Картотека по экологии. Птицы.
картотека по окружающему миру (подготовительная группа)
В картотеку собраны стихи, загадки, пальчиковые, дидактические и подвижные игры по теме "Птицы"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
kartoteka_po_ekologii._ptitsy.docx | 88.21 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение
г.Нижневартовска детский сад №61
Картотека по экологии.
Птицы.
Составила:
воспитатель
Маликова Э.Д.
г. Нижневартовск
Содержание
Загадки……………………………………………………………………………………….. 3
Стихи………………………………………………………………………………………….. 5
Пальчиковые игры……………………………………………………………………………. 7
Дидактические игры………………………………………………………………………… 10
Подвижные игры……………………………………………………………………………… 12
Загадки
Спинкою зеленовата,
Животиком желтовата.
Черненькая шапочка
И полоска шарфика (синица)
* * *
Эта птица болтлива,
Воровата, суетлива,
Стрекотунья белобока,
А зовут её… (сорока)
* * *
Красногрудый, чернокрылый,
Любит зёрнышки клевать,
С первым снегом на рябине
Он появится опять (снегирь)
* * *
Хочет с детства эта птица
Стать известною певицей.
День и ночь неугомонно
" Кар–кар–кар! " – поёт (ворона).
* * *
Кто там прыгает, шуршит,
Клювом шишки потрошит,
Голоском речистым
«Клё! Клё! Клё!»
Поёт со свистом (клёст)
* * *
Чик-чирик!
К зернышкам прыг!
Клюй, не робей!
Кто это?.. (воробей)
* * *
Ну, а это птица мира,
Только в небесах парила,
Быстро к нам спустилась в ноги,
Смело ходит по дороге
И боится только кошек,
Ей даем семян и крошек.
С нами птица круглый год,
Воркованием поет (голубь)
* * *
Всю ночь летает,
Мышей добывает.
А станет светло –
Спать летит в дупло (сова)
* * *
Летом мошек ловит,
Гнёздышко из глины строит.
Можем предсказать погоду
По своему полёту:
Коль летает высоко,
Значит дождик далеко,
Если же летает низко,
Это значит дождик близко (ласточка)
* * *
Эта птички с хохолком
И красивые притом!
На рябину прилетели -
Песню запели! (свиристели)
* * *
Мошек для пищи
Ловит на лету.
Летает выше крыш
Небо режет быстрый… (стриж)
Стихи
«Лесные правила» (Н. Рыжова)
Если в лес пошел гулять
Свежим воздухом дышать
Бегай, прыгай и играй
Но смотри не забывай:
Что в лесу нельзя шуметь
Даже очень громко петь.
Испугаются зверушки
Убегут с лесной опушки
Ветки ели не ломай.
И почаще вспоминай:
Мусор с травки убирать!
Зря цветов не надо рвать!
Бабочки пускай летают
Ну, кому они мешают?
Здесь не нужно их ловить
Топать, хлопать, палкой бить.
Ты в лесу всего лишь гость
Здесь хозяин кедр и лось.
Их покой побереги,
Ведь они нам не враги!
«Свиристели» (Павел Барто)
К нам с ветрами прилетели
Стайка ярких свиристелей.
Пусть метель,
Как старый мельник,
Белит сосны,
Белит ельник,-
Много ягод свиристелям
Заготовил можжевельник;
Есть крушина,
Есть калина,
А у старого овина
Стынет в инее рябина.
Как пришла пора метелей,
Налетели свиристели,
Заскрипели,
Засвистели-
Всё до ягодки поели.
Прилетай скворец (М. Карим)
Прилетай же!
Милый скворушка-скворец,
Прилетай же, наконец!
Для тебя я дом построил —
Не скворечник, а дворец!
Покормите птиц зимой! (А. Яшин)
Покормите птиц зимой!
Пусть со всех концов
К вам слетятся, как домой,
Стайки на крыльцо.
Небогаты их корма.
Горсть зерна нужна,
Горсть одна — и не страшна
Будет им зима…
Зяблик (Т. Белозеров)
Лишь утро в саду настаёт,
Ещё не проснувшись, я слышу:
Hа ветке то громче, то тише
Без удержу зяблик поёт.
Kупается в алом рассвете,
Прищёлкивает язычком,
Kак будто бы лучшим на свете
Позавтракал он Червячком!
Пальчиковая гимнастика
Снегири
Раз, два, три! Раз, два, три! – (посчитать пальцы)
Прилетели снегири – (машут сложенными накрест ладонями)
Грудки показали – (показывать кулачки)
Ягод поклевали – (указательным пальчиком тюкаем по ладошке. "клюем ягодки")
Прыгали во веткам- (указательным и средним пальчиками "прыгаем" по поверхности стола)
«Птички»
Эта птичка – соловей, (При перечислении загибают по одному пальчику)
Эта птичка – воробей,
Эта птичка – совушка,
Сонная головушка.
Эта птичка – свиристель,
Эта птичка – коростель.
Эта птичка – злой орлан. (машут сложенными накрест ладонями)
Птички, птички, по домам. (машут обеими руками, как крыльями)
«Воробей»
Скачет в парке воробей (Указательный и средний пальцы «прыгают» по столу)
По право, то лево, (Указательный и средний пальцы «прыгают» по столу вправо-влево)
То назад, то вперед. (Указательный и средний пальцы «прыгают» по столу назад-вперед)
Всюду зернышки клевал. (Большой и указательный пальцы правой руки сложить щепоткой, постучать по столу)
А как завтрак съел,
Прочь из парка полетел.
«Пять воробьёв»
Пять воробьёв на заборе сидели, (Показать пять пальцев,
Один улетел, а другие запели(а затем загибатьих по одному).
И пели, пока не сморила усталость.
Один улетел, а трое остались.
Сидели втроём и немного устали,
Один улетел, а двое остались.
Сидели вдвоём и снова скучали
Один улетел и остался один.
Один посидел, да и взял, улетел.
«Дятел»
Дятел-дятел (соединить кисти рук и помахать как крыльями).
Сел на сук.
Тук-тук-тук (одновременно стучать большими пальцами обеих рук по столу),
Тук-тук-тук (одновременно стучать указательными пальцами обеих рук по столу),
Тук-тук-тук (одновременно стучать средними пальцами обеих рук по столу),
Тук-тук-тук (одновременно стучать безымянными пальцами обеих рук по столу),
Тук-тук-тук -(одновременно стучать мизинцами обеих рук по столу)
Долбит сук.
«Кормушка»
Сколько птиц прилетело (ритмично сжимать и разжимать кулачки)
К кормушке нашей?
Две синицы, (на каждое название птицы сгибать по одному пальчику)
Воробей,
Шесть щеглов и голубей,
Дятел в пестрых перышках.
Всем хватило зернышек. (опять сжимать и разжимать кулачки)
«Кормушка»
Мы кормушку смастерили,(из кончиков пальцев изобразить крышу дома)
Мы столовую открыли.(изобразить стол, соединив ребрами ладони)
В гости в первый день недели(сгибать по очереди пальцы)
К нам синицы прилетели,
А во вторник, посмотри,
Прилетели снегири.
Три вороны были в среду,
Мы не ждали их к обеду,
А в четверг со всех краёв
Стая жадных воробьёв.
В пятницу в столовой нашей
Голубь лакомился кашей,
А в субботу на пирог
Налетели семь сорок.
В воскресенье, в воскресенье
Было общее веселье.
«Покормите птиц»
Покормите птиц зимой! (изобразить как сыплют крошки)
Пусть со всех концов (развести руки в стороны)
К нам слетятся, как домой (большие пальцы соединить, остальными махать, как крыльями)
Стайки на крыльцо. (кончики пальцев соединить изображая крышу дома)
Сколько гибнет их – не счесть (держатся за голову и качают ей)
А ведь в нашем сердце есть (прижимают руки к сердечку)
И для птиц тепло. (обнимают и гладят себя)
Приучите птиц в мороз (изображают как сыплют крошки)
К своему окну, (соединяют руки кольцом, над головой)
Чтоб без песен не пришлось (пальцы щепоткой «открывают и закрывают клюв»)
Нам встречать весну.
А чего вам?
Нам конфет! – (протянуть вперед ладошки, как будто просят конфетку)
Дидактические игры
«Узнай по описанию»
Дидактическая задача: учить определять птицу по её существенным признакам; развивать слуховое внимание и логическое мышление.
Материалы: карточки с описанием птиц.
Ход игры: Воспитатель описывает птицу, животного, а дети должны угадать, о каком идет речь.
- Эта птица ведёт ночной образ жизни: днём спит, а ночью охотится на мышей, полёвок, насекомых. У неё острый слух и зрение, мягкое густое оперение. Летает совершенно бесшумно.
- Эта птица - лесной доктор. Он ловко, передвигаясь по дереву, долбит кору и длинным языком вытаскивает из-под неё вредных для дерева насекомых.
- Верх головки серенький, будто серенькая шапочка надета. Грудка и брюшко тоже серые, а спинка и крылья потемнее: они коричневые, пёстренькие. Вверху, на крыльях, - белая полоска. Под шейкой большое тёмное пятно. Совсем как бант или широкий галстук. Ишь, какой франт! ( воробей)
- Головка у неё в чёрной шапочке, на шее и на груди длинный чёрный фартук, спинка, крылья и хвост - тёмные, а грудка ярко - жёлтая, будто она в жёлтый жилетик нарядилась. ( синица).
Сверху они все чёрные, только над самым хвостом белое пятнышко. Грудка и брюшко - белые. Хвост короткий, немного раздвоенный, будто рогатинка.
(ласточка).
Какой он нарядный! Головка и спинка чёрные, на затылке -красное пятно, а на чёрных крыльях- белые пятнашки и полоски. Весь пёстрый. Летает за ним много пернатых «нахлебников» (дятел).
«Четвертый лишний»
Дидактическая задача: закреплять знания детей о птицах.
Материалы: картинки на слайде.
Ход игры: воспитатель называет четыре слова, дети должны назвать лишнее слово:
1. Три из перечисленных птиц зимующие, а одна перелётная. Найди её (синица, снегирь, дятел, грач).
2. Среди указанных здесь птиц одна не певчая (соловей, горихвостка, пеночка, бекас).
3. Три птицы обитают в смешанных лесах, а одна в степях. Найди её (глухарь, зяблик, красавка, свиристель).
4. Какая из птиц не хищная? (ястреб, гриф, сокол, стриж).
«Кто где живет»
Дидактическая задача: учить правильно определять место обитания птиц и распределить картинки по группам; развивать внимание и логическое мышление.
Материалы: карточки с птицами.
Ход игры: Играющие дети делятся на 5 групп по месту обитания птиц. На столе раскладываются карточки, изображающие пернатых разных видов.
лес – дятел, клест, сорока, сойка, тетерев, глухарь, свиристель, дрозд, кукушка, филин;
болото – журавль, выпь, кулик, аист, бекас, цапля;
река – кряква, чайка, гагара, гоголь, лебедь;
город – голубь, галка, синица, ворона, воробей;
подворье – курица, утка, индюк, гусь.
«Птица и птенчик»
Дидактическая задача: учить правильно называть птенцов птиц; развивать внимание и логическое мышление.
Материалы: карточки с птицами.
Ход игры: Воспитатель называет взрослую особь, а дети должны сказать, как называются птенцы этого вида:
гусь – гусенок – гусята;
глухарь – глухаренок – глухарята;
сова – совенок – совята;
галка – галчонок – галчата;
сокол – соколенок – соколята;
журавль – журавленок – журавлята;
перепел – перепеленок – перепелята;
кукушка – кукушонок – кукушата;
орел – орленок – орлята;
щегол – щегленок – щеглята;
аист – аистенок – аистята.
Подвижные игры
«Коршун и наседка»
Цель: Развивать умение держать равновесие при движении из стороны в сторону.
Оборудование: маски.
Ход игры: Считалкой выбирают Коршуна, остальные цыплята. Цыплята становятся в ряд друг за другом, держась за талию, впереди мама-Курица. Коршун роет ямку, Наседка с цыплятами ходит рядом. Цыплята крепко держатся за наседку и друг за друга. Курица должна защитить самого последнего цыпленка от Коршуна, который налетает на колонну и последнего цыпленка. Игра кончается, когда поймано большинство цыплят.
«Совушка»
Цель: учиться неподвижно стоять некоторое время, внимательно слушать.
Ход игры: Играющие дети свободно располагаются на площадке. В сторонке («в дупле») сидит или стоит «Сова». Воспитатель говорит: «День наступает – все оживает». Все играющие свободно двигаются по площадке, выполняя
различные движения, имитируя руками полет бабочек, стрекоз и т.д.
Неожиданно произносит: «Ночь наступает, все замирает, сова вылетает». Все
должны немедленно остановиться в том положении, в котором их застали эти
слова, и не шевелиться. «Сова» медленно проходит мимо играющих и зорко
осматривает их. Кто пошевелится или засмеется, того «сова» отправляет к
себе в «дупло». Через некоторое время игра останавливается, и
подсчитывают, сколько человек «сова» забрала к себе. После этого выбирают
новую «сову» из тех, кто к ней не попал. Выигрывает та «сова», которая
забрала большее число играющих.
Подвижная игра «Перелетные птицы»
Цель: Развивать у детей умение выполнять движение по сигналу. Упражнять в беге по разным направлениям.
Ход игры: Ведущий: «Есть у нас игра одна, вам понравится она».
Дети: «Птицы все на юг летят, зимовать они хотят
Там где солнышко, тепло, ждать весны будет легко
Только ветер им мешает и с дороги их сбивает».
1 вариант: По считалке выбирается «ветерок». Дети стоят на одной стороне зала, читают речитатив, по окончанию слов дети перебегают на противоположную сторону зала «теплые страны», «ветерок» ловит их «сбивает с пути», кого запятнали, тот пропускает одну игру.
2 вариант: По считалке выбирается «ветерок», становится в середину круга. Дети идут по кругу читают речитатив, по окончанию текста разбегаются, «ветерок» ловит, кого запятнал, тот пропускает одну игру.
«Гуси-лебеди».
Цель: учить детей чётко проговаривать слова. Упражнять в ловкости, быстроте реакции.
Оборудование: мяч
Ход игры: Играющие выбирают «волка» и «хозяина», сами изображают «гусей».
На одной стороне площадки чертят дом, где живет «хозяин» и «гуси», на другой - поле.
Между ними находится логово «волка».
Все гуси летят на поле травку щипать.
Хозяин зовет их:
- Гуси, гуси!
- Га-га-га!
- Есть хотите?
- Да, да, да!
- Ну летите же домой!
- Серый волк под горой, не пускает нас домой.
- Что он делает?
- Зубы точит, нас съесть хочет.
- Ну, летите, как хотите, только крылья берегите!
«Гуси» бегут в дом, «волк» пытается их поймать.
Затем хозяин говорит ему: «Волк, я тебе корову брошу, если ты мне отдашь гуся». Если волк захочет, то поменяет гуся на корову, если нет, значит, все пойманные гуси остаются у волка. Если волк соглашается на обмен, то хозяин бросает ему мяч (корову).
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект НОД в области "Познание" (экология) "Птицы - наши друзья" старшая группа
Разработка итогового конспекта НОД в области "Познание" (экология)...
Конспект занятия по экологии "Птицы, летите, летите..."
Конспект о жизнидеятельности птиц...
Технологическая карта по экологии " Птицы-наши друзья"
Технологическая карта по экологии "Птицы -наши друзья"...
Конспект занятия по экологии "Птицы"
Материал для воспитателей...
Лэпбук по экологии "Птицы наши друзья".
Лэпбук по экологии "Птицы наши друзья"....
Проект в рамках проведения недели Экологии «ПТИЦЫ — НАШИ ДРУЗЬЯ»
Актуальность: Птицы приносят нам много радости своим появлением весной. Разнообразие птичьих голосов привлекает наш слух. Но все ли мы знаем о их беззаботной жизни… А может быть их жизнь не так...
Конспект НОД по экологии "Птицы"
конспект нод по экологии для детей 5-6 лет...