Познавательно – исследовательский проект «Белый снег, пушистый»
проект по окружающему миру (старшая группа)
Дети любят зиму, зимние развлечения и забавы. Детям предлагается задуматься над вопросом, что такое снег, как образуется снег.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
proekt_sneg.docx | 179.93 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
детский сад №8 комбинированного вида ст. Старощербиновская
Муниципальное образование Щербиновский район
Познавательно – исследовательский проект в старшей группе компенсирующей направленности
«Белый снег, пушистый»
Автор проекта:
Екатерина Николаевна Глушко
воспитатель первой
квалификационной категории
группы компенсирующей направленности
ст. Старощербиновская 2019 г.
Оглавление
Аннотация_________________________________________стр.2
1.Введение_________________________________________стр.3
2.Объект исследования
3.Метода проекта
4.Результаты проекта
5.Вывод
6.Список литературы
7.Приложение
Тип проекта: познавательно-исследовательский. Включает в себя творческую, познавательную и опытно-экспериментальную деятельность.
Вид проекта: групповой.
Продолжительность проекта: краткосрочный.
Участники проекта: дети старшей группы (4 - 5 лет), родители, воспитатели.
Актуальность: Вы замечали, как дети обращают внимание на волшебные вещи, мимо которых мы, взрослые, привыкли проходить мимо?
Действительно, снег, ледяные узоры на стекле и особенно снежинки, парящие в небе, - для детей всё это в диковинку. Интерес к такому зимнему волшебству не иссякает долгое время. Дети старшего дошкольного возраста отличаются пытливостью в исследовании окружающего мира. Именно в этом возрасте поисковая и исследовательская деятельность занимает ведущее место и помогает в удовлетворении потребностей детей в познании окружающего мира.
Исследовательская деятельность помогает детям расширять свой кругозор, развивать продуктивные формы мышления.
В процессе экспериментирования результат уточняется, проясняется и наглядно виден детям. Всякий опыт – это активный процесс, система определённых действий, при помощи которых ребёнок получает ответы на стоящие перед ним вопросы.
Все дети любят зиму, зимние развлечения и забавы. Детям предлагается задуматься над вопросом, что такое снег, как образуется снег.
Проблема проекта: во время прогулки дети увидели пушистые хлопья снега. Дети выразили радость и неподдельный интерес. Были такие ребята, которые ловили снег ртом и говорили, что это сладкая вата и её надо есть. Другие говорили, что снег есть нельзя, будет болеть горло. Мнения разделились. В ходе беседы выяснилось, что знания дошкольников о снеге (снежинках) очень скудные. Таким образом, возникла проблема: «Что такое снег?» Участие детей в проекте позволит сформировать представления о снеге.
Цель проекта: исследовать, что такое снег, снежинки и лед, изучить его свойства, узнать, что связано со снегом в нашей жизни. Рассмотреть формы снежинок. Определить чистоту снега.
Задачи
Образовательные:
-расширять представления о характерных особенностях зимней природы (холодно, идет снег, люди надевают зимнюю одежду);
-развивать познавательные способности детей в процессе совместной исследовательской деятельности, практических опытов со снегом
-уточнить и расширить представления о снеге и, помочь понять изменение их свойств.
- закрепить понятия «белый», «круглый», «холодный», «шар», «серебристый»,
«пушистый», «мерцающий», «легкий»;
- учить замечать красоту зимней природы: деревья в снежном уборе, пушистый снег, прозрачные льдинки и т. д.;
- обогатить словарный запас детей по данной теме.
- формировать представления детей о явлениях и объектах окружающего мира, об их взаимосвязи в природе
-формировать умения детей делать выводы и умозаключения, а потом на основе накопленного опыта, реализовать их в самостоятельной творческой деятельности.
Развивающие:
-развивать связную речь детей
-развивать познавательные процессы (память, внимание, воображения), коммуникативные навыки
- формировать умение вести диалог с педагогом: слушать и понимать заданный вопрос, понятно отвечать на него;
- развивать эстетическое восприятие;
- развивать общую и мелкую моторику рук через пальчиковые игры, физминутки изобразительную деятельность: лепку, аппликацию, рисование, пение песен с движениями
- развивать умение отражать в творческой деятельности свои наблюдения, знания.
- развивать трудовые и самостоятельные навыки детей, чувства коллективизма и ответственность за выполняемую работу.
Воспитательные:
-воспитывать трудолюбие и бережное отношение к природе.
-воспитывать активность, желание участвовать в процессе всей реализации проекта.
Народные приметы о снеге
Декабрь снежный и холодный — будет и год плодородный.
Если в декабре большой иней, бугры снега, глубоко промерзшая земля – то это к урожаю.
Коли в декабре снег привалит вплотную к заборам – плохое будет лето; коли же останется промежуток – урожайное.
Если снег осел, не скрипит под ногами, ветер дует с запада или юго-запада, то наступит продолжительное потепление.
Если 12 декабря идет снег, то быть метелям целую неделю.
В январе висит много частых и длинных сосулек – урожай будет хороший.
Если в январе частые снегопады и метели, то в июле частые дожди.
В феврале много инея на деревьях – будет много меда.
Снег прилипает к деревьям – тепло будет.
Пословицы и поговорки
Где зима без снега - там и лето без хлеба.
Больше снега на полях - больше хлеба в закромах.
И снег на зонте будет легок, если подумаешь о том, что это твой снег.
Много снегу - много хлеба, много воды - много травы.
Где снег, там и след: не было снегу, не было и следу.
Будет снег глубок - будет и год хорош.
И зимою б съел грибок, да уж очень снег глубок.
Не первый снег на голову.
Больше снега на полях - больше хлеба в закромах.
Не то снег, что метет, а то, что сверху идет.
Задержишь снег на полях зимой - будешь с хлебами осенью.
Много снегу - много хлеба, много воды - много травы.
Снега надует - хлеба прибудет, вода разольется - сена наберется.
Пусть снег холодный, а от стужи укрывает.
Как ни мойся, а белее снега не будешь.
Белый снег на черную землю, и то к лицу.
Вьюги и метели под февраль налетели.
У врагов шинели не по нашей метели.
Январю-батюшке — морозы, февралю — метели.
Рассказы о снежинках и снеге.
О снежинках.
Падают белые снежинки, ложатся на землю, на крыши домов. Засыпают прохожим шапки, воротники. Снежинки похожи на белые звездочки. Поймай их на рукавичку и разгляди хорошенько, только не дыши на них, а то растают. Правда, красивые? Будто кружевные, все разные, с тонкими лучами, с лепестками, как у самых нежных цветов.
Не всегда можно увидеть снежинки. Иногда они сыплются вместе и большими хлопьями падают на землю. Иногда холодный ветер ломает белые звездочки, превращая их в мелкую снежную пыль. И тогда их разглядеть совсем нельзя.
Снежинки образовались в облаках из маленьких ледяных кристалликов. Зимой они опускаются сверкающими звездочками до самой земли и покрывают её снегом. Пробеги по снегу в ясный морозный день. Слышишь, как скрипит под ногами? Знаешь, почему?
Это потрескивают и поскрипывают маленькие лучи холодных звездочек, которые ломаются у тебя под ногами.
А снег все идет, и день за днем кружатся в воздухе блестящие снежинки. Они ложатся на поля и луга, их засыпают все новые и новые хлопья снега, они покрывают землю большими сугробами.
По Н. Калининой
Где рождается снег?
Что такое снег? Это много, очень много красивых снежинок. Они падают и падают с высоты на землю, на деревья, на крыши домов — чистые, хрупкие, сверкающие. Они тоже падают из туч, как и дождь, но только образуются не совсем как дождь.
Где-то, помнится мне, я читала об одном удивительном случае, который произошел в давние времена в Петербурге. Этот случай произошел еще во времена Петра I на одном придворном балу. В зале было так душно, что от спертого воздуха некоторые дамы стали падать в обморок, и один находчивый кавалер шпагой выбил окно. В зал ворвалась свежая струя морозного воздуха, и... неожиданно для всех в комнате повалил снег, прямо хлопьями! В те времена, да и много позднее, ученые не могли объяснить себе это странное явление. Потому что долгое время никто не знал, как рождается снег! Раньше думали, что снег — это замерзшие капельки воды.
Думали, что идет он из тех же туч, что и дождь. И вот не так давно была
разгадана тайна рождения снежинок, и тогда узнали, что снег никогда не родится из капелек воды. Капельки воды могут стать градинками, комочками непрозрачного льда, который идет иногда летом вместе с дождем или во время грозы. Но капельки воды никогда не превращаются в снежинки — красивые шестиугольные звездочки. Все бывает совсем по-другому.
Водяные пары поднимаются очень высоко над землей, где царит сильный холод, и здесь сразу же из водяных паров образуются крохотные льдинки-хрусталики. Это еще не те снежинки, которые падают на землю, они очень малы. Но шестиугольный кристаллик все время растет, завивается и, наконец, становится удивительно красивой звездочкой. Снежинки медленно-медленно опускаются, они собираются хлопьями и падают на землю. Когда была разгадана тайна рождения снежинки, стала понятна удивительная петербургская история со снегом.
В зале, где скопилось много водяных паров, произошла кристаллизация этих паров, они превратились в снежинки, как только соприкоснулись с морозной струёй воздуха, который ворвался с улицы через разбитое окно.
М. Гумилевская.
Беседа: «Зима белоснежная»
Цель: закрепить и систематизировать представления о сезонных изменениях в природе и о характерных для зимы природных явлениях; обогащать словарь детей, приучать отвечать полными предложениям; воспитывать любовь к природе.
Материал: ёжик, белка (игрушки, картинки о зиме)
Ход бесед:
Воспитатель: Сегодня ребята мы поговорим о зиме. К нам в гости пришли белка и ежик. Подумайте и скажите: что делает ежик зимой?
Дети: Ежик зимой спит.
Воспитатель: А белки спят зимой?
Дети: Нет, они зимой не спят.
Воспитатель: Ёжик проспал всю зиму и не знает, как выглядит зимний лес. Он попросил белку рассказать ему об этом. Но белочка ещё не научилась хорошо рассказывать, и ежик ничего не понял. Что же можно сделать?
Дети: Мы поможем белочке и ёжику.
Воспитатель: Молодцы, ребята. Мы поможем белочке вспомнить, а ежику узнать, что происходит зимой в природе. Как можно сказать про зиму? Какая она? (Снежная, морозная, холодная.) Какой снег? (Белый, пушистый, холодный, мягкий.) А если была оттепель, что стало со снегом? (Снег стал влажный и липкий.) Как выглядит снег в солнечный день? (Снег блестит и сверкает на солнце.) Какая погода была зимой? (Было холодно, морозно, часто выпадал снег.) Что происходит зимой с реками и озерами? (Реки и озера зимой покрываются льдом.) Как выглядит зимой деревья и кустарники? (На деревьях и кустарниках нет листьев, ветки засыпаны снегом.) Какие деревья остаются зимой зелеными? (Сосна и ель). Много ли птиц зимой в лесу? (Нет, они держатся поближе к домам, где живут люди.) Чем занимаются дети зимой на прогулке? (Катаются на санках, лыжах, коньках, лепят снеговика, снежную бабу.)
Каждый вопрос и ответ сопровождаются соответствующей иллюстрацией.
Физминутка.
Посмотрите – за окном
Белые дорожки (обзорный жест рукой)
Все равно гулять пойдем! (шагают на месте)
Наденем на ножки (наклонились, указывают
Теплые сапожки на ноги)
Этот с правой ножки («надевают сапожок»на правую ногу)
Этот с левой ножки («надевают сапожок» на левую ногу)
На ручки – рукавички (руки вверх,
Теплые сестрички (крутят ладошками)
В эту правый кулачок (показывают)
В эту левый кулачок (показывают)
Пальтишки меховые («надевают пальто»)
Сапожки пуховые (указывают на сапоги, наклон)
Воспитатель: Я сейчас загадаю вам загадки про зиму. За отгадывание вы получаете по одной фишке. Выигрывает тот, кто наберет больше фишек.
Загадки.
1. Мягкий он, а не подушка,
Липнет он, а не пушок,
Он холодный, как лягушка
А согреешь – ручеек. (снег)
2. Не драгоценный камень,
А светится. (лед)
3. Художник- невидимка
По городу идет
Всем щеки нарумянит,
Всех за нос ущипнет. (мороз)
4. Морковка бела
Все зиму росла. (сосулька)
5. И не снег, и не лед, а деревья одевает. (иней)
6. Что за белый человек
Пробрался на наш садик.
Шапка – ведерко, нос – морковка
Боится солнца и тепла. (снеговик)
7. Вот так загадка! Глянешь – летает,
На нос присядет – сразу растает. (снежинка)
Воспитатель: ребята, как вы думаете, хорошая беседа сегодня у нас получилась? (да). А кто же к нам сегодня в гости пришел (ежик, белка)? Ой, смотрите, они нам снежинки принесли (показывает на поднос с зефиром). Странные какие-то снежинки, ароматные, воздушные….
А вы знаете, их можно есть. (Дети благодарят гостей за угощение).
Угощайтесь ребята!
Стихи на автоматизацию и дифференциацию звуков
Сыпься, сыпься,
Снег, снег.
Посыпай
Всех, всех!
* * *
Сколько снегу намело!
Стало всё светлым-светло!
Сосны снежные стоят,
Словно в сказке лес и сад!
* * *
Новый год проспал под ёлкой
Лето, осень и весну,
Весь зарос её иголками,
закатился под сосну.
Дед Мороз порою зимнею
Еле соню отыскал,
Долго тряс и звал по имени,
Да насилу растолкал.
И по снегу по искристому
К ним идёт сама Зима
И со звёздами лучистыми
Новый год несёт в дома.
* * *
Сыплет, сыплет снег с небес.
Спит под снегом зимний лес.
Сонный сад в снегу стоит.
Сад под снегом тоже спит.
* * *
К нам зайдёт Новый год,
Заведёт хоровод,
Зазвенят голоса,
Засверкают глаза.
* * *
Зайке холодно зимой.
Зайке голодно зимой.
Зубки зайкины стучат,
Так морковки хотят.
* * *
Здравствуй, праздник новогодний,
Праздник ёлки и зимы!
Всех друзей своих сегодня
Позовём на ёлку мы.
* * *
Зимою зяблик зябнуть стал.
Я зёрен у хозяйки взял…
Склевал все зёрна зяблик мой!
Нельзя голодным быть зимой!
* * *
Зимним вечером рисует
Зина зимнюю картину:
Белый снег и три берёзы –
Зябко стало от мороза.
* * *
Ветхая избушка
Вся в снегу стоит.
Бабушка-старушка
Из окна глядит.
Внукам-шалунишкам
По колено снег;
Весело детишкам
Быстрых санок бег.
* * *
Снежок кружится очень нежный!
Ловлю снежинки осторожно…
Гляжу на огород белоснежный,
А наглядеться – невозможно!
* * *
Зима была белым - бела.
Платок из снега соткала.
А город спал, во сне зевнул,
Платок на плечи натянул.
* * *
Белый снег, белый мел,
Белый заяц тоже бел.
А вот белка не бела,
Белой белка не была.
* * *
Всё бело, бело, бело!
Много снегу намело.
Вот весёлые деньки!
Все на лыжи и коньки!
* * *
Всё бело, ой, всё бело,
Белым цветом расцвело.
Бел зайчонка лёгкий след,
На берёзке бел берет,
И на рощице ольховой
Белым - бел платок пуховый.
* * *
Пусть метет метелица,
Белым снегом стелется.
А мы валенки надели –
Не боимся мы метели.
* * *
Ломали лёд, ломали мы.
Летели клочья от зимы.
* * *
Открываем календарь –
Начинается январь.
В январе, в январе
Много снегу на дворе.
* * *
В декабре, в декабре
Все деревья в серебре.
Нашу речку, словно в сказке,
За ночь вымостил мороз,
Обновил коньки, салазки,
Ёлку из лесу принёс.
* * *
Зимним утром от мороза на заре звенят берёзы
* * *
Ветры, бури, ураганы,
Дуйте, что есть мочи!
Вихри, вьюги и бураны,
Разыграйтесь к ночи!
В облаках трубите громко,
Вейтесь над землёю.
Пусть бежит в полях позёмка
Белою змеёю!
* * *
Пришла зима с морозами
Пришла зима с морозами,
С морозами, с метелями,
Сугробы под берёзами,
Белым-бело под елями.
* * *
В декабре метели пели,
Прилетели свиристели.
На рябине ночевали,
Всю её переклевали,
А за ними – снегири,
Тридцать три и тридцать три.
Дверь тихонько отвори –
Вот их сколько, посмотри!
Вечереет. На заре
Снова птицы на дворе.
Залетай поскорей:
С вами зимы веселей!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Проект «Белый снег пушистый»
Проект «Белый снег пушистый» Актуальность: Все дети любят зиму за новогодние праздники. Нравятся им зимние забавы: катание на коньках, лыжах, катание на снежных горка...
Краткосрочный - исследовательский проект "Белый снег пушистый, в воздухе кружиться.
Основной целью экологического воспитания является формирование осознанного - правильного отношения детей к объектам природы, с которыми они непосредственно контактируют....
Познавательно-исследовательский проект «Лед, снег, вода"
Познавательно-исследовательский проект «Лед, снег, вода» старшей и подготовительной групп«Знайки» и «Озорники» Подготовила: Лобунцова Г.И.Уча...
ПОЗНАВАТЕЛЬНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИЙ ПРОЕКТ «БЕЛЫЕ МЕДВЕДИ»
В ходе проектной деятельности дети узнают о климатических условиях северного полюса, что способствует развитию интереса к познанию окружающего мира, бережное отношение к природе. Исх...
Проект «Белый снег пушистый» в старшей группе.
Белый снег укутал город. Выходим на прогулку и наслаждаемся с детьми белым и пушистым снегом. Всё вокруг белым бело. Снег везде: и на лавочках, и на дорожках, и на домике, и горка вся укутана снегом. ...
Исследовательский проект Белый снег пушистый в воздухе кружится и на землю тихо падает, ложится…
Исследовательский проектБелый снег пушистый в воздухе кружится и на землю тихо падает, ложится&helli...