ООД по формированию представлений о луговом растении - одуванчике посредством ознакомления с произведением М. Пришвина «Золотой луг» в старшей группе
план-конспект занятия по окружающему миру (старшая группа)
ООД по формированию представлений о луговом растении - одуванчике посредством ознакомления с произведением М. Пришвина «Золотой луг» в старшей группе
Воспитатель: Асинович Т.В.
Цель: формирование у детей представлений о луговом растении – одуванчике.
Задачи:
Образовательные:
Продолжать учить устанавливать причинно-следственные связи, применяя различные средства познавательных действий.
Развивающие:
Развивать познавательно-исследовательский интерес, мышление, воображение.
Воспитательные:
- Вызвать эмоциональный отклик на красоту природы и содержание литературного произведения;
- Воспитывать наблюдательность и внимательное, бережное отношение к природе.
Оборудование: портрет М. Пришвина, книга М. Пришвина с рассказом «Золотой луг», картинки с изображением одуванчиков, «одуванчики» из бумаги и картона, видеоролик «Жизнь одуванчика».
Ход ООД:
В.: Сегодня мы познакомимся с удивительным человеком. Больше всего он любил детей и природу. Взгляните на его портрет. Это Михаил Михайлович Пришвин. Он написал замечательный рассказ о солнечных цветах. Называется это произведение «Золотой луг». Если вы отгадаете загадку, то узнаете, о каких цветах написал рассказ Михаил Михайлович Пришвин.
В летний солнечный денёк,
Золотой расцвёл цветок.
На высокой ножке
Всё дремал он у дорожки,
А проснулся-
Улыбнулся:
«Вот пушистый я какой!
Ах, боюсь, что разлечусь.
Тише ветер луговой.»
Вы, конечно, догадались, о каких солнечных цветах написан рассказ? Верно, об одуванчиках.
В.: В рассказе вам встретятся незнакомые слова. Давайте сразу выясним, что они означают, чтобы все было вам понятно.
Промысел – добывание чего-нибудь. Каким промыслом могли занимать ребята в лесу, что могли добывать там?
Идти в пяту – идти друг за другом.
Фукать – дуть. Попробуйте сами дунуть, издавая при «фу».
В.: Располагайтесь поудобнее и слушайте внимательно.
(Чтение рассказа)
Вопросы по содержанию рассказа:
1. Какая забава с одуванчиками была у братьев? (Дуть созревшими одуванчиком в лицо друг другу)
2. Какое наблюдение провел мальчик? (Наблюдал за лугом утром, днём и вечером.)
3.На какую особенность он обратил внимание? (Одуванчики умеют закрывать и раскрывать свои лепестки.)
4.Какое открытие сделал мальчик? (На ночь одуванчики закрываются, а с восходом солнца снова распускаются)
5. Каким был луг рано утром? В полдень? Вечером?
6. С чем автор сравнивает лепестки одуванчика? (С пальчиками на ладони.)
7. Почему одуванчик стал для ребят интересным цветком? (Потому что спать ложились одуванчики вместе с детьми и вместе с ними вставали)
8. Как вы думаете, почему Михаил Пришвин назвал свой рассказ «Золотой луг»? А как еще можно было бы назвать этот рассказ?
В.: Ребята, одуванчик одним из первых появляется весной, словно желтое солнышко в молодой зеленой траве. Утром на солнечной полянке без часов можно узнать время. В 5-6 часов встает солнышко, и одуванчики раскрываются. К вечеру желтые огоньки гаснут и закрываются.
В.: (предлагаю детям подойти к столу, где лежат заготовки одуванчиков).
Дети, посмотрите, у нас есть луг. Он похож на золотой луг? (нет) А давайте мы с вами поможем превратиться нашему лугу в золотой. Возьмите в руки зеленые лепестки одуванчика и попробуйте выдвинуть. Что получилось? (дети выдвигают «желтую» часть у цветка, получается одуванчик).
Дыхательное упражнение «Подуй на одуванчик»
В яркий солнечный денек
Золотой расцвел цветок.
Дует легкий ветерок –
Закачался наш цветок.
Сильный ветер дует –
Лепестки волнует.
(Дети дуют на лепестки одуванчика с разной силой).
В.: Ребята, посмотрите, мы с вами дуем на наш одуванчик, а он не разлетается? Как вы думаете почему? ( Потому что еще не пришло время - когда желтые лепестки сменят белые пушинки.). Правильно. Белые пушинки - это семена. Дует ветер, разлетаются семена далеко-далеко в разные стороны. Падают на землю и прорастают. Появляются новые цветы.
В.: Ребята, луговые растения очень красивы и разнообразны. И очень часто люди срывают эту красоту.
Цветок на лугу я сорвал на бегу.
Сорвал, а зачем - объяснить не могу.
В стакане он день простоял и завял,
А сколько бы он на лугу простоял?!
Давайте не будем срывать цветы, а будем любоваться их красотой, как умел это делать писатель Михаил Пришвин. Вам ещё предстоит познакомиться со многими его произведениями, но в каждом из них Михаил Михайлович описывает удивительное и красивое в природе.
Вспомните, с каким рассказом вы сегодня познакомились? Что вас особенно поразило, заставило задуматься? Какое же открытие вы для себя сделали? Одуванчики вовсе не неинтересные цветы, у них есть своя загадка, своя тайна, надо только её увидеть, приглядеться. Мир удивителен и богат чудесами. Но чтобы это понять, надо не просто смотреть вокруг, но и уметь увидеть это. Я думаю, каждый из вас понял, что природу надо беречь, помогать ей, как другу.
В.: Ребята, сейчас предлагаю вам посмотреть фильм о весеннем чуде.
(Демонстрация фильма «Жизнь одуванчика»)
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
«Формирование начал экологической культуры посредством разных форм и различных педагогических приемов» в старшей группе.
«Формирование начал экологической культуры посредством разных форм и различных педагогических приемов» Цель:Развивать у детей интерес к родной природе. Способствовать развитию бережного отн...
Конспект занятия по обучению грамоте посредством использования игр В. В. Воскобовича для детей старшей группы Тема: «Телевидение в Фиолетовом лесу»
Конспект по обучению детей грамоте в старшей группе ,посредством использования игровых технологий В.В.Воскобовича...
Конспект прогулки в парк «Как растения готовятся к зиме» План - конспект занятия по познавательному развитию (старшая группа)
Задачи:1. Формировать у детей представления о состоянии растений осенью.2. Расширять представления детей о плодах и семенах деревьев, кустарников, травя...
Конспект занятия по духовно-нравственному развитию дошкольников посредством ознакомления с картинами православных русских художников в старшей группе ДОУ. Рассматривание картины Татьяны Лушниковой «Пасхальные куличи».
Конспект занятия по духовно-нравственному развитию дошкольников посредством ознакомления с картинами православных русских художников в старшей группе ДОУ. Рассматривание картины Татьяны Лушников...
Конспект по ФЭМП в совместной игровойдеятельности посредством инновационнойформы работы "Путешествие по стране Математике "в старшей группе
КОНСПЕКТ ПО ФЭМП В СОВМЕСТНО С ИГРОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПОСРЕДСТВОМ ИННОВАЦИОННОЙ ФОРМЫ РАБОТЫ....
Перспективный план на тему: "Развитие связной речи у детей старшего дошкольного возраста посредством театрализованной деятельности", на 2023 – 2024 учебный год (старшая группа).
Задачи: -продолжать обеспечивать развивающую среду, насыщать разнообразными игровыми материалами, декорациями, различными видами театров, способствующей становлению театрально-игровой деятельности и р...
Развитие речи воспитанников посредством дидактических игр через реализацию образовательных маршрутов в старших группах ДОУ.
Педагогическая целесообразность использования технологии «образовательный терренкур» в работе с детьми с нарушениями речи заключается в том, что при грамотно организованном образовате...