Картотека по экологии. Птицы.
картотека по окружающему миру (подготовительная группа)

Маликова Эльфера Дамировна

В картотеку собраны стихи, загадки, пальчиковые, дидактические и подвижные игры по теме "Птицы"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл kartoteka_po_ekologii._ptitsy.docx88.21 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение

 г.Нижневартовска детский сад №61

Картотека по экологии.

Птицы.

https://fs.znanio.ru/8c0997/d8/41/c5109b6ed56ef08eb09a03b0cfa1de3ebe.jpg

                                                                                                       Составила:

                                                                                                         воспитатель

                                                                                                             Маликова Э.Д.

г. Нижневартовск

Содержание

Загадки………………………………………………………………………………………..        3

Стихи…………………………………………………………………………………………..        5

Пальчиковые игры……………………………………………………………………………. 7

Дидактические игры…………………………………………………………………………        10

Подвижные игры……………………………………………………………………………… 12

Загадки

Спинкою зеленовата,

Животиком желтовата.

Черненькая шапочка

И полоска шарфика (синица)

*  * *

Эта птица болтлива,

Воровата, суетлива,

Стрекотунья белобока,

А зовут её… (сорока) 

*  * *

Красногрудый, чернокрылый,

Любит зёрнышки клевать,

С первым снегом на рябине

Он появится опять (снегирь)

* * *

Хочет с детства эта птица

Стать известною певицей.

День и ночь неугомонно

" Кар–кар–кар! " – поёт (ворона).

* * *

Кто там прыгает, шуршит,

Клювом шишки потрошит,

Голоском речистым

«Клё! Клё! Клё!»

Поёт со свистом  (клёст)

* * *

Чик-чирик!

К зернышкам прыг!

Клюй, не робей!

Кто это?.. (воробей) 

* * *

Ну, а это птица мира,

Только в небесах парила,

Быстро к нам спустилась в ноги,

Смело ходит по дороге

И боится только кошек,

Ей даем семян и крошек.

С нами птица круглый год,

Воркованием поет  (голубь)

* * *

Всю ночь летает,

Мышей добывает.

А станет светло –

Спать летит в дупло  (сова) 

* * *

Летом мошек ловит,

Гнёздышко из глины строит.

Можем предсказать погоду

По своему полёту:

Коль летает высоко,

Значит дождик далеко,

Если же летает низко,

Это значит дождик близко (ласточка)

* * *

Эта птички с хохолком

И красивые притом!

На рябину прилетели -

Песню запели! (свиристели)

* * *

Мошек для пищи
Ловит на лету.
Летает выше крыш
Небо режет быстрый… (стриж)

Стихи

«Лесные правила» (Н. Рыжова)

Если в лес пошел гулять

Свежим воздухом дышать

Бегай, прыгай и играй

Но смотри не забывай:

Что в лесу нельзя шуметь

Даже очень громко петь.

Испугаются зверушки

Убегут с лесной опушки

Ветки ели не ломай.

И почаще вспоминай:

Мусор с травки убирать!

Зря цветов не надо рвать!

Бабочки пускай летают

Ну, кому они мешают?

Здесь не нужно их ловить

Топать, хлопать, палкой бить.

Ты в лесу всего лишь гость

Здесь хозяин кедр и лось.

Их покой побереги,

Ведь они нам не враги!

 «Свиристели»  (Павел Барто)

К нам с ветрами прилетели
Стайка ярких свиристелей.
Пусть метель,
Как старый мельник,
Белит сосны,
Белит ельник,-
Много ягод свиристелям
Заготовил можжевельник;
Есть крушина,
Есть калина,
А у старого овина
Стынет в инее рябина.
Как пришла пора метелей,
Налетели свиристели,
Заскрипели,
Засвистели-
Всё до ягодки поели.

Прилетай скворец (М. Карим)


Прилетай же!

Милый скворушка-скворец,

Прилетай же, наконец!

Для тебя я дом построил —

Не скворечник, а дворец!

Покормите птиц зимой!   (А. Яшин)

Покормите птиц зимой!

Пусть со всех концов

К вам слетятся, как домой,

Стайки на крыльцо.

Небогаты их корма.

Горсть зерна нужна,

Горсть одна — и не страшна

Будет им зима…        

Зяблик (Т. Белозеров)

Лишь утро в саду настаёт,

Ещё не проснувшись, я слышу:

Hа ветке то громче, то тише

Без удержу зяблик поёт.

Kупается в алом рассвете,

Прищёлкивает язычком,

Kак будто бы лучшим на свете

Позавтракал он Червячком!

Пальчиковая гимнастика

Снегири

Раз, два, три! Раз, два, три! – (посчитать пальцы)

Прилетели снегири – (машут сложенными накрест ладонями)

Грудки показали – (показывать кулачки)
Ягод поклевали – (у
казательным пальчиком тюкаем по ладошке. "клюем ягодки")
Прыгали во веткам-
 (указательным и средним пальчиками "прыгаем" по поверхности стола)

«Птички»

Эта птичка – соловей, (При перечислении загибают по одному пальчику)

Эта птичка – воробей,

Эта птичка – совушка,

Сонная головушка.

Эта птичка – свиристель,

Эта птичка – коростель. 

Эта птичка – злой орлан. (машут сложенными накрест ладонями)

Птички, птички, по домам. (машут обеими руками, как крыльями)

«Воробей»

Скачет в парке воробей (Указательный и средний пальцы «прыгают» по столу)

По право, то лево, (Указательный и средний пальцы «прыгают» по столу вправо-влево)

То назад, то вперед. (Указательный и средний пальцы «прыгают» по столу назад-вперед)

Всюду зернышки клевал. (Большой и указательный пальцы правой руки сложить щепоткой, постучать по столу)

А как  завтрак съел,

Прочь из парка полетел.

«Пять воробьёв»

Пять воробьёв на заборе сидели, (Показать пять пальцев,

Один улетел, а другие запели(а затем загибатьих по одному).

И пели, пока не сморила усталость.

Один улетел, а трое остались.

Сидели втроём и немного устали,

Один улетел, а двое остались.

Сидели вдвоём и снова скучали

Один улетел и остался один.

Один посидел, да и взял, улетел.

«Дятел»

Дятел-дятел (соединить кисти рук и помахать как крыльями).
Сел на сук.
Тук-тук-тук (
одновременно стучать большими пальцами обеих рук по столу),
Тук-тук-тук (
одновременно стучать указательными пальцами обеих рук по столу),
Тук-тук-тук (
одновременно стучать средними пальцами обеих рук по столу),
Тук-тук-тук (
одновременно стучать безымянными пальцами обеих рук по столу),
Тук-тук-тук -(
одновременно стучать мизинцами обеих рук по столу)
Долбит сук.

«Кормушка»

Сколько птиц прилетело (ритмично сжимать и разжимать кулачки)
К кормушке нашей?
Две синицы,     (на каждое название птицы сгибать по одному пальчику)                
Воробей,
Шесть щеглов и голубей,
Дятел в пестрых перышках.
Всем хватило зернышек. (опять сжимать и разжимать кулачки)

«Кормушка»

Мы кормушку смастерили,(из кончиков пальцев изобразить крышу дома)

Мы столовую открыли.(изобразить стол, соединив ребрами ладони)

В гости в первый день недели(сгибать по очереди пальцы)

К нам синицы прилетели,

А во вторник, посмотри,

Прилетели снегири.

Три вороны были в среду,

Мы не ждали их к обеду,

А в четверг со всех краёв

Стая жадных воробьёв.

В пятницу в столовой нашей

Голубь лакомился кашей,

А в субботу на пирог

Налетели семь сорок.

В воскресенье, в воскресенье

Было общее веселье.

 «Покормите птиц»

Покормите птиц зимой! (изобразить как сыплют крошки)
Пусть со всех концов (развести руки в стороны)
К нам слетятся, как домой (большие пальцы соединить, остальными махать, как крыльями)
Стайки на крыльцо. (кончики пальцев соединить изображая крышу дома)
Сколько гибнет их – не счесть (держатся за голову и качают ей)
А ведь в нашем сердце есть (прижимают руки к сердечку)
И для птиц тепло. (обнимают и гладят себя)
Приучите птиц в мороз (изображают как сыплют крошки)
К своему окну, (соединяют руки кольцом, над головой)
Чтоб без песен не пришлось (пальцы щепоткой «открывают и закрывают клюв»)
Нам встречать весну.

А чего вам?

Нам конфет! – (протянуть вперед ладошки, как будто просят конфетку)

Дидактические игры

«Узнай по описанию»

Дидактическая задача: учить определять птицу по её существенным признакам; развивать слуховое внимание и логическое мышление.

Материалы: карточки с описанием птиц.

Ход игры: Воспитатель описывает птицу, животного, а дети должны угадать, о каком идет речь. 

-  Эта птица ведёт ночной образ жизни: днём спит, а ночью охотится на мышей, полёвок, насекомых. У неё острый слух и зрение, мягкое густое оперение. Летает совершенно бесшумно.

- Эта птица - лесной доктор. Он ловко, передвигаясь по дереву, долбит кору и длинным языком вытаскивает из-под неё вредных для дерева насекомых.

- Верх головки серенький, будто серенькая шапочка надета. Грудка и брюшко тоже серые, а спинка и крылья потемнее: они коричневые, пёстренькие. Вверху, на крыльях, - белая полоска. Под шейкой большое тёмное пятно. Совсем как бант или широкий галстук. Ишь, какой франт! ( воробей)

- Головка у неё в чёрной шапочке, на шее и на груди длинный чёрный фартук, спинка, крылья и хвост - тёмные, а грудка ярко - жёлтая, будто она в жёлтый жилетик нарядилась. ( синица).

Сверху они все чёрные, только над самым хвостом белое пятнышко. Грудка и брюшко - белые. Хвост короткий, немного раздвоенный, будто рогатинка.

 (ласточка).

Какой он нарядный! Головка и спинка чёрные, на затылке -красное пятно, а на чёрных крыльях- белые пятнашки и полоски. Весь пёстрый. Летает за ним много пернатых «нахлебников» (дятел).

«Четвертый лишний»

Дидактическая задача: закреплять знания детей о птицах.

Материалы: картинки на слайде.

Ход игры: воспитатель называет четыре слова, дети должны назвать лишнее слово:

1. Три из перечисленных птиц зимующие, а одна перелётная. Найди её (синица, снегирь, дятел, грач).

2. Среди указанных здесь птиц одна не певчая (соловей, горихвостка, пеночка, бекас).

3. Три птицы обитают в смешанных лесах, а одна в степях. Найди её (глухарь, зяблик, красавка, свиристель).

4. Какая из птиц не хищная? (ястреб, гриф, сокол, стриж).

 «Кто где живет»

Дидактическая задача: учить правильно определять место обитания птиц и распределить картинки по группам; развивать внимание и логическое мышление.

Материалы: карточки с птицами.

Ход игры: Играющие дети делятся на 5 групп по месту обитания птиц. На столе раскладываются карточки, изображающие пернатых разных видов.

 лес – дятел, клест, сорока, сойка, тетерев, глухарь, свиристель, дрозд, кукушка, филин;

болото – журавль, выпь, кулик, аист, бекас, цапля;

 река – кряква, чайка, гагара, гоголь, лебедь;

 город – голубь, галка, синица, ворона, воробей;

 подворье – курица, утка, индюк, гусь.

«Птица и птенчик»

Дидактическая задача: учить правильно называть птенцов птиц; развивать внимание и логическое мышление.

Материалы: карточки с птицами.

Ход игры: Воспитатель называет взрослую особь, а дети должны сказать, как называются птенцы этого вида:

гусь – гусенок – гусята;

глухарь – глухаренок – глухарята;

сова – совенок – совята;

галка – галчонок – галчата;

сокол – соколенок – соколята;

журавль – журавленок – журавлята;

перепел – перепеленок – перепелята;

кукушка – кукушонок – кукушата;

орел – орленок – орлята;

щегол – щегленок – щеглята;

аист – аистенок – аистята.

Подвижные игры

«Коршун и наседка»

Цель: Развивать умение держать равновесие при движении из стороны в сторону.

Оборудование: маски.

Ход игры: Считалкой выбирают Коршуна, остальные цыплята. Цыплята становятся в ряд друг за другом, держась за талию, впереди мама-Курица. Коршун роет ямку, Наседка с цыплятами ходит рядом. Цыплята крепко держатся за наседку и друг за друга. Курица должна защитить самого последнего цыпленка от Коршуна, который налетает на колонну и последнего цыпленка. Игра кончается, когда поймано большинство цыплят.

 «Совушка»

Цель: учиться неподвижно стоять некоторое время, внимательно слушать.

Ход игры: Играющие дети свободно располагаются на площадке. В сторонке («в дупле») сидит или стоит «Сова». Воспитатель говорит: «День наступает – все оживает». Все играющие свободно двигаются по площадке, выполняя

различные движения, имитируя руками полет бабочек, стрекоз и т.д.

Неожиданно произносит: «Ночь наступает, все замирает, сова вылетает». Все

должны немедленно остановиться в том положении, в котором их застали эти

слова, и не шевелиться. «Сова» медленно проходит мимо играющих и зорко

осматривает их. Кто пошевелится или засмеется, того «сова» отправляет к

себе в «дупло». Через некоторое время игра останавливается, и

подсчитывают, сколько человек «сова» забрала к себе. После этого выбирают

новую «сову» из тех, кто к ней не попал. Выигрывает та «сова», которая

забрала большее число играющих.

Подвижная игра «Перелетные птицы»

Цель: Развивать у детей умение выполнять движение по сигналу. Упражнять в беге по разным направлениям.

Ход игры: Ведущий: «Есть у нас игра одна, вам понравится она».

Дети: «Птицы все на юг летят, зимовать они хотят

Там где солнышко, тепло, ждать весны будет  легко

Только ветер им мешает и с дороги их сбивает».

1 вариант: По считалке выбирается «ветерок». Дети стоят на одной стороне зала, читают речитатив, по окончанию слов дети перебегают на противоположную сторону зала «теплые страны», «ветерок» ловит их «сбивает с пути», кого запятнали, тот пропускает одну игру.

2 вариант: По считалке выбирается «ветерок», становится в середину круга. Дети идут по кругу читают речитатив, по окончанию текста разбегаются, «ветерок» ловит, кого запятнал, тот пропускает одну игру.

 «Гуси-лебеди».

Цель: учить детей чётко проговаривать слова. Упражнять в ловкости, быстроте реакции.

Оборудование: мяч 

Ход игры: Играющие выбирают «волка» и «хозяина», сами изображают «гусей».
На одной стороне площадки чертят дом, где живет «хозяин» и «гуси», на другой - поле.
Между ними находится логово «волка».
Все гуси летят на поле травку щипать.
Хозяин зовет их:
- Гуси, гуси!
- Га-га-га!
- Есть хотите?
- Да, да, да!
- Ну летите же домой!
- Серый волк под горой, не пускает нас домой.
- Что он делает?
- Зубы точит, нас съесть хочет.
- Ну, летите, как хотите, только крылья берегите!
«Гуси» бегут в дом, «волк» пытается их поймать.
Затем хозяин говорит ему: «Волк, я тебе корову брошу, если ты мне отдашь гуся». Если волк захочет, то поменяет гуся на корову, если нет, значит, все пойманные гуси остаются у волка. Если волк соглашается на обмен, то хозяин бросает ему мяч (корову).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект НОД в области "Познание" (экология) "Птицы - наши друзья" старшая группа

Разработка итогового конспекта НОД в области "Познание" (экология)...

Конспект занятия по экологии "Птицы, летите, летите..."

Конспект о жизнидеятельности птиц...

Технологическая карта по экологии " Птицы-наши друзья"

Технологическая карта по экологии "Птицы -наши друзья"...

Конспект занятия по экологии "Птицы"

Материал для воспитателей...

Лэпбук по экологии "Птицы наши друзья".

Лэпбук  по экологии "Птицы наши друзья"....

Проект в рамках проведения недели Экологии «ПТИЦЫ — НАШИ ДРУЗЬЯ»

Актуальность: Птицы приносят нам много радости своим появлением весной. Разнообразие птичьих голосов привлекает наш слух. Но все ли мы знаем о их беззаботной жизни… А может быть их жизнь не так...

Конспект НОД по экологии "Птицы"

конспект нод по экологии для детей 5-6 лет...