Картотека игр, опытов, экспериментов, с детьми 1 младшей группы
картотека по окружающему миру

Мясникова Оксана Дмитриевна

Катотека экспериметальной деятельности для детей раннего возраста направлена на развитие у детей познавательной активности. В картотеку вошли игры, опыты, эксперименты с природным материалом, которые можно проводить в разных видах деятельности детей.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл kartoteka_igr_opytov_eksperimentov.docx34.23 КБ

Предварительный просмотр:

Картотека игр, опытов, экспериментов, с детьми 1 младшей группы

Карточка № 1

Д/упражнения (Форма организации – предметно-манипулятивная деятельность, режимные моменты):
«Помоем ручки», «Умоем куклу», «Плавают кораблики», «Поймай ручки»
.

Цель: учить детей манипулировать с водой . Дать представление о том , что водой можно умываться, опускать в неё руки и вылавливать различные предметы. Воспитывать культурно-гигиенические навыки и желание играть сообща.

Карточка № 2

«Водичка-водичка» (форма организации - игра).
Цель:
 дать детям представление о том, что вода может литься, может брызгать.

«Напоим куклу чаем» (форма организации - часть занятий).


Цель:
 дать детям представление о том, что вода жидкая, поэтому может разливаться из сосуда

«Чистые ручки» (форма организации - часть занятий, режимные моменты).


Цель:
 дать детям представление о том, что руки станут чище, если их помыть водой.

Карточка № 3

 «Помощники» (форма организации - опыт).

Цель: дать детям представление о том, что предметы станут чище, если их помыть водой.

«Найди пингвинёнка» (форма организации опыт).
Цель:
 дать детям представление о том, что вода прозрачная. «Прятки» (форма организации опыт).

Цель: дать детям представление о том, что вода прозрачная, но может стать мутной.

«Разноцветная водичка» (форма организации часть занятия).
Цель: дать детям представление о том, что вода не имеет цвета, но её можно покрасить.

Карточка № 4

«Будем пить» (форма организации - режимные моменты).

Цель: дать детям представление о том, что вода имеет вкус.

«Что получится» (форма организации опыт).

Цель: дать детям представление о том , что некоторые вещества в воде растворяются.

 «Вкусная водичка» (форма организации-опыт).

Цель: дать детям представление о том, что некоторые вещества в воде растворяясь, могут передавать воде свой вкус.

Карточка № 5

Вода:

«Заморозили» (форма организации опыт).


Цель:
 дать детям представление о том, что вода может превращаться в лёд.

 «Разогреем» (форма организации – опыт)

Цель: дать детям представление о том, что лёд может превратиться в воду.

«Теплая, холодная» (форма организации - часть занятия).
Цель: 
дать детям представление о том, что вода может быть теплой и холодной.

Карточка № 6

Вода:

«Куда делась вода?» (форма организации – опыт)
Цель: дать детям представление о том, что вода может испаряться. «Откуда берётся вода?» (форма организации – опыт)
Цель:
 познакомить детей с процессом конденсации. (форма организации - опыт).

«Высушим» (форма организации – часть развлечения)
Цель:
 дать детям представление о том , что влажные салфетки высыхают быстрее на солнце, чем в тени.

Карточка № 7

 Песок:

«Песочек» (форма организации – игра).
Цель: 
дать детям представление о том, что песок бывает сухой и мокрый

«Посыпалки» (форма организации опыт).

Цель: дать детям представление о том, что сухой песок может сыпаться.

«Испечём угощение» (форма организации – часть занятия)

Цель: дать детям представление о том , что мокрый песок принимает любую нужную форму.

«Следы» (форма организации – игра).
Цель:
 дать детям представление о том , что на мокром песке остаются следы и отпечатки..

Карточка № 8

Воздух:

«Поймаем воздух» (форма организации - игра).

Цель: дать детям представление о том, что воздух не виден. «Наберём воздух в стакан» (форма организации – опыт).

Цель: дать детям представление о том , что воздух не пропускает воду.

«Выпустим воздух из стакана» (форма организации – опыт)

Цель: дать детям представление о том, что вода может выместить воздух.

«Буря в стакане» (форма организации –игра).

Цель: дать детям представление о том , что воздух легче воды. «Утопим игрушку» (форма организации – режимные моменты).

Цель: дать детям представление о том, что воздух легче воды.

Карточка № 9

«Мой весёлый звонкий мяч» (форма организации – игра).

Цель: дать детям представление о том, что мячик прыгает высоко, потому что в нём много воздуха.

 «Лодочка плыви» . (форма организации - часть занятия).

Цель: дать детям представление о том, что предметы могут передвигаться при помощи воздуха. 

«Сделаем ветерок» (форма организации – наблюдение на прогулке).

Цель: дать детям представление о том, что ветер – это движение воздуха. 

Карточка № 10

Камни:

«Помоем камешки» (форма организации - опыт).

Цель: дать детям представление о том ,что камни тонут в воде, потому что они тяжёлые. 

«Тёплые-холодные» (форма организации — опыт).

Цель: дать детям представление о том, что камни могут быть холодными и тёплыми.

«Твёрдый-мягкий» (форма организации - опыт).

Цель: дать детям представление о том, что камни твёрдые. 

Карточка № 11

«Лёгкий – тяжёлый» (форма организации – часть занятия)

Цель: дать детям представление о том, что камни могут быть лёгкие и тяжёлые.

«Какой формы камень?» (форма организации – часть занятия).

Цель: дать детям представление о том, что камни имеют разную форму.

«Помоем камешки» (форма организации — опыт).

Цель: дать детям представление о том, что камни тонут в воде, потому что они тяжёлые.

Карточка № 12

Бумага:

«Бумажные листочки» (форма организации – опыт).

Цель: дать детям представление о том, что бумага лёгкая.

«Тонкая-толстая» (форма организации - опыт).

Цель: дать детям представление о том, что бумага может быть тонкой и толстой.

 «Порвём бумагу» (форма организации – опыт).

Цель: дать детям представление о том, что бумага может рваться. «Кораблик»

Цель: дать детям представление о том, что бумага не тонет в воде. 

Карточка № 13

«Плавает, тонет» (форма организации — опыт).

Цель: закрепление знаний о весе предмета.

Задачи:

Учить определять легкие и тяжелые предметы (одни остаются на поверхности воды, другие тонут).

Способствовать созданию радостного настроения.

Игровое упражнение «Бросаем камешки в воду» (форма организации – игра)

Взрослый предлагает ребенку бросать камешки в воду. Камешки находятся в плоской миске. Ребенок берет камешки по одному двумя-тремя пальцами и бросает их в воду. Сначала ребенок бросает одной рукой, потом другой.

Карточка № 14

«Разноцветные кораблики»

Ребенку предлагается опускать в воду разноцветные кораблики. В ходе этой игры можно закреплять знания детей о цвете, формировать умение группировать кораблики с опорой на цвет. Так, одному ребенку можно предложить поиграть с синими корабликами, а другому — с красными.

Игровое упражнение « Собери большие и маленькие камешки».

(форма организации – часть развлечения)

В емкости находятся большие и маленькие камешки. Взрослый предлагает ребенку достать сначала большие камешки, а потом маленькие и сложить их в миску. Усложняя игру, можно предложить ребенку складывать большие камешки в одну миску, маленькие - в другую

Карточка № 15

«Пластилиновые узоры» (форма организации – игра)

Цель:

Развивать силу рук, соотносящие движения рук, знакомить с приемами лепки. Материалы:

Листы картона, формата А4, намазанные тонким слоем пластилина, кусочек пластилина.

Ход игры:

Раздать детям пластилин и показать, как отщипнуть от большого куска маленький кусочек и скатать из него шарик. Затем попросить детей самостоятельно сделать несколько пластилиновых шариков.

Предложить детям положить шарик на основу и катать на него пальчиками - получится кружок пластилиновое пятнышко, а если оттянуть шарик вниз, получится пластилиновая линия.

После того, как дети освоят эти приемы, предложить им сделать пластилиновые картины: «конфетки», «ягодки», «трава», «дождик», «снег».

Карточка № 17

Игра «Погремушка» (форма организации – часть занятия)

Цель:

Развивать хватательные и соотносящие движения рук.

Материалы:

Небольшие пластиковые бутылочки с пробками (на количество детей); мелкие предметы (кольца, фасоль, камешки и др.); коробочки по количеству.

Ход игры

Предложить детям посмотреть на пластиковую бутылку с бусинками внутри, погреметь бутылкой. «Посмотрите, какая у меня погремушка. Вот как она громко гремит. Давайте сделаем много погремушек».

Раздать детям приготовленные бутылочки и попросить открыть крышку. Затем раздать коробочки с различными мелкими предметами и предложить положить эти предметы в бутылку.

Показать малышам, как брать предметы по одному (двумя пальцами или щепотью), и опускать их в узкое горлышко бутылки. После того как дети положат предметы внутрь своих сосудов, предложить им закрыть бутылки крышками и погреметь. Количество предметов можно постепенно увеличивать.

Карточка № 16

«Что внутри?» (форма организации – игра)

Цель:

Развивать соотносящиеся движения рук.

Материалы:

Разнообразные коробки и непрозрачные банки небольшого размера с крышками, конфеты, мелкие предметы.

Ход игры:

Спрятать в коробки или банки конфеты или мелкие предметы. Раздать коробки малышам и предложить открыть их:        «Смотрите, какие красивые

коробочки, интересно, что зам внутри? (погремите коробкой). Давайте откроем и посмотрим. Игру можно проводить в песочнице.

Карточка № 18

«Цветик - Семицветик» (форма организации – игра)

Цель:

Развивать соотносящие движения рук, тонкую моторику пальцев ру к, учить застегивать и расстегивать пуговицы.

Материалы:

Цветик-Семицветик, игрушка изготавливается из ткани. Вырезать из ткани 2 круга диаметром 13 см., внутрь вставить синтепон, на ровном расстоянии пришиваются пуговицы на ножках средней величины (7шт), пришить к ним петли, используя неширокую резинку или кусочек шнура. Пришить лепестки к середине цветка.

Ход игры:

Показать детям цветок: «Это Цветик-Семицветик. У него снимаются лепестки. Предложить детям поочереди снять лепестки и поиграть с ними, собрать из лепестков цветок (пока не'притягивая пуговицы). Когда дети научатся так пристегивать лепестки, показать, как пристегивать лепестки к середине цветка. Можно положить лепестки на воду в разных местах группы, предложить детям найти их и пристегнуть их к цветку.

Карточка № 19

«Солнышко светит» (форма организации – игра)

Материалы: круг желтого цвета из плотного картона, диаметром 15 см., прищепки.

Ход игры:

Предложить детям: «Посмотрите в окно. Видите, как ярко светит солнце, давайте сделаем такие же солнышки. Мы превратим этот круг в солнышко, мы сделаем ему лучики». (Дети прикрепляют к краю круга прищепки двумя пальцами.

Карточка № 21

«Солнышко светит» (форма организации – игра)

Материалы: круг желтого цвета из плотного картона, диаметром 15 см., прищепки.

Ход игры:

Предложить детям: «Посмотрите в окно. Видите, как ярко светит солнце, давайте сделаем такие же солнышки. Мы превратим этот круг в солнышко, мы сделаем ему лучики». (Дети прикрепляют к краю круга прищепки двумя пальцами

Карточка № 20

Игра «Покажи пальчики»

Цель:Развивать соотносящие и хватательные движения рук.

Материалы:

Пластмассовые бигуди диаметром 2-2.5мм., трикотажные перчатки.

Ход игры:

Попросите детей поднять руки, растопырив пальчики. Наденьте малышам на пальчики разноцветные бигуди, а затем предложите их снять второй рукой. Когда дети научатся снимать бигуди с пальцев, можно попросить их самостоятельно надеть бигуди на пальцы себе или соседу. «Давайте нарядим наши пальчики в разноцветные одежки вот так».

Карточка № 22

«Запасливая мышка» (форма организации – часть занятия)

Цель:

Координировать движения пальчиков при пересыпании фасоли ложечкой.

Ход игры:

Предложить детям при помощи ложки, совка или воронки пересыпать крупу из одной емкости в другую: «Жила-была на свете мышка-норушка. Она была очень запасливая. У нее в норке хранились разные крупы и семена. Давайте поможем мышке разложить зернышки в банки, коробочке, пакеты. Теперь запасы хорошо сохранятся. Подобную игру можно проводить в песочнице.

Карточка № 23

«Запасливая мышка» (форма организации – часть занятия)

Цель:

Координировать движения пальчиков при пересыпании фасоли ложечкой.

Ход игры:

Предложить детям при помощи ложки, совка или воронки пересыпать крупу из одной емкости в другую: «Жила-была на свете мышка-норушка. Она была очень запасливая. У нее в норке хранились разные крупы и семена. Давайте поможем мышке разложить зернышки в банки, коробочке, пакеты. Теперь запасы хорошо сохранятся. Подобную игру можно проводить в песочнице.

Карточка № 25

Игра «Что внутри?» (форма организации – игра)

Цель:

Развивать соотносящиеся движения рук.

Материалы:

разнообразные коробки и непрозрачные банки небольшого размера с крышками, конфеты, мелкие предметы.

Ход игры:

Спрятать в коробки или банки конфеты или мелкие предметы. Раздать коробки малышам и предложить открыть их:        «Смотрите, какие красивые

коробочки, интересно, что зам внутри? (погремите коробкой). Давайте откроем и посмотрим. Игру можно проводить в песочнице.

 Карточка № 24

Игра «Ловим раков»

Цель:

Формировать навыки расстегивания прищепок.

Материалы:

Игрушечное ведро. Прищепки.

Ход игры:

Прикрепить прищепки к краю игрушечного ведра. Предложить детям снять прищепки и сложить их в ведро. Разыграть ситуацию: «Рыбак поймал в реке раков и сложил их в ведро, а раки стали расползаться. Давайте сложим в ведро».

Карточка № 26

Игра «Бумажные снежки» (форма организации – часть занятия, развлечения)

Цель:

Развивать силу рук.

Материалы:

Листы бумаги.

Ход игры:

Раздать детям листы и поиграть, смять их в комочки (объяснить детям, что мять можно, только ненужную бумагу). Затем: предложить детям поиграть в «снежки»: «Какое сей час время года? Лето, а как хочется поиграть в снежки! Давайте сделаем снежки не из снега, а из старой бумаги и поиграем.

Карточка № 27

Игра «Осенние листья»

Цель:

Развивать соотношения хватательных движений рук.

Материалы:

Листы бумаги.

Ход игры:

Раздать детям листы бумаги и предложить сделать осенние листья, разорвав бумагу на кусочки. Показать малышам, как это делается, затем пусть попробуют самостоятельно сделать листочки. Когда листья будут готовы, организовать игру «Осенние листья». Показать, как листья падают с деревьев и кружатся на ветру, затем вместе с детьми собрать листья в кучу. Попросить малышей помочь нам убрать листья.

Карточка № 28

Игра «Спрячь руки» (форма организации – игра)

Цель:

Развитие хватательных движений, осязание.

Материалы:

Разные виды круп или песок, миска.

Ход игры:

Занятие проводится индивидуально или с группой детей, которые действуют по очереди. Насыпается в глубокую миску крупа (около 1 кг.). Предложить ребенку спрятать руки, погрузив их глубоко в крупу, сжать их в кулаки и пожимать пальцами. Объяснить детям, что действовать нужно аккуратно, чтобы не рассыпать крупу.

Карточка № 29

Игра «Найди игрушку» (форма организации – игра с одним ребёнком)

Цель:

Развивать хватательные движения, осязание.

Материалы:

Разные виды круп или песок, мелкие игрушки и предметы, миска.

Ход игры:

Занятие проводится индивидуально или с группой детей, которые действуют по очереди. Насыпать в глубокую миску крупу, затем спрятать в крупу игрушку и предложить детям найти ее. Игры можно проводить в песочнице.

Карточка № 30

Игра «Пересыпь крупу» (форма организации – часть занятия)

Цель:

Учить пересыпать сыпучие вещества из одной емкости в другую.

Материалы:

разные виды круп, ложка, совок, воронка, различные емкости, пластмассовые чашки, сосуды, пакеты.

Ход игры:

Предлагается детям пересыпать природный материл. Работают дети в подгруппе, 3-4 ребёнка. Игровой сюжет можно менять в зависимости от темы. Например: «Угостим белку», «Запасы для белочки», «Зёрнышки для птиц», и др.

Карточка № 31 «Весёлая полоска» (форма организации – игра с подгруппой).

Цель: познакомить со свойствами бумаги и действием на неё воздуха; развивать любознательность.

Материал:  Полоска бумаги.

Ход: Будем  мы сейчас играть и полоску оживлять. Раз, два, три – посмотри! Полоску бумаги надо держать вертикально за один конец и дуть на неё. Почему она движется? (она лёгкая)

Полоску бумаги держать горизонтально за оба конца, поднести к губам и втянуть воздух. Что произойдёт? Почему? (полоска прилипнет к губам – на неё действует сила воздуха).

Полоску бумаги прижать к стене и сильно подуть на неё, руки в этот момент убрать. Почему полоска не упала? (на неё действует сила воздуха).

Карточка № 32 «Ветер - это движение воздуха» (форма организации – часть занятия)

Материал: на конце ниток  наклеены разные насекомые (вырезаны из тонкой бумаги).

Ход: воспитатель предлагает посмотреть в окно, - есть ли ветер? Можно ли прямо сейчас пригласить ветер в гости? (Если на улице сильный ветер, достаточно открыть форточку, и дети увидят, как колышется занавеска). Откуда берётся ветер? Воспитатель раздаёт ниточки, на концах которых прикреплены бабочки, божьи коровки, вырезанные из бумаги. Воспитатель предлагает подуть на ниточки. Что происходит? (Бабочки и божьи коровки улетают). Да, бабочки и божьи коровки улетают, благодаря струйке ветра, идущего изо рта.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Картотека опытов и экспериментов с детьми младшей группы.

Мы, педагоги и родители воспитанников дошкольных образовательных учреждений хотим видеть наших детей любознательными, общительными, самостоятельными, творческими личностями, умеющими ориентироваться в...

Картотека опытов - экспериментов для детей младшей группы

Картотека опытов - экспериментовдля детей младшей группы...

Картотека Содержание опытов – экспериментов во 2 младшей группе:

Опыт №2 «Делаем дорожки и узоры из песка»Цель:  продолжать знакомить со свойствами песка: из сухого можно нарисовать любой узор. Из мокрого – нет....

Картотека Содержание опытов – экспериментов во 2 младшей группе:

Опыт № 4. «Определение цвета».Цель: ознакомление со свойством  песка (цвет)....

Картотека Содержание опытов – экспериментов (во второй младшей группе)

Опыт №2 «Делаем дорожки и узоры из песка»Цель:  продолжать знакомить со свойствами песка: из сухого можно нарисовать любой узор. Из мокрого- нет....

Картотека опытов – экспериментов во 2 младшей группе

Опыты - эксперименты во 2 младшей группе....