Дополнительное образование. Кружковая работа "Почемучки" (экспериментирование)
материал по окружающему миру (подготовительная группа)
Пояснительная записка.
«Детское экспериментирование – это особая форма поисковой деятельности, в котором наиболее ярко выражены процессы целесообразности, процессы возникновения и развития новых мотивов личности, лежащих в основе самодвижения, саморазвития».
Ребенок рождается исследователем. Неутолимая жажда новых впечатлений, любопытство, постоянное стремление наблюдать и экспериментировать, самостоятельно искать новые сведения о мире, традиционно рассматриваются как важнейшие черты детского поведения. Удовлетворяя свою любознательность в процессе активной познавательно-исследовательской деятельности, которая в естественной форме проявляется в виде детского экспериментирования, ребенок с одной стороны расширяет представления о мире, с другой – начинает овладевать основополагающими культурными формами упорядочения опыта: причинно-следственными, пространственными и временными отношениями, позволяющими связать отдельные представления в целостную картину мира. Природа сделала инстинкт познания в детском возрасте очень мощным, практически непреодолимым.
Актуальность программы
Одним из основных принципов Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования является формирование познавательных интересов и познавательных действий ребёнка через его включение в различные виды деятельности.
Исследователи отмечают, что для успешного развития познавательных способностей необходимо развитие познавательной активности. Познавательная активность развивается из потребности в новых впечатлениях, которая присуща каждому человеку от рождения. В дошкольном возрасте на основе этой потребности, в процессе развития ориентировочно-исследовательской деятельности, у ребенка формируется стремление узнать и открыть для себя как можно больше нового. Исследователи считают, что познавательная активность является одним из важных качеств, характеризующих психическое развитие дошкольника. Именно уровень развития познавательной деятельности ребенка определяет готовность к усвоению школьной программы. Познавательные интересы формируются не сразу, поэтому очень важно уделять должное внимание их развитию в дошкольном детстве.
Познавательная активность ребенка старшего дошкольного возраста характеризуется оптимальностью отношений к выполняемой деятельности, интенсивностью усвоения различных способов позитивного достижения результата, опытом творческой деятельности, направленностью на его практическое использование в своей повседневной жизни. Метод экспериментирования один из эффективных методов познания закономерностей, явлений и становления основ культурного познания ребёнком окружающего мира. Достоинством этого метода является не только ознакомление ребёнка с новыми фактами, но и накопления умственных умений. Главное достоинство метода экспериментирования заключается в том, что он дает детям реальные представления о различных сторонах окружающего мира. В процессе эксперимента активизируются мыслительные процессы, обогащается память, данный вид работы вызывает у ребенка интерес к изучению чего - то нового, к дальнейшему исследованию природы, что соответствует условиям формирование познавательного интереса с учетом ФГОС ДО. Основой познавательной активности ребенка в экспериментировании являются противоречия между сложившимися знаниями, умениями, навыками, усвоенным опытом достижения результата методом проб и ошибок и новыми познавательными задачами, ситуациями, возникшими в процессе постановки цели экспериментирования и ее достижения.
Дошкольникам свойственно наглядно – действенное и наглядно - образное мышление, следовательно, метод экспериментов соответствует возрастным особенностям. В дошкольном возрасте он является ведущим. Понимая значения экспериментально - исследовательской деятельности для развития ребенка, в нашей группе разработана программа кружка «Почемучки» для детей подготовительного дошкольного возраста.
Цель программы: формирование познавательных интересов детей через экспериментально-исследовательскую деятельность.
Цель экспериментально – исследовательской деятельности: способствовать развитию у детей познавательной активности, любознательности, стремления к самостоятельному познанию и размышлению.
Задачи программы:
- расширять и систематизировать элементарные естественнонаучные и экологические представления детей;
- расширять перспективы развития поисково-познавательной деятельности дошкольников;
- развивать познавательные способности: наблюдательность, умение выдвигать гипотезы, сравнивать, делать выводы;
- стимулировать интеллектуальную активность детей для разрешения проблемной ситуации;
- воспитывать интерес к экспериментальной деятельности;
- развивать умения пользоваться приборами-помощниками при проведении опытов и игр-экспериментов;
- воспитывать положительное отношение к объектам живой и неживой природы;
- способствовать социально-личностному развитию каждого ребёнка: развивать коммуникативность, самостоятельность, инициативность, творческий потенциал, аккуратность, фантазию, любознательность.
Проблемы, которые призвана решить программа:
- Низкий уровень развития у дошкольников способности самостоятельно мыслить, искать новые сведения, добывать необходимую информацию;
- Привыкание дошкольников работать в типовых условиях и ситуациях;
- Ограниченные возможности для реализации и удовлетворения познавательных потребностей.
Возраст участников - 6-7 лет (подготовительная группа детского сада)
Срок реализации программы - 1 год
Время проведения – 1 занятие в неделю, во второй половине дня продолжительностью 25-30 минут
Формы и методы работы:
- мини – исследования;
- игры-эксперименты;
- экологогические игры;
- игры – путешествия;
- наблюдения;
- создание проблемных ситуаций;
- целевые прогулки;
- дидактические игры.
В результате освоения содержания программы предполагается достичь следующих результатов:
- повышение уровня развития любознательности, исследовательских умений и навыков детей (видеть и определять проблему, принимать и ставить цель, решать проблемы, анализировать объект или явление, выделять существенные признаки и связи, высказывать предположения об ожидаемом результате, сопоставлять различные факты, выдвигать различные гипотезы, отбирать средства и материалы для самостоятельной деятельности, уметь самостоятельно действовать в соответствии с алгоритмом, осуществлять эксперимент, делать определенные умозаключения и выводы), что способствовало развитию словесно-логическому мышлению детей;
- повышение уровня развития познавательных процессов;
- формирование предпосылок поисковой деятельности, интеллектуальной инициативы;
- совершенствование речевого развития старших дошкольников (обогащение словарного запаса детей различными терминами, закрепление умения грамматически правильно строить свои ответы на вопросы, умение задавать вопросы, следить за логикой своего высказывания, умение строить доказательную речь);
- углубление и расширение знаний детей о неживой природе;
- развитие личностных характеристик воспитанников (проявление инициативы, самостоятельности, умения сотрудничать с другими, потребности отстаивать свою точку зрения, согласовывать её с другими и т.д.).
Календарно – тематическое планирование
Месяц, неделя | Тема | Программное содержание |
Октябрь 1 | «Знакомство с оборудованием, техника безопасности при проведении опытов» | Уточнить представления о том, кто такие ученые (люди, изучающие мир и его устройство), познакомить с понятием «наука» (познание), рассказать о способах познания мира, о назначении детской лаборатории. Дать представление о культуре поведения в детской лаборатории. Познакомить с простым оборудованием. Доказать, что воздух имеет вес. |
Октябрь 2 | «Что легче, а что тяжелее? Равновесие» | Формировать представление детей о массе предметов и способах измерения массы. Обучать сравнивать предметы по массе, располагать их в убывающем и возрастающем порядке, обозначать результаты деятельности словами: тяжелый, легкий, самый легкий, тяжелее, легче, самый тяжелый, самый легкий. Продолжить развивать умение выдвигать гипотезы, какой предмет легче, какой тяжелее. Эмпирическим путём сформировать представление о том, что при одинаковой форме и одинаковом размере предметов масса их может быть различной. Развивать у детей умение решать проблемные ситуации. |
Октябрь 3 | «Длина и её измерение» | Познакомить детей с понятием длина, мера длины (миллиметр, сантиметр). Показать, как можно измерить длину с помощью линейки, рулетки. Сформировать представления детей о том, что длину двух полос можно определить на глаз, путём наложения друг на друга, путём приложения и линейкой. |
Октябрь 4 | «Почва» | Дать представление о том, что почва – верхний слой земли; что в земле есть вода; познакомить с составом почвы (рассматривание почвы через лупу). Помочь выяснить, что именно находится в почве для жизни живых организмов (воздух, вода, органические остатки). Выявить значение почвы. |
Ноябрь 1 | «Наши помощники - органы чувств» | Определить значимость органов чувств (уши, язык, глаза, нос). Развивать зрительное, музыкально-слуховое, тактильное, вкусовое, обонятельное восприятие, память, мышление. Воспитывать бережное отношение детей к своему здоровью. Игра «Узнай на вкус». |
Ноябрь 2 | «Наши знакомые: сахар и соль» | Расширить и углубить представления детей об окружающем мире посредством знакомства со свойствами соли и сахара (запах, вкус, цвет, форма кристаллов, растворимость) Использование соли, сахара в быту. |
Ноябрь 3 | «Удивительная соль» | Систематизировать представление детей о соли и её свойствах, познакомить с нестандартными способами использования соли. Расширить знания детей о способах добычи соли, о видах соли, о пользе и вреде соли. |
Ноябрь 4 | «Откуда сахар к нам пришёл?» | Систематизировать представление детей о сахаре и его свойствах, о значении для человека. Расширить и уточнить знания детей о выращивании и переработке сахарной свеклы. Упражнять детей в элементарном экспериментировании с сахаром. |
Декабрь 1 | «Этот удивительный воздух» | Познакомить с основными свойствами воздуха: нет формы, невидимый, воздух может перемещаться, и содержится в различных предметах. Сформировать у детей представление о теплом и холодном воздухе. Дать представление о том, что в воде тоже есть воздух, как можно увидеть воздух в воде. Дать представления об источниках загрязнения воздуха; понимать опасность загрязнённого воздуха для здоровья человека, формировать желание заботиться о чистоте воздуха. |
Декабрь 2 | «Вдох – выдох» | Расширить представления о воздухе, способах его обнаружения, об объеме воздуха в зависимости от температуры, времени, в течение которого человек может находиться без воздуха. Дать представление о том, что человек не может жить без воздуха. Понаблюдать за процессом дыхания человека, сформулировать выводы. Помочь определить, что воздух занимает важное место в жизни человека. |
Декабрь 3 | «Мой весёлый, звонкий мяч» | Познакомить детей со свойствами воды и воздуха (вода выталкивает лёгкие предметы на поверхность). Развивать любознательность. |
Декабрь 4 | «Вода и её свойства» | Познакомить детей со свойствами воды (три состояния жидкое, твёрдое, газообразное), уточнить значение воды для всего живого на земле. Развивать любознательность, мышление и речь детей, ввести в активный словарь детей слова: бесцветная, безвкусная, прозрачная, жидкая. |
Январь 1 | «Почему снег греет?» | Познакомить детей со свойством снега. На примере опыта показать детям, что рыхлый снег сохраняет тепло лучше, чем плотный. Помочь детям понять, почему некоторые растения сажают под зиму, и они не вымерзают. |
Январь 2 | «Почему нельзя есть снег?» | Показать детям на примере опыта, что снег, который лежит на улице грязный, в нём содержатся микробы. |
Январь 3 | «Солнце дарит нам тепло и свет» | Расширить представление о том, что Солнце является источником тепла и света; познакомить с понятием «световая энергия», показать степень ее поглощения разными предметами, материалами. |
Февраль 1 | «Свет и тень» | Познакомить детей с тем, как можно увидеть световой луч; понять, что свет двигается по прямой линии и когда что-либо преграждает его путь, лучи света останавливаются и не проходят дальше; понять, что освещенность предмета зависит от силы источника и удаленности от него; познакомить с образованием тени от предметов, установить сходство тени и объекта. Способствовать овладению приёмами практического взаимодействия с окружающими предметами. |
Февраль 2 | «Можно ли увидеть радугу зимой?» | При солнечной погоде показать детям, как переливается снег, дать понятие о спектре, показать на опыте, как образуется радуга |
Февраль 3 | «Отражение. Зеркало» | Подвести к понятию об отражающих предметах; помочь уяснить, что отражение возникает на гладких блестящих поверхностях, и не только при свете. Выявить особенности отражения в зеркалах. Познакомить с историей появления зеркала; закрепить знания о необходимости этого предмета. Составить памятку «Правила безопасного обращения с хрупкими материалами». Развивать стремление к поисково-исследовательской деятельности. |
Февраль 4 | «Сокодвижение в стебле растения» | Дать понятие, что такое сокодвижение. На основе окрашенной воды показать, как происходит сокодвижение в стеблях растений. |
Март 1 | «Почему растениям нужна почва?» | Показать на примере опытов, что в почве есть воздух, вода. Показать значение почвы для растений и живых организмов. Развивать умение проводить простейшие опыты, на их основании делать выводы. Развивать мыслительные способности: анализ, обобщение. Воспитывать в детях партнерские отношения при работе |
Март 2 | «Как появляется росток» | Систематизировать и углублять представление детей о росте растений. На опыте показать, что необходимо для того, чтобы семечко проросло и растение стало развиваться. |
Март 3 | «Стадии развития растений» | Создать условия для выращивания растений, чтобы ребёнок видел все стадии развития, прививать любовь к природе, развивать желание самостоятельно ухаживать за растениями. |
Март 4 | «Откуда берётся звук?» | Подвести к пониманию причин возникновения звука – распространение звуковых волн. Познакомить с основными свойствами звука: сила звука, источник звука, звонкий – глухой. Выявить причины усиления и ослабления звука. Сформировать представления о характере звука – громкости, тембре, длительности, высоте. Развивать умение сравнивать различные звуки, определять их источники, зависимость звучащих предметов от их размера. Развивать слуховое внимание. |
Апрель 1 | «Где рождается погода? Как измеряют погоду?» | Систематизировать и углублять представление детей о сезонных изменениях в природе, закрепить знания детей о погодных явлениях, научить детей объяснять причины их происхождения. Дать представления детям о термометре, флюгере, барометре и их применении. |
Апрель 2 | «Что есть – что было. Электричество и электроприборы. Что такое молния» | Создать условия для знакомства с понятием «электричество», «электрический ток». Уточнить и расширить представления детей о значении электричества для людей. Обобщить знания детей об электрических приборах, об их назначении в быту; Познакомить с батарейкой – хранителем электричества – и способом использования лимона в качестве батарейки. |
Апрель 3 | «Волшебное электричество» | Обобщить и расширить знания детей об окружающем мире. Познакомить детей с причиной возникновения и проявления статического электричества и возможностью снятия его с предметов; выявить, что наэлектризованные предметы могут двигаться, что электричество притягивает. Уточнить и расширить представления детей, где «живет» опасное электричество и как оно помогает человеку. |
Апрель 4 | «Магнит» | Помогать накоплению у детей конкретных представлений о магните и его свойствах притягивать предметы; выявить материалы, которые могут стать магнетическими; отделять магнетические предметы от немагнетических, используя магнит; Создать условия для знакомства с магнитом. Сформировать представление о свойствах магнита. Активизировать знания детей об использовании свойств магнита человеком. Выявить предметы, которые притягиваются, на каком расстоянии и установить силу притяжения через различные материалы. Познакомить с физическим явлением «магнетизм» Развивать познавательную активность детей, любознательность при проведении опытов; умение делать выводы. |
Май 1 | «Кислород и пламя» | Выявить, что при горении изменяется состав воздуха, что для горения нужен кислород. Познакомить со способами тушения огня. |
Май 2 | «Как получить огонь, не пользуясь спичками или зажигалкой?» | Познакомить детей с новым способом получения огня при помощи солнечного света и лупы. Закреплять знания о безопасном использовании огня, выяснить почему нельзя разбрасывать стеклянные бутылки в лесу. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа дополнительного образования кружковой работы по бисероплетению («Бисеринка»)
Рабочая программа дополнительного образованиякружковой работыпо бисероплетению («Бисеринка»)...
Программа дополнительного образования ( кружковая работа ) "Русские куклы"
Воспитание разносторонне развитой, творческой личности (задача особенно актуальная сегодня), не может быть успешно решена без глубокого познания духовного богатства своего народа, освоен...
Рабочая программа по дополнительному образованию (кружковой работе) в старшей группе на 2014-2015 учебный год «Юный эколог»
Пояснительная записка «Мир, окружающий ребенка – это, прежде всего мир природы, с безграничным богатством явлений, с неисчерпаемой красотой. Здесь, в природе, вечный источникдетского разума».В. С...
Организация дополнительного образования Кружковая работа
Организация дополнительного образованияКружковая работаПояснительная запискаПрограмма дополнительного образования « Волшебный мир оригами»Является общекультурной модифицированной программой художестве...
Рабочая программа по дополнительному образованию (кружковой работе) в старшей группе "Земля - наш дом"
Пояснительная записка“Ты вспоминаешь не страну большую, которую изъездил и узнал. Ты вспоминаешь Родину такую, какой её ты в детстве увидал”К.СимоновНаправления и актуальность:Кружок «Земля – наш общи...
Рабочая программа Дополнительного образования /кружковая работа/ « РОДНИЧОК»
Воспитание экологической культуры - актуальнейшая задача сложившейся социально-культурной ситуации. В условиях разностороннего глубочайшего экологического кризиса усиливается значение экологического о...
Программа по дополнительному образованию (кружковая работа) «Добрая дорога к безопасной жизни" (ОБЖ)
На протяжении нескольких лет я работаю по приоритетному направлению – обеспечение безопасности жизнедеятельности. Физическое и психическое здоровье ребёнка напрямую зависят от социальной и эколо...