Использование виртуальных экскурсий по паркам Санкт- Петербурга для формирования познавательного интереса старших дошкольников
статья по окружающему миру (старшая группа)

Виктория Сергеевна Пухальская

В условиях быстро меняющегося мира и требований в сфере образования информационные технологии приобретают все большее значение. Создаются и модернизируются различные формы, методы и приемы работы на уроках. Это позволяет сделать процесс обучения более интересным и продуктивным.

Сравнительно молодой и эффективной формой образовательной деятельности является использование на уроках виртуальной экскурсии. Впервые это изобретение появилось в 1994 году в Великобритании. Первый виртуальный тур разработал инженер Колин Джонсон, это был тур по музею замка Дадли, новаторская презентация состояла из системы управления (на компьютере) и панорам (на диске). Тогда эта идея была огромным открытием и прорывом в сфере туризма. И уже в 2000-х годах было огромное разнообразие подобных виртуальных туров. Постепенно стали создаваться виртуальные экскурсии по городам и их достопримечательностям, сейчас же эта технология доступна каждому пользователю сети Интернет [21].

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл ispolzovanie_virtualnyh_ekskusriy.docx18.56 КБ

Предварительный просмотр:

Использование виртуальных экскурсий по паркам Санкт- Петербурга для формирования познавательного интереса старших дошкольников

В условиях быстро меняющегося мира и требований в сфере образования информационные технологии приобретают все большее значение. Создаются и модернизируются различные формы, методы и приемы работы на уроках. Это позволяет сделать процесс обучения более интересным и продуктивным.

Сравнительно молодой и эффективной формой образовательной деятельности является использование на уроках виртуальной экскурсии. Впервые это изобретение появилось в 1994 году в Великобритании. Первый виртуальный тур разработал инженер Колин Джонсон, это был тур по музею замка Дадли, новаторская презентация состояла из системы управления (на компьютере) и панорам (на диске). Тогда эта идея была огромным открытием и прорывом в сфере туризма. И уже в 2000-х годах было огромное разнообразие подобных виртуальных туров. Постепенно стали создаваться виртуальные экскурсии по городам и их достопримечательностям, сейчас же эта технология доступна каждому пользователю сети Интернет [21].

Разные авторы: Е. В. Александрова, Е. Ф. Козина, Г. Н. Аквилеева, В. Черкесова, А. В. Порываев, Е. В. Дашкова, Н. В. Устюжанина дали  определения виртуальных экскурсий, рассмотрим некоторые из них:

В. Черкесова утверждает, что «виртуальная экскурсия – 3-хмерная сцена, размещенная в сети Интернет, которая позволяет потенциальному клиенту получить представление о каком-либо реальном объекте [25].

 «Виртуальные экскурсии – это экскурсии с применением всех видов информационного восприятия – текста, звуков, графики, анимации, видео, символов – способствуют наиболее быстрому, качественному восприятию, запоминанию экскурсантами подаваемого материала», - пишет в своей статье Е. В. Дашкова [12].

Экскурсия для детей — это форма учебно–воспитательной работы, которая позволяет организовать наблюдение и изменения предметов, объектов и явлений в естественных условиях.

Согласно ряду современных нормативных требований экскурсионные выезды не могут быть организованы усилиями дошкольных образовательных учреждений, в связи, с чем большое значение приобретает взаимодействие с семьей (организация экскурсий прогулок для детей с родителями в выходные дни) и использование виртуальных аналогов экскурсий и прогулок (компьютерных презентаций, видовых фильмов и т. п.) [5].

 В работе с детьми дошкольного возраста используется все разновидности экскурсий.

Подготовка воспитателя заключается прежде всего в определении цели экскурсии и отборе программного содержания.

 Для того, чтобы экскурсия была интересной, воспитателю надо подготовить стихи, загадки, пословицы, игровые приемы.

Особый интерес для обогащения детского опыта, формирования целостной картины мира, стимулирования интересов и своего рода адаптации детей к миру, вхождения в него представляют экскурсии.

Уникальность потенциала экскурсий состоит в возможности организовать живое общение детей с подлинником как частью культурного наследия.

Видовое разнообразие экскурсий подчеркивает широчайшие потенциальные возможности их применения в образовательном процессе. Выделяют экскурсии по типу (обзорные, тематические, цикловые, комплексные), содержанию (исторические, литературные, природоведческие и др.), целевому назначению (учебные, культурно-просветительские, уроки-экскурсии и т. д.), основным задачам (ознакомительные, образовательные, развивающие), месту проведения (городские, загородные, музейные, производственные) и др.

Применительно к проблеме приобщения детей к природе Санкт — Петербурга можно выделить (условно) экскурсии, различающиеся по направленности и характеру рассматриваемых объектов природы, архитектурного стиля или типа сооружения, восприятие гармонии пространства, созданного архитектурными и природными объектами ).

Педагогам дошкольных учреждений экскурсионный потенциал может быть интересен в нескольких аспектах:

– определение развивающих возможностей и целесообразности экскурсий, проводимых музейными педагогами и экскурсоводами, планирование предварительной и последующей педагогической работы (стратегически тактическое направление);

– проектирование образовательного процесса с использованием проводимой самим педагогом экскурсии (стратегически-технологическое направление);

– ориентирование родителей на семейное посещение достопримечательностей, прогулок по городу (информационное направление).

Интересными для детей могут быть экскурсии в парки и сады города , например, в Царское Село с посещением   Екатерининского парка,  Александровского парка, из которых дети узнают об объектах, расположенных по пути следования, а также об истории формирования Царскосельского дворцово-паркового ансамбля. Во время путешествия в Петергоф с посещением Верхнего сада, Нижнего парка ребята услышат рассказ об истории создания и формирования императорской резиденции — Петергоф и познакомятся с многочисленными достопримечательностями по пути следования из Петербурга, а во время пешеходной экскурсии по Верхнему саду и Нижнему парку дети не только увидят многочисленные знаменитые фонтаны и каскады, но также могут узнать, об истории создания и о технических особенностях каждого из них. На экскурсии в Летний сад ребята увидят обновленный Летний сад: с фонтанами, боскетами и шпалерами.

Основными и самыми главными объектами познания должны оставаться подлинные объекты культурного наследия в их первичном состоянии, гармонии с окружающим пространством и разнообразных связях друг с другом.

Принципиально важным является формирование целостного (эмоционально-эстетического) образа воспринимаемого. Именно поэтому следует избегать большого количества историко-хронологических сведений, дат, непонятных детям терминов, событий и образов, а опираться на имеющийся у дошкольников личностный опыт, вопросами помогать устанавливать связи и активизировать ассоциации. В ходе экскурсии с помощью поисково-игровых методов (диалога, эвристических и проблемных вопросов и т. п.) у детей должен сформироваться эмоционально-эстетический (красота, образность, связанность, целостность) образ воспринимаемого и осваиваемого.

Для детей старшего дошкольного возраста рекомендуются:

– экскурсии-монологи (проектируются на основе монолога (повествования) взрослого);

– экскурсии-беседы (проектируются на основе метода «вопросов-ответов» или диалога взрослого с детьми);

– экскурсии-театрализации (проектируется на основе интересного сюжета, эпизода, в форме игры (путешествия, сказки, истории, разгадывания тайны или исследования).

 Экскурсии-театрализации предполагают наличие неких персонажей (сказочных (Бабы-Яги, Золушки) или реальных (Петра I, и др.), атрибутов и костюмов.

– виртуальные экскурсии.

Форма проведения экскурсий варьируется, исходя из целей, особенностей содержания, возраста детей; в рамках каждой формы могут удачно сочетаться разные методы и дидактические средства.

Эффективной формой использования информационных технологий в детском саду является виртуальная экскурсия. С помощью виртуальных экскурсий мы можем побывать в любом уголке нашего города, и не один раз, в любое время года. Виртуальная экскурсия позволяет детям наглядно увидеть в любое время то, о чем рассказал воспитатель, посетить любой уголок родного города: музеи, парки, площади, памятники архитектуры.

Провести виртуальную экскурсию можно разными способами: фотопутешествие, видеопутешествие, видеоэкскурсия.

С помощью виртуальных экскурсий у детей расширяется словарный запас, развивается познавательный интерес, связная речь, наблюдательность и мышление.

Виртуальные экскурсии вносят в образовательный процесс разнообразие, зрелищность, доступность для усвоения, они являются эффективной и интересной формой преподнесения материала. Использование виртуальных экскурсий основано на педагогических принципах научности и наглядности в обучении. В отличие от обычной экскурсии виртуальная имеет ряд достоинств, например, при составлении виртуальной экскурсии педагог имеет возможность выбрать именно доступный и интересный по возрасту материал для ознакомления, продумать и изменить последовательность знакомства с объектами. Другим достоинством является возможность повторного просмотра. К тому же погодные условия не мешают проведению такой экскурсии. Актуальность данного вида экскурсии в том, что можно увидеть недоступные для посещения места и с недоступных ракурсов [14].

  Виртуальная экскурсия требует от педагога более продолжительной предварительной подготовки. Мы изучили предложенные в методических рекомендациях алгоритмы разработки виртуальных экскурсий и предлагаем в нашем исследовании следующий алгоритм, который необходим для успешного применения данной формы работы:

1.        Определение темы, целей и задач виртуальной экскурсии.

2.        Выбор источников для преподнесения экскурсионного материала.

3.        Выбор и изучение сведений об экскурсионных объектах.

4.        Составление виртуального маршрута экскурсии, сканирование фото, иллюстраций, подготовка видеоматериалов.

5.        Определение техники, необходимой для проведения виртуальной экскурсии.

6.        Подготовка к экскурсии, написание текста, расставление материалов в определенном порядке.

7.        Проведение виртуальной экскурсии.

При ознакомлении детей с родным городом педагог должен придерживаться основных дидактических принципов: историзма, гуманизма, наглядности, развивающего обучения, интеграции, дифференциации в обучении.

Виртуальная экскурсия состоит из обязательных частей: вступительная беседа, основная часть, итог. Вступительная беседа должна содержать новые интересные сведения по теме, она должна заинтересовать детей предметами, с которыми они познакомятся в ходе экскурсии, настроить на получение новых сведений. Во вступительной беседе и в ходе экскурсии мы ставим перед воспитанниками проблемные вопросы, которые активизируют познавательный интерес. Основным методом восприятия нового материала, как и в ходе обычной экскурсии, является наблюдение [14].

При составлении текста виртуальной экскурсии необходимо соблюдать определенные требования к построению. Текст должен быть кратким, лаконичным, соответствовать показываемым фото- и видеоматериалам. В виртуальные экскурсии можно включать игровые приемы, конкурсы, викторины, соревнования, что позволит разнообразить экскурсию, сделать ее еще более интересной, увлекательной и эмоционально насыщенной. В ходе экскурсии можно в фоновом режиме включать музыкальное сопровождение, можно в качестве примера использовать классическую или народную музыку, соответствующую возрасту детей, это усилит эффект образовательного воздействия на эмоциональное восприятие нового материала.

В ходе повторных экскурсий дети могут выступать в роли экскурсоводов, это позволяет качественно закрепить знания, развивает связную речь и повышает интерес.

Систематическая, продуманная работа по ознакомлению с парками родного города поможет обогатить знания детей об окружающем мире, об исторических и природных особенностях города, позволит пробудить познавательный интерес к изучению города, будет содействовать воспитанию любви и гордости за выдающихся людей, простых тружеников, которые живут и трудятся во благо города. Целенаправленная работа в этом направлении станет основой для формирования истинного патриотизма.

Виртуальная экскурсия в работе с дошкольником позволяет получить визуальные сведения о местах, недоступных для реального посещения, сэкономить время и средства. Достоинства данных экскурсий в том, что воспитатель сам отбирает нужный ему материал, составляет необходимый маршрут, изменяет содержание согласно поставленным целям и интересам детей. Виртуальные экскурсии можно проводить вне зависимости от погодных явлений, времени года и в любом случае безопасны для посещения (дети не простудятся, не повредятся физически, а так же не требуют сопровождения).

Использование виртуальных экскурсий формирует у детей потребности в получении информации при помощи доступных средств, повышают мотивацию к познанию, формируют активную личностную позицию в окружающем мире [20].


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

РАЗВИТИЕ ПОЗНАВАТЕЛЬНОГО ИНТЕРЕСА К МАТЕМАТИКЕ КАК ОДНО ИЗ УСЛОВИЙ ФОРМИРОВАНИЯ ПОЗНАВАТЕЛЬНЫХ ПРОЦЕССОВ СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ

Известно, что многие дети испытывают за­труднения при усвоении математических знаний. «Математика всегда остаётся для учеников работой», - утверждал почти полтора века назад Д.И. Писарев. ...

Статья из опыта работы воспитателя. Формирование познавательного интереса старших дошкольников через их ознакомление с космическим пространством.

В статье описан опыт работы по ознакомлению старших дошкольников с космическим пространством. Формой организации познавательной деятельности в этом направлении явилось создание долгосрочного проекта. ...

Выступление для педагогов на тему: Развитие познавательного интереса к математике как одно из условий формирования познавательных процессов старших дошкольников.

Известно, что многие дети испытывают затруднения при усвоении математических знаний. «Математика всегда остаётся для учеников работой», - утверждал почти полтора века назад ...

Особенности формирования познавательного интереса старших дошкольников.

Одной из форм проявления познавательной активности в дошкольном возрасте является познавательный интерес.В российской педагогической энциклопедии интерес (от лат. interest – имеет значение, важн...

Публичное выступление по теме: «Проектная деятельность как средство формирования познавательного интереса старших дошкольников»

Как формировать у ребенка познавательный интерес. Наблюдая за своими воспитанниками, я заметила, что у них есть потребность в исследовательской деятельности. Я решила создать в группе для н...

ООД "Виртуальная экскурсия по музеям Санкт-Петербурга"

Уточнение представлений детей 5-6 лет о музеях Санкт-Петербурга....