Проект "Многонациональная Россия"
методическая разработка по окружающему миру (старшая группа)

Соколова Татьяна Васильевна
Проект позволяет познакомить детей старшего дошкольного возраста с культурой и традициями народов России:русские, татары, башкиры, буряты, калмыки, чукчи, ханты.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Проект 133.77 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение

 «Детский сад №8 «ПОЛЯНКА»,

Яшкинского муниципального округа.

ПРОЕКТ

 «МНОГОНАЦИОНАЛЬНАЯ

РОССИЯ»

краткосрочный

срок проведения: МАРТ - МАЙ

возрастная группа: 5-6 лет

C:\Windows.old\Users\админ\Desktop\СВОЯ ИГРА РАЙОН\948c942500227d4ec23490943eca3cd6.jpeg

составитель:

воспитатель высшей

квалификационной категории

Соколова Т.В.

ТИП ПРОЕКТА: Краткосрочный

ВИД ПРОЕКТА: Познавательный, творческий,

УЧАСТНИКИ: Воспитатели группы, воспитанники, родители

ПРОБЛЕМА: Проблема воспитания толерантной культуры на сегодняшний день является одной из самых актуальных в России - стране многонациональной, с множеством разнообразных и непохожих друг на друга культур. В современном обществе толерантная культура имеет особое значение: она выступает и как общечеловеческая ценность, и как норма социального действия.

АКТУАЛЬНОСТЬ ПРОЕКТА: Проблема воспитания толерантной культуры на сегодняшний день является одной из самых актуальных в России, в  стране многонациональной, с множеством разнообразных и непохожих друг на друга культур. В современном обществе толерантная культура имеет особое значение: она выступает и как общечеловеческая ценность, и как норма социального действия. 

ФОРМЫ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОЕКТА:

 - наблюдение ;

- чтение художественной литературы;

- заучивание; - рассказывание;

- художественное творчество;

- рассматривание произведений искусства;

- беседы;

- подвижные, пальчиковые, сюжетно – ролевые игры;

- опытно-экспериментальная деятельность;

 - конструктивно-продуктивная деятельность.

ЦЕЛЬ: 

формирование у детей чувства толерантности, интереса и уважения к другим национальным культурам.

ЗАДАЧИ:

 Образовательные: - обобщить и расширить знания детей о традициях, обычаях, праздниках, играх народов России (русских, татар, чукчей, башкир, бурят, калмыков, хантов); - формировать культуру межличностного взаимодействия детей в группе; - совершенствовать исследовательские умения: умение анализировать, сравнивать, наблюдать, задавать вопросы, обобщать, делать выводы.

 Воспитательные: - воспитывать уважение к культуре и обычаям других народностей; - воспитывать доброжелательное отношение к сверстникам.

Развивающие: - развивать творческие способности дошкольников посредством приобщения к различным видам деятельности; - развивать способность организации действия в процессе поиска информации по выбранной теме, в художественно-продуктивной деятельности.

ОЖИДАЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ:  воспитанник, имеющий представление о России как о многонациональной стране, знакомый с некоторыми традициями разных народностей, способный организовать свою деятельность, умеющий творчески применять полученные знания, умения, навыки в игровой, художественно-продуктивной деятельности; владеющий исследовательскими умениями наблюдать, сравнивать, анализировать, задавать вопросы, выдвигать гипотезы, делать выводы, навыками поисковой деятельности, умением выступать перед аудиторией, любящий родной край, уважительно относящийся к культуре и обычаям других народностей, к сверстникам.

 

СУЩНОСТЬ ПРОЕКТА:  все мероприятия, запланированные в данном проекте, направлены на достижение главной цели – дать представление о многонациональной России. Участвуя в мероприятиях, дети смогут приобрести новые знания о некоторых обычаях, традициях, праздниках  русских, татар, чукчей, башкир, бурят, калмыков, хантов; об особенностях быта и культуры народов России, обогатить словарь новыми понятиями: сабантуй, припекать, калфак, тюбетейка, чайхана, колядки, сочельник, пиала; об особенностях национальной одежды и обуви, орнаментов разных народов, через беседы, чтение художественной литературы, лепку, аппликацию, рисование, рассматривание иллюстраций.

Так как игра является ведущим видом деятельности в дошкольном возрасте, то детям предлагается много игр. В игре в непринужденной форме дети вступают в сотрудничество друг с другом, приобретают новые знания. В образовательной деятельности участвуют не только дети и воспитатели, но и родители. Им в помощь в родительском уголке предложены рекомендации и информация о России, игры, загадки и стихи. Актуальность проекта: «Дружелюбие, уважение к людям разных национальностей не передаются по наследству, в каждом поколении их надо воспитывать вновь и вновь, и чем раньше начинается формирование этих качеств, тем большую устойчивость они приобретут» (Э.К. Суслова).

ПРОДУКТ ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ:

МИНИ-МУЗЕЙ «Путешествие по России», выставка детских рисунков. Интерактивная познавательно-интелектуальная игра "Своя игра" "Многонациональная Россия"

АННОТАЦИЯ:

 Проект предназначен для детей 5-6 лет. Сроки реализации 3 месяца. В ходе реализации проекта ребятам предстоит побывать в гостях у 7 народов разной национальности (русских, татар, чукчей, башкир, бурят, калмыков, хантов). Ребят ждут необычные приключения в подарок ребята получат куклу в национальном костюме  в мини-музей группы.

  1. ПРЕДВАРИТЕЛЬНЫЙ ЭТАП

Содержание мероприятий

Ответственный

1

Самостоятельное изучение материалов по проведению проекта (статьи, публикации, материалы интернета, методической литературы…)

Воспитатели, родители

2

Подборка художественной детской литературы, картинок, иллюстраций, альбомов, фотографий, видеороликов, дидактических и подвижных игр, презентаций, музыки. Оформление папок-передвижек, консультаций, буклетов для родителей.

  1. ОСНОВНОЙ ЭТАП

Работа с детьми

Работа с родителями

Совершенствование предметно-развивающей среды

Ежедневная работа

  1. Утренний приём "Волшебный клубочек" (ребята делятся впечатлениями о прошедшем дне)
  2. Беседы о народах России
  3. Отмечаем на карте место, где побывали.
  4. Игры народов России
  5. Сказки народов России

Наглядная информация для родителей

Буклеты: «Многонациональная Россия»,  «Народы России», "Быт и традиции народов России"

Пополнение группы:

  •  куклами в народных костюмах;
  • макетами "Жилище народов России";
  •  дидактическими играми: "Составь узор", "Собери пазлы" "Найди чья тень";
  • картотеками: "Жилище народов России", "Костюмы народов России", "Игры народов России", "Сказки народов России"
  • Сборник мультфильмов: "Гора самоцветов" (сказки народов России), "Мульти - Россия" (города России и народы проживающие в ней)....

Консультации: «С чего начинается Родина», «Как воспитать в ребёнке толерантность»

Выставка рисунков «Народные промыслы», "Русский кокошник"

Папка -раскладушка: «Народы России».

Конкурс поделок «Жилище народов России»

  1. ИТОГОВЫЙ ЭТАП

Итоговое мероприятие: Интерактивная познавательно-интелектуальная игра "Своя игра" "Многонациональная Россия"

ПЛАН ПОЭТАПНОЙ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОЕКТА

Тема дня

Девиз дня, цель

Содержание деятельности

Продукт дня

С 1 ПО 11 МАРТА

 «Я -РОССИЯНИН»

"В гости в русскую избу"

ЦЕЛЬ: Формирование и расширение знаний о русском народе, наших традициях, промыслах, играх...

  1. Беседы: «Я Россиянин», "Народные промыслы", "Русские праздники"
  2. Д/игры «Народные промыслы», «Что в избе", «Одень куклу в русский народный костюм», "Ярмарка"
  3. НОД «В гости в русскую избу». "Праздники и традиции русского народа".
  4. П/игры «Шла коза по лесу», «Городки», «Гори, гори ясно...», Гуси-лебеди"…
  5. Физминутки: «Россия», «Дети вышли по порядку»
  6. Сказка «Лиса и кувшин», "Крылатый, мохнатый, да масляный", Сивка-Бурка", "Финист-Ясный сокол", "Царевна-лягушка"
  7. Конструирование с элементами рисования "Русский кокошник"
  8. Рисование "По кругу ходили - хороводы водили" (коллективная работа)
  9. Выставка русских мастеров: рисование Гжель, Хохлома, Филимоновская игрушка, Дымково.
  10. Лепка "Красна девица"
  11. Интегрированная игра "В гости к сказке" (по мотивам р.н.с. "Гуси-лебеди")

Кукла в русском национальном костюме в мини-музей

"Путешествие по России"

С 14 ПО 25 МАРТА

 «ТАТАРЫ»

"Татарское гостеприимство"

ЦЕЛЬ: Формирование и расширение знаний о татарском  народе,  традициях, промыслах, играх...

  1. Физминутка «Утренняя зарядка»
  2. Беседа- презентация «Татарское гостеприимство»,
  3. Д/ игра: «Одень куклу в татарский национальный костюм»
  4. Презентация "Национальный костюм татарского народа", "Традиции и праздники татар"
  5. Подвижные игры: «Сары буре» (Серый волк), «Тимербай», «Чулмакуены» 
  6. НОД " Татарские праздники и обычаи", "Татарская изба"
  7. Рисование "Праздник Сабантуй"
  8. Аппликация "Татарские узоры"
  9. Просмотр м.ф.  "Шурале", Мульти - Россия "Татарстан"
  10. Раскраски «Татарская посуда», «Татарский национальный костюм».

Кукла в татарском национальном костюме в мини-музей

"Путешествие по России"

С 28 МАРТА  ПО 8 АПРЕЛЯ

 «БУРЯТЫ»

"Бурятские мотивы"

ЦЕЛЬ: Формирование и расширение знаний о бурятском  народе,  традициях, промыслах, играх...

  1. Познание (ФЦКМ) «Бурятские мотивы»
  2. «Путешествие – экскурсия в знаковую культуру бурят. Национальные символы»
  3. Беседа-презентация «Национальный костюм бурятского народа», "Особенности убранства бурятской юрты"
  4. Просмотр м.ф."Юрта"
  5. Д/ игры: «Одень куклу в национальный костюм бурят»,
  6. Художественное творчество: Раскраска «Буряты»
  7. Аппликация "Бурятский орнамент"
  8. Народные игры бурятского народа « Шагай наадан»,  «Верблюд и верблюжонок», «Волк и овцы»
  9. Чтение художественной литературы: бурятские сказки «Богатырь Байкал», "Будамшу", "Снег и заяц"
  10. Настольная театр сказка "Дятел труженик"

Кукла в бурятском национальном костюме в мини-музей

"Путешествие по России"

С 11 ПО 22 АПРЕЛЯ

 «БАШКИРЫ»

"Башкирские напевы"

ЦЕЛЬ: Формирование и расширение знаний о башкирском  народе,  традициях, промыслах, играх...

  1. Беседы:"Кто такие башкиры?", «Музыкальные инструменты башкир»
  2. Чтение художественной литературы: «Легенда о семи девушках»,  «Родина» М.Карим.,
  3. НОД  Познание (ФЦКМ) "Секреты бабушкиного сундука"
  4. Театрализованное представление: «Машенька и лень»
  5. Презентации «Башкирский национальный костюм», "Музыкальные инструменты", "Как живут башкиры?"
  6. Народные п/и: «Курай», «Наза эбей», "Медведь и пчёлы".
  7. Дидактические игры: «Башкирский национальный костюм», «Опред ели по описанию», «Найди чья тень», «Составь орнамент», "Назови элемент"
  8. Чтение:«Сказ о курае», «Лиса и волк»
  9. Просмотр м.ф. "Лиса-сирота", Мульти - Россия "Башкортостан"

Кукла в башкирском национальном костюме в мини-музей

"Путешествие по России"

С 25 АПРЕЛЯ ПО 6 МАЯ

 «КАЛМЫКИ»

"Калмыкия - страна просторов"

ЦЕЛЬ: Формирование и расширение знаний о калмыцком  народе,  традициях, промыслах, играх, сказках...

  1. НОД Физическая культура "Путешествие в мир калмыцких народных игр"
  2. «Путешествие – экскурсия в культуру калмыцкого народа. Национальные символы»
  3. Беседа-презентация «Национальный костюм калмыцкого народа», "Особенности убранства калмыцкой юрты"
  4. Сюжетно-ролевая игра "В гостях у друга" (закрепление знаний о чайной церемонии калмыков)
  5. Д/ игры: «Одень куклу в национальный костюм калмыков»,
  6. Художественное творчество: Раскраска «Калмыки», "Роспись пиалы национальными узорами"
  7. Аппликация "Калмыцкий орнамент"
  8. НОД Познание (ФЦКМ) "Чайная церемония калмыков"
  9. Народные игры калмыцкого  народа « Лиса в курятнике»,  «Зайцы берите капусту»
  10. Чтение художественной литературы: калмыцкие народные сказки «Кошка и собака», "Два брата", "Почему у совы нет ноздрей"
  11. Настольная театр сказка  «Храбрый Мазан», 

«Кукла в калмыцком национальном костюме в мини-музей

"Путешествие по России"

С 9 ПО 13 МАЯ

 «ЧУКЧИ»

"Чукотский край-частица России"

ЦЕЛЬ: Формирование и расширение знаний о чукотском  народе,  традициях, промыслах, играх...

  1. Познание (ФЦКМ) «Бурятские мотивы»
  2. НОД Познание  «Народы Севера. Чукчи»
  3. Беседа-презентация «Национальный костюм чукотского народа», "Особенности убранства чукотской яранги"
  4. Просмотр м.ф."Мульти-пульти" "Чукотка"
  5. Д/ игры: «Одень куклу в национальный костюм чукотского народа»,
  6. Художественное творчество: Раскраска «Чукчи»
  7. Аппликация "Укрась платок "
  8. Народные игры чукотского народа « Ловкий оленевод»,  «Кто го забодает», «Олени и пастухи»
  9. Чтение художественной литературы: бурятские сказки «Белая медведица», "Лиса и медведь", "Морская радуга"
  10. Настольная театр сказка "Тэркытир"

Кукла в чукотском национальном костюме в мини-музей

"Путешествие по России"

 16 ПО 20 МАЯ

 «ХАНТЫ»

"Ханты"

ЦЕЛЬ: Формирование и расширение знаний о хантыйском   народе,  традициях, промыслах, играх...

  1. Познание (ФЦКМ) «В гости к хантам»
  2. «Путешествие – экскурсия в знаковую культуру хантыйского народа. Национальные символы»
  3. Беседа-презентация «Национальный костюм хантыйского народа», "Чум. Особенности убранство жилища народов севера"
  4. Д/ игры: «Одень куклу в национальный костюм хантов», "Собери ханта на охоту"
  5. Художественное творчество: Раскраска «Ханты»
  6. Аппликация "Хантыйский орнамент"
  7. Конструирование кукла - оберег "Акань", "Чум"
  8. Народные игры хантов «Ловля оленей», «Хейро», «Болотная женщина», «Охота на уток»
  9. Чтение художественной литературы: хантыйские сказки «Запрет», "Мышка", "Мышка и лось"

Кукла в хантыйском национальном костюме в мини-музей

"Путешествие по России"

С 23 ПО 27 МАЯ

 "МНОГОНАЦИОНАЛЬНАЯ РОССИЯ"

"Многонациональная Россия"

ЦЕЛЬ: Закрепление знаний по теме "Многонациональная Россия"

Итоговая интерактивная познавательно-интелектуальная игра "Многонациональная Россия"

В игре 5 раундов , в каждом раунде 5 тем, в каждой теме по 5 вопросов. Игра направлена на закрепление знаний по теме "Многонациональная Россия", рассчитана на 5 дней.

Открытие мини-музея

"Путешествие по России"


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

" Природные зоны России" конспект к презентации по проекту " Моя Россия. Природа России" 5 раздел.

«Природные зоны России»Цель:·        Познакомить детей с климатическими зонами России.·         Воспитывать любовь и уважение...

Литературный конкурс, посвящённый Дню России «Россия, родная Россия».

Цель мероприятия: воспитание чувства уважения и любви к своей Родине, к её традициям и обычаям, к народному творчеству; способствовать созданию радостного, праздничного настроения, приобщению к в...

Нет края на свете красивей, Нет Родины в мире светлей! Россия, Россия, Россия, – Что может быть сердцу милей?

12 июня мы отмечаем День России – важный государственный праздник Российской Федерации.У каждого человека есть самое дорогое место, где он чувствует себя по-настоящему счастливым....

ПРОЕКТ ПО ПОЗНАВАТЕЛЬНОМУ РАЗВИТИЮ «В символах Россию открываю, в символах Россию познаю» Номинация: «Символика России» для детей 4-6 лет

Проект в старшей группе по патриотическому воспитанию ( символы государственности : флаг, герб, гимн)...

Нравственно-патриотическое воспитание детей старшего дошкольного возраста.12 июня-День России.Мы любим тебя,Россия!Государственные Праздники и Памятные Дни России.Рассказ "Вася-Василек".

1).Нравственно-патриотическое воспитание детей старшего дошкольного возраста.12 июня-День России."Мы любим тебя,Россия"! Авторские стихи-Романченко Е.Х.2).Материалы из Интернета.Стихотворени...