невидимка-воздух
план-конспект занятия по окружающему миру (старшая группа)
конспект занятия по познавательному развитию детей в старшей группе
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
nevedimka.docx | 18.13 КБ |
Предварительный просмотр:
«НЕВЕДИМКА – ВОЗДУХ»
Область: Познание. Познавательно – исследовательская деятельность.
ЦЕЛЬ: Развивать познавательную активность детей, создав условия для развития интереса детей посредством включения их в опытно- экспериментальную деятельность.
ЗАДАЧИ:
1.Уточнять и расширять знания детей о воздухе и его свойствах. При помощи опытов доказать свойства воздуха: прозрачен, невидим, не имеет запаха, легкий, теплый, холодный, может передвигаться, в воде виден в виде пузырьков. Познакомить детей с нетрадиционной техникой рисования воздухом – кляксографией.
2.Способствовать познавательно- исследовательской деятельности через элементарное – экспериментирование: умение проводить опыты, высказывать свои предложения, демонстрировать результат при помощи действия и слова. Активизировать речь и обогащать словарь.
3.Воспитывать привычку бережно относиться и любить окружающую среду. Создать доброжелательный настрой. Желание интересоваться явлениями природы.
Предварительная работа:
- беседы о роли воздуха в жизни растений, животных, человека
- загадки о воздухе, ветре
- Наблюдения за температурой воздуха
- опыты, эксперименты
- игры с ветром
- презентация «Свойства воздуха»
- чтение книги «Чудо –всюду» Нуждиной Т.Д.
-алгоритмы – схемы «Воздух»
РАЗДАТОЧНЫЙ МАТЕРИАЛ: соломинки, стаканчики с водой, веера, полиэтиленовые пакеты, стакан, салфетка, маски цветов, баночки с чесноком, луком, лимоном, апельсином.
ХОД ДЕЯТЕЛЬНОСТИ:
Ребята, покажите мне свои глазки.
Доброе утро! Я вам говорю!
Доброе утро! Я всех вас люблю!
Желаю вам хорошо заниматься.
Слушать внимательно и не отвлекаться.
Предлагаю вам послушать загадку:
Он прозрачный, невидимка, легкий и бесцветный газ
Невесомою косынкой, он окутывает нас.
Он в лесу густой, душистый. Как целительный настой.
Пахнет свежестью смолистой. Пахнет дубом и сосной.
Летом он бывает теплым, веет холодом зимой.
Когда иней красит стекла и лежит на них каймой.
Мы его не замечаем, мы о нем не говорим.
Просто мы его вдыхаем, он ведь нам необходим! ( воздух)
Как вы думаете, что такое воздух и для чего он нужен?
Кому необходим воздух для дыхания? (людям, животным, насекомым, птицам, растениям – всему живому)
Как вы думаете, как воздух попадает к нам? (когда вдыхаем через нос)
Через нос проходит в грудь и обратный держит путь.
Он невидимый, и все же, без него мы жить не можем.
Он нам нужен чтоб дышать, чтобы шарик надувать.
С нами рядом каждый час, но невидим он для нас!
Как вы думаете, сможем ли мы долго прожить без воздуха?
Предлагаю провести эксперимент: закроем ротик на замочек, а носик двумя пальчиками. Как вы думаете, что произойдет? (дети)
Человек – не может жить без воздуха.
Дыхательная гимнастика.
А теперь пришла пора. Отдохнуть нам детвора.
Встали дружно, потянулись, хлопнули в ладоши.
И к друг другу повернулись. Всем друзьям мы улыбнулись.
Наклонились: раз и два, что б не болела голова.
Ребята, вы хотите узнать про воздух? Я предлагаю вам узнать, что такое воздух, как его обнаружить и какими свойствами он обладает. Предлагаю вам стать настоящими исследователями, а я буду руководителем научной группы. Как вы думаете, где люди проводят различные исследования и опыты? (проводят опыты в лаборатории)
Что б природе другом стать. Тайны все ее узнать.
Все загадки разгадать, научиться наблюдать,
Будем вместе развивать – качество, внимательность.
А поможет все узнать, наша наблюдательность.
Мы опыты начинаем. Интересно здесь бывает.
Постарайтесь все понять. Много можно здесь узнать.
Как вы думаете, мы можем увидеть воздух? (нет) Значит какой воздух невидимый.
Опыт 1. – воздух можем увидеть. Чтобы воздух увидеть, его нужно поймать. Предлагаю вам взять пакеты, что в них. (пустые). Предлагаю их помять. Взмахните пакетом и закрутите его. Что в пакете? Как вы думаете, на что стал похож пакет? Почему вы видите свою руку через пакет? (прозрачный) Как вы думаете, где можно использовать это свойство воздуха? ( надувные матрасы, спасательные круги, велосипед, мячи).
Вывод: воздух вокруг нас: невидимый, бесцветный, прозрачный.
Опыт 2. Предлагаю сдавить пакет и потом взять зубочистку проткнуть. Что чувствуете? (холодный воздух) Подуйте на руку, произнося звук «С», а теперь звук «Ш» .Что ощущаете? Да, как ветерок, который бывает изменчивый, не постоянный, приносит тепло, холод, дождь. Может приносить пользу и вред (просмотр слайд) – парусник в море, шторм, одуванчик, лесной пожар, ветряная мельница, ураган, тернадо. Предлагаю взять веера и помахать. Что вы чувствуете? (ветер) Как вы думаете, где мы можем наблюдать движение холодного воздуха (качаются деревья, бегут облака, крутится вертушка. А в комнате вентилятор, кондиционер) Как вы считаете, где бывает теплый ветер? (около печки, костра, включить фен)
Игра «Бывает – не бывает» (хлопаем – может быть, топаем – нет)
Воздух бывает теплый? Воздух бывает пушистый?
Воздух бывает чистый? Воздух бывает легкий?
Воздух бывает грязный? Сердитый? Холодный? Полосатый? Горячий?
Вывод: воздух изменчив, бывает холодный, теплый, горячий.
Через нос его вдыхаем, А потом и выдыхаем.
Опыт 3.
Без него мы жить не можем. Должен быть он чистым тоже.
Здоровье человека зависит не только от того, как он дышит, но и чем он дышит. Предлагаю посмотреть на экран (презентация
природы) Какой воздух в лесу? Почему он чистый? Воздух содержит большое количество кислорода. Кислород – это газ, которым дышим мы. Растения вырабатывают кислород. Больше растений – больше кислорода. - Продолжение презентации – заводы, машины, курящий человек, мусор. Как вы думаете, а вблизи всего этого – какой будет воздух? Как вы считаете, как мы можем позаботиться о чистоте воздуха? (не жечь костры, не мусорить, посадить много деревьев)
Вывод: воздух бывает чистым и грязным.
Опыт 4.
Предлагаю взять в руки стакан, положив в него салфетку. Какая она? (сухая) Переверните стакан вверх дном и медленно опустить его в воду. Самое главное, что стакан надо держать прямо, не наклоняя пока он не коснется дна. Посмотрите, намокла ли салфетка? (достать стакан из воды, проверить ее). Как вы думаете, что же не пускает воду в стакан? Предлагаю еще раз опустить стакан, но немного наклонить его. Что появилось в воде? (видны пузырьки воздуха. Воздух выходит из стакана и его место занимает вода. Воздух поднимается пузырьками наверх. Они легче воды) Как вы думаете, что стала с салфеткой? (мокрая. вода вытеснила воздух и заняла все пространство). Предлагаю еще посмотреть опыт. В стакане минеральная вода, бросим в него виноградинку или пластилин с рисинку. Как вы думаете, что происходит?
Вывод: в стакане есть воздух
Упражнения для глаз.
Опыт 5.
Ребята, а чем пахнет в пекарне? А в аптеке? А в нашей кухне?
Предлагаю вам одеть маски цветов (серединка прорезь), я дам
баночки, что вы почувствуете? (запах чеснока, апельсина, лимона, лука….)
Вывод: воздух не имеет запаха, имеет свойство переносить запахи.
Опыт 6.
Как вы думаете, можем ли мы услышать воздух? Хитрый воздух нельзя его просто так увидеть и услышать. Предлагаю вам поиграть на духовых инструментах. Благодаря им мы смогли услышать воздух? Музыкант дует в отверстие инструмента. Через них можно пустить быструю струю воздуха. Воздух дрожит, получаются звуки.
Вывод: воздух можно услышать.
Физминутка:
Мы сидели, мы устали, воздух дружно изучали.
Мы вдохнули глубоко, дышим мы легко, легко.
Плавно руки вверх подняли. И кистями помахали.
Руки мы к плечам прижали и локтями повращали,
Сделали по пять прыжков и к работе все готовы!
Опыт: 7.
Я предлагаю вам порисовать с помощью воздуха – кляксография.
Вы возьмете пипетки, наберете краску и капните на лист бумаги.
Предлагаю взять трубочки и дуть в разные стороны. Посмотрим, что же получится.
Вывод: можно при помощи воздуха делать картины.
Предлагаю вам взять смайлики – один улыбается, другой грустный. Как вы думаете, как можно поиграть. Веселый согласен с ответом, а грустный нет.
- Воздух окружает нас со всех сторон?
- Человек может жить без воздуха?
- Воздух попадает к нам через рот?
- Воздух видимый?
- Воздух прозрачный и бесцветный?
- Воздух изменчив?
- Воздух грязный, а не чистый?
- Воздух переносит запахи?
- Воздух можно услышать?
- Воздух пахнет? (нет)
Молодцы, ребята, все вы были внимательными, точно поднимали
Смайлики.
Будьте здоровыми, будьте счастливыми!
Будьте как ясное солнце красивыми!
Будьте веселыми как ручеек!
Теплыми, яркими как огонек!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Невидимка-воздух
- подвести к пониманию того, что воздух есть вокруг и внутри нас;- дать представление о том, что он занимает место и обладает свойствами (невидим, лёгкий, не имеет запаха), а также дать представление ...
«Невидимка воздух».
Занятие по опытно-экспериментальной деятельности для детей старшего дошкольного возраста...
Невидимка воздух
Экспериментальная деятельность детей старшего дошкольного возраста....
"НЕВИДИМКА - ВОЗДУХ"
Задачи:1. Формировать представления детей о свойствах воздуха путем опытов и экспериментов.2. Продолжать развивать познавательную активность в...
Конспект занятия "Невидимка - воздух"
Конспект занятия для детей старшего дошкольного возраста "Невидимка - воздух". Для детей дошкольного возраста очень трудная для восприятия тема "Воздух", так как мы не можем увидеть воздух; поэтому не...
Непосредственно образовательная деятельность по ознакомлению с окружающим миром для детей с ОНР в подготовительной к школе группе детского сада. Тема: « Невидимка-воздух.»
Занятие направлено на формирование представления детей о воздухе его свойствах и его значении для всего живого планеты....
Конспект организованной образовательной деятельности в старшей группе «Наблюдение за воздухом (Невидимка — Воздух)»
ИНТЕГРАЦИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ОБЛАСТЕЙ: познавательное развитие, социально-коммуникативное развитие, речевое развитие, физическое развитие.ЦЕЛЬ: Познакомить детей с понятием «воздух», его свойствами, рол...