городские, имеют весьма ограниченные возможности для общения с природой, поэтому экологическое образование должно начинаться с объектов ближайшего окружения. Это нас сподвигло в группе организовать экологический уголок. Основными идеям проекта являются: развитие познавательной активности детей; передача социального опыта в сфере влиянии воды на все живое; вовлечение детей в активное освоение окружающего мира через проведение занимательных опытов и эксперементов с водой; оказание помощи в овладении способами познания связей между предметами и явлениями; развитие любознательности в процессе активной позновательно-исследовательской и эксперементальной деятельности.
Филина Наталья Васильевна - воспитатель I кв. категории;
Гусева Светлана Юрьевна - воспитатель I кв. категории;
Бабушкина Елена Владимировна – учитель-логопед высшей кв. категории
3.Ценность проекта для данного учреждения
Проект может быть использован педагогами дошкольных учреждений, работающих в данном направлении. Он предназначен для активной деятельности самих детей с нарушением зрения и их родителей. Педагоги и дальше будут привлекать к этой проблеме родителей вновь поступивших детей с нарушением зрения, делая так, чтобы родители стали для них первыми союзниками и помощниками. Педагогами нашего ДОУ будет продолжена работа по совершенствованию структуры создаваемой системы работы, путем отбора наиболее эффективных методов, средств и форм организации работы с детьми, родителями и общественностью по данной проблеме.
Методы и приемы могут быть разнообразными, с учетом психологических особенностей дошкольника с нарушением зрения, в зависимости от цели и задач, включать в себя все виды деятельности, различные технологии и продуктивные методы. В ходе образовательно – воспитательного процесса выявилось, что у детей недостаточно развиты представления о свойствах воды, о значении воды в жизни человека и всех живых организмов, о бережном отношении к природным ресурсам. Поэтому решили внедрить в образовательный процесс познавательно – исследовательский проект «Вода – волшебница». Именно экспериментирование как специально-организованная деятельность способствует становлению целостной картины мира ребенка дошкольного возраста и основ культурного познания им окружающего мира.
4.Постановка проблемы
Отсутствие у детей представлений о значении воды в жизни человека, об основных источниках загрязнения воды, его последствиях, мероприятиях по предотвращению загрязнения воды. Выбранная нами тема в наше время очень актуальна. Человек влияет на окружающую среду очень негативно. Несмотря на то, что пресной воды остается на земле все меньше и меньше, люди не разумно используют ее, нарушая экологический баланс, не думая о будущих поколениях.Вода нужна людям каждый день, поэтому очень важно ее рационально и бережно ее расходовать, поскольку запасы ее на земле не так уж и безграничны.
5.Актуальность проблемы
Вода главный компонент жизни. Она необходима для жизни человека, животных и растений. Вода - уникальное по своим свойствам вещество которое существует в природе во всех трех агрегатных состояниях: в жидком, твердом и газообразном (вода, лед и водяной пар) Поэтому, необходимо ее изучение. По результатам бесед с детьми мы выяснили, что детям интересно узнать о том, какие свойства имеет вода, что происходит с водой в природе; какие у неё свойства; сможет ли человек и всё живое прожить без воды; сколько воды на земле; как вода попадает в наши квартиры.
6.Цель и задачи проекта:
Формирование у детей знания о значении воды в жизни всего живого на земле: вода-источник жизни, а также осознанного, бережного отношения к воде, как к важному природному ресурсу, то есть воспитание экологического сознания.
Задачи поставленные перед детьми:
Образовательные: Расширять представления о роли воды в жизни растений, животных, человека и ее влиянии на здоровье. Продолжать знакомить детей с самым важным компонентом природы – водой, без которой невозможна жизнь на планете Земля.Формировать представления о свойствах воды, о состояниях воды. Формировать осознанное, бережное отношение к воде как важному природному ресурсу, закладывать основы экологической культуры личности;
Развивающие: Развивать наблюдательность, интерес к познавательно-исследовательской деятельности, эмоционально – эстетические чувства, самостоятельность, активность, инициативность. Развивать умение работать в группе;
Воспитательные: Воспитывать интерес к явлениям в природе, бережное отношение к воде, экономному ее использованию. Воспитывать любознательность, доброжелательное взаимодействие детей друг с другом;
Задачи, поставленные перед родителями:
Привлечь родителей к изучению с детьми свойств воды и определению значения воды в жизни всего живого на Земле.
Установить тесный контакт в работе с родителями по внедрению проекта.
Привлечь родителей самостоятельно проводить опытно-экспериментальную работу в домашних условиях. Побуждать родителей к экономному использованию воды. повысить воспитательную компетентность родителей в экологическом образовании дошкольников
Сбор информации по данной теме, использовать такие направления как: телевидение, энциклопедии, компьютер.
Задачи, поставленные педагогами:
1. Создать предметно развивающую среду, способствующую формированию у детей знаний о воде её свойствах, и состоянии. во время опытов, экспериментов.
2.Разработать цикл мероприятий, направленных на формирование знаний о значении воды в жизни всего живого на земле;
3. Воспитывать бережное отношение к природным ресурсам.
7. Готовность к реализации проекта.
Место проведения: МКДОУ «Детский сад № 401»
Проект рассчитан на детей старшей группы с нарушением зрения.
Таблица 1.
№ | Метод | Компетенции, которые получат дети и родители |
Словесные: беседы, викторины, чтение рассказов, стихов, пословиц, загадок. Наглядные: просмотр презентации, мультфильмов, рассматривание альбомов.
- Подготовка материалов на компьютере; - Проведение исследования; - Анализ Практические: конструирование, дидактические игры, сюжетно – ролевые игры. Физминутки, гимнастика для глаз, пальчиковые игры, дыхательная гимнастика, психогимнастика. | Получение новых знаний, новой информации о воде свойствах, состояниях. Выявление уровня знаний детей о свойствах, состояниях воды. Заинтересовать детей и родителей данной темой. Знания, информация. Необходимы на каждом занятие, как минутка, направленная на снятие усталости, напряжения, на восстановление умственной работоспособности, это необходимый элемент в здоровьесберегающей деятельности. |
Подготовка методического материала для реализации проекта
№ | Направления в работе | Реализация (с помощью чего?) |
1. | НОД | Изучение материалов по теме. Беседы, рассматривание иллюстраций, плакатов, энциклопедий, презентаций, обучающих мультфильмов, картинок, альбомов по теме, интернет-ресурсы. |
2. | Познавательно-коммуникативная, речевая деятельность. | Введение в связную речь лексико-грамматических конструкций: прилагательные с существительными в роде, числе и падеже; предложно – падежных конструкций разных типов. Составление рассказов о свойствах воды, круговороте воды в природе по картинам. |
3. | Ознакомление с окружающим миром Рисование Конструирование | - Выставки рисунков «Где мы встречаем воду», «Счастливая посуда Федоры»; коллажа «Наша живая планета», запрещающий знак «Осторожно – вода», «Берегите воду», «Тучка» - коллективная работа; Аппликация: «Дождик лей, лей», «Приключение капельки», Конструирование: |
4. | Игры и упражнения | Проведение дидактических игр «Твердое, жидкое, газообразное», «Узнай, о чем я говорю»», «Разрезные картинки», «Вода – наш друг, вода – наш враг», «Что делает вода» (подбор слов – действий), «Какая вода» (подбор слов-признаков), «Ассоциации» (подбор ассоциаций к слову «вода»), «Где прячется вода», Сюжетно – ролевые игры: |
5. | Физминутки, гимнастика для глаз, пальчиковые игры, дыхательная гимнастика, психогимнастика. | ЕжедневноФизминутки:«Дождик», «Сосульки», «Ручеек», «Буратино», «Три медведя».Гимнастика для глаз: «Снежинки», «Анютины глазки», «Дождик», «Мотылек», «Стрекоза», электронные зрительные гимнастики. Дыхательная гимнастика:«Снегопад», «Шторм в стакане», «Кораблик», «Пурга» |
6. | Взаимодействие с педагогами Рассматривание иллюстраций и презентаций («Круговорот воды в природе») Беседы: Чтение художественной литературы | Учитель- логопед руководит работой по расширению, уточнению и активизации словарного запаса дошкольников на занятиях и в свободное от занятий время в рамках заданной темы, используя различные методы в работе. - Криотерапия (нетрадиционная методика – игры со льдом) - Составление рассказов о свойствах воды, круговороте воды в природе по картине. - Составление сказки «Жила была капелька»; -Изготовление буклета к Всемирному дню воды (22 марта 2022 года); - Логопедические игры с водой («Шторм», «Кораблики», «Морские камешки», «Два озера») - Изготовление экологического знака «Берегите воду!». Из бесед узнают: - какие водоемы бывают; - кому нужна вода; - Чтение стихов: А.С. Пушкина «О море», Я. Аким «Облака», Н. Михайлова «Пар», Е. Серов «Град», А. Барто «Дождь», Г. Ладонщиков «Лед», К. Чуковский «Мойдодыр», «Федорино горе», С. Погореловский «Родник иссяк, ручей ослаб…»; С. Маршак «Водопровод». - Чтение художественной литературы:«Сказки и были о морях и океанах», Е. Коларова «Почемучкины напитки», В. Белов «Родничок», Я. Аким «Где живет вода?» И. Бунин «Родник», «Первый снег» Н. Заболотский «На реке», Г. Х. Андерсен «Снежная королева», Л. Муур «Крошка Енот и тот, кто сидит в пруду», Сказка «Спор» С. Ю. Афонькин «Приключения в капле воды», Хуан де Лаиглесия «Крокодиловы слезы». - Чтение энциклопедий. |
7. | Взаимодействие с семьями воспитанников. | - Информирование родителей о проекте, его цели, задач, формах и методах работы с детьми; - Участие родителей в подборе информации (фотографий, иллюстраций, книг и т.д.) по теме проекта; - памятки для родителей. «Осторожно вода». |
8. | Создание предметно – развивающей среды для расширения опыта, эмоционально-практического взаимодействия дошкольника со взрослыми и сверстниками, стимулирует развитие самостоятельности, инициативности, помогает утвердиться в чувстве уверенности в себе. | - Распределение обязанностей для изготовления наглядных пособий, демонстрационного материала, игр, макетов, пособий. |
9. | Результат проекта | - Анализ сформированных навыков по разделам; - Оформление отчетной документации; - Обобщение опыта и публикация в печатном издании; - Книжка – малышка о воде с иллюстрациями воспитанников группы «Малинка»; - Создание дидактического пособия «Экологический коврик»; - Изготовление альбома «Волшебница вода»; - Изготовление кормушек птицам на зиму; - Изготовление снежных построек; - Плакат «Для чего нужна вода». - АРТ-поделка «Капелька». |
8. Этапы, содержание и методы реализации проекта
Реализация проекта рассчитана на 6 месяцев 2021-2022 учебный год и будет происходить в несколько этапов.
Этап (фаза) реализации | Действия воспитателей | Действия детей | Действия узких специалистов | Действия родителей |
Октябрь «Вода –источник жизни» | Беседы: « Где живет капелька» «Что будет если на нашей планете исчезнет вода? Чтение художественной литературы «Сказки и были о морях и океанах», стихи А.С. Пушкина «О море», Н.А. Рыжова Не просто сказки…Экологические рассказы, сказки» Эксперимент «Зачем растениям нужна вода?» Создание дидактического пособия «Экологический коврик» Викторина «Вода-это жизнь» | Создание коллективного коллажа: «Наша живая планета» Рисование «Земной шар» Коллективная работа — Изготовление «Тучки» с радужным дождем, со снежинками. | Подбор и изучение методической литературы. Подбор методической, научно-популярной и художественной литературы, иллюстративного и дидактического материала по данной теме. Консультация для родителей | Включение родителей в работу над проектом (на установочном собрании). Привлечь родителей к помощи в создании «Экологического коврика» Проведение консультаций по теме проекта. Изготовление альбома «Волшебница вода» Акция «Сбор макулатуры |
Ноябрь «Где мы встречаем воду?» | Беседы: «Вода вокруг нас» Д/игра «Где живет вода?» Чтение: Я. Аким «Где живет вода?» И. Бунин «Родник», «Первый снег» Н. Заболотский« На реке» Г Снегирев «К морю» Н Нуркенова «Туман» П/игры «Ходят капельки по кругу», «Море волнуется раз» Подбор художественной литературы: стихи, загадки, пословицы, поговорки, рассказы, сказки про воду; демонстрационного материала. Проведение дидактических игр. Чтение и разучивание с детьми стихов, загадок, поговорок о воде. | Рисование «Где мы встречаем воду» Художественное творчество (Аппликация)«Дождик лей, лей» Посмотрелимультфильм Секрет воды", "Что такое вода?". О. Колпакова «Знакомимся с окружайщим миром» работа в рабочей тетради. | Проведение дидактических игр, пальчиковых игр. Чтение и разучивание с детьми стихов, загадок, пословиц о воде чтение сказок о воде. | Подбор необходимого оборудования Акция «Птицы наши лучшие друзья» Конкурс кормушек. Акция помоги пушистикам. |
Декабрь «Свойства воды» | Беседа «Почему зимой не идет дождь» Д/И «Твердое, жидкое, газообразное».Опыты: «В мире воды»«Вода прозрачная», «У воды нет вкуса», «У воды нет запаха», «Лед – твердая вода», «Пар – тоже вода», «Вода жидкая, может течь», «В воде одни вещества растворяются, а другие – не растворяются», «Лед легче воды», «Вода бывает теплой, горячей, холодной», «Вода не имеет формы». Чтение: Я. Аким «Облака», Н. Михайлова «Пар», Е. Серов «Град», А. Барто «Дождь», Г. Ладонщиков «Лед», Г. Х. Андерсен «Снежная королева». Отгадывание загадок о различных состояниях воды Развитие речи: Рассказывание на тему «Свойства воды» (с опорой на мнемотаблицу). Конструирование из палочек «Снежинки». С/Р «В лаборатории». Изготовление игрушки капельки «Капитошки» Игры: «Выжми мочалку», «Кораблики» «Сквозь сито» | Рисование «Где мы встречаем воду» Налеп из пластилина «Капелька»Провели опыт со снегом. «Свойства воды. Наблюдения «СНЕГ» | Проведение дидактических игр «Узнай, о чем я говорю» (сосулька, снежинка, дождь, роса и т.д), «Интересные загадки о состоянии воды», «Скажи ласково». Психогимнастика, координация речи с движением.Изготовление лэпбука «Вода-это жизнь» | Вовлечение родителей в педагогический процесс группы, укрепление заинтересованности в сотрудничестве с детским садом. Изготовление снежных построек. Консультация для родителей Акция « Добрые крышечки» |
Январь «Водичка, водичка, умой мое личико» | Беседы: «Вода – наша помощница», «Чистота – залог здоровья».Чтение: К. Чуковский «Мойдодыр», «Федорино горе».Рассказывание по картине «Берегите воду!». | - Инструкции – алгоритмы «Моем руки правильно», «Как правильно чистить зубы. | Беседа «Вода вместо лекарства». | Консультация для родителей «Закрепление культурно гигиенических навыков» Выставка поделок из бросового материала. |
Февраль «Осторожно – вода!» | Беседы: «Правила безопасности на льду»Чтение:Л. Муур «Крошка Енот и тот, кто сидит в пруду».П/И «Ручеек».Д/И «Вода – наш друг, вода – наш враг». | Лепка «Снежинки».Рассматривание иллюстраций о безопасности на водоемах в зимний период. | Криотерапия (нетрадиционная методика - игры со льдом. «Достань игрушку» на 5-8 секунд; «Тает льдинка», «Пересчитай камешки». | Изготовить памятку для родителей. «Осторожно вода» Акция «Разделяй и сохраняй» |
Март «Берегите воду». | Беседа: «Возможна ли жизнь без воды?», «Зачем человеку нужна вода?», «Что загрязняет воду?», «Как экономно использовать воду?»Д/И: «Отгадай водоем по его описанию».Чтение: С.Погореловский «Родник иссяк, ручей ослаб…»; С. Маршак «Водопровод» Опыт: «Получение талой воды». Рассматривание иллюстраций с изображением реки, озера, моря. Беседа: «Круговорот воды в природе». Рассматривание капелек воды через лупу.Опыт: «Капельки» (получение капель воды из пара) П/И: «Ходят капельки по кругу», «Ручеек».Д/И: «Что делает вода» (подбор слов - действий), «Какая вода» (подбор слов – признаков), «Ассоциации» (подбор ассоциаций к слову «вода»), «Где прячется вода».Чтение: Сказка «Спор» С. Ю. Афонькин «Приключения в капле воды». Изготовление плаката «Круговорот воды» | Просмотр фильма «Красота воды в природе»Посадка огорода. Игра с экологическоим ковриком.Наблюдение «Сосульки на крыше».Составление рассказов по сюжетным картинкам «Для чего нужна вода?»«Растения пьют воду» Аппликация: «Капелька» | Логопедические игры с водой («Шторм», «Кораблики», «Морские камешки», «Два озера»). Консультация для родителей «Игры с водой развивают речь. Акватерапия». Составление сказки «Жила была капелька», | Создать картотеку правил по бережному отношению к воде. (Регулировать струю в кране, следить чтоб не капала вода из крана…..) Создание коллажа «Круговорот воды в природе» |
Этап завершения | Подведение итогов реализации проекта Итоговые мероприятия Анализ и обобщение результатов, полученных в процессе исследовательской деятельности детей. Реализация данного проекта анализировать, делать выводы. Развлечение: «Волшебница-Вода» | Оформление выставки рисунков, аппликаций, книжек. Дети приобрели опыт исследовательской деятельности с водой. | Викторина «Что мы знаем о воде», экологический знак «Берегите воду!» | Консультация по теме: «Занимательные опыты с водой и эксперименты для дошкольников». |
10. Прогнозируемые конечные результаты деятельности
При условии реализации данного проекта мы рассчитываем получить следующие результаты:
Полученные результаты у детей:
- Сформировали представление о воде как среде обитания растений, животных, человека.
- Научили устанавливать сходство и различие свойств воды в разных агрегатных состояниях.
- Дали представление о процессе перехода воды из одного агрегатного состояния в другое, о процессе конденсации.
- Расширили представление о значении воды в разных агрегатных состояниях для природы и человека (под снегом и льдом сохраняется тепло, достаточное для жизни)
Полученные результаты у родителей:
- Изготовление книжек – малышек.
- Создание альбома «Мир воды»
- Консультация для родителей «Эксперимент в детском саду».
- Создание коллажа «Круговорот воды в природе»
- Составление описания игр с водой
- Консультация по теме: «Занимательные опыты и эксперименты для дошкольников».
11. Практическая значимость результатов
Данный проект адресован воспитателям, учителям - логопедам, учителям-дефектологам.Педагоги, участвующие в работе считают, что такой подход к реализации проекта поможет воспитателям вызвать у детей интерес к данной проблеме.
Предлагаемые формы работы, могут быть адаптированы и использованы воспитателями, учителями - логопедами, учителями- дефектологами в работе с дошкольниками. Разработанный практический материал может быть эффективно использован образовательными учреждениями, работающими по данному направлению с детьми с нарушением зрения.
12. Возможные риски
Риски | Пути предотвращения |
Нежелание родителей участвовать в проекте. | Работа воспитателя с родителями по мотивированию взаимодействия родителей с ребенком и повышения психологического комфорта взаимоотношения в сем |
Отключение воды. | Перенос экспериментальной деятельности. |
Холодильник сломался, где лед. | Заменить другим опытом,где не требуется лед. |
Сломался компьютер, невозможно посмотреть призентацию« Круговорот воды в природе» | Ремонт компьютера, бумажный вариант презентации. |
13.Критерии оценки эффективности проекта.
Данный проект адресован воспитателям, логопедам, тифлопедагогам.
Предлагаемые формы работы, могут быть адаптированы и использованы воспитателями, логопедами, тифлопедагогами в работе с дошкольниками. Разработанный практический материал (перспективное планирование, анкеты) может быть эффективно использован образовательными учреждениями, работающими по данному направлению с детьми с нарушением зрения.
Анкетирование и составить диаграммки на начало и на конец
14. Ресурсы (в рублях)
Предполагаемые источники финансирования:
- спонсорские и изыскиваемые родительским комитетом старшей группы
На родительском собрании утверждается смета проекта.
№ п/п | Наименование | Количество | Имеющиеся средства | Требуемые |
1. | Изготовление дидактической игры: фетр, клей нитки, биссер, липы. | 1шт | - | 2000 |
2. | Плакат «Для чего нужна вода»:печать | 1шт. | 300 | 300 |
3.. | Изготовление книжек малышек на заданную тему | 3 шт. | 150 | 450 |
4. | Пряжа для вязаной игрушки «Капитошка» | 1шт. | 200 | 200 |
Средства необходимые для реализации проекта 2950 руб.
- Имеющиеся средства - 650руб.
- Недостающие средства – 1400 руб.
15. Функционал участников проекта.
№ п/п | Ответственные | Функционал обязанностей |
1 | Заведующий ДОУ | Создание условий для реализации и проведения мероприятий. Обеспечение материальной базы в рамках реализации проекта |
Старший воспитатель | Методическое сопровождение педагогов (консультации, семинары). | |
Воспитатели | Реализация совместной и самостоятельной деятельности с детьми. Разработка системы взаимодействия педагогов и функционала. Включение родителей в данный процесс. | |
Воспитанники старшей группы | Активные участники в проектной деятельности, выставках, праздниках, презентациях. | |
Учитель-логопед | Руководит работой по расширению, уточнению и активизации словарного запаса дошкольников на занятиях и в свободное от занятий время в рамках заданной темы, используя различные методы в работе. | |
Родители | 1.Активное участие родителей в проекте. | |
Медицинская сестра | Консультация для родителей. |
Тип проекта: познавательно-исследовательский
16. Список литературы:
1 Тугушева Г. П., Чистякова А. Е. «Экспериментальная деятельность детей
среднего и старшего дошкольного возраста»: Методическое пособие. –
СПб.: ДЕТСТВО – ПРЕСС, 2011.
2 Коломина И.В. Занятия по экологии в детском саду-М.:ТЦ Сфера, 2008-144
3.Виноградова Н. Ф. «Рассказы – загадки о природе: книга для детей 5- 6 лет / Н. Ф. Виноградова. – 2-е изд. дораб. – М.: Вентана – Граф, 2012.
4 Листок на ладони: Методическое пособие по проведению экскурсий с целью экологического и эстетического воспитания дошкольников. \Под ред. Л.М. Маневцевой: СПб Детство-ПРЕСС,2003-112 стр.
5..С. Н. Николаева «Воспитание экологической культуры в дошкольном детстве». Москва «Просвещение», 2005.
6. Горькова Л. Г., Кочергина А. В., Обухова Л. А. «Сценарии занятий по экологическому воспитанию: Средняя, старшая, подготовительная группы. – М.: ВАКО, 2008.
7. «Беседы о природных явлениях и объектах» Т.А. Шорыгина.
8. Скорлупова О. А. «Занятия с детьми старшего дошкольного возраста по теме: «Вода». – М., ООО «Издательство Скрипторий 2003», 2005.
9. Шорыгина Т. А. «Беседы о воде в природе» Методические рекомендации. – М., ТЦ Сфера, 201Конспект НОД
10. Брозаускас Л.Г. «Полезные игры и задания для дошколят», Санкт - Петербург «Литера» 2008 г.
14. Веракса Н.Е., Галимов О.Р. Познавательно-исследовательская деятельность дошкольников. – М.: «Мазаика-Синтез», 2012
15. Доскин, В. А. Растем здоровыми /пособие для воспитателей, родителей и инструкторов физкультуры /В. А. Доскин, Л. Г. Голубева–М: «Просвещение», 2002.
16. Дыбина О.В., Рахманова Н.П., Щетинина В.В. Неизведанное рядом: Опыты и эксперименты для дошкольников / Под ред. О.В. Дыбиной. – 2-е изд. испр. – М.: ТЦ Сфера, 2010
17. Зубкова Н.М. Воз и маленькая тележка чудес. Опыты и эксперименты для детей от 3 до 7 лет. / Автор – составитель: Зубкова Н.М. – СПб: Речь, 2006.
18. Иванова А.И. «Экологические наблюдения и эксперименты в детском саду». Творческий центр Москва 2008г.
19.Карепова Т.Г. Формирование ЗОЖ у дошкольников. – Волгоград, 2009
20. Максаков А.И., Тумакова Г.А. «Учите, играя», Москва, «Мозаика синтез» 2006 г.
21. Мартынова Е.А., Сучкова И.М. Организация опытно-экспериментальной экспериментальной деятельности детей 2-7 лет. – Волгоград: «Учитель», 2013
22. Марудова Е.В. Ознакомление дошкольников с окружающим миром. Экспериментирование – СПБ: «ДЕТСТВО ПРЕСС», 2011.
23.Малофеева Н.Н. Энциклопедия дошкольника. – М.: ЗАО «РОСМЭН –ПРЕСС», 2007.
24.Основная программа дошкольного образования «От рождения до школы» под редакцией Н.Е. Веракса, Т.С. Комаровой, М.А. Васильевой. М.: Мозаика-Синтез, 2013
25. Примерной основной программы дошкольного образования «Развитие +» под редакцией А.И. Булычевой. М.: НОУ «УЦ им. Л.А. Венгера «Развитие +», 2013
26. Скоролупова А. «Занятия с детьми дошкольного возраста по теме «Вода»». Скрипторий Москва
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Проект "Вода-это жизнь"
экологический мини-проект для 2 младшей группы...
Приложение к проекту "Вода-это жизнь"
конспекты занятий, наблюдений....
Презентация проекта "Вода основа жизни"
Слайд-шоу по теме "Вода основа жизни"...
ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ПРОЕКТ «ВОДА – КАПЛЯ ЖИЗНИ»
Проект носит социально-исследовательский характер. В нем отражены такие учебные разделы, как: ознакомление с окружающим, ознаком...
Проект "Вода-это жизнь" с детьми 2 мл.гр.
Проект по экологическому воспитанию "Вода-это жизнь" Область "Познание" с детьми 2 младшей группы....
Презентация по проекту "Вода источник жизни"
В процессе непосредственно образовательной деятельности,мы проводили проект "Вода источник жизни", в ходе которо детям предлагалось самостоятель исследовать значение воды,провести опытно-исследо...
Экологический проект "Вода - это жизнь"
Данный материал разработан с целью внедрения и апробации новых федеральных государственных требований к структуре основной общеобразовательной программы (ФГТСООП) дошкольного образования «От рож...