Образовательная деятельность по теме: "В гостях у Василисы Премудрой"
план-конспект занятия по окружающему миру (старшая группа)

Скаскевич Ольга Николаевна

Лексическая тема "Одежда". В ходе экспериментальной деятельности познакомить детей с различными свойствами ткани.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл tkan._opytno-eksperimentalnaya_deyatelnost.docx18.55 КБ

Предварительный просмотр:

Разработчик: Скаскевич Ольга Николаевна  

Образовательная деятельность.

Тема: «В гостях у Василисы Премудрой».

Цель: познакомить детей с различными свойствами ткани.

Задачи.

  1. Образовательные: дать понятие о происхождении ткани, ее видах: хлопчатобумажная, шелковая, шерстяная. В ходе экспериментальной  деятельности доказать, что прочность и долговечность зависят от свойств и качеств материала из которого сделан предмет. Формировать связное высказывание через составление предложений различных конструкций.
  2. Развивающие: развивать умение наблюдать, анализировать, сравнивать, выделять характерные, существенные признаки предметов и явлений окружающего мира.
  3. Воспитательные: воспитывать бережное отношение к одежде как результату труда людей.

Приоритетная образовательная область: познавательное развитие.

Интегрируемые образовательные области: социально-коммуникативное, речевое.

Виды детской деятельности: познавательно-исследовательская, коммуникативная.

Среда взаимодействия: группа.

Предметно-практическая среда: центр экспериментирования.

Планируемые результаты: проявление устойчивого познавательного интереса к экспериментированию; развитие умения осознанно выбирать предметы и материалы для самостоятельной деятельности; проявления инициативы и творчества в решении поставленных задач; проявление взаимопомощи, активное социальное взаимодействие.

Оборудование: голос Василисы Премудрой, таинственная музыка, сундук, хлопок, отрезы ткани: хлопковая, шелковая, шерстяная, картинки.

Раздаточный: лоскутки белой ткани, бумага, емкости с водой, подносы, морковь, свекла, терки, значки, фартуки.

Ход деятельности.

- Сегодня мы заглянем с вами в гости к одной очень знаменитой волшебнице, рукодельнице, ее зовут Василиса Премудрая.

Звучит таинственная музыка. Дети проходят в группу, садятся на стульчики.

Голос за кадром: «Здравствуйте ребята. Меня зовут Василиса Премудрая, я приглашаю вас в свою лабораторию, где вы научитесь делать волшебные превращения. Разгадав, три моих загадки вы узнаете, что за предмет лежит в сундуке»

От холода и снега

Согреет, где б ты не был!

Пусть в ней похож ты на мишутку.

Зимой наденешь, что ты?... (Шубку)        

Две сестренки, две плетенки

Из овечьей пряжи тонкой.

Как гулять – так надевать,

Чтоб не мерзли пять да пять. (Перчатки)

Знаю я, друзья, на «пять»,

В чем мне спать, а в чем гулять:

Днем на солнце я в панаме,

Ночью сплю я в чем? – В… (Пижаме)

(Картинки отгадки на доске)

- Назовите, одним словом эти предметы? (Это одежда)

- В сундуке находится то, из чего шьют одежду? (Ткань)

- Василиса Премудрая расскажет нам еще что-то новое о происхождении ткани.

Рассказ о том, как делают ткань.

        Голос Василисы Премудрой: Сегодня, я расскажу вам, как и из чего делают ткань. Ткань ткут из ниток на ткацких станках, это очень трудная работа, которая занимает много времени. Представьте, сколько необходимо сплести ниточек между собой для небольшого куска ткани. Ткань бывает разной: хлопковой, шелковой, шерстяной (картинка на доске).

Хлопковую ткань изготавливают из хлопка, который растет на полях в жарком климате. Хлопчатник похож на коробочки с ватой (картинка на доске). Из такой ваты делают тонкие нити, а уже из них ткут ткань. Из хлопковой ткани портные шьют футболки, нижнее белье, пижамы, джинсы и разную летнюю одежду.

Для шелковой ткани нити прядет гусеница, которую называют тутовый шелкопряд (картинка на доску). Из такой ткани обычно шьют легкую летнюю одежду.

Шерстяную ткань люди научились делать из шерсти животных: барана, верблюда (картинка на доску). Из такой ткани в основном шьют теплую одежду: пальто, кофты, одеяло.

Беседа.

- Из чего ткут ткань?

- Из чего делают хлопковую ткань?

- Кто делает нити для шелковой ткани?

- Из чего делают шерстяную ткань?

Эксперимент №1. (Вешалка с тремя видами ткани)

- Посмотрите, на вешалке ткани: хлопковая, шелковая и шерстяная, подойдите, потрогайте.

- А теперь определите шерстяную ткань (она тяжелая, плотная)

- Шелковую ткань (легкая, гладкая, блестящая)

- Хлопковую (легкая, приятная на ощупь). Хлопковую ткань по-другому называют хлопчатобумажной. (Раньше на Руси хлопок принято было называть хлопчатой бумагой)

Корзина с одеждой (6 предметов). Возьмите по одному предмету одежды. Что сделано из шелковой ткани, из шерстяной ткани, из хлопковой ткани?

- Ребята, а вы говорили, что одежду шьют из ткани. Можно ли шить одежду из бумаги?

Давайте сравним ткань с бумагой (две картинки, заполняем таблицу).

Эксперимент №2.

- Проходите за столы, посмотрите, это бумага и ткань. Возьмите бумагу и сомните ее. Что с ней произошло? (она помялась).

Возьмите ткань, сомните ее. Что произошло с тканью? (Ткань помялась немного). Можно сделать, чтобы она стала снова гладкой? А как? (зарисуйте в таблицу)

Эксперимент №3.

- Попробуем порвать бумагу. Что произошло?

А если порвать ткань? Можете порвать ткань? Ткань прочнее бумаги, ее трудно порвать (зарисуйте в таблицу).

Возьмете лупу и рассмотрите ткань? Что вы видите? (Ткань сделана из тонких нитей, переплетенных между собой, поэтому ткань не рвется). Показать рамку с переплетенными нитями.

Эксперимент №4.

- Давайте посмотрим, что произойдет с бумагой, если мы опустим полоску бумаги в воду и хлопнем 5 раз в ладоши? (Бумага намокла и легко разрывается в руках). То же самое проделайте с тканью. Что произойдет с ней? (она только намокла, но осталась прежней).

Какие выводы мы с вами можем сделать? Можно ли из бумаги шить одежду? Почему?

  1. Бумага мнется и не выпрямляется, а ткань мнется не сильно. Ткань можно гладить утюгом.
  2. Ткань легко рвется, а ткань не рвется, она прочная.
  3. Бумага размокает в воде, а ткань нет.

Из бумаги шить одежду нельзя.

Эксперимент №5 (окрашивание ткани природными красителями).

- Одежда у людей белого цвета и цветная. Чем красят одежду? Как думайте, чем раньше люди красили ткани? Ответ на этот вопрос вы можете найти в уголке рисования.

Чтобы окрасить, нам нужен сок, для этого натрем морковь и свеклу на терке, затем через марлю будем выжимать.

- Мальчики выжмут сок из моркови, а девочки из свеклы. (Взрослые помогают детям получить сок, замачивают кусочки ткани)

Дети делают вывод по ходу эксперимента.

Голос Василисы Премудрой: «Ребята вам понравилось в моей лаборатории. Рассмотрите окрашенные кусочки ткани, вы можете использовать их для изготовления поделок в своей творческой мастерской. До новых встреч друзья»

 

 

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект непосредственной образовательной деятельности по теме:"В гости к Математике".

Цель: обобщить пройденный материал за год по формированию элементарных математических знаний...

Конспект по образовательной деятельности на тему «В гостях у осени» Нетрадиционные техники рисования (печать листьев)

Цельюданной работы является Воспитание интереса к осенним явлениям природы, эмоциональной отзывчивости на красоту осени. Ознакомление с новым видом изобразительной техник...

КОНСПЕКТ НЕПОСРЕДСТВЕННО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ по теме: «В гости к Лесовичку» для подготовительной группы (Образовательная область познавательное развитие. ФЭМП )

КОНСПЕКТНЕПОСРЕДСТВЕННО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИпо теме: «В гости к Лесовичку»для подготовительной группы (образовательная область «Познавательное развитие »)Задачи:1....