ООД по формированию представлений о луговом растении - одуванчике посредством ознакомления с произведением М. Пришвина «Золотой луг» в старшей группе
план-конспект занятия по окружающему миру (старшая группа)

Асинович Татьяна Васильевна

ООД по формированию  представлений о луговом растении - одуванчике   посредством ознакомления с произведением  М. Пришвина  «Золотой луг» в старшей группе

Воспитатель: Асинович Т.В.

 

Цель:  формирование у детей  представлений о луговом растении – одуванчике.

Задачи:

Образовательные:

Продолжать учить устанавливать причинно-следственные связи,  применяя различные  средства познавательных действий.

Развивающие:

Развивать познавательно-исследовательский интерес, мышление, воображение.

Воспитательные:

  • Вызвать эмоциональный отклик  на красоту природы и содержание литературного произведения;
  • Воспитывать наблюдательность и внимательное, бережное отношение к природе.

Оборудование: портрет М. Пришвина, книга М. Пришвина с рассказом «Золотой луг»,  картинки с изображением одуванчиков, «одуванчики» из бумаги и картона, видеоролик «Жизнь одуванчика».

Ход ООД:

В.: Сегодня мы познакомимся с удивительным человеком. Больше всего он любил детей и природу. Взгляните на его портрет. Это Михаил Михайлович Пришвин. Он написал замечательный рассказ о солнечных цветах. Называется это произведение «Золотой луг». Если вы отгадаете загадку, то узнаете, о каких цветах написал рассказ Михаил Михайлович Пришвин.

В летний солнечный денёк,

Золотой расцвёл цветок.

На высокой ножке

Всё дремал он у дорожки,

А проснулся-

Улыбнулся:

«Вот пушистый я какой!

Ах, боюсь, что разлечусь.

Тише ветер луговой.»

Вы, конечно, догадались, о каких солнечных цветах написан рассказ? Верно, об одуванчиках.

В.: В рассказе вам встретятся незнакомые слова. Давайте сразу выясним, что они означают, чтобы все было вам понятно.

Промысел – добывание чего-нибудь. Каким промыслом могли занимать ребята в лесу, что могли добывать там?

Идти в пяту – идти друг за другом.

Фукать – дуть. Попробуйте сами дунуть, издавая при «фу».

В.: Располагайтесь поудобнее и слушайте внимательно.

(Чтение рассказа)

Вопросы по содержанию рассказа:

1. Какая забава с одуванчиками была у братьев? (Дуть созревшими одуванчиком в лицо друг другу)

2. Какое наблюдение провел мальчик?  (Наблюдал за лугом утром, днём и вечером.)

3.На какую особенность он обратил внимание? (Одуванчики умеют закрывать и раскрывать свои лепестки.)

4.Какое открытие сделал мальчик? (На ночь одуванчики закрываются, а с восходом солнца снова распускаются)

5. Каким был луг рано утром? В полдень? Вечером?

6. С чем автор сравнивает лепестки одуванчика?  (С пальчиками на ладони.)

7. Почему одуванчик стал для ребят интересным цветком? (Потому что спать ложились одуванчики вместе с детьми и вместе с ними вставали)

8. Как вы думаете, почему Михаил Пришвин назвал свой рассказ «Золотой луг»? А как еще можно было бы назвать этот рассказ?

В.: Ребята, одуванчик одним из первых появляется весной, словно желтое солнышко в молодой зеленой траве.  Утром на солнечной полянке без часов можно узнать время. В 5-6 часов встает солнышко, и одуванчики раскрываются. К вечеру желтые огоньки гаснут и закрываются.

В.: (предлагаю детям подойти к столу, где лежат заготовки одуванчиков).

 

 

 Дети, посмотрите, у нас есть луг. Он похож на золотой луг? (нет) А давайте мы с вами поможем превратиться нашему лугу в золотой.  Возьмите в руки зеленые лепестки одуванчика  и попробуйте  выдвинуть. Что получилось? (дети выдвигают «желтую»  часть у цветка, получается одуванчик).

 

 

 

Дыхательное упражнение «Подуй на одуванчик»

В яркий солнечный денек

Золотой расцвел цветок.

Дует легкий ветерок –

Закачался наш цветок.

Сильный ветер дует –

Лепестки волнует.

(Дети дуют на лепестки одуванчика с разной силой).

 

В.: Ребята, посмотрите, мы с вами дуем на наш одуванчик, а он не разлетается? Как вы думаете  почему? ( Потому что еще не пришло время -   когда желтые лепестки  сменят белые пушинки.). Правильно. Белые пушинки - это семена. Дует ветер, разлетаются семена далеко-далеко в разные стороны. Падают на землю и прорастают. Появляются новые цветы.

В.: Ребята, луговые растения очень красивы и разнообразны. И очень часто люди срывают эту красоту. 

Цветок на лугу я сорвал на бегу.

Сорвал, а зачем - объяснить не могу.

В стакане он день простоял и завял,

А сколько бы он на лугу простоял?!

 Давайте не будем срывать цветы, а будем любоваться их красотой, как умел это делать писатель Михаил Пришвин. Вам ещё предстоит познакомиться со многими его произведениями, но в каждом из них Михаил Михайлович описывает удивительное и красивое в природе.

Вспомните, с каким рассказом вы сегодня познакомились? Что вас особенно поразило, заставило задуматься? Какое же открытие вы для себя сделали? Одуванчики вовсе не неинтересные цветы, у них есть своя загадка, своя тайна, надо только её увидеть, приглядеться. Мир удивителен и богат чудесами. Но чтобы это понять, надо не просто смотреть вокруг, но и уметь увидеть это. Я думаю, каждый из вас понял, что природу надо беречь, помогать ей, как другу.

В.: Ребята, сейчас предлагаю вам посмотреть фильм о весеннем чуде.

(Демонстрация фильма «Жизнь одуванчика»)

 

 

 

 

 

 

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Формирование начал экологической культуры посредством разных форм и различных педагогических приемов» в старшей группе.

«Формирование начал экологической культуры посредством разных форм и различных педагогических приемов» Цель:Развивать у детей интерес к родной природе. Способствовать развитию бережного отн...

Конспект занятия по обучению грамоте посредством использования игр В. В. Воскобовича для детей старшей группы Тема: «Телевидение в Фиолетовом лесу»

Конспект по обучению детей грамоте в старшей группе ,посредством использования игровых технологий В.В.Воскобовича...

Конспект прогулки в парк «Как растения готовятся к зиме» План - конспект занятия по познавательному развитию (старшая группа)

Задачи:1.     Формировать у детей представления о состоянии растений осенью.2.     Расширять представления детей о плодах и семенах деревьев, кустарников, травя...

Конспект занятия по духовно-нравственному развитию дошкольников посредством ознакомления с картинами православных русских художников в старшей группе ДОУ. Рассматривание картины Татьяны Лушниковой «Пасхальные куличи».

Конспект занятия по  духовно-нравственному развитию дошкольников посредством ознакомления с картинами православных русских художников в старшей группе ДОУ. Рассматривание картины Татьяны Лушников...

Перспективный план на тему: "Развитие связной речи у детей старшего дошкольного возраста посредством театрализованной деятельности", на 2023 – 2024 учебный год (старшая группа).

Задачи: -продолжать обеспечивать развивающую среду, насыщать разнообразными игровыми материалами, декорациями, различными видами театров, способствующей становлению театрально-игровой деятельности и р...

Развитие речи воспитанников посредством дидактических игр через реализацию образовательных маршрутов в старших группах ДОУ.

Педагогическая целесообразность использования технологии «образовательный терренкур» в работе с детьми с нарушениями речи заключается в том, что при грамотно организованном образовате...