Проект "Юные исследователи"
проект по окружающему миру (средняя группа)

Рыжова Юлия Александровна

Обогащение опыта познавательно-исследовательской деятельности детей среднего дошкольного возраста.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл proekt_yunye_issledovateli.docx39.29 КБ

Предварительный просмотр:

Проект «Юные исследователи»

Возраст – средняя группа (4-5 лет)

ПАСПОРТ ПРОЕКТА

Наименование проекта

«Юные исследователи»

Наименование организации

ГБДОУ детский сад № 29 Пушкинского района Санкт-Петербурга

Разработчики проекта

Шайтанова Наталья Константиновна, воспитатель

Рыжова Юлия Александровна, воспитатель

Сроки проекта

по продолжительности – долгосрочный 2021-2022 г. (1 год)

Тип проекта

-по количеству участников: фронтальный (дети, родители (законные представители), педагоги);                                      

 -по доминирующей деятельности: информационно–практико–ориентированный, творческий;                                                                                                                                         -по содержанию: интегрированный;            

 Актуальность

Путей развития интеллектуального творческого потенциала личности существует много, но собственно исследовательская деятельность, бесспорно, один из самых эффективных. Умения и навыки исследователя, полученные в детских играх и на специальных занятиях, легко прививаются и переносятся в дальнейшем во все виды деятельности. Важно помнить то, что самые ценные и прочные знания – не те, что усвоены путем выучивания, а те, что добыты самостоятельно, в ходе собственных творческих изысканий.       Самое важное то, что ребенку гораздо легче изучать науку, действуя подобно ученому (проводя исследования, ставя эксперименты, др.), чем получать добытые кем-то знания в готовом виде. Склонность к исследованиям свойственна всем детям без исключения.

        Ребенок стремится к знаниям, а само усвоение знаний происходит через многочисленное «зачем?», «как?», «почему?». Он вынужден оперировать знаниями, представлять ситуации и пытаться найти возможный путь для ответа на вопрос.

        Обучение должно быть «проблемным», т. е. должно содержать элементы исследовательского поиска. Организовать его надо по законам проведения научных исследований, строиться оно должно как самостоятельный творческий поиск. Тогда обучение – творческая деятельность, тогда в нем есть все, что способно увлечь, заинтересовать, пробудить жажду познания.

Цель: Обогащение опыта познавательно - исследовательской деятельности детей среднего дошкольного возраста посредством игр – экспериментов с различными материалами.

Задачи:

- Формировать представления о различных сторонах изучаемого объекта, его взаимоотношениях с другими объектами и средой обитания;

- Формировать умение самостоятельно выражать собственное мнение об увиденном и услышанном;

- Поддерживать у детей инициативу, сообразительность, самостоятельность, оценочное и критическое отношение к миру;

- Способствовать        ознакомлению        детей        со        свойствами явлений природы        и различных материалов, развитию любознательности, мышления и речи детей в процессе наблюдений        за        реальными        природными объектами и к практическому   экспериментированию;

- Развивать        познавательно-исследовательскую        деятельность        детей через наблюдения за объектами неживой природы.

Этапы реализации проекта:

I этап – установочный (октябрь).

Изучение        психолого-педагогической        литературы        по теме детского экспериментирования;

Диагностирование детей, анализ полученных результатов;

Консультация для        родителей        «Значение        познавательно исследовательской деятельности для детей средней группы».

Определение цели,        задач        проекта, сроков реализации, предполагаемого результата.

II этап – подготовительный (ноябрь - декабрь)

Подбор методической, научно-популярной и художественной литературы, иллюстративного и дидактического материала по данной теме, основного оборудования и материала для оснащения детской экспериментальной лаборатории.

Создание развивающей предметно-пространственной среды соответствующей возрасту детей и санитарным требованиям;

Создание картотеки экспериментов для детей среднего возраста (правила работы   в центре экспериментирования, тематические альбомы и пр.)

Составление плана работы над проектом.

Разработка игр, способствующие реализации цели проекта, конспектов занятий с  элементами экспериментирования.

III этап – реализация проекта (январь – май)

IV этап – заключительный (май)

  • Обобщение результатов работы.
  • Презентация проекта.
  • Показ итогов работы.
  • Представление опыта работы на педагогическом совете.

Календарный план реализации проекта

 

Объект

Название опыта

Цель опытно-

исследовательской деятельности

Материал и оборудование

Живая природа

1.

Семена растений

«У кого какие детки».

Выделить общее в строении семян. Побудить к

называнию частей строения семян: ядрышко, оболочка.

Овощи, фрукты, ягоды, подносы, лупа, изображения растений, коллекция семян.

2

Растения

«Расти, расти, росток»,

«Растения

«пьют» воду»,

Выделить циклы развития растения: семя-росток растение-цветок плод-семя.

Семена, предметы ухода за растениями; влажная ткань, лупа.

3.

Мех

Шубка белая, стала серая»

Выявить зависимость изменений в жизни

животных от изменений в неживой природе.

Кусочки плотного и  редкого меха,

рукавички из тонкой, плотной ткани и меховые.

4.

Деревья

«Кому нужны

деревья в лесу»,

«С какого

дерева лист?»

Выявить некоторые особенности деревьев.

Нитки, лоскутки, вата, кусочки меха, тонкие веточки, палочки,

камешки.

Карточки «Для чего нужны деревья в лесу?»

НОД Познавательное развитие. Тема: «Кому нужны деревья в лесу» НОД Познавательное развитие. Тема: «Схема превращения»

НОД Рисование. Тема: «Зайчик серенький стал беленьким» Беседа «Из чего мы сделаны?» (Стул, стол и др.)

Д/И «Найди предмет из дерева», «Хорошо-плохо». Игра на деревянных ложках.

Беседы: «Как растут растения», «Почему животные меняют шубу?»

Дидактические игры: «Узнай, с какого дерева лист», «Опиши дерево», «Что есть у дерева?»,

«Чьи детки», «Чудесный мешочек», «Вершки и корешки».

Труд: Уход за растениями в уголке природы. Наблюдения за ростом растений, лука.

Чтение русской народной сказки: «Мужик и медведь», «Колосок». Сбор семян растений на прогулке.

Неживая природа

1.

Вода

«Вода жидкая, она льется»

«Прозрачная, мутная вода».

«Окрашивание воды»

«У воды нет запаха и вкуса».

«Плавает- тонет»

Выявить свойства воды: вода может быть теплой и холодной; в воде растворяются некоторые вещества; вода прозрачная, но может менять свою окраску, запах, когда в ней растворяются окрашенные пахучие вещества.

Емкость с водой (холодной и теплой), кристаллический

ароматизированный краситель, палочки для размешивания, мерные стаканчики.

2.

Вода

Изготовление цветных

льдинок.

Познакомить с двумя

агрегатными состояниями воды - твердым и жидким. Выявить свойства и качества воды: превращается в лед (замерзает на холоде,

принимает форму емкости, в которой находиться).

Емкость с окрашенной водой, разнообразные формочки, веревочки.

НОД Познавательное развитие. Тема: «Живая вода»;

Беседа: «Путешествие волшебной капельки», «Что такое вода?», «Где «живет» вода?», «Что умеет вода?»; «Круговорот воды в природе», «Если б не было воды», «Почему воду надо беречь?»

Чтение стихотворения Б. Заходера «Течет река».

Чтение рассказов: «Маленькие человечки», «Рассказ о круговороте воды для детей» С.Добрицкой.

Отгадывание загадок, заучивание потешек, стихов о воде, чтение текстов из энциклопедий с рассматриванием иллюстраций.

Игра с водой «Тонет – не тонет», «Разноцветная вода»

Наблюдение за облаками, сосульками, морозными узорами на окне.

3.

Снег, лед

«Замораживани е воды»,

«Таяние снега»,

«Сравнение льда и снега»

Формировать у детей представление о том, что снег и лед в тепле тают, и

образуется вода. Установить

зависимость изменений в природе от сезона.

Снеговик с носом из сосульки, емкость.

НОД Познавательное развитие. Тема: «Лед- вода», «Твердое – жидкое»,

Чтение: Е. Благининой «Снег», А. Дэви «Зима», «Снежинка», Т. Новицкая «Белый снег  пушистый», А. Мельников «Художник картину всю ночь рисовал».

Наблюдение за падающими снежинками. Рассматривание альбома «Зима».

Лепка снеговика (из снега)

Рассматривание снежинок через лупу.

Игра «У кого, какой след», Сооружение построек из снега.

Изготовление с детьми цветных льдинок и сосулек для украшения деревьев на групповом участке.

4

Воздух

«Воздух

невидимка»,

«Чем мы дышим»,

«Что легче: воздух или вода?»,

«Как поймать воздух?», «буря в стакане»

Выявить свойства воздуха: невидим, без запаха, не

имеет формы, Сравнить свойства воды и воздуха (воздух легче воды).

Два целлофановых пакета (один с водой, другой с воздухом), алгоритм описания

свойств воздуха и воды.

Игра на духовых музыкальных инструментах. Надувание воздушных шариков.

Наблюдения за вращением вертушки, за движением флажка.

Определяем направление ветра «Воздух работает» (парусные суда, воздушные шары и т.д.).

Игры «Мой веселый звонкий мяч», «Чья лодка быстрее?»

Игры с воздушными шарами, ленточками, вертушками, мыльными пузырями Рисование «Нарисуй ветер»

Чтение: Т. А. Шорыгина «Зеленые сказки», «Прозрачный невидимка».

 Чтение русской народной сказки «Пузырь, соломинка и лапоть»

5.

Песок, глина

«Легко ли сыплется песок?»

Выделить свойства песка и глины: сыпучесть, рыхлость.

Емкости с песком и глиной; емкости для

пересыпания; лупа, сито.

6.

Песок, глина.

«Куда исчезла вода?»

Определить, что песок и глина по – разному впитывают воду.

Прозрачные емкости с сухим песком, с сухой глиной, мерные

стаканчики с водой.

Беседы: «Животные и песок», «Где используют песок». Проблемная ситуация «Как получить чистый песок?»

Чтение Т. А. Шорыгина «Зеленые сказки»: «О связи неживой и живой природы». Игра «Испечем пироги для гостей», «Рисуем на песке».

Физические явления

Цвет

«Волшебная кисточка»

Получить оттенки синего цвета на светлом фоне, фиолетовый цвет из красной и синей краски.

Палитра, краски, по четыре контурных изображения воздушных шаров.

Магнит

«Почему скрепка

движется?»

«Полезные» магниты»

Знакомство с магнитом и его свойствами. Учить

простейшему

экспериментированию с магнитом.

Магнит, мелкие предметы из разных материалов.

3.

Свет

«Свет вокруг нас»,

«Солнечные зайчики»

«Свет – тень»

Определить принадлежность источников света к природному или рукотворному миру,

назначение, некоторые особенности строения

Картинки с изображением

источников света

(солнце, луна, звёзды,

месяц, светлячок, костёр, лампа, фонарик

рукотворных источников света.

и т.д.). Несколько предметов, которые не

дают света.

НОД Познавательное развитие. Тема: «Знакомство с магнитом» НОД Познавательное развитие. Тема: «Волшебные лучи» Беседа: «Волшебный предмет», «Полезные» магниты».

Беседы: «Как получается свет? Значение света в жизни человека?». Наблюдение «Когда появляется тень?».

Наблюдение за солнцем.

Игра «Поймай свою тень», «Свет повсюду»

П/игра «День - ночь», «Поймай солнечного зайчика» Игра: «Чей улов больше?»

Человек

1.

Организм человека

Что мы знаем о себе?

«Ушки - подслушки».

Продолжать знакомить детей с организмом человека.

Закреплять умение выделять особенности объекта

исследования, обобщать полученные знания; развивать познавательный интерес

Карточки: «Орган слуха»,

«Что мы слышим»

2.

Орган осязания

«Язычок – помощник»

Познакомить со строением и значением языка, поупражняться в определении вкуса

продуктов.

Набор разнообразных продуктов питания (горький, сладкий,

кислый, соленый вкус).

3

Орган обоняния

«Умный нос»

Определить по запаху предметы, познакомить с особенностями работы носа.

Различные цветы, продукты с

характерным запахом, емкости, содержащие пахучие вещества,

картинки, с изображением

соответствующих продуктов.

НОД. Познавательное развитие. Тема: «Наши помощники-органы чувств» Загадки про органы чувств.

Беседа: «Основные системы нашего организма», «Для чего нужны глаза?»,

Беседы: «Почему надо беречь свое здоровье?», «Какой орган чувств нам помогает?» Проблемная ситуация: «Как помочь повару?», «Для чего нужен язык?».

Дидактическая игра: «Полезная еда».

Дидактическая игра «Узнай по голосу», «Узнай по запаху». Чтение стихотворения С.Маршака «Одна дана нам голова» Игра-викторина «Путешествие в волшебную страну».

Сказка про «Веселого язычка».

Рассматривание картин: «Паши помощники», «Органы чувств».

Рукотворный мир

1.

Стекло

«Волшебное стекло»

«Приборы - помощники»

Познакомить детей с понятием «отражение».

Познакомить со свойствами   зеркала.

Узнавать предметы, сделанные из стекла, определять его качества (структура поверхности, толщина, прозрачность) и свойства (хрупкость,

теплопроводность).

Стеклянные стаканчики и трубочки, окрашенная вода, спички,

спиртовка, алгоритм описания свойств

материала.

2.

Резина.

«Качества и свойства резины»

Узнавать вещи, сделанные из резины, определять ее

качества (структура поверхности, толщина) и свойства (плотность,

упругость, эластичность).

Резиновые предметы: ленты, игрушки, трубки; спички,

алгоритм описания свойства материала.

3.

Металл.

«Качества и свойства

металла»

Узнавать предметы из металла, определять его качественные

характеристики (структура поверхности, цвет) и

свойства (теплопроводность, ковкость, металлический

блеск).

Металлические предметы, магниты, емкости с водой,

спиртовка, спички, алгоритм описания свойств материала.

НОД по речевому развитию «Расскажи про свою любимую игрушку», «Опиши предмет». Рассматривание отражений в зеркале.

Беседа: «Почему тень похож на предмет?»;

Беседа: «Путешествие в мир стеклянных вещей», «Мои любимые игрушки. Из чего они сделаны?», «Из чего делают резину?».

Беседа: «Какие резиновые предметы ты знаешь?», «Игрушки из металла» Проблемная ситуация «Как его увидеть?», «Большие насекомые» Наблюдения за с тенью в разное время суток.

Чтение произведений: С. Баруздин, «Мой весёлый звонкий мяч», «Наша Таня» А. Барто (резина).

Просмотр мультфильмов «Уроки тётушки Совы: предметы вокруг нас».

Перспективный план работы с родителями в рамках проекта

Октябрь

•        Привлечение к созданию познавательно-развивающей среды в группе.

•        Консультация для родителей: «Значение познавательно-исследовательской деятельности для детей средней группы».

Ноябрь

•        Оформление наглядной информации в родительском уголке: «Уголок познавательно-исследовательской деятельности в ДОУ»

•        Консультация на тему: «Роль семьи в развитии познавательной активности дошкольников».

Декабрь

•        Памятка: «Соблюдение безопасности при проведении опытов и экспериментов в домашних условиях»

•        Консультация для родителей. Тема: «Экспериментирование в домашних условиях»

Январь

 •        Беседа: «Развитие исследовательских способностей детей в игре на прогулке».

•        Предложить родителям провести эксперименты с детьми на выходных.

Февраль

•        Консультация: «Значение опытно – экспериментальной деятельности в психическом развитии ребенка»

•        Помощь родителей в подборе наглядной информации о стекле и его свойствах.

Март

•        Мастер-класс от родителей: «Как мы проводим опыты дома»

Апрель

•        Консультация для родителей «Роль семьи в развитии интереса ребенка к опытно - экспериментальной деятельности».

•        Предложить родителям провести дома вместе с детьми опыты с магнитами.

Май

•        Оформление папки «Маленькие исследователи»

•        Презентация опыта работы по реализации проекта на родительском собрании.

Предполагаемый результат:

- Расширение знаний об окружающей природе, свойствах воды, воздуха, почвы, песка и их роли в окружающем мире;

- Формирование бережного отношения к природе;

- Развитие наблюдательности; формирование коммуникативных навыков.

Список используемой литературы:

1. Дыбина О. В., Рахманова Н. П. Щетинина В. В. Неизведанное рядом: Занимательные опыты и эксперименты для дошкольников/О. В. Дыбина (отв. Ред.). М.:ТЦ Сфера, 2005. – 192 с.

2. Иванова И. А. Естественно - научные наблюдения и эксперименты в детском саду. Человек. - М.: ТЦ Сфера,2004. – 224 с.

3. Савенков А. И. Методика исследовательского обучения дошкольников. – Самара: издательство «Учебная литература»: Издательский дом «Федоров», 2010. – 128 с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическое обеспечение. Рабочая программа для детей старшего дошкольного возраста "Юные исследователи"

Данная программа направлена  на формирование исследовательской деятельности старших дошкольников. Программа приведена в соответствии с ФГОС ДО в 2017 году....

Юнный исследователь

Муниципальное дошкольное образовательное учреждениедетский сад  № 12 «Василёк» с.Раздольное. Конспект занятия по исследовательской  деятельностив старшей разновозрастной группе.«Юные исследователи».Во...

Презентация работы с конкурса педагог-исследователь .

Здесь можно узнать о моей музыкально-ритмической деятельности....

Наши почемучки - будущие исследователи!

Воспитатель МДОУ «центр развития ребёнка - детский сад№4 «Золотая рыбка »Кутайцева Людмила Алевтиновна Наши почемучки - будущие исследователи!Дошкольный возраст чрезвычайно важен для развит...

Проект "Юные исследователи"

Тип проекта:  Информационно – практико – ориентированный.Вид проекта:  Групповой.Цель проекта:   Развитие познавательных способностей детей, посредством опытно-эксперименталь...

Презентация "Робот и человек" на конкурс "Я -исследователь"

Дети стали считать роботов более совершенными, чем человек,  стали постоянно сравнивать. Беседы с воспитателями, родителями, сотрудниками библиотеки, изучение информации в интернете, чтение книг ...

Карапузы - исследователи.

Весна!Прилетели птицы, побежали ручьи, распускаются цветы, просыпаются букашки… На улице столько стало интересного, нового, манящего. Все  хочется посмотреть, многое испробовать, исследоват...