Конспект занятия "Юные ученые"
план-конспект занятия по окружающему миру (старшая группа)

Рябова Любовь Николаевна

конспект

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл 58d45a28-3c3e-4c10-9973-607f11062e71.docx24.35 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект развивающего занятия для детей старшего дошкольного возраста  «Юные учёные»

Разработал:

Педагог-психолог

Рябова Л.Н.

Задачи:

Образовательные:

  • Закреплять знания детей об окружающем мире, о камнях.
  • Упражнять в умении анализировать, делать выводы, развивать логическое
  • мышление.
  • Учить в проблемной ситуации находить правильное решение.

Развивающие:

  • Развивать мыслительные процессы: внимание, мышление, память.
  • Учить работать с таблицей, и по плану-схеме, закреплять навыки работы последовательно, в определенном порядке.
  • Познакомить со свойствами камней (легкий-тяжелый, мягкий-твердый, гладкий-шероховатый, тонет-не тонет, имеет цвет и др.)

Воспитательные:

  • Воспитывать желание достигать цели в проблемной ситуации.
  • Воспитывать желание помогать друг другу в выполнении коллективного задания.

Методы и приемы:

  • Словесные: вопросы, художественное слово.
  • Наглядные: иллюстрации, плакат-схема, шкатулка с камнями.
  • Практические: физминутка, исследование предметов.

Предварительная работа: чтение художественных произведений о камнях Н.А.Бажова «Каменный цветок», « Малахитовая шкатулка», «Хозяйка медной горы»; рассматривание различных иллюстраций гор, камней. Сбор камней с участка детского сада, пополнение уголка экспериментирования различными камнями (привезенными детьми и родителями из разных мест)

Оборудование:

Шкатулка с камнями, Карта-схема, конверт с разрезными карточками, оборудование для проведения исследовательской деятельности (лупы, гвоздик, монетка, стаканы с водой, мел, лимон), канат, украшения из камней, конфеты «Морские камушки».

Ход занятия

Дети с воспитателем заходят в группу, обращает внимание на гостей, дети приветствуют их.

– Посмотрите, что это лежит на полу? (ребенок поднимает свиток и отдает воспитателю).

– Давайте посмотрим, что это. (Это карта).

(На карте под цифрой 1 нарисована шкатулка, под цифрой 2 изображение лупы, пробирки, микроскопа; под цифрой 3 конверт с разрезными картинками).

– Может, её кто-то потерял? А кто же это мог быть? (оглядывается).

– Как можно найти хозяина этой карты? (Пройти по маршруту).

(Воспитатель помещает карту на мольберт)

– Рассмотрите внимательно карту, с чего начнем путь? Почему вы так думаете? (внизу карты изображена шкатулка под номером 1).

– Посмотрите, где находится шкатулка? Принеси (имя ребенка) мне ее. (ребенок приносит шкатулку и отдает воспитателю).

– Что ты можешь сказать, какая шкатулка по весу? (тяжелая)

– Как вы думаете, что может в ней находиться? (ответы детей)

- Давайте на ощупь попытаемся определить содержимое этой шкатулки?

– Посмотрим? (Воспитатель с детьми рассматривает содержимое шкатулки)

– Что это? (камни)

Не просто так шкатулка здесь,

И в том есть один секрет:

В шкатулке этой камни есть,

Что излучают свет!

Один, как мамины глаза,

Прозрачно- голубой;

Как виноградная лоза,

Зелёненький — другой.

А третий солнышка светлей,

А вдруг это алмаз?!

Я предлагаю, детки, их

Вам рассмотреть сейчас.

— Ребята, а что вы знаете о камнях?

– Для чего нужны камни? (ответы детей)

– Где можно обнаружить камни? ( на улице, в горах, в море, на даче…).

– Возьмите каждый по одному камешку.

– Сегодня мы с вами не только поищем хозяина карты, но и поговорим о камнях и узнаем их свойства.

—Я  думаю, вы  не очень много о них знаете.

– Итак, содержимое шкатулки мы рассмотрели, посмотрим, что же изображено на карте под цифрой 2? Назовите эти предметы ( микроскоп, пробирки, лупы).

– Как называется место, где  можно увидеть это оборудование? (лаборатория).

– Для чего нужна лаборатория? (чтобы проводить опыты)

– Кто проводит опыты в лаборатории? (ученые)

_А вы хотите сегодня побыть учёными?

–Ну тогда  я приглашаю вас в лабораторию. Путь в лабораторию лежит по этой узкой дороге. Пройдите так, чтобы не уронить камни они нам еще пригодятся.

(Дети идут по канату на полу).

–Вот,  мы с вами в лаборатории. Займите места за столами.

– Сегодня мы исследуем свойства камней.

- Прошу соблюдайте правила безопасности в лаборатории: вести себя тихо и аккуратно, быть внимательными и следовать моим инструкциям, ничего не брать в рот, не размахивать и не кидать.

- Сегодня активно будут работать наши верные помощники. Глаза?

Дети: Чтобы смотреть.

Воспитатель: Пальчики?

Дети: Чтобы трогать, щупать.

Воспитатель: Уши?

Дети: Чтобы слушать.

- Подвиньте подносы, откройте салфетки и посмотрите на камни.

Опыт № 1. Определение цвета, формы и размера.

— Покажите мне самый большой ваш камень.

— Выложите все камни в ряд от самого большого к самому маленькому.

— Все ли камни одинакового размера?

-Все ли камни одинаковые по цвету?

Вывод: камни бывают разными по цвету, форме и размеру.

Опыт № 2. Определение характера поверхности.

— Сейчас нужны будут ваши чувствительные пальчики. Закройте глаза, погладьте ваши камешки и попробуйте на ощупь выбрать самый неровный, шершавый камень.

— А теперь самый гладкий камешек? Подумайте, где можно чаще всего встретить такой камень? (У моря)

— Почему у него нет острых углов? ( Вода двигает камни, ударяет их друг о друга, трутся они и о песок, острые углы постепенно стираются, исчезают. Камешек становится округлым.)

 Вывод: камни бывают гладкими и шероховатыми.

Опыт № 3. Определение твёрдости.

— В одну руку возьмите камешек, а в другую кусочек пластилина. Сожмите обе ладони.

— Что произошло с пластилином? Почему?

— А с камнем? Почему?

– Внимание! Сейчас я загадаю вам загадку, попробуйте ее отгадать:

“Белый камушек растаял
 На доске следы оставил”

– О каком камне говорится в загадке? Мел – тоже камень.

– Найдите среди камней мел и покажите его мне.

– Как вы думаете, чем он отличается от других камней? (белый, оставляет следы, им можно рисовать).

-Возьмите  монетку и проведите по мелу. Остался след? Значит мел какой-мягкий.

— Вы думаете, камень тверже дерева? Давайте проверим. Я возьму молоток, гвоздь и брусочек из дерева и попробую вбить гвоздь в дерево. Что получилось? (Гвоздь вошел в дерево).

-А сейчас я попробую вбить гвоздь в камень. Забивает — не получается. Гвоздь гнется, но не вбивается.

— Ну что, смогла я забить гвоздь в камень? Что случилось с гвоздем? А как вел себя камень? Какой можно сделать вывод?

Вывод: Значит, камни бывают и мягкие, твердые и прочные.

Опыт № 4. Определение температуры.

— Сейчас у нас будет очень сложный опыт. От вас потребуется внимание и сосредоточенность.

-Из всех камней вам необходимо выбрать самый тёплый и самый холодный.

-Как это можно сделать? (Зажать в ладонях, поднести к щеке)

Вывод: камни имеют разную температуру.

— Как можно согреть холодный камень?

-Я предлагаю вам согреть его своим тёплым дыханием.

Дыхательная гимнастика: Дети берут самый холодный камень, кладут его на ладони.

Делают глубокий вдох через нос, а выдох через рот, губы трубочкой. (3раза)

Опыт № 5. Плавучесть.

— Что будет, если положить камешек в воду? (Версии детей)

— Как это можно проверить?

-Дети осторожно кладут камень в воду. Наблюдают. (Камень утонул, от него на поверхность поднимаются пузырьки воздуха.)

Вывод: камни тонут в воде, потому, что они тяжёлые.

– Уважаемые ученные приглашаю вас немного отдохнуть и поиграть в игру «Гора».  (Проводится физкультминутка “Гора”)

Стоит гора – старушка, (поднимают руки вверх)
До небес макушка 
(тянутся на цыпочках)
Её ветер обдувает
, (обмахивают себя кистями рук)
Её дождик поливает, 
(встряхивают кистями рук)
Стоит гора, страдает, камешки теряет 
(прикладывают ладошки к щекам и качают головой)
И каждый день, и каждую ночь 
(педагог дотрагивается до нескольких детей, которые должны изобразить камешки).
Катятся, катятся камешки прочь. 
(часть детей отходят в сторону)

(Игра продолжается до тех пор, пока все “камешки” не раскатятся в стороны. “Укатившиеся камешки” продолжают чтение текста и движения вместе с остальными, оставаясь на своём месте).

Раскатились камешки, и с той самой поры

Ничего не осталось от нашей горы! (двумя руками показывают на пустое место)

–А сейчас я предлагаю продолжить работу,  пройдите в лабораторию:

Опыт № 6. Камни издают звуки.

-Как вы думаете, могут ли камни издавать звуки?

— Постучите ими друг о друга. Что вы слышите?

-Это камни разговаривают друг с другом и у каждого из них свой голос.

— А сейчас, дорогие учёные, на один из ваших камешков я капну лимонный сок. Что происходит?

(Камень шипит, злится, ему не нравится лимонный сок)

Вывод: камни могут издавать звуки.

Опыт № 7. Рассматривание камней через лупу.

— Как называется этот прибор? (Лупа.)

— Для чего же он нужен? (Увеличивать изображение.)

— Посмотрите на свои камушки.

— Что интересного вы увидели?

-Ребята, давайте посмотрим на карту, какое следующее задание?

(На карте нарисован конверт)

– Найдите, где может лежать конверт? (конверт на круглом столе, в конверте разрезная картинка)

– Что здесь лежит? (воспитатель открывает конверт, достает разрезную картинку) Как узнать, что здесь спрятано? (нужно выложить)

(Собирают портрет хозяйки медной горы).

Появляется хозяйка медной горы.

– Здравствуйте, ребята. Я вижу вы собрали мой портрет, а вот и я Хозяйка медной горы. Вам знакома сказка про меня? Как она называется? («Каменный цветок»). Вижу вы ,  побывали в моей лаборатории? Что же вы тут делали? ( проводили опыты с камнями). Что же вы узнали?

– Молодцы, за это я покажу вам свои камни. Камни бывают простые и драгоценные. (Показывает камни в кольцах на руках, серьги, подвеску). Я принесла вам посмотреть  украшения из камней. Не правда ли очень красиво!

– Для того чтобы вы больше узнали о камнях, и мастерах каменных дел я покажу вам этот фильм.

– Скажите, что нового вы узнали сегодня?

– Я довольна вами, вы такие молодцы, так много узнали о камнях.

— А в шкатулке находится что-то ещё. Это волшебные, разноцветные и очень вкусные камешки. Возьмите их и угостите своих друзей и гостей.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Труд при учении скучен, да плод от учения вкусен

Труд дошкольников очень важен для будующей жизни....

Консультация для родителей о труде «Труд при учении скучен, да плод от учения вкусен» Народная мудрость.

Консультация для родителей о труде«Труд при учении скучен, да плод от учения вкусен»Народная мудрость....

Консультация для родителей на тему:Труд при учении скучен, да плод от учения вкусен.

Давайте трудиться в воспитании наших детей вместе!Формировать у них представление о сути и значении трудовых действий,...

КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ «Труд при учении скучен, да плод от учения вкусен»

  В настоящее время уделяется особое внимание воспитанию подрастающего поколения, обеспечению  трудового и нравственного воспитания. Важная роль в этом принадлежит как общественному, ...

Конспект " Пожарные учения""

Закрепить в игровой форме навыки выполнения спортивных упражнений (бег, ходьба, передвижение вперед на двух ногах построение и перестроение в колонны, в круг)., управлению своей деятельностью. Развива...

Конспект развлечения к празднику «День знаний» Тема. «Ученье свет, а не ученье – тьма».

Данное развлечение предназначено для детей старшего дошкольного  возраста. Развлечение  проводится в форме квест- игры. Дети приходят на помощь гласным буквам перемещаясь по зданию детского ...