Формы, методы и средства экологического воспитания детей старшего дошкольного возраста
статья по окружающему миру (старшая группа)

Целью экологического воспитания является - формирование начал экологической воспитанности: правильного отношения ребенка старшего дошкольного возраста к окружающей его природе и окружающей среде, к себе и людям как части природы.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл formy.docx24.26 КБ

Предварительный просмотр:

Формы, методы и средства экологического воспитания

детей старшего дошкольного возраста

 

Форма «есть внутренняя организация содержания». Это есть способ организации воспитательного процесса. Слово «forma» в переводе с латинского означает наружный вид, внешнее очертание. Организация эффективного воспитания возможна только при знании и умелом использовании разнообразных форм организации педагогического процесса.

Из главных форм экологического воспитания старших дошкольников можно выделить такие как: экскурсии, занятия, праздники и досуги на экологическую тему. А также можно отнести к формам ознакомление детей с природой и окружающей средой, трудовую деятельность в повседневной жизни, или же организацию выставок на экологическую тему.

Занятия считаются главной формой по ознакомлению детей с природой и окружающей средой, с помощью них педагогу, возможно, классифицировать и формировать знания детей старшего дошкольного возраста о природе и ее системе с учетом возраста ребенка и окружающей среде. Из трудов С. Н. Николаевой возможно отметить следующие типы экологических занятий, которые абсолютно различаются друг от друга задачами, логикой, а также процессом организации. Выделяются следующие типы экологических занятий: занятия первично – ознакомительного, углубленно – познавательного, обобщающего и комплексного типов.

В занятиях первично – ознакомительного типа детей старшего дошкольного возраста ознакамливают о различных видах животных, растений, как за ними нужно заботиться, условия их существования и обитания, которые не могут быть исследованы посредством мониторинга или представлены в ближайшей окружающей среде. Для формирования у детей старшего дошкольного возраста правильного представления и понимания о природе и окружающей среде нужно проводить занятия, основным компонентом которого, выступают различные демонстрационные и учебные пособия. С детьми старшего дошкольного возраста рассматриваются картины природы, для того, чтобы выходить за границы изображенного сюжета. Так же детьми рассматривается ряд картин, поскольку исходя из детского опыта у детей формируется область взглядов. На занятиях первично-ознакомительного типа с детьми старшего дошкольного возраста можно рассматривать живые объекты природы, но только в том случае, если они оказались в детском саду случайно, поселились на некоторое время.

Углубленно – познавательные занятия обозначают детям старшего дошкольного возраста взаимосвязи с природой, растениями и животными. Темы таких занятий можно установить рядом конкретных четких зависимостей. Ряд конкретных зависимостей доступны пониманию и усвоению для детей старшего дошкольного возраста. Из данных занятий дети старшего дошкольного возраста выясняют связи существования и роста растений от факторов окружающей среды, например, садовые растения, овощные культуры, их сезонными изменениями. Также это занятия о животном мире, о приспособленности животных к окружающей среде, например, о маскировочной окраске, способы выживания и передвижения. Опытная деятельность предоставляет огромный результат согласно развитию представлений о маскировочной окраске животных.

Углубленно – познавательные занятия обозначают детям старшего дошкольного возраста связи между природой, растениями и животными.  

        Занятия         углубленно         –         познавательного         типа формируют интеллектуальное воспитание детей старшего дошкольного возраста. Детей старшего дошкольного возраста учат определять причинно – следственные взаимосвязи, разумно анализировать, приводить информацию к заключениям, все это сводится к тому, что усиленно формируется мышление старшего дошкольника.

На занятиях обобщающего типа педагог определяет цель отметить ряд значительных свойств, то есть свойственных и значительных. Так же воспитатель для категории объектов и на их базе создает единое понимание.

Практика обучения показывает, что обобщения должны строиться на конкретных различных знаниях, систематически приобретаемых детьми на протяжении всего дошкольного возраста, а также получаемых в процессе многократных наблюдений за объектами в природе.

В старшем дошкольном возрасте все тематические занятия могут быть

суммированы и обобщены. У педагогов есть возможность продемонстрировать и изложить детям старшего дошкольного возраста целостность форм в живой природе и окружающей среде. Содержанием обобщенных взглядов могут быть закономерно меняющиеся явления: рост и развитие растений, сезонные изменения в природе.  

Дети старшего дошкольного возраста следят за процессом роста цветов, растений, овощей на огороде. Со временем у детей накапливается много ярких и разных представлений, непосредственно на этой основе знаний можно создать общее понимание о растениях, которые развиваются из маленького семечка, цветет, затем появляются новые семена. Чтобы растение росло, за ним нужен тщательный уход, свет, тепло и внимание. Ребенок начинает осознавать, что цветок, растение или дерево не способен жить без воды, света, он нуждается во внимании, таким образом, у ребенка старшего дошкольного возраста формируются милосердие, любовь, отзывчивость.

Занятия обобщающего типа усиленно формируют умственные способности детей старшего дошкольного возраста, то есть уметь сопоставлять, сопоставлять, делать заключения.

Занятия комплексного типа могут решить различные задачи формирования детей старшего дошкольного возраста, возводятся напрямую на разнообразных видах деятельности, данные занятия, возможно, осуществлять на абсолютно всех возрастных группах, но в особенности могут быть полезны данные занятия для старших дошкольников.

Занятия комплексного типа в сфере экологического воспитания могут проводиться в различных возрастных группах. Например, с детьми старшего дошкольного возраста в конце осени, возможно, выполнить занятие игрового типа, на котором у детей появляются знания и понятия об осеннем сезоне. Комплексные занятия на осеннюю тему, возможно, сформировать из некоторых разных элементов и ввести разнообразную деятельность. Такое комплексное занятие, если оно правильно организовано, по времени может выходить за рамки обычного занятия - смена деятельности не вызовет усталости и скуки. Тем более что по своему усмотрению воспитатель может в подходящий момент использовать музыку в записи, сделать веселую физкультминутку.

Экскурсии представляют большую роль в экологическом воспитании старших дошкольников, на которых возможно изучить различные виды органического мира. Так же ведутся исследования по окружающей среде, объектами, явлениями природы в разные периоды года. На занятиях дети могут научиться разбираться и ориентироваться на местности. Дети         старшего дошкольного возраста         выражают большую заинтересованность к работе с экспериментами. С помощью экспериментов у детей старшего дошкольного возраста можно воспитать и сформировать познавательный интерес к природе и окружающей среде, у детей формируется внимательность и мыслительная деятельность. Эксперименты можно осуществлять с помощью объектов неживой природы, а также с растениями, могут быть связаны с трудом в центре живой природы, на огороде, клумбе и так далее. При каждом эксперименте выявляется фактор наблюдения, за каким-либо объектом или явлением. Эксперименты и опыты формируют психологическую обстановку, стимулируют много различных положительных эмоций. С помощью несложных опытов, у детей формируется познавательная заинтересованность, они стремятся к новым познаниям. При каждом опыте ребенку необходимо объяснить цель, ход процесса, чтобы ребенок осознавал причинно – следственную взаимосвязь.

Природоохранные акции - это общественно - значимые мероприятия, направленные на сохранение объектов природы. Они направлены, прежде всего, для формирования у детей и взрослых экологической культуры, экологического сознания, экологического мировоззрения. Это могут быть такие акции, как: «Голубой патруль», «Птичья столовая», «Поможем зимующим птицам» и т.д. С помощью данных акций, у детей развиваются такие качества как милосердие, забота, любовь. Природоохранные акции представляют собой комплексные мероприятия, которые вовлекают детей и взрослых в процесс сохранения окружающей среды и природы. Акции состоят из четырех этапов, таких как: подготовительный, познавательно – исследовательский, практической деятельности, подведение итогов. Птицы, деревья, растения – все это может стать объектом экологической акции. Акции в основном проводят в какие – либо даты или события. Целью экологической акции является создание условий для формирования экологической культуры и знаний. Основными задачами экологической акции можно назвать: формирование познавательного интереса, бережливого отношения к природе и развитие положительного отношения к природе и окружающей среде у детей старшего дошкольного возраста.

Большой вклад в развитие экологического воспитания могут внести экологические праздники. Очень важным фактором является возрождение народных традиций (обычаев, обрядов), а также решается целый ряд задач: нравственных, эмоциональных, эстетических. Это такие праздники, как «Осенины», праздник «Русской березки», «День Земли». Экологические праздники вызывают у детей старшего дошкольного возраста положительные эмоции, с помощью эмоций у ребенка проявляется бережное отношение к природе и окружающей среде. С помощью экологических праздников можно повысить эффективность воспитательного процесса, а также создаются благоприятные условия для формирования доброго отношения к природе. От одного слова праздник у ребенка поднимается настроение, с праздником связаны большие ожидания и надежды. В праздник «День Земли» педагоги и дети старшего дошкольного возраста могут совместно вырастить какую-либо рассаду. В старшей группе детского сада содержание и сюжет экологического праздника можно построить по произведениям С. Я. Маршака, А. Л. Барто, К. И. Чуковского. У каждого экологического праздника имеется своя идея и цель. Экологический праздник может состоять из игр, шуток, игр, а также музыкальных игр. Содержание праздника должно быть разнообразным и интересным, чтобы создавалась возможность активного участия всех детей.

В экологическом воспитании детей старшего дошкольного возраста применяются три метода воспитания: наглядные, практические и словесные. К наглядным методам относятся: наблюдение, рассматривание картин. Игры, опыты и моделирование, все это можно отнести к практическим методам воспитания детей старшего дошкольного возраста. Рассказы педагогов и детей, чтение художественной литературы на экологические темы, басни о природе и окружающей среде – все это словесные методы экологического воспитания.

Метод (от греч. methodos - путь исследования или познания, теория, учение), совокупность приёмов или операций практического, или теоретического освоения действительности, подчинённых решению

конкретной задачи. Метод с точки зрения экологического образования, отмечает С.Н. Николаева, способ совместной деятельности воспитателя и детей, в ходе которого осуществляется формирование экологических знаний, умений и навыков, а также воспитание отношения к окружающему миру.

Существует три метода экологического воспитания детей старшего дошкольного возраста: наглядные, словесные, практические, данные виды используются на протяжении долгого времени. У каждого из методов имеются свои приемы разного направления.

К наглядным методам экологического воспитания детей старшего дошкольного возраста относятся:

  • наблюдение - это специально созданное педагогом, целенаправленное, более или менее длительное и планомерное, активное восприятие детьми объектов и явлений природы. С помощью данного метода экологического воспитания можно приобрести различные познания, например, установить внешний вид, формы и качества объекта или сезонные явления. Наблюдение может объяснить и природу во всей ее красоте и разнообразии детям старшего дошкольного возраста. Наблюдение может проводиться как персонально, так и маленькими группами, так и со всей группой воспитанников. Педагог ставит конкретные задачи перед наблюдением, и можно разделить на эпизодическое, длительное и обобщающее.
  • применение иллюстративно-наглядного материала в работе с детьми старшего дошкольного возраста. При знакомстве детей старшего дошкольного возраста с природой и окружающей средой педагог применяет различный иллюстративно – наглядный материал, такой как картины, репродукции с картин, слайды, модели, экологические фильмы. С помощью иллюстративно – наглядного материала у детей фиксируются и закрепляются познания и понятия о восприятия природных явлений и объектов. С помощью наглядного метода у детей можно формировать знания и понятия о природе и окружающей среде за которой невозможно следить в данное время в данной местности.

К практическим методам экологического воспитания детей старшего дошкольного возраста относятся:

  • моделирование. Зачастую на основе чувственного постижения необходимо «создать» в сознании абстрактное, обобщенное понимание о предмете или целом явлении природы, сформировать схему исследуемого явления. Чтобы правильно решить данные задачи, педагог использует моделирование как метод ознакомления детей старшего дошкольного возраста с природой и окружающей средой. Метод наблюдения основан на принципе замещения реальных объектов предметами, схемами или знаками.
  • несложные опыты и экспериментирование применяется для того, чтобы познания детей о природе и окружающей среде были понятными и осознанными, в детских образовательных организациях используются довольно простые опыты. Опыт – это наблюдение, которое проводится в специально организованных условиях. С помощью опытов у детей старшего дошкольного возраста создается познавательная заинтересованность к природе и окружающей среде, а также формируется внимательность и интеллектуальная деятельность. Из каждого опыта можно отметить причину, то есть почему мы наблюдаем за этим явлением, дети приходят к заключениям с выводами. При проведении опыта педагог не должен причинять вред природе, окружающей среде, растениям и животным.
  • ознакомление детей старшего дошкольного возраста с природой и окружающей средой в играх. Дети знакомятся с природой с помощью разных игр, игр с правилами и дидактических игр. Дидактические игры помогают детям закреплять и увеличивать понятия об объектах и предметах природы и окружающей среды, животных и растениях.  Педагоги подводят детей к тому, что они учатся систематизировать и подводить итоги по приобретенным данным. Настольные игры, такие как домино и парные картинки, помогают систематизировать и классифицировать познания о животных, растениях, природе и окружающей среде. С помощью словесных игр у детей закрепляются знания о свойствах и признаках тех или иных предметов. Подвижные игры на экологические темы, связанные с подражанием повадкам животных. С помощью подражания животных, у детей старшего дошкольного возраста наиболее лучше закрепляются познания о природе и окружающей среде. С помощью экспериментальных игр дети старшего дошкольного возраста убеждаются в достоверности физических и природных явлений. («Тонет – не тонет», «Мыльные пузыри», «Сделаем растворы», «В какой воде легче плавать»). В старших группах с успехом можно использовать соревновательные игры, игры - путешествия.

К словесным методам экологического воспитания детей старшего дошкольного возраста относятся:

-рассказ педагога о предметах и явлениях природы. Главная цель рассказа как метода – формирование у детей старшего дошкольного возраста определенного понимания о наблюдаемом предмете или явлении в данный момент. Повествование можно применять для того, чтобы посвятить детей в неизвестные им факты об объекте или явлении. Чтобы сформировать рассказ, воспитатель должен не только говорить словами, которые знают дети старшего дошкольного возраста, но и включать новые, которые будут обогащать их речь.

  • применение художественной природоведческой литературы способно основательно оказывать воздействие на чувства детей. С помощью данного метода у детей старшего дошкольного возраста возможно сформировать этические понятия, такие как любовь, милосердие и бережного отношения к природе и окружающей среде. Лучше совмещать чтение книг с наблюдением за природой, после каждой прочитанной книги происходит обсуждение.
  • беседа как метод ознакомления детей с природой. Дидактические

цели беседы возможно поделить на установочные, итоговые и эвристические виды. С помощью установочной беседы с детьми старшего дошкольного возраста возможно пробудить внимание детей, непосредственно вызвать интерес к деятельности.  

Существующий навык детей старшего дошкольного возраста актуализируется, протекает взаимосвязь между приобретенными прежде познаниями, и будущими наблюдениями либо экскурсией. С помощью эвристической беседы формируются предпосылки различных явлений природы и окружающей среды с помощью размышлений, эта беседа строится согласно прошедшему опыту приобретенных знаний. Эвристическая беседа помогает понять детям старшего дошкольного возраста взаимосвязи, которые имеются в природе и окружающей среде, помогают без помощи других разрешать проблемы на экологические темы. Окончательная беседа помогает детям старшего дошкольного возраста классифицировать и подводить итог об окружающей среде и природных явлениях, которые были получены в результате игр, чтения и наблюдений.  

С помощью метода проектов, дети старшего дошкольного возраста могут копить опыт и познания без помощи других, обучение происходит в форме исследовательской работы. Проектная деятельность делает детей старшего дошкольного возраста любознательными и активными. Участвуя в проектах, ребенок старшего дошкольного возраста развивается, учится находить выход из трудной ситуации, напрямую становится более уверенным в своих силах. Метод проекта учит детей трудиться в группе и самостоятельно, дети начинают проявлять интерес к новой информации,

изучать ее.

Задачи по экологическому воспитанию детей старшего дошкольного возраста могут реализоваться с помощью таких форм и методов как:  

  • экологические марафоны, викторины, КВН;  
  • экологические акции, особенно совместно с родителями;  
  • составление экологических карт и планов экологических троп;  
  • экологические выставки и экспозиции;  
  • создание экологических музеев;  
  • экологические тренинги;  
  • создание экологических агитбригад и «зеленого патруля»;  
  • коллекционирование объектов природы;  
  • инсценировки и театрализации на экологические темы;  
  • встречи с представителями профессий, связанных с защитой окружающей среды;  
  • посещение выставок (домашних животных, выставки цветов);  
  • участие вместе с родителями в проведении выставок, изготовление кормушек и скворечников с последующим их размещением на территории детского сада или во дворах домов.

Средства экологического воспитания детей старшего дошкольного возраста разделяются на учебные пособия и вспомогательные учебные пособия. Учебные пособия выступают объектами исследования, а вспомогательные учебные пособия помогают исследовать окружающую природу. Учебными пособиями могут быть как объекты неживой природы, например, камни, вода, так и объектами живой природы, например, растения и животные. Так же учебные пособия могут являться изображениями объектов и явлений природы, картинами, макетами и модулями.

К вспомогательным средствам экологического воспитания относят оборудования, которое помогает изучать объекты и явления окружающей природы. А это:

-оборудование для экспериментирования и опытов (зеркала, колбы, сосуды, измерительные приборы и т. д.);

-оборудования для центра природы и уголка познавательно-практической деятельности (лейки, тяпки, колбы, измерительные приборы и др.)

-экскурсионные принадлежности (рюкзаки, сачки, удочки и др.);

-оборудования для работы на участке (грабли, лопатки, совки, веники

и др.);

-оборудование для демонстрации наглядного материала (доска, диапроектор и т.д.).

   


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по теме: «Детский туризм как средство экологического воспитания детей старшего дошкольного возраста»

Экологическое воспитание детей не возможно без непосредственного взаимодействия с природой. Природное окружение является мощнейшим стимулом для развития  познавательных способностей, нравственно-...

Мастер-класс «Игры и эксперименты, как средство экологического воспитания детей старшего дошкольного возраста»

Повысить уровень профессионального мастерства педагогов, в развитие  познавательной активности детей старшего дошкольного возраста посредством игр и экспериментирования с объектами и явлениями ок...

«Реализация проекта «Лэпбук, как средство экологического воспитания детей старшего дошкольного возраста» в рамках современного экологического образования дошкольников с ОВЗ в дошкольной образовательной организации».

Данные методические рекомендации предназначены для работы с детьми старшего дошкольного возраста. Использование инновационной игровой технологи «лэпбук», является успешным шагом на пу...

Статья на тему: "Методы, формы и средства экологического воспитания детей старшего дошкольного возраста в дошкольной образовательной организации"

quot;Методы, формы и средства экологического воспитания детей старшего дошкольного возраста в дошкольной образовательной организации"...

«Использование метода моделирования в экологическом воспитании детей старшего дошкольного возраста».

  Моделирование в детском саду – это совместная деятельность воспитателя и детей, направленная на создание и использование моделей. Моделирование -это з...