Конспект занятия "Юные ученые"
план-конспект занятия по окружающему миру (старшая группа)
Предварительный просмотр:
Конспект развивающего занятия для детей старшего дошкольного возраста «Юные учёные»
Разработал:
Педагог-психолог
Рябова Л.Н.
Задачи:
Образовательные:
- Закреплять знания детей об окружающем мире, о камнях.
- Упражнять в умении анализировать, делать выводы, развивать логическое
- мышление.
- Учить в проблемной ситуации находить правильное решение.
Развивающие:
- Развивать мыслительные процессы: внимание, мышление, память.
- Учить работать с таблицей, и по плану-схеме, закреплять навыки работы последовательно, в определенном порядке.
- Познакомить со свойствами камней (легкий-тяжелый, мягкий-твердый, гладкий-шероховатый, тонет-не тонет, имеет цвет и др.)
Воспитательные:
- Воспитывать желание достигать цели в проблемной ситуации.
- Воспитывать желание помогать друг другу в выполнении коллективного задания.
Методы и приемы:
- Словесные: вопросы, художественное слово.
- Наглядные: иллюстрации, плакат-схема, шкатулка с камнями.
- Практические: физминутка, исследование предметов.
Предварительная работа: чтение художественных произведений о камнях Н.А.Бажова «Каменный цветок», « Малахитовая шкатулка», «Хозяйка медной горы»; рассматривание различных иллюстраций гор, камней. Сбор камней с участка детского сада, пополнение уголка экспериментирования различными камнями (привезенными детьми и родителями из разных мест)
Оборудование:
Шкатулка с камнями, Карта-схема, конверт с разрезными карточками, оборудование для проведения исследовательской деятельности (лупы, гвоздик, монетка, стаканы с водой, мел, лимон), канат, украшения из камней, конфеты «Морские камушки».
Ход занятия
Дети с воспитателем заходят в группу, обращает внимание на гостей, дети приветствуют их.
– Посмотрите, что это лежит на полу? (ребенок поднимает свиток и отдает воспитателю).
– Давайте посмотрим, что это. (Это карта).
(На карте под цифрой 1 нарисована шкатулка, под цифрой 2 изображение лупы, пробирки, микроскопа; под цифрой 3 конверт с разрезными картинками).
– Может, её кто-то потерял? А кто же это мог быть? (оглядывается).
– Как можно найти хозяина этой карты? (Пройти по маршруту).
(Воспитатель помещает карту на мольберт)
– Рассмотрите внимательно карту, с чего начнем путь? Почему вы так думаете? (внизу карты изображена шкатулка под номером 1).
– Посмотрите, где находится шкатулка? Принеси (имя ребенка) мне ее. (ребенок приносит шкатулку и отдает воспитателю).
– Что ты можешь сказать, какая шкатулка по весу? (тяжелая)
– Как вы думаете, что может в ней находиться? (ответы детей)
- Давайте на ощупь попытаемся определить содержимое этой шкатулки?
– Посмотрим? (Воспитатель с детьми рассматривает содержимое шкатулки)
– Что это? (камни)
Не просто так шкатулка здесь,
И в том есть один секрет:
В шкатулке этой камни есть,
Что излучают свет!
Один, как мамины глаза,
Прозрачно- голубой;
Как виноградная лоза,
Зелёненький — другой.
А третий солнышка светлей,
А вдруг это алмаз?!
Я предлагаю, детки, их
Вам рассмотреть сейчас.
— Ребята, а что вы знаете о камнях?
– Для чего нужны камни? (ответы детей)
– Где можно обнаружить камни? ( на улице, в горах, в море, на даче…).
– Возьмите каждый по одному камешку.
– Сегодня мы с вами не только поищем хозяина карты, но и поговорим о камнях и узнаем их свойства.
—Я думаю, вы не очень много о них знаете.
– Итак, содержимое шкатулки мы рассмотрели, посмотрим, что же изображено на карте под цифрой 2? Назовите эти предметы ( микроскоп, пробирки, лупы).
– Как называется место, где можно увидеть это оборудование? (лаборатория).
– Для чего нужна лаборатория? (чтобы проводить опыты)
– Кто проводит опыты в лаборатории? (ученые)
_А вы хотите сегодня побыть учёными?
–Ну тогда я приглашаю вас в лабораторию. Путь в лабораторию лежит по этой узкой дороге. Пройдите так, чтобы не уронить камни они нам еще пригодятся.
(Дети идут по канату на полу).
–Вот, мы с вами в лаборатории. Займите места за столами.
– Сегодня мы исследуем свойства камней.
- Прошу соблюдайте правила безопасности в лаборатории: вести себя тихо и аккуратно, быть внимательными и следовать моим инструкциям, ничего не брать в рот, не размахивать и не кидать.
- Сегодня активно будут работать наши верные помощники. Глаза?
Дети: Чтобы смотреть.
Воспитатель: Пальчики?
Дети: Чтобы трогать, щупать.
Воспитатель: Уши?
Дети: Чтобы слушать.
- Подвиньте подносы, откройте салфетки и посмотрите на камни.
Опыт № 1. Определение цвета, формы и размера.
— Покажите мне самый большой ваш камень.
— Выложите все камни в ряд от самого большого к самому маленькому.
— Все ли камни одинакового размера?
-Все ли камни одинаковые по цвету?
Вывод: камни бывают разными по цвету, форме и размеру.
Опыт № 2. Определение характера поверхности.
— Сейчас нужны будут ваши чувствительные пальчики. Закройте глаза, погладьте ваши камешки и попробуйте на ощупь выбрать самый неровный, шершавый камень.
— А теперь самый гладкий камешек? Подумайте, где можно чаще всего встретить такой камень? (У моря)
— Почему у него нет острых углов? ( Вода двигает камни, ударяет их друг о друга, трутся они и о песок, острые углы постепенно стираются, исчезают. Камешек становится округлым.)
Вывод: камни бывают гладкими и шероховатыми.
Опыт № 3. Определение твёрдости.
— В одну руку возьмите камешек, а в другую кусочек пластилина. Сожмите обе ладони.
— Что произошло с пластилином? Почему?
— А с камнем? Почему?
– Внимание! Сейчас я загадаю вам загадку, попробуйте ее отгадать:
“Белый камушек растаял
На доске следы оставил”
– О каком камне говорится в загадке? Мел – тоже камень.
– Найдите среди камней мел и покажите его мне.
– Как вы думаете, чем он отличается от других камней? (белый, оставляет следы, им можно рисовать).
-Возьмите монетку и проведите по мелу. Остался след? Значит мел какой-мягкий.
— Вы думаете, камень тверже дерева? Давайте проверим. Я возьму молоток, гвоздь и брусочек из дерева и попробую вбить гвоздь в дерево. Что получилось? (Гвоздь вошел в дерево).
-А сейчас я попробую вбить гвоздь в камень. Забивает — не получается. Гвоздь гнется, но не вбивается.
— Ну что, смогла я забить гвоздь в камень? Что случилось с гвоздем? А как вел себя камень? Какой можно сделать вывод?
Вывод: Значит, камни бывают и мягкие, твердые и прочные.
Опыт № 4. Определение температуры.
— Сейчас у нас будет очень сложный опыт. От вас потребуется внимание и сосредоточенность.
-Из всех камней вам необходимо выбрать самый тёплый и самый холодный.
-Как это можно сделать? (Зажать в ладонях, поднести к щеке)
Вывод: камни имеют разную температуру.
— Как можно согреть холодный камень?
-Я предлагаю вам согреть его своим тёплым дыханием.
Дыхательная гимнастика: Дети берут самый холодный камень, кладут его на ладони.
Делают глубокий вдох через нос, а выдох через рот, губы трубочкой. (3раза)
Опыт № 5. Плавучесть.
— Что будет, если положить камешек в воду? (Версии детей)
— Как это можно проверить?
-Дети осторожно кладут камень в воду. Наблюдают. (Камень утонул, от него на поверхность поднимаются пузырьки воздуха.)
Вывод: камни тонут в воде, потому, что они тяжёлые.
– Уважаемые ученные приглашаю вас немного отдохнуть и поиграть в игру «Гора». (Проводится физкультминутка “Гора”)
Стоит гора – старушка, (поднимают руки вверх)
До небес макушка (тянутся на цыпочках)
Её ветер обдувает, (обмахивают себя кистями рук)
Её дождик поливает, (встряхивают кистями рук)
Стоит гора, страдает, камешки теряет (прикладывают ладошки к щекам и качают головой)
И каждый день, и каждую ночь (педагог дотрагивается до нескольких детей, которые должны изобразить камешки).
Катятся, катятся камешки прочь. (часть детей отходят в сторону)
(Игра продолжается до тех пор, пока все “камешки” не раскатятся в стороны. “Укатившиеся камешки” продолжают чтение текста и движения вместе с остальными, оставаясь на своём месте).
Раскатились камешки, и с той самой поры
Ничего не осталось от нашей горы! (двумя руками показывают на пустое место)
–А сейчас я предлагаю продолжить работу, пройдите в лабораторию:
Опыт № 6. Камни издают звуки.
-Как вы думаете, могут ли камни издавать звуки?
— Постучите ими друг о друга. Что вы слышите?
-Это камни разговаривают друг с другом и у каждого из них свой голос.
— А сейчас, дорогие учёные, на один из ваших камешков я капну лимонный сок. Что происходит?
(Камень шипит, злится, ему не нравится лимонный сок)
Вывод: камни могут издавать звуки.
Опыт № 7. Рассматривание камней через лупу.
— Как называется этот прибор? (Лупа.)
— Для чего же он нужен? (Увеличивать изображение.)
— Посмотрите на свои камушки.
— Что интересного вы увидели?
-Ребята, давайте посмотрим на карту, какое следующее задание?
(На карте нарисован конверт)
– Найдите, где может лежать конверт? (конверт на круглом столе, в конверте разрезная картинка)
– Что здесь лежит? (воспитатель открывает конверт, достает разрезную картинку) Как узнать, что здесь спрятано? (нужно выложить)
(Собирают портрет хозяйки медной горы).
Появляется хозяйка медной горы.
– Здравствуйте, ребята. Я вижу вы собрали мой портрет, а вот и я Хозяйка медной горы. Вам знакома сказка про меня? Как она называется? («Каменный цветок»). Вижу вы , побывали в моей лаборатории? Что же вы тут делали? ( проводили опыты с камнями). Что же вы узнали?
– Молодцы, за это я покажу вам свои камни. Камни бывают простые и драгоценные. (Показывает камни в кольцах на руках, серьги, подвеску). Я принесла вам посмотреть украшения из камней. Не правда ли очень красиво!
– Для того чтобы вы больше узнали о камнях, и мастерах каменных дел я покажу вам этот фильм.
– Скажите, что нового вы узнали сегодня?
– Я довольна вами, вы такие молодцы, так много узнали о камнях.
— А в шкатулке находится что-то ещё. Это волшебные, разноцветные и очень вкусные камешки. Возьмите их и угостите своих друзей и гостей.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Труд при учении скучен, да плод от учения вкусен
Труд дошкольников очень важен для будующей жизни....
Консультация для родителей о труде «Труд при учении скучен, да плод от учения вкусен» Народная мудрость.
Консультация для родителей о труде«Труд при учении скучен, да плод от учения вкусен»Народная мудрость....
Консультация для родителей на тему:Труд при учении скучен, да плод от учения вкусен.
Давайте трудиться в воспитании наших детей вместе!Формировать у них представление о сути и значении трудовых действий,...
КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ «Труд при учении скучен, да плод от учения вкусен»
В настоящее время уделяется особое внимание воспитанию подрастающего поколения, обеспечению трудового и нравственного воспитания. Важная роль в этом принадлежит как общественному, ...
Конспект " Пожарные учения""
Закрепить в игровой форме навыки выполнения спортивных упражнений (бег, ходьба, передвижение вперед на двух ногах построение и перестроение в колонны, в круг)., управлению своей деятельностью. Развива...
Конспект развлечения к празднику «День знаний» Тема. «Ученье свет, а не ученье – тьма».
Данное развлечение предназначено для детей старшего дошкольного возраста. Развлечение проводится в форме квест- игры. Дети приходят на помощь гласным буквам перемещаясь по зданию детского ...