НОД по экологии "Экологические катастрофы. Нефтяной плен" для подготовительной группы
план-конспект занятия по окружающему миру (подготовительная группа)

Потапова Оксана Анатольевна

в рамках экологического воспитания детей представлени конспект и фотоотчет

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_ekologicheskie_katastrofy_v_podgotovit.docx20.89 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект  НОД  по экологии для  детей  подготовительного  дошкольного  возраста.

Тема: «Море бывает в беде».

Цель:

- познакомить с тем, что человек своей деятельностью загрязняет море: от нефти, мусора портятся вода, гибнут морские животные;

- дать детям представление о море, его разных состояниях, его обитателях.

- воспитывать бережное отношение к окружающей среде.

Интеграция образовательных областей: познание, коммуникация, художественное творчество, художественная литература, музыка.

Материал: глобус, репродукции картин И. К. Айвазовского и других художников (море в разных состояниях). Предметы морского происхождения (ракушки, камни, и пр.). Картины, фотографии с изображением морских животных. Рассказы «Нефть и море», «Отчего погибли киты» из книги «Экология в картинках» Танасийчук В.Н. Принадлежности для рисования. Материалы для опыта: растительное масло, прозрачный сосуд с водой.

Содержание:

1. Воспитатель показывает на глобусе моря и океаны, подчеркивает, что на планете Земля больше воды, чем суши. Просит детей, которые бывали на море, рассказать о нем. Затем рассказывает сам: «Море - это громадное водное пространство. Если на катере отъехать далеко от берега, то кругом будет одна вода. Можно долго плыть и плыть - все равно будет вода, вода. Такое море большое, а океан еще больше!

Море бывает разное. В безветренный солнечный день оно очень красиво! Сине - зеленого цвета - такая в нем вода! Сверкает, искрится на солнце, плещется маленькими волнами, как будто оно живое. Если небольшой ветер заигрывает с морем, то по нему бегут волны с белыми кудрявыми гребешками. Куда ни посмотришь - всюду по сине-зеленому полю бегут белые волны - барашки.

Но море бывает мрачным и даже страшным. В пасмурный день, когда небо заволокло серыми тучами, море тоже становится серым, хмурым. И уж совсем море выглядит сердитым, когда дует сильный ветер, громадные серо - черные волны с силой поднимают с берега камни и обрушивают их снова на берег. Шум и грохот волн заглушают человеческий голос. Если кто-то, купаясь, не успел выбраться на берег, спасти такого человека очень трудно: его крики о помощи никто не слышит (море все заглушает), а выйти сам на берег он не сможет - волны снова и снова бросают его в море.

И уже  совсем опасным и страшным бывает море во время шторма - сильного ветра с дождем. Громадные черные волны высотой с каменный дом со страшной силой обрушиваются на берег и все сметают на своем пути. Машины, торговые палатки, люди, коляски с детьми - все, кто не успел убежать подальше от моря, окажется в его пучине. Даже большие корабли часто тонут во время шторма.

2.Закроем глаза и послушаем шум моря. (Включить запись шума моря).

3.Просмотр репродукций картин И. К. Айвазовского.

Он очень много написал картин о море, потому - что любил море.

Затем рассмотреть картины с изображением морских обитателей, предметы морского происхождения.

4.Затем воспитатель сообщает детям, что многие моря сейчас находятся в опасности - люди их здорово загрязнили. Показать на глобусе Балтийское, Черное, Северное, Белое и другие моря, которые омывают Россию. Часто случаются аварии - в море выливается нефть. Заводы и фабрики сбрасывают в море грязные воды, люди бросают мусор: банки, бутылки, пакеты - все, что им не нужно. Обитатели морских глубин плохо себя чувствуют и даже гибнут.

5.Чтение рассказов: «Нефть и море», «Отчего погибли киты».

После прочтения провести беседу с вопросами, чтобы уточнить, как дети поняли содержание текстов.

6.Рисование иллюстраций к прочитанным рассказам.

 7.Итог: дети рассказывают, что они изобразили на своем рисунке, и почему именно этот эпизод больше запомнился?

 

Нефть в море
     
Плыл по морю огромный корабль. Он вёз в трюмах столько нефти, что ею можно  было  целую зиму отапливать большой город.
    Беда случилась перед рассветом. Корабль затрясся от удара -  он наскочил на подводную скалу. Послышались грохот, скрежет металла, испуганные крики, а потом плеск воды, заливающей судно. Матросы спустили спасательные шлюпки и отчалили от гибнущего корабля. Вёсла ударяли по воде с непривычным глухим плеском, и от моря пахло не солью и водорослями, как обычно, а нефтью. Она широко разлилась по воде. А утром пляжи и прибрежные скалы были покрыты скользкой чёрной плёнкой.
    Настало страшное время и для жителей прибрежных городков, и для всех обитателей моря.
    Первыми пострадали птицы. Чайки, гагары, утки садились в воду, не подозревая об опасности, и уже не могли взлететь, потому что нефть склеивала им перья. Люди пытались помочь птицам - ловили, отмывали в тёплой воде со стиральным порошком. Но спасти удалось несколько сотен, а погибли десятки тысяч. Повсюду, куда ни взглянуть, лежали мёртвые птицы.
    Потом настала очередь мелководных ракушек - мидий, устриц. Они стали задыхаться, потому что нефть не пропускала в воду кислород. Затем погибли водоросли - они тоже не могли жить в отравленной нефтью воде. А рыбы и прочие морские животные просто уплыли подальше.
    Закрылись на берегу курорты и гостиницы - никто не хотел купаться в грязной воде. Нечего стало ловить рыбакам. Во всём мире газеты писали о том, что из-за гибели одного-единственного корабля побережье пострадало от страшной катастрофы. Не простой катастрофы, а ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ. Ведь погибло всё прибрежное сообщество морских растений и животных. Пройдут многие годы, прежде чем эти берега очистятся от нефти и в чистой морской воде снова будут жить водоросли, ракушки и рыбы. Эта катастрофа ещё раз заставила людей задуматься о том, как легко ранить природу и как трудно её вылечить.

Отчего погибли киты
   
Но разве только катастрофы вредят природе? Очень часто для неё бывает опасным и то, что кажется нам безвредным. Как ты думаешь, опасны ли для неё прозрачные пакеты из полиэтилена? Те самые, в которых носят и фрукты, и хлеб, и книги.
    Сидел я как-то на большом пляже. На берегу играли два мальчика. Они отыскивали брошенные полиэтиленовые пакеты, надували их и пускали по ветру в море. Сначала пакеты плыли, как кораблики с раздутыми парусами, а потом медленно тонули.
    Прошло несколько месяцев, и я прочёл в газетах о беде, случившейся у далёких берегов. Там стали гибнуть киты. Их осмотрели учёные и отыскали причину смерти. Думаешь, они погибли от какой-нибудь страшной болезни? Ничего подобного. Они просто задохнулись, потому что их дыхательные отверстия были забиты полиэтиленовыми пакетами или просто кусками полиэтилена, которые принесло морское течение. И я подумал - а ведь это могли быть и те пакеты, которые пускали по воде мальчики на пляже.
    По-разному вредят природе дым заводов, разлитая в море нефть, брошенный в лесу или на пляже мусор. Но вредят они с каждым годом всё сильнее. Ведь не было раньше таких мощных заводов, как теперь. Никогда не плавали по морям такие огромные корабли. Да и столько людей, как сейчас, не было раньше на Земле.
    Что же делать, чтобы наша Земля становилась не грязнее, а чище? Чтобы остались на ней леса и степи, реки и озёра, чтобы жили на ней рядом с нами рыбы и стрекозы, бабочки и киты, чтобы не потонули в мусоре и отбросах наши города.
    Надо, начиная любое дело, сначала обдумать и рассчитать его так, чтобы оно не нанесло вреда природе. Для этого нужно знать и соблюдать строгие правила науки экологии.

В конце занятия предлагаю с детьми провести опыт с растительным маслом и водой, для наглядности- как нефтепродукт покрывает поверхность воды. Делаем  выводы, рефлексия.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект открытого занятия в подготовительной к школе группе Конспект открытого занятия в подготовительной к школе группе Конспект занятия в подготовительной группы педагога-психолога со слабослышащими детьми

Дата проведения:  21  февраля  2012  г. Участники:   дети подготовительной группыПроводит:  педагог-психолог Панова  М.М.Цель:способствовать формиров...

"Люблю тебя, мой город нефтяной" (подготовительная группа)

Вашему вниманию представлен сценарий тематического развлечения для детей подготовительной группы "Люблю тебя, мой город нефтяной"...

Картотека игр и экспериментов с водой старшая и подготовительная группа.ИГРЫ И ЭКСПЕРИМЕНТЫ С ПЕСКОМ В СТАРШЕЙ И ПОДГОТОВИТЕЛЬНОЙ ГРУППЕ.КАРТОТЕКА ИГР И ЭКСПЕРИМЕНТОВ С ВЕТРОМ И ВОЗДУХОМ В СТАРШЕЙ-ПОДГОТОВИТЕЛЬНОЙ ГРУППЕ.

Картотека игр и экспериментов с водой старшая и подготовительная  группа. ИГРЫ  И ЭКСПЕРИМЕНТЫ С ПЕСКОМ В СТАРШЕЙ И ПОДГОТОВИТЕЛЬНОЙ ГРУППЕ.КАРТОТЕКА ИГР И ЭКСПЕРИМЕНТОВ С ВЕТРОМ И ВОЗД...

Беседа для детей подготовительной группы «Чернобыльская катастрофа»

Беседа для детей подготовительной группы «Чернобыльская катастрофа»...

Картотека игр и экспериментов с водой старшая и подготовительная группа.ИГРЫ И ЭКСПЕРИМЕНТЫ С ПЕСКОМ В СТАРШЕЙ И ПОДГОТОВИТЕЛЬНОЙ ГРУППЕ.КАРТОТЕКА ИГР И ЭКСПЕРИМЕНТОВ С ВЕТРОМ И ВОЗДУХОМ В СТАРШЕЙ-ПОДГОТОВИТЕЛЬНОЙ ГРУППЕ.

Картотека игр и экспериментов с водой старшая и подготовительная  группа. ИГРЫ  И ЭКСПЕРИМЕНТЫ С ПЕСКОМ В СТАРШЕЙ И ПОДГОТОВИТЕЛЬНОЙ ГРУППЕ.КАРТОТЕКА ИГР И ЭКСПЕРИМЕНТОВ С ВЕТРОМ И ВОЗД...

Конспект Непосредственной образовательной деятельности по экологии с элементами детского экспериментирования и моделирования. На тему: «Загрязнение водоёмов нефтяными продуктами» для детей подготовительной группы.

Данный материал позволит педагогу в интересной форме :формировать знания детей о проблемах загрязнения окружающей среды (воды), о том, какие действия вредят природе, портят ее, а какие способству...

Открытое занятие в подготовительной группе "Национальный парк Куршская коса. Песчаная катастрофа."

Открытое интегрированное  занятие  по экологии с элементами опытов в подготовительной группе. Занятие проводилось в рамках регионального компонента....