конспект занятия для детей старшего дошкольного возраста "Волшебная капелька"
план-конспект занятия по окружающему миру (старшая группа)

Яруллина Венера Равилевна

Конспект занятия для детей старшего дошкольного возраста "Волшебная капелька"

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon konspekt_volshebnaya_kapelka.doc63 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект ООД «Путешествие  Капельки»

Цель – продолжать обеспечивать развитие познавательного интереса.

 Интеграция образовательных областей: «Познавательное развитие», «Речевое развитие», «Физическое развитие», «Художественно – эстетическое», «Социально – коммуникативное».

Задачи:

  • Образовательная область «Познавательное развитие» - систематизировать знания детей о воде, объяснить причину выпадения осадков в виде дождя и снега; помочь понять, что такое круговорот воды в природе.
  • Образовательная область «Речевое развитие» - активизировать словарь детей словами: круговорот воды в природе, карта мира.
  • Образовательная область «Физическое развитие» - способствовать развитию слухового и зрительного внимания, формированию навыка ориентировки в пространстве.
  • Образовательная область «Художественно – эстетическое» - подвести к мысли правильно держать карандаш.
  • Образовательная область «Социально – коммуникативная» - подвести к мысли безопасного поведения при выполнении опыта; вызвать желание  у детей объяснять простые опыты.

Виды деятельности: познавательно – исследовательская, игровая, коммуникативная, изобразительная, двигательная.

Методы и приемы:

- Словесный (игра «Загадки и отгадки», игра «Что было бы, если не было воды?; рассказ);

- Практический (физкультминутка «Ходят капельки по кругу», проведение опытов, работа с картой, мнемотаблицей);

- Наглядный (презентация).

Формы организации: фронтальная.

Средства обучения: персонаж «Капелька», глобус, карта мира, проектор, тетради на каждого ребенка, карандаши; мнемотаблица.

Предварительная работа. Беседы о воде как природном ресурсе, загадывание загадок, экспериментирование с водой, чтение стихов о воде, инее, росе, дожде, снеге;  рассматривание глобуса.

Ход занятия:

Воспитатель загадывает загадку детям

В мире и реках обитает,

Но часто по небу летает.

А как наскучит ей летать,

На землю падает опять. (Вода)

- Догадались, о чем мы будем сегодня говорить? (О воде).

Воспитатель. Ребята, сегодня в гости к нам пришла «Капелька» и предлагает нам отправиться в небольшое путешествие. (Показывает глобус). Вы уже знаете, что это? (Глобус).

Воспитатель. Глобус - это модель земного шара, если смотреть из космоса, то так выглядит наша Земля. А теперь посмотрите на карту мира. Что на карте изображено голубым цветом? (Реки, моря, океаны). Вода занимает 3/ 4 части Земли. Только благодаря такому количеству воды на планете возможна жизнь. Вода большая труженица и помощница человека.

- Кому же нужна вода? (Человеку, животным, растениям, рыбам).

- Может ли человек прожить без воды? А растения? (Они сразу погибнут).

- Как люди используют воду в быту? (пьют, варят еду, стирают и т.д.).

- Можно ли пить воду из моря и  океана и   почему? (Нельзя, она соленая)

- Какую воду можно пить? (Пресную).

Давайте поиграем в игру « Что было бы, если бы не было воды»:

- земля была бы сухая;

- не выросли бы растения;

- не было бы животных, насекомых, рыб;

- не было бы жизни на Земле.

В народе существует много пословиц и поговорок о воде. Давайте вспомним их. Я буду начинать, а вы заканчивать.

1.Вода и мельницу … (ломает).

2.Дождь прибивает, а солнышко (поднимает).

3.Каждая река к морю… (тянется).

4. Рыбки гуляют только в воде, и не гуляют…(нигде).

Игра «Загадки – отгадки»

А сейчас я загадаю вам загадки, а вы отгадайте, во что может превращаться волшебница – вода.

(Загадывание загадок сопровождается показом иллюстраций)

1.Что за звездочки такие на пальто и на платке,

Все сквозные, вырезные,

А возьмешь – вода в руке (снежинка)

2.Утром бусы засверкали

Всю траву собой заткали,

А пошли искать их днем

Ищем, ищем не найдем(роса)

3. Говорю я брату:

« Ох, с неба сыплется горох,

Вот чудак,- ответил брат

Твой горох – ведь это…(град)

4.В огне не горит,

В воде не тонет (лед)

5.На дворе – горой,

А в избе – водой (снег).

6.Много этого добра

Возле нашего двора,

А рукою не возьмешь,

И домой не принесешь (туман).

7.Серебристой бахромой

На ветвях висит зимой,

На ветвях висит зимой,

А весною на весу

Превращается в росу (иней).

Воспитатель. Перечислите, ребята, во что вода – волшебница умеет превращаться. (Туман, иней, лед, дождь, град, росу, снег).

Физкультминутка «Ходят капельки по кругу».

Вставайте ребята в круг, наша гостья «Капелька» хочет поиграть с нами. Представьте себе, что вы все капельки, а я – мама Тучка.

- Идите, капельки, отдохните, а потом быстро к маме – Тучке бегите.

Капельки прыгают по земле, скучно им стало прыгать поодиночке. Собрались они все вместе и поплыли веселым ручейком (по два человека), встретились ручейки и стали большой рекой (в одну цепочку). Текла – текла речка и попала в море (двигаемся по кругу). Плавали - плавали капельки и вспомнили, что их ждет мама – Тучка. Тут выглянуло солнышко, пригрело их своими лучами, потянулись капельки к солнышку – и вернулись к маме – Тучке.

Воспитатель. Наш город большой, чистой воды ему требуется много, поэтому из рек мы берем тоже много воды. Как, вы, думаете, почему же тогда вода в реках не кончается? (Варианты ответов детей).

- Как река пополняет свои запасы? (Ответы детей).

Опытно – экспериментальная работа

Воспитатель. Давайте вскипятим воду в электрическом чайнике.

(Дети помогают налить воду в чайник, воспитатель включает чайник, все вместе наблюдают за ним, находясь на безопасном расстоянии.)

Воспитатель. Что выходит из носика чайника при закипании воды? Откуда пар появился в чайнике – мы же наливали воду?  (Вода при нагревании превратилась в пар).

Воспитатель подносит к струе пара холодное стекло.   Подержав некоторое время над паром, выключает чайник.

Воспитатель. Посмотрите, что произошло со стеклом.

 Откуда появились капельки воды на стекле? Перед опытом стекло было чистым и сухим.  (Когда пар попал на холодное стекло, он опять превратился в воду.)

Воспитатель. Вот так происходит и в природе. (Показ слайда «Круговорот воды в природе».) 

 

Капелька. Каждый день Солнце нагревает воду в морях и реках, как только что нагрелась в вашем чайнике. Вода превращается в пар. В виде пара, мы,  крошечные, невидимые капельки влаги поднимаемся в воздух. У поверхности воды воздух теплее. Чем выше поднимается пар, тем холоднее становится воздух. Пар снова превращается в воду. Капельки все собираются вместе, образуют облако.

- Ребята, кто может рассказать, как образуются снежинки? (Рассказы детей).

Капелька. Снежинки образуются так же, как и капли дождя. Когда очень холодно, капли воды превращаются в кристаллики льда – снежинки и падают на землю в виде снега. Дождь и растаявший снег стекают в ручьи и реки, которые несут свои воды в озера, моря и океаны. Они питают землю и дают жизнь растениям. Затем вода повторяет свой путь. Весь этот процесс называется круговорот воды в природе.

Самостоятельная работа детей.

 Детям предлагается самостоятельно рассмотреть схему, заполнить мнемотаблицу «Приключение Капельки» и по памяти зарисовать ее.

Рефлексия.

В заключение воспитатель  читает стихотворение Н.А. Рыжовой.

В природе путешествует вода,

Она не исчезает никогда:

То в снег превратится, то в лед,

Растает - и снова в поход.

По горным вершинам

Широким долинам

Вдруг в небо взовьется,

Дождем обернется.

Вокруг оглянитесь,

В природу вглядитесь:

Вас окружает везде и всегда

Эта Волшебница - наша вода.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия «Ознакомление детей старшего дошкольного возраста с символикой Нижнего Новгорода».

Конспект занятия «Ознакомление детей старшего дошкольного возраста с символикой Нижнего Новгорода».   Цель: Формировать представления о символике Нижнего Новгорода. Высказывать предп...

Конспект занятия для детей старшего дошкольного возраста"Кот Леопольд в гостях у детей".

Конспект для детей старшего дошкольного возраста«Кот Леопольд в гостях у детей» Цель: заложение основ толерантности у старших дошкольников.Задачи:Образовательные:Способствовать формированию ...

КОНСПЕКТ ЗАНЯТИЯ ДЛЯ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА «ДЕТИ ВОЙНЫ»

Цель: формирование у детей старшего дошкольного возраста патриотических чувств на основе ознакомления их с экспозицией музея, посвященной героическим страницам истории родного города и боевым традиция...

Конспект занятия для детей старшего дошкольного возраста по формированию толерантного отношения к детям с ограниченными возможностями здоровья

Цель: - развитие толерантного отношения к детям с ОВЗ.Задачи:- гармонизация межличностных отношений между условно здоровыми детьми и их сверстниками с ОВЗ,- формирование чувств сопереживания, уважения...

Конспект занятия для детей старшего дошкольного возраста "Маленьким детям - большие права"

В данном конспекте представлен опыт работы педагога с детьми старшего дошкольного возраста на тему "Права и обязанности детей"....

Конспект занятия для детей старшего дошкольного возраста «Спички детям — не игрушка!»

Конспект занятия для детей старшего дошкольного возраста «Спички детям — не игрушка!»Цель: закрепление знаний пожарной безопасности.Задачи:Закрепить знания детей об оп...