Краткосрочный проект в старшей группе «Космическое путешествие»
материал по окружающему миру (старшая группа)

Интерес к Космосу пробуждается у человека весьма рано. Загадки вселенной будоражат воображение всегда, ведь Солнце, Луна, звёзды -это всё кажется таким близким, и в то же время таким далёким. Старших дошкольников особенно привлекает тема космоса, так как всё не изведанное будоражит детскую фантазию и даёт возможность самому в процессе игры воображения до конца представить неизведанный космос. Данный проект поможет детям сформировать первоначальные представления о космосе, о Солнце как о звезде, планетах Солнечной системы и о первом космонавте Земли - Юрии Гагарине.

Проект направлен на обогащение полученных знаний и возможности применения их в различных видах деятельности.

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

C:\Users\User\Documents\large.jpg

http://zakon69.narod.ru/wall/sun.jpg



Предварительный просмотр:

Краткосрочный проект в старшей группе «Космическое путешествие»

Музыкальный руководитель: Григорьева М.Н.

Воспитатели: Хасанова Ж.К. Симоненко О.А.

Продолжительность: краткосрочный, 1 неделя.

Участники проекта: воспитатели, муз. руководитель, дети старшей группы, родители.

Тип проекта: обучающий, игровой.

Цель проекта: формирование у детей старшего дошкольного возраста представлений о космическом пространстве, Солнечной системе и освоении космоса людьми.

Задачи:

1. Рассказать детям об интересных фактах и событиях космоса.

2. Расширять знания детей о многообразии космоса, о космонавтах, космических летательных аппаратах.

3. Познакомить с первым лётчиком-космонавтом, побывавшим в космосе, Юрием Алексеевичем Гагариным.                                                                                             4. Воспитывать патриотические качества, гордость за людей данной профессии, к своей Родине                                                                                                              5. Взаимодействие ДОУ и семьи.

Актуальностью проекта

Интерес к Космосу пробуждается у человека весьма рано. Загадки вселенной будоражат воображение всегда, ведь Солнце, Луна, звёзды -это всё кажется таким близким, и в то же время таким далёким. Старших дошкольников особенно привлекает тема космоса, так как всё не изведанное будоражит детскую фантазию и даёт возможность самому в процессе игры воображения до конца представить неизведанный космос. Данный проект поможет детям сформировать первоначальные представления о космосе, о Солнце как о звезде, планетах Солнечной системы и о первом космонавте Земли - Юрии Гагарине.

Проект направлен на обогащение полученных знаний и возможности применения их в различных видах деятельности.

Содержание проекта:

Подготовительный этап

1. Сбор и анализ информации.

2. Подбор иллюстраций о космосе, космонавтах, солнечной системе.

3. Подбор дидактического материала, загадок и стихов о космосе.

4. Составление картотеки подвижных игр и сюжетно-ролевых игр на заданную тематику.

Основной этап

1. Работа с детьми                                                                                                                              

2. Формировать познавательный интерес.

3. Воспитывать патриотические качества, гордость за людей великой профессии.

Беседы:

1.«Первые попытки освоения космоса» Цель: в доступной форме объяснить детям этапы завоевания человеком воздушного пространства Земли и космоса.

2.«Планеты Солнечной системы» Цель: объяснить, что представляет собой Солнечная система; ввести понятия «спутники», «кометы», «планеты», «метеор», «орбита»; обогащать и активизировать словарь: звезда, планета, Солнце, Меркурий, Венера, Земля, Юпитер, Марс, Сатурн, Уран, Нептун, Плутон, Луна, Солнечная система.

3.«Голубая планета – Земля» Цель: объяснить детям, что такое, космическое пространство.

Непосредственно образовательная деятельность, реализуемая в проекте:

ФЭМП «Дорога в космос».

Развитие речи О. А. Скоролупова «Покорение космоса», Я. К. Голованов «Дорога на космодром», В. Кащенко «Созвездие драконов»

Рисование «Ракета»

Лепка «В гости к марсианам»

Конструирование «Космические корабли»

Аппликация «Полет на луну»

Подвижные игры «Перебежки марсиан», «Быстрые и меткие космонавты», «Встреча с кометой»

Сюжетно-ролевые игры: «Космонавты», «Больница для космонавтов», «Космическое путешествие»

Дидактические игры «Разные планеты», «Планеты и летающие судна», «Добавь словечко», «Четвёртый лишний», «Найди пару»

Чтение художественной литературы по заданной тематике Н. Носов «Незнайка на луне», стихотворения о космосе, загадки о космосе

Просмотр презентации «Космическое путешествие»

Беседа «Первые попытки покорения космоса» Цель: в доступной форме объяснить детям этапы завоевания человеком воздушного пространства Земли и космоса.

Ход беседы:

Скажите, а какой праздник отмечается 12 апреля? (ответы детей). Загадочный мир звёзд и планет с давних времён притягивал к себе внимание людей. Но ближе и доступнее он стал только с проникновением человека в космическое пространство.

В 1961 году героический космонавт Юрий Алексеевич Гагарин первым полетел в космос. Люди давно мечтали освоить космическое пространство. Они долго думали над тем, как построить космический корабль, чтобы полететь выше звёзд. Люди мечтали узнать небо. Нужны были глаза, способные видеть сквозь тысячи километров, нужны были уши, способные слышать во Вселенной, нужны были руки, способные управлять кораблём. Глаза создали «локаторщики», уши - радио кострукторы, руки - специалисты по автоматике.

Одним из первых о полёте в космос задумался русский учёный Константин Эдуардович Циолковский.

4 октября 1957 года стал знаменитой датой. В этот день был запущен первый искусственный спутник Земли. Он представлял собой блестящий шар из алюминиевых сплавов и был не велик - диаметром 58 см. За полтора часа спутник облетел вес земной шар. Сейчас на земной орбите находится множество спутников. Одни используются для телерадиосвязи, а другие являются научными лабораториями.                                                                                            

Но, перед учёными стояла задача - вывести на орбиту живое существо. И дорогу в космос для человека проложили собаки. Первый собачий старт состоялся 22 июля 1951 года - дворняги Дезик и Цыган выдержали его успешно.

С 1952 года стали отрабатывать полёты животных в скафандрах.

Белка и Стрелка были уже настоящими космонавтами. Они прошли все испытания и были готовы к полёту.

Беседа: «Планеты солнечной системы» Цель: объяснить, что представляет собой Солнечная система.

Ход беседы:

Вокруг нашей звезды Солнца вращаются девять планет, входящих в Солнечную систему. Она включает в себя Солнце, все планеты и их спутники, кометы и куски горной породы, космическую пыль и лед. Как вы думаете, чем планеты отличаются от звезд? (Ответы детей.)

Звезды состоят из раскаленных газов, а планеты — из твердых, жидких частиц и газов. Планеты не занимают определенного места как звезда, а двигаются по своей орбите. По размеру планеты меньше, чем звезды.

Воспитатель спрашивает, знают ли дети какие-нибудь планеты Солнечной системы.

В Солнечной системе восемь планет. Большинство их астрономы назвали в честь греческих или римских богов.

Меркурий самая близкая к Солнцу планета. Названа в честь крылатого бога Меркурия. Ее поверхность каменистая и пустынная, на планете нет ни воды, ни воздуха.

Воспитатель помещает на магнитную доску изображение Меркурия. В последующем выставляет изображения планет на их орбиту.

Венера вторая от Солнца планета. Названа в честь богини любви и красоты Венеры. Покрыта Венера толстыми слоями облаков, которые скрывают поверхность планеты. Здесь царит испепеляющая жара. Там настолько жарко, что можно за несколько секунд испечь пирог без духовки. Венера самая яркая планета на небе.

Земля третья от Солнца планета. Планета находится на таком расстоянии от Солнца, что температура на ней не бывает ни слишком высокой, ни слишком низкой, и есть достаточное количество воды, поэтому на Земле есть жизнь. Земля имеет свой спутник Луну.

Марс четвертая планета Солнечной системы. Названа именем бога войны Марса. Марс единственная похожая на Землю планета тем, что имеет четыре времени года, ледяные полярные шапки и каналы, напоминающие высохшие русла рек. До того, как ученые узнали, что на Марсе нет жизни, люди верили, что там живут загадочные существа марсиане.

Юпитер пятая планета от Солнца, названная в честь самого главного римского бога Юпитера. Это самая большая планета Солнечной системы. Она настолько велика, что все остальные планеты могли бы поместиться в нее. Юпитер гигантский шар, состоящий из жидкости и газа.

Сатурн шестая планета Солнечной системы. Названа в честь бога Сатурна, отца Юпитера. Сатурн - это большой шар, состоящий из жидкости и газа. Планета известна своими великолепными кольцами. Каждое из колец Сатурна состоит из газов, частиц льда, камней и песка.

Уран седьмая планета от Солнца. Названа в честь отца Сатурна Урана. Это единственная планета Солнечной системы, которая вращается вокруг Солнца, как бы лежа на боку. Ее называют «лежачая планета».

Нептун восьмая планета от Солнца. Названа в честь римского бога моря Нептуна, потому что она холодная и синяя. Это громадный шар, состоящий из газа и жидкости. Нептун можно увидеть только в телескоп. На поверхности планеты дуют самые сильные ветры в Солнечной системе, развивающие скорость свыше 2000 км/ч, это в 2 раза быстрее, чем скорость реактивного лайнера.

В Солнечной системе есть еще астероиды и кометы.

Астероид — небольшое планета подобное небесное тело, движущееся по орбите вокруг Солнца.

Комета — небольшое небесное тело, имеющее туманный вид. Оно состоит из каменных пород, льда и пыли. Когда комета приближается к Солнцу, у нее образуется светящийся хвост.

Изучением космоса занимается наука астрономия. Первая часть слова «астрономия» — «астра». Всем вам знаком цветок астра, на древнем языке «астра» означает «звезда». С помощью этой части образованы и другие слова. Например, астронавт. Кто это? (Ответы детей).

Это человек, который летит к звезде, путешественник в космосе.

Что такое метеор?

Метеоры — явление, возникающее при сгорании в атмосфере Земли мелких космических частиц (например, осколков комет или астероидов). Метеоры еще называют падающими звездами.

А что означает слово «астроном»? Как вы думаете, кто это? (Ответы детей).

Это человек, занимающийся астрономией. А что такое астролёт?

Ответы детей.

Это космический корабль, летящий к звезде.

Просматривая изображения, воспитатель задает вопросы детям по теме беседы.

Беседа: «Голубая планета – Земля». Цель: дать представление детям о нашем общем доме о том, что планета Земля- это, огромная планета, большая часть которой покрыта водой, кроме воды есть материки- твердая земля –суша. Подвести к пониманию уникальности нашей планеты.

Посмотрите на глобус. Глобус – маленькая копия планеты, на которой мы живем, и которую называют Земля. Глобус круглый, и наша Земля тоже круглая. И все планеты круглые. Такими они становятся в Космосе под силой собственной тяжести. Видите, какая красивая наша Земля? Космонавты, которые видели ее из Космоса, говорят, что Земля кажется голубой и хрупкой, как стеклянный шар. А почему же она кажется голубой? Видите, как много воды покрывает ее поверхность. Это моря, океаны. Рассмотрите их на глобусе.

А что еще мы видим на поверхности Земли? Это горы, леса, пустыни. Для всех живущих на ней людей Земля – как мама. И люди должны любить и беречь Землю, как любят и берегут маму. Мы должны охранять природу, окружающую нас, потому что больше нигде в Космосе нет такой живой и красивой планеты, как наша Земля.

Да, Земля кажется живой, но вообще-то все планеты и их спутники – холодные, в отличие от звезд, раскаленных шаров. И если звезды светятся, потому что они очень горячие, то планеты сами не светятся, их освещает Солнце. Мы наблюдали с вами за Солнцем во время прогулок, и нам казалось, что оно движется по небу. На самом деле это Земля движется вокруг Солнца.

Но, кроме того, что Земля вращается вокруг Солнца, она вращается еще и вокруг своей оси. Посмотрите, видите, как вращается глобус? Большая и тяжелая Земля делает это медленно, ровно за одни сутки совершает она один оборот. Именно за это время на смену утру приходит день, потом вечер, потом ночь, и снова наступает утро. На той стороне Земли, которая обращена к Солнцу, - день, а на другой стороне – ночь.

У Земли есть спутник – Луна. Луна быстро движется вокруг Земли. Она бывает разной: то она похожа на большой светящийся шар, то на половину шара, то на тоненький рогатый серп. Мы уже говорили с вами о том, что планеты сами не светятся. Луна только кажется светящейся. И мы с вами видим с Земли только ту часть Луны, которую освещает Солнце. Иногда это вся Луна, а иногда только ее части.

На Луне, в отличие от Земли нет ни воды, ни песков, ни лесов, а вот горы и кратеры есть. А еще на Луне нет жизни, поэтому она кажется серой.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проект в младшей группе "Космическое путешествие"

Проект в младшей группе "Космическое путешествие".с использование аппликации,рисования....

Краткосрочный проект в старшей группе "Путешествие по сказкам А.С. Пушкина"

Приобщение детей старшего дошкольного возраста к русской культуре, к национальному духовному богатству, развитие интереса к историческим событиям своей страны и историческим личностям, прославившим Ро...

Педагогический проект в младшей группе "Космическое путешествие"

Актуальность данного проетка состоит в том,  что дети не знают праздник - День космонавтики, о первом полёте Юрия Алексеевича Гагарина в космос. Для решения этой проблемы возник этот проект....

Проект в подготовительной группе «Космическое путешествие»

привлечение внимания детей к космическим достижениям нашей Родины, формирование у детей старшего дошкольного возраста представлений о космическом пространстве, Солнечной системе и ее планетах, освоени...

Краткосрочный проект в старшей группе "Путешествие в эру динозавров"

Тип проекта: познавательно-исследовательский.Сроки реализации проекта: .09.2023г. по 29.09.2023г.Участники проекта: дети старшей группы, воспитатели, педагог -психолог, родители.Актуальность...