Педагогический проект "Чудо-ковёр"
проект по окружающему миру (младшая группа)

Ирина Ельцина

Предметно-развивающая среда дошкольного учреждения – особая проблема, требующая самого серьезного подхода. Развивающая предметная среда – совокупность природных и социальных культурных предметных средств, ближайшего и перспективного развития ребенка, становления его творческих способностей, обеспечивающих разнообразие деятельности; обладает релаксирующим воздействием на личность ребенка. Значение окружающей среды для маленького ребенка трудно переоценить.

Так какие же элементы окружающей среды будут положительно влиять на всестороннее развитие ребёнка раннего и младшего дошкольного возраста и обеспечит комфортное пребывание в детском саду, успешную адаптацию и социализацию?

Одним  из способов совершенствования эмоциональной сферы, пальчиковой моторики, а, следовательно, и речевого развития является метод ковролинографии.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Педагогический проект  «Чудо-ковёр»

                     «Без игры нет, и не может быть полноценного умственного развития. Игра – это огромное светлое окно, через которое в духовный мир ребенка вливается живительный поток представлений, понятий. Игра – это искра, зажигающая огонек пытливости и любознательности». В.А. Сухомлинский

Тип проекта: познавательно - творческий, игровой.

По количеству участников: групповой.

По характеру участия ребенка в проекте: ребёнок участник на заключительном этапе.

Продолжительность проекта: краткосрочный

Участники проекта: воспитатели,  дети младшего возраста, родители.

Сроки реализации проекта:  с 2 по 27 ноября 2019г.

Проблема:  Одним из важнейших факторов развития личности ребенка является среда, в которой он живет, играет, занимается и отдыхает.

Предметно-развивающая среда дошкольного учреждения – особая проблема, требующая самого серьезного подхода. Развивающая предметная среда – совокупность природных и социальных культурных предметных средств, ближайшего и перспективного развития ребенка, становления его творческих способностей, обеспечивающих разнообразие деятельности; обладает релаксирующим воздействием на личность ребенка. Значение окружающей среды для маленького ребенка трудно переоценить.

Так какие же элементы окружающей среды будут положительно влиять на всестороннее развитие ребёнка раннего и младшего дошкольного возраста и обеспечит комфортное пребывание в детском саду, успешную адаптацию и социализацию?

Одним  из способов совершенствования эмоциональной сферы, пальчиковой моторики, а, следовательно, и речевого развития является метод ковролинографии.

Ковролинограф -  это удобное приспособление для игр и занятий. Традиционный ковролинограф - это кусок  однотонного ковролина, прибитый к стене и оформленный рамкой из деревянных реек. Для игры на ковролинографе используется картинки из коврового материала и других различных материалов.

Актуальность проекта:

 Чувства и эмоции играют очень важную роль в жизни каждого человека, особенно в раннем возрасте. Ранний дошкольный период – время, когда идет изучение многоцветной палитры чувств, и ребенок обучается распознавать и верно показывать свои переживания. В этом возрасте ребёнок осваивает новые для него чувства: эмпатия, предвосхищение, сопереживание. Развитие эмоциональной сферы ребенка происходит постепенно и оно не менее важно, чем физическое или психическое развитие. Только благодаря положительным эмоциям, совершенствуется способность запоминать информацию и говорить. А метод ковролинографии является универсальным средством для решения этой проблемы.

          Методика работы с ковролинографом позволяет использовать его как в образовательной деятельности, так и в совместной деятельности с детьми в режимных моментах, а также при ознакомлении малышей со сказкой.

В связи с этим, мы решили использовать ковролинограф для развития мелкой моторики, сенсорного восприятия и речевого развития детей 3го года жизни.

        Наш «чудо-ковёр» создан для стимулирования детской активности, для того чтобы направлять и развивать деятельность ребёнка.

        Ковролинограф создан по принципу фланелеграфа, однако имеет преимущества, так как современные материалы  имеют намного большую силу сцепления, чем фланель. Поэтому игровой материал прочно прикрепляется к ковролину и не падает с полотна во время занятий, что даёт детям возможность самостоятельно действовать с фигурками ковролинографа.

Ковролинограф позволяет выстраивать организованную  образовательную работу с детьми фронтально, по подгруппам и индивидуально. 

Ковролинограф позволяет сделать наглядным почти любое занятие или игру.

С помощью ковролина можно проводить игры и занятия по всем разделам:

- по формированию сенсорных эталонов  (дидактические игры «Картинки из фигур», «Найди предмет такой же формы», «Большие и маленькие» и др.)

- по ознакомлению с предметным миром и миром природы  («Кто что ест», «Чьи детки», «Чей хвост?»)

- по развитию речи («Угадай сказку», «Поможем колобку», «Теремок», «2 весёлых гуся», «Сорока-белобока» и др.),

- по изобразительной деятельности («Заборчики», «Лестница для белочки», «Добрые лучики», «Мостик через речку»)

Причем все это происходит динамично и наглядно, что очень привлекает внимание малышей.

На ковролине также можно отразить реальные пространственные отношения между предметами. Ребенку раннего возраста понять это трудно. Этому помогают дидактические игры на ковролине. 

         «Чудо-ковёр» также удобен для раскладывания героев сказок. Дети лучше запоминают сюжет сказки, а после – и сами с удовольствием пытаются пересказывать текст с использованием картинок. Для использования дидактических пособий сразу несколькими детьми нами создано отдельное фетровое полотно, которое малыши могут использовать сидя за столом или на коврике.

Цель проекта: Создание функционального оборудования – ковролинографа, для полноценного сенсорного и речевого развития детей 1й младшей группы.

Задачи: 

Для педагогов:

  • Развивать творческие способности педагогов в процессе организации предметно-развивающей среды.
  • Создавать информационную и методическую базу по изучаемой проблеме.
  • Разработать варианты использования одного оборудования для решения различных задач.
  • Привлечь родителей к организации предметно-развивающей среды.

Для воспитанников:

  • Познакомить и заинтересовать детей «Чудо – ковром»
  • Создавать условия для получения детьми положительного коммуникативного опыта совместной деятельности.
  • Развивать речь, воображение, мышление, сенсорное восприятие, представления об окружающем.
  • Вызвать эмоциональную отзывчивость на игры с «Чудо - ковром», радость от совместной деятельности со взрослым.
  • Учить детей играть со сверстниками, слушать партнера

Ожидаемые результаты:

  • создание многообразных вариантов использования ковролинографа в совместных играх с детьми;
  • повышение творческого потенциала педагогов и родителей в преобразовании предметно-развивающей среды в группе;
  • формирование сотрудничества между педагогами и родителями в создании условий для развития детей.
  • формирование коммуникативных качеств у детей младшего возраста – дети смогут пересказывать небольшие сказки,  рассказывать потешки, небольшие стихотворения, увеличится словарный запас
  • обогащение игрового опыта детей – дети смогут проигрывать фрагменты сказок, потешек, использовать фигурки животных и предметов для творческих, режиссёрских игр.
  • расширение представлений об окружающем мире у воспитанников 1й младшей группы – научатся узнавать и называть животных, названия некоторых растений, различать геометрические фигуры, цвет, форму, величину предметов.

Описание проекта

I этап – подготовительный

- изучение методической литературы и публикаций по вопросам организации предметно-развивающей среды;

- подбор материала;

- составление дизайн – проекта ковролинографа и дидактических пособий к нему.

II этап – основной

-  эстетическое оформление дидактических игр и наглядного  пособия;

- привлечение к работе родителей (подборка тематических картинок и их подготовка к использованию на ковролинографе);

- определение плана мероприятий с использованием ковролинографа; 

- ознакомление родителей с приёмами  работы на ковролинографе - консультации и видео консультации. 

III – этап – заключительный

Использование ковролинографа в образовательной, совместной и самостоятельной деятельности с детьми.

Итоговое мероприятие с детьми: развлечение «Путешествие в мир сказок» .

Дальнейшее развитие проекта:

Расширить границы данного проекта с привлечением детей, педагогов и родителей других групп дошкольного учреждения. Трансляция опыта работы Международной ярмарке педагогических инноваций.

Оценка результатов проекта

  • «Чудо-ковёр» и наглядные пособия к нему внёс изменения во внешний вид  группы, вызвал у детей желание играть с ним;
  • использование ковролинографа на занятиях стало хорошим подспорьем в организации сюжета ОД, демонстрации материалов, в проявлении творческих способностей детьми;
  • у детей появился новый игровой опыт, положительные эмоции от игр со взрослым и сверстниками, расширился словарный запас, обогатились сенсорные представления;
  • повысился  творческий потенциал педагогов и родителей в преобразовании предметно-развивающей среды в группах;
  • у родителей появился интерес к событиям, происходящим в детском саду и желание участвовать в них;
  • у воспитателей улучшились отношения с семьями, появилось желание чаще проводить совместные детско-взрослые проекты;
  • у воспитателей после реализации и презентации проекта появилось желание продолжать работу в данном направлении.

Продукты проектной деятельности:

  • Ковролинограф
  • Дидактические наглядные пособия к ковролинографу:
  • Сказки на ковролинографе:  «Теремок», «Колобок», «Курочка Ряба», «Репка»
  • Дидактичкские игры: «Кто где живет», «Чьи детки», «Чей хвост», «Высокие и низкие ёлочки», «Бабочки и цветы», «Кто что ест?», «Разложи фрукты и овощи по корзинам», «Собери фигуры»
  • Материал к потешкам: «Петушок-золотой гребешок», «Зайка серенький сидит и ушами шевелит», «Радуга-дуга», «Сорока-белобока», «Два веселых гуся», «Наша Таня громко плачет», «Кисонька-мурысонька», «Жил был у бабушки серенький козлик», «Водичка, водичка, умой мое личико», «Солнце, солнце, уходи до утра», «Ой ты, заяц косой», «Пошел котик на торжок», «Как у нашего кота», «Варись, варись кашка», «Солнышко, ведрышко!», «Дождик, дождик, пуще», «Божья коровушка, полети на небо», «Идет коза рогатая».
  • Картотеки к проекту «Чудо-ковёр»:
  • Консультации для родителей
  • Консультации для педагогов
  • Картотека «Потешки для малышей»
  • Картотека «Загадки для маленьких»
  • Картотека дидактических игр с ковролинографом


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Педагогический совет в ДОУ «Педагогическое руководство сюжетно – ролевой игрой или педагогическое сопровождение игровой деятельности дошкольников?»

В презентации представлен вариант использования ИКТ и технологии творческой мастерской на педагогическом совете в ДОУ, разработанный старшим воспитателем ГБДОУ д/с №14 Пушкинского района СПб. Цель пе...

Педагогический совет «Педагогическое мастерство -высший уровень педагогической деятельности»

Педагогический совет «Педагогическое мастерство -высший уровень педагогической деятельности»...

Отличие педагогического взаимодействия в традиционном педагогическом процессе ДОО и педагогическом процессе, строящемся на основе технологии сопровождения.

Примеры взаимодействия педагога с детьми иллюстрирующие отличия традиционного педагогического процесса и педагогического процесса построенного на принципахсопровождения и поддержки....

Выступление на педагогических чтениях по теме: «Применение в моей педагогической практике педагогических идей К.Д. Ушинского»

Я принимала участие в педагогических чтениях по К.Д. Ушинскому в нашем Семилукском районе 23 ноября 2018 года. Хотелось бы поделиться опытом своей работы....

Фестиваль педагогического мастерства - 2020 Педагогическое эссе "Мое педагогическое послание профессиональному сообществу."

Я воспитатель! Этим я горжусь.И в этой жизни делаю немалоЯ за ручонку детскую держусьИ в мир веду, чтоб им спокойней сталоУчу детей быть добрыми простымиИ делать мир прекрасней с каждым днем.Что бы к ...