Статья "Экологическое воспитание в ДОУ"
статья по окружающему миру (подготовительная группа)
Экология- дело каждого.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
statya._ekologicheskoe_vospitanie_doshkolnikov_v_dou_1.docx | 384.65 КБ |
Предварительный просмотр:
Экологическое воспитание дошкольников в ДОУ.
Пора бы человечеству понять,
Богатство, у природы отбирая,
Что Землю нужно тоже охранять.
Она, как мы, такая же - живая!
Актуальность.
Природа – один из важнейших факторов народной педагогики. Она не только среда обитания, но и родная сторона, Родина. Поэтому в процессе знакомства с природой своего края, у ребёнка воспитывается любовь к каждому объекту в природе, что в свою очередь, способствует и решению природоохранных задач.
Воспитание любви к природе, её животному и растительному миру должно осуществляться постоянно, потому что формирование отношения к стране и государству, где живёт человек, начинается с детства.
Цель.
Формирование у ребёнка богатого внутреннего мира и системы ценностных отношений к природе, её животному и растительному миру, развитие внутренней потребности любви к природе и, как следствие, бережного отношения к ней, воспитание у ребёнка культуры природолюбия.
Задачи.
• дать ребёнку знания об окружающей его природе, познакомить с разнообразием животного и растительного мира его малой родины, показать неповторимость, величие, силу и красоту природы;
• способствовать развитию понимания ребёнком неразделимого единства человека и природы, понимание общечеловеческой ценности природы;
• помочь ребёнку осознать необходимость сохранения, охраны и спасения природы для выживания на земле самого человека;
• расширить общий кругозор детей, способствовать развитию их творческих способностей.
Экологически развивающая среда моей группы включает.
Уголок «Эколята - дошколята» – это одна из игровых и учебных зон нашей группы. Он органично вписался в интерьер и стал украшением групповой комнаты. У ребят есть друзья – эколята, которые берегут лес и его обитателей. Герои Азбуки Природолюбия помогают воспитанникам знакомиться с окружающим миром: с Шалуном мы весело играем, с Умницей читаем книги, с Елочкой и Тихоней экспериментируем. И вместе со всеми героями проводим веселые развлечения!
Экологический уголок в ДОУ «Эколята-Дошколята» разработан педагогами для наглядного и действенного ознакомления детей дошкольного возраста с природой. Уголок «Эколята – дошколята» является просветительской, игровой и учебной зоной, оформлен не только для детей, но и для наших первых помощников – родителей. Уголок является местом систематического труда и наблюдений воспитанников, где они имеют возможность максимально проявить активность и самостоятельность в познании окружающего мира.
А ещё ребята сами оформляют «Уголок природы» и меняют деревья по временам года.
Экологический уголок «Эколята-дошколята» постоянно обновляется новым материалом, меняя наполнение разделов можно планировать и дальнейшее ознакомление детей с охраной природы, что позволит дошкольникам, вырасти настоящими защитниками природы, которые будут бережно относиться к окружающей среде.
В уголке «Эколята – дошколята» подобрана картотека опытов и экспериментов.
Дети собирают гербарии, природный материал, читают стихи, рассказы, загадки, из которых узнают много нового о природе, делают поделки.
Дети учатся беречь и охранять природу, изучают правила поведения в природе.
Имеется большая игротека «Чей след?», «Найди, где спрятались», «Кто, где живет?», «Мир растений», «Дикие животные и их детеныши», «Воздух, земля, вода», Лото «Птицы» и др.
Мероприятия
по реализации проекта «Эколята – Дошколята»
№ п/п | Мероприятия |
1. | Всероссийская акция «Лес Победы» |
2. | Экологическая акция «День без автомобиля» |
3. | Благотворительная акция "Крышечки надежды", |
4. | Сдай батарейку - спаси ёжика". |
5. | Ежегодная акция «Покормите птиц зимой! » |
6. | Всероссийский экологический субботник "Зеленая Россия" |
7. | |
8. |
|
9. | Поделки из природного материала " Краски Осени" |
10. | Экологический фотоконкурс «Вокруг мусора!» |
11. | Экологический конкурс "Ёлочка, живи!" |
12. | Всемирная акция "День Земли"! |
13. | Посадка огорода "на окне" |
14. | Всероссийский конкурс детского рисунка «Эколята - друзья и защитники Природы!». |
15. | Экологический спектакль «Теремок» на новый лад |
16. | Конкурс чтения стихотворений поэтов Кольского Заполярья, воспевающих северный край. |
17. | Выставки поделок "Чудеса из мусорной корзины» . |
18. | Участие в дистанционном фестивале экспериментальной деятельности по воспитанию экологических представлений дошкольников «Волшебный мир природы» |
19. | Экологический проект "Страна Бережливости". |
20. | Проект "Собака друг или враг?". В рамках проекта проходит акция- помощь подопечным Приюта для животных ЗАТО Александровск |
21. | Проект "Заповедники Кольского полуострова" |
22. | Проект «Лес- наше богатство» |
23 | Проект « Птицы- наши друзья» |
В рамках проекта организуем множество разнообразных мероприятий экологической направленности, интеграция различных видов детской деятельности дополняет друг друга.
Проводимые экскурсии дают возможность наблюдения за одними и теми же природными объектами в разное время года, и сравнивать, какие изменения произошли в природе с прошлого похода, а так же вспоминать и соблюдать правила поведения в природе.
Реализуя познавательно-исследовательские проекты, учим детей ставить проблемные вопросы, решать экологические ситуации через практическую деятельность. Так «Огород на подоконнике» вовлек ребят в деятельность по выращиванию культурно – огородных растений в комнатных условиях, что несомненно способствует развитию наблюдательности и любознательности у детей, помогает лучше познакомиться с растительным миром. Детские длительные наблюдения в рамках исследований способствовали расширению представлений детей о растениях как живых организмах, об условиях, необходимых для роста и развития. Считаем, что природные объекты так же развивают у дошкольников эстетические чувства, дают возможность радоваться красоте выращиваемых растений и оценивать результаты своего труда.
Юные эколята приняли участие в благотворительных акциях "Крышечки надежды" и "Зелёная Россия". Собранные пластиковые пищевые крышечки и батарейки переданы в волонтёрскую группу "Город и дети" (ГиД) г. Полярный, которые занимаются доставкой вторсырья в Центр экологических инициатив "Чистая Арктика". Вырученные средства будут переданы в благотворительный фонд «Подари надежду» для оказания помощи детям, нуждающимся в дорогостоящем лечении и реабилитации.
Эколята проявляют инициативу, реализуют свои возможности в творческой мастерской, где из природного и бросового материала воплощают свои замыслы в изготовлении разных представителей животного мира и других природных объектов.
Экологический проект "Страна Бережливости". Мы знаем, что энергосбережение приводит не только к экономии денег, но и позволяет заботиться о Планете в целом! Мы "Эколята-дошколята" - настоящие защитники природы! Наш эко-патруль "Берегиня" пристально следит за разумным использованием природных ресурсов!
Проект "Заповедники Кольского полуострова". Дети познакомились с Красной книгой Мурманской области и с тремя заповедниками Кольского полуострова: "Пасвик", Кандалакшский, Лапландский, с животным и растительным миром родного края.
В рамках реализации экологического проекта "Птицы-наши друзья!". Родители вместе с детьми смастерили кормушки, которые приняли участие в выставке "Столовая для птиц", также была организована акция «Покормите птиц зимой» - сбор корма для птиц. Присоединившись ко Всероссийскому экологическому празднику "Дню зимующих птиц России" юные эколята с родителями разместили кормушки на нашей «Алее эколят». При изготовлении кормушек эколята и родители проявили творчество, фантазию, что несомненно привлечет наших пернатых друзей! Приходя на участок дети с радостью насыпают корм, зная, что горстка зерна может спасти птиц зимой от голода.
В преддверии Новогодних праздников, нами была проведена экологическая акция «Ёлочка, живи!» Цель природоохранной акции – формирование ответственного отношения к природным богатствам родного края и привлечения внимания общественности к проблемам охраны природы.
Экологическая акция «День без автомобиля»
Девиз дня - "День без автомобиля проведи, чистым воздух сохрани!
Цель акции: привлечение внимания воспитанников и их родителей к проблеме негативного влияния, оказываемого автомобилями на окружающую среду, и снижения дорожно- транспортных происшествий.
Ребята познакомились с праздником "День земли" и узнали, как называется модель нашей Земли, в какие цвета окрашена планета и их значение, какие есть материки, на каком материке мы живём, как надо беречь и заботиться о нашей единственной планете, ведь другой такой... и нет!
Всемирная акция "День Земли"!
По традиции в этот день жители всей планеты принимают участие в различных экологических акциях и мероприятиях.
Мы хотим побудить людей - быть внимательнее к хрупкой и уязвимой окружающей среде на планете Земля. День Земли — это гражданская инициатива, она открыта для всех
Вместе с родителями дети участвуют в конкурсах экологической направленности международного, всероссийского и межрегионального уровней.
Проводятся занятия по различным темам, связанным с сохранением Природы, например, «Природа – твой друг! Приди с Эколятами ей на помощь!», «Наши четвероногие друзья», «Сделаем чистыми берега наших рек», «Маленькие батарейки – большая опасность для нас и Природы», «Пусть дерево станет твоим другом»
Конспект занятия по экологии
"Мы с природой дружим, мусор нам не нужен!"
На занятии присутствует 25 человек.
Цель: формирование у детей знаний о разнообразных видах деятельности по
защите природы.
Задачи:
- дать детям представление об опасности бытовых отходов в жизни человека и живых организмов;
- уточнить представления детей об основных источниках загрязнения земли, воды, воздуха, его последствиях и мероприятиях по предотвращению загрязнения.
- найти способы использования вторичных ресурсов бросового материала;
- расширять кругозор и активизировать словарный запас;
- развивать у детей экологическую культуру.
Ход занятия
Ребята обратите внимание на наш экологический уголок.
Всё чаще и чаще мы слышим и произносим слово «экология». Это сложная, важная и нужная наука. Сегодня мы познакомимся с обстановкой в природе, вызывающей экологическую тревогу, и расскажем о том, как сами стараемся охранять природу.
Итак, за право называть себя лучшими экологами будут бороться две команды – «Экологи» и «Друзья природы»
1 задание «Разминка» (Воспитатель по очереди задаёт вопросы обеим командам)
- Чем питаются ласточки и стрижи? (насекомыми)
- Как называются птицы, которые улетают на юг? (перелётные)
- Углубление в дереве, в котором живёт белка? (дупло)
- В какое время года у животных много корма? (летом)
- Полевой цветок, у которого лепестки белые, а середина жёлтая? (ромашка)
- Кто зимой белый, а летом серый? (заяц)
- Когда больше грибов: весной или осенью? (осенью)
- Не рыбак, а сети плетёт? (паук)
2 задание «Экологические знаки». Каждая команда называет по 5 знаков (предварительно нарисованных на одном из занятий в течение недели). Ребята определяют названия каждого из них.
- Не ломай ветки деревьев и кустарников.
- Не загрязняй реки и озёра.
- Не разжигай в лесу костры.
- Соблюдай тишину в лесу, т.к. ты можешь нарушить покой зверей и птиц.
- Не рви в лесу, на лугу цветы.
- Не лови насекомых.
- Не разоряй муравейники и птичьи гнёзда.
- Не оставляй в лесу и у реки мусор.
- Не забирай животных и птиц домой.
- Не руби деревья.
Ребята, мы должны беречь и защищать нашу любимую планету, и всегда помнить и соблюдать правила поведения на природе.
3 задание «Зоосад». Первой команде нужно разложить на столе картинки с изображением диких и домашних животных, второй команде – перелётных и зимующих птиц.
4 задание «Экологический десант». Выигрывает та команда, которая соберёт с помощью прищепок больше мусора. «Экологи» собирают в мешок пластик, «Друзья природы» - бумагу. (Воспитатель анализирует работу детей)
Рассматривание выставки поделок из бросового материала «Вторая жизни ненужных вещей» (совместная деятельность с родителями)
Сюрпризный момент. Показ детям бумаги, которую они делали из старых ненужных газет в течение тематической недели.
Ребята, вы настоящие друзья природы, потому что вы бережёте и любите её. Но чистой должна быть не только земля, но и воздух, чтобы всем нам было приятно жить и дышать!
5 задание «Вопрос – ответ»
- Кто и что загрязняет воздух в городе? (фабрики, заводы, машины, курильщики и т.д.)
- Назовите, что очищает воздух? (растения)
А что ещё, кроме воздуха и земли, должно быть чистым? (вода) Без воды не прожить живым организмам.
6 задание «Кто быстрее?»
- Что вы знаете про воду? (вода везде, это жидкость, она течёт, её можно наливать и т.д.)
- Какая она? (без цвета, запаха, вкуса)
- Кому нужна вода? (человеку, животным, растениям)
- Зачем вода растениям? (чтобы расти)
- Как растения получают воду? (из земли корнями)
- Нужна ли вода человеку?
- Что он с ней делает? (пьёт, готовит еду, моется, поливает ею растения, стирает и т.д.)
- Можно ли оставлять краны открытыми?
- Можно ли кидать мусор в водоёмы?
Вода нужна всем живым существам. Она должна быть чистой и её должно всем хватать. Поэтому мы не должны растрачивать напрасно воду и загрязнять водоёмы. Берегите недра, лес и тишину, чтобы были труд и отдых, как бывало в старину. Сегодня мы много интересного узнали. Вы дружные, умные и трудолюбивые, а только такие дети могут стать настоящими друзьями природы.
Каждый маленький «эколёнок» должен помнить и знать простые правила: не губить, не уничтожать красоту, а ценить и бережно хранить родную природу.
Помнить теперь основное правило поведения в природе: «Не навреди». Совместная работа всех взрослых, окружающих дошкольника, создает фундамент экологической культуры, бережного отношения к природе. Все мы вместе, и каждый из нас в отдельности в ответе за Землю, и каждый может сохранять и приумножать ее красоту! Ребята! Вспомните постановку нашей экологической сказки «Теремок» на новый лад.
Сказки любят все на свете.
Любят взрослые и дети!
Сказки учат нас добру,
И прилежному труду!
Наша сказка вам расскажет,
Как в лесу себя ведут.
Зверей, природу берегут.
Пусть все живут на свете вместе.
И только так спасём мы мир!
Ведь если каждый человек.
Устроив на поляне пир,
Забрать с собой захочет мусор,
Костер потушит и зальет,
Не будет каждая букашка
Свой новый дом опять искать.
Давайте дошколята, природу охранять!
О ней ни на минуту не надо забывать!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Статья "Экологическое воспитание детей старшего дошкольного возраста"
статья об ознакомлении детей с растительным миром...
Статья "Экологическое воспитание малышей"
Экологическое воспитание малышейЭкологическое образование уже стало неотъемлемой частью дошкольной педагогики. В настоящее время, как никогда, остро стоит вопрос экологического воспитания д...
Статья "Экологическое воспитание малышей"
Экологическое воспитание малышейЭкологическое образование уже стало неотъемлемой частью дошкольной педагогики. В настоящее время, как никогда, остро стоит вопрос экологического воспит...
Статья: "Экологическое воспитание посредством опытно-экспериментальной деятельности в дошкольном возрасте"
Люди, научившиеся… наблюдениям и опытам, приобретают способность сами ставить вопросы и получать на них фактические ответы, оказываясь на более высоком умственном и нравственном уровне в сравнении с т...
Статья: «Экологическое воспитание в детском саду»
Многие годы работаю с детими и экологическое воспитание считаю одним из важнейших направлений в воспитательной работе в ДОУ. За это время выработала свою систему работы по экологии, чем хочу поделитьс...
Статья"Экологическое воспитание детей"
Экологическое воспитание детей...
Статья «Экологическое воспитание – это воспитание нравственности, духовности и интеллекта»
«Экологическое воспитание – это воспитание нравственности, духовности и интеллекта»...