Проект "Эковолонтеры. Садик добра"
проект по окружающему миру (подготовительная группа)
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное дошкольное
образовательное учреждение детский сад «Росинка»
Проект волонтёрского движения в ДОУ
«Эковолонтёры. Садик добра»
Подготовила:
воспитатель Батуева Н.А.
с.Сужа,2021г.
Проект волонтерского движения в ДОУ
«Эковолонтёры. Садик добра»
АКТУАЛЬНОСТЬ
Детство - время активной социализации растущего человека и освоения им социокультурных достижений и ценностей, период пробы и самоопределения в постоянно расширяющихся и усложняющихся контактах.
Дошкольный возраст традиционно считается периодом интенсивной социализации. Современные дети живут и развиваются в совершенно новых социокультурных условиях. Чрезвычайная занятость родителей, разрыв поколений, изолированность ребёнка в семье и другие тенденции негативно отражаются на социализации современных детей. Эффективная социализация является одним из главных условий жизни ребенка в обществе в целом и личностной готовности ребёнка к школе, в частности.
Наша задача не дать иссякнуть маленькому источнику тепла, мягкости, терпения и любви. Дети рано начинают чувствовать любовь и справедливость взрослых, а также сверстников, они чутко реагируют на малейшие проявления недоброжелательности и пренебрежения.
Очень важно, чтобы гуманные чувства дети распространяли не только на себя, а еще и умели бы сострадать взрослым, своим сверстникам, «братьям нашим меньшим»- животным. Что такое милосердие? Само слово говорит само за себя – иметь доброе, милое сердце. Быть готовым всегда помочь кому-нибудь, не посмеяться над чьей-то бедой, а суметь пожалеть, помочь, простить, просто из чувства сострадания и человеколюбия.
На первом этапе педагоги помогают старшим дошкольникам научить малышей играть в различные игры, одеваться, лепить, рисовать и т. д. Ребята впервые по настоящему начинают ощущать себя самыми старшими среди других детей в детском саду. Помогая младшим дошколятам, у детей-волонтеров формируется ощущение «взрослости», возникает желание, стремление к решению новых, более сложных задач познания, общения, деятельности. Ребята осознают свою ответственность, получают внутреннее удовлетворение от своей работы, у них повышается самооценка, уверенность в себе.
Актуальность организации детского волонтерского движения несомненна и привлекает внимание всё большего круга педагогов, родителей ведь самое ценное – здоровье и жизнь ребенка.
Основная идея проекта заключается в организации волонтерского движения в ДОУ как активной формы общения в детской среде, способствующей ранней позитивной социализации ребенка дошкольника через активную деятельность, где они выступают инициаторами и организаторами позитивных изменений в своем дошкольном учреждении и ближайшем социальном окружении.
Проблема:
Отсутствие опыта у детей старшего дошкольного возраста в проявлении социально нравственной позиции связанной с различными сторонами общественной жизни человека во всей их целостности и многообразии
Многие родители боятся воспитывать детей добрыми и милосердными, особенно мальчиков. Им кажется, что, когда дети вырастут, им будет трудно, они не сумеют дать сдачи. Но опыт показывает, что добрым и милосердным легче жить, потому что их все любят. А злоба сжигает сердце. Эстафета добра и зла бесконечна, и в нашем мире на смену злым детям могут прийти злые внуки. Хорошо ли тогда будет?
А как же? Как научить детей любить, быть добрыми, приходить на помощь?
Сейчас во многих семьях беспроблемная жизнь и большинство детей не знает правды, что в мире есть не только здоровые и красивые люди, но и одинокие, пожилые и беспомощные, дети у которых нет родителей, ветераны, и все они очень нуждаются в нашем с вами внимании и сострадании.
Правильно ли, что милосердные дети растут только у милосердных родителей? В основном, да. А как же помочь другим детям?
Что можем сделать мы, педагоги, в условиях детского сада?
Наверное, самым главным в данном воспитательном процессе является вдохновение и пример педагогов и родителей нашего детского сада.
Слово " Волонтер" иностранное, переводится как «доброволец» или «желающий». Это люди, которые добровольно готовы потратить свои силы и время на пользу обществу или конкретному человеку.
В нашем детском саду понятие "волонтёрство" мы стали использовать не так давно, но традиция помогать ближним существует уже несколько лет.
А самые близкие нам- это дети младших групп, которые нуждаются в помощи взрослых или старших дошкольников. Дети подготовительных групп учат малышей играть в различные игры, одеваться. Ребята ощущают себя самыми старшими среди других детей в детском саду.
Разновозрастное общение между детьми формирует ощущение «взрослости», возникает желание, стремление к решению новых, более сложных задач познания, общения, деятельности. Ребята осознают свою ответственность, получают внутреннее удовлетворение от своей работы, у них повышается самооценка, уверенность в себе. Это постепенно входит в практику педагогической работы.
Что может сделать волонтерский отряд детского сада? Участвовать в различных акциях, устраивать " Дни помощи".
Надо учить наших детей быть готовым поступиться чем-то, что есть у тебя. Сначала в малом, например, уступить игрушку, или лучшее место, или хотя бы не толкаться, не рваться вперед.
Добродетели сами не вырастают, их надо взращивать в детском сердце, и это не произойдет в один день, а надо иметь терпение и мудрость, чтобы различать когда и какое слово сказать, на что обратить внимание и, самое главное, как самим себя вести, чтобы показывать достойный пример детям.
Благотворительная деятельность в таких сферах, как образование является важнейшим факторам нравственного развития.
В соответствии с целевыми ориентирами ФГОС ДО, духовно-нравственная культура складывается из установки на положительное отношение к миру, на понимание того, что все люди равны вне зависимости от их социального происхождения, этнической принадлежности, религиозных верований, физических и психических особенностей, на проявление патриотических чувств, на знание традиций своей семьи и своей Родины.
В соответствии с приоритетной задачей Российской Федерации в сфере воспитания детей является развитие высоконравственной личности, разделяющей российские традиционные духовные ценности, обладающей актуальными знаниями и умениями, способной реализовать свой потенциал в условиях современного общества; готовой к мирному созиданию и защите Родины, опираясь на систему духовно-нравственных ценностей, таких как человеколюбие, справедливость, честь, совесть, воля, личное достоинство, вера в добро стремление к исполнению нравственного долга перед собой, своей семьей и своим Отечеством.
Цель:
Внедрить волонтерскую практику в деятельность детского сада, направленную на развитие духовно-нравственной личности дошкольников; формирование у воспитанников высокого патриотического сознания.
Задачи проекта:
-Формирование у детей позитивных установок на добровольческую деятельность.
-Воспитание духовно-нравственной личности с активной жизненной позицией, способности к совершенству и гармоничному взаимодействию с другими людьми, природой.
-Формирование у воспитанников чувства собственного достоинства как представителя своего народа.
-Создание условий для реализации основных направлений ФГОС дошкольного образования, достижения целевых ориентиров дошкольного образования.
-Развитие коммуникативных навыков детей, навыков общения в разновозрастном коллективе.
-Способствовать повышению значения семейных ценностей.
-Развитие самостоятельности и ответственности.
-Создание условий для самореализации дошкольников, проявления инициативы.
Добровольническая деятельность способствует развитию социальных навыков, таких как:
- развитие коммуникативных способностей,
- опыт ответственного взаимодействия.
- лидерские навыки,
- исполнительская дисциплина,
- инициативность.
Основные направления:
- пропаганда ЗОЖ,
-привитие культурно-гигиенических навыков,
-игровая деятельность,
- трудовая деятельность,
- театрализованная деятельность.
Основные принципы:
- создание ситуации успеха,
- творчество и сотворчество,
- добровольность,
- учёт интересов, возрастных и психологических особенностей детей.
- толерантность,
- интеграция проекта в разных видах деятельности,
- развитие и самореализация,
- партнерство и сотрудничество,
- правовое равенство.
Размещение информации о работе волонтеров:
1.Оформление материала о работе волонтеров на сайте ДОУ.
2.Создание фотоальбома.
Этапы реализации проекта:
Первый этап (подготовительный):
- изучить у детей адекватность отклика на эмоции людей; особенности проявления эмоциональной отзывчивости в деятельности и общении;
- установить партнерские отношения с родителями, привлечь к совместному сотрудничеству;
- постановка целей, задач;
- разработка проекта волонтерского движения «Садик добра»;
- создание развивающей среды;
- создание методической базы (планы - конспекты мероприятий, подбор методической литературы по теме).
Второй этап (основной):
- интенсификация сочувствия, сопереживания у детей старшего дошкольного возраста;
- поиск ответов на поставленные вопросы.
Третий этап (заключительный):
- подготовка и вручение благодарственных писем партнерам по реализации проекта, семьям, активно участвующим в проекте, педагогам;
- обобщение результатов работы, подведение итогов;
- спортивный праздник «Волонтёры идут дорогою добра»;
- конкурс рисунков на асфальте «Пусть всегда будет солнце!».
Предполагаемый результат:
Развитие добровольческой (волонтерской) деятельности у воспитанников, их родителей и сотрудников образовательного учреждения направленной на повышение экологической культуры, бескорыстное оказание социально значимых услуг на местном уровне способствующей личностному росту и развитию, выполняющих эту деятельность добровольцев, формирование в ходе деятельности более ответственной, адаптированной, здоровой личности.
Мероприятия волонтерского движения
Работа с детьми:
сентябрь:
- Организация работы волонтерского движения,
- Просмотр видеороликов «Волонтерское движение»,
- Составление правил деятельности волонтера и кодекса волонтеров.
октябрь:
- Беседа на тему: «Что такое добро?», «Где живёт доброта?», «Что значит добрый человек?», «Легко ли быть добрым?», «Как поделиться добротой?», «Почему добро побеждает зло?», «Как сохранить добро»,
- Акция ко дню пожилого человека «Поделись своею добротой» (изготовление открыток, игрушек из глины),
- «Братья наши меньшие» - учить детей бережно относиться к природе,
- «Здоровье – наша сила!» - воспитывать потребность здорового образа жизни,
- Акция «Подари улыбку Миру!» ко Дню толерантности (изготовление плаката, выход в соц.сети),
- Научим малышей убирать за собой мусор. Акция «Вредный целлофан».
ноябрь:
- Дидактические игры: «Чем я могу помочь…», «Что было бы, если бы», «Хорошо-плохо», «Давайте познакомимся», «Опасные ситуации»,
- «День волшебства» Драматизация произведений (скороговорки, сказка, стихи),
- Дети – волонтеры в гостях у малышей «Правила поведения в детском саду»,
- Выпуск листовок «Внимание, водитель!», «Внимание, пешеход!»,
- Акция «Сделай доброе дело - не выбрасывай батарейку!».
декабрь:
- Беседы на тему:«Книжка заболела», «Сломанные, но любимые», «Вторая жизнь игрушек», «Починим, зашьем, помоем» и др.,
- Акция «Накормите птиц зимой»,
- помощь в украшение территории,
- подарки для малышей, мастер-класс «Ёлочные игрушки»,
- Чтение художественной литературы: В. Осеева: «Что легче?», «Просто старушка», «Сыновья», «Навестила», «Волшебное слово», Л. Кон «Друг», Э. Успенский «Крокодил Гена и его друзья».
январь:
- «День радостной встречи со сказкой» (театрализованное представление «Рождественская звезда»),
- Беседа «Если не мы, то кто же?»,
- Организация тематического правового занятия: «Я – Гражданин. Я и мои права, права других».
февраль:
- Слушание песен: «Будьте добры!» - автор текста Санин А., композитор Флярковский А.; «Дорога добра» - автор текста Энтин Ю., композитор Минков М.,
- Участие в неделе, посвященной защитникам Отечества,
- Выставка рисунков «Не ломай, ведь я живая»,
- Организация совместных игр в группе и на улице «Зимние забавы» (игра в снежки, катание на санках).
март:
- Проведение членами волонтерской команды ролевых игр,
- Акция «Неделя добрых дел»: помогать малышам одеваться на прогулку, убирать игрушки на место, поддерживать чистоту на игровом участке, организовывать совместные игры на улице,
- Чтение сказок: «Два жадных медвежонка», «Искорки добра»; В. А. Сухомлинский «Скупой»; В. Катаев «Цветик – семицветик»; В. Митт «Шарик в окошке»; Е. Кошевая «Мой сын»; С. Маршак «Ежели вы вежливы»,
- театализация «Не хворай, дружок!» - воспитывать потребность здорового образа жизни.
апрель:
- Благоустройство территории детского сада,
- Совместные сюжетно-ролевые игры по ситуации месяца,
- «Делу – время, потехе – час» - воспитание трудолюбия,
- Акция «Научим уходу за комнатными цветами». Оказание помощи детям старших групп в уходе за растениями в «живом» уголке.
май:
- Организация и проведение акции «Георгиевская ленточка»,
- Акция: «Подарок ветерану»,
- Участие в акции « Посади дерево»,
- Социальная акция «Неделя Добра»,
- «Умеешь сам – научи другого» - воспитание трудолюбия,
- Спортивный праздник «Волонтёры идут дорогою добра» - воспитывать потребность здорового образа жизни,
- Конкурс рисунков на асфальте «Пусть всегда будет солнце!».
Работа с родителями:
сентябрь-май:
- Облагораживание территории детского сада «Подари детям красоту!»,
- Участие в акциях, мероприятиях.
Правила деятельности волонтера:
1.Если ты волонтер, забудь лень и равнодушие к проблемам окружающих.
2.Будь ответственным!
3.Обещаешь- сделай!
4.Не умеешь- научись!
5.Уважай других людей!
6.Будь терпимым!
7.Веди здоровый образ жизни! Твой образ жизни- пример для подражания!
Кодекс волонтеров:
1.Каждый становится волонтером добровольно.
2.Готовы доказать на деле-
Здоровый дух в здоровом теле!
3.Знаем сами и малышей научим,
Как сделать своё здоровье лучше!
4.Акции- нужное дело и важное.
Мы донести это хотим до каждого!
5.Кто тренируется и обучается,
У того всегда и всё получается.
6.День волонтера имел успех,
Желающих много- берем не всех!
7.От ситуаций опасных подальше держись.
8.Думай, когда отвечаешь «нет» и «да»
И помни, что выбор есть всегда!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
"Детский садик - добрый дом, хорошо детишкам в нем".
Статья об адаптации детей в детском саду....
"Добрый доктор Айболит в гости в садик к нам спешит"
Цель: формировать у детей представления о ценности здоровья, желание вести здоровый образ жизни; углублять знания детей о необходимости витаминов, которые содержатся в овощах и фруктах....
Консультация для родителей «О добре, по-доброму, для добра»
Мы часто говорим: надо быть добрым, делать добрые дела…А что же такое добро? Доброта – это хорошее отношение к себе, к ближнему, к окружающим. Доброта делает нас отзывчивыми к чужому горю,...
«Сей добро, посыпай добром, жни добро, осыпай добром»
С таких замечательных слов началась тематическая подготовка к Неделе добра в логопедической группе «Солнышко». В благотворительную деятельность были вовлечены все. (фото на сайт...
Буклет для родителей «О добре, по - доброму, для добра»
Если вы хотите, чтобы ребенок стал добрым и отзывчивым человеком, любыми способами показывайте ему, что такое доброта. И главное, относитесь к малышу с любовью и добром, тогда он как губка впитает в с...
Консультация для родителей "О добре, по - доброму, для добра"
Я здороваюсь везде, дома и на улице, даже здравствуй , говорю, я соседской курице. Учим детей быть вежливыми....
Конспект познавательно-игрового летнего занятия с младшими дошкольниками «Путешествие в садик доброго Зайки»
Цель: Организация активного, познавательного и полезного отдыха детей младшего дошкольного возраста в летний период.Задачи:1. Закрепить знания детей о фруктах и овощах, а также умения различать и...